Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в мае 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Городская Дума

На завершившейся 5 мая первой сессии городской Думы был решен ряд организационных вопросов. Утвержден состав трех комитетов: по социально-экономическому развитию города (председатель — С.Величко), контрольно-правовой (председатель — Т.Фролова), бюджетно-налоговый (председатель не избран). Следующая сессия городской Думы состоится во втором квартале [1].

1.2.       Противоречия во властных структурах

Обращает на себя внимание процесс усиления противоречий внутри томского истеблишмента. Все более определенные черты приобретает оппозиция. Причем формируется она уже не из числа людей «с улицы», а из числа работников томской администрации. Лидером этой части оппозиции становится депутат Государственной Думы (а до этого — заместитель главы областной администрации по социальным вопросам) Владимир Анатольевич Бауэр. В условиях прежнего режима он не был в числе номенклатурных работников партийных и советских органов. Работал преподавателем, а затем деканом одного из факультетов Томского пединститута. Вошел в состав руководящего звена области на волне демократических преобразований. В качестве заместителя главы областной администрации снискал себе характеристику человека дела, энергичного, отзывчивого и квалифицированного работника.

В настоящее время В.Бауэр стремится объединить усилия всех депутатов Федерального Собрания для отстаивания интересов области, согласования последних с интересами и возможностями страны. В этом, по его словам, он не встречает поддержки со стороны главы областной администрации. В.Бауэр считает, что Томская область «слабо управляема, что областная администрация не имеет никакой программы деятельности, что стратегические цели, несмотря на наличие десятков комитетов и сотни работников, не ясны ни для самой администрации, ни для жителей области. Решения принимаются спонтанно, в угоду отдельным лицам».

В качестве аргументов он приводит прежде всего пример с использованием финансовых ресурсов области. Во-первых, речь идет о том, что средства, необходимые для завоза продуктов в северные районы области, идут не напрямую главам соответствующих территорий, а в руки посредников, которые сначала многократно прокручивают средства, а уже после этого, по возросшим ценам делают поставки на север. В качестве посредников все время выступают одни и те же частные акционерные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью. Во-вторых, считает В.Бауэр, избрание областной администрацией трех банков для проведения своих финансовых операций связано не с высоким качеством работы этих банков, а с тем, что за каждым из этих банков стоят люди, угодные администрации. (Кстати, действительно, нынче место заместителя главы областной администрации по социальным вопросам занимает В.Е.Хохлов. До прихода на эту работу после избрания Бауэра в Государственную Думу Хохлов возглавлял томские профсоюзы и был президентом Акционерного народного банка. Сейчас этот банк входит в число трех фаворитов администрации). В интервью Бауэра одной из томских газет не звучит слово «коррупция», но по сути поставленных проблем оно подразумевается. Оппозиция имеет неплохие позиции в средствах массовой информации, особенно в газете «Томский вестник» [2].

Следует полагать, что сложившаяся ситуация, формирование противоборствующих группировок внутри областной администрации не является атрибутом только томской действительности и наверняка характерно для многих областей и краев России. Объясняется это особенностями переживаемого момента. Во-первых, тем, что администрации территорий добились-таки значительной самостоятельности по отношению с центром и теперь место «внешнего врага», в качестве которого выступал центр, неизбежно занимает «внутренний враг» — разворачивается новый этап борьбы за власть между внутренними региональными группировками. Известно, что наличие «внешнего врага» всегда сплачивает ту или иную структуру, отсутствие — порождает борьбу внутри этой струтуры. Во-вторых, оформились две вполне конкретные группировки в среде управленческого аппарата области (и в России в целом) — старые управленческие кадры из числа прежней партийно-советской номенклатуры и новый эшелон политиков и управленцев. Они и выступают в качестве основных агентов борьбы на внутриобластной арене. Причем перевес пока что на стороне старой номенклатуры. Потенциал — за новой генерацией.

Данное объяснение выдержано в конфликтологической традиции. Оно не является единственно возможным, но сегодняшняя российская действительность еще далека от того состояния, когда бы ее можно было трактовать и понимать преимущественно с позиций структурного функционализма, с позиций взамимодействия и взаимоуравновешенности различных частей государства и гражданского общества.

1.3.       Правила регистрации граждан

В обзорах за март и апрель 1994 г. упоминалось о «Правилах регистрации граждан, прибывающих временно на территорию Томской области из стран ближнего зарубежья», о принесенном по этому поводу протесте прокурора области и реакции на этот протест главы областной администрации. В настоящее время в «Правила...» внесены изменения. Пункт 3 «Правил...» изложен в следующей редакции: «За регистрацию граждан стран ближнего зарубежья взимается государственная пошлина в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной пошлине»».

Пункты 5,6,7 объединены в один под номером 5: «Нарушение установленного порядка гражданами стран ближнего зарубежья, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций предоставления гражданами области лицам из ближнего зарубежья жилища в нарушение установленных Правил влечет за собой административную ответственность согласно Кодексу РСФСР «Об административных правонарушениях»».

Пункт 8 изложен под номером 6 так: «Дела о данных правонарушениях рассматривают органы внутренних дел согласно ст. 203 Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях» [3]. Несмотря на некоторую корректировку текста «Правил...», глава областной администрации остался тверд в своем стремлении утвердить их. Прежней остается и наша оценка этого шага областной администрации, данная в мартовском обзоре.

