Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Николай ПОГОДАЕВ,

Ольга ГРИБАНОВА,

Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в мае 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Областной Совет

27 апреля сессия областного Совета депутатов продолжила свою работу. Депутаты приняли первые решения, касающиеся как внутренней деятельности самого Совета, так и проблем жизнеобеспечения области. В структуре Совета образованы:

— комитет по законодательству и взаимодействию с органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными движениями и СМИ (председатель — В.Кузнецов);

— комитет по промышленности и производственной инфраструктуре (председатель — К.Комаров);

— комитет по экономике, межрегиональным, внешнеэкономическим связям и управлению собственностью (председатель — А.Кисельников);

— комитет по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике (В.Шлеев);

— комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку (А.Степанов);

— комитет по экологии и природным ресурсам (В.Ноздрюхин);

— комитет по социальной политике, здравоохранению, науке, образованию и культуре (И.Люзенков).

Принято решение о том, что до избрания депутатов по оставшимся 15 округам, исчислять кворум от количества избранных на сегодняшний день депутатов.

Администрации области до 1 мая 1994 года предложено представить в областной Совет депутатов проект бюджета на второй квартал и 1994 год для рассмотрения и утверждения на очередной сессии областного Совета.

 

Новый представительный законодательный орган, судя по составу, обладает высоким интеллектуальным потенциалом: К.Комаров — доктор наук, П.Исаев и А.Кисельников — кандидаты наук, несколько инженеров различного профиля. Есть экономист регионального масштаба (тот же Кисельников).

В отличие от прежнего Совета, не чувствуется политической поляризации: никаких заявлений о делении на фракции и пр. от депутатов не поступало.

 

Что касается взаимодействия на новом этапе двух ветвей власти, то пока что мэр Новосибирска В.Толоконский подписал постановление о деятельности депутатов городского Совета. Положение пока временное и рассчитано на период деятельности депутатов до проведения довыборов в городской Совет.

Депутаты имеют право присутствовать на аппаратных совещаниях мэра, входить в состав отраслевых комитетов и комиссий мэрии и районных администраций. Депутатам для работы с избирателями предоставляются помещения в здании мэрии.

1.2.       Акты областной администрации

Аминистрацией области принято несколько постановлений нормоустанавливающего характера: «О мерах по стабилизации финансового положения в области» [1], «О запрещении розничной торговли спиртом» [2], «О мерах по регулированию оплаты труда на территории области» [3].

1.3.       Дискуссии и политическая борьба

Научно-практическая конференция «Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения» преследовала, скорее всего, политические цели и была своеобразной демонстрацией позиции определенных политических сил. Она явилась если не прямым, то, во всяком случае, косвенным средством воздействия определенной части властных структур города и области на федеральное руководство.

По-видимому, проект «Рекомендаций» [4] может явиться серьезной политической картой для заинтересованных членов правительства, присутствовавших на конференции. Так, С.Шахрай, называя некоторые решения правительства «непонятными», сказал, что они объясняются борьбой политиков, представляющих интересы топливно-энергетического, военно-промышленного и аграрно-промышленного комплексов. В результате государственная поддержка распределилась так: ТЭК получил 50 триллионов, АПК — 15, а ВПК — 2. В то время как на предприятиях ВПК Новосибирска занято примерно столько же рабочих, сколько на всей территории Сибири.

Первый заместитель главы новосибирской обладминистрации В.Киселев заявил на пресс-конференции, что если «Рекомендации», окончательная доработка которых должна закончиться 10 мая, ничего не дадут, то администрация области оставляет за собой право в своей деятельности превышать свои полномочия.

Основной доминантой выступавших была идея о возврате к жесткому государственному регулированию в базовых отраслях, а также восстановление государственной монополии внешней торговли, прежде всего на природные ресурсы и продукты их первичной переработки.

Директор аналитического центра ассоциации «Сибирское соглашение» отметил, что региональной политике по-прежнему не придается заслуживающего значения. Несомненным успехом конференции, по его словам, можно считать то, что Москва реагирует на прошедшую конференцию. И, как считают в Новосибирской обладминистрации, будут приняты соответствующие документы, базирующиеся на разработанных рекомендациях [5].

