|
Новое на сайте |
Сергей СМИРНОВ
Республика
Марий Эл
в мае 1994 года
Политическая атмосфера месяца была сравнительно спокойной. Ожидаемого оживления не принесли даже 1 и 9 числа мая, к встрече которых усиленно готовились правоохранительные органы. Ухудшение экономического положения республики пока не влечет пропорционального обострения ситуации политической. Вероятно, падение уровня жизни происходит хотя и постоянно, но достаточно плавно для того, чтобы вкупе с провинциальной терпимостью масс не замыкать детонатор социального взрыва. Идущие же в кильватере Москвы местные политики если и способны на политический взрыв, то лишь как эхо московского — запоздалое и в тех же тонах. Существующие в РМЭ отделения партий и движений, которые обычно малозаметны, ухватились за факт подписания Договора о согласии, чтобы «диспутами» и пресс-конференциями обратить на себя внимание (более шоу, нежели практические действия). Политические события месяца: первый визит на государственном уровне финской делегации и очередная сессия Госсобрания РМЭ.
31 мая в Йошкар-Оле открылась четвертая сессия ГС РМЭ, которой предшествовала объемная подготовительная работа постоянных комиссий. Судя по повестке, это самое серьезное испытание для «новорожденного» и малоопытного парламента. Главный вопрос — обсуждение бюджета республики на 19 мая 1994 года. В республику прибыли председатель подкомитета по бюджету Государственной Думы РФ О.Г.Дмитриева, ряд ответственных работников федеральных органов власти, которые примут участие в обсуждении законопроекта о бюджете. До этого марийские депутаты ознакомились с проектами бюджетов Мордовии, Татарстана, выезжали в Москву. Скорее всего, согласно будущему закону, в экономику РМЭ будут привлекаться иностранные инвестиции. Инвесторам нужны гарантии надежности — на предприятиях республики уже идет составление бизнес-планов... Расходы за счет социального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства планируются в сумме 6600 млн. рублей. Первоначально для сельского хозяйства предназначалась половина ассигнований (3300 млн.), но депутаты «пришли к выводу», что это крайне недостаточно — решено рекомендовать две трети средств (кстати, партийное большинство в ГС — у аграриев). Как заявил Анатолий Анатольевич Смирнов, председатель ГС РМЭ, самая большая сложность в том, что в российском парламенте только еще идет обсуждение бюджета, а более половины средств республики — дотации центра. Местные сложности: основной источник пополнения бюджета — налоги предприятий, однако уровень производства в РМЭ падает, и предприятия не видят реальных путей приращения своих оборотных средств (см. ниже).
Вообще в повестке сессии более 20 вопросов. Кроме бюджета, важнейшие темы: проекты законов «О статусе депутата районного, городского Собрания РМЭ», «О культуре», «О порядке вывоза за пределы республики пищевых продуктов, леса и лекарственно-технического сырья» и т.д. В «предсессье» копья ломались о существующую структуру аппарата: был ряд предложений депутатов сократить административные органы на 20%, в некоторых районах их численность чрезмерна (за последние два года структура госуправления пересматривалась уже дважды). Много говорилось о развитии и сохранении культурных ценностей коренного народа республики. Щекотлив и вопрос «О вывозе». А.А.Смирнов: «В последние годы леса наши варварски грабятся, жители соседних республик и областей вывозят дары природы Марий Эл... Ограничения никоим образом не коснутся жителей республики. Да, мы понимаем, что вопрос этот в определенном смысле политический и может вызвать негативную реакцию соседей, поэтому нужна разъяснительная работа через СМИ».
Еще один важный, судя по криминальным сводкам, законопроект — «О мерах по преодолению пьянства в РМЭ». В основном он предусматривает исключение из СМИ соответствующей рекламы и ностальгическую пропаганду трезвого образа жизни. Масса обычных дебатов вокруг заработной платы: отмечен «непонятный перекос», когда производственная сфера получает меньше непроизводственной; и «как всегда, обижен» сельский товаропроизводитель, зарплата которого на сегодня в 5-7 раз меньше, чем у бюджетников.
