Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашия

в феврале 1994 года

В течение февраля Николай Федоров продолжал формирование и оформление своего политического и экономического курса, в связи с чем им были изданы несколько определяющих указов и произведено несколько назначений. Продолжалась предвыборная борьба кандидатов в депутаты Госсовета и местные органы власти. Можно выделить также состоявшийся в конце месяца в Чебоксарах учредительный съезд Ассамблеи народов Поволжья и Урала.

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

1.1.       Действия президента

С самого начала, со дня избрания президентом, действия Николая Федорова отличались завидной энергичностью. Не проходило ни дня без того, чтобы пресс-служба не сообщила об очередном визите, встрече или поездке. За февраль он успел встретиться с рядом федеральных министров, пригласил в Чувашию министра связи РФ В.Б.Булгака, добился в МВД России выделения для служб криминальной милиции и дежурных частей республики 144 единиц автотранспорта. Из федеральных источников будет профинансировано расширение противопожарных частей — на 35 единиц, следователей — на 50 единиц. Более 1 млрд. рублей выделено для перепрофилирования ЛТП Чувашии. Профинансирована из российского бюджета поставка медицинской аппаратуры на сумму 1,5 млрд. руб., решен вопрос о создании в республике кардиохирургического диспансера — Минздрав России выделил на эти цели 3,5 млрд. руб., и т.д. В своих московских поездках президент не забывает об интересах конкретных предприятий — например, тракторного завода, вопрос о котором был в феврале рассмотрен на совещании в правительстве России.

Особая тема — кадровая политика Николая Федорова. Если судить по уже сделанным назначениям, он старается расставить на ключевые посты в республике людей, лично с ним знакомых, помогавших ему в предвыборных кампаниях, начиная еще с первой, союзной. Разумеется, ему приходится идти на компромиссы, чтобы не нарушить преемственность управленческих кадров и не настроить против себя «старую гвардию». Этот в общем-то общепринятый в мире метод был знаком и у нас, но в таких масштабах осуществляется впервые, а потому и отношение к нему среди наблюдателей довольно критическое. Впрочем, есть тому и объективные причины. Президентским указом освобожден от должности главы Чебоксарской городской администрации Лев Смирнов, занимавший этот пост непродолжительное время. В тексте указа отставка ничем не мотивирована, однако президент высказался в том смысле, что в управлении городским хозяйством явно не хватает руки юриста. На место Смирнова назначен преподаватель Чувашского госуниверситета, кандидат юридических наук Ф.И.Евдокимов, который шокировал присутствующих уже на первой планерке городской администрации, заявив, что он должен читать лекции, и доверив проводить ее своему заместителю.

Тем временем финансовое положение города почти катастрофическое — вместо предполагавшихся 6,5 млрд. рублей доход в январе составил 4,7-4,8 млрд. руб., стоит вопрос о закрытии больниц, предполагается отменить дотации на школьные завтраки и обеды.

Вызывает удивление также назначение министром экономики 29-летнего Игоря Миронова, работавшего ранее в Центре информационных и социальных технологии при правительстве России и незнакомого со спецификой местного хозяйства.

Любопытны и другие назначения. Постоянное Представительство Чувашской республики в Российской Федерации переименовано в Представительство Чувашской Республики при высших органах государственного управления Российской Федерации. Главой этого ведомства в ранге заместителя председателя кабинета министров ЧР назначен Кисин Виктор Иванович, ранее работавший министром промышленности России. Объявлено, что Представительство главным образом станет привлекать силы, имеющиеся в Москве и регионах России, к сотрудничеству с Чувашией. Одновременно, «учитывая выдающиеся заслуги», Почетным Представителем Чувашской Республики при высших органах государственного управления РФ назначен летчик-космонавт Андриян Николаев с установлением ему пожизненного денежного содержания. Еще одно назначение — бывший министр финансов РФ Борис Федоров стал советником президента Николая Федорова по финансово-экономическим вопросам. Если в ближайшие полгода — год в экономике республики не будет заметно перемен к лучшему, Николаю Васильевичу могут припомнить эту оригинальность.

1.2.       Указ «О мерах по обеспечению правопорядка»

Одним из основных положений предвыборной программы Николая Федорова было усиление борьбы с преступностью. Первым шагом по его выполнению, очевидно, и стал указ «О мерах по обеспечению правопорядка», подписанный 15 февраля. Указ довольно обширен и, не в пример многим указам предыдущего правительства, конкретен. Он предусматривает целый комплекс мер: создание в республике отделения заочного обучения юридического института МВД РФ, передачу на баланс МВД ЧР здания для размещения учебного центра, рассчитанного на обучение не менее 350 курсантов, выделение денежных средств на приобретение и содержание не менее 250 единиц автотранспорта, а также криминалистической техники и средств связи, финансирование строительства зданий и сооружений для оперативных подразделений криминальной милиции (все это поручается кабинету министров); Министерству внутренних дел вменено в обязанность провести реорганизацию и внести ряд предложений по привлечению населения к охране общественного порядка; Министерству образования, нации и высшей школы приказано увеличить количество часов в учебных планах, принять меры к привлечению трудновоспитуемых подростков к занятиям спортом и т.д.

Госкомимущество должно предоставить здания для размещения Бюро судебно-медицинской экспертизы и некоторых других подразделений, запретить перепрофилирование и закрытие физкультурно-оздоровительных учреждений приватизируемых и конверсируемых предприятий и т.д.; Министерство информации и печати даже обязали не только пропагандировать здоровый образ жизни, но и запретить в республике продажу литературы, показ кино- и видеофильмов, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию и проституцию. Персональная ответственность за создание необходимых условий для бесплатных занятий массовой физической культурой и спортом возлагается на глав местных администраций, а также на руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Очевидно, чтобы подвести материальный фундамент под выполнение указа «О мерах по обеспечению правопорядка», на следующий день был опубликован другой указ — «О регулировании реализации отдельнымх видов товаров». Этим указом ограничена продажа алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий. От реализации спирта питьевого и ликеро-водочных изделий предприятия-производители, расположенные в Чувашии, уплачивают 15% от свободно-отпускной цены, от реализации импортных (включая страны СНГ) алкогольных напитков (кроме шампанского и сухих вин) предприятия розничной торговли и общественного питания уплачивают налог по ставке 50% от цены приобретения товара; от реализации ювелирных и импортных табачных изделий предприятия торговли и общественного питания уплачивают 15% от цены приобретения товара. Этим же указом с 1 марта запрещается продажа алкогольных напитков в киосках, ларьках и других нестационарных помещениях.

Сразу же после опубликования указа цены на импортные спиртные напитки выросли в среднем в полтора раза и составили 7-9 тысяч рублей за бутылку, однако цены на отечественную водку остались прежними (2000-2300 руб.), а потому никаких шумных выступлений, дискуссий в прессе и писем протеста не было, указ принят как должное. В ларьках и киосках спиртное действительно исчезло, выданные ранее лицензии на торговлю им отобраны, а в качестве компенсации разрешено торговать пивом.

1.3.       Совещание глав администраций районов и городов республики

15 февраля состоялось рабочее совещание глав администраций районов и городов, провел которое Николай Федоров. Прежде всего президент отметил, что «отныне все главы городских и районных администраций стали носителями власти в системе ее исполнительной ветви», а следовательно, президент и местные администрации находятся в единой исполнительной вертикали власти». Обратил внимание на то, что в любом серьезном деле необходимо использовать помощь юристов. Прокомментировал принятый недавно указ по обеспечению правопорядка (говорил, что борьба с преступностью должна вестись профессионально и для этого нужны прежде всего обученные кадры, соответствующая техника и условия). В заключение призвал присутствующих к здоровому образу жизни, причем заявил, что спортивный и трезвый образ жизни и пропаганда его на личном примере — обязательное квалификационное требование ко всем государственным должностным лицам [8].

Похоже, пропаганда здорового образа жизни и юриспруденции — idea fixe Николая Федорова.

Если говорить об итогах первых полутора месяцев пребывания его у власти, то именно на этих направлениях он проявил наибольшую активность. Оценивая позиции президента в республике, отметим, что социальная база у него довольно слаба — репутацией харизматического лидера у населения он не пользуется, его просто не знают в народе. Поддержкой хозяйственных кругов он тоже пока еще не пользуется — идеи его слишком умозрительны, опирается он в основном на московских знакомых, их и продвигает в советники и министры, местные хозяйственники чувствуют, что для того, чтобы с ним ужиться, придется научиться работать по-другому, а это трудно; националы относятся к нему настороженно — он еще не делал заявлений по национальному вопросу, неизвестно, чего от него ждать; для аппаратных работников он — выскочка, взявшийся неизвестно откуда, не имеющий в их среде связей и знакомств. Одним словом, работать ему в республике будет трудно, и если он не добьется видимых успехов, рейтинг его в недалеком будущем может понизиться. Настороженность по отношению к Николаю Васильевичу усугубляется еще и тем, что мало кто сомневается в том, что для него президентство в Чувашии главным образом способ показать себя, свою способность занять гораздо более высокий, чем нынешний, пост.

1.4.       Визит Николая Травкина

12 февраля в Чебоксары по приглашению Николая Федорова прибыл председатель ДПР Николай Травкин. В целом, судя по публикациям в прессе, визит носил «познавательный» характер и не имел конкретной цели. В ходе его Травкин заявил, что убедился в том, что «те вопли, которые издают крестьянские лобби в Думе и представители крестьянства в правительстве России, — спекулятивны», ситуация на селе не настолько трагическая, как ее пытаются представить.

Председатель ДПР помог в формировании местного отделения ДПР и заявил, что рад за первого в России президента — сторонника ДПР. Следует отметить, однако, что симпатии Николая Федорова к ДПР никак не афишировались в ходе его предвыборной кампании [7].

1.5.       О предстоящих выборах

31 января завершилось выдвижение кандидатов в депутаты Госсовета ЧР. Как и ожидалось, в основном это директора предприятий и руководители местных органов власти.

Принята декларация принципов объединения: государственное регулирование основных отраслей экономики и дальнейшее развитие частно-предпринимательской инициативы, приоритетное решение социальных проблем. Девиз — «Единая и неделимая Россия сейчас и навсегда». Принято обращение в Центризбирком и к президенту Чувашии о необходимости обеспечения равноправия среди депутатов в проведении пропагандистской кампании.

Избраны органы объединения — координационный совет из 15 человек (очевидно, в него вошли все присутствующие). Координатором совета избран кандидат в депутаты Госсовета ЧР юрист А.С.Федоров (от землячества казаков), секретарем — тоже кандидат в депутаты Госсовета историк В.К.Шумилов (от кадетов).

После организационной конференции и вплоть до выборов объединение признаков жизни не подавало.

1.6.       Конференция СПТЧ

29 января состоялась конференция Социалистической партии трудящихся Чувашии. Основной вопрос — быть или не быть партии, так как создавалась она с целью легализации компартии, а теперь цель эта выполнена. Как только появилась возможность, большая часть членов СПТЧ вернулась в лоно КП РФ.

Было решено тем не менее, что СПТЧ «нашла свою нишу в политической жизни республики» и о самороспуске говорить рано.

Избран новый председатель партии — бывший секретарь Чебоксарского горкома партии С.И.Васильев, кандидат в депутаты Госсовета. Избраны делегаты на очередной съезд СПТР.

2.    ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

2.1.       Первое интервью нового министра экономики

В середине февраля состоялась первая встреча с журналистами недавно назначенного министра экономики республики Игоря Миронова. Новый министр считает, что проблемы экономики во многом схожи с общероссийскими. Прежде всего следовало бы выделить инфляцию и спад производства, сказывающиеся на низкой инвестиционной активности, нехватке оборотных средств и недостаточной покупательной способности населения. Однако есть «чисто чувашские» факторы — отсутствие четкой экономической специализации республики, выраженного места в общероссийском и международном разделении труда. Вывод — надо искать звено, за которое можно вытащить всю цепь». По мнению Миронова, это звено — освоение трудоемких технологических производств, где могло бы работать большое количество людей. К факторам, способствующим успешному проведению реформ, министр отнес стабильную политическую ситуацию, авторитетный институт президентства и отсутствие межнациональных проблем.

