Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

С. Р.

Саратов и Саратовская область

Февраль 1994 года. Некоторые итоги 1993 года

1. «Странное самоубийство» бывшего мэра г.Саратова Ю.Б.Китова

2. Криминализация всех сфер жизни города и области

3. Политическая деятельность в преддверии местных выборов

4. Кризис производства, безработица и предзабастовочная готовность

1.    «СТРАННОЕ САМОУБИЙСТВО» БЫВШЕГО МЭРА г.САРАТОВА Ю.Б.КИТОВА

Наиболее заметным событием в феврале стало самоубийство (версия следствия) бывшего мэра г.Саратова Ю.Китова.

18 февраля, то есть спустя две недели после перевода Китова на работу начальником областного отделения транспортной инспекции, в районном центре Базарный Карабулак (на родине Китова) был обнаружен труп бывшего мэра с огнестрельным ранением в области груди. Выстрел был произведен из охотничьего ружья.

Перед снятием Китова были задержаны за взятки его первый заместитель А.Зотов и управляющий делами А.Фролов (которые по сей день содержатся в следственных изоляторах за пределами области). Этому предшествовала борьба между мэром и его первым заместителем Д.Аяцковым (Зотов и был назначен еще одним первым в процессе этой борьбы) за место в Совете Федерации. Борьба велась безо всяких правил, Китов проиграл (но был первым в Саратове), впрочем, Аяцков так и не был назначен мэром после отставки своего начальника.

 

Городская газета «Саратов», одним из учредителей которой в конце января стала мэрия, напечатала некролог, подписанный «Группа товарищей», дала краткую информацию «Из областной прокуратуры» и затем небольшую заметку редактора, где весьма туманно делались предположения о причинах гибели Китова. Областные «Саратовские вести» на третьей странице поместили аналогичное информации «Саратова» сообщение и такой же некролог.

«Саратов» отказался печатать заметку своих ведущих журналистов В.Горбачева (замредактора) и А.Климова, в которой более определенно говорилось о возможных причинах смерти бывшего мэра. В негосударственной газете «Авторское право» (тираж 5 тысяч экземпляров) помимо официальной информации и некролога с комментариями от редакции были напечатаны вышеназванная заметка журналистов «Саратова», а также материалы журналистов «Авторского права» на ту же тему [1].

В заметке Горбачева и Климова смерть Китова представлена в контексте мафиозной борьбы за власть (без конкретики).

В материале редактора газеты А.Филиппова излагаются некоторые неофициальные версии и рассказывается предыстория событий. Так, например, некоторые утверждают, что на теле Китова были обнаружены две огнестрельные раны (что исключает версию о самоубийстве) и что звонившему за 15 минут до смерти родственнику Китов сообщил, что «у него люди». В заметке содержится размышление о выгодности и своевременности странного самоубийства (так его называют и в короткой информации, помещенной в газете «Заря молодежи») для сильных мира сего областного и городского масштаба. Кроме того, в вышеупомянутом редакционном комментарии совершенно справедливо утверждается, что власти и служащие им средства массовой информации стремятся как можно меньше провоцировать внимание общественности фактом смерти бывшего мэра.

Народные версии однозначны: или дружки из криминального мира убрали (слишком много знал либо пригрозил «расколоться»), или вынужден был сам на себя руки наложить под давлением противников, имевших на него серьезный компромат. Добавим, что, по той же народной версии, похоронен Китов был на следующий день после убийства, что расценивается как стремление заинтересованных лиц и кругов побыстрее спрятать концы в воду.

Прокуратура дала понять, что раньше чем через два месяца, которые будет длится следствие, никакой новой информации или официальной реакции на различные печатные предположения и заявления не будет.

В том же номере «Авторского права» сообщается, что рано утром в день смерти Китова на автостоянке в центре Саратова взорвалась машина Н.Луговца, являющегося адвокатом А.Фролова. К машине была прикреплена боевая граната, которая при начале движения взорвалась, — машина повреждена, знакомый хозяина легко ранен.

2.    КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ВСЕХ СФЕР ЖИЗНИ ГОРОДА И ОБЛАСТИ

Смерть Китова послужила как бы переключателем регистра в понимании ситуации, в оценке степени криминализации жизни города и области. Регулярные заказные убийства, разборки между криминальными группировками, нападения на чиновников, журналистов, общественных деятелей, банальный рэкет, негласные контакты чиновников и представителей правоохранительных органов с «представителями» организованной преступности, общая мафизированность пред-принимательской среды и администраций госпредприятий, — обо всем этом постоянно говорят в народе, более точно все это известно любому мало-мальски занимающемуся делами человеку; все это, наконец, совершенно определенно учитывается политиками и предпринимателями первого и второго эшелонов. То есть такое положение вещей стало как бы неопровержимой очевидностью — вне зависимости от результатов следствий, проверок, судебных разбирательств, подачи того или иного события средствами массовой информации.