Смыслом существования партий (местных отделений) в истекшем месяце стал Договор об общественном согласии. В республиканском Доме печати была дана пресс-конференция, посвященная этой теме. Присутствовали почти все лидеры региональных организаций партий и движений, действующих в Марий Эл (за исключением коммунистов): депутат ГД РФ Анатолий Геннадьевич Попов (ПРЕС), депутат ГС РМЭ Александр Сергеевич Казимов (РП РФ), Юрий Дмитриевич Нагибин (Российская социал-демократическая народная партия — бывшая народная партия»Свободная Россия»), Виталий Григорьевич Игитов (ЛДПР), Пайдоверов (Всероссийское объединение «Предприниматели за новую Россию»), Ибрагимов (союз «Обновление»).
А.Г.Попов кратко ознакомил с деятельностью Государственной Думы (за оставшиеся 18 месяцев следует принять около 400 законов). Все партии, отделения которых есть в РМЭ, подписали Договор, кроме коммунистов. Однако оценка этого, декоративного в сущности документа была весьма неоднозначной.
Президент республики Владислав Максимович Зотин и председатель ГС А.А.Смирнов подписали Договор от имени РМЭ. Но, отдавая должное актуальности и проч., оценивают его сдержанно: «Мы подписали, но... инициатором рождения подобного документа я бы не стал — проблема не в создании новой бумаги. Достаточно строго соблюдать Конституцию. Пока же этого нет, и в этом, может быть, наша главная беда. К тому же политическое благополучие в регионах во многом зависит от экономической стабильности».
А.С.Казимов оценил подписание Договора как крупнейшее историческое событие: «Отныне партии вынесли себя на народный суд». Не столь однозначно, но был «за» и союз «Обновление», представляющий директорский корпус (в РМЭ его возглавляет...Свирин, генеральный директор крупнейшей в республике сети заводов «Марийский машиностроитель») и «Предприниматели за новую Россию», высказав, однако, традиционные претензии к налоговой политике, которая в Договоре не подверглась политической корректировке: «Налоги достигают иногда 110%!»
Лагерь противников составили председатель марийского филиала СДНП (Руцкого) Ю.Д.Нагибин, заявивший: «Мы будем добиваться досрочных выборов российского президента», и координатор отделения ЛДПР В.Г.Игитов, который в своем цинично-откровенном стиле сказал: «Договор не имеет никакого веса... Единственное согласие — убрать президента с согласия всех партий. Президент, несмотря на Договор, может разогнать Думу в любой день».
Ясно, что за подписанием Договора стоял крупный политический торг (несмотря на циничность слова, еще обычная практика в мире). Кто от торга не получил ничего, тот его не подписал. Настораживает лишь, что за невыполнение Договора подписавшие его не несут никакой ответственности (о чем с удовлетворением заметил В.Г.Игитов).
Но был и вопрос, когда партии, наконец, заговорили в унисон. А.С.Казимов, торжественно: «Надо спасать республику от мафии». По сведениям В.Г.Игитова, «обсуждается вопрос о скупке» Козьмодемьянска (третий город в РМЭ) и окрестностей «чеченской мафией». На вопрос, почему бы ГС РМЭ не препятствовать мафии, Казимов парировал: «У ГС мало полномочий в кадровых вопросах»... Было искомое единодушие (но не было решений).
В республиканском Доме дружбы состоялось очередное заседание дискуссионного клуба. Тема — «Российская экономика и пути выхода из кризиса» привлекла внимание активистов большинства региональных политических организаций: РП РФ, КП РФ, ЛДПР, Совета ветеранов и др. До единого рецепта, естественно, — состав-то! — не дошло. «Да мы и не ставили такой задачи, — заверил председатель клуба, доктор филологических наук А.Т.Липатов. Главное, вопреки идеологическим различиям, у всех нас должна быть единственная забота — спасти Россию от катастрофы». (Ни больше и ни меньше.)
Кстати, в том же Доме стали практиковаться встречи членов правительства республики с населением — «Час правительства».
14 мая прошел совместный пленум республиканского и городского (Йошкар-Ола) комитетов компартии, где обсуждались итоги Всероссийской конференции коммунистов, состоявшейся в конце апреля. Узловой вопрос конференции — тезисы к будущей программе партии. Депутат ГС РМЭ Евгений Иванович Жиров, представитель КП РФ в республике: «Вместо коммунистического «завтра» теперь задача поставлена — восстановление СССР». Приглашенный В.Г.Игитов: «Сегодня есть только две сильные и последовательные в своей деятельности партии — партия Жириновского и компартия Зюганова» (скромно и со вкусом).
4 мая скончался вице-президент РМЭ, первый заместитель главы правительства республики Виктор Александрович Галавтеев (1936 г. рождения), занимавший посты с декабря 1991 года. Представитель предыдущего эшелона власти — был заместителем председателя Совета Министров МАССР. 6 мая был объявлен в республике днем траура. Получена телеграмма от В.Черномырдина с соболезнованиями от имени правительства России. Второй человек в республике был одной из самых, если не самой заметной фигурой на «шахматной доске» РМЭ — и практичной (подобно «ферзю» по сравнению с «королем»). Возможно, поэтому народная молва рождает версии, объясняющие скоропостижность его смерти... Первый в истории республики вице-президент В.А.Галавтеев может остаться и последним. Скорее всего, такой должности в структуре госвласти больше не будет, ее функции сейчас выполняют несколько подразделений.
19 мая указом президента РМЭ председателем вновь образованного Комитета по печати и информации РМЭ назначен Александр Николаевич Иванов. В свое время занимал пост министра республиканского Министерства печати. Функции Комитета в принципе те же: финансирование (то есть дотирование) СМИ, полиграфии и книгоиздания. По Иванову, «назрела острая необходимость в государственном органе для координации Госпрограммы развития отрасли и координации федеральной и республиканской программ»... Увы, для большинства СМИ раннеперестроечная мечта о самоокупаемости (и свободе?) остается мечтой.
16 мая в РМЭ впервые прибыла официальная делегация Министерства культуры Республики Финляндия во главе с министром Г.Асунмаа. Цель визита: расширение культурных и научных контактов двух республик. Состав представителен: министр культуры, генеральный секретарь Общества народов Финляндии и России и др. Обширна программа пребывания: встречи с политическими и общественными деятелями республики, учеными, творческой интеллигенцией, выезды в районы, концерты фолк-коллективов, участие в языческом марийском обряде... Гости встретились с активистами общества «Марий Эл — Суоми». Финский министр заметила, что в условиях, когда Финляндия готовится вступить в ЕЭС, перед ее 5-миллионным народом встают те же проблемы, что и перед народом мари: под влиянием Старой Европы существует «реальная угроза потери языка, культуры, а в конечном счете — национальной независимости». Поэтому сейчас так важно укреплять связи родственных народов, что необходимо «и для сохранения гражданского мира». Вообще, почва контактов в области культуры благодатна и не требует огромных инвестиционных «удобрений». По результатам этого визита рождена договоренность об обмене художественными выставками, идея открытия финно-угорского культурного центра в Москве и т.д. Наша экономика финнов пока не заинтересовала»; полученный максимум — правительство Финляндии «может оказать содействие» в подготовке кадров для Марий Эл через... учебные заведения Эстонии.
В рамках подписанного ранее Соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве с провинцией Цзиминь в РМЭ побывала китайская делегация, возглавляемая заместителем губернатора провинции Фан Чжан-Ю. Гости посетили ряд йошкар-олинских предприятий и фирм, встретились с предпринимателями, побывали в Марийском выставочном центре. Состоялись переговоры в правительстве РМЭ о расширении сотрудничества, встрече с президентом республики.
Министр здравоохранения РМЭ Виктор Константинович Федоров побывал в Японии — в рамках договоренности о культурном, научном и другом сотрудничестве двух стран (во время визита в Японию президента России). Организатор и источник финансирования поездки — Международный центр помощи развивающимся странам при МИД Японии. Министр знакомился с системой медицинского страхования. Что японское его поразило, так это «однородность умственного развития и отсутствие гигантской разницы в оплате труда рядовых и руководителей».
24 мая в РМЭ прибыла делегация Министерства культуры и образования Республики Эстония во главе с министром П.Румлео. Состоялись встречи с президентом РМЭ, с писателями и учеными республики, переговоры в Доме правительства. В ходе визита подписаны документы: Соглашение о сотрудничестве между правительством Марий Эл и Министерством культуры и образования Эстонии в области подготовки студентов, магистров и докторов из РМЭ в вузах Эстонии, Соглашение между Министерством культуры РМЭ, Министерством образования РМЭ и эстонским Министерством о сотрудничестве в области культуры и образования, Договор о сотрудничестве между обществами «Марий Эл — Эстония» и «Эстония — Марий Эл».
26 мая в РМЭ прибыли заместитель министра сельского хозяйства России, директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности М.М.Абдулбасиров, его заместитель И.М.Иваненков и заместитель председателя правления Агропромбанка России В.В.Петров. В регламенте визита: встреча с президентом РМЭ В.М.Зотиным, министром сельского хозяйства РМЭ И.Г.Хлебниковым, посещение сельскохозяйственных объектов в районах республики.
11 мая состоялось внеочередное заседание правительства РМЭ, полностью посвященное бюджету, видимо, главной экономической проблеме на сегодня. Обсуждались проекты закона РМЭ «О бюджетной системе РМЭ на 1994 год» и проект постановления ГС РМЭ об исполнении республиканского бюджета за 1993 год. Министр финансов Николай Александрович Свинцов отметил, что прогнозируемый объем консолидированного бюджета РМЭ на 1994 год определен в размере 414 705 млн. руб. Из них 171 371 (41,3%) составят средства, выделяемые из федерального бюджета РМ в виде финансовой помощи (трансферты) как региону, не обеспеченному собственными финансовыми ресурсами для финансирования минимальных расходов бюджета РМЭ. А по словам В.С.Черномырдина, «бюджет не столько жесткий, сколько жестокий». Цитата от марийских национальных сил: «Мы отнюдь не бедная республика, как себя представляем. Мы в состоянии обеспечить себя денежными ресурсами — и это не фантастика. Если брать аренду земли с воинских частей, газо- и нефтепроводов на территории РМЭ, фарватера реки Волга, то...»
По мнению экономистов, республику «душат налогами», и в первую очередь на прибыль и на добавленную стоимость. Из местных налогов наиболее «неприемлемым» является налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. Высока и ставка по отчислениям в фонд обязательного медицинского страхования. Налоговая узда не позволяет обновлять производство, стареющее физически и морально. Многочисленность налогов и их высокие ставки не радуют даже налоговую службу: «Если платить все налоги (федеральные, республик, краев и областей, местные), то их общее количество достигает 45, а ставки налога на рубль реализованной продукции — 1 руб. 20 коп.» Предприятия не выдерживают, особенно малые: за прошедшие два года в Йошкар-Оле «лопнуло» более 50 МП и коммерческих структур. Как следствие — массовое сокрытие доходов: в прошлом году по республике почти на каждом третьем проверенном предприятии (а сколько неучтенных!). Штрафы составили более 4 млрд. руб. При всем том ставка налога на прибыль (основного источника бюджета) в 1994 году еще более повышена... с 32 до 35%. Ограничение кредитов и высокие налоги ведут к стремительному свертыванию производства. Специалисты считают, что «правом регулирования налогов по-настоящему еще не воспользовались ни ГС, ни правительство РМЭ».
Налоговые органы проверили ряд МП. «Популярен» вывоз из республики сырья и лесопродукции — в Финляндию, Молдову, Татарстан, Среднюю Азию. Товарный учет на фирмах либо запущен, либо его нет вообще. Поэтому нельзя даже точно определить объемы вывозимого из РМЭ сырья. Штрафы за сокрытие доходов зачастую безвредны — счета многих фирм пусты. «Лес — главное и самое уязвимое богатство республики».
