Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

Республика Башкортостан

в ноябре 1993 года

1.    ВВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Октябрьские события в Москве определенным образом отразились на общественно-политической ситуации в республике. Конфликт между двумя ветвями власти, закончившийся кровопролитием, способствовал усилению центробежных сил. Перед населением республики замаячила угроза быть втянутым в гражданскую войну. Сложившиеся условия благоприятствовали тому, что власти на местах стали брать инициативу в свои руки.

Надо отдать должное умению М.Г.Рахимова оценить ситуацию и оптимально использовать ее преимущества для принятия нужных решений.

Московские события поставили под угрозу суверенитет республики, и наиболее верным решением в данной обстановке для руководства республики было введение института президентства.

Однако для этого надо было получить поддержку со стороны населения и должным образом подготовить общественное мнение. Тем более, что два года назад на сессии Верховного Совета РБ было принято постановление «О приостановлении выборов Президента Башкирской ССР».

Механизмом для формирования определенного общественного мнения явились публикации в республиканских газетах под рубрикой «О чем люди пишут М.Г.Рахимову».

Люди пишут главе парламента республики о том, что им «не по душе события в Москве, что настоящего суверенитета нет и что Ельцин и его криминальное окружение не оставят Башкортостан в покое и не простят принципиальной позиции Рахимова М.Г.» Они благодарят руководство республики, которое «прилагает все усилия, чтобы сохранить жизнь в республике на должной высоте, и создает условия для политического спокойствия». Одни опасаются, что с введением президентской Конституции будут ликвидированы республики, а вместо них образованы губернии. Другие отмечают в М.Г.Рахимове такие положительные качества, как ум и рассудительность.

Так пишут простые люди, пенсионеры, рабочие, жители из разных городов и районов республики и РФ.

А ученые — политологи, юристы, историки — стали высказываться на страницах печати о необходимости введения в республике института президентства, научно обосновывая при этом свою точку зрения. По их мнению, наработанная в политологии теория института президентства, практический опыт стран с президентским правлением позволяют признать, что президент является символом государственной надежности, стабильности, гражданского согласия в обществе, гарантом уверенности людей в завтрашнем дне. Обязанность президента — защищать интересы не только отдельного класса, группы, слоя, этноса, а интересы всего многонационального народа. Назначение президента означает объединение народа, согласование разнородных интересов социальных групп, недопущение крайних, насильственных (тем более военных) форм и средств разрешения конфликтов. Если народ этого хочет, то ему нужен обязательно президент.

Хотя уже и есть федеральный президент в Москве, дело в том, что у населения Республики Башкортостан имеются свои интересы и потребности, а удовлетворение этих потребностей, реализация этих интересов практически осуществляются не в Москве, а в Башкортостане. Представитель российского президента (пусть он будет даже не пришлый, аместный) в первую очередь будет преследовать интересы центра, беспрекословно выполнять волю федерального президента, а не волю народов республики.

Пока что, считают башкирские ученые, в РФ складывается авторитетный тип политической системы, авторитарный режим власти. И это еще одно обстоятельство в пользу необходимости иметь в республике своего президента. Он будет избран населением Башкортостана, а следовательно, будет и непосредственно ответственен и подконтролен народам республики. Учитывая непредсказуемость в решениях нынешнего федерального президента, народ Башкортостана вправе иметь своего президента, который мог бы в какой-то степени нейтрализовать решения центра, расходящиеся с потребностями республики, с интересами ее населения.

Таким образом, по мнению ученых-специалистов, в республике назрела острая необходимость введения института президентства.

Поскольку противоположного мнения по данному вопросу ни в официальной, ни в другой печати не высказывалось, по-видимому, большинство населения вынуждено было признать эту точку зрения единственно верной.

Руководство же республики, не откладывая в долгий ящик решение этого вопроса, созвало 4 ноября 21-ю (внеочередную) сессию Верховного Совета РБ.

Основным в повестке дня был вопрос: «О реформировании системы органов власти республики и о проекте Конституции РБ». Сессия приняла решение провести 12 декабря выборы президента РБ. Возражений на этот счет со стороны депутатова не было. Они признали утратившими силу постановления 1991 года «О приостановлении выборов Президента Башкирской ССР» и о моратории на выборы в высшие и местные органы государственной власти.

Это решение было обосновано тремя главными аргументами: гарантией стабильности, разделением властей и защитой суверенитета республики.

Были внесены некоторые поправки к законам о президенте и о выборах президента. В частности, кандидаты на президентскую должность должны представить заключение независимой медицинской комиссии о состоянии своего здоровья. Пункт об обязательном владении башкирским языком, несмотря на споры, остался без изменения.

На другой же день после принятия решения о выборах президента в адрес сессии начали поступать телеграммы от трудовых коллективов, которые, проявив большую оперативность, уже успели выдвинуть кандидатом в президенты РБ М.Г.Рахимова. Верховный Совет республики путем тайного голосования и подавляющим большинством голосов (при 4 голосах против) постановил поддержать выдвижение этой кандидатуры рядом трудовых коллективов Башкортостана. Таким образом, уже на сессии началась кампания по выдвижению кандидатов в президенты РБ.

2.    ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

12 декабря в бюллетени для голосования будут включены имена двух кандидатов в президенты Республики Башкортостан: председателя Верховного Совета РБ М.Г.Рахимова и председателя правления Международного акционерного коммерческого банка «Восток» Р.Ф.Кадырова.

Борьба за президентское место между этими двумя кандидатами началась еще два года назад, когда поднимался вопрос о выборах президента Республики Башкортостан. Временами то усиливаясь, то утихая, она шла постоянно, и к настоящему моменту она достигла своего апогея.

Если в прошлые годы у Р.Ф.Кадырова было больше шансов быть избранным на пост президента республики, то на сегодня они весьма незначительны. Снижению рейтинга Р.Ф.Кадырова способствовало несколько факторов. Во-первых, многие жители республики вложили свои приватизационные чеки в Чековый инвестиционный фонд банка «Восток» в надежде получить какую-то прибыль. Однако их ожидания не оправдались, до сих пор никто не получил своих дивидендов. Это обстоятельство вызвало у многих вкладчиков разочарование.

Ощутимым ударом для банка и его газеты «Экономика и мы» оказался одновременный уход из редакции этой газеты нескольких его сотрудников, включая заместителя редактора, ответственного секретаря, заведующего экономическим отделом и других рядовых работников газеты. Это обстоятельство сыграло на руку команде М.Г.Рахимова и тут же было использовано ею в предвыборной борьбе. Уволившиеся журналисты устроили пресс-конференцию, на которой выступили с резкой критикой в адрес редактора газеты А.И.Брянцевой, а также руководства банка «Восток». Они говорили о царившем в газете авторитарно-командном стиле правления, когда подавлялась свобода слова, журналистам навязывалось насильно мнение руководства, которое считалось единственно верным и обсуждению не подлежало. Эта пресс-конференция четыре дня подряд транслировалась по каналу считающейся независимой телекомпании «Толпар», а также по башкирскому радио.

Но наиболее серьезной проблемой в предвыборной борьбе Р.Ф.Кадырова было то, что для него практически был закрыт доступ почти ко всем местным средствам массовой информации и в агитационной работе его команда могла использовать лишь газету банка «Восток». Только центральное телевидение несколько раз предоставляло место в эфире банкиру для изложения его программы. Однако после заявлений Р.Ф.Кадырова об отсутствии у него возможностей выступить в республиканских средствах массовой информации ему была, как сообщила телерадиокомпания «Башкортостан», предоставлена такая возможность, однако он на встречу не явился.

А местное радио, телевидение и печать тем временем развернули крутую агитацию за М.Г.Рахимова, одновременно освещая отрицательные стороны деятельности Р.Ф.Кадырова и его банка «Восток».

Пресс-служба Президиума Верховного Совета РБ выступила с заявлением, в котором Р.Ф.Кадыров обвиняется в том, что в своих публичных выступлениях допускает необоснованные выпады в адрес руководства республики и лично председателя ВС РБ М.Г.Рахимова.

В заявлении говорится о том, что, «не утруждая себя доказательствами, он (Кадыров) обвиняет руководство республики в казнокрадстве, национализме и других грехах».

Пресс-служба Президиума ВС предупредила Р.Ф.Кадырова о том, что в случае дальнейшего использования таких бесчестных приемов, как клевета, оскорбление чести и достоинства, М.Г.Рахимов будет вынужден обратиться в суд.

Кроме того, Р.Ф.Кадыров в своем интервью программе «Утро» имел неосторожность обвинить башкирские банки «Социнвестбанк» и «Башпромбанк» в подтасовке банковских цифр и сведений в силу их финансовой несостоятельности. Хотя представителям предприятий, имеющих свои расчетные счета в «Башпромбанке» известно о его тяжелом финансовом положении, председатель Национального банка Башкортостана М.Сагитдинов опроверг заявление Р.Ф.Кадырова, оценив его как предвыборную суету претендента на президентский пост. По мнению председателя Национального банка, это стабильно и устойчиво работающие банки, чего нельзя сказать о банке «Восток», у которого большие суммы просроченных задолжностей по кредитам, а рентабельность очень низкая. Только в ноябре месяце банк «Восток» четыре дня находился в дебитовом сальдо.

Ведущая телепрограммы «Неделя» Эльза Хорева усмотрела в заявлении Кадырова попытку сорвать контракт о выделении Республикой Саксония Республике Башкортостан кредита в 100 млн.марок, и лишить тем самым жителей республики необходимыхх продуктов, на производство которых предназначался этот кредит. Однако, как известно, договор между Саксонией и Республикой Башкортостан подписывался на кредитование предприятий нефтехимии для их технического перевооружения.

Во всех интервью, будь то на телевидении или в прессе, каждый выступающий независимо от темы беседы считает своим долгом сказать, что лучшей кандидатуры на пост президента, чем М.Г.Рахимов, он больше не видит.

Почти во всех трудовых коллективах республики прошли собрания по выдвижению в кандидаты в президенты М.Г.Рахимова. Со всех концов республики поступают телеграммы в средства массовой информации с рапортом о проведенном мероприятии. В том же направлении проводится работа среди общественных организаций. Правление Уфимского территориального объединения Союза ветеранов Афганистана, Республиканского совета ветеранов, совета инвалидов, профсоюзные организации выступили с поддержкой кандидатуры М.Г.Рахимова на пост президента РБ.

Такая широкая пропаганда в пользу М.Г.Рахимова дает ему большие шансы победить своего противника на арене политической борьбы.

Однако не следует забывать об издержках этой борьбы, когда средства массовой информации, теряя чувство меры в своем излишнем усердии, могут навредить кандидату и прибавить несколько очков его оппоненту.

Тем не менее результаты социологических опросов показали, что рейтинг М.Г.Рахимова в несколько раз превосходит рейтинг его противника.

Если обобщить результаты социологических опросов, проведенных разными независимыми социологическими службами, можно сделать прогноз, что на выборах с явным преимуществом победу одержит М.Г.Рахимов.

Тем более, что многие жители связывают с именем М.Г.Рахимова обеспечение стабильности в республике, укрепление ее экономической самостоятельности, установление межнационального согласия, продуманность проводимых реформ. Апрельский референдум показал, что 75% населения республики поддержали идею экономического суверенитета республики. А как известно, во главе этого процесса стоял нынешний глава башкирского парламента. Если экстраполировать результаты апрельского референдума на президентские выборы, то мы можем получить примерно ту же картину, то есть не менее двух третей избирателей по идее должны проголосовать за М.Г.Рахимова.