Однако по-прежнему официальное признание тяжести ситуации государственными службами сочетается с некритичностью по отношению к собственным стратегиям, непродуманностью или легковесностью действий, отстает, по всей видимости, на один-два порядка, что делает весьма малоэффективной борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Сейчас невозможно сказать, насколько такая ситуация «заказана» субъектами коррупции, а насколько связана с общим развалом системы управления и контроля за ней со стороны общества.

Общий контекст этого в криминальном отношении как бы переломного месяца «достойно» завершает тенденции предыдущего года.

Предварительно скажем, что 31 января 1994 года была создана областная межведомственная комиссия по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией в составе 19 человек, представляющих силовые структуры, правоохранительные органы, администрацию; председатель — глава обладминистрации Ю.В.Белых; в середине февраля создана городская межведомственная комиссия по обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; председатель — новый мэр А.Н.Маликов. (Аналогичные структуры с участием администраций и Советов создавались и в марте прошлого года, о чем сегодняшняя пресса «благоразумно» не вспоминает.)

В то же время вице-мэр и сенатор Д.Аяцков (член комитета по безопасности Совета Федерации) разражается статьей «Обуздать преступность» [2]. Дата опубликования статьи (день печати номера совпадает с днем смерти Китова) и двусмысленный по меньшей мере характер деятельности Аяцкова (см.: Саратов и Саратовская область в декабре 1993 и январе 1994 года), и в частности его борьба с бывшим мэром, наводят на мысль о создании своеобразного алиби. Естественно, что заместителем в городской комиссии является все тот же Аяцков.

Казалось бы, и строго официально это так и есть, факт ареста служащих мэрии говорит о переменах в направлении действенности антикоррупционистских мер. Однако следует учесть, что негласная практика «подарков», «благодарности» охватывает все сферы современной административной и хозяйственной жизни. Практически каждый чиновник «берет» (само формальное разнообразие «благодарности», довольно точное представление дающих о ее размерах в зависимости от характера услуги и ранга берущего говорит об укорененности, отработанности подобной системы). В этих условиях решающим фактором в деле разоблачения становится воля реально властвующих лиц. Если еще летом проводилась проверка на политическую лояльность (аттестация госслужащих), то теперь именно «замазанность» чиновника превращается в инструмент «педагогического» воздействия на него.

Несколько старомодный Ю.Белых пытался снять двух глав районных администраций за провал, на его взгляд, подготовки к выборам. И одного ему удалось перевести на другую работу с формальным повышением. Но более действенным методом в подобных случаях становится на наших глазах другой. Так, 28 февраля один из заместителей главы администрации Ленинского района г.Саратова задержан при получении взятки в 10 млн. рублей. Одновременно задержан один из работников комитета по экономике Ленинского района за получение взятки за предоставление льготного кредита одному из директоров малого предприятия (Саратовские вести, 3 марта, №42, с.1). «Педагогическое воздействие» как на главу района, так и на других глав налицо. Плюс пропагандистский эффект в деле «борьбы с коррупцией».

Естественно, что операции по задержанию проводит отдел по борьбе с организованной преступностью. Проводит по конкретным заказам тех или иных главных действующих лиц местной политической жизни. Ведь до недавнего времени основной его деятельностью было разоблачение некоторых рэкетирских групп и лиц. Причем, по конфиденциальным данным, отдел хорошо владеет информацией о положении дел в мире организованной преступности, об отношениях группировок между собой и их деятельности, но в коридоры власти отдел был допущен впервые в этом году. (Кстати, в число услуг отдела входит и консультирование предпринимателей о том, кому, в какой форме и сколько действительно «нужно» платить — в тех случаях, когда отдел ничем помочь не может в силу слишком серьезной репутации группировки, «крутости наезда».)

Из уголовных событий вышеозначенного рода первых месяцев года выделяются следующие.

1 марта утром смертельно ранен выстрелом из «ТТ» Ю.В.Факиров («Факир»), один из лидеров криминальных группировок в Ленинском районе г.Саратова, подручный одного из основных деятелей в этой сфере — «Земца» [3].