В РМЭ создано территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротстве). Функции: решение вопросов санации (финансовой помощи), реорганизации или ликвидации федеральных госпредприятий. Глава — Владимир Николаевич Соловьев. Задачи: поиск экономически больных структур и анализ, поддаются ли они излечению. После уведомления предприятие в течение 3 месяцев должно разработать меры по восстановлению платежеспособности. В противном случае «дело» передается в арбитражный суд, решение которого окончательно. Пока в РМЭ решений о ликвидации предприятий не было. Но коэффициент ликвидности (основной показатель «здоровья» предприятия должен быть больше 1,5) в среднем по республике ниже критической отметки. Так что РМЭ живет в тени банкротства.
Уровень безработицы в РМЭ в 2,4 раза выше среднероссийского: 10,8 тысяч граждан Марий Эл имеют статус безработного (2,7%). В некоторых районах республики, преимущественно сельских, ситуация еще хуже. Правительство утвердило программу занятости населения на 1994 год. Курс взят на развитие «активных форм» занятости. Работодателям будет оказано содействие в создании и сохранении почти 5 тысяч рабочих мест, в том числе 1700 — за счет средств фонда занятости. Подобная деятельность впервые проводится на конкурсной основе: финансовая помощь оказывается выборочно. Приоритеты в трудоустройстве отдаются «сокращенным» гражданам, а не уволившимся «по собственному». Особое внимание к крестьянским и фермерским хозяйствам, развитию малого и среднего бизнеса.
Впрочем, то, что привлекательно на бумаге, мало вероятно в реальности, когда директора заводов не знают, как обеспечить работой своих работников (не говоря уже о навязываемых).
Президент РМЭ обратился в федеральную службу занятости с просьбой о выделении средств для компенсационных выплат работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках без оплаты.
Подсчитан прожиточный минимум населения РМЭ за апрель: в среднем на душу населения — 51 тыс. руб. По данным статистики, около 70% расходов жителя Марий Эл составляют расходы на питание. На 12 мая в государственную налоговую инспекцию по Йошкар-Оле представили декларации о совокупном годовом доходе за 1993 год 3882 физических лица (в Йошкар-Оле 270 тыс. жителей), то есть те, кто имел доход свыше 3 млн. руб., облагаемый повышенным налогом. Однако можно догадаться, что в инспекцию обратились не все...
В России, согласно Конституции, введена частная собственность на землю. Российская Конституция имеет прямое действие на территории РМЭ. Но в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РМЭ частная собственность на землю в Марий Эл «не предусмотрена». До приведения законодательства РМЭ в соответствие Конституции РФ продаваться гражданами может только недвижимость, связанная с землей. При выявлении же скрытых сделок, связанных с куплей-продажей земли (подобными объявлениями пестрит местная пресса), они признаются недействительными, доход взыскивается в пользу государства, а земельный участок изымается. Иллюстрация конституционного дуализма.
После удорожания минеральных удобрений былые перевыполнения планов химического удобрения земли в прошлом, объемы их сокращаются. Чище ли стали поля и продукты? Отнюдь нет. Экспертиза Министерства экологии и природопользования РМЭ выявила в земле республики также много пестицидов и тяжелых металлов. Хотя в РМЭ нет глобальных источников загрязнения и считается она сравнительно чистой, по статистике, в зонах активного использования пестицидов дети в 1,5 раза чаще рождаются мертвыми...