2.2.       Приезд группы московских экспертов-экономистов

В конце марта в Чувашию приезжала на несколько дней группа экспертов-экономистов Центра информационных и социальных технологий при Правительстве России Е.Ф.Сабуровым.

Сабуров считает, что под имя Николая Федорова в экономику республики будут вкладывать средства и иностранные, и российские инвесторы. Полагает, что к положительным сторонам следует отнести то, что в Чувашии «не было оголтелого разрушения» и во многом сохранена «жизненная инфраструктура». Во-вторых, в республике сохранен чрезвычайный высокий человеческий потенциал, добросовестное отношение к работе. В-третьих, в Чувашии очень богатая сельскохозяйственная база, хотя местные аграрии слишком уж «задрали» цены и не понимают, что рубят сук, на котором сидят.

Недоволен Сабуров состоянием жилого фонда в республике, его надо ремонтировать и обновлять, а тем временем Чувашия находится на 70-м месте в России по приватизации жилья.

К идее создания свободной экономической зоны в Чувашии Евгений Федорович относится скептически. Он считает, что более-менее прилично они могут работать в портовых городах, например в Находке. А СЭЗ в середине России он себе представить не может.

Закончился визит договоренностью о том, что московские специалисты будут приезжать в Чувашию регулярно, чтобы квалифицированно помогать становлению региональной инфраструктуры [3].

2.3.       Приезд министра связи РФ В.Б.Булгака

Сам министр о целях визита в Чувашию высказался так: «Во-первых, определиться с использованием конверсионных предприятий в интересах развития телекоммуникационной системы России, а во-вторых, поговорить со связистами Чувашии об их жизни».

С этим визитом приборостроители связывали большие надежды — на предприятии разработана довольно удачная модель кнопочного номеронабирателя для телефонов-автоматов, ставящихся на корпуса уже существующих таксофонов, и вполне реален заказ в масштабах России, были и другие предложения. Увенчалась ли успехом «телефонная» эпопея — неизвестно.

2.4.       О свободной экономической зоне

Похоже, что идея создания свободной экономической зоны (СЭЗ) в Чувашии, инициатором которой был бывший Предсовмина ЧР Валерьян Викторов, так и не будет осуществляться. Новое политическое руководство республики, с самого начала отрицательно отзывавшееся о ней, не изменило своей точки зрения. Более того, были обнародованы сведения о том, что фирма «Гэйтвей вениз ЛТД», основной партнер Чувашии в создании СЭЗ, не внушает доверия. Реквизиты фирмы — адрес, телефон и телефакс, указанные при подписании Валерьяном Викторовым предварительных документов, ей не принадлежат, за исключением одного телефонного номера в Иерусалиме, где работает автоответчик. Планы создания СЭЗ теперь называют аферой, «козлом отпущения» стал руководитель Комитета по внешнеэкономическим связям Е.Н.Прокошенков, отстраненный от исполнения своих обязанностей «за грубые нарушения действующего законодательства».

Уезжая в Москву, будучи избранным заместителем председателя Совета Федерации, Валерьян Викторов заявил, что проект создания СЭЗ является для него «голубой мечтой». Обстоятельства договора действительно довольно подозрительны, но не мог же Викторов настолько обманываться?

Судя по всему, разбирательство с планами создания СЭЗ будет продолжаться еще долго, об истинной их подоплеке можно будет судить только с фактами в руках. Ясно только, что если СЭЗ в Чувашии — действительно афера, это скомпрометирует прежде всего Валерьяна Викторова.

2.5.       Ярмарка вакансий

17 февраля в Чебоксарах состоялась первая в республике ярмарка вакансий, которую проводил городской центр занятости. Организаторы рассчитывали, что ярмарку посетят максимум 2-2,5 тысячи человек. На самом деле пришло около 6000 человек.

Успех ярмарки превзошел все ожидания — если накануне в банке вакансий городского центра занятости было менее 400 свободных рабочих мест, то приглашенные на ярмарку работодатели заявили о еще более чем 700 вакансиях. Всего предприятия и учебные заведения отобрали в ходе ярмарки 1288 человек.

Решено проводить ярмарки вакансий регулярно.

2.6.       Авария на ПО «Химпром»

Очередная авария произошла на Чебоксарском ПО «Химпром». 24 февраля в результате разрыва трубопровода испарителя жидкого хлора в атмосферу было выброшено около 200 кг продукта. Пострадали двое ликвидаторов, они госпитализированы с диагнозом «легкая степень отравления хлором».

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Статья А.Хузангая

Как уже сообщалось, активность националов в последние полгода, и особенно после выборов 12 декабря, значительно снизилась. По существу в печати совсем не появлялось материалов о работе ЧОКЦа, АТН, ЧАП или ЧНК, публиковались только время от времени статьи доморощенных историков, пытающихся отыскать предков чувашей в Месопотамии или Латинской Америке.

24 февраля в газете «Советская Чувашия» была опубликована статья президента ЧНК Атнера Хузангая «Не теряя своего лица — к европейским ценностям». Статья программная, излагающая взгляды автора на дальнейшее развитие национального движения не только чувашского, но и других малых народов.

В части, касающейся чувашского национального движения, Хузангай отмечает, что национальную политику локального уровня на территории ЧР можно реализовать через консолидацию граждан республики вокруг идеи суверенитета, подкрепив ее действенными экономическими, финансовыми и политическими мерами органов управления и приняв новую Конституцию ЧР. При этом власть должна будет преодолеть отчуждение части чувашского населения от родного языка, культуры, традиций и стремиться поднять уровень национального самосознания и достоинства». Однако в настоящее время, по мнению Хузангая, в народе нет знания и любви к родной культуре, царит атмосфера бездуховности, а следовательно, остается весьма актуальной задача формирования «чувашской национальной идеи», выполнение которой обязана взять на себя творческая, научная и политическая элита. Причем «чувашская идея» не может быть сугубо консервативной, обращенной в прошлое, как предлагает Михаил Юхма. Надо принимать и осваивать индивидуализм, но в чистой, а не по-российски извращенной форме.

Что касается регионального и российского уровня, то, по словам Атнера Петровича, среди национальных организаций Поволжья и Урала на сегодняшний момент созрела идея учреждения Ассамблеи народов Поволжья и Урала (АНПУ) как международной неправительственной организации, которая могла бы «реально вырабатывать механизмы удовлетворения национально-культурных интересов, диаспор этих народов и способствовать развитию экономических, торговых и культурно-информационных связей в регионе на новом уровне». Ясно, что речь идет о создании структуры, которая смогла бы противостоять центру в рамках региона [10].

3.2.       Учредительная конференция АНПУ

25 февраля открылась учредительная конференция АНПУ, на которую по приглашению оргкомитета прибыли делегации национальных и общественных движений и организаций Башкортостана, Татарстана, Марийской, Мордовской и Удмуртской республик.

Не обошлось без скандала. Сразу же после открытия выступил, как было сказано, с официальным заявлением по поручению руководителя администрации президента работник Минюста ЧР, заявивший, что на съезд приглашены должностные лица, которые не имеют права учреждать общественные организации, а потому данный форум является противозаконным. Ему тут же возразили, что на съезд эти люди направлены не парламентами республик и органами исполнительной власти, а только общественными организациями. Позже оказалось, что ни Министерство юстиции, ни администрация президента никому не давали поручений для каких-то заявлений.

С докладом «Предпосылки развития, консолидации и возрождения народов Поволжья и Урала» выступил координатор оргкомитета Атнер Хузангай, другие депутаты. Были приняты устав, программное заявление, утвержден текст декларации об учреждении Ассамблеи.

Выборы координатора АНПУ проходили опять-таки непросто. Первым кандидатом на эту должность был выдвинут Атнер Хузангай, которому по просьбе делегатов пришлось отвечать на вопрос об условиях работы штаба Ассамблеи в Чебоксарах. Атнер Петрович не стал скрывать, что многое будет зависеть от Государственного совета республики, выборы которого назначены на 13 марта. Татарская делегация предложила еще одного кандидата с условием, что он будет баллотироваться лишь в том случае, если отпадет кандидатура Хузангая. Однако учитывая, что инициатором учреждения АНПУ был все-таки Хузангай, его и избрали единогласно секретарем этой организации сроком на два года. Его заместителем стал член исполкома Всетатарского конгресса Фандас Сафиуллин.

Документы Ассамблеи пока не опубликованы, однако общий смысл их и цели создания АНПУ становятся понятнее из высказываний делегатов.

Роза Яшина, президент национального совета «Удмурт кенеш»: «Создав АНПУ, мы должны дать понять руководству России, что нам чужда имперская политика».

Марат Кульшарифов (Башкортостан, «Урал»): «В последнее время в России политическая обстановка изменилась: связано это с принятием новой Конституции, которую никак нельзя назвать Конституцией федеративного государства... И в таких имперских условиях народы Поволжья и Урала вынуждены искать пути совместного выживания. Для этого и создаем мы АНПУ».

Фандас Сафиуллин, член исполкома Всетатарского конгресса: «Говоря о роли АНПУ, я бы подчеркнул, что в одиночку нам не выжить. Не надо строить иллюзий, что нас никто не сможет поссорить. У мастеров темных дел сегодня имеются хорошо разработанные методики, способные поднять брата на брата. Создав АНПУ, мы предупредим факты натравливания одного народа на другой... Среди важнейших целей Ассамблеи видится и следующее. Невозможно спасти нации, их языки, культуру, не укрепив в регионе экономические связи. В Поволжье — Урале нужно создать единый экономический союз. Мы можем и должны кооперироваться по всем жизненно важным вопросам».

Иван Ефимов, руководитель мордовской (эрзя) народной организации: «Думается, будет справедливо, если мы выступим за созыв всероссийского съезда народов».

Василий Лектеев, председатель Всемарийского народного собрания: «Съезд наш собрался в обстановке, когда явно чувствуется усиление веющих из центра шовинистических, имперских настроений. В такой ситуации, мне кажется, без поступления достоверной информации о положении российских народов в международные организации многие их проблемы вряд ли будут решены... Видимо, в таких республиках национальные проблемы найдут разрешение только на основе международного права, что опять же без поддержки Москвы неосуществимо».

Для населения учредительная конференция АНПУ прошла совершенно незаметно, нет никаких признаков, что национальные проблемы кого-то заботят больше экономических [18].

Источники

1. Сообщает пресс-служба Президента Чувашии // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 1 февраля.

2. Жебит В., Смагина Л. Подведена черта // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 1 февраля.

3. Соловьев А. Е.Сабуров: «В Чувашии не было оголтелого разрушения» // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 4 февраля.

4. Хроника вчерашнего дня // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 4 февраля.

5. Железнов В. Правительство народного доверия: начало пути // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 8 февраля.

6. Иванов В. Будет ли «красный» «Катерпиллеру» и «зеленый» — «Чебоксарцу» // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 9 февраля.

7. Алексеев В. Николай Травкин:» Мы не совершили крупных ошибок» // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 15 февраля.

8. Железнов В. Утверждая верховенство закона // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 17 февраля.

9. Герасимов И. Этой ярмарки надежды // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 23 февраля.

10. Хузангай А. Не теряя своего лица — к европейским ценностям // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 24 февраля.

11.Долгов В. Так называемые «чувашские» казаки // Чаваш Ен.— Чебоксары, 1994. -.

12. Федоров Вячеслав. Президент Н.Федоров намерен интегрировать экономику Чувашии в экономику других регионов, республик, стран ближнего зарубежья // .

13. Федоров Вячеслав. «Главной тормозящей силой являются не ортодоксы, а криминальные структуры // .

14. Горчанов Олег. Под имя Федорова многие готовы вкладывать деньги // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 3 февраля.

15. Горчанов Олег. Николай Федоров: «Подтянуться надо во всех отношениях» // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 9 февраля.

16. Ермолаева Людмила. Пьянству — бой, и первый бой — с собой // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 16 февраля.

17. Шкилев А. Алексей Кряжинов: Демократия, победившая себя. // Молодежка.— Чебоксары, 1994. —.

18. Акташев В. В Чебоксарах, между Волгой и Уралом // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994..