В ночь со 2 на 3 марта выстрелили в дверь С.Родионова, председателя областного фонда поддержки президента [4].

В самом конце февраля взорван дом Константина Фунтикова — председателя Саратовского казачьего атаманского совета, хорунжего, заместителя генерального директора страховой компании «Веста». Сам потерпевший считает, что «покушение — реакция криминальных структур Саратова на стремление казаков навести порядок» [5,6].

В конце февраля, по неофициальным данным, произошли также убийство служащего Сбербанка и разборка за просроченный кредит между лидером одной из группировок С.Парамоновым и группировкой, кредит предоставившей (закончилась, по слухам, миром).

Нужно также вспомнить, что этот год начался с убийства постового ГАИ; 11 января в своей квартире был ранен директор Саратовского биохимического завода А.Воротилов.

Эти акции, их плотность и почти заведомая безнаказанность свидетельствуют как о том, что организованная преступность не слишком опасается комиссий, отделов и т.п., а те в свою очередь действительно могут производить только отдельные показательные мероприятия.

Действительно, из серьезных контрмер можно только упомянуть, что в Марксе арестован гендиректор страховой компании «АСКО» Николай Левин, которому предъявлено обвинение в организации вымогательства денежных сумм [7]. Нечто подобное с местной криминальной структурой произошло в г.Балаково. Обычно же идут облавы на рынках, патрулирование улиц с отловом мелкой сошки.

Любопытно, что зачастую в подобных происшествиях присутствует двусмысленность. Например, во время предвыборной кампании Н.Лысенко якобы подвергся нападению со стороны кавказской мафии. Однако многие считают, что это был агитационный ход. По крайней мере, славу «подвергшихся» все потерпевшие эксплуатируют как могут (так же как власти свои отдельные победы).

Статистика предшествующего года [8-10] подтверждает закономерность, «нормальность» процесса криминализации в настоящих условиях.

При том, что количество зарегистрированных преступлений в 1993 году снизилось на 5,9% (в г.Саратове — на 1,8%, снижение наблюдается в 33 районах — в основном за счет уменьшения краж), а раскрываемость возросла на 22,5% (с 42,9% в 1992 г. до 53,2%), количество тяжких преступлений увеличилось на 27,4% (всего 7400). Из них на 38,7% увеличилось число умышленных убийств с покушениями (455 убийств за год). На 40,6% — количество тяжких телесных повреждений, на 27,3% — разбойных нападений, на 63 — хулиганств. Показательно, что к административной ответственности было привлечено более 800 тысяч человек, то есть почти каждый третий взрослый житель области; а изъято оружия было 900 единиц (без холодного).

К уголовной ответственности привлечены 16 201 человек (82,5%), что на 26,3% выше уровня 1992 года.)

К ответственности были привлечены 2327 сотрудников УВД, в том числе уголовной — 23, осуждено — 18.

Более 40 убийц находяься на свободе, часто органам известно их местонахождение, но привлечь их к уголовной ответственности невозможно из-за запугивания свидетелей [11].

Что касается собственно рэкета, то за 1993 год было 236 случаев задержания рэкетиров (Саратовские вести, 24 января 1994 года, №7, с.1). (К сожалению, количество и характер судебных приговоров по этим фактам пока неизвестны; судя по тому, что цифра задержаний в три раза выше позапрошлогодней, надо ждать такого же превышения количества осужденных — в 30-50 случаях.)

Правда, считается, что наша область по криминальным показателям не худшая в стране, — официально была опровергнута информация, прошедшая в программе «Утро», о том, что область входит в тройку наиболее криминальных областей.

В качестве дополнения к этой главке вполне уместно выглядит краткое описание ситуации с химоружием в нашей области, так как, скорее всего, эта сфера деятельности военных становится все менее и менее законной.

Попутно следует отметить, что с ликвидацией областного Совета контроль за ситуацией с химическим оружием, Балаковской АЭС, деятельностью французских нефтедобытчиков в Заволжье полностью исчез, что, несомненно, и является дополнительным стимулом для нарушения закона и норм человеческого общежития со стороны военных, местных властных структур, правительства.

По всем этим экологическим проблемам, явно переросшим рамки экологии (как у нас ее понимают), в средствах массовой информации либо молчание, либо апология.