 

В рекомендациях отмечено, что экономическая ситуация региона типична для областей с развитым научно-производственным потенциалом и характеризуется следующими особенностями:

В промышленности — более глубокий, чем в среднем по России, спад производства, резкое сокращение объемов и постоянные задержки оплаты государственного заказа предприятиям оборонного комплекса, нарастающие трудности сбыта продукции из-за роста цен на энергоносители, сырье, материалы, транспортные услуги. Отсутствие инвестиций в производство новой техники, вымывание сложной, наукоемкой и, следовательно, более дорогостоящей продукции, усиливающейся кризис платежеспособности и рост взаимных неплатежей предприятий, появление значительной скрытой безработицы.

В сельском хозяйстве — продолжающееся сокращение производства, агротехнологий, тяжелое финансовое положение в связи с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, хроническими задержками оплаты поставленной продукции, низкой покупательной способностью населения на областном продовольственном рынке.

В социальной сфере — бюджетная обеспеченность жителя Новосибирской области в 1993 году составила 70% от среднего российского показателя и 46% — от среднего по Западной Сибири. С учетом удорожающих факторов это предопределило значительно большую глубину кризиса отраслей бюджетной сферы, чем в других регионах России.

Конференция пришла к выводу, что преодоление кризиса и стабилизация положения возможны только на основе объединения усилий всех уровней государственой власти и управления, хозяйствующих субъектов, политических сил. Выработка и реализация мер по стабилизации экономики не может дать ощутимых результатов без поддержки центральных органов власти и изменения общей стратегии экономического преобразования в России. С учетом этого предлагается государственным органам обеспечить выполнение своих обязательств; повысить привлекательность государственного заказа, в том числе посредством авансирования этих поставок; правительство и Центральный банк России должны принять действенные меры по преодолению кризиса платежеспособности в экономике.

 

6 мая в Новосибирске образован региональный «Центр поддержки российской государственности». Идея о его создании была высказана еще на конференции «Стратегия стабилизации экономики региона». В состав учредительного собрания вошли: академики В.Коптюг, П.Гончаров, В.Труфакин, Ю.Бородин, доктор философских наук В.Фофанов, мэр Новосибирска В.Толоконский.

Основной задачей центра, зафиксированной в уставе, является формирование в общественном сознании национальной государственной идеи упрочения России. Региональным механизмом осуществления этого, по замыслу учредителей центра, должны стать сильные регионы. Поэтому одним из первых шагов станет участие в разработке концепции региональной политики государства, совершенствование систем планирования и управления органов государственной власти, содействия в работе депутатов Госдумы с Советом Федерации, с органами власти субъектов Федерации, с политическими партиями и движениями.

Все это является еще одним подтверждением того, что Новосибирск, в силу сформировавшейся структуры производства и адекватного социального состава населения, относится к числу наиболее серьезных центров оппозиции нынешнему курсу правительства. Приведенные цыфры, касающиеся социального положения населения области, вряд ли можно принять на веру без анализа системы их подсчета. Из материалов конференции явствует, что определенная часть властных структур области, опираясь на «научное сопровождение» руководства Сибирского отделения Российской академии наук, стремится разыграть карту социального недовольства части населения для усиления позиций региональных группировок и для сохранения большей части госсобственности в своих руках.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Массовые акции

Празднование Первомая в Новосибирске ныне отличалось от предыдущих тем, что если раньше одна или две коммунистические партии были инициаторами проведения митинга и демонстрации, то сейчас представители около 10 партий коммунистического направления привели своих сторонников на площадь Ленина. Главными были — движение «Трудовой Новосибирск» и НО РКП. На митинге присутствовали более 5 тысяч человек.

Ленинская социалистическая партия рабочего класса и Новосибирское отделение всероссийского «Движения за социальную справедливость» (ДСС) проводят конференцию, посвященную Дню защиты детей.

2.2.       Народно-социалистическая партия России

В здании стадиона «Спартак» 8 мая открылась учредительная конференция Народно-социалистической партии России, которая была посвящена вопросам учреждения партии, обсуждению ее устава и программы, основанных на национал-социалистических принципах. Ожидался приезд более 200 членов движения из городов и республик. Также были приглашены представители русской эмиграции из 12 стран мира. Инициатором проведения конференции стало Новосибирское отделение Русского национального единства (РНЕ). По словам новосибирского лидера НРЕ Юрия Гэрова, это первый шаг в политической борьбе за власть и национал-социалисты за год готовы покончить с массовой спекуляцией, безработицей, падением производства и т.д. Вопрос об участии в работе конференции лидера РНЕ А.Баркашова Гэров расценил как провокацию, добавив, что сейчас А.Баркашов болен и вообще глупо рисковать жизнью политического деятеля такого ранга ради конференции.

2.3.       НПСР

Совет НОО Народной партии «Свободная Россия» предложил своим членам пройти перерегистрацию до 5 мая 1994 года, поскольку в политически динамичное время партии нужны идейно определившиеся единомышленники.

О необходимости проведения выборов глав администрации городов и области заявили председатели новосибирских отделений Народной партии «Свободная Россия» и Демократической партии России. В совместном политическом заявлении отмечается, что проведение выборов в значительной мере способствовало бы укреплению авторитета и доверия новосибирцев к исполнительной власти. В заявлении предлагалось провести 24 мая в Сибирском кадровом центре круглый стол с участием представителей всех политических партий и движений области [6].

2.4.       Монархисты

Новосибирские МОНАРХИСТЫ 19 мая отмечали день рождения последнего российского императора Николая II. Инициаторами выступили Ново-Николаевский монархический центр и Ново-Николаевский отдел сибирского казачьего войска. По числу собравшихся можно было судить, что монархическая традиция не привлекает широкого общественного внимания.

2.5.       Отношение к Договору об общественном согласии

Лидеры новосибирских партий и движений прокомментировали подписанный документ «Об общественном согласии в России».

В.Кузнецов, первый секретарь новосибирскрго обкома КП РФ: «Этот документ прежде всего выгоден правящему режиму, с помощью которого президент и правительство намерены удержаться у власти. Предложенный документ приведет Россию к гражданской войне. Коммунистическая партия считает, что согласие в стране наступит тогда, когда президент и правительство будут отстранены от власти, но бескровным путем».

В.Широков, председатель областной организации Демократической партии России сказал, что мнения, связанные с этим договором, были очень противоречивы, так как партия не желает иметь с Ельциным ничего общего. Для президента этот документ важен тем, чтобы обозначить образ врага, то есть тех, кто отказался подписать договор. Кроме того, Ельцин хочет поделить свою ответственность за происходящее с партиями и движениями. Согласие на подписание договора связано с появлением надежды на стабильность.

К.Волобуев, председатель областной организации ЛДПР: «Мы подписали предложенный президентом договор. ЛДПР всегда выступала за мир и согласие в стране. На мой взгляд, подписанный документ дает больший простор для деятельности ЛДПР, для достижения в обществе гражданского мира».

А.Плотников, член исполкома РДДР: «РДДР не подписало договор, поскольку это не имеет смысла. Ни президент, ни правительство не взяли на себя никаких обязательств для достижения гражданского согласия. Этим документом президент пообещал парламентариям, что они не будут разогнаны, а те в свою очередь выразили готовность оказывать поддержку Ельцину. Более того, договор ограничивает права человека, поскольку рабочие теперь фактически лишились прав на проведение забастовок».

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Положение в промышленности

Последние несколько месяцев обладминистрация прилагала большие усилия для привлечения внимания Москвы к проблемам области. Именно с этой целью еще в апреле генеральные директора 19 предприятий Новосибирска направили заявление президенту, председателю Совета Федерации, председателю Государственной Думы, председателю Правительства РФ, главе администрации Новосибирской области. В заявлении сказано, что в результате сложившейся экономической ситуации производство любой продукции — от госзаказа до потребительских товаров — стало убыточным. Это предопределило усиление социальной напряженности, так как нет возможности выплатить даже заработную плату трудовым коллективам, за выполнение госзаказа до сих пор не получены деньги в сумме 41 миллиарда рублей.

«При всех различиях в экономическом и финансовом положении предприятий, их отраслевой принадлежности и форм собственности в мае 1994 года произойдет полная их остановка, а социальная напряженность может перерасти в социальный взрыв» [8].

Несмотря на попытки привлечь внимание высших органов власти к проблемам промышленности, 16 предприятий Новосибирской области частично или полностью останавливаются, переходят на четырех-, трехдневную рабочую неделю. Отсюда беспрецедентное падение объемов производства, в среднем почти на треть за январь — апрель в сравнении с тем же периодом 1993 года [9].

Опубликован небольшой отчет о состоянии дел на этих предприятиях [10].

 

Столь настойчивый прессинг на московские кабинеты, видимо, дает определенные результаты. До 1 июня Новосибирск предполагает посетить комплексная комиссия ряда российских министерств, в том числе экономики и финансов. Целью этого визита должно стать изучение социально-экономической ситуации в области, разработка конкретных мероприятий в отношении Сибирского региона, и в частности Новосибирской области. Как сообщили в обладминистрации, даже если комиссия не приедет в Новосибирск, вопрос о положении дел в области будет рассматриваться в правительстве России 15 июня.

Около 10 промпредприятий и НИИ Новосибирска начали официальную подготовку к оформлению банкротства. Известно, что среди них есть добровольцы, т.е. те, кто по собственной инициативе обратился в территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности Новосибирской области. Следует заметить, что признание в несостоятельности влечет за собой смену руководства предприятия. А именно нежеланием руководителей покидать свои кресла многие эксперты склонны объяснять противодействие, которое оказывается на всех доступных руководителям уровнях [11].

3.2.       Аграрный сектор

С целью стабилизации положения в АПК области, улучшения снабжения населения продуктами питания и более рационального использования целевых финансовых и кредитных ресурсов глава областной исполнительной власти И.Индинок поддержал предложения предприятий, направленные на создание финансово-промышленной группы, объединяющей на добровольных началах предприятия, производящие сельскохозяйственную технику, сельхозпродукцию, предприятия по материально-техническому обеспечению АПК и по переработке сельскохозяйственной продукции, а также коммерческие банки и торговые предприятия.

Для разработки и осуществления комплекса мер по решению кризисных проблем в АПК при главе администрации области образована общественная комиссия. В нее вошли руководители и главные специалисты акционерных обществ из 6 районов. Руководителем комиссии назначен председатель АО агрофирмы «Ирмень» Ю.Ф.Бугаков. Комиссия наделена правом привлекать к работе должностных лиц государственных органов, предприятий и организаций, запрашивать и получать любые необходимые для работы документы.

3.3.       Банки Новосибирска

Расчет аналитического отдела ассоциации «MediaSOFT» показывает, что в феврале-марте 1994 года впервые за последние годы доходность частных вкладов в банки Новосибирска превысила уровень инфляции [12]. Произошло это вследствие двух обстоятельств: резкого снижения темпов инфляции в эти месяцы и установления рекордного в масштабах России уровня банковских ставок по частным вкладам в Новосибирске.

Вкладчики новосибирских банков впервые выиграли по сравнению с ростом цен. С другой стороны, банки впервые серьезно проиграли, привлекая вклады на выгодных для населения условиях. Банки столкнулись с очевидным падением спроса на кредиты, ставшие слишком дорогими даже для коммерческих операций. Неудивительно, что в газетах Новосибирска появилось обращение четырех самых надежных и популярных (судя по числу вкладчиков) банков к гражданам и руководителям предприятий города о снижении процентных ставок по вкладам населения и депозитам юридических лиц (о чем сообщалось в отчете за апрель). В результате волна рекламы обрушилась на новосибирцев: более мелкие банки, дела которых нельзя назвать блестящими, увидели свой шанс в переманивании обиженных клиентов к себе.

Генеральный директор Новосибирской дирекции «Мосбизнесбанка» А.Звягин, будучи депутатом городского Собрания, намерен выступить с законодательной инициативой по поводу принятия специального местного постановления об установлении контроля за работой коммерческих банков и их филиалов, работающих на территории Новосибирской области. Многие из них либо уже развалились, либо на грани банкротства, процесс которого может длиться довольно долго.

По мнению Звягина, в настоящее время сложилась такая ситуация, когда контроль за банками как со стороны ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области, так и местных правоохранительных органов практически не осуществляется. Единственным выходом из сложившегося положения может быть только установление подобного контроля со стороны местной администрации в лице финансового управления. Местная администрация должна ввести обязательное лицензирование прав на работу с денежными средствами населения.

А.Звягин сообщил также о своем намерении обратиться к депутатам городского Собрания с предложением о введении местного банковского налога на содержание милиции в размере 1-2% в зависимости от финансового состояния конкретного банка.

Касаясь же перспектив развития собственного банка, А.Звягин сообщил, что в ближайшее время НД «Мосбизнесбанка» планирует приступить к строительству собственного 11-этажного здания «с хрустальным куполом, зимним садом и китайским рестораном» [13].

3.4.       Проблемы приватизации

По данным областного комитета по управлению госимуществом, всего в области на 1 апреля приватизировано 1418 предприятий и объектов, что составляет 46% от общего их количества, разрешенного к приватизации. Из числа предприятий и объектов, относящихся к федеральной собственности, приватизировано 22%, областной — 18%, муниципальной — 60%. Через областной фонд имущества и местные чековые инвестиционные фонды прошло только 30% чеков, выданных в области (на общую сумму 27 млрд. рублей). Часть чеков ушла «на сторону», но достаточно большое количество чеков, по мнению председателя областного комитета по управлению госкомимуществом В. Башкова, население еще придерживает до последнего момента.

 

Коллегия Новосибирской обладминистрации обсудила и в целом приняла программу, рассчитанную на время завершения чековой приватизации. Предложено не проводить приватизации в 1994 году:

— объектов и предприятий городского и пассажирского транспорта, а также предприятий по их ремонту;

— объектов инженерной инфраструктуры городов и районов;

— детских дач, садов и пионерских лагерей.

До выхода законодательных, нормативных актов воздержаться в 1994 году от приватизации нежилых помещений в жилых домах. Определен в программе перечень предприятий, значимых в социальном плане, пакеты акций которых в размере 25,5% закрепляются на три года в государственной собственности.

При приватизации НИИ, проектных организаций, КБ не включаются в уставный капитал производственные площади, используемые ими не в соответствии с уставными целями. В первую очередь будут приватизироваться предприятия-должники [14].

 

Председатель комитета по управлению имуществом Новосибирской области В.Башков направил письмо прокурору области о проверке законности приватизации АООТ «Новосибирский оловянный комбинат».

Как отмечается в письме, в процессе проверки установлено, что при оценке стоимости имущества комбината за счет грубого нарушения действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету и приватизации имущества, сданного в аренду, допущено занижение уставного капитала АООТ на сумму 1160780 тысяч рублей. С учетом изложенного сделка приватизации оловокомбината признана областным комитетом незаконной и этот вопрос будет рассматриваться в арбитражном суде.

3.5.       Конфликт в ПО «Запсибзолото»

Как заявил 28 апреля агентству «Сибирь-пресс» начальник Центральной аналитической лаборатории (ЦАЛ) ПО «Запсибзолото» В.Андреев, Госкомимущество (ГКИ) РФ за подписью первого заместителя председателя комитета П.Мостового выпустил распоряжение №900-р (от 22 апреля с.г.), подтверждающее права ЦАЛ на имущество и оборудование бывшего новосибирского завода цветных металлов («золотозавода»). Завод по распоряжению обладминистрации с осени 1992 года находится в ведении государственного аффинажного завода «Атолл» (предприятие Комдрагмета РФ).

Соответствующим распоряжением ГКИ в декабре 1992 года все имущество золотозавода, находящееся и поныне в федеральной собственности, было передано в полное хозяйственное ведение ЦАЛ ПО «Запсибзолото» после того, как ПО «Запсибзолото» передало данное имущество на баланс ЦАЛ. В результате возник острый конфликт между ЦАЛ, изгнанной с завода и представляющей интересы ГКИ РФ, аффинажным заводом «Атолл», распоряжающимся по сей день имуществом золотозавода как предприятие Комдрагмета РФ, и обладминистрацией, которая в лице первого вице-губернатора В.Киселева была причастна к передаче «Атоллу» в хозяйственное ведение данного имущества.

