Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в мае 1994 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Общее состояние

Политическая атмосфера месяца была сравнительно спокойной. Ожидаемого оживления не принесли даже 1 и 9 числа мая, к встрече которых усиленно готовились правоохранительные органы. Ухудшение экономического положения республики пока не влечет пропорционального обострения ситуации политической. Вероятно, падение уровня жизни происходит хотя и постоянно, но достаточно плавно для того, чтобы вкупе с провинциальной терпимостью масс не замыкать детонатор социального взрыва. Идущие же в кильватере Москвы местные политики если и способны на политический взрыв, то лишь как эхо московского — запоздалое и в тех же тонах. Существующие в РМЭ отделения партий и движений, которые обычно малозаметны, ухватились за факт подписания Договора о согласии, чтобы «диспутами» и пресс-конференциями обратить на себя внимание (более шоу, нежели практические действия). Политические события месяца: первый визит на государственном уровне финской делегации и очередная сессия Госсобрания РМЭ.

1.2.       Парламент

31 мая в Йошкар-Оле открылась четвертая сессия ГС РМЭ, которой предшествовала объемная подготовительная работа постоянных комиссий. Судя по повестке, это самое серьезное испытание для «новорожденного» и малоопытного парламента. Главный вопрос — обсуждение бюджета республики на 19 мая 1994 года. В республику прибыли председатель подкомитета по бюджету Государственной Думы РФ О.Г.Дмитриева, ряд ответственных работников федеральных органов власти, которые примут участие в обсуждении законопроекта о бюджете. До этого марийские депутаты ознакомились с проектами бюджетов Мордовии, Татарстана, выезжали в Москву. Скорее всего, согласно будущему закону, в экономику РМЭ будут привлекаться иностранные инвестиции. Инвесторам нужны гарантии надежности — на предприятиях республики уже идет составление бизнес-планов... Расходы за счет социального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства планируются в сумме 6600 млн. рублей. Первоначально для сельского хозяйства предназначалась половина ассигнований (3300 млн.), но депутаты «пришли к выводу», что это крайне недостаточно — решено рекомендовать две трети средств (кстати, партийное большинство в ГС — у аграриев). Как заявил Анатолий Анатольевич Смирнов, председатель ГС РМЭ, самая большая сложность в том, что в российском парламенте только еще идет обсуждение бюджета, а более половины средств республики — дотации центра. Местные сложности: основной источник пополнения бюджета — налоги предприятий, однако уровень производства в РМЭ падает, и предприятия не видят реальных путей приращения своих оборотных средств (см. ниже).

Вообще в повестке сессии более 20 вопросов. Кроме бюджета, важнейшие темы: проекты законов «О статусе депутата районного, городского Собрания РМЭ», «О культуре», «О порядке вывоза за пределы республики пищевых продуктов, леса и лекарственно-технического сырья» и т.д. В «предсессье» копья ломались о существующую структуру аппарата: был ряд предложений депутатов сократить административные органы на 20%, в некоторых районах их численность чрезмерна (за последние два года структура госуправления пересматривалась уже дважды). Много говорилось о развитии и сохранении культурных ценностей коренного народа республики. Щекотлив и вопрос «О вывозе». А.А.Смирнов: «В последние годы леса наши варварски грабятся, жители соседних республик и областей вывозят дары природы Марий Эл... Ограничения никоим образом не коснутся жителей республики. Да, мы понимаем, что вопрос этот в определенном смысле политический и может вызвать негативную реакцию соседей, поэтому нужна разъяснительная работа через СМИ».

Еще один важный, судя по криминальным сводкам, законопроект — «О мерах по преодолению пьянства в РМЭ». В основном он предусматривает исключение из СМИ соответствующей рекламы и ностальгическую пропаганду трезвого образа жизни. Масса обычных дебатов вокруг заработной платы: отмечен «непонятный перекос», когда производственная сфера получает меньше непроизводственной; и «как всегда, обижен» сельский товаропроизводитель, зарплата которого на сегодня в 5-7 раз меньше, чем у бюджетников.

1.3.       Партии

Смыслом существования партий (местных отделений) в истекшем месяце стал Договор об общественном согласии. В республиканском Доме печати была дана пресс-конференция, посвященная этой теме. Присутствовали почти все лидеры региональных организаций партий и движений, действующих в Марий Эл (за исключением коммунистов): депутат ГД РФ Анатолий Геннадьевич Попов (ПРЕС), депутат ГС РМЭ Александр Сергеевич Казимов (РП РФ), Юрий Дмитриевич Нагибин (Российская социал-демократическая народная партия — бывшая народная партия»Свободная Россия»), Виталий Григорьевич Игитов (ЛДПР), Пайдоверов (Всероссийское объединение «Предприниматели за новую Россию»), Ибрагимов (союз «Обновление»).

А.Г.Попов кратко ознакомил с деятельностью Государственной Думы (за оставшиеся 18 месяцев следует принять около 400 законов). Все партии, отделения которых есть в РМЭ, подписали Договор, кроме коммунистов. Однако оценка этого, декоративного в сущности документа была весьма неоднозначной.

Президент республики Владислав Максимович Зотин и председатель ГС А.А.Смирнов подписали Договор от имени РМЭ. Но, отдавая должное актуальности и проч., оценивают его сдержанно: «Мы подписали, но... инициатором рождения подобного документа я бы не стал — проблема не в создании новой бумаги. Достаточно строго соблюдать Конституцию. Пока же этого нет, и в этом, может быть, наша главная беда. К тому же политическое благополучие в регионах во многом зависит от экономической стабильности».

А.С.Казимов оценил подписание Договора как крупнейшее историческое событие: «Отныне партии вынесли себя на народный суд». Не столь однозначно, но был «за» и союз «Обновление», представляющий директорский корпус (в РМЭ его возглавляет...Свирин, генеральный директор крупнейшей в республике сети заводов «Марийский машиностроитель») и «Предприниматели за новую Россию», высказав, однако, традиционные претензии к налоговой политике, которая в Договоре не подверглась политической корректировке: «Налоги достигают иногда 110%!»

Лагерь противников составили председатель марийского филиала СДНП (Руцкого) Ю.Д.Нагибин, заявивший: «Мы будем добиваться досрочных выборов российского президента», и координатор отделения ЛДПР В.Г.Игитов, который в своем цинично-откровенном стиле сказал: «Договор не имеет никакого веса... Единственное согласие — убрать президента с согласия всех партий. Президент, несмотря на Договор, может разогнать Думу в любой день».

Ясно, что за подписанием Договора стоял крупный политический торг (несмотря на циничность слова, еще обычная практика в мире). Кто от торга не получил ничего, тот его не подписал. Настораживает лишь, что за невыполнение Договора подписавшие его не несут никакой ответственности (о чем с удовлетворением заметил В.Г.Игитов).

Но был и вопрос, когда партии, наконец, заговорили в унисон. А.С.Казимов, торжественно: «Надо спасать республику от мафии». По сведениям В.Г.Игитова, «обсуждается вопрос о скупке» Козьмодемьянска (третий город в РМЭ) и окрестностей «чеченской мафией». На вопрос, почему бы ГС РМЭ не препятствовать мафии, Казимов парировал: «У ГС мало полномочий в кадровых вопросах»... Было искомое единодушие (но не было решений).

 

В республиканском Доме дружбы состоялось очередное заседание дискуссионного клуба. Тема — «Российская экономика и пути выхода из кризиса» привлекла внимание активистов большинства региональных политических организаций: РП РФ, КП РФ, ЛДПР, Совета ветеранов и др. До единого рецепта, естественно, — состав-то! — не дошло. «Да мы и не ставили такой задачи, — заверил председатель клуба, доктор филологических наук А.Т.Липатов. Главное, вопреки идеологическим различиям, у всех нас должна быть единственная забота — спасти Россию от катастрофы». (Ни больше и ни меньше.)

Кстати, в том же Доме стали практиковаться встречи членов правительства республики с населением — «Час правительства».

 

14 мая прошел совместный пленум республиканского и городского (Йошкар-Ола) комитетов компартии, где обсуждались итоги Всероссийской конференции коммунистов, состоявшейся в конце апреля. Узловой вопрос конференции — тезисы к будущей программе партии. Депутат ГС РМЭ Евгений Иванович Жиров, представитель КП РФ в республике: «Вместо коммунистического «завтра» теперь задача поставлена — восстановление СССР». Приглашенный В.Г.Игитов: «Сегодня есть только две сильные и последовательные в своей деятельности партии — партия Жириновского и компартия Зюганова» (скромно и со вкусом).

1.4.       Персоналии

4 мая скончался вице-президент РМЭ, первый заместитель главы правительства республики Виктор Александрович Галавтеев (1936 г. рождения), занимавший посты с декабря 1991 года. Представитель предыдущего эшелона власти — был заместителем председателя Совета Министров МАССР. 6 мая был объявлен в республике днем траура. Получена телеграмма от В.Черномырдина с соболезнованиями от имени правительства России. Второй человек в республике был одной из самых, если не самой заметной фигурой на «шахматной доске» РМЭ — и практичной (подобно «ферзю» по сравнению с «королем»). Возможно, поэтому народная молва рождает версии, объясняющие скоропостижность его смерти... Первый в истории республики вице-президент В.А.Галавтеев может остаться и последним. Скорее всего, такой должности в структуре госвласти больше не будет, ее функции сейчас выполняют несколько подразделений.

 

19 мая указом президента РМЭ председателем вновь образованного Комитета по печати и информации РМЭ назначен Александр Николаевич Иванов. В свое время занимал пост министра республиканского Министерства печати. Функции Комитета в принципе те же: финансирование (то есть дотирование) СМИ, полиграфии и книгоиздания. По Иванову, «назрела острая необходимость в государственном органе для координации Госпрограммы развития отрасли и координации федеральной и республиканской программ»... Увы, для большинства СМИ раннеперестроечная мечта о самоокупаемости (и свободе?) остается мечтой.

1.5.       Визиты

16 мая в РМЭ впервые прибыла официальная делегация Министерства культуры Республики Финляндия во главе с министром Г.Асунмаа. Цель визита: расширение культурных и научных контактов двух республик. Состав представителен: министр культуры, генеральный секретарь Общества народов Финляндии и России и др. Обширна программа пребывания: встречи с политическими и общественными деятелями республики, учеными, творческой интеллигенцией, выезды в районы, концерты фолк-коллективов, участие в языческом марийском обряде... Гости встретились с активистами общества «Марий Эл — Суоми». Финский министр заметила, что в условиях, когда Финляндия готовится вступить в ЕЭС, перед ее 5-миллионным народом встают те же проблемы, что и перед народом мари: под влиянием Старой Европы существует «реальная угроза потери языка, культуры, а в конечном счете — национальной независимости». Поэтому сейчас так важно укреплять связи родственных народов, что необходимо «и для сохранения гражданского мира». Вообще, почва контактов в области культуры благодатна и не требует огромных инвестиционных «удобрений». По результатам этого визита рождена договоренность об обмене художественными выставками, идея открытия финно-угорского культурного центра в Москве и т.д. Наша экономика финнов пока не заинтересовала»; полученный максимум — правительство Финляндии «может оказать содействие» в подготовке кадров для Марий Эл через... учебные заведения Эстонии.

 

В рамках подписанного ранее Соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве с провинцией Цзиминь в РМЭ побывала китайская делегация, возглавляемая заместителем губернатора провинции Фан Чжан-Ю. Гости посетили ряд йошкар-олинских предприятий и фирм, встретились с предпринимателями, побывали в Марийском выставочном центре. Состоялись переговоры в правительстве РМЭ о расширении сотрудничества, встрече с президентом республики.

 

Министр здравоохранения РМЭ Виктор Константинович Федоров побывал в Японии — в рамках договоренности о культурном, научном и другом сотрудничестве двух стран (во время визита в Японию президента России). Организатор и источник финансирования поездки — Международный центр помощи развивающимся странам при МИД Японии. Министр знакомился с системой медицинского страхования. Что японское его поразило, так это «однородность умственного развития и отсутствие гигантской разницы в оплате труда рядовых и руководителей».