Так, например, в «Саратовских вестях» [12] прошел материал о пресс-конференции, которую провел шиханский Государственный институт технологии органического синтеза. Это один из двух институтов на территории Шихан (второй — военный). Ранее там разрабатывали и производили химическое оружие — теперь его уничтожают. Под соусом «слабого финансирования» в статье проводится мысль: «...хотим мы этого или нет, но именно нашей области надо принять меры по оказанию помощи институту в этом важном деле», — как будто вопрос о том, что оружие будет уничтожаться в Шиханах, вполне решенный.

Между тем в «Саратове» проскочила перепечатка из «Megapolis-express» (впрочем, надо отметить, что и «Саратовские вести» как бы «исправились», посвятив один из материалов делу Углева, саратовскому аналогу дела Мирзаянова). В этом материале со ссылкой на компетентные источники утверждается, что «уничтожение боевых ОВ на основном полигоне в Шиханах-2 идет полным ходом... Население не имеет достоверной информации по этой проблеме...» В статье приводятся данные о совершении взрывов (2-3 в день) на полигоне, о проблемах со здоровьем у детей и взрослых, живущих в соседних населенных пунктах, характерных для отравления химическими веществами, о перебрасывании со всей страны химоружия для уничтожения [13].

Если вспомнить также о череде событий, начатых роспуском областного и городского Советов, о характере выборной кампании и агитации за референдум, о приручении газеты «Саратов» администрацией города (а все эти события имеют то общее, что в каждом из них отношения власть имущих с действующим законодательством были по крайней мере двусмысленны), то придется констатировать, что, даже пытаясь что-то предпринять в деле прямого подавления преступности, сами государственные органы являются источником беззакония.

Возможно, что при сохранении описанных тенденций и без коррекции политического процесса в центре произойдет полное слияние государственного аппарата в области, корпоративных и криминальных структур как на уровне идеологии, так и в буквальном смысле и превращение этой силы в окончательно антиобщественную, по сути антигосударственную «структуру». По крайней мере Саратов для такой метаморфозы вполне созрел.

3.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДДВЕРИИ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

Большинство местных политических организаций в феврале заняты вопросами подготовки к выборам в областную Думу и органы местного самоуправления.

Областная избирательная комиссия уже сформирована. Из 13 ее членов (без председателя и его заместителя) 8 человек являются работниками администраций различных уровней. Функции временного комитета, образованного на месте бывшего облсовета, в частности для подготовки, проведения и контроля за выборами, никакими действиями не обозначены. Опубликованные в середине февраля проекты документов по выборам подготовлены в кабинетах обладминистрации без должного обсуждения с представителями общественности. Естественно, что все эти документы подверглись критике местными политическими и общественными активистами.

Так, областная организация ДПР, намеренная самостоятельно участвовать в выборах, посчитала, что 25 депутатов (столько по Положению о выборах) для области с двумя миллионами избирателей мало, что недостатком Положения является исключение возможности проведения выборов по смешанной системе [14].

В прессе появилось открытое письмо члена совета Саратовского областного общества потребителей А.Журбина главе обладминистрации Ю.Белых, в котором помимо указания на недостаточность 25 членов областной Думы (только 10 из которых будут работать на постоянной основе) содержится критика пунктов о 3% голосов в поддержку кандидата (в Госдуму нормой был 1%), о фальсификациях подписей (весьма неопределенного характера), о недостаточно однозначных нормах присутствия наблюдателей и представителей средств массовой информации [15].

В подборку к письму Журбина было дано письмо известного деятеля местного самоуправления, депутата бывшего горсовета А.Джашитова, в котором говорится, что положения о выборах в органы местного самоуправления подготовлены обладминистрацией без участия органов местного самоуправления, что порядок назначения глав администрации города Саратова и его районов (по положениям назначаются и напрямую подчиняются главе обладминистрации) противоречит ст. 12 и 131 Конституции. Численность — 13-15 человек, по мнению Джашитова, недостаточна для миллионного города [16].

Наиболее последовательно недостатки проектов документов о выборах вскрыты в двух материалах известного местного социал-демократа Ю.Чернышева, в первом из которых автор впрямую оценивает проекты [17], а во втором описывает встречу в обладминистрации саратовских политических деятелей разной ориентации, но одинаково критично отнесшихся к выборным положениям [18].

Чернышев считает, что 15 депутатов, работающих на непостоянной основе, — это возвращение к типу декоративной представительной власти прошлых лет. Чисто мажоритарная система в современных условиях ничем не мотивирована, — по мнению автора, тот факт, что на общероссийских выборах только чуть более 3% проголосовало против всех блоков, говорит о том, что сам принцип партийного представительства населением одобрен и принят. По мнению Чернышева, выдвижение кандидата от избирательного объединения — насмешка над таковым, поскольку любые 30 избирателей по Положению могут сделать то же самое, не регистрируя себя как избирательное объединение.

Наконец, поскольку из всех функций представительных органов областной Думе по Положению отводится роль контролера за исполнением бюджета, распоряжением имуществом области, исполнением принятых Думой постановлений, а ограничений на совмещение должностей не предполагается, то речь идет только о том, чтобы создать видимость равновесия трех ветвей власти. Полностью перечеркивает значение представительного органа пункт «Глава исполнительной власти подписывает и обнародует нормативные постановления Думы».

2 марта около 30 представителей общественно-политических организаций обсуждали в обладминистрации «Положение о выборах в Саратовскую областную думу» и примыкающие к нему документы. Основными претензиями к проекту стали: предполагаемая малочисленность, разрешение совмещения должностей, подневольность, бесправность будущего органа представительной власти, мажоритарная система. Был отмечен также разброс по округам, превышающий норму проекта Положения, и неудачная нарезка некоторых округов. Выступали А.Джашитов, В.Ошкин («Трудовой Саратов»), В.Давыдов («Выбор России»), Н.Владимиров (председатель бывшего горсовета Саратова), В.Уханев (зампред бывшего облсовета), В.Власкин (директор крупного НИИ, НПСР). Четверо последних вошли в группу по подготовке альтернативного проекта.

Некоторая активизация саратовских казаков вызвана как предстоящими выборами, так и прошлогодними решениями президента и правительства по казачеству, а также последовавшими за этим решениями, принятыми в традиционных центрах казачества.

15 февраля состоялся объединительный круг. Саратовский казачий круг, Саратовский объединенный казачий курень, Саратовский губернский казачий округ, Покровский отдел Оренбургскогно казачьего Войска, Верхнехоперский казачий округ, Ассоциация казачьих фермерских хозяйств (то есть все 6 казачьих организаций Саратовской области) образовали единый Атаманский совет. Председателем избран К.Фунтиков.

Основная деятельность казачьих организаций в настоящее время связана с осуществлением приказа министра обороны от 22 октября и весенним (1993 года) указом президента о государственной службе казачества.

6 февраля в связи с решением большого Казачьего круга Всевеликого Войска донского (ВВД) атаман Дона Н.Козицин подписал приказ о принятии Верхнехоперского казачьего округа в состав ВВД на правах округа. Атаман округа В.Батанов назначен заместителем и представителем донского атамана в Саратовской области и уполномочен проводить объединительную работу всех местных казачьих формирований. Таким образом, Верхнехоперский округ стал самой влиятельной казачьей организацией в области, получив серьезный официальный статус (в частности, ВВД может сформировать в рамках Министерства обороны столько казачьих соединений, сколько их существовало до революции 1917 года). Все остальные казачьи организации тем самым оказались не более чем землячествами.

15 февраля атаман Саратовского объединенного казачьего куреня А.Ревин подписал документ о вхождении куреня в Верхнехоперский округ ВВД на правах юрта.

Несмотря на столь двусмысленную ситуацию, казаки, видимо, попытаются выступить на выборах как единая сила [19].

Одними из первых к выборам стали готовиться депутаты бывшего облсовета, объединившиеся под руководством своего председателя Н.С.Макаревича в протоизбирательный блок (сам Макаревич практически уже начал избирательную кампанию в г.Марксе). Идеология блока эклектично оппозиционна.

«Чистые» коммунисты по степени оппозиционности пока разнятся: более левые РКРП и «Трудовой Саратов» проводят с середины января регулярные встречи в рамках избирательного клуба; КП РФ организационно и тактически на избирательное объединение еще не выходит; обе стороны отмечают наряду с близостью позиций организаций наличие расхождений по тактическим и общеполитическим вопросам.

Из «патриотов» наиболее активна местная организация Национально-республиканской партии, что во многом обусловлено избранием ее лидера Н.Лысенко депутатом Госдумы от Саратовской области. Правда, в основном ее активность сейчас направлена на сплочение и пополнение рядов, организацию охраны, а также частично на рекламу в средствах массовой информации. Скорее всего, организация будет самостоятельно выступать на предстоящих выборах.

Патриотическо-государственнически ориентированный Саратовский земский союз (чисто саратовское общественное объединение) пока ограничился опубликованием в газете «Авторское право» своих программных принципов [20] (идейный лидер и спонсор СЗС, предприниматель, депутат бывшего горсовета С.Макаров, является спонсором и этой газеты), надеясь получить новых сторонников в свою оппозиционную группу. На выборах будет поддерживать, в том числе и финансово, от 4 до 8 кандидатов.

Менее действенны (хотя, возможно, не менее активны) демократы: «выбороссы» (они создают Либерально-консервативную партию), социал-демократы (и те и другие критикуют положения о выборах, проводят свои тусовки предвыборного характера). В стане республиканцев, бывших оплотом блока Явлинского на общероссийских выборах, произошел раскол: фактическая «выбороссовка» Е.Сергун и другие пропрезидентски настроенные товарищи по партии выставили за пределы областной организации «национал-патриотов» и «непорядочных людей» — В.Санатина и др., которые, впрочем, с этой ситуацией не смиряются и пытаются либо создать независимую от областной городскую организацию либо отвоевать назад областную. Их попытки вписаться в СЗС пока ни к чему не привели, но, скорее всего, будут повторяться (с тем же, видимо, результатом).

Появившиеся в январе в Саратове жириновцы свою предвыборную готовность (или неготовность) никак не проявляют.

По неофициальным данным, представители криминальных и полукриминальных структур впервые на этих выборах будут иметь большое количество своих кандидатов. Но тайные переговоры в этой сфере еще не вступили в окончательную стадию.

Самое же любопытное заключается в том, что разделяемое многими предположение о том, что выборы состоятся только осенью и, следовательно, пройдут по новому закону, принятому Госдумой, скорее всего, может оказаться верным, поскольку уже сейчас раньше второй половины мая выборы провести будет невозможно. Это во многом и объясняет недостаточную активность политических групп.

Если же выборы все-таки состоятся весной или летом, то следует ожидать большой конкуренции внутри оппозиционных и полуоппозиционных сил и участия большого количества представителей администраций разного уровня.

Нельзя не сказать и о своеобразном идеологическом климате первых месяцев года, который своими публикациями установили ведущие саратовские газеты. После волны обличений коммуно-фашистов в октябре-ноябре 1993 года и размазывания жириновства две политические темы несколько искусственно поддерживаются на плаву: угроза наступления фашизма в России и объявленная Думой амнистия. Перепечатки из центральных средств массовой информации, материалов агентств на те же темы, заявлений политических организаций («Выбор России» «заявляет о своем категорическом несогласии» на фоне лексики типа: фашисты, акт глумления и т.п., к примеру).

Однозначно отрадно в этой ситуации выглядит, пожалуй, только активность депутатов Госдумы О.Миронова и А.Гордеева, часто и хорошо, в разных формах встречающихся с избирателями, а также профессиональные репортажи и интервью думского корреспондента Сергея Михайлова в «Саратовских вестях» (с заметным, впрочем, продемократским уклоном).

4.    КРИЗИС ПРОИЗВОДСТВА, БЕЗРАБОТИЦА И ПРЕДЗАБАСТОВОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ

«Состояние ее (экономики области. — С.Р.)... близко к определению «развал»» — так охарактеризовал ситуацию заместитель главы администрации области, председатель областного комитета по экономике В.Н.Мишин, назначенный на должность в декабре 1993 г [21]. Правда, в телевизионном сюжете на ту же тему он высказался более сдержанно. Между тем даже приводимые им цифры правительственного долга говорят за себя: 70 млрд. руб. за уже произведенную в соответствии с заказами продукцию, 27 млрд. руб. — за сельскохозяйственную продукцию, поставленную в госресурсы (пока получен 21 млрд.). Думается, что мера, на которую администрация возлагает большие надежды, а именно решение о создании областного фонда стабилизации экономики, в котором будет постоянно находится 40-50 млн. руб. (налоговые отчисления плюс средства самих предприятий), никаких проблем не решит. Оценка Мишиным перспектив следующего года вообще непонятно на чем основана. Так, перспективы спада производства он оценивает в 3-4%, уровень сельскохозяйственного производства останется, по его мнению, на уровне 1993 года.

В реальности же в 1993 году объем промышленной продукции по сравнению с 1992 годом снизился на 12,3%, товаров народного потребления — на 7,4% (в сопоставимых ценах). Товарооборот хуже, чем по России в целом. Почти каждое пятое предприятие допустило убытки. Эмиссия составила 331,7 млрд. руб. При этом задолженность по зарплате — почти 38 млрд. руб.

При этом на 59% по сравнеию с прошлым годом возросли централизованные кредитные вложения в область (в Поволжье — на 39,8, в России в целом — на 33%). На 327% увеличилась доля долгосрочных кредитов, инвестированных в экономику (сельское хозяйство, закупка наиболее важных продуктов питания, горюче-смазочных материалов). «Но спад производства и возрастающее количество убыточных предприятий во многом сводят на нет эти усилия» [22].

(Поэтому бюджетная ссуда в 1 триллион рублей, о которой как о позитиве говорил тот же Мишин, на погашение задолженностей оборонным предприятиям вряд ли кардинально что изменит.)

В ноябре 1993 года не работало 60 предприятий и производств (в феврале — 80). С января по ноябрь 1993 года потери рабочего времени по этой причине возросли на 54,3%.

Более 59% простоев предприятия связывают с трудностями сбыта продукции из-за неплатежеспособности потребителей и сокращения спроса на нее вследствие высоких цен, около 40% — с отсутствием материальных ресурсов.

По оценке специалиста, «некоторое оживление и рост занятости в альтернативных госсектору сферах не изменили общую тенденцию уменьшения спроса на рабочую силу. Развитие частного сектора и индивидуального предпринимательства идет в основном без найма дополнительной рабочей силы, за счет ее перераспределения.

Либерализация цен не привела к росту производства и не стимулировала спрос на рабочую силу. В условиях растущих цен поддержание и обновление основных фондов еще более затруднилось. В результате снижаются возможности расширения производства и улучшения его технической оснащенности, падает производительность труда» [23].

Явная безработица, конечно, гораздо ниже.

Обратились в областные службы занятости 26 598. 34,7% трудоустроены (на 12,5% больше, чем в 1992 году). За консультацией обратились 22 394. Статус безработного на конец года имели 13 749 (около 1% трудоспособного населения области). Это на 16% больше, чем в 1992 году (84,5% безработных — женщины, 34,2% — молодежь от 16 до 29 лет, 9,2% — люди предпенсионного возраста, ИТР и служащие — 59,7%).

46,4% от общего числа остались без работы из-за сокращения штатов, реорганизации или ликвидации предприятия. 354 предприятия сообщили о предстоящем высвобождении 3690 человек. 636 информировали о налии на них рабочих мест. На конец года имелось 4630 вакансий. 4224 из них — для имеющих рабочие специальности.

Показательна картина положения на одном из крупнейших саратовских предприятий ВПК — Саратовском электроагрегатном производственном объединении (СЭПО).

Темпы роста товарной продукции составили за 1993 год 120,1% (в РФ — 83,3%); объем реализации вырос на 23,9%. Но налоги и инфляция сводят это относительное достижение на нет. СЭПО вынуждено уменьшать на 27% расходы на социальную сферу и сокращать количество сотрудников (на 59% пенсионеров и на 25% управленческий персонал). Однако на 25 марта назначена выплата 25% дивидендов акционерам. Средняя зарплата на предприятии — 120 тыс. рублей, лишь 200 нарушителей дисциплины были уволены. На 20% увеличена производительность труда.

В общем, как бы все не так плохо, утверждается «в опровержение домыслов» о том, что СЭПО на грани полной остановки) [25,26].

Но уже меньше месяца спустя появляется информация, полностью опровергающая все вышеприведенные данные, производящие в настоящее время впечатление победных реляций: с 1 марта по 1 апреля в связи с кризисом неплатежей АО «СЭПО» приостановило работу всех производственных линий. Долг партнеров — более 18 млрд. рублей [27].

В число 80 остановившихся или частично остановившихся предприятий входят такие гиганты, как ПО «Нитрон», нефтеперерабатывающий завод им.Кирова, ГПЗ-3 и т.д. и т.п., заканчивая домостроительным комбинатом.

Мрачно выглядит и статистическая социально-экономическая и демографическая картина: средняя заработная плата в г.Саратове составила 50 397 рублей в месяц; рождаемость снизилась на 15,9% и составила 7,4 человека на 1000 жителей (по области — 9,3); смертность возросла на 19,3% и составила 14,2 человека на 1000 жителей (по области — 14,5); естественная убыль населения составила 6,8 человека (по области — 5,2) на 1000 жителей; возросла детская смертность — 24 на тысячу новорожденных.

Выпуск товаров народного потребления хотя и увеличился на 0,2% в городе, по области сократился на 7,4%. Объем бытовых услуг сократился на 42,9% [29].

Заместитель председателя управления ЦБ ЗФ по Саратовской области Валентина Клокова утверждает, что «саратовская промышленность близка к состоянию коллапса» (при этом убыточность промышленности соседствует с высокой прибыльностью банковского дела) [29].

Неудивительно, что в городе и области сильны забастовочные настроения. В интервью «Заре молодежи» председатель областного отделения ФНПР Е.С.Рогожин заявил однозначно: «Пришло время подготовки к всероссийской стачке... Сформированы забастовочные комитеты строителей, химиков, автотранспортников».

А 15 февраля состоялась забастовка всех главных вузов города. Обращение к президенту о нетерпимости ситуации с финансированием сферы высшего образования подписали 52 профессора саратовских вузов.

Источники

1. Вместо надгробного слова (Абрамова Л. Официально сообщают немногое. Филиппов А. А неофициально? Горбачев В, Климов А. Знак беды и др. материалы) // Авторское право. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №6. С.2.

2. Аяцков Д. Обуздать преступность // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 19 февраля №34, с.1-2).

3. Стреляли из «ТТ» // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 3 марта, №42, с.1

4. <Без названия> // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 4 марта N43. С.1

5. Сергеев М. Взорван дом Константина Фунтикова // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 1 марта, №40, с.1

6 Санберг Ю. Враги сожгли родную хату // Саратов. — Саратов, 1994. — 1 марта, №28, с.1

7. Арестован директор «Аско» // Саратов. — Саратов, 1994. — 25 февраля, №26, с.1

8. Сторчак Л. Кто-то должен быть гарантом соблюдения законности // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 12 февраля, №28, с.1

9. Бойко В. Подведены криминальные итоги года // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 13 января, №6, с.1.

10. «Начнем с наведения порядка в собственных рядах» // Саратовские вести. — Саратов, 1994.

11. Голяков А. Сорок убийц по области гуляют // Заря молодежи. Саратов, 1994. — 15 января, №3, с.2

12. Нефедов В. Что волнует бывших разработчиков химического оружия // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 24 февраля, №37, с.2

13. Пока в Москве ученым затыкают рты, в Шиханах продолжают греметь взрывы // Саратов. — Саратов, 1994. — 25 февраля, №25, с.2.

14. Почему так мало? // Саратов. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №27, с.2.

15. Журбин А. Народовластие или его видимость? Открытое письмо главе администрации Саратовской области Ю.Белых Саратов. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №27, с.2.

16. Джашитов А. Структуру органов местного самоуправления должно определить население // Саратов. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №27, с.2.

17. Чернышев Ю. Если Думу разрешают, значит это кому-нибудь нужно... // Саратов. — Саратов, 1994. — 23 февраля, №24, с.2

18. Чернышев Ю. С думой о думе // Саратов. — Саратов, 1994. — 4 марта, №31, с.2

19. Яшников П. Саратовское казачество объединяется // Саратовские вести, 1994. — 3 марта, №42, с.1.

20. Програмные принципы Саратовского земского союза // Авторское право. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №6, с.3.

21. Акимова И. «Утром — деньги, вечером — стулья».. // Саратов. — Саратов, 1994. — 4 марта, №31, с.1.

22. Тишков А, Осовин И. Спасут ли банки Россию // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 25 февраля. №37, с.2.

23. Андреев К. Кадры есть, вакансий мало. — Саратовские вести. — Саратов. — 1994. — 3 марта, №42, с.2.

24. Оставшиеся без работы // Саратовские вести. — Саратов, 1994. — 22 февраля, №35, с.1.

25.Мотева О. СЭПО во времена НЭПа // Заря молодежи. — Саратов, 1994. — 26 февраля. N9, с.2.

26. Аркадьев Г. Акционеры могут спать спокойно // Саратов. — Саратов, 1994. — 10 февраля. — С.2.

27. Нищие миллиардеры // Саратов. — Саратов, 1994. — 2 марта N29, с.1.

28. Экономика Саратова в 1993 году // Авторское право, 1994. — 12 февраля, №4. — с.2.

29. Теселкин И. «Положение с бюджетом области сегодня совершенно неиерпимое» // Авторское право. — Саратов, 1994. — 12 февраля, №4, с.3.

30. Казакова В. Забастовка как крайнее средство // Заря молодежи. — Саратов, 1994. — 26 февраля, №9, с.4.