Конфликт разбирался Новосибирским арбитражным судом, который признал, что распоряжение В.Киселева было сделано с превышением компетенции, поскольку данный вопрос находился в компетенции ГКИ, а не обладминистрации и Комдрагмета РФ. В 1993 году к разрешению конфликта подключился представитель Президента РФ по Новосибирской области А.Манохин. С помощью КРУ МФ по Новосибирской области Манохин способствовал выявлению фактов незаконного оборота миллиардных бюджетных средств, которые по линии Комдрагмета РФ стали поступать «Атоллу» для авансирования золотодобычи сразу же после передачи ему по распоряжению Киселева имущества бывшего завода. По данным фактам областная прокуратура возбудила уголовное дело, а КРУ МФ РФ предписало изъять со счетов Комдрагмета РФ около 5 млрд. руб. в бюджет РФ как использованные заводом «Атолл» не по назначению.

По мнению начальника ЦАЛ В.Андреева, данное распоряжение еще раз подчеркивает, что Комдрагмет РФ в лице директора аффинажного завода «Атолл» В.Голубева фактически незаконно распоряжается имуществом золотозавода, который еще несколько лет назад выплавлял ежегодно до 300 тонн золота (т.е. почти все золото СССР). Несмотря на то что аффинаж «Атоллом» производится в настоящее время в неизмеримо меньших объемах, располагающийся в центральной части города завод, по мнению Андреева, продолжает наносить огромный вред окружающей среде. (Это было одним из главных мотивов прекращения производства аффинажа в 1991 г.) По мнению наблюдателей, затянувшийся конфликт с «Атоллом» получит в ближайшее время новый импульс, поскольку ни одна из сторон не желает идти на компромисс.

Данный конфликт является отражением крайнего неблагополучия, сложившегося в структуре Комдрагмета РФ. По некоторым сведениям, высшее руководство этого комитета занимается перекачкой огромных бюджетных сумм через аффинажные предприятия различным коммерческим структурам и банкам фактически в виде беспроцентных кредитов. Причем, по мнению этих наблюдателей, незаконный оборот бюджетных средств через структуры Комдрагмета и предприятия, создаваемые при его гласной или негласной поддержке (в частности, АО «Втордрагмет» в Москве), имеет такой размах, что может являться одной из главных причин высоких темпов инфляции и огромного бюджетного дефицита в стране [15].

3.6.       Прожиточный минимум

По сообщению начальника управления труда и занятости населения А.Шинкаренко, бюджет прожиточного минимума населения Новосибирской области с учетом индекса потребительских цен (без учета товаров необязательного пользования) составил на 1 мая 1994 года в среднем на душу населения 56 048 руб., для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет — 68 406 руб., для женщин в возрасте 16 — 54 лет — 57 033 руб., для пенсионеров — 37 726 рублей, для детей до 7 лет — 44 116 руб., от 7 до 15 лет — 64 071 руб.

3.7.       Строительство жилья

Прирост жилья в городе в 1993 году по сравнению с 1992 годом составляет одну треть. Доля мэрии в инвестициях в жилищное строительство резко сократилась, зато больше стали строить непосредственно коммерческие структуры. И для себя, и на продажу.

Мэрия принимает меры по ускорению темпов строительства. Прежде всего меры экономического характера, потому что строительство сдерживает прежде всего отсутствие денег или несвоевременная оплата выполненных работ.

В итоге одни объекты строятся с помощью банковской непрерывной кредитной линии; следующий источник финансирования — за счет государственной компенсации строительства жилья для военнослужащих. Кроме того, бюджетные компенсации — из федерального и областного бюджетов.

Широко привлекаются в строительство средства северян, которые решили обосноваться в Новосибирске. Для этого ведутся переговоры с мэрами ряда городов и руководителями их предприятий, чтобы они вложили часть средств [16].

17 мая вышло постановление администрации Новосибирской области «Об образовании фонда развития жилищного строительства Новосибирской области» [17].

3.8.       Ассоциация сибирских и дальневосточных городов

В апреле в Новосибирске прошло четвертое отчетно-выборное собрание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), которая родилась как негосударственная структура несколько лет назад. Президентом Ассоциации избран мэр Новосибирска В.Толоконский. Еще на первом этапе АСДГ планировала создать такую форму взаимообмена, торговли, которая позволила бы всем регионам Сибири успешно реализовать свою продукцию или возместить собственный недостаток товарами, поизведенными у соседей. Для успешной деятельности было принято решение о создании единого поля информации («Сибирская газета», радио, телевидение, компьютерная информационная система). Основные действия идут по линии обмена практическим опытом. Поэтому обмен опытом будет организован следующим образом:

— создание компьютерного информационного банка муниципальных актов, обмен решениями, постановлениями, наиболее интересными документами с разработкой методик, проведением расчетов;

— расширение сети участников, ведь городская администрация сегодня — это конгломерат различных департаментов, разных звеньев хозяйственного механизма;

— в рамках ассоциации легче проработать и продвинуть наверх для решения важные вопросы жизнеобеспечения городов. Решения, влекущие социальные последствия, будут приниматься согласованно [18].

3.9.       Деятельность СО МАРП

Сибирское отделение Международной ассоциации руководителей предприятий (СО МАРП) провело совместно с профсоюзами области встречи по вопросу создания «Союза работодателей». По словам генерального директора СО МАРП Ю.Бернадского, на заседании обсуждался вопрос подготовки трехстороннего (между администрацией области, профсоюзами и предприятиями) соглашения о социальном партнерстве на 1994-1995 гг. в рамках соответствующего указа Президента РФ. На сегодняшний день существует соглашение между двумя сторонами — администрацией и профсоюзами области на 1993-1994 гг., которое не отражает интересов работодателей. Это ограничивает возможности реализации прав и решения проблем предпринимателей. Пока «Союз работодателей» не будет создан, в качестве временного варианта предприятия могут передавать свои полномочия по подписанию соглашений о социальном партнерстве СО МАРП.

На сегодняшний день, по крайней мере в Новосибирске, СО МАРП является одной из самых влиятельных ассоциаций, с деятельностью которой многие деловые люди связывают надежды на решение целого ряда конкретных задач. СО МАРП настаивает на разработке «сибирского блока» комплексной поддержки сельского хозяйства России, на ежеквартальных публикациях в СМИ развернутых данных о расходовании бюджетов всех уровней [19].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Занятость

Число безработных в Новосибирске в апреле составило 6180 человек. По мнению председателя комитета по труду и занятости мэрии И.Терехова, это сравнительно стабильный показатель. Несмотря на спад производства, армия безработных не пополняется, но меняется ее социальный состав. Если в 1993 году большинство людей, оставшихся без работы, составляли инженерно-технические работники, то теперь это рабочие. Трудно с рабочими местами для женщин (около 76% среди безработных), для молодых людей до 30 лет.

Многие представители русскоязычного населения в республиках СНГ ожидают окончания учебного года, а так как экономическая и политическая ситуации по отношению к данной категории населения не улучшается, люди принимают решение уезжать. Федеральная Миграционная служба прогнозирует, что поток мигрантов к лету возрастет в 2-3 раза, что может серьезно повлиять на состояние экономики региона [20].

4.2.       Рериховское общество

Одно из самых деятельных Рериховских обществ России сформировалось в Новосибирске. Оно имеет прочные международные связи, поддерживается международным центром Рерихов в Москве. Ему повезло и в отношениях с администрацией, с наукой.

Но есть попытки дискредитировать общество и выселить его из занимаемого помещения, которые связаны с тем, что коллектив картинной галереи (в которой располагается общество) обвинил своего директора в излишней симпатии к Рериховскому движению, что, по их мнению, создает угрозу сохранности уникальной коллекции галереи. Хотя угроза «уничтожения» миновала, конфликт между коллективом галереи и обществом продолжался. Была попытка втянуть в него и Русскую православную церковь, но глава епархии не подался на провокацию. С письмом в защиту общества выступила группа столичных деятелей культуры — И.Смоктуновский, Б.Мессерер, Л.Дуров, Б.Ахмадуллина и др. Им ответили таким же письмом городские деятели культуры, где благодарили за заботу, но сказали, что сами разберутся.