3.    ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ К ОБЩЕРОССИЙСКИМ ВОПРОСАМ, ВЫНЕСЕННЫМ НА ГОЛОСОВАНИЕ

Результаты социологических исследований также показывают, что активность избирателей в республике во время выборов будет высокой. Во время апрельского референдума жители республики также отличились своим активным участием в нем. Тому способствовали два фактора: наличие в бюллетенях вопроса, касающегося непосредственно судьбы республики, и дисциплинированность самого населения. На выборах 12 декабря решается вопрос относительно президента республики, который мало кого оставит равнодушным, тем более что претенденты являются широко известными фигурами и за ними стоят определенные политические силы, выражающие интересы определенных слоев населения.

Что касается выборов в Федеральное Собрание, особенно от партий и блоков, у населения республики это не вызывает особого интереса. О некоторых партиях и блоках большинство жителей, особенно в провинции, вообще ничего не слышали, и не только потому, что большая часть их образовалась перед выборами и в связи с выборами, но и потому, что к политическим партиям население республики относится с некоторой осторожностью.

По результатам социологического опроса среди партий и движений наиболее высокий рейтинг у объединения «Женщины России». Чуть ниже популярность «Выбора России» и блока Явлинский — Болдырев — Лукин.

Несколько неожиданными являются данные об одинаковом количестве сторонников партии Российского единства и согласия (С.Шахрай) и Коммунистической партии РФ (Г.Зюганов).

Возможно, приезд С.Шахрая в г.Уфу и встреча с представителями общественности повысили его рейтинг среди избирателей. Тем более, что он ратует за большую самостоятельность регионов и этим привлекает на свою сторону не только руководство республики, но и многих жителей республики. С.Шахрай своей рассудительностью, спокойствием и уравновешенностью произвел благоприятное впечатление на уфимцев, которые по натуре привыкли избегать острых ситуаций.

Невысокий уровень поддержки политических партий и блоков связан с недостаточной информированностью о программах, лидерах, деятельности. Поэтому почти половина опрошенных еще не определились, за какие партии или блоки они будут голосовать, тем более что подобная система голосования внедряется впервые и многие не до конца себе уяснили, в чем она заключается.

Непартийная и неблочная позиция кандидата в этих условиях может оказаться более понятной и потому более выигрышной.

В Совет Федерации Федерального Собрания по Башкирскому избирательному округу №2 зарегистрировано шесть кандидатов:

1. Кадыров Р.Ф. — председатель правления Международного акционерного коммерческого банка «Восток»;

2. Рахимов М.Г. — председатель Верховного Совета РБ;

3. Копсов А.Я. — председатель Совета Министров РБ;

4. Миргазямов М.П. — директор акционерного общества Уфимского завода эластомерных материалов, изделий и конструкций;

5. Швецов Н.А. — председатель правления жилищно-строительного кооперативного объединения «Надежда».

6. Гареев В.М. — генеральный директор научно-производственного объединения «Наука».

Мнения уфимцев по кандидатам, выдвинутым в Совет Федерации России, распределились следующим образом:

— за Рахимова высказались 33%,

— за Копсова — 22,5%,

— за Кадырова — 22%,

— за Швецова — 16%,

— за Миргазямова — 12%,

— за Гареева — 10%.

В списках партий и блоков 25 мест досталось представителям башкирских политических партий.

Большую помощь представителям политических партий и блоков в их предвыборной борьбе мог бы оказать Американский национально-демократический институт, сотрудники которого провели в г.Уфе однодневный семинар. Если бы они прибыли в республику чуть раньше, семинар работал дольше, а его работа заранее рекламировалась в средствах массовой информации, эффективность от его деятельности была бы намного выше.

Что касается вопроса о проекте Российской Конституции, то делать прогнозы о том, как проголосует народ, представляется сложным.

В средствах массовой информации ведется агитация против этого проекта, так как из него исключено определение республики в составе Российской Федерации как суверенного государства, а также Федеративного договора.

По этому поводу было сделано заявление Верховного Совета РБ «О конституционном процессе в Российской Федерации». В нем отмечается, что в проекте игнорируются результаты республиканского референдума 25 апреля 1993 года, делается попытка превратить суверенную республику в разновидность областной автономии и т.д.

Представители Башкирского народного центра «Урал» и Татарского общественного центра, двух организаций, занимающих по ряду проблем противоположные позиции, пришли к согласию относительно проекта новой Конституции РФ и составили совместное заявление, в котором отмечают, что предложенный проект не отвечает принципам подлинного федерализма.

Коренные интересы народов, населяющих обширные территории между Волгой и Уралом, требуют, по мнению лидеров ТОЦ и БНЦ, образования конфедерации республик Волго-Уральского региона.

Однако многие жители республики не читали новый проект Конституции РФ и где-то в своем сознании ощущают сложность задачи, возложенной руководством РФ на них. Там, где ученые и специалисты не смогли справиться с этой задачей, вряд ли сможет средний житель республики, не имеющий возможности, а часто и желания досконально изучить этот серьезный документ, найти правильное решение.

Источники

1. Фуфаев С. 12 декабря — выборы президента // Вечерняя Уфа.— 1993.— 5 сентября.

2. На двадцать первой (внеочередной) сессии Верховного Совета РБ // Советская Башкирия.— 1993.— 6 ноября.

3. Александрова Е. В декабре выбираем президента // Ленинец.— 1993.— 1-7 ноября.

4. О чем люди пишут М.Г.Рахимову // Известия Башкортостана.— 1993.— 4 ноября.

5. Кочергин Н. За стабильность и справедливость // Советская Башкирия.— 1993.— 26 ноября 1993 года.

6. Призыв к сельским избирателям // Советская Башкирия.— 1993.— 26 ноября.

7. Кадыров дает интервью, а банк «Восток» «сальдирует» // Вечерняя Уфа.— 1993.— 18 ноября.

8. Активность будет высокой — таково заключение социологов // Вечерняя Уфа.— 1993.— 18 ноября.

9. Идрисов Р. Определились аграрники // Известия Башкортостана.— 1993.— 30 ноября.

10. Мнение ветеранов // Вечерняя Уфа.— 1993.— 20 ноября.

11. Файзуллин Ф. Черты портрета президента // Вечерняя Уфа.— 1993.— 25 ноября.

12. Поддерживают город и село // Вечерняя Уфа.— 1993.— 25 ноября.

13. Кусмаева М.. Решили поддержать // Советская Башкирия.— 1993.— 20 ноября.

14. Арсланов Р. У мукомолов мнение едино // Советская Башкирия.— 1993.— 20 ноября.

15. Заявление Верховного Совета Республики Башкортостан «О конституционном процессе в Российской Федерации» // Известия Башкортостана.— 1993.— 30 ноября.

16. И выдвигают и поддерживают // Известия Башкортостана.— 1993.— 20 ноября.

17. Прогнозы, прогнозы... // Известия Башкортостана.— 1993.— 20 ноября.

18. Заявление пресс-службы Президиума Верховного Совета РБ // Советская Башкирия.— 1993.— 1 декабря.

19. Саблин Т. Мнения, мнения, мнения... // Советская Башкирия.— 1993.— 1 декабря.

20. Галяутдинов И. Мнение ученых весомо // Известия Башкортостана.— 1993.— 17 ноября.

21. Голос народа — голос истины // Известия Башкортостана.— 1993.— 17 ноября.

22. Никифоров Ю. Нужен ли Башкортостану президент? // Известия Башкортостана.— 1993.—17 ноября.

23. Не вижу другой кандидатуры // Известия Башкортостана.— 1993.— 17 ноября.

24. Визит Шахрая С.М. в Уфу // Вечерняя Уфа.— 1993.— 2 декабря.

25. Рахманов М. Последнее слово — за каждым из нас // Вечерняя Уфа.— 1993.— 2 декабря.

26. Стяжкин А. Благополучие зависит от нашего выбора // Советская Башкирия.— 1993.— 4 декабря.

27. Фуфаев С. Проект Конституции национальные центры не одобряют.— 1993.— 26 ноября.