За 1992-1993 гг. в РМЭ создано 7 ЧИФ. Стартовый капитал во всех одинаково небольшой, максимум — до 4 млн. руб. Акции всех ЧИФ неликвидны. Соотношение, в среднем по РМЭ, между объявленным в проспекте эмиссии уставным капиталом и фактически оплаченным — 37,1%. Местными фондами собрано всего лишь 15% всех распределенных по территории РМЭ приватизационных чеков. Примерно столько же (на 1 апреля) еще на руках населения. Приватизация в Марий Эл «телевизионная», люди предпочитают акции крупных московских фондов. Прибыль фондов невелика (лидер по прибыли — «Земля-инвест»). На выплату дивидендов направлено 52% всей прибыли, тем не менее это в среднем не более 2 тыс. руб. на ваучер. Доля прибыли на основе оплаченных предприятиями дивидендов ничтожно мала (5,6%). Сроки выплат своих дивидендов многие фонды переносят на полгода или год. Директорат «Земля-инвест»: «Наши акционеры сами пока отказались от дивидендов. Предприятия не платят, а закона, заставляющего платить немедленно, нет». По окончании приватизации фонды должны стать открытыми (должны скупать свои акции).
Специалисты считают: «Депозиты сейчас более привлекательны как объект вложения средств, но это не вечно. В банках сейчас ставки на заемные средства падают — спрос на них не растет».
В РМЭ учрежден Генеральный негосударственный пенсионный фонд. Это некоммерческая структура, цель — исключительно пенсионное обслуживание. Учредители — как государственные, так и частные организации. Парадокс: при задолженности российского бюджета Пенсионному фонду (на конец 1993 г. — 400 млрд. руб.), он вынужден был оформить ссуду в Минфине РФ, чтобы обеспечить выплату пенсий.
В рамках разрабатываемой правительством программы «Жилище» создан Фонд развития жилищного строительства (при Марпромбанке).
Министр безопасности РМЭ — Анатолий Павлович Бураков. В РМЭ, в отличие от РФ, Министерство государственной безопасности сохранило свое название (в Татарстане вообще КГБ). С мнением президента РМЭ оставить МБ в структуре правительства Марий Эл согласилось и Госсобрание. А.Бураков: «Мы не занимаемся теперь организованной преступностью — это удел МВД. Но у ФСК осталась задача борьбы с коррупцией в органах власти и управления (в эру приватизации это актуально), финансовых структурах. И конечно, охрана госсекретов (Йошкар-Ола, кстати, не указывается на картах). При реорганизации органов безопасности сотрудники подвергнуты аттестации. Уверяю, это не политическая, а профессиональная «чистка». Но поспешность реорганизации нанесла ущерб МБ: резкое омоложение личного состава, психологическое давление на сотрудников отдельными СМИ, многие следователи просто уволились (а не ушли в МВД). И еще одна важная наша функция: борьба с вооруженными формированиями (если таковые будут) каких-либо партий, антиконституционной деятельностью движений, ассоциаций и пр.».
13-15 мая в Стокгольме прошел европейский фестиваль народной музыки, куда выезжала делегация Международного финно-угорского фонда, Генеральная дирекция которого находится в Йошкар-Оле. Возглавлял делегацию ответственный секретарь дирекции Г.С.Ширяев.
19 мая на базе МПИ начал работу постоянно действующий научный семинар «Малые народы России (полиэтнический регион: этнонациональные отношения)». Семинар проводится советом молодых ученых-гуманитариев РМЭ под эгидой Госкомитета по высшему образованию России и фонда «Культурная инициатива» (фонд «Сорос»).
В РМЭ побывала делегация из французского города Бурж по поводу открытия с 25 мая в Йошкар-Оле Дней французской культуры, посвященных 410-летию Йошкар-Олы. Организатор — марийское отделение общества «Россия — Франция».
В Йошкар-Оле на базе подросткового объединения «Юный менеджер» открыт бизнес-класс; решается вопрос с Марпромбанком о создании детского банка. Спонсор и учредитель «Ю.М.» — администрация Йошкар-Олы.
В Волжске состоялся межрегиональный (14 регионов) научно-практический семинар по новой технологии обучения — тестовой диагностике знаний. Организаторы — Министерства образования РФ и РМЭ при участии Российской академии образования. Проблема актуальна для всей России. Решено создать в РМЭ региональный координационный центр.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований