Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Марина МАКАРЕВИЧ

Санкт-Петербург и Ленинградская область

в феврале 1994 года

В феврале основное содержание общественно-политической жизни составили: выборная кампания в Городское собрание Санкт-Петербурга, выборная кампания в Законодательное собрание Ленинградской области, вынесение на обсуждение Устава Ленинградской области к референдуму 20 марта, выборы местного самоуправления в Ленинградской области. В феврале произошли события, которые могут привести к дальнейшему падению рейтинга мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, — судебный процесс о законности внесенных мэром дополнений в Положение о выборах в Городское собрание Санкт-Петербурга и угроза заместителя мэра Д.Сергеева обжаловать в суде объявленный ему мэром выговор за прием в Смольном делегации Государственной Думы во главе с Жириновским.

1.    РЕФЕРЕНДУМ ПО УСТАВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
И ВЫБОРЫ В ОБЛАСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

20 марта, одновременно с выборами Законодательного собрания в Ленинградской области назначен рефрендум по проекту Устава области. За 22 дня до дня референдума проект был опубликован в малопопулярной газете «Вести», которая считается «областной» и дотируется Ленинградским областным банком Сбербанка России. Газета выходит три раза в неделю тиражом, видимо, настолько малым, что редакция нходит невозможным указать его в выходных данных. По неофициальным сведениям, в Ленинградскую область поступает до 40 тысяч экземпляров на 2 миллиона жителей. Гораздо более читаемой в области является газета «Санкт-Петербургские ведомости», но в ней проект Устава области не публиковался.

1.1.       Анализ проекта Устава Ленинградской области

Самым значимым разделом представляется последний: «Переходные положения и порядок изменения Устава Ленинградской области». Согласно п.4 этой главы, губернатор Ленинградской области «со дня вступления в силу настоящего Устава осуществляет свои полномочия до истечения срока, установленного ст.26 Устава Ленинградской области». А ст.26 гласит, что «губернатор области избирается сроком на 4 года». Таким образом, в случае принятия Устава нынешний губернатор Ленинградской области А.Беляков без новых выборов остается в своей должности так, как будто население оказало ему доверие. А вот Законодательное собрание, согласно этой же главе п.6, избирается сроком на 2 года. В главе не ограничен срок действия этих самых «Переходных положений». А пока «порядок формирования избрания представительного органа государственной власти (Законодательного собрания), органов государственного управления Ленинградской области и их компетенция определяются положениями, утверждаемыми губернатором области». В прошлом месяце глава областной администрации объявил себя губернатором области и сформировал правительство из 11 министерств и 6 комитетов. Назначены министры и председатели комитетов. Все это сделано, не дожидаясь итогов референдума по Уставу области, где введены подобные изменения властных структур. Губернатор объявлен главой правительства области и еще «гарантом выполнения Устава области, соблюдения конституционных прав и свобод граждан на территории области». Порядок внесения изменений в Устав заслуживает отдельного цитирования: «раздел IX, ст.2. Изменения в Устав Ленинградской области вносятся:

а) собранием представителей исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти Ленинградской области, руководителей органов местного самоуправления, которые созываются специально для внесения поправок и дополнений в Устав. Поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство от списочного состава участников собрания. Порядок созыва и организация работы собрания представителей определяется положением, утвержденным губернатором области;

б) референдумом, если собрание представителей не смогло принять решение». Нет сомнения, что внесение изменений в Устав подобной процедурой практически невозможно, если изменения не будут устраивать губернатора области. И наоборот, любые нужные губернатору изменения могут быть внесены независимо от мнения представительного органа, численность которого установлена в 25 человек, а порядок делегирования «представителей» исполнительной и судебной власти остается на усмотрение все того же губернатора.

