Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в марте 1994 года

Март для Удмуртии ознаменовался, пожалуй, двумя наиболее значительными процессами. Предвыборной борьбой за места в местных органах самоуправления и активизацией деятельности удмуртского правительства на международной арене в поисках партнеров и инвестиций. Также можно отметить наметившуюся политическую окраску и изменение центра тяжести в исполнительных органах Удмуртии, проявившихся в период визита в Удмуртию Александра Заверюхи политических симпатиях.

Выборы стали на ближайшие полгода для Удмуртии важнейшим фактором общественной и политической жизни. Именно этим обстоятельством можно, пожалуй, объяснить многие события, происходящие сегодня в республике. Команда председателя правительства республики А.А.Волкова тоже готовится к неминуемым изменениям в структуре правительства, связанными с выборами президента УР, уже назначенными парламентом на осень. Проснувшаяся активность правительства на международной арене, активные поиски путей решения проблем инвестиций и кредитов на Западе и в правительстве России объясняются во многом попыткой заработать перед выборами большее количество политических дивидендов. Не случайно в околовластных кулуарах не раз были слышны оценки в период решения вопросов о сроках выборов в органы власти республики и на местах, что назначение выборов президента на осень, а не на весну — гибель команды Волкова.

1.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УДМУРТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Март открылся совещанием в российском правительстве с руководством регионов по итогам 1993 года и перспективам на 1994 год, которое проходило 4 марта. Накануне совещания, сообщил А.А.Волков журналистам на состоявшейся по приезде пресс-конференции, прошло заседание Совета директоров удмуртских предприятий, встречи руководителей социального комплекса и ректоров вузов, в ходе которых был выработан перечень предложений по стабилизации экономики и ликвидации бюджетного дифицита. Большинство из этих предложений потом можно было услышать, по словам Волкова, в докладе премьера России и других выступающих.

Итогом заседания Совета директоров при Совете Министров УР стало создание рабочей группы из экономистов ведущих предприятий республики, которая должна была выработать предложения к заседанию Правительства РФ.

Председатель СМ УР Александр Волков определил, что эти предложения должны отразить вопросы формирования налоговой, кредитно-финансовой политики, ценообразования на уровне РФ. Положение в промышленности республики с каждым днем ухудшается.

По сообщению министра промышленности УР Олега Власова, долги Минобороны России за 1993 год сократились лишь на 15 млрд. рублей, в то же время наблюдаются неплатежи по 1-му кварталу текущего года. Только по предприятиям ВПК, подчеркнул министр, РФ должна уже более 50 млрд. рублей. Конверсионные предприятия не могут осуществлять платежи в федеральный и республиканский бюджеты. Долги выросли соответственно до 21 и 14 млрд. рублей. Взаимные неплатежи достигли 110 млрд. рублей. В то же время невостребованной продукции на складах находится на 15 млрд. рублей.

Выступив с конкретными предложениями по экономической стабилизации в республике, директор глазовского завода «Химмаш» Владимир Анисимов выразил надежду, что эти вопросы лягут в основу договора между Удмуртией и Россией.

Говоря о налоговой политике, директор госпредприятия «Ижевский механический завод» Василий Чугуевский сказал о том, что у предприятия забирается 98% прибыли, а для того, чтобы рассчитаться с налогами и другими видами платежей, необходимо иметь прибыль... 123%. Налоги душат производителя, не дают возможности не только развиваться, но и удерживаться на плаву. Выход в том, чтобы не добиваться каких-то мелких уступок, а решать вопросы по изменению законодательной базы, с целью предоставления преимуществ производителю. На этом сошлись и остальные выступающие.

Заканчивая заседание Совета, Александр Волков еще раз обратил внимание на то, что наряду со всеми мерами надо искать кредитные ресурсы под гарантии правительства УР.

Перед своим визитом в Правительство РФ председатель СМ Удмуртии Александр Волков встретился с ректорами и председателями профкомов вузов республики. Он познакомил их с положением дел по пополнению бюджета за первые два месяца года, а также проинформировал о том, что на заседании Совета Федерации поименным голосованием поддержано обращение вузов к правительству России. Суть обращения — направление 3% бюджета на финансирование нужд высшего образования. Федеральный бюджет до сих пор остается в долгу перед вузами Удмуртии. Не финансируются затраты на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители. Задерживается по этой причине выплата зарплаты и стипендий.

На пресс-конференции Александра Волкова, давая в связи с этим и свои оценки, мало расходящиеся с позицией руководителя российского правительства, он поругал два года «шоковой терапии», приведших к спаду производства, который принял всеобщий характер. Вследствие чего создались условия для развала ряда отраслей. Январь-февраль, по мнению Волкова, «обнажили до невероятности, что реформы выдохлись... Никогда не было такого плачевного состояния с пополнением бюджета. И это не результат накопленных в прошлом проблем, а неизбежное следствие избранного курса: «рынок все решает сам»».

Огромная страна, заявил удмуртский премьер, пришла к согласию: без государственного управления экономикой реформы не осилить. Волков посетовал на то, что такое совещание, к сожалению, несколько запоздало. По его мнению, оно было бы более своевременно где-то в декабре.

В ходе совещания 4 марта был намечен ряд мероприятий, цель которых Волков определил так.

Во-первых, сориентировать экономику на достижение высокого качества жизни, позволяющую сочетать высокую эффективность и социальную справедливость. Среди методов достижения этой цели Волков назвал смягчение кредитно-финансовой политики, чтобы расширить возможности инвестиционной и социальной политики. Так например, покрытие бюджетного дефицита планируется проводить не за счет «раздевания производителя», а частью кредитных ресурсов Минфина и привлечения инвестиций частного капитала. Таким образом, адресная социальная помощь, которая начиналась в прошлом году, получит свое развитие в нынешнем.

Во-вторых, устранение хаоса в налогообложении, в упорядочении законодательной базы. Корректировка программы приватизации, устранение взаимных неплатежей предприятий, которые сейчас являются главной причиной остановки производства наряду с тотальным кризисом спроса. По словам Волкова, признана совершенная необходимость замораживания цен на ряд сырьевых товаров и железнодорожные тарифы.

Звучали предложения на совещании и о замораживании заработной платы. Волков напомнил журналистам, что этот вопрос обсуждался и на сессии ВС УР. «Думаю, — сказал премьер УР, — что мы сможем, не дожидаясь российского постановления, сами многое решить, принять ряд законодательных актов».

В итоге намеченных мероприятий, по мнению Александра Александровича, открывается доступ к кредитным источникам, снижаются инфляционные процессы, крепнет социальная защита населения и цивилизованный рынок. «Ибо управляемость экономики — не возврат к административно-командной системе, а только антипод безвластия, произвола и беззакония».

Большие надежды в связи с решением проблем сельского хозяйства Удмуртии Волков связывает с визитом в Удмуртию, после Нижнего Новгорода, Александра Заверюхи с большой делегацией. Ведь после того как российское правительство отдало в регионы обязанность заниматься хлебозаготовками и прочие права и обязанности, 42 млрд. рублей республике необходимо только на закупку зерна. Возможно, Александр Харлампиевич поможет с кредитами...

Визит Александра Заверюхи в Ижевск для марта, пожалуй, показателен хотя бы тем, что, вспомнив ноябрьские контакты с ним в Челябинске, перед 12 декабря, можно предположить об образовании некой оси «Заверюха — Вершинин — Волков». По крайней мере, как и в Челябинске, в Ижевске встречи с вице-премьером и теми, кто с ним приезжает, напоминают собрания Аграрной партии. Один думский депутат на совещании с руководителями хозяйств и предприятий переработки Удмуртии выступил с пламенной речью и призвал всех присутствующих вступать в Аграрную партию. 5 апреля, выступая перед телезрителями, Волков и первый заместитель министра сельского хозяйства, курирующий АПК, Павел Вершинин поблагодарили Заверюху за то, что ему удалось отстоять приоритеты сельского хозяйства в руководстве России. Ну еще и за то, что Заверюха приехал в Ижевск не с пустыми руками и вслед за ним в Удмуртию поступили хотя и небольшие, но деньги на нужды сельского хозяйства.

В марте проявилась еще одна особенность экономической политики новой волны российских чиновников. Сессия ВС УР утвердила 3 марта постановление Президиумов ВС и СМ от 16 декабря «О государственной поддержке хлебопекарных предприятий». Суть постановления заключается в том, что суммы, поступавшие ранее в бюджет в качестве налога на прибыль, будут поступать теперь в объеме 70% в создаваемый при ГП «Удмуртхлебпром» и Удмуртпотребсоюзе инвестиционный фонд. По высказыванию председателя постоянной комиссии по законодательству ВС УР Павла Дианова на сессии, это постановление полностью соответствует тому, что он говорил уже на протяжении многих сессий. Вместо того чтобы, подкармливая банки, выделять кредиты и дотации, при помощи налоговых льгот, следует решать проблемы развития производства и реконструкции основных фондов. 9 марта Президиум Совета Министров среди прочих обсуждал вопрос об освобождении от части налога на прибыль конверсионных предприятий. Однако в силу непроработанности документов решение не было принято. Да и решение правительства России 25 марта по «Ижмашу», где 10% стоимости автомобиля оставляется на предприятии, тоже освобождает банковскую систему от необходимости перекачивать через свои счета крупные суммы кредитов и дотаций.

 

Во второй половине апреля предполагается провести Всероссийское совещание по проблемам конверсии предприятий в Удмуртской Республике. Такая договоренность достигнута между председателем СМ Александром Волковым и руководством Роскомоборонпрома. Согласие на участие в работе этого совещания дал и первый вице-премьер Правительства РФ Олег Сосковец. Там же, кстати, будут еще раз оговорены вопросы «Ижмаша». А 5-6 мая, согласно договоренности с Олегом Сосковцом, в Ижевске, как сообщил по телевидению 5 апреля Александр Волков, должно состояться совместное заседании правительства Удмуртии с Госкомитетом РФ по оборонной промышленности.

 

Вернувшись с заседаний Совета Федерации, премьер Александр Волков рассказал о встрече с председателем Правительства Российской Федерации Виктором Черномырдиным 17 марта. Волков с удовлетворением отметил, что подобные встречи с каждым разом становятся все плодотворнее. В частности, руководитель правительства России распорядился подготовить вопрос о выполнении постановления российского правительства «О стабилизации экономики республики при конверсии предприятий оборонного комплекса» на заседании Комиссии по оперативным вопросам при Правительстве РФ, которое должно состояться 12 апреля. Таким образом, постановление, существующее уже около двух лет и так и не выполнявшееся, станет лишь предметом очередных обсуждений. А по постановлению на конверсионные нужды предприятий Удмуртии должно быть выделено ни много ни мало 250 миллионов долларов.

2.    АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТИИ

Главной задачей внешнеэкономической деятельности удмуртского правительства является привлечение инвестиций западных фирм в экономику республики. Здесь есть много вопросов и спорных моментов. Эта деятельность часто подвергалась критике и подозрительному отношению депутатов (все-таки доллары). Но последнее время правительству Волкова, провозгласившему коллегиальность в решении вопросов, связанных с долларовыми доходами республики, и полную его гласность, удается держаться на плаву и не подвергаться гонениям оппонентов, хотя в начале марта Верховный Совет вновь решил проверить хотя бы внебюджетные фонды республики, в числе которых есть и долларовые.

