Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в марте 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

После насыщенного событиями февраля политическая жизнь Мордовии в марте протекала более чем спокойно, политики «переваривали» и осмысливали решения прошедшей в феврале 17-й сессии ВС республики Мордовия (РМ). Тем не менее из политических событий, произошедших в этом месяце, некоторые требуют отдельного освещения.

1.1.       Закон «Об органах государственной власти республики Мордовия»

В марте большое внимание средств массовой информации было привлечено к закону РМ «Об органах государственной власти Республики Мордовия». При очевидном относительном прогрессе, закон в силу ряда причин рассматривается многими политическими деятелями республики весьма неоднозначно.

Это конечно же уже не Советская власть с всевластием одного органа. Здесь, без всякого сомнения, присутствуют и разделение властей, и механизмы сдержек, все как полагается в цивилизованном правовом государстве. Но в то же время модель государственной власти, сконструированная в этом законе, — это и не парламентская республика, о необходимости и преимуществах которой так долго говорили. Что же это такое? Попробуем разобраться.

Полномочия Госсобрания, как они определены в законе, вполне соответствуют классической триаде основных парламентских полномочий: законодательство, бюджет и контроль за правительством. Причем, что касается последнего, то он довольно умеренный. Госсобрание может выразить недоверие члену правительства, но не правительству в целом, и что самое важное, не председателю правительства. Председатель Госсобрания — несколько больше, чем просто спикер парламента, он получил полномочие, которое имел раньше президент, такое, как право подписывать законы, однако без права отлагательного вето, которым обладал последний. Поскольку в Госсобрании не будет такого органа, как Президиум ВС, постольку это исключает возможность принятия важных решений в обход сессий.

Самое интересное в этом законе — это глава о правительстве республики Мордовия и в особенности статьи, посвященные председателю правительства. Когда их читаешь, сразу возникает ощущение, что нечто подобное где-то уже приходилось читать... Потом вспоминаешь, что в законе об учреждении поста президента Мордовии. Правда, в отличие от президента, председатель правительства является только главой исполнительной власти, но не высшим должностным лицом.

Однако конкретно он потерял не так уж много: во-первых, чисто декларативные функции обеспечения прав и свобод граждан, безопасности и территориальной целостности и т.д., во-вторых, второстепенную функцию награждения и маловероятную — объявления чрезвычайного положения. Реальные же функции власти уменьшились незначительно. Функция чисто формальной подписи законов перешла к председателю Госсобрания, однако право отлагательного вето, которым обладал президент, осталось у правительства. Президент должен был утверждать на сессии ВС четырех министров, председатель правительства должен согласовывать с Госсобранием всех членов правительства, однако он сохранил право единолично определять структуру правительства, то есть, очевидно, создавать и упразднять министерства и госкомитеты, преобразовывать одни в другие, определять количество заместителей, их соподчиненность и разделение функций между ними. Некоторые функции даже несколько усилены: президент был вправе ставить перед соответствующим Советом народных депутатов вопрос о выражении недоверия главе местной администрации, председатель вправе освобождать от должности и членов правительства, и глав администраций районов и городов. Внеочередная сессия ВС по предложению президента должна была собираться в двухнедельный срок, по предложению председателя правительства — в 10-дневный срок.

Но, пожалуй, самое интересное — это порядок выборов председателя правительства в случае невозможности исполнения своих обязанностей ныне действующим (последний не избирается, поскольку он вместе с правительством сохраняет свои полномочия до избрания Госсобрания второго созыва). В этом случае нового председателя изберет не Собрание, а коллегия выборщиков, в которую войдут депутаты Госсобрания, депутаты представительных органов местного самоуправления, главы местного самоуправления районов и городов. Совершенно очевидно, что избранный таким образом председатель правительства — это не премьер-министр в какой-нибудь парламентской республике, целиком зависящий от поддержки парламента, это гораздо более независимая политическая фигура, гораздо более похожая на президента.

Таким образом, оценивая и круг полномочий, и порядок избрания председателя правительства, мы неожиданно обнаруживаем, что нынешняя структура органов государственной власти в Мордовии отнюдь не та Советская республика, которая была в 1990-1991 гг.,она гораздо ближе к той, которая была в 1991-1992 гг. Другими словами, мы снова имеем слегка смягченную форму президентской республики, можно сказать, председательскую республику. Ради чего были все великие потрясения 1993 года? С другой стороны, утверждение президентской власти было результатом драматической борьбы претендентов за поддержку народа, а утверждение председательской прошло тихо и незаметно, в результате межгрупповой борьбы в социально однородной среде, среди своих, борьбы, которая была не драмой, а скорее фарсом, комедией.

Таким образом, сам по себе Закон об органах государственной власти получился вполне цивилизованным, однако, если посмотреть на него в контексте политической жизни региона, то получается, что великий Данте создал «Божественную комедию», великий Бальзак — «Человеческую комедию», а Верховный Совет Мордовии — государственную комедию.

1.2.       Проблема выборов

В соответствии с принятым ВС РМ законом «О выборах депутатов Государственного собрания республики Мордовия» 4 марта состоялось заседание Центральной избирательной комиссии по выборам в ГС РМ. На заседании была определена схема 75 одномандатных округов, а также определен состав окружных избирательных комиссий. Согласно Закону о выборах, с момента опубликования схемы избирательных округов в печати началось выдвижение кандидатов в депутаты ГС.

Частично той же проблеме была посвящена состоявшаяся 14 марта расширенная планерка аппарата ВС. Присутствовали члены Президиума ВС, в том числе председатели комиссий и заведующие отделами. Председательствовал Бирюков. Речь зашла о предстоящих выборах Государственного собрания республики. Председатель избирательной комиссии Кабаев рассказал о своих проблемах: до сих пор не открыто финансирование вверенных ему организаций. Между прочим, кампания выборов депутатов ГС обойдется бюджету республики минимум в 1,5 миллиарда рублей.

Поговорили о деятельности правительства. Бирюков заявил, что оно ведет себя из рук вон плохо: народное хозяйство разваливается. «Всех лошадей на колбасу съели!» — иллюстрировал спикер. Кроме того, Бирюков попытался убедить присутствующих в необходимости переизбрания глав администраций. Настаивал на принятии очередной сессией ВС закона об этом. Настаивал на сохранении положения о том, что выборы будут считаться состоявшимися лишь при 50%-ной явке избирателей. Был против необходимости набора депутатом 25% голосов избирателей, чтобы получить заветное место в парламенте.

Обсудили вероятность переноса сроков выборов ГС на более позднее время (осень). На десерт возникла дискуссия о праве глав администраций выдвигать свои кандидатуры в качестве претендентов в новый мордовский парламент. Убедившись в том, что существующее законодательство дает им такое право однозначно, с миром разошлись.

 

На одном из заседаний Президиума ВС РМ депутат А.В.Лукшин от имени комиссий по законодательству и законности предложил Президиуму изменить Закон о выборах в Государственное собрание Республики Мордовия. В частности, снизить планку явки избирателей, при которой выборы будут считаться состоявшимися, а второй тур голосования проводить вообще без всякой планки. Кроме того, сами выборы рекомендовал перенести на осень и совместить их с выборами органов местного самоуправления. Его поддержали некоторые члены Президиума. Их мотивация: народ пассивен, 5 июня — воскресенье — традиционный день работы на садовых участках, люди не придут на избирательные участки, соответственно миллионы, потраченные на проведение выборов, будут выброшены на ветер. Ведущий заседание спикер Н.Н.Бирюков, поддержав идею совмещения выборов, посоветовал комиссии выйти с инициативой на очередную (внеочередную?) сессию ВС РМ.

Подлили «масло в огонь» и бывшие председатели Саранского городского и ряда районных Советов народных депутатов, выступив с обращением к председателю ВС РМ Н.В.Бирюкову, в котором, в частности, говорится:

«Во исполнение Указа Президента РФ от 26 октября 1993 года за №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» глава администрации Саранска Ю.Рыбин в нарушение Конституции РФ, Конституции Мордовии, Федеративного договора 30 октября 1993 года издал постановление, в соответствии с которым прекращалась деятельность Саранского горсовета, Пролетарского и Ленинского райсоветов народных депутатов.

Присвоив полномочия Советов народных депутатов, администрация города и районов практически самостоятельно, без учета мнения населения, решает вопросы по формированию и исполнению местных бюджетов, управлению муниципальным имуществом и другие вопросы местного значения.

На 17-й сессии ВС Мордовии вопрос о реформе органов местного самоуправления в республике был снят с повестки дня и не рассматривался.

В настоящее время в Саранске сложилась критическая ситуация. Работа горсовета, Пролетарского и Ленинского райсоветов народных депутатов администрацией заблокирована, а вопрос о местном самоуправлении не решается, несмотря на вышеупомянутый указ Президента РФ, где пунктом 3 рекомендовано органам государственной власти республики в составе РФ осуществить реформу местного самоуправления, а пунктом 5 установлен срок до июня 1994 года провести выборы в представительные органы. Дата проведения выборов определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Предлагаем рассмотреть данный вопрос на внеочередной сессии ВС Мордовии и назначить выборы в органы местного самоуправления на 5 июня 1994 года, одновременно с выборами в Государственное собрание Мордовии, в целях экономии финансовых средств и управления основ народовластия».

После известного указа Президента РФ Б.Н.Ельцина «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления», в котором, в частности, говорилось о том, что субъекты РФ могут назначить выборы на осень 1994 года, было принято решение созвать 7 апреля 18-ю, внеочередную сессию ВС РМ.

Однако эти заявления и обращения — видимые части айсберга. Есть и другая политика, та, которую Черчилль назвал «возней бульдогов под ковром «.

1.3.       Борьба политических группировок

Опираясь на известные факты, есть все основания полагать, что 18-я сессия Верховного Совета РМ станет решающей в плане выяснения отношений между проправительственным блоком и просоветским корпусом. Николай Бирюков, в свое время заявивший о необходимости вернуться к рассмотрению Закона о выборах, добился своего — сессия предполагает вернуться к его обсуждению и определиться с Законом о местном самоуправлении.

Инициатором очередного созыва народных избранников был, естественно, г-н Бирюков. Во-первых, ему необходимо решить вопрос с главами администраций; во-вторых, нельзя было пройти мимо очевидной недоработанности Закона о выборах. Правительство, главы администраций и ориентирующиеся на них депутаты мало заинтересованы в новом витке «парламентских» дебатов. Но и прокатить сессию, не дав возможности собрать кворум, нельзя. Иначе непересмотренный Закон о выборах станет непреодолимым препятствием к формированию нового парламента. А значит, Верховный Совет получает большие шансы остаться при делах еще на весьма продолжительный срок.

Интересы председателя ВС и его сподвижников также напрямую связаны с изменением Закона о выборах. Во многих регионах России выборы уже состоялись, но при явке избирателей чуть более 25%. В Мордовии выборы объявляются состоявшимися, если к избирательным урнам придет не менее 50% избирателей. Заведомый провал выборов при таком уровне активности будет инкриминирован прежде всего Верховному Совету, и в частности его председателю. Но последний тем более заинтересован в том, чтобы выборы состоялись из-за опасений за собственное влияние. С течением времени оно может и ослабнуть. К тому же Николай Бирюков не может проигнорировать мнение руководства коммунистической организации республики, сотрудничество с которой входит в его планы. Коммунисты полагают, что планку можно опустить до 30-35%.

Главной проблемой Николая Бирюкова по-прежнему остаются главы администраций. В первую очередь он озабочен тем, как отстранить их от борьбы за депутатские кресла, Если главы администраций устраняются, то соответственно возрастает вероятность успеха у районных ставленников «спикера».

Единственная же возможность исключить руководителей администраций из числа претендентов на депутатский мандат — принять решение об их перевыборах. С этой целью надо провести через ВС решение об одновременных выборах глав администраций и депутатов Госсобрания республики.

В свою очередь правительство и проправительственно настроенные депутаты, опираясь на поддержку директорского корпуса республики, будут активно отстаивать status quo руководителей администраций. Несмотря на устойчивые позиции последних, есть вероятность того, что доводы разума окажутся бессильными перед напористостью Николая Бирюкова. Хотя на прошлой сессии депутаты однозначно высказались за сохранение глав администраций на своих постах до срока истечения их полномочий.

В общую картину целенаправленных действий председателя ВС Мордовии очень хорошо вписываются намерения помуссировать Закон о местном самоуправлении, так как это еще один повод поднять вопрос о тех же руководителях администраций. Заодно «бирюковцы» получают возможность проконтролировать его обсуждение, где и можно внести свои коррективы. Здесь уже не обращается внимание на то, что 17-я сессия ВС уже принимала решение о передаче этого закона на рассмотрение новому депутатскому корпусу.

Сильно удивляет непостоянство решений Верховного Совета. Припоминая возню депутатов с учреждением и похоронами института президентства, Конституционного суда и им подобных, думается, что непоследовательность — это характерная черта местного «парламента». О какой тогда стабильности в обществе может идти речь? Принятие решения и через некоторое время его отмена присуще главным образом невоздержанным в питье людям, с похмелья переоценивающим свои вчерашние поступки. Признавая, что депутаты имеют с ними весьма отдаленное сходство, никак не удается найти иное объяснение такой странной манере поведения.

Еще один факт, достойный внимания: на состоявшемся 29 марта Президиуме ВС республики председатель ВС Н.В.Бирюков зачитал ходатайствыо на имя Президента РФ Б.Н.Ельцина об отзыве представителя Президента России в Мордовии Валентина Конакова.

Многие расценили этот демарш как неудачную раннюю первоапрельскую шутку спикера. Однако наблюдатели связывают появление обращения с фактом ослабления влияния в Москве Н.П.Медведева (начальника управления по работе с территориями, представителями Президента РФ и ВС РФ администрации Президента РФ) — «толкача» В.В.Конакова. В свое время именно по рекомендации Николая Медведева Валентин Конаков неожиданно для многих был назначен на пост представителя Президента РФ в Мордовии.

2.    ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Особой активностью ни те ни другие в марте не выделялись. Из замеченных можно отметить состоявшуюся 15 марта в городском Центре культуры пресс-конференцию созданного в преддверии выборов избирательного блока.

2.1.       «За стабильность и развитие»

Новый избирательный блок объединяет так называемые «демократические силы» республики и, как было заявлено на пресс-конференции, имеет целью «провести в Государственное собрание Республики Мордовия новых честных людей, способных прекратить политические интриги бирюковско-швецовского клана и установить согласие в обществе».

В совет избирательного блока «За стабильность и развитие» входят Тулупов («Демократическая Россия»), Виноградов (Демократическая партия России), Ханжинов (Крестьянская партия России), Прохоров (Народно-трудовой союз), Бахмустов (общество «Согласие»), Гуслянников (Президентская партия Мордовии).

Василий Гуслянников зачитал платформу блока «За стабильность и развитие», где, в частности, было сказан: «Новую Россию должны строить новые люди. Последние события в Мордовии показывают беспомощность и постоянную конфронтацию существующих органов власти».

Следует, видимо, выделить основные моменты предвыборной платформы. Избирательный блок «За стабильность и развитие» выступает:

— за сокращение роли государства и решительное разгосударствление экономики. Чем меньше государство будет вмешиваться в частные дела, тем меньше будет простора для коррупции. Или же, как сказали по этому поводу чуть позже: «Необходимо отрешение государства от того, чтобы оно вело учет за каждой гайкой. Не дело государства заниматься этим»;

— за сильную исполнительную власть и разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. По поводу последней ветви Василий Гуслянников со знанием дела высказался: «В последние месяцы я столкнулся тесно с судебной властью и понял, насколько эта власть несамостоятельна. Мы за независимый суд»;

— за широкое развитие местного самоуправления;

— за решительную борьбу с преступностью;

— за приватизацию в интересах широких слоев населения;

— за достойный жизненный уровень малоимущих.

Звучали и другие пункты избирательной платформы, среди них: «За укрепление единства России и против суверенитета Мордовии». По этому поводу выступил Сергей Бахмустов; по его мнению, суверенитет Мордовии ведет к самоизоляции, что в свою очередь приводит к разрыву хозяйственных связей, кризису промышленности: «Сохранение нации должно происходить через воспитание самоуважения и уважения к другим нациям. Речь идет о всех народах, проживающих в Мордовии. Предполагаемое создание Саранской области должно поставить барьер сепаратизму в Мордовии». Тот же Сергей Бахмустов сделал достаточно мрачный прогноз: «Если будут проиграны выборы в июне, можно с абсолютной уверенностью говорить о восстановлении в Мордовии большевизма и полной передачи власти коррумпированной бюрократии» [5].

2.2.       КП РФ

От «демократов» не отставали и коммунисты.