 

24 мая в РМЭ прибыла делегация Министерства культуры и образования Республики Эстония во главе с министром П.Румлео. Состоялись встречи с президентом РМЭ, с писателями и учеными республики, переговоры в Доме правительства. В ходе визита подписаны документы: Соглашение о сотрудничестве между правительством Марий Эл и Министерством культуры и образования Эстонии в области подготовки студентов, магистров и докторов из РМЭ в вузах Эстонии, Соглашение между Министерством культуры РМЭ, Министерством образования РМЭ и эстонским Министерством о сотрудничестве в области культуры и образования, Договор о сотрудничестве между обществами «Марий Эл — Эстония» и «Эстония — Марий Эл».

 

26 мая в РМЭ прибыли заместитель министра сельского хозяйства России, директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности М.М.Абдулбасиров, его заместитель И.М.Иваненков и заместитель председателя правления Агропромбанка России В.В.Петров. В регламенте визита: встреча с президентом РМЭ В.М.Зотиным, министром сельского хозяйства РМЭ И.Г.Хлебниковым, посещение сельскохозяйственных объектов в районах республики.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Бюджет

11 мая состоялось внеочередное заседание правительства РМЭ, полностью посвященное бюджету, видимо, главной экономической проблеме на сегодня. Обсуждались проекты закона РМЭ «О бюджетной системе РМЭ на 1994 год» и проект постановления ГС РМЭ об исполнении республиканского бюджета за 1993 год. Министр финансов Николай Александрович Свинцов отметил, что прогнозируемый объем консолидированного бюджета РМЭ на 1994 год определен в размере 414 705 млн. руб. Из них 171 371 (41,3%) составят средства, выделяемые из федерального бюджета РМ в виде финансовой помощи (трансферты) как региону, не обеспеченному собственными финансовыми ресурсами для финансирования минимальных расходов бюджета РМЭ. А по словам В.С.Черномырдина, «бюджет не столько жесткий, сколько жестокий». Цитата от марийских национальных сил: «Мы отнюдь не бедная республика, как себя представляем. Мы в состоянии обеспечить себя денежными ресурсами — и это не фантастика. Если брать аренду земли с воинских частей, газо- и нефтепроводов на территории РМЭ, фарватера реки Волга, то...»

2.2.       Налоги

По мнению экономистов, республику «душат налогами», и в первую очередь на прибыль и на добавленную стоимость. Из местных налогов наиболее «неприемлемым» является налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. Высока и ставка по отчислениям в фонд обязательного медицинского страхования. Налоговая узда не позволяет обновлять производство, стареющее физически и морально. Многочисленность налогов и их высокие ставки не радуют даже налоговую службу: «Если платить все налоги (федеральные, республик, краев и областей, местные), то их общее количество достигает 45, а ставки налога на рубль реализованной продукции — 1 руб. 20 коп.» Предприятия не выдерживают, особенно малые: за прошедшие два года в Йошкар-Оле «лопнуло» более 50 МП и коммерческих структур. Как следствие — массовое сокрытие доходов: в прошлом году по республике почти на каждом третьем проверенном предприятии (а сколько неучтенных!). Штрафы составили более 4 млрд. руб. При всем том ставка налога на прибыль (основного источника бюджета) в 1994 году еще более повышена... с 32 до 35%. Ограничение кредитов и высокие налоги ведут к стремительному свертыванию производства. Специалисты считают, что «правом регулирования налогов по-настоящему еще не воспользовались ни ГС, ни правительство РМЭ».

Налоговые органы проверили ряд МП. «Популярен» вывоз из республики сырья и лесопродукции — в Финляндию, Молдову, Татарстан, Среднюю Азию. Товарный учет на фирмах либо запущен, либо его нет вообще. Поэтому нельзя даже точно определить объемы вывозимого из РМЭ сырья. Штрафы за сокрытие доходов зачастую безвредны — счета многих фирм пусты. «Лес — главное и самое уязвимое богатство республики».

2.3.       Банкротство

В РМЭ создано территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротстве). Функции: решение вопросов санации (финансовой помощи), реорганизации или ликвидации федеральных госпредприятий. Глава — Владимир Николаевич Соловьев. Задачи: поиск экономически больных структур и анализ, поддаются ли они излечению. После уведомления предприятие в течение 3 месяцев должно разработать меры по восстановлению платежеспособности. В противном случае «дело» передается в арбитражный суд, решение которого окончательно. Пока в РМЭ решений о ликвидации предприятий не было. Но коэффициент ликвидности (основной показатель «здоровья» предприятия должен быть больше 1,5) в среднем по республике ниже критической отметки. Так что РМЭ живет в тени банкротства.

2.4.       Безработица

Уровень безработицы в РМЭ в 2,4 раза выше среднероссийского: 10,8 тысяч граждан Марий Эл имеют статус безработного (2,7%). В некоторых районах республики, преимущественно сельских, ситуация еще хуже. Правительство утвердило программу занятости населения на 1994 год. Курс взят на развитие «активных форм» занятости. Работодателям будет оказано содействие в создании и сохранении почти 5 тысяч рабочих мест, в том числе 1700 — за счет средств фонда занятости. Подобная деятельность впервые проводится на конкурсной основе: финансовая помощь оказывается выборочно. Приоритеты в трудоустройстве отдаются «сокращенным» гражданам, а не уволившимся «по собственному». Особое внимание к крестьянским и фермерским хозяйствам, развитию малого и среднего бизнеса.

Впрочем, то, что привлекательно на бумаге, мало вероятно в реальности, когда директора заводов не знают, как обеспечить работой своих работников (не говоря уже о навязываемых).

Президент РМЭ обратился в федеральную службу занятости с просьбой о выделении средств для компенсационных выплат работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках без оплаты.

2.5.       Уровень жизни

Подсчитан прожиточный минимум населения РМЭ за апрель: в среднем на душу населения — 51 тыс. руб. По данным статистики, около 70% расходов жителя Марий Эл составляют расходы на питание. На 12 мая в государственную налоговую инспекцию по Йошкар-Оле представили декларации о совокупном годовом доходе за 1993 год 3882 физических лица (в Йошкар-Оле 270 тыс. жителей), то есть те, кто имел доход свыше 3 млн. руб., облагаемый повышенным налогом. Однако можно догадаться, что в инспекцию обратились не все...

2.6.       Сельское хозяйство

2.6.1.      Аграрная реформа

В России, согласно Конституции, введена частная собственность на землю. Российская Конституция имеет прямое действие на территории РМЭ. Но в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РМЭ частная собственность на землю в Марий Эл «не предусмотрена». До приведения законодательства РМЭ в соответствие Конституции РФ продаваться гражданами может только недвижимость, связанная с землей. При выявлении же скрытых сделок, связанных с куплей-продажей земли (подобными объявлениями пестрит местная пресса), они признаются недействительными, доход взыскивается в пользу государства, а земельный участок изымается. Иллюстрация конституционного дуализма.

2.6.2.      Экология

После удорожания минеральных удобрений былые перевыполнения планов химического удобрения земли в прошлом, объемы их сокращаются. Чище ли стали поля и продукты? Отнюдь нет. Экспертиза Министерства экологии и природопользования РМЭ выявила в земле республики также много пестицидов и тяжелых металлов. Хотя в РМЭ нет глобальных источников загрязнения и считается она сравнительно чистой, по статистике, в зонах активного использования пестицидов дети в 1,5 раза чаще рождаются мертвыми...

2.7.       Фонды

2.7.1.      Чековые инвестиционные фонды

За 1992-1993 гг. в РМЭ создано 7 ЧИФ. Стартовый капитал во всех одинаково небольшой, максимум — до 4 млн. руб. Акции всех ЧИФ неликвидны. Соотношение, в среднем по РМЭ, между объявленным в проспекте эмиссии уставным капиталом и фактически оплаченным — 37,1%. Местными фондами собрано всего лишь 15% всех распределенных по территории РМЭ приватизационных чеков. Примерно столько же (на 1 апреля) еще на руках населения. Приватизация в Марий Эл «телевизионная», люди предпочитают акции крупных московских фондов. Прибыль фондов невелика (лидер по прибыли — «Земля-инвест»). На выплату дивидендов направлено 52% всей прибыли, тем не менее это в среднем не более 2 тыс. руб. на ваучер. Доля прибыли на основе оплаченных предприятиями дивидендов ничтожно мала (5,6%). Сроки выплат своих дивидендов многие фонды переносят на полгода или год. Директорат «Земля-инвест»: «Наши акционеры сами пока отказались от дивидендов. Предприятия не платят, а закона, заставляющего платить немедленно, нет». По окончании приватизации фонды должны стать открытыми (должны скупать свои акции).

Специалисты считают: «Депозиты сейчас более привлекательны как объект вложения средств, но это не вечно. В банках сейчас ставки на заемные средства падают — спрос на них не растет».

2.7.2.      Прочие фонды

В РМЭ учрежден Генеральный негосударственный пенсионный фонд. Это некоммерческая структура, цель — исключительно пенсионное обслуживание. Учредители — как государственные, так и частные организации. Парадокс: при задолженности российского бюджета Пенсионному фонду (на конец 1993 г. — 400 млрд. руб.), он вынужден был оформить ссуду в Минфине РФ, чтобы обеспечить выплату пенсий.

В рамках разрабатываемой правительством программы «Жилище» создан Фонд развития жилищного строительства (при Марпромбанке).

3.    БЕЗОПАСНОСТЬ

Министр безопасности РМЭ — Анатолий Павлович Бураков. В РМЭ, в отличие от РФ, Министерство государственной безопасности сохранило свое название (в Татарстане вообще КГБ). С мнением президента РМЭ оставить МБ в структуре правительства Марий Эл согласилось и Госсобрание. А.Бураков: «Мы не занимаемся теперь организованной преступностью — это удел МВД. Но у ФСК осталась задача борьбы с коррупцией в органах власти и управления (в эру приватизации это актуально), финансовых структурах. И конечно, охрана госсекретов (Йошкар-Ола, кстати, не указывается на картах). При реорганизации органов безопасности сотрудники подвергнуты аттестации. Уверяю, это не политическая, а профессиональная «чистка». Но поспешность реорганизации нанесла ущерб МБ: резкое омоложение личного состава, психологическое давление на сотрудников отдельными СМИ, многие следователи просто уволились (а не ушли в МВД). И еще одна важная наша функция: борьба с вооруженными формированиями (если таковые будут) каких-либо партий, антиконституционной деятельностью движений, ассоциаций и пр.».

4.    КУЛЬТУРА

13-15 мая в Стокгольме прошел европейский фестиваль народной музыки, куда выезжала делегация Международного финно-угорского фонда, Генеральная дирекция которого находится в Йошкар-Оле. Возглавлял делегацию ответственный секретарь дирекции Г.С.Ширяев.

 

19 мая на базе МПИ начал работу постоянно действующий научный семинар «Малые народы России (полиэтнический регион: этнонациональные отношения)». Семинар проводится советом молодых ученых-гуманитариев РМЭ под эгидой Госкомитета по высшему образованию России и фонда «Культурная инициатива» (фонд «Сорос»).

В РМЭ побывала делегация из французского города Бурж по поводу открытия с 25 мая в Йошкар-Оле Дней французской культуры, посвященных 410-летию Йошкар-Олы. Организатор — марийское отделение общества «Россия — Франция».

5.    ОБРАЗОВАНИЕ

В Йошкар-Оле на базе подросткового объединения «Юный менеджер» открыт бизнес-класс; решается вопрос с Марпромбанком о создании детского банка. Спонсор и учредитель «Ю.М.» — администрация Йошкар-Олы.

В Волжске состоялся межрегиональный (14 регионов) научно-практический семинар по новой технологии обучения — тестовой диагностике знаний. Организаторы — Министерства образования РФ и РМЭ при участии Российской академии образования. Проблема актуальна для всей России. Решено создать в РМЭ региональный координационный центр.