Заместитель председателя Госкомитета УР по международным и внешнеэкономическим связям Виктор Викулов назвал две причины, мешающие процессу привлечения западных инвестиций в экономику Удмуртии. Во-первых, по его мнению, несмотря на богатые ресурсы края, наличие полезных ископаемых и лесов, на Западе рассматривают Удмуртию как часть России, не стабильного в политическом отношении государства. Да и сама Удмуртия, и это второй момент, не рассматривается на Западе, да так оно и есть на самом деле, как самостоятельный субъект международных отношений. «Серьезных возможностей влиять на процесс привлечения в экономику республики частных инвестиций из-за рубежа, — сказал Виктор Аркадьевич, — у нас нет».

К тому же сам вопрос о привлечении западных капиталов вызывает достаточно много споров. «Есть много предложений, поступающих от западных фирм, принять участие в разработке нефтяных скважин. Но нет заинтересованности в организации глубокой переработки нефти. Ускорить процесс добычи сырья, не имея достаточных мощностей по его переработке, — значит увеличить поток вывозимой нефти... Удмуртии меж тем необходима промышленность, ориентированная на выпуск готовой продукции».

Во многом проблемы привлечения иностранных инвестиций характеризует разработка проекта «Ижмаша» по внедрению новой модели автомобиля. На эти цели необходимо более 700 миллионов долларов. (Цифры называются и другие. Эту назвал Викулов.) Отношение западных инвесторов к нему неоднозначно. Прежде всего их волнуют гарантии возврата кредита. Правительство Удмуртии зарезервировало для этих целей несколько нефтяных месторождений. Гарантии эти, по мнению Викулова, весьма солидные. Однако рост популярности такого лидера, как Жириновский, по мнению Виктора Аркадьевича, сводит на нет все попытки вселить доверие в сердца западных партнеров.

В прошлом году в республику приезжала группа наших бывших соотечественников из США. Результатом их вояжа были созданые 12 СП. Все они были ликвидированы Госкомитетом по международным и внешнеэкономическим связям Удмуртии, как несоответствующие действующему законодательству по причине невыполнения своих обязательств иностранной стороной.

Республика была бы заинтересована в развитии при участии западных партнеров сети малых производств по глубокой переработке первичной продукции сельского хозяйства. Однако западные партнеры готовы лишь поставлять сюда оборудование и технологические линии, не входя в долевое участие. Западный рынок сельхозпродукции переполнен, и им выгоднее торговать избыточными продуктами, чем вкладывать деньги в их производство в Удмуртии.

Но сегодня уже есть примеры взаимовыгодного сотрудничества предприятий Удмуртии с западными инвесторами. ПО «Сарабелла», например, российско-финское СП, выпускающее в Сарапуле обувь, нашедшую признание на отечественном рынке. Холодильники российско-германского СП «Гюнтер-Иж», работающего в Ижевске, отвечают мировым стандартам.

29 марта состоялась пресс-конференция вернувшихся из поездки в Швейцарию премьера Александра Волкова, председателя наблюдательного совета ФПГ «Уральские заводы» Владимира Гродецкого, президента крупнейшего в Удмуртии Евроазиатского банка экономического развития Бориса Евдокимова и министра экономики Валерия Богатырева.

По мнению Богатырева, западные инвесторы сегодня не склонны сотрудничать с Россией, однако проявляют серьезный интерес к ее регионам, к тем, которые могут гарантировать вложенные капиталы своими природными богатствами: лесом, нефтью...

По мнению Владимира Гродецкого, генерального директора завода «Аксион» (Мотозавод), председателя наблюдательного совета ФПГ «Уральские заводы», поездка оказалась чрезвычайно продуктивной. Деловые круги этой страны выразили неподдельный интерес к богатой природными ресурсами Удмуртии. Особый интерес у Волкова вызвало предложение о совместном предприятии по созданию в Удмуртии сети американских бензоколонок. Кроме того, существует и предложение строительства в Удмуртии инструментального завода со швейцарским оборудованием.

Сложилось впечатление, что дальше всего отношения продвинулись в банковской сфере. По словам Бориса Евдокимова, в настоящее время устанавливаются корреспондентские отношения ЕАБЭР с одним из крупнейших в Швейцарии банков — «Юнион банком». Кроме того, швейцарской стороной, а также австрийским «Данау банком» из Вены было предложено создавать и совместные банки. Евдокимов также упомянул о предложении развивать безналичную систему расчетов путем электронных пластиковых карточек.

В результате проведенных встреч и переговоров удалось заинтересовать некоторые швейцарские и австрийские банки и фирмы в сотрудничестве с Удмуртией. Интерес, по заявлению Валерия Богатырева, проявлен и со стороны Европейского сообщества, где прозвучала информация об Удмуртии. Руководство республики намерено отправить своих представителей в Брюссель.

31 марта в Екатеринбурге состоялось торжественное открытие Генерального консульства США по Уральскому региону и Омской области. На церемонию прибыла представительная американская делегация во главе с министром торговли США Рональдом Брауном и послом в России Томасом Пиккерингом. Учреждение это будет заниматься развитием деловых связей. Здесь же будут готовиться конкретные вопросы по инвестициям, техническому сотрудничеству.

Кроме самой церемонии была организована и небольшая выставка. Помимо руководства Удмуртии в Екатеринбург приехали и инженеры, представители заводов. В частности, «Воткинский машиностроительный завод» предложил использование пусковых установок ракет «СС-25» для вывода на орбиту коммерческих метеорологических спутников, спутников связи и так далее. Предложила Удмуртия и участие в инвестировании и совместном производстве нефтяных насосов.

Главой консульства в Екатеринбурге назначен Джек Сигал.

Удмуртию в Екатеринбурге представляли председатель Госкомитета по внешнеэкономическим связям Александр Фоминов, министр экономики Валерий Богатырев, исполнительный директор ФПГ «Уральские заводы» Михаил Козлов и вице-президент этой финансово-промышленной группы Виталий Шурыгин. По словам Александра Фоминова, делегация Удмуртии привезла с собой показать американцам около 20 бизнес-планов и столько же аннотаций. Работали представители Удмуртии в группе, где обсуждались вопросы взаимоотношений в области развития телекоммуникаций.

По всему видно, что открытие Генерального консульства Соединенных Штатов Америки — событие, явно неординарное и имеющее далеко идущие последствия. Одним из результатов наметившихся процессов явились более тесные контакты руководителей областей и республик Уральского региона с американской стороной на правительственном уровне. В ответ на визит американской делегации во главе с министром торговли США Рональдом Брауном на открытие консульства в Екатеринбурге семь представителей уральских администраций и правительств отправились с визитом в Соединенные Штаты, с тем, чтобы с 9 по 24 апреля рассматривать «вопросы местного и республиканского государственного управления в федеральном государстве». Удмуртию в Штатах представляет председатель Государственного комитета Удмуртской Республики по международным и внешнеэкономическим связям Александр Фоминов. Программа будет проходить в Вашингтоне, в Нью-Йорке и других городах США. Она курируется Информационным агенством США (ЮСИА), которое берет на себя все расходы, связанные с поездкой.

3.    ВЫБОРЫ. НОМЕНКЛАТУРА ПРОТИВ МАФИИ?

В политической мешанине марта больше остается вопросов, чем ответов. Главной ареной политических баталий, как можно судить, стал Ижевск, а выборы мэра города стали ареной столкновений. На политически активную часть населения повлияла как близящаяся к концу чековая приватизация, так, очевидно, и курс, выбранный в свое время сегодняшним главой администрации Ижевска Анатолием Салтыковым. Именно при нем Ижевск обрел «мэрское» руководство и начал отстаивать право вести хозяйство более самостоятельно относительно Удмуртии и России, чем это было раньше. Создав соответствующую правовую базу для своего преемника (или для себя?) в городе, где сосредоточена основная часть промышленных предприятий республики и почти половина ее населения, он сделал этот пост достаточно привлекательным.

3.1.       Кандидаты и предвыборные блоки

Городская избирательная комиссия в 24 часа 10 марта 1994 года завершила прием, а в 5 часов 11 марта оформление документов на регистрацию кандидатов в депутаты городской Думы г.Ижевска и кандидатов на должность главы местного самоуправления — мэра Ижевска и сообщила избирателям, средствам массовой информации следующие сведения:

·       зарегистрировано 202 кандидата в депутаты городской Думы Ижевска и шесть кандидатов на должность главы местного самоуправления Ижевска;

·       в избирательную кампанию включилось шесть избирательных объединений, которые выдвинули 106 кандидатов в депутаты городской Думы и двух кандидатов на должность главы местного самоуправления — мэра Ижевска, в том числе:

¾   избирательное объединение «Центр поддержки самоуправления» выдвинуло 25 кандидатов в депутаты городской Думы и одного кандидата на должность мэра Ижевска, а также поддержало выдвижение группами избирателей двух кандидатов в депутаты городской Думы;

¾   избирательное объединение «Конституционно-демократическая партия» выдвинуло 20 кандидатов в депутаты городской Думы;

¾   избирательное объединение «Советская Удмуртия» (блок: Российская Коммунистическая рабочая партия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Союз рабочих, крестьян и служащих Удмуртии) выдвинуло 24 кандидата в депутаты городской Думы и одного кандидата на должность мэра Ижевска; поддержало выдвижение трех кандидатов в депутаты городской Думы;

¾   избирательное объединение «Федерация профсоюзов Удмуртской Республики» выдвинуло 24 кандидата в депутаты городской Думы;

¾   избирательное объединение «Союз женщин Удмуртской Республики» выдвинуло четырех кандидатов в депутаты городской Думы;

¾   избирательное объединение «Демократическая Россия» выдвинуло девять кандидатов в депутаты городской Думы;

¾   группами избирателей Ижевска выдвинуто 96 кандидатов в депутаты городской Думы и четыре кандидата на должность мэра г.Ижевска.

Все избирательные объединения и кандидаты собрали необходимое для регистрации количество подписей избирателей, в том числе:

— «Центр поддержки самоуправления» — представлено 5243 подписи, признано действительными 4686;

— «Конституционно-демократическая партия» — представлено 593 подписи, признано действительными 539;

— «Советская Удмуртия» — представлено 667 подписей, признано действительными 643;

— «Федерация профсоюзов Удмуртской Республики» — представлено 655 подписей, признано действительными 571;

— «Союз женщин Удмуртской Республики» — представлено 572 подписи, признано действительными 566;

— «Демократическая Россия» — представлено 570 подписей, признано действительными 562 подписи.

В поддержку кандидатов на должность главы местного самоуправления:

— Салтыкова А.И. — представлено 370 подписей, признано действительными 363. Кроме того, его выдвижение поддержано 93 группами избирателей г. Ижевска и региональными группами «Центра поддержки самоуправления» всех районов города, которыми собрано еще 3876 подписей;

— Чикурова С.В. — представлено 2253 подписи, признано действительными 1783;

— Касимова Э.В. — представлено 354 подписи, признано действительными 328;

— Николаева В.Ф. — представлено 558 подписей, признано действительными 537;

— Денисова А.В. — представлено 390 подписей, признано действительными 377;

— Шишкина В.Г. — представлено 632 подписи, признано действительными 620.

Выдвижение кандидатов в депутаты Городской Думы по 30 избирательным округам г. Ижевска представлено следующим образом.

В пяти округах выдвинуто по четыре кандидата в депутаты, в трех округах по пять кандидатов, в пяти округах — по шесть, в шести округах — по семь, в двух — по девять, в одном — 10 кандидатов, в одном — одиннадцать кандидатов в депутаты.

 

СВЕДЕНИЯ О ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТАХ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — МЭРА г. ИЖЕВСКА
(в порядке регистрации городской избирательной комиссией)

1. Салтыков Анатолий Иванович. Родился в 1947 году в г. Можга Удмуртской АССР, глава администрации — мэр г. Ижевска, выдвинут избирательным объединением «Центр поддержки самоуправления».

2. Чикуров Сергей Витальевич. Родился в 1965 году в г. Сарапул Удмуртской АССР, президент АО «Чикуров и К», выдвинут группой избирателей г. Ижевска.

3. Касимов Энвиль Владимирович. Родился в 1961 году в пос. Балезино Удмуртской АССР, руководитель дизайн-студии ТОО «Продюсерская группа Ижевский завод», выдвинут группой избирателей г. Ижевска.

4. Николаев Валентин Федорович. Родился в 1947 году в д. Якшур Якшур-Бодьинского района Удмуртской АССР, председатель постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртской Республики, выдвинут группой избирателей г. Ижевска.

5. Денисов Александр Васильевич. Родился в 1951 году в Завьяловском районе Удмуртской АССР, выдвинут группой избирателей г. Ижевска.

6. Шишкин Василий Германович. Родился в 1950 году в г. Ижевске, начальник Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району г. Ижевска, выдвинут избирательным объединением «Советская Удмуртия».

 

Городской избирательной комиссией не зарегистрирован кандидатом на должность главы местного самоуправления г. Ижевска Ботников Семен Федосеевич по причине несоответствия представленных им документов на регистрацию требованиям п.5 ст.14 закона Удмуртской Республики «О выборах главы местного самоуправления района, города Удмуртской Республики».

Анатолий Иванович Салтыков

Анатолий Иванович Салтыков занимал пост мэра и ранее, поэтому его предвыборные выступления представляли собой рассказ и о уже сделанной работе, и о том, что планирует его команда провести в ближайшее время.

Анатолий Салтыков, в частности, рассказал о том, какие ставки налога на землю существовали в 1993 году. Налог на землю в центре Ижевска для предприятий и организаций составлял от 18,9 рублей до 70 рублей за квадратный метр. Для садоводческих кооперативов и личного приусадебнрого хозяйства — 3,5 рубля за квадратный метр. В то же время земли под дачи оценивались по 28,3 рубля за квадратный метр. Кроме того, существуют земельные участки, представляющие большую ценность для жителей города, например земли, расположенные в 500-метровой зоне вокруг пруда. Сейчас это самые дорогие участки, они стоят в пять раз дороже других на территории Ижевска (загрязнение пруда).

Салтыков также сообщил о том, какие вопросы предстоит в первую очередь решить в городе в связи с земельным вопросом. Прежде всего необходимо принятие земельного кадастра и городского кадастра. Работа эта начиналась еще тогда, когда Анатолий Иванович был председателем горплана. Эти документы показали бы, как работает наше городское хозяйство, и позволили бы ввести справедливую и выгодную для города систему платы земельного налога.

По мнению Салтыкова, земля в городе используется неэффективно. Сегодня пользователь или хозяин земли платит налоги со всей территории земли, которую занимает. А эта сумма входит в себестоимость, скажем, его предприятия. А заводы имеют громадные территории, которые не работают, заросли бурьяном. Я полагаю, заявил Салтыков, что те земельные площади, которые работают на выпуск продукции, должны облагаться налогом, подпадать под нормативную ставку земельного налога. Те территории, которые уже многие годы зарезервированы, должны оплачиваться уже из прибыли предприятий. В этом случае не население будет расплачиваться за неэффективное использование территории, а сами хозяйственники.

На вопрос о том, по каким соображениям Комитет по земельным ресурсам входит в систему администрации города, Салтыков заявил, что «это — попытки центральных органов власти вмешаться в вопросы землепользования на местах. Они создали свою вертикаль, в то же время по закону мы должны определять условия землепользования в городе. В принципе мы договорились с нашим республиканским комитетом о том, что он имеет двойное подчинение; утвердили положение об этом комитете как органе городской администрации и органе центральной вертикали. Он может только готовить материалы, которые обусловливают правила и порядок землепользования на территории города, но права утверждения этих документов комитет не имеет. Этим правом обладает только администрация города или городская Дума. Таким образом, комитет должен реально работать в интересах города Ижевска».

Основой предвыборной программы кандидата в мэры Ижевска Анатолия Салтыкова являлась идея создания муниципальной финансовой системы (МФС), которую составят муниципальная финансовая компания, муниципальный банк, залоговый фонд, ломбард, ипотека и гражданский кассовый союз. Особенностью всех этих структур является то, что город будет для них не клиентом, а совладельцем. По мнению Салтыкова, эта система благодаря появившимся законам о залоге и инвестициях поможет привлечь вложения финансов в город, «только нужно добиться более четкого определения муниципальной собственности и оградить ее от вмешательства с республиканского и российского уровней под видом государственной программы приватизации или под каким-нибудь другим предлогом».

Чикуров Сергей Витальевич

Кандидат в мэры Ижевска Сергей Чикуров был основным конкурентом Анатолия Салтыкова.

В программе кандидата было сказано, что в 1994 году Сергей Чикуров, если он будет выбран на пост мэра Ижевска, обещает ввести бесплатный проезд для учащихся и пенсионеров и индексацию доходов малоимущих, доплату до минимального уровня потребительской корзины.

Чикурову 28 лет. Свое дело он начал в 1989 году. В акционерном обществе под его руководством работает порядка полутора тысяч человек. Уставный фонд АО «Чикуров и К» в статье назван 4 млрд. рублей. АО занимается разработками в области медицины, строительства, торговли и сельского хозяйства.

Принципом Сергея Чикурова названо: «...для того чтобы достичь успеха, управляющие должны создавать условия, в которых их сотрудники работали бы максимально продуктивно. Даже если вы детально познакомили своих сотрудников с тем, что от них требуется, это не окажет желаемого действия, если вы одновременно уничтожаете у них ощущение свободы и непринужденности. Создайте им условия труда, отвечающие не вашим, а их потребностям, — только тогда можно рассчитывать, что они будут работать с максимальной отдачей».

Еще несколько цитат из предвыборных материалов:

«Вы спросите сотрудников его фирмы об их материальном положении, жилищных проблемах и поймете, что вы живете в разных странах, в разных городах, хотя географически это и не так».

«Городу нужен менеджер, а не политик или искушенный аппаратный игрок. Политиков и аппаратных игроков навалом, но от этого улицы чище не становятся, нищие не исчезают».

«Он нас покупает... Это тоже прекрасно. Если нас покупают, то, значит, мы впервые кому-то нужны по-настоящему».

«Сергей Чикуров умеет думать и ставить перед собой цели. Мы, читатель, умеем мечтать, а не ставить перед собой цели. Чикуров умеет это».

«Чикуров сознательно и часто повторяет: город — это то же акционерное общество, только больше размерами и менее управляемо. Все городские службы, их инфраструктуры, предприятия — это разве не многопрофильное акционерное общество?»

«Городу нужно самому зарабатывать деньги. Как это сделать? Целевые городские заказы по оптовым закупкам продовольствия — это собьет цены, накручиваемые мелкими поставщиками и посредниками.

Необходим муниципальный банк. Сегодня средства, принадлежащие городу, разбросаны по десяткам счетов, они не работают. У мэрии с каждым заводом должен быть план совместных работ».

«Не надо всех токарей переучивать на пекарей. Будущее все равно за высокотехнологичным производством. А вот профиль его надо менять».

Шишкин Василий Германович

В марте 1994 года был выдвинут блоком «Советская Удмуртия» на пост мэра Ижевска. Шишкин Василий Германович родился в 1950 году в г. Ижевске, начальник Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району г. Ижевска. 18 марта В.Шишкин провел пресс-конференцию, на которой присутствовал лидер коммунистического движения в Удмуртии Николай Сапожников. Шишкин — потомственный ижевчанин, закончил тридцатую школу, издавна считавшуюся в Ижевске привилегированной. После окончания вуза работал на «Ижмаше», затем на электромеханическом заводе, в аппарате Совета Министров, Октябрьском райисполкоме города Ижевска. Последнее место работы — начальник Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району.

В программе кандидата: «Детям — бесплатное образование и свободный доступ к культурным ценностям и спортивным базам», «Пожилым — обеспеченная старость, забота и внимание, бесплатный проезд в городском транспорте». По заявлению кандидата, деньги в городе есть и он знает, как эти деньги взять на нужды развития города Ижевска. С его стороны не совсем было бы корректно, критикуя нынешнее руководство Ижевска, отвечать на вопрос: почему оно не может взять эти деньги. Но он считает, что представители сегодняшней городской администрации перестали брать ответственность на себя за решение городских проблем.

Шишкин оказался первым и единственным кандидатом в мэры, который объявил о своих доходах публично, сообщив следующее:

1. Земля 0,15 га. Деревня Новая Казмаска.

2. Жилые дома — нет.

3. Квартиры — 1. 4-комнатная в г. Ижевске (с 1981 года).

4. Дачи — нет.

5. Гаражи — 2. Автокооперативы «Луч» и «Радист-2».

6. Автомобили — 1. ВАЗ-21093 (1991 года выпуска).

7. Моторные лодки, катера, яхты — нет.

8. Акции — нет.

9. Должностной оклад — 150 тысяч рублей.

10. Не являюсь учредителем ни одной из коммерческих структур.

3.2.       Предвыборная кампания

Опершись на сильных города сего, объединив их в «Центр поддержки самоуправления», создавший его представительства и в других районах республики, Салтыков, как можно судить по его действиям, подчинил своей предвыборной игре и аппарат исполнительной власти, и крупные финансы, и, косвенно, городскую казну. Накануне выборов в местные органы власти городской мэрией было совершено немало дел, до которых раньше просто руки не доходили или не доставало средств. До смешного доходило. С 4 апреля, например, руководство города приняло решение освободить с того же дня от платы за проезд в городском общественном транспорте пенсионеров, чем повергло в изумление тех из счастливчиков, которые приобрели на апрель проездные билеты. Эти деньги возврату не подлежали...

«Известия Удмуртской Республики» 22 марта опубликовали Обращение группы Центра поддержки самоуправления Завьяловского района. В нем, в частности говорится о том, что Завьяловский район, окольцовывающий Ижевск, имеет особое положение в административной системе Удмуртии. Район, отмечается в обращении, — основной поставщик в Ижевск сельскохозяйственной продукции. В тесном взаимодействии между администрациями Ижевска и Завьяловского района решаются вопросы самообеспечения горожан сельхозпродуктами — выделено под сады и огороды 4000 гектаров земли. В летние дни население района увеличивается в несколько раз. Напряженно работают в это время предприятия торговли, органы здравоохранения, отдел внутренних дел. Сильна миграция населения — многие завьяловцы работают в городе, и в то же время многие горожане приезжают на работу в наш район. Все более тесными становятся связи между органами народного образования и культуры, многими городскими предприятиями, в том числе и частного бизнеса, их руководителями. Администрации Ижевска и Завьяловского района наладили равноправное деловое сотрудничество по развитию района, приданию ему статуса пригородного. Создана рабочая группа, совместно действуют службы и отделы обеих администраций.

Цель же Обращения оказалась достаточно проста. Активисты избирательного объединения «Центр поддержки самоуправления» призвали в нем горожан голосовать 10 апреля за Анатолия Салтыкова, баллотирующегося на пост мэра Ижевска и занимающего этот пост сейчас. «Избрание на эту должность, — говорится в Обращении, — нового человека отодвинет на продолжительное время решение наших проблем. А это — спокойствие горожан в местах отдыха, улучшение правопорядка, обеспечение их сельхозпродуктами и многие, многие вопросы».

У чиновников, участвующих в предвыборной борьбе, совершенно не возникает чувства отчужденности от своей должности. Поэтому для Салтыкова, например, слова «нужды города» совершенно неразрывны с интересами его и его команды союзников. Во всей полноте смысла этой фразы.

В этой ситуации любой оппонент «традиционного чиновника» вынужден был эпатировать, обещать то, чего он никогда не только не выполнит, но в другом состоянии и обещать бы не решился, или же идти в сателлиты к крупному политику, который в данный момент смог бы реализовать для такого «попутчика» хорошее место, но «второго лица».

Очень условно говоря, можно обозначить Сергея Чикурова, основного конкурента Салтыкова в предвыборной войне, как представителя самоорганизующегося общества, укрывающегося от налогов, самостоятельно решающего вопросы своей охраны, обеспечения и тому подобное со всеми вытекающими из этого последствиями. Да и интересы его прослеживаются здесь достаточно прозрачно. Взять хотя бы идею, высказанную им в своих предвыборных выступлениях о формировании конкурсного муниципального заказа на поставку товаров народного потребления коммерческими структурами. Идея, конечно, симпатичная и пахнет демократизмом и требованиями соревновательного рынка, однако и собственный интерес президента АО, занимающегося в том числе поставками этих товаров и представляющего интерес подобных же поставщиков, точнее их части, тоже очевиден. Многих пугает выбор мэром Чикурова и в связи с возможностью начала очередного передела в городе сфер влияния и новой войны в бизнес-среде. Сергея Чикурова поддержали прямо Союз предпринимателей Удмуртии и косвенно местная «Демократическая Россия».

О коррумпированности команды Салтыкова говорить трудно. До выборов о ней и не заикались, а обещанный «компрамат» на него Чикуров публично так и не «выкатил».

Сначала тихонечко, а потом все более настойчиво и наконец с общественным резонансом по Ижевску пошли слухи, впоследствии подтвержденные официально, что на Чикурова возбуждено уголовное дело. Оказалось, что он укрывался от налогов и теперь подвергается гонениям вплоть до обыска в офисе. Странное совпадение, однако, что тяжба с налоговой инспекцией Октябрьского района, руководит которой, кстати, еще один кандидат в мэры, Василий Шишкин, началась еще в ноябре и как раз в период избирательной кампании эта история выплывает на свет божий. Пожалуй, компромат на Салтыкова если и «выкатывался», то происходило это на встречах избирателей и огласку в прессе находило лишь в ответных выступлениях, что повергало в изумление неосведомленных читателей.

Где-то в частной беседе Сергей Чикуров имел неосторожность сказать что-то о благотворительности, упомянув, очевидно, и известного в городе мецената Василия Шаталова, учредившего в свое время Фонд развития гуманитарных наук и образования («Фонд Шаталова»). Такая дерзость чрезвычайно не понравилась Василию Анатольевичу, и он вызвал Чикурова на теледебаты. На это Сергей Витальевич ответил через газету, что благотворительность — тема особого характера и не может быть обсуждаема в условиях предвыборной кампании, тем более между кандидатом в мэры и кандидатом в депутаты городской Думы. Шаталов же как в ходе своей предвыборной борьбы, так и в дебатах c Чикуровым однозначно причислял себя к сторонникам Салтыкова. Свою лояльность к нынешнему мэру в одном из телевизионных выступлений высказал и премьер Волков.

То ли в связи с выборами, то ли в связи с выносимым на апрельскую сессию проектом закона «О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью и коррупцией» в Воткинске, Сарапуле и Ижевске зафиксированы случаи погромов милицией коммерческих структур, как правило, офисов или ресторанов. Наибольшее освещение, с язвительными комментариями в адрес блюстителей порядка, с невиданной осведомленностью, эта тема получила на страницах газеты «Курьер-2», одним из учредителей которой является предприятие «Альва» Василия Шаталова.

4.    ЧЕКОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

28 марта в Ижевске открылась Всероссийская конференция по вопросам приватизации на тему «Проблемы завершения чековой приватизации и развития фондового рынка». Конференция, как было заявлено в местной печати, проводится по инициативе Центрального чекового инвестиционного фонда, поддержанной ГКИ РФ.

С докладом об итогах чековой приватизации в России на конференции выступил заместитель председателя ГКИ РФ Дмитрий Васильев. На сегодня, сообщил Васильев, уже более 50% государственных и муниципальных промышленных предприятий через закрытую подписку и чековые аукционы преобразованы в акционерные общества. Однако собранные 85 миллионов ваучеров — цифра явно недостаточная. К числу наиболее неблагополучных (менее 20% использованных приватизационных чеков) относится, по словам Дмитрия Валерьевича, и Удмуртия.

Дмитрий Васильев попросил собравшихся «поднапрячься» и к 1 июля, сроку окончания действия ваучеров, подойти с весомыми результатами. Для их достижения Дмитрий Валерьевич предложил широкое развертывание всероссийских чековых аукционов (кстати, на них предполагается выставить акции 160 крупных предприятий России, включая нефтяные и оборонные). Васильев обещал помощь ГКИ в плане организации разъяснительной работы среди населения, однако продлить действие ваучеров решительно отказался.

По мнению Дмитрия Васильева, российская концепция приватизации небезупречна, однако на сегодня она представляет собой некий социально-экономический компромисс.

С этим согласились далеко не все. В частности, президент ФПГ «Уральские заводы» Геннадий Кудрявцев заметил, что приватизацию необходимо рассматривать не как самоцель, а как инструмент для эффективной организации промышленного производства.

Через три месяца заканчивается чековая приватизация. За это время предстоит приватизировать почти половину российских предприятий. Однако с окончанием срока действия ваучеров приватизация не заканчивается. Она вступает в новый этап — продажа акций предприятий за деньги. Участникам конференции предстояло выработать подходы к ней.

По мнению участников конференции, созданные чековые инвестиционные фонды, имеющие достаточный капитал и экономическую силу, будут играть в этом процессе одну из ведущих ролей. Они же должны составить основу создаваемого в стране рынка ценных бумаг.

На конференции было представлено два подхода к привлечению инвестиций в экономику. Министерство экономики разработало концепцию выделения государственных инвестиций на принципах доходности и возвратности в виде государственных гарантий.

Другая позиция у Госкомимущества РФ: государственный гарант оказался банкротом, часто не выполняющим свои обещания. Кроме того, эта благая идея может вновь привести к национализации промышленности. А поэтому вся надежда — на частные инвестиции.

Поскольку механизм привлечения инвестиций предстоит еще дорабатывать, будут созданы рабочие группы, а в ряде регионов будут проведены эксперименты. Руководство Центрального чекового инвестиционного фонда предложило провести такой эксперимент на территории Удмуртии. Суть его заключается в следующем: привлечь средства правительства Удмуртии и ЧИФа в «соучредительстве» в равных долях и направить их в проекты, имеющие наибольшую инвестиционную привлекательность.

На конференции обсуждалась и перспектива приватизации оборонных предприятий. По словам заместителя председателя Госкомимущества РФ Дмитрия Васильева, часть предприятий ВПК должна быть включена в программу приватизации и их акции нужно выставить на всероссийские чековые аукционы уже в ближайшее время. Кроме того, некоторые присутствующие высказались относительно упорядочения оборонного бюджета и прекращения государственных расходов на конверсию в том виде, в каком она происходит сейчас.

Рекомендации, выработанные на этой конференции, будут представлены 12 апреля на слушаниях в Государственной Думе.

 

29 марта в печати выступил заместитель управляющего Центральным чековым инвестиционным фондом Сергеей Сергеев, вернувшийся с совещания с руководителями крупнейших чековых фондов России, которое проходило в Москве у Чубайса. По сообщению Сергеева, в совещании приняли участие представители около десятка чековых фондов России. Из региональных фондов присутствовал только ЦИФ. Все остальные — столичные. Не смог участвовать «МММ-инвест», так как он не представил данных о количестве своих акционеров, числе собранных чеков и т.д. Были на совещании «Альфа-капитал», Первый чековый, Первый ваучерный, «Держава». На совещании была упомянута и Удмуртия в связи с тем, что здесь до последнего времени не проводились чековые аукционы. Накануне совещания состоялась коллегия Госкомимущества России, где было принято решение об оказании помощи Удмуртии в проведении чековых аукционов.

Поднимался вопрос о возможности продления действия приватизационных чеков. Позиция ГКИ РФ однозначна — никаких продлений! 1 июля ваучер заканчивает свое хождение и начинается приватизация денежная. Обсуждались вопросы выплаты дивидендов и проведения собрания акционеров. У Сергеева осталось от совещания хорошее впечатление, как и от Чубайса, который, по его мнению, хорошо информирован о состоянии дел с приватизацией в России.

На вопрос о том, устраивает ли его позиция руководства Удмуртии в отношении приватизации, Сергеев ответил: «Конечно, нас не устраивает, что не приватизируются наши крупнейшие предприятия. С другой стороны, мы понимаем, что 80% собственности составляют оборонные заводы и возникает немало проблем с их приватизацией. Но хочется, чтобы эти вопросы ставились и обсуждались открыто. А в Москве убеждены, что Удмуртия — один из немногих регионов, где блокировали выполнение программы приватизации (менее 20% приватизированной собственности)».

Отрицательно сказалось на деятельности чекового фонда, по мнению Сергеева, то, что в прошлом году Фонд имущества УР не провел ни одного чекового аукциона. В результате не было куплено большого количества акций местных предприятий и работникам фонда приходилось ездить по округе, по аукционам в других регионах. «Мы могли бы принести больше пользы республике, если бы занимались налаживанием фондового рынка в Удмуртии. Региональные чековые фонды, например в Свердловской области, приобретали акции местных предприятий».

По мнению Сергеева, развитого фондового рынка нет нигде, ни в одном регионе России. Пока все основано на приватизационном чеке. Идет гигантское перераспределение собственности. «У нас сейчас, как я это называю, флибустьерская экономика, как в 15-16-м веке в Карибском море. Это неизбежный этап».

5.    «УДМУРТ КЕНЕШ»

18 марта состоялась пресс-конференция с руководством Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш». Новый президент ассоциации Роза Яшина сообщила о результатах проведенного 12 марта Национального собрания (Совета представителей). На совещании, по сообщению Яшиной, обсуждались вопросы подготовки Второго Всероссийского съезда удмуртов, проведение которого запланировано на 4-5 ноября текущего года — День Удмуртской Республики. В настоящий момент, по словам Розы Ивановны, ведется работа по организации низовых звеньев организации. В районах Удмуртии проводятся конференции, где выбираются руководители районных объединений «Удмурт Кенеш» и делегаты на съезд удмуртов. На сегодня конференции прошли в трех районах, основная их масса, очевидно, придется на осень.

Новый вице-президент ассоциации Николай Кузнецов вновь поднял вопрос о злоупотреблениях бывшего президента «Удмурт Кенеш» Михаила Шишкина, которому Кузнецов, предоставляя периодически всем журналистам документы, вменяет в вину использование 70 миллионов правительственных кредитов «торговому дому «Удмурт Кенеш»», к которому ассоциация, в результате «козней» Шишкина так и не стала причастна. Кроме того, речь идет о неких двух десятках автомобилей, порученных к продаже фирме, где якобы участником является Михаил Иванович. Трудно оценивать справедливость подобных обвинений. По крайней мере прокуратура республики, куда новое руководство «УК» передало документы, собранные в результате внутреннего расследования, которое проводил Кузнецов, разбирать дело отказалась. Вполне вероятно, что это связано и с тем, что Михаил Шишкин имел неосторожность выразить желание предложить свою кандидатуру на пост президента Удмуртии.