29 марта в помещении Дома печати депутаты Федерального Собрания России Людмила Иванова, Евгений Костерин, Владимир Карташов и представитель Верховного Совета Иван Долгаев дали пресс-конференцию. Тема ее определилась, с одной стороны, завершением очередного месяца работы российского парламента, а с другой — рядом партийных конференций местного и российского уровня. В результате более двухчасовой беседы с журналистами и общественностью выяснилось, что на общероссийском уровне парламентарии намерены сделать все для стабилизации экономики, развития социальной инфраструктуры, а на местном — все для того, чтобы в Госсобрание не пролезли те, кто получает зарплату свыше одного миллиона рублей. Стало известно, что в Госдуме только четыре депутата-рабочих, что в Федеральном Собрании только девять депутатов-женщин, что Иванова сидит рядом со Стародубцевым, а Швецов ни разу еще не выходил к микрофону [6].

2.3.       ЛДПР

Один из заместителей председателя Либерально-демократической партии России, А.Халитов, с коллегами побывал в Саранске 15 и 16 марта. Он встретился с членами республиканского отделения ЛДПР, принял участие в работе их партконференции. Халитов заявил, что посетил Саранск с целью привлечения на сторону ЛДПР как можно большего количества избирателей. Так как идея партии — увеличение товарного производства, то, по мнению Халитова, шансы на высокий рейтинг у либерал-демократов России велики.

«Народ чутьем своим понял, что в политике нужна третья сила, — размышлял Халитов. — Демократы проворовались, а коммунисты, пропустив в свои ряды слишком много сволочи, дискредитировали себя. Народу мы должны показать, что Запад нам никогда не поможет. У них один лозунг: «Слабая Россия — сильная Европа»».

О местном отделении ЛДПР Халитов высокого мнения: «Это одна из сильнейших организаций в стране. У них уже есть свой теневой кабинет, готовы кандидатуры на должности премьер-министра, спикера парламента, министров, во все общественные и государственные структуры. К сожалению, вакантны пока должности ректора университета и педагогического института».

В партийном билете Халитова стоит номер 2 (первый у Жириновского). Он был расстроен, что пресса уделила мало внимания его визиту. «Видимо, это результат провокации», — считает Халитов [7].

3.    ЭКОНОМИКА

Совет Федерации профсоюзов республики 23 марта принял обращения к правительствам России и Мордовии, в которых, в частности, говорится:

«... мы требуем погасить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, а также предприятиям, выполняющим госзаказы, произвести перерасчет стипендий студентам и учащимся техникумов;

— принять меры к поддержанию работоспособности предприятий путем изменений кредитной и налоговой политики;

— предусмотреть в бюджете на 1994 год средства, необходимые для индексации тарифных ставок, должностных окладов, стипендий с учетом прогнозируемого роста потребительских цен.

Эти требования вызваны положением, сложившимся в народном хозяйстве республики, характеризующимся тем, что сохраняется тенденция быстрого падения уровня жизни трудоспособного населения, и это на фоне продолжающегося усиления расслоения по уровню доходов работающих. Разрыв в уровне доходов самых низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников достиг 20-25 раз (до пе­ре­строй­ки он не превышал 3,5-4 раза). Еще более углубился разрыв между зарплатой рабочих и служащих предприятий и доходами администрации, который иногда составляет сотни раз. И это происходит не только на частных, но и на государственных, акционированных предприятиях. Особое возмущение профсоюзов вызывает покров тайны, скрывающей условия директорского контракта.

Возрастают объемы несвоевременно выдаваемой заработной платы и других денежных выплат работникам. Сумма невыплаченной зарплаты работникам промышленности занимает 47% от объема средств, начисленных на оплату труда, строительство — 52%, сельское хозяйство — 98% (!).

Многие предприятия и организации не выплачивают своим работникам заработную плату в течение 3-5 месяцев. Увеличивается количество работников, которые находятся в отпусках без содержания вследствие простоя предприятий.

Усиливающиеся напряженность и обнищание основной массы работающих заставляют профсоюзы активнее защищать их интересы. Не исключено, что если требования профсоюзов не будут выполнены, то наступит черед радикальных действий — забастовок» [10].

4.    РАЗНОЕ

4.1.       Судебные процессы Василия Гуслянникова

12 августа 1993 года в республиканской газете «Мокшень правда» за подписью некого Семенова вышла статья «Василий Дмитриевич сам за рулем». В ней означенный Семенов на мокшанском языке рассказал грустную историю о том, как, стоя на остановке, он углядел в роли водителя пронесшейся мимо белой «Волги» президента республики Василия Гуслянникова. Свершившееся позволило автору разродиться бурными размышлениями по поводу коррумпированности президента республики.

20 августа Василий Гуслянников подал в Пролетарский райнарсуд исковое заявление, в котором излагалась просьба обязать «Мокшень правду» опровергнуть порочащие его факты и компенсировать моральный и материальный ущерб в размере отчислений: 2 миллиона от редакции и 200 тысяч от автора, в миру — Семена Бородкина. Вопреки газетной публикации, Гуслянников никогда не имел не только личного автотранспорта, но и вообще не умеет водить машину.

К марту 1994 года ввиду инфляционных процессов сумма материального взыскания с газеты возросла до 10 миллионов, а с автора — до 1 млн. Наконец-то состоявшийся 17 марта судебный процесс полностью удовлетворил требование истца. Правда, значительно урезал суммы финансового возмещения ущерба. Редакция должна выплатить Гуслянникову 250 тысяч, а публицист Бородкин — 20. Василий Гуслянников намерен опротестовать решение суда в этой части [8].

Окрыленный успехом экс-президент следом выиграл одно из 20 дел у газеты Верховного Совета РМ «Мордовия». Суд обязал газету выплатить истцу 150 тысяч (Гуслянников требовал 150 миллионов рублей) и дать опровержение в газете по одному из неподтвержденных фактов.

4.2.       Гимн Мордовии

10 марта в большом зале Центра культуры состоялось генеральное прослушивание вариантов гимна Мордовии. Девять музыкальных произведений были представлены на рассмотрение парламентской комиссии (Николай Бирюков, его первый заместитель Утешев и др.), экспертной группы, ведущих деятелей искусства. Один из композиторов предложил два варианта.

В исполнении Государственного камерного хора при Министерстве культуры РМ прозвучали все 9 вариантов будущего гимна. Дирижировала заслуженный деятель искусств Мордовии Елена Пурилкина, хормейстер — Вячеслав Башкиров, который по окончании прослушивания поздравил с 45-летием министра культуры Юшкина и вручил ему цветы. Экспертная комиссия в составе композитора Вдовина, художника Алешкина, министра Юшкина, музыковеда Ситниковой и других высказала свое мнение по поводу текстов и музыки. Профессор Мокшин предложил выбирать понравившиеся варианты. Постановили: «понравившихся вариантов» должно быть четыре. Таким родным, давно знакомым веяло от текстов: «Ты трудной дорогой, Мордовия, шла, России держалась и голову гордо несла...» (№5). Или гимн №9:

«Песня стозвонная,

В сердце рожденная,

Соколом быстрым

Над миром летай,

Край наш — Мордовия,

Жизнь нашу новую,

Волю народную

Ты прославляй!» (три раза).

Гимн №3 слишком уж напоминал гимн СССР и, несмотря на ежедневную утреннюю прокрутку по мордовскому радио, в число отобранных не попал.

Наконец «пересчитались», проголосовали тайно и оставили всего четыре варианта. Автор одного из них, который станет официальным, получит денежное вознаграждение от ВС.

«Гимн нам нужен! Это явление исторической значимости», — в один голос давали интервью местному ТВ компетентные товарищи из состава комиссии.

«Через пару-тройку недель мы с вами опять встретимся, перепишем, покажем гимны народу и уж тогда примем компетентное решение», — пообещал Бурканов [9].

Источники

1. Планерка аппарата парламента // Столица-С. — 1994. — 18 марта.

2. Д.Доленко. Председательская Республика // Вечерний Саранск. — 1994. — 18 марта. — N12.

3. А.Матвеева. В Президиуме ВС // Мордовия. — 1994. — 24 марта. — N3.

4. Мордовия. — 1994. — 31 марта. — N14.

5. М.Верещагин. Демократические силы создали выборный блок // Столица-С. — 1994. — 18 марта.

6. Пресс-конференция коммунистов // Столица-С. — 1994. — 1 апреля.

7. Визит соратника Жириновского // Столица-С. — 1994. — 18 марта.

8. Столица-С. — 1994. — 18 марта.

9. Д.Столичный. Равных народов единая мать // Столица-С. — 1994. — 18 марта.

10. Забастовки могут стать реальностью // Вечерний Саранск. — 1994. — 25 марта. — N13.