Законодательное собрание Ленинградской области согласно проекту Устава, «осуществляет законодательное регулирование по вопросам исключительно компетенции области, обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании, контролирует порядок владения, пользования и распоряжения собственностью Ленинградской области, утверждает областной бюджет по представлению губернатора, заслушивает отчет об исполнении бюджета, по представлению или при наличии положительного заключения губернатора принимает правовые акты о введении или отмене местных налогов, вносит изменения в административно-территориальное устройство области, утверждает и вносит изменения в положение о местном самоуправлении Ленинградской области, осуществляет контроль за реализацией федеральных законов и нормативных актов Ленинградской области». Организация работы Законодательного собрания Ленинградской области закрепляется в его регламенте, который принимает само Законодательное собрание. Деятельность депутатов собрания строится на основе областного закона о статусе депутатов, принимаемого Законодательным собранием. И только одно согласно этому проекту Устава, нельзя доверить самим депутатам: ст.47 устанавливает, что «размер компенсаций депутатам за их деятельность в Законодательном собрании устанавливается губернатором области, но не ниже установленной средней заработной плате по основному месту работы».

В проекте Устава предусмотрено, что «правовой акт нормативного характера, принятый Законодательным собранием, направляется губернатору Ленинградской области, который в течение двух недель подписывает и обнародует этот акт. До истечения этого срока губенатор вправе возвратить принятый акт в Законодательное собрание с мотивированным заключением о причинах возврата. Если при повторном рассмотрении правовой акт принят большинством не менее 2/3 от избранных депутатов, губернатор подписывает акт в течение трех дней». Интересно, что губернатор вправе приостановить действие акта, если сочтет его противоречащим действующему законодательству. В случае несогласия с приостановкой Законодательному собранию предлагается обратиться в суд. Остается неясным, почему бы губернатору сначала не установить в суде соответствие или несоответствие принятого документа действующему законодательству и дождаться решений суда. Законодательное собрание же не имеет права до суда приостанавливать действие распоряжений губернатора области.

Проект Устава содержит много интересных с точки зрения несоответствия Конституции моментов. Объектами собственности Ленинградской области, к примеру, объявлены земля, недра, леса, водоемы, растительный и животный мир. К ведению государственной исполнительной власти Ленинградской области отнесено определение порядка создания и правил деятельности бирж, страховых обществ, аудиторских служб, а самое интересное содержится в ст.10 п.1: « Ленинградская область имеет свой областной центр — город Санкт-Петербург».

Хочется узнать, что думает город Санкт-Петербург по поводу того, что его «областная судьба» выставляется на референдум в Ленинградской области... По имеющимся на сегодня сведениям, органы власти Ленинградской области не обращались к мэрии Петербурга за разрешением считать Санкт-Петербург областным центром Ленинградской области. Неясно, каковы будут последствия принятия Устава с этим положением на референдуме.

1.2.       Выборы в Законодательное собрание

Выборная кампания в Законодательное собрание Ленинградской области практически не освещается ни областной газетой «Вести», ни другими газетами региона. Из небольшого сообщения «Санкт-Петербургских ведомостей» стало известно недовольство представителей политических партий и общественных организаций, действующих на территории области, как недостатком информации о кандидатах в областной представительный орган, так и тем, что населению области не разъясняется суть ключевых положений проекта Устава, а также точка зрения на проект представителей партий и движений. Несмотря на то что областное Законодательное собрание будет иметь весьма ограниченные полномочия, желающие бороться за депутатский мандат нашлись. Конкуренция будет существенно ниже, чем в городе (4 кандидата на одно место в области и 15 претендентов на мандат в Петербурге). Максимальное число претендентов на один мандат зафиксирован в Волосовском районе — 8 человек на место. Всего же на 25 мест в областном собрании выдвинуто 106 кандидатов. Кроме выборов в Законодательное собрание области, 20 марта состоятся выборы в местное самоуправление. В городах области представительные органы будут именоваться муниципалитетами, сельсоветы станут называться волостными управами, а вместо поселковых и деревенских Советов избираются старосты. Выборы старост начались, не дожидаясь 20 марта, на сельских и поселковых сходах. По имеющейся информации уже есть 671 староста. Выборы старост в деревнях проходят относительно спокойно: приезжает представитель правительства области, зачитывает типовое положение о старосте и без проволочек выборы проводятся на этом же собрании. Но так бывает не везде — в поселках, где живут сотрудники научных баз, геологи, гидрологи — более или менее просвещенная публика, случаются заминки: люди не хотят участвовать в выборах старосты, наделенного непонятными им функциями. И тогда вступает в действие один из пунктов утвержденного губернатором положения: в этом случае староста... просто назначатся решением правительства области. Почти каждый десятый из имеющихся сегодня старост не избран, а назначен таким вот образом. В городах области должны быть избраны 430 депутатов в муниципалитеты. В предвыборную борьбу включились 1031 претендент. Кроме того, в гор.Шлиссельбурге 20 марта пройдут выборы мэра города взамен смещенного несколько месяцев назад за различные нарушения. Но главным итогом областных выборов станет, конечно же, принятие Устава области. С учетом того, что для его утверждения необходимо участие в голосовании не менее половины зарегистрированных избирателей, проблематично, что референдум состоится, если при организации не будут допущены нарушения.

Наиболее популярной темой предвыборной агитации кандидатов в областные органы власти является недопущение объединения города и области.

2.    ВЫБОРЫ В ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2.1.       Кандидаты, партии и блоки

В феврале все значимые политические события так или иначе оказались связаны с выборами. Как и следовало ожидать, весьма велико оказалось число кандидатов, которые либо преодолели барьер в 2000 подписей как независимые, либо были выдвинуты избирательными объединениями, собравшими 35 тыс. подписей за свой список. В Санкт-Петербурге достаточно много политически активных граждан, и нет ничего удивительного, что на 50 мест в Городское собрание претендуют около 800 кандидатов. Напомним, что 35 избирательных объединений в конце января заявили об участии в сборе подписей. 35 тыс. подписей удалось собрать 17 блокам. Больше всех сдали блоки «Демократическое единство Петербурга» и «Любимый город» — по 60 тыс. подписей, что, безусловно, свидетельствует о значительном организационном потенциале этих блоков. Нет ничего удивительного, что такое число подписей собрал блок «Демократическое единство Петербурга», вобравший в себя местное отделение движения «ДемРоссия», то есть пропрезидентски настроенных демократов, сторонников «Выбора России». Некоторым сюрпризом являются 60 700 подписей, собранных блоком «Любимый город», состоящим из местных сторонников блока «ЯБЛоко» — Региональной партии центра, насчитывающей по списку 30 человек, и местного отделения Демократической партии России, насчитывающего 150 человек. В среднем зарегистрированные блоки собрали по 47 тыс. подписей. Это доказывает опять-таки немалый организационный потенциал политически активного слоя петербуржцев. Надежды мэра города, что 35-тысячным барьером он отсечет многих, увы, не оправдались.

Итак, в выборах в Городское собрание примут участие кандидаты следующих политических течений:

¾   радикальные демократы (политическая ориентация — блок «Выбор России»): блоки «Демократическое единство Петербурга» и «Новая инициатива»;

¾   альтернативные демократы (ориентация — блок «ЯБЛоко»): «Любимый город», «Наш город — наш дом»;

¾   профсоюзы: «Единство ради прогресса»;

¾   коммунисты: «Родина», блок КП РФ;

¾   национал-патриоты: «Великая Россия», «Петроград».

Неохотно декларируют свои политические взгляды, якобы сторонятся политики, стремясь к конкретным делам, блоки «Женщины Петербурга» и «Альтернатива».

«Красными директорами» называют себя вслед за прессой участники блока «Деловой Петербург». Это директора старой «дореформенной» выучки, уповающие на господдержку своих предприятий. Близки к ним по позициям блоки «Надежный дом» и «За достойную жизнь». В привычной шкале их политическая ориентация — Гражданский союз. Блок «Весь Петербург» — нувориши, процветающие банкиры предприниматели Петербурга, почему-то не нашедшие согласия с блоком «выбороссов» «Демократическое единство Петербурга». Известен, правда, один из возможных поводов для разногласий: методика исчисления арендной платы за нежилой фонд, которой недовольны многие бизнесмены. Автором концепции этой методики, утвержденной Петербургским горсоветом около трех лет назад, является Петр Лансков, заместитель председателя Фонда имущества Петербурга, экономический советник и соратник лидера блока «Демократическое единство» Александра Беляева. В составе этого блока немало бывших депутатов горсовета, которые выступали и выступают за сохранение существующего порядка расчета арендной платы как источника бюджетных поступлений. «Весь Петербург» — против этой методики.

Самостоятельно выступают на городских выборах кандидаты местного отделения Либерально-демократической партии. Для поддержки своих единомышленников в начале февраля в Петербурге побывал В.Жириновский и около 40 депутатов Государственной Думы от этой партии.

Пребывание этой делегации стало поводом для скандала в мэрии Санкт-Петербурга. Приезду делегации предшествовала правительственная, как ее называет почта, телеграмма от заместителя председателя Государственной Думы А.Венгеровского. В ней сообщалось, что 10 февраля в Петербург приезжает группа депутатов Госдумы и Совета Федерации во главе с В.Жириновским, и содержалась просьба помочь с транспортом и гостиницей. От прибывших поступила просьба о встрече с руководством мэрии. А.Собчак, как всегда, был за границей. Гостей принял исполняющий обязанности мэра Д.Сергеев. По словам Д.Сергеева, при этом учитывалось, что депутаты от ЛДПР законно избраны и состоят в пяти комитетах, с которыми мэрии предстоит работать. Прием «жириновцев» в мэрии вызвал резкую реакцию выражающего (через газету «Вечерний Петербург») мнение петербургских интеллигентов писателя М.Чулаки, который написал фельетон и вопрошал в нем, поручал ли мэр принимать с почетом «этого господина Жэ»? Возвратившийся мэр на удивление оперативно отреагировал на сатиру и публично заявил, что он не только не поручал принимать «господина Жэ», но и запретил это делать. А нарушившему запрет Д.Сергееву якобы объявил выговор. И тут произошло то, что ясно показало всему городу, что мэр не котируется не только у горожан, но и у собственных подчиненных. Д.Сергеев взбунтовался и публично заявил, что не видел приказа об объявлении ему выговора, а как только увидит — подаст в суд на мэра, так как не чувствует за собой никакого служебного упущения.

Подавать в суд на мэра стали все чаще субъекты петербургской политической жизни. Мэр совершенно утратил чувство реальности, отдает распоряжения и подписывает бумаги, которые не обжаловать в суде просто грех. Член Совета Федерации, лидер блока «Демократическое единство Петербурга» А.Беляев, в начале марта выиграл дело об отмене пунктов Положения о выборах в Городское собрание, содержащих запрет баллотироваться членам Совета Федерации, мэру, заместителям мэра, работникам суда, прокуратуры, МВД, депутатам иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Отменен запрет баллотироваться лицам моложе 21 года (осталось — в возрасте от 18 лет), отменен ценз оседлости в 5 лет для кандидатов в депутаты.

Решение суда создает нестандартную ситуацию в ходе выборной кампании. Закончена регистрация кандидатов, которые выдвинуты с учетом действовавших ограничений. Если «ущемленной» группе потенциальных участников избирательного процесса удастся организоваться и подать в суд на законность всей выборной кампании в Петербурге, то результат предсказать трудно. Такими инициаторами вполне могут стать проигравшие кандидаты или политические объединения, которых не устроят итоги выборов. Разборки и сомнения в легитимности избранных депутатов потянутся далеко, если будут заинтересованные круги в пересмотре итогов выборов. Думал ли об этом А.Беляев, также баллотирующийся в Городское собрание и неоднократно заявлявший, что претендует на пост председателя этого органа? Кстати, смелые заявления А.Беляева заставили «задвигаться» совсем было ушедшего из политики любимца петербургских демократов, бывшего депутата Союза Александра Щелканова, первого демократа-председателя исполкома города. Человек кристальной честности, нетерпящий самолюбования ни в себе, ни в других, он сказал, что принял решение баллотироваться, когда увидел становящуюся привычкой у А.Беляева «звездную болезнь». А.Щелканов, в отличие от других кандидатов, не обошел А.Беляева стороной, а выставил свою кандидатуру на том же, что и Беляев, избирательном округе. К слову, это тот же район, где Щелканова на «ура» принимает население, там он был избран депутатом Союза. По слухам, А.Беляев был неприятно удивлен. Очень постарался против А.Беляева блок банкиров из конкурирующих финансовых групп «Весь Петербург» — от этого объединения в этом же округе выдвинут известный сатирик Семен Альтов. Интересно, удастся ли А.Беляеву и А.Щелканову, вместе взятым, собрать на свои встречи столько избирателей, сколько может прийти на встречу с С.Альтовым? Но если без шуток, то этот ход «Всего Петербурга» доказывает, что многим влиятельным людям победно шествующий по петербургскому политическому горизонту А.Беляев не нравится.

В целом нужно сказать, что в ходе выборов в Петербурге будут соперничать не две и даже не три идеологии, хотя в числе блоков есть политически однородные. Большинство блоков представляют собой сообщества, ставящие целью пройти в Городское собрание и объединившиеся только для этого. Их политическая ориентации разнородна. Можно говорить о соперничестве лоббистских групп. И хотя было много сказано о мизерных полномочиях Городского собрания, но плотность вступивших в борьбу кандидатов впечатляет. Финансовые средства, пущенные на городские выборы, не идут ни в малейшее сравнение с выборами предшествующими. Видимо, кандидаты в полной мере осознают, что смогут предпринять, став депутатами, а их спонсоры уверены в том, что вложенные средства вернутся сторицей. Будущие распределительные функции Городского собрания, видимо, стоят того, чтобы за них бороться, как бы много ни говорилось о «карманности» этого представительного органа. Пятая часть кандидатов — бизнесмены.

2.2.       Социологические прогнозы

Обращает на себя внимание удивительное затишье на итоги социологических опросов о популярности тех или иных избирательных блоков. Выборная кампания в Госдуму в этом отношении была гораздо более красочна. В Санкт-Петербурге сегодня действуют 26 социологических фирм. Наиболее известна политикам фирма Центр Леонида Кесельмана, прогнозы которой в отношении итогов политических кампаний часто появлялись в прессе. Безотносительно квалификации специалистов фирмы можно сказать, что в нынешней выборной кампании ее услуги остаются не востребованы — Л.Кесельман пока не опубликовал ни одного прогноза, хотя постоянно контактирует с блоком сторонников «Выбора России» «Демократическое единство Петербурга», но, как выразился один из руководителей штаба «ДЕП», «Кесельмана в упор не замечают». Дело в том, что в минувшей выборной кампании Л.Кесельман сделал ряд рискованных прогнозов о шансах отдельных кандидатов, часть из которых не получила подтверждения. Кроме того, этот ученый позволял себе рекомендации, которые были ближе к политике, чем к науке, а сама интерпретация итогов исследований походила на манипулирование общественным мнением. И хотя Л.Кесельман в этом отношении уникален — по стилю подачи своих работ, по манере общаться с политиками и прессой, есть основания полагать, что его деятельность в ходе минувшей выборной кампании в чем-то дискредитировала социологию как науку. «Натяжки» в пользу «Выбора России» стали видны всем: и союзникам, и оппонентам, да и самим «выбороссам». Может быть, потому сегодня Центр Л.Кесельмана, видимо, не имеет заказов от избирательных блоков. Учитывая его опыт, другие социологические фирмы не рискуют публиковать прогнозы о шансах блоков. Есть только данные, позволяющие заключить, что симпатии избирателей не изменились по сравнению с декабрем и сегодня 3/4 горожан проголосовали бы так же, как 12 декабря, если рассматривать идеологические позиции блоков.

2.3.       Деятельность средств массовой информации

Руководители радио и телевидения Петербурга приняли решение отказаться от платной политической рекламы, «дабы не оказаться в зависимости от денежного мешка той или иной политической силы». Поскольку всем 800 кандидатам предоставить время в эфире невозможно «без тяжелых экономических последствий для самой телерадиокомпании «Петербург — 5-й канал», принято решение, что о кандидатах округа расскажут... председатели окружных комиссий. На каждого кандидата будет отпущено уж по 30 секунд эфира. Есть основания полагать, что после этой телерекламы избиратели будут знать лучше председателя окружной комиссии, а не кандидатов. Эти передачи уже начались. Информация сводится к зачитыванию фамилии, имени, отчества кандидата, года рождения, места работы и кем выдвинут. Газеты принимают материалы блоков и кандидатов по цене коммерческой рекламы. Сегодня в Петербурге это от 3000 до 6000 рублей за 1 см2 газетной площади. Впереди — газета «Смена»: здесь за это берут валютой по цене 2,5 доллара за стандартную газетную строку. Но нужно отметить, что официальную информацию с пресс-конференций блоков журналисты всех газет дают бесплатно и доброжелательно. И это сильно контрастирует с минувшей выборной кампанией — позиция газет стала более ответственной перед избирателями — читателями своих изданий.

Отметим еще одну особенность петербургской выборной кампании. Первоначально все из тех же соображений экономии средств в Положении о выборах был предусмотрен один тур голосования. Через полтора месяца мэр А.Собчак внес изменения в документ, и теперь выборы будут проведены в два тура, если ни один из кандидатов округа не наберет с первого раза более 50% голосов от числа явившихся на выборы. За двух-туровые выборы с первых дней обнародования Положения о выборах боролось демократическое движение города, возлагая на мэра последствия прихода в Городское собрание «красных» и «коричневых». Мэр сначала, как водится, предлагал демократам «договориться», упрекая в несговорчивости. Но когда стало ясно, что дело не в демократичности взглядов, а в том, что людей с такими взглядами финансируют разные группы предпринимателей и в мире бизнеса никто никому не уступает дорогу, угроза действительно «красно-коричневого» Собрания в демократично настроенном городе вынудила мэра внести дополнение о двухтуровых выборах, и это само по себе доказывает влиятельность демократического движения в Санкт-Петербурге.

2.4.       Прочие события в ходе выборов

В ходе регистрации избирательных объединений городская комиссия отметила, что у всех объединений есть много подписных листов, подлинность подписей в которых вызывает сомнения. По ним проверка продолжается, хотя кандидаты приступили к агитации. Не исключено, что к ее финишу какое-то количество объединений будет выведено из игры.

С выборами связано несколько историй криминального характера. Совершено нападение на руководителя группы поддержки вице-мэра В.Щербакова, который баллотируется в Городское собрание по списку избирательного объединения «Любимый город». Ранее по домашнему телефону пострадавшего раздавались угрозы с требованием прекратить деятельность группы поддержки. Угрозы были приведены в исполнение. Избитый П.Сошенко находится в больнице в тяжелом состоянии.

Похожие ситуации сложились у кандидатов по 46-му округу Ю.Савина и А.Садовина. Оба получали телефонные угрозы с требованием прекратить выборную кампанию. Затем одного из кандидатов — Ю.Савина подстерегли на улице и избили, объяснив, что бьют за несговорчивость.

В конце февраля были задержаны сотрудниками службы по борьбе с терроризмом четверо жителей Петербурга, в их числе известный национал-патриот Н.Бондарик, председатель С. — Петербургского отделения Русской партии, баллотирующийся в Городское собрание. Задержанные подозреваются в убийстве своего коллеги по партии, труп которого был обнаружен в мае прошлого года. Городская избирательная комиссия разъяснила, что это не лишает Н.Бондарика права остаться кандидатом, а его сторонников — вести в его пользу предвыборную агитацию.

Источники

1. Выборы не состоятся? // Невское время.— 1994.— 15 февраля.

2. Выборы, которые не за горами // Смена.— 1994.— 15 февраля.

3. Предвыборную борьбу продолжают 16 объединений // СПб. ведомости.— 1994.— 24 февраля.

4. А.Собчак решил провести выборы в два тура // Смена.— 1994.— 18 февраля.

5. Платного эфира не будет // СПб. ведомости.— 1994.— 7 февраля.

6. Политическая месть? // Невское время.— 1994.— 22 февраля.

7. Опасное занятие // СПб. ведомости.— 1994.— 15 февраля.

8. Подозреваются в убийстве // СПб. ведомости.— 1994.— 1 марта.

9. Пространно объяснился // Вечерний Петербург.— 1994.— 11 февраля.

10. Ленобласть: во главе губернатор и правительство // Вести.— 1994.— 15 февраля.

11. Устав Ленинградской области (Проект) // Вести.— 1994.— 26 февраля.

12. Беляев защищает мэра. От Собчака // Невское время, 18 февраля.

13. Положение о выборах дополнено // СПб. ведомости.— 1994.— 18 февраля.

14. Городское собрание: нехватки кандидатов не ощущается // Смена.— 1994.— 24 февраля.

15. Дмитрий Сергеев готовится к суду с мэром. Иск против шефа // Невское время.— 1994.— 26 февраля.

16. Хождение во власть // Невское время.— 1994.— 17 февраля.