Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в январе—феврале 1994 года

«Совершенно очевидно, что в дальнейшем российскому правительству не удастся управлять регионами прежними средствами. Роль регионов, субъектов Федерации возрастает, и назревает необходимость четкого разделения полномочий с центром».

Валентин Тубылов, председатель ВС Удмуртии.

 

«В текущем году СМ республики предстоит добиться четкого разделения доходов между бюджетами России и Удмуртии».

Равиль Каримов, первый заместитель председателя СМ Удмуртии.

 

Председатель госкомитета по недрам Удмуртии Павел Бондарчук заявил, что в вопросах недропользования «зарулить в глухую гавань нам не удастся. Если мы — собственники недр, то мы и должны определять правила их использования».

 

Удмуртский премьер Александр Волков не согласен с заявлением Президента России, что реформы переходят к своей решающей стадии. Скорее всего, заявил удмуртский премьер, мы находимся на грани краха. Совершенно необходимо, считает он, корректировать ход реформ.

 

Александр Волков сказал, что депутатский мандат ему был нужен для того, чтобы входить в кабинеты московских министров и влиять на принятие законов на российском уровне. Если сессия ВС УР примет решение о сроках выборов президента Удмуртии и кто-либо из граждан выдвинет его на этот пост, он не будет отказываться. «По закону президент Удмуртии — глава правительства, — сказал он, — сейчас его возглавляю я, причем недавно. Стало быть, мне и карты в руки».

1.    НЕФТЬ, ОРУЖИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

Похоже, миф об «Удмуртском оазисе» [1] претерпевает серьезные испытания и близок к краху. Рожденный воображением экс-советника Президента РФ Михаила Малея и получивший благоприятную почву в республике, он благополучно блекнет в среде политической реальности России.

Миф был воспринят с интересом, но и с недоверием. Впоследствии, правда, оказалось, что продавать оружие за рубеж в новых условиях не так-то легко не только маленькой суверенной Удмуртии, но и самой России. С реализацией нефти также немало проблем. Продать за доллары ее можно, но только в указанные сроки и в указанных объемах, согласно квоте. Напрасно Удмуртия воевала с Россией за увеличение территориальной и конверсионной квот, на поверку оказалось, что и имеющиеся реализуются не полностью. Зато нефть стала причиной множественных скандалов в правительстве Николая Миронова.

Докладывая программу деятельности своего ведомства на заседании Совета Министров 6 января, председатель госкомитета УР по недрам Павел Бондарчук изложил несколько принципов, которым будет следовать его комитет при предоставлении нефтяных месторождений под разработку и добычу в 1994 году.

Первый принцип заключается в том, что пользование недрами будет разрешаться только в тех случаях, когда эти действия будут направлены на благо народов, населяющих УР.

Только Удмуртская Республика, и это второй тезис выступления Павла Константиновича, обладает исключительным правом разрешения на исследование и пользование недрами.

В-третьих, считает Павел Бондарчук, программа развития минерально-сырьевой базы должна стать приоритетной задачей в работе правительства. Особое внимание, например, было предложено уделить индустрии стройматериалов.

Промышленное освоение полезных ископаемых должно осуществляться с применением новейших технологий. Должна быть прекращена их выборочная разработка и добыча.

К использованию месторождений должны допускаться физические и юридические лица, владеющие финансами и материальными гарантиями, своей производственной базой.

Совершенно необходимо определить отношение к иностранным инвесторам. Только фирмы, имеющие опыт практической деятельности по использованию недр и обладающие высокотехнологичной организацией, должны допускаться к нашим богатствам.

План реализации практических мероприятий включает в себя, в частности, создание государственного Фонда геологической информации по полезным ископаемым, находящимся на территории республики, разработку конкурсного положения по пользованию и изучению недр. Одной из основных задач названо также изучение и использование пресных вод в республике.

В качестве заключения Павел Бондарчук заявил, что в вопросах недропользования «зарулить в глухую гавань нам не удастся. Если мы — собственники недр, то мы и должны определять правила их использования».

Выступая по обсуждаемому вопросу, Александр Волков, председатель Совета Министров, заявил, что на полпути правительство не остановится и недра Удмуртии будут использоваться на благо ее народа.

 

Однако кризис неплатежей, невозможность привлечь западные капиталы в экономику Удмуртии, достаточные для решения ее проблем, политика российского правительства по отношению к регионам заставили многое переоценить.

Удмуртская нефть имеет большое содержание парафина и серы и по мировым стандартам нерентабельна. Об этом заявил глава и хозяин всей удмуртской нефти, генеральный директор ПО «Удмуртнефть» Валентин Кудинов, на состоявшемся 8 февраля совещании правительства с руководителями предприятий и организаций промышленности, строительства и АПК республики. Так что все эти затеи достаточно проблематичны.

Валентин Кудинов вновь предложил свой вариант решения проблемы долгов нефтеперерабатывающих предприятий, а заодно и проблемы снабжения Удмуртии бензином и другим топливом, принимая расчеты переработчиков «натурой», то есть топливом и маслами, и реализуя все это через бензоколонки, возвращать таким образом деньги в бюджет.

Он заявил, что может предложить сегодня трех инвесторов для разработки удмуртских месторождений. Сейчас уже ведется работа с совместным российско-чешским предприятием «Уральская нефть». Уже получены первые от этого проекта первые пять миллионов долларов.

Своими личными впечатлениями о перспективах привлечения инвестиций на Запад поделился на пресс-конференции первый заместитель председателя Совета Министров УР Равиль Каримов, побывавший 13-26 января в Нью-Йорке, где он принимал участие в работе российско-американской конференции «Страхование инвестиций: законодательство и перспективы».

В ходе встреч и переговоров, проведенных представителями Удмуртии, обсуждались вопросы возможного создания американо-удмуртских предприятий. Поскольку республика пока не может гарантировать инвестиции валютой или природными ресурсами, речь в Штатах шла об использовании при создании СП промышленных площадей и кадров, которыми так богата Удмуртия. Американцы согласились рассматривать подобные проекты.

На сегодняшний день возможности привлечения западных инвестиций в экономике Удмуртии весьма проблематичны. По крайней мере, влияние правительства республики на этот процесс практически сведено к нулю. Совет Министров Удмуртии, как и ее парламент, в своих программах рассчитывает и уповает больше на помощь российского правительства, выраженную в той или иной форме. Тому показатель — обращение, принятое руководством республики на совещании с руководителями ряда предприятий и организаций УР.

Особой болью стал для Удмуртии «Ижмаш», вносивший всегда значительную лепту в бюджет, объединявший под своими крышами многие тысячи рабочих. 27 января «Известия Удмуртской Республики» опубликовали статью своего обозревателя Веры Красновой по поводу проблем автозавода. В материале сообщается что на январь закрылось автопроизводство в Ижевске. 60% работников предприятия ушли в вынужденные отпуска. Долгое время этот местный промышленный гигант был своеобразной палочкой-выручалочкой. Значительная доля бюджетных поступлений шла от него. В условиях бартера на автомобили выменивали табак и сахар, горючее и другие товары. Когда грянула конверсия, «Ижи» стали самым конвертируемым товаром. Даже популярные охотничьи ружья не шли на бартер с таким ажиотажем. В прошлом году портфель заказов завода составлял 275 тысяч штук. Таких объемов завод не знал и в лучшие свои годы. Сегодня склады завода пусты. За четыре тысячи автомобилей заказчики еще не расплатились. Всего заводу не возвращено 18 миллиардов рублей. Роковым моментом для завода стало то, что он представляет собой лишь сборочный конвейер. Различные узлы и детали «Ижа» разбросаны по многим заводам-смежникам. Даже производство задних мостов, которое находится на территории автопроизводства принадлежит Ижевскому механическому заводу. Во времена бартера каждый из смежников пытался организовать сборку, в частности нового автомобиля «Орбита», на своем предприятии, чтобы иметь конечный товар для обмена на продукцию для своих работников. Поэтому, возможно, на самом Ижевском автозаводе серийное производство новой модели никак не шло...

На «Ижмаше» нет полного производственного цикла, соответствующей инфраструктуры и т.п. По сообщению главного иженера автозавода Виктора Коваленко, те решения, которые внесены в ижевский автомобиль, могут держать его на плаву до 1998 года, если удастся все, что предусмотрено технологически.

Еще в 1984 году «Иж-2126» — «Орбита» успешно прошел цикл приемочных испытаний в сравнении с зарубежными аналогами «Форд Сиерра» и «Тойота Корона». Но только в 1991 году первая небольшая промышленная партия вышла в свет. До сих пор сборка «Орбиты» идет по обходной технологии. Широко «Орбиту» не узнали, тогда как лучшим автомобилем прошлого года на дорогах мира в этом классе был признан «Форд Сиерра». Новые мощности, по словам главного инженера, созданы на 95%, но существует мощное противодействие. Самое уязвимое место — двигатель. Раньше его выпускал Уфимский завод, поставщик-монополист. Тогда он и слышать ничего не хотел о новой модели двигателя. Теперь уфимцы выразили готовность приступить к разработке экономичного и экологичного двигателя для «Орбиты». В январе предполагалось окончательно утрясти проблему двигателя. По словам главного инженера, месячная передышка в январе взята для того, чтобы утрясти все вопросы, связанные с «Орбитой». Планы таковы. В январе собрать и опробовать промышленные образцы пикапа («Иж-27171» выставлялся в московском «Автосалоне-93» и получил хорошие оценки), в течение года дать партию и в следующем — поставить на конвейер.

2.    АЛЬТЕРНАТИВА «УДМУРТСКОМУ ОАЗИСУ»
ИЛИ ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕ?

В свое время «Деловой четверг», еженедельная рубрика «Удмуртской правды», настойчиво объясняла читателям, что такое «финансово-промышленная группа». И вот мы имеем «Уральские заводы», первую и единственную в России ФПГ. Недавно посмотреть на нее в Ижевск приезжал крупный московский чиновник Александр Калин. Именно с группой «Уральские заводы» российское правительство намерено заключить соглашение, которое, будем надеяться собирается выполнять. Другой московский чиновник, Алексей Починок, посетил в Ижевске церемонию создания Союза оружейников, объединившего более 20 предприятий, производящих оружие. Организация эта намерена отстаивать свои «оружейные» интересы перед российскими властями.

30 января 1994 года в Ижевске состоялось совещание с участием руководителей Удмуртии, Марий Эл, Татарстана, Мордовии, Чувашской Республики, Нижегородской и Московской областей. На совещании обсуждались вопросы проведения локального экономического эксперимента, с идеей которого в Ижевск вновь приехал Михаил Дмитриевич Малей, бывший советник президента, а ныне председатель Межведомственной комиссии Совета Безопасности по научно-техническим вопросам оборонной промышленности. По словам заместителя председателя Гособоронпрома Г.Г.Ямпольского, на территории экспериментального региона действует 179 предприятий ВПК, на них трудятся 600 тысяч человек, они дают 15% объема промышленной продукции. Что касается Удмуртии, то ее доля в силу исключительной насыщенности «оборонкой» несравненно выше — 52%. «Экспериментаторы исходили из того, что у этих самостоятельных субъектов РФ много общего — мощный военно-промышленный потенциал, богатые сырьевые ресурсы, развитые водные, воздушные, автомобильные и железнодорожные коммуникации, высокий культурно-образовательный уровень населения, а стало быть, работоспособный резерв кадров. Совещание положило начало лишь первому этапу этого эксперимента. Сейчас речь идет о том, чтобы Ельцин получил и подписал проект указа по этому поводу. Речь шла и о создании рабочего органа — Объединенного экономического комитета, немногочисленного по составу, призванного стать координатором на уровне администрации республик и областей, а также на уровне предприятий, банков, предпринимательских новообразований. При его содействии эффективной формой хозяйствования могут стать финансово-промышленные группы.

В целом предлагаемый документ содержит достаточно глубокую разработку отдельных и объединенных проектов защиты территорий. Обеспечивает ее товарами и услугами, предусматривает опережающее введение системы безналичного расчета и дает возможность аккумулировать значительное количество наличности и использование денег в интересах региона.

Что касается финансово-промышленных групп, то они могут быть «эффективной формой хозяйствования в условиях локального экономического эксперимента».

Пока не известно, насколько симптоматично появление в «Экономическом словаре» «ДЧ» нового понятия «технополис», одной из разновидностей свободной экономической зоны.

3.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Послеоктябрьские залпы президентских указов и желание иметь в качестве своеобразного оберега собственного президента побудили Удмуртию реформировать систему власти и управления. Срочное принятие соответствующих законов и постановлений напоминало, однако, решение задачки про волка, козла и капусту, которых нужно перевезти на другой берег реки. Причем волка с козлом, как и козла с капустой, оставить никак нельзя. Решение задачки все же найти удалось. Да вот беда, на два рейса может просто не хватить денег. А в условиях ненадежного днища у ковчега всех на борт не возмешь...

До 15 января 1994 года проходили «круглые столы» и заседания малых Советов городов и районов Удмуртии, где обсуждался закон «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике». Основные споры шли по поводу нормы, предложенной в проекте, о том, что главы местных администраций городов и районов должны назначаться избранным президентом УР. Кроме того, в ходе обсуждения стало ясно, что камнем преткновения станут и сроки выборов.

Позицию Президиума ВС 20 января высказал его председатель Валентин Тубылов, когда согласительная комиссия, работавшая над проектом и предложениями к нему во главе с депутатом Сергеем Калининым, докладывала о результатах проведенной работы. «Искусственно поддерживать существующие структуры нет смысла, — заявил председатель ВС УР. Указы Президента России о роспуске местных Советов деморализовали городских и районных депутатов, собрать их на сессии для решения важнейших вопросов жизни территории становится практически невозможно. Дать для этого полномочия малым Советам — нелегитимно. Остается единственный выход — досрочные выборы местных органов власти»...

Из множества вариантов порядка и сроков проведения выборов президента, Верховного Совета и органов местного самоуправления после длительного обсуждения Президиум выбрал тот, по которому весной 1994 года проводятся досрочные выборы местного самоуправления, а выборы президента и ВС должны состояться осенью. На следующий день Президиум назначил проведение сессии на 26 января.

На расширенном совещании Президиума ВС 24 января с участием правительства был еще раз обсужден вопрос о сроках проведения выборов в органы власти и управления УР. На совещании [2] его участники пришли к выводу, что выборы президента и местных органов самоуправления должны состояться в апреле нынешнего года, а Верховного Совета — осенью.

В этом решении учтена позиция правительства и руководителей исполнительной власти районов и городов, предлагавших провести досрочные выборы представительной власти и выборы президента одновременно весной этого года. Ее выразил в своем выступлении председатель СМ УР Александр Волков. 18 января, вернувшись с заседаний Совета Федерации, членом которого он является, Александр Волков, глава правительства Удмуртии, дал пресс-конференцию, в ходе которой получил несколько прямых вопросов, на которые дал не менее прямые ответы. Он сказал, что депутатский мандат ему был нужен для того, чтобы входить в кабинеты московских министров и влиять на принятие законов на российском уровне. Если сессия ВС УР примет решение о сроках выборов президента Удмуртии и кто-либо из граждан выдвинет его на этот пост, он не будет отказываться. «По закону президент Удмуртии — глава правительства, — сказал он,- сейчас его возглавляю я, причем недавно. Стало быть, мне и карты в руки».

Неразумно оставлять правительство и исполнительную власть, заявил премьер, в подвешенном состоянии в то время, когда на ней висит вся тяжесть управления республикой. Экономика должна быть управляемой. Нравится это кому-то или нет, но порядок необходим, а достичь его можно, только наладив жесткую вертикальную структуру исполнительной власти, поэтому правительство настаивает на том, что главы администраций районов и городов должны назначаться, а не избираться, хотя бы в переходный период.

На следующий день состоялось совещание в Совете Министров УР, в котором приняли участие члены правительства, руководители исполнительных органов власти на местах. Автор материала в «Известиях УР» от 27.01.94 Людмила Вернер отмечает, что сроки выборов, намеченные ПВС, вызвали, мягко говоря, недоумение участников совещания. Анатолий Салтыков, мэр Ижевска, заявил, что предлагаемый на сессию проект закона «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» устарел и что сейчас необходимо провести только выборы парламента Удмуртии и ее президента. Правда, Анатолий Иванович считает неоправданным предусматриваемое проектом назначение глав администраций, а не их выборы. В зале он нашел своих сторонников в этом вопросе. В одном участники совещания были единодушны: выборы должны состояться как можно скорее. Сроки, которые предложили представители исполнительной власти всех уровней Удмуртии, таковы: 3 апреля должны пройти выборы всех ветвей представительной власти. В этот же день избиратели Удмуртии должны определиться и по президенту Удмуртии. Свои предложения участники совещания довели до ПВС.

26 января начались последние заседания 21-й внеочередной сессии ВС Удмуртии, проходящие с перерывами уже на протяжении нескольких месяцев. 28 января она закончилась. Органы местного самоуправления, как главы администраций, так и депутаты представительной власти, согласно решению сессии, должны избираться. Выборы назначены на 10 апреля. С выборами президента и парламента Удмуртии решено определиться позже, но однозначно, что проводить их будут осенью.

Сегодня можно назвать две наиболее вероятные кандидатуры на пост мэра Ижевска, столицы республики. Остаться на своем посту намерен нынешний руководитель городской администрации Анатолий Салтыков. Его главным конкурентом, как можно судить по обилию рекламных материалов в СМИ, станет Сергей Чикуров, президент АО «Торговый дом Чикуров & K». Вопрос об ижевском мэре не праздный. Около половины населения Удмуртии живет в ее столице, и не меньшая доля промышленных предприятий находится здесь же. Роль ижевского руководителя в политических и экономических процессах республики переоценить трудно.

О Салтыкове в январе ходили упорные разговоры как об одном из реальных претендентов на пост президента Удмуртии. Насколько эти разговоры были обоснованы, сказать трудно, однако они показательны для уровня политических амбиций руководителей ижевской администрации.

В середине февраля по инициативе ряда исполкомов была проведена попытка ревизовать решения январской сессии. Сарапульский, Игринский, Увинский исполкомы районных Советов вышли перед Советом Министров и Верховным Советом УР с законодательной инициативой о переносе сроков выборов в местные органы власти с 10 апреля на осень и проведении их одновременно с выборами президента и парламента республики. Аргументы простые: выборы в местные органы власти оценены в 800 миллионов рублей. Авторы новой инициативы выражают опасения, что на новые выборы денег может просто не хватить. Похоже, такая позиция вполне устраивает удмуртское правительство, которое, по некоторым оценкам, после переизбрания руководства районов может оказаться без поддержки на местах. Попытка, однако, не увенчалась успехом.

Источники

1. О проекте «Удмуртского оазиса» см.: А.Касимов «Удмуртская республика» — «Политический мониторинг», №6, 1992

2. Людмила Вернер — «Известия УР» 27.01.94.