Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в марте 1994 года

1.    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ. ИТОГИ ВЫБОРОВ

Основной темой марта в Томске были выборы в местные органы представительной власти. Анализ предвыборной кампании и ее итоги дают определенное представление о ситуации в обществе на данный момент, о расстановке сил и приоритетов.

По сообщению облизбиркома, 27 февраля в 24 часа ночи окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу закончили прием документов на регистрацию кандидатов в депутаты по всем избирательным округам (всего — 21 округ). Региональными избирательными объединениями и группами избирателей были представлены документы на 83 выдвинутых кандидатов. Фамилии кандидатов в областную Думу и краткие сведения о них были опубликованы в ряде номеров местной прессы [1].

После соответствующей проверки сданных подписных листов в числе кандидатов в депутаты осталось 78 человек. На счет каждого из кандидатов в областную Думу было перечислено по сто тысяч рублей. Социальный состав кандидатов таков: 23% — директора предприятий и их заместители, 25,6% — главы администраций и их заместители, 15% — директора школ, преподаватели вузов и техникумов, 6% — предприниматели, 5% — рабочие. 23% кандидатов ранее были депутатами областного Совета [2].

 

Облизбирком опубликовал ряд документов, регламентирующих проводимые предвыборную кампанию и предстоящие выборы:

— Положение об освещении на телевидении и радио Томской государственной телерадиокомпании избирательной кампании по выборам (27 марта 1994 года) в областную Думу и органы местного самоуправления Томской области;

— Положение о доверенных лицах кандидатов в депутаты областной Думы;

— Положение о членах окружных и участковых избирательных комиссий, назначаемых кандидатами в депутаты и избирательными объединениями [3].

 

В ходе предвыборной кампании каждый кандидат имел право на пять минут телеэфира на Томской государственной телерадиокомпании. На радио право бесплатного выступления кандидатам в областную Думу было предоставлено в утреннем блоке: девять минут на выступление трех кандидатов. Телерадиокомпания предоставляла кандидатам в органы местного самоуправления и платные услуги. В Положении об освещении избирательной кампании, подписанном председателем Томской ГТРК И.Подковка и председателем избиркома Скрябинской, оговаривалось, в частности, что тема «Выборы-94» может присутствовать в передачах радио и телевидения в соответствии с творческими планами журналистов. Кандидатам, общественным объединениям, должностным лицам было запрещено влиять и оказывать давление на журналистов. Завершалась агитационная кампания 26 марта [4].

Таким образом, в ходе предвыборной кампании, во-первых, безусловное преимущество получали те кандидаты, которые могли оплатить дополнительное время на радио и телевидении. К их числу принадлежали участники предвыборного блока «Солидарность и реформы» (подробности о сути этого блока см [38]). Что же касается тех кандидатов, избирательная кампания которых в основном ограничивалась средствами, выделяемыми избиркомом, то их возможности ограничивались не только более чем скромными ресурсами, но и задержками оплаты публикаций предвыборных материалов в некоторых средствах массовой информации [5]. Во-вторых, хорошие позиции зарезервировали для себя средства массовой информации. Многое могло зависеть от того, чью сторону они примут. Глава Государственной томской телерадиокомпании И.Подковка в прошлом — работник лекторской группы томского обкома КПСС.

 

Те общественные формирования, которые приняли участие в предвыборной кампании, продемонстрировали достаточно высокую степень активности. Так, Союз женщин Томской области, политическое движение «Образование и будущее», ассоциация «Женская инициатива» приняли обращение к женщинам Томской области с призывом голосовать за своих представительниц на выборах в городскую и областную Думы [6].

 

Кандидатами от Томского отделения Союза женщин России были выдвинуты:

— Светлана Величко — профессор НИИ онкологии,

— Людмила Дударева — директор средней школы,

— Светлана Постникова — заместитель главы районной администрации по образованию и делам молодежи,

— Марина Сеньковская — директор АО «БЭТИ» по экономике,

— Нина Стуканова — преподаватель экономики строительной академии,

— Людмила Эфтимович — председатель комитета областной администрации по вопросам семьи, материнства и детства [7].

 

Томское отделение Аграрной партии России выступило со своей предвыборной программой, в которой высказывается за «возвращение славных традиций социалистов-революционеров, русской интеллигенции, народовольцев, честных коммунистов и работников сельских Советов». Кроме этого, представители партии предложили «начать общественное движение за составление списков разрушителей села» [8].

Программные заявления оставляют печальное впечатление, ибо свидетельствуют о том, что даже те силы, которые, казалось бы, могли и должны участвовать в реальном реформировании сельского хозяйства России, тонут в потоке безграмотного разглагольствования. Да, у эсеров (если, конечно, именно о них говорят томские аграрии) была достаточно серьезная аграрная программа, которую в свое время у них «позаимствовали» большевики. Но эта программа вовсе не предусматривала введения колхозного строя.

Далее, еще более непонятно обращение к «Народной воле». Уж если искать исторические корни решения земельных проблем в России, то стоит обратиться скорее либо к «Земле и воле» или к «Черному переделу», но уж никак не к экстремистскому крылу политической жизни тех лет, которым была «Народная воля».

Дело конечно же не в издержках образования томских аграриев, но в том, что в подобных заявлениях проглядывает тяжелая российская предрасположенность к неумению или нежеланию осмыслить суть происходящего, найти разумные пути выхода из кризиса. Невнятность мысли ведет к непредсказуемым и безрассудным действиям, которые не единожды выливались в русский бунт — «бессмысленный и беспощадный».

Показателен и набор кандидатов, котрых поддерживает Томское отделение Аграрной партии России: Трошин А.В. — председатель обкома профсоюзов работников нефтяной и газовой промышленности и строительства, Макаренко И.А. — директор государственного сельскохозяйственного предприятия «Колпашевский», Артемов П.А. — председатель правления ТОО «Наше Причулымье», Дударева Л.Н. — директор школы, Меренков В.Н. — глава администрации Каргасокского района, Чарный М.Г. — председатель Чаинской ассоциации фермерских хозяйств, Сергеенко Г.Н. — исполнительный директор АОЗТ «Дубровское» Кожевниковского района, Ильин А.П. — исполнительный директор ТОО «Маркеловское» Шегарского района, Козловский А.С. — председатель правления райпо Молчановского района, Вельтмандер И.Э. — временно не работающий [9].

 

Томское отделение «Выбора России» выдвинуло на выборах в областную Думу следующих кандидатов: Н.В.Кандыбу, Ю.Н.Колова, А.С.Макарова, В.Г.Оккеля, О.В.Попова, В.Е.Рыбакова, Г.А.Саруева, А.И.Черкасского; в городскую Думу Томска: А.П.Агаркова, В.С.Арбита, В.А.Бяликова, В.И.Ефанова, Д.Д.Киржеманова, А.А.Кузичкина, А.Т.Михалева, С.Л.Сокольникова, С.С.Солодкова, Б.И.Терехова, И.Н.Тоболкину, А.Н. Трунтягина; в городское собрание народных представителей Северска (т.н. Почтовый, или Томск-7) Г.В.Бахматову, С.В.Делидова, Ю.И.Краснова, И.П.Чуйко [10].

 

Наверное, впервые в числе кандидатов в местные органы представительной власти оказались представители томских предпринимателей. Одна из наиболее видных фигур — Иван Илларионович Тютрин. Профессор-медик, глава фирмы «Меднорд». Фирма успешно занимается производством нового медицинского оборудования и строительством зданий, которые с полным правом можно отнести к произведениям архитектурного искусства. Тютрин — один из первых представителей «новых русских», людей, которые используют сегодняшнее время для стремительного наращивания личностного и социального потенциала. По своим социально-политическим взглядам — сторонник возрождения российского предпринимательства, упрочения России и роста благосостояния ее народа. Его взгляды и деятельность составляют резкий контраст с преобладающими пока в обществе чувствами растерянности и ожидания помощи извне [11].

 

По мнению городского собрания избирательного объединения «За труд и справедливость», на котором присутствовало 150 человек, «предвыборная кампания проходила в условиях диктата правящего режима при его стремлении в союзе с компрадорской буржуазией через технику голосования полностью захватить и монополизировать законодательную власть» [12].

 

Программные установки представителей коммунистических группировок Томска на предстоящих выборах отразились в интервью одного из лидеров этого течения — Арнольда Лопарева. Суть программных положений на федеральном уровне:

— Равноправие Томской области с другими субъектами Федерации;

— Инициировать изменение налоговой и кредитной политики в пользу товаропроизводителя. Регулировать цены на продукты питания, детские товары и лекарства. Сохранение бесплатного образования и здравоохранения. Перерасчет пенсий с их опережающей индексацией. Возврат гражданам денежных вкладов в размере 3 тыс. руб. (по состоянию на 31 декабря 1991 г.) и их полной индексацией. Прекратить насильственный характер приватизации;

— Очистить улицы от преступности, госаппарат — от коррупции. Вернуть вывезенное за рубеж народное достояние;

— Защита и поддержка армии.

На областном уровне:

— Разработать программу разумного использования природных ресурсов области. Выдать муниципальный заказ на производство продукции сельского хозяйства и товаров народного потребления. Обеспечить газификацию районов области, перевод на газ большой и малой энергетики. 20% вырученных средств от приватизации — на обеспечение старости и вступающей в жизнь юности. Восстановить деятельность объектов соцкультбыта по их прямому назначению. Разработать программу по спасению каждого предприятия и по недопущению безработицы. Обеспечить проведение посевной, деятельность коллективых и фермерских хозяйств;

— Помочь профсоюзам стать настоящей защитой трудящихся. Восстановить рабочий и народный контроль;

— Твердое «нет» ядерному хранилищу для привозимых радиационных средств с территории бывшего Союза и дальнего зарубежья. Льготы томичам, проживающим в 30-километровой зоне от Томска-7. Реконструкция мощностей предприятия Томск-7 на высочайшем уровне безопасности при эксплуатации. Защита лесных и водных ресурсов. Приведение к норме всех видов выбросов и отходов производств. Особый контроль за чистотой продуктов питания [13].

 

Прошедшая предвыборная кампания вызвала достаточно резкую полемику между сторонниками и противниками «директорского корпуса». Сторонники последнего педалировали на административной умудренности руководителей крупных госпредприятий и представителей местной исполнительной власти. Противники — на угрозе реставрации административно-командной системы. Причем взгляды сторон не ограничивались чисто вербальными подходами, но и вели к весьма конкретным действиям. Последние выражались прежде всего в деятельной поддержке тех или иных кандидатов. Анализ этой поддержки позволяет судить о том, каковы позиции тех или иных социальных слоев.

Так, кандидатуру Николая Вяткина, генерального директора АО «Томскэнерго», поддержали ректоры четырех томских вузов и ряда НИИ, в его же пользу высказались руководители профсоюзов здравоохранения, строительства, народного образования и науки, пенсионеров, местной промышленности и коммунально-бытовых- предприятий [14]. То есть за Вяткина выступили в основном «социально незащищенные» организации Томска, которые неизбывно числятся у энергетиков в должниках.

 

По предварительным данным, депутатами областной Думы стали:

— Вельтмандер Иллар, временно не работающий;

— Вяткин Николай Александрович, генеральный директор АО «Томскэнерго» (набравший 33,1% голосов);

— Грачев Николай, глава администрации Томского района;

— Зверев Юрий, председатель совета трудового коллектива Сирского химического комбината;

— Зотов Александр, директор СПТУ 1 пос. Белый Яр;

— Ильин Сергей Павлович, генеральный директор НПП «Инвент» (47,7% голосов);

— Ковалев Юрий Яковлевич, генеральный директор ВЭА «Томскинтерсервис» — 31,3%);

— Колеров Олег, заведующий отделом редакции газеты «Наше Причулымье»;

— Коновалов Геннадий Викторович, мэр г.Томска (41%);

— Мальцев Борис Алексеевич, генеральный директор строительно-промышленного акционерного общества (32,7%);

— Макаренко Иван, директор государственного сельскохозяйственного предприятия «Колпашевский»;

— Макаров Александр Сергеевич, глава администрации Советского района (28,2%);

— Меренков Владимир, глава администрации Каргасокского района;

— Партнов Владимир, генеральный директор АО «Межениновское»;

— Поморов Александр Адрианович, директор акционерного общества «Томский завод пластмасс» (34,8%),

— Рубцов Евгений Леонидович, президент акционерной компании «Томские мельницы» (63,5%);

— Сергеенко Геннадий, исполнительный директор АО «Дубровское»;

— Тютрин Иван Илларионович, предприниматель, генеральный директор фирмы «Меднорд», заведующий кафедрой Сибирского медицинского университета;

— Феденеев Александр, глава администрации Бакчарского района.

 

В Томскую городскую Думу избраны:

— Бекетова Валентина Дмитриевна, главврач больницы. Выдвинута Федерацией профсоюзов Томской области (набрала 36,8%);

— Вахрушева Ирина Станиславовна, Главврач станции скорой помощи. Выдвинута группой избирателей (набрала 39,6%);

— Величко Светлана Андреевна, заместитель директора института онкологии. Выдвинута Союзом женщин Томской области (33,7%);

— Дронников Александр Михайлович, глава администрации Кировского района. Выдвинут группой избирателей (23,6%);

— Еремин Николай Николаевич, электромонтер карандашной фабрики. Выдвинут блоком «За труд и справедливость» (25,7%);

— Крюков Валентин Михайлович, директор школы. Выдвинут группой избирателей (40,0%);

— Пичурин Лев Федорович, профессор Томского пединститута. Выдвинут объединением «За труд и справедливость» (31,6%);

— Пятничук Ирина Васильевна, директор технического клуба «Фрегат». Выдвинута группой избирателей (50,4%);

— Сеньковская Марина Юрьевна, экономист АО «БЭТИ». Выдвинута группой избирателей (29,2%);

— Степанов Михаил Захарович, инженер испытательной пожарной лаборатории УВД Томской области. Выдвинут избирательным блоком «За труд и справедливость» (25,0%);

— Стуканова Нина Михайловна, преподаватель Томского строительного института. Выдвинута Союзом женщин Томской области (29,5%);

— Тихонова Татьяна Николаевна, логопед детского отделения психбольницы. Выдвинута группой избирателей (26,4%);

— Тоболкина Ирина Николаевна, директор Академлицея. Выдвинута группой избирателей (23,0%);

— Торгаев Николай Александрович, председатель Томского обкома профсоюзов работников химических отраслей промышленности. Выдвинут федерацией профсоюзных организаций Томской области (43,2%);

— Фролова Татьяна Сергеевна, корреспондент газеты «Народная трибуна». Выдвинута группой избирателей (17,6%);

— Шевелев Виталий Михайлович, главврач клиник Сибирского медуниверситета. Выдвинут группой избирателей (33,1%);

— Шпетер Александр Карлович, директор АО «Домостроительный комбинат». Выдвинут избирательным объединением «Областной комитет профсоюза работников строительства и промстройматериалов» (23,6%);

— Шульга Наталья Геннадьевна, учитель средней школы. Выдвинута блоком «За труд и справедливость» (29,7%) [15].

 

Даже без детального анализа и тщательного подсчета сторонников тех или иных сил, прошедших в областную и городскую Думу, очевидна победа левых. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство избранных членов городской Думы выступали как независимые кандидаты, выдвинутые группой избирателей. Из числа общественных организаций и предвыборных блоков своих кандидатов провели лишь профсоюзы и блок «За труд и справедливость».

В целом выборы проходили при большой пассивности населения и не были сорваны лишь за счет явки к избирательным урнам пенсионеров. Будущее областной Думы и городской Думы (не только в Томске, но и в целом как определенного государственного института) будет во многом зависеть от того, насколько она сумеет дистанцироваться от острой политической борьбы и заняться делами местного хозяйственного устройства. Только в этом случае новые органы представительной власти выполнят свою функцию и станут неотъемлемым компонентом многоступенчатого механизма российской государственности.

В противном случае, встав на путь очередной борьбы за власть, местные представительные органы вступят в конфронтацию с центром, противодействуя ему с позиций популизма и корпоративных интересов отдельных отраслей хозяйства.

В любом случае с созданием нового института местной представительной власти усилится полемика вокруг проблемы разделения полномочий центра и территорий. В первом из вышеуказанных вариантов эта полемика будет носить более конструктивный характер. Во втором — может грозить усилением центробежных тенденций.

Что касается низкой активности избирателей на прошедших выборах, то этот факт может иметь далеко не однозначную трактовку. Вряд ли стоит оценивать его лишь как отрицательное явление в политической жизни современной России. Положительный аспект малой активности населения на выборах состоит в том, что это свидетельствует об отсутствии излишнего ажиотажа, стремления превратить избирательную кампанию в массовую политическую манифестацию против нынешнего политического режима и социально-экономического курса. В обществе подспудно существует понимание того, что никакое правительство и никакие местные органы власти просто не в силах быстро и радикально решить все те проблемы, с которыми столкнулась сегодняшняя Россия. И потому, кто бы ни был избран, — каждому конкретному обывателю придется самому решать свои собственные проблемы — будь он бедный или богатый, собственник или наемный рабочий.

Уход в собственные проблемы — это неизбежный этап развития общества, этап становления нормального индивидуализма, предполагающего прежде всего веру в собственные силы и лишь во вторую очередь — надежду на помощь со стороны государства. В этой ситуации наибольшую политическую активность проявляют две категории населения. Во-первых, те, кто стремится участвовать в деятельности властных институтов, и, во-вторых, те, кто по старой привычке надеется прежде всего не на собственные силы, а на силу системы. В первую категорию входят люди, чей экономический и социальный капитал, умноженный на известную долю честолюбия, позволяет им бороться за завоевание политического пространства. В случае успеха это позволит данной категории людей упрочить свое положение в обществе путем приращения еще и политического капитала.

Во вторую категорию входят те, кто обладает почти прямо противоположными социальными качествами. Не имея в достаточной мере ни экономического, ни социального капитала, эти люди стремятся переложить ответственность за свое собственное положение на плечи системы. К этому их толкает имеющийся социальный опыт и кажущаяся им безвыходность положения.

 

Таким образом, прошедшие выборы дали свидетельства новой расстановки социально-политических сил в одной из российских провинций. Есть основания распространить эти выводы и на целый ряд других территорий страны. Наиболее примечательным фактом можно считать весьма своеобразное взаимодействие на политической арене тех сил, которые осознали свой социально-экономический потенциал, потянулись к власти во вновь создаваемой политической системе, и тех сил, которые продолжают отдавать предпочтение прошлому политическому режиму, стремятся к реставрации социализма. Поэтому ставшие модными рассуждения о стремлении к центризму выглядят в этой ситуации весьма легковесными. Ибо те социальные силы, которые действительно способны генерировать центристские подходы в социально-политической жизни страны, находятся еще в эмбриональном состоянии. Именно это и подтвердили прошедшие выборы в местные органы представительной власти, когда большая часть населения заняла позицию абсентеизма. Ибо еще не достигла той степени социальной зрелости, которая бы позволяла ей сказать свое слово.

2.    РЕШЕНИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР ОБЛАСТИ

В местной прессе опубликовано постановление главы областной администрации «О порядке регистрации граждан, прибывающих временно на территорию Томской области из стран ближнего зарубежья» №67 от 10.02.1994 г. В качестве приложения к этому постановлению опубликованы и соответствующие «Правила...». Регистрироваться должны все, в любых случаях, в том числе и те «нероссияне», которые приехали к родственникам. Регистрация платная. За уклонение весьма ощутимый штраф [16].

Постановление будет иметь достаточно неоднозначные последствия. И в основном конечно же отрицательные. Во-первых, это усложнит жизнь той категории наших соотечественников, которые сегодня поставлены в условия жесткой необходимости срочно искать в России пристанища. Не сделав ничего для облегчения их участи, административные органы уже готовы усложнять им жизнь. Во-вторых, данное постановление относится к разряду тех, которые почти никогда не выполняются, и потому будет только содействовать и без того сильному правовому нигилизму россиян. То же касается и тех органов власти, на которые возложена обязанность исполнять данное постановление (прежде всего органы МВД) и которые получают еще одну развращающую возможность осуществлять свои функции «по усмотрению», ибо тотальное исполнение постановления просто нереально. Что же касается попыток сократить приток в город «лиц кавказской национальности» или за их счет пополнить местную казну, то и здесь предпринятая мера не достигнет своего результата, так как Северный Кавказ со всем его разнообразием «суверенных» республик входит в состав Российской Федерации.

Данный прецедент со всей серьезностью ставит вопрос о пределах компетенции местных властей. Постоянное стремление к ее расширению может породить множество казусов местного самоуправства. И проблема пребывания граждан ближнего зарубежья на территории РФ в рамках переходного периода должна быть весьма деликатной сферой, принятие решений в рамках которой должно осуществляться на государственном (федеральном) уровне. Тем более, что очень многие жители республик ближнего зарубежья еще не приняли тамошнего гражданства, а потому, возможно, вправе считать себя россиянами. На фоне стремления некоторых этнических меньшинств России (например, немцев) к созданию национальных поселений подобная мера может породить обострение национальных отношений.

 

По распоряжению мэра города Томска создан Координационый совет по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью. В этот совещательный орган вошли представители прокуратуры, управления ФСК, УВД, суда, налоговой инспекции, налоговой полиции, облвоенкомата, военных частей и финансовых органов мэрии Томска [17].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Международные связи

Несмотря на то что из-за отсутствия соответствующей сводной информации мне трудно оценить степень вовлеченности области в международное разделение труда на общероссийском уровне, нижеследующие данные дают информацию, во-первых, о том, какие иностранные фирмы стремятся к установлению контактов с томичами, во-вторых, свидетельствуют о реальных изменениях в социально-экономических условиях развития области. В условиях предшествующего режима Томская область относилась к числу особо закрытых территорий. Это объяснялось наличием недалеко от областного центра крупнейшего военного производства. Доступ иностранцев на территорию области очень жестко контролировался. И даже в том случае, когда иностранные фирмы принимали участие в возведении промышленных объектов в Томске (например, при строительстве нефтехимического комбината), их деятельность и развитие контактов были жестко ограничены. Теперь же если какие-то преграды и стоят на пути сотрудничества томских предприятий с зарубежными партнерами, то они носят уже не военно-политический, а социально-экономический характер.

Так, в Томской области прорабатывается проблема установления контактов с французской фирмой «Консортрейд», занимающейся поставками оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности ее компаньоном — фирмой «Интерспринг». Названная французская фирма уже осуществляет оптовые поставки продовольствия в Иркутскую область в обмен на сырье. По сообщению пресс-службы администрации Томской области, есть планы поставить сотрудничество с французами на несколько иную почву. Пока что речь идет о создании сети мини-пекарен, строительстве мощностей по розливу минеральной воды, поставке оборудования для столовых. Кроме того, французские партнеры выразили желание принять участие в организации культурных и научных обменов.

Другими потенциальными партнерами томичей являются химический концерн «Рампулен» и «Пари-банк». Руководители последнего заявили о своей готовности инвестировать совместные предприятия, занимающиеся ремонтом и восстановлением старых нефтяных скважин, которые сейчас уже не эксплуатируются. В областной администрации переговоры по этим вопросам возглавляет заместитель главы администрации Николай Белоусов [18].

 

Состоялась встреча заместителя главы областной администрации Н.Белоусова с представителями «Ранк Ксерокс», дочерней фирмы американской корпорации «Ксерокс». Обсуждался вопрос организации в Томске сборки множительной техники из фирменных комплектующих. Это даст городу дополнительные рабочие места и относительно недорогую технику для всего региона [19].

 

Известно, что между правительствами США и России достигнуто соглашение о замене реакторов по наработке плутония. Чтобы остановить томский реактор, городу взамен потребуется другой источник электроэнергии, мощностью 400 МВт, и источник теплоэнергии мощностью 700 МВт. Таким источником, скорее всего, станут 4 газотурбинные электростанции, которые будут размещены вокруг города. По предварительным данным, на это потребуется около 250 миллиардов долларов. Предполагается, что часть средств на этот проект выделит американская сторона. Если будут соблюдены намеченные сроки подготовки и строительства электростанций, то в 1997 г., через год после их пуска, остановится реактор по наработке плутония в Северске [20].

 

В Томске приступили к работе представители Европейского банка реконструкции и развития. Их интересуют возможности реализации в городе программы поддержки малого бизнеса. Томск стал третьим городом (после Тулы и Нижнего Новгорода), где работают подобные эксперты. На нынешнем этапе приступившей к работе группе предстоит дать ответ на вопрос о возможности сотрудничества, исследовав существующие в Томске условия. Среди прочих средств изучения ситуации — анкета для предпринимателей, состоящая из 108 вопросов [21].

Нынешнее состояние среднего и малого предпринимательства в области может проиллюстрировать следующая информация, составленная по следам семинара, проведенного в областном Совете народных депутатов в конце 1993 года. Ситуация характеризуется следующими явлениями:

1. Основные производственные силы по-прежнему сосредоточены в государственном секторе. Создание акционерных обществ на базе крупных госпредприятий мало что изменило в силу невозможности влияния многочисленных мелких держателей акций на систему руководства предприятиями;

2. Малый и средний бизнес сосредоточены в основном в сфере торговли, которая является сегодня сферой накопления первичного капитала;

3. Крупные предприятия не заинтересованы в развитии среднего и малого предпринимательства для удовлетворения нужд своего производства;

4. Низкий профессионализм начинающих предпринимателей приводит к финансовым потерям;

5. Жесткая финансово-кредитная политика российского правительства не дает возможности реализовать малому и среднему бизнесу долгосрочные и среднесрочные финансовые проекты;

6. Коммерческие банки не в состоянии выступать в качестве кредиторов производственной сферы предпринимательства и ориентированы главным образом на кредиты для быстрого оборота средств в торговой сфере;

7. Идет мощный отток финансовых средств из Томской области в Москву посредством создания филиалов крупнейших инвестиционных компаний типа МММ-инвест, Хопер-инвест и других. Нет режима наибольшего благоприятствования для вложения частного капитала на территории области;

8. В области нет системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

9. Антирыночные настроения части чиновников в органах администрации, непонимание ими логики развития рынка производителей, жесткий налоговый прессинг, в том числе и местный [22].

3.2.       Прогноз развития области на 1994 год

Естественно, что жизнь области в новом году во многом будет зависеть от приоритетов местного бюджета. На некоторые детали последнего обратил внимание глава областной администрации Виктор Кресс на своей встрече с журналистами.

Во-первых, будут значительно свернуты инвестиционные программы. Если первоначально предполагалось завершить строительство объектов, на которые затрачено 50% и более сметной стоимости, то теперь эту планку придется поднять до 60 и даже 70%.

Во-вторых, будет утверждена программа газификации, на реализацию которой в течение года будет израсходовано в пределах 16-20 млрд. рублей. Областной администрацией поставлена задача перевода котельных в районах на жидкое топливо, что позволит сократить закупки угля.

В-третьих, выделены средства на конверсионные программы. Получили заказы оборонные предприятия. Загрузка некоторых из них составляет 70-80%.

В-четвертых, поддержка села будет осуществляться через государственный заказ на сельхозпродукцию.

В-пятых, есть надежда на поддержку вузовского комплекса: в настоящее время на уровне министерства готовится постановление по Московскому, Петербургскому и Томскому университетам [23].

Более подробно возможностей и потребностей в строительстве крупных объектов города и области коснулся в своем интервью корреспонденту газеты заместитель главы областной администрации Томска Юрий Пелявин [24].

По поводу некоторых аспектов развития области в текущем году выступил член Государственой думы (бывший заместитель главы областной администрации по социальным вопросам) Владимир Бауэр. Он коснулся вопросов социальной направленности, высказавшись за более целенаправленное объединение всех политических и административных сил области на решении трех вопросов:

— принятии законодательного акта о компенсационных выплатах для населения, проживающего в 30-километровой зоне действия Сибирского химического комбината, и особого финансирования администрацией городов и поселков, расположенных в этой черте, программ здравоохранения, социальной защиты и других;

— утверждении Томска в статусе государственного центра по подготовке кадров высшей квалификации с вытекающими из этого решения конкретными финансовыми инъекциями в бюджеты учреждений научно-образовательного комплекса;

— согласовании с федеральными органами власти иного подхода распределения налогов между центром и территорией. Увеличении доли налогов для нужд области, исходя из ее специфики, особого потенциала, а также неблагоприятных экологических, климатических и географических условий.

Именно с этими предложениями Бауэр обратился к главе областной администрации Виктору Крессу. При этом им предлагаются определенные организационные средства для решения вышеуказанных проблем:

— объединение усилий всех депутатов от Томской области в Федеральном Собрании;

— создание при областной администрации программно-целевого отдела из 4-5 человек, который занимался бы перечисленными выше задачами;

— начать проработку проекта договора между Российской Федерацией и Томской областью (по примеру Татарстана), что могло бы позволить большую часть потребностей области реализовывать на правовой основе, а не на основе «мелкого и малоэффективного лоббирования в интересах нескольких лиц или предприятий».

Особую значимость этим предложениям придает то обстоятельство, что В.Бауэр, в соответствии с распоряжением В.Черномырдина, включен в состав правительственной комиссии по вопросам разграничений полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Теперь многое будет зависеть от позиции В.Кресса [25].

3.3.       Некоторые аспекты развития промышленности области

По словам председателя комитета по природопользованию Томской областной администрации Александра Никитина, лишь 197 млн. кубометров газа из 988 было утилизовано в Томской области в 1993 г. Остальной газ был сожжен в факелах. Но несмотря на необустроенность имеющихся в его распоряжении месторождений, объединение «Томскнефть» требует закрепления за собой новых месторождений [26].

 

По информации, полученной агентством «Сибирь-пресс» от главы администрации Томской области, планируется создание структуры, подобной международному ОПИК, призванному дать возможность территориям, добывающим нефть, диктовать свои условия нефтепереработчикам [27].

 

Весьма тревожная информация, касающаяся нефтедобычи в Томской области, появилась в новосибирской газете «Русская Азия». Со ссылкой на пресс-службу АО «Томскнефть» газета сообщила о том, что служба магистральных нефтепроводов отказалась принимать на перекачку ежесуточно свыше 3 тыс. тонн нефти. Доля «лишней» нефти составила 2 тыс. 764 тонны в сутки. Нефтедобытчики были вынуждены остановить часть действующих скважин: 35 скважин в управлении «Стрежевойнефть» и 30 скважин в управлении «Лугинецкнефть». Обращение в Москву ситуации не прояснило, по-прежнему не ясно — кому понадобилось принять такое решение. Существует опасность, что остановленные зимой скважины выйдут на долгое время из строя, вплоть до наступления лета.

Каких-либо данных по этому поводу в томской прессе нет, хотя ситуация, если информация соответствует действительности, явно неординарна [28].

 

Ситуацию в экономике области (в сфере производства и налогообложения) иллюстрирует практика Томского завода резиновой обуви. В прошлом году прибыль ТЗРО составила 1,5 млрд. рублей. После уплаты всех налогов от нее осталось 210 миллионов. Этого хватит лишь на закупку трех вагонов пластиката — сырья для обуви [29].

3.4.       Проблемы становления фермерства в Томской области

Достаточно насыщенная информация о развитии фермерства в Томской области содержится в статье начальника отдела статистики сельского хозяйства областного управления статистики С.Абрамова. Материал насыщен данными статистического учета. Автор делает вывод о том, что «в фермерское хозяйство пришло много случайных людей, которых привлекали льготы, предоставленные правительством фермерам. Отсутствие контроля привело к тому, что отдельные фермеры предпочли заниматься торгово-посреднической деятельностью. 13% хозяйств не используют землю по ее прямому назначению... Роль фермеров в продовольственном обеспечении области пока невелика» [30].

Анализ ситуации с фермерством, сделанный статистическим ведомством, безусловно заслуживает внимания. Но для создания объективного представления о ситуации необходимы и иные источники информации, иные подходы к оценке ситуации. Одно бесспорно — сегодня еще рано подводить какие-либо итоги развития фермерства в области. Ибо для становления этого нового для России уклада сельского хозяйства практически ничего не сделано. Предшествующая же эпоха уничтожила большую часть традиций развития частного предпринимательства в сельскохозяйственной сфере, воспитала в крестьянстве иные ценности. Необходима специальная программа реконструкции этого сектора экономики, использование некоторых фрагментов политики Петра Аркадьевича Столыпина, касавшиеся тогда переселения крестьян в Сибирь и их социально-экономического обустройства.

3.5.       Прожиточный минимум в Томской области

По расчетам Томского областного управления труда и занятости населения, выполненным по методике, утвержденной Министерством труда России, величина прожиточного минимума по Томской области в январе 1994 г. составила:

— в среднем на человека   60 115 руб.

— на мужчину 16-59 лет     73 931 руб.

— на женщину 16-54 лет     61 272 руб.

— на пенсионера  40 727 руб.

— на ребенка 0-6 лет           50 161 руб.

— на ребенка 7-15 лет         70 374 руб.

Рост прожиточного минимума по отношению к декабрю 1993 г. составил 17,9% [31].

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В конце февраля состоялось собрание представительниц русско-американской конференции с целью создания Общественного объединения деловых женщин. Помимо проблемы «Женщина и карьера» в поле зрения нового объединения будут и другие: защита прав детей, прав военнослужащих, помощь в создании областного маммологического центра [32].

 

Созданные при обкоме профсоюза работников химических отраслей фонды безработных и детей оказались малоэффективны. Поэтому решено создать на предприятиях отрасли Страховые рабочие кассы. В них на персональные счета будут поступать взносы от самого работника, а также от администрации и профсоюза. Предусматривается защита денег от инфляции. Кроме того, профсоюзы намерены обеспечивать судебную защиту своих членов (наем адвоката стоит сегодня от 200 до 500 тыс. рублей) [33].

Новые формы социальной защиты граждан все еще с большим трудом приживаются в существуещей системе взаимоотношений соответствующих фондов с местной властью. Примером тому служит продолжительный конфликт Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) с областной администрацией. Суть конфликта — незаконное изъятие администрацией средств фонда для «латания дыр» в старой системе здравоохранения [34].

 

Координационный совет Томского отделения движения «Демократическая Россия» выступил против политической амнистии лиц, причастных к событиям августа 1991, мая и октября 1993 годов. Члены этой организации считают, что «принятое Государственной Думой постановление о национальном согласии и примирении не может послужить принципам национального согласия, поскольку в самой идее и процедуре принятия документа заложено инициирование и развитие нового конфликта. Координационный совет убежден, что подобное постановление могло быть принято только после взаимных консультаций всех ветвей власти с участием президента, председателя правительства, Верховного и Конституционного судов, обеих палат Федерального Собрания» [35].

 

В Томске побывали представители московского центра по правам человека Андрей Прибылов и Сергей Смирнов. Цель приезда — организация единой всероссийской сети региональных групп, занимающихся защитой прав человека. Гостей из столицы встретил лидер томских правозащитников Николай Кандыба. Состоялось выступление правозащитников на заседании совета томского областного общества «Мемориал» [36].

 

В Томске созданы еще две территориальные парторганизации коммунистов: госучреждений и промышленных предприятий [37].

Источники

1. Политокно // Красное знамя.— 1994.— 15, 16, 17 марта, С.1.

2. Тюрин И. Кандидаты на финишной прямой // Томский вестник.— 1994.— 19 марта, С. 2.

3. Красное знамя.— 1994.— 2 марта, С.2.

4. Выборы-94 // Томский вестник.— 1994.— 1 марта, С.2.

5. Михалев А. Бедные выборы // Томский вестник.— 1994.— 12 марта, С.3.

6. Женщины берут власть // Томский вестник.— 1994.— 15 марта, С.1.

7. Томский вестник.— 1994.— 26 марта, С.14.

8. Паладин С. Томские аграрии предлагают... // Красное знамя.— 1994.— 3 марта, С.1; Обращение Томского отделения Аграрной партии России // Народная трибуна.— 1994.— 3 марта, С.4.

9. Заявление Томского отделения Аграрной партии России. // Народная трибуна.— 1994.— 23 марта, С.2.

10. Бауэр В. Обращение // Томский вестник.— 1994.— 25 марта, С.2.

11. Маскина Н. Вредно не ездить на бал, когда этого заслуживаешь // Красное знамя.— 1994.— 3 марта, С.1-2.

12. Установили и призвали // Томский вестник.— 1994.— 19 марта, С.2.

13. Казанцев А. Выбери меня, птица счастья завтрашнего дня // Народная трибуна.— 1994.— 10 марта, С.10.

14. Развивая Томскую энергетику.. // Томский вестник.— 1994.— 26 марта, С.5.

15. Вознаграждены активные // Томский вестник.— 1994.— 29 марта, С.2; Они стали депутатами областной Думы // Томский вестник.— 1994.— 30 марта, С.1. Прим.: Во второй публикации отсутствуют отчества депутатов.

16. О порядке регистрации.. // Томский вестник.— 1994.— 12 марта, С.12-б; Народная трибуна.— 1994.— 4 марта, С.2.

17. Гражданин имеет право на качественный товар и личную безопасность // Томский вестник.— 1994.— 12 марта, С.11-б.

18. Французские фирмы заинтересовались Сибирью // Томский вестник.— 1994.— 1 марта, С.2.

19. Дополнительные рабочие места и качественная недорогая техника // Народная трибуна.— 1994.— 25 марта, С.1.

20. Остановится реактор Северска в 1997г // Народная трибуна.— 1994.— 25 марта, С.1.

21. Дозоров А. Европейский банк интересуется томским бизнесом. / /Томский вестник.— 1994.— 30 марта, С.2.

22. Колов Ю. В условиях самовыживания // Народная трибуна.— 1994.— 11 марта, С.2.

23. Молодцов Ю. Быть «толкачом»- неблагодарное и унизительное дело // Томский вестник.— 1994.— 4 марта, С.5.

24. Не ждать лучших времен // Красное знамя.— 1994.— 4 марта, С.3.

25. Свиньин В. Три важные для области задачи. Решать вместе или порознь? // Томский вестник.— 1994.— 12 марта, С.3.

26. Русская Азия.— 1994.— 10 марта, С.1.

27. Русская Азия.— 1994.— 10 марта, С.1.

28. Русская Азия.— 1994.— 10 марта, С.11.

29. Три вагона пластиката // Томский вестник.— 1994.— 1 марта, С. 2.

30. Абрамов А. О развитии крестьянских (фермерских) хозяйств в области // Народная трибуна.— 1994.— 1 марта, С.1.

31. Жить по минимуму // Томский вестник.— 1994.— 4 марта, С.2.

32. Деловые женщины объединяются // Томский вестник.— 1994.— 1 марта, С.1.

33. Назад, к страховым кассам! // Томский вестник.— 1994.— 1 марта, С.2.

34. Никифоров С. На чужой каравай.. // Красное знамя.— 1994.— 2 марта, С.2.

35. Амнистия не приведет к согласию // Томский вестник.— 1994.— 4 марта, С.2.

36. Кащеев Н. Приезд московских правозащитников // Томский вестник.— 1994.— 5 марта, С.1.

37. Образованы парторганизации // Томский вестник.— 1994.— 23 марта, С.2.

38. Погодаев Н. Томская область в феврале 1994 года // Политический мониторинг, ИГПИ, №2, 1994.