На днях был подан иск галереи в арбитражный суд о выселении, хотя договор о сотрудничестве и предоставлении помещения действует до 1996 года и нет юридических обоснований для его расторжения. В искусственно созданном конфликте звучит такой аргумент: обширное собрание рериховских полотен мешает галерее развернуть во всем блеске другие разделы отечественной живописи, осевшей в запасниках. Хотя попавшее в Новосибирск собрание работ Н.Рериха — это не один из многих, а самый значительный и самый привлекательный для зрителя раздел галереи [21].

4.3.       Прочие события

Совет Федерации профсоюзов области поддержал предложение работников АПК и ВПК провести 9 июня митинг в поддержку требований федерации профсоюзов к президенту, правительству, Федеральному Собранию РФ по предотвращению спада производства за счет: изменения налоговой политики, поддержки отечественных товаропроизводителей; государственного регулирования цен на энергоносители и транспортные услуги; решения проблем взаимных неплатежей, своевременной и полной выплаты зарплаты; принятия государственной программы занятости; обеспечения безопасности граждан.

 

В прошлом году облстатуправлением зарегистрировано резкое увеличение смертности в Новосибирске — около 20 тысяч человек. Таким образом, по сравнению с 1992 годом это на 4 тысячи человек больше. По мнению специалистов, основная причина возрастания смертности горожан «кроется» в ухудшении экологической обстановки.

 

4 мая в областной администрации состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам подростковой преступности. За четыре месяца совершено 648 преступлений (зато, как сказали журналистам, рост небольшой в сравнении с прошлым годом, всего 6-7%).

К 1 апреля на учете состояло 11 366 подростков. Из них 4 тысячи организованы в криминальные группировки.

Источники

1. Советская Сибирь.— 1994.— 26 мая, с.1.

2. Советская Сибирь.— 1994.— 24 мая, с.1.

3. Советская Сибирь.— 1994.— 25 мая, с.1.

4. Русская Азия.— 1994.— №15, с.3.

5. Глухов Ю., Донченко А. Состояние здоровья экономики соответствует тяжести поставленного диагноза // Русская Азия.— 1994.— 27 апреля, с.2.

6. Букасова В. Политическое достоинство и экономическое достояние // Деловая Сибирь.— 1994.— №16, с.4.

7. Советская Сибирь.— 1994.— 28 апреля, с.2.

8. Русская Азия.— 1994.— 4 мая, с.2.

9. Мальцева В. Заводы останавливаются // Советская Сибирь.— 1994.— 21 мая, с.1.

10. Мальцева В. Заводы стоят. Но надежды сильнее опасений // Советская Сибирь.— 1994.— 24 мая, с.1-2.

11. Мальцева В. Банкротство: есть добровольцы! // Советская Сибирь.— 1994.— 26 мая, с.1.

12. Снижение процентных ставок: либо волки сыты, либа овцы целы // Русская Азия.— 1994.— 27 апреля, с.2.

13. Русская Азия.— 1994.— №16, с.4.

14. Мальцева В. Приватизация: до и после ваучера // Советская Сибирь, 27 мая, с.2.

15. Сопов с. Новосибирский аффинажный завод «Атолл» завладел не своим имуществом // Русская Азия.— 1994.— №16, с.3.

16. Сасса Л. Жилье в городе. Это возможно? // Советская Сибирь.— 1994.— 19 мая, с.2.

17. Советская Сибирь.— 1994.— 26 мая, с.1.

18. Чтобы не изобретать каждый раз велосипед // Деловая Сибирь.— 1994.— 12-18 мая, с.4.

19. СО МАРП: энтузиазма поубавилось, но решимости пока хватает // Русская Азия.— 1994.— 4 мая, с.3; Мальцева В. Вчера руководитель, сегодня еще и работодатель // Советская Сибирь, 5 мая, с.1.

20. Переселенцы? Беженцы? Мигранты? Нет, соотечественники! // Деловая Сибирь.— 1994.— 12-18 мая, с.16.

21. Быков В. И мир, и вражда — через культуру... // Сибирская газета.— 1994.— №19, с.3.