1.4.       Президентская комиссия в Томске

По сообщению пресс-службы областной администрации, в Томске приступила к работе комиссия из контрольного управления аппарата Президента РФ. Основное внимание будет обращено на ход приватизации, земельной реформы, развитие внешнеэкономической деятельности, использование бюджетных средств. Руководит комиссией начальник контрольного управления В.И.Силкин. Заявлено, что работа комиссии носит плановый характер [4].

1.5.       Обвинения против главы администрации

В областную прокуратуру поступило заявление от Бориса Шайдуллина (до недавнего времени занимавшего в областной администрации пост начальника отдела по внешнеэкономической деятельности) с просьбой возбудить уголовное дело против главы областной администрации В.Кресса по фактам распределения квот на нефть. После соответствующей проверки прокурор области постановил «возбудить уголовное дело по факту причиненного существенного вреда государственным и общественным интересам, выразившимся в незаконном экспорте нефти в количестве 48,2 тысячи тонн». Дело возбуждено по статье 172 УК РСФСР (халатность). Пресс-служба областной администрации сообщила, что глава областной администрации Виктор Кресс обратился с письмом к Генеральному прокурору России с просьбой ускорить рассмотрение этого вопроса [5].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Массовые акции

Первомайская демонстрация в Томске состоялась достаточно далеко от центра города — в районе Дворца спорта и зрелищ. Организаторами демонстрации были Федерация профсоюзов области и левые силы, находящиеся в оппозиции к нынешнему правительству. На митинге присутствовало около двух тысяч человек. В основном пенсионеры, члены радикальных политических организаций. Молодежи было мало, хотя ожидалось, что большую активность могут проявить студенты. Основные ораторы: лидер томских профсоюзов А.Каракулов, лидеры коммунистов А.Утропов и А.Лопарев, один из руководителей томских «патриотов» профессор университета Н.Голосов. Основные лозунги: преданность идеям «солидарности трудящихся», неприятие капиталистического пути развития страны, призывы отправить в отставку правительство и президента [6].

9 мая состоялся митинг сторонников левых убеждений. Звучали обличительные речи в адрес правительства и президента. Тон мероприятию задал один из лидеров томских коммунистов Борис Ячменев, напомнивший собравшимся слова Сталина: «Наше дело правое, победа будет за нами» [7].

2.2.       «Выбор России»

Продолжается организационная работа по созданию Томского отделения партии «Выбор России». Количество зарегистрированных членов будущей партии сегодня составляет около 200 человек. Формируются партийные ячейки в Стрежевом, Северске и в Зырянском районе. Областная конференция партии перенесена на 4 июня [8].

2.3.       Республиканцы

В самом конце апреля состоялось собрание томского отделения Республиканской партии России, на котором рабочая коллегия выступила с заявлением о самороспуске. Каждому члену бывшей партии рекомендовано решить для себя самостоятельно — где и с кем оставаться дальше. Большинство вышедших республиканцев намерены создать в Томске фракцию «Выбор России» [9].

Это событие стало следствием раскола в рядах томских республиканцев, когда один из лидеров этой группы — С.Сулакшин перешел с позиций «Выбора России» на позиции «директорского корпуса». С ликвидацией в Томске отделения Республиканской партии позиции Сулакшина могут быть ослаблены. Доказательством тому служит и позиция Татьяны Дмитриевой, активной помощницы Сулакшина, решительно выступавшей за сохранение Томского отделения РПРФ.

2.4.       Новая женская организация

В связи с судьбой местной организации Республиканской партии представляет интерес информация об учредительном собрании ассоциации «Женская инициатива». Ее лидер — Татьяна Дмитриева — помощница Сулакшина в его бытность представителем президента. В публикации говорится, что «ассоциация задумана и создана для того, чтобы поддержать любые разумные идеи и инициативы женщин». Прежде всего в области участия женщин в экономической и общественно-политической жизни области. Кроме того, «ассоциация предполагает быть демократической общественно-политической структурой» [10].

Данный шаг следует скорее всего рассматривать как стремление к укреплению и сплочению тех политических сил, которые стоят в Томске за Степаном Сулакшиным. Покидая после своего избрания в верхнюю палату Федерального Собрания пост представителя президента, Сулакшин пытался перепоручить свое место Людмиле Эфтимович — председателю комитета по охране материнства и детства в областной администрации (более подробно об этом речь шла в материалах «Политического мониторинга» за январь 1994 г.). Но попытка Сулакшина оставить после себя Эфтимович в качестве «местоблюстителя» оставленного им поста тогда не удалась. Проблема не решена и по сию пору. Но образование новой структуры — «Женская инициатива» безусловно не могло обойтись без участия Л.Эфтимович, помогающей некоторым оставшимся не у дел помощникам Сулакшина обрести социально-политический статус и расширить плацдарм для возможного участия Сулакшина в будущей борьбе за кресло губернатора области. Сулакшин уже не единожды высказывал подобные намерения, а приобретенный им политический опыт предполагает использование в подобных кампаниях любых, пусть даже чисто номинальных формирований. В данном случае речь, видимо, идет о том, чтобы приступить к разработке вполне определенной части томского электората — женщин, педалируя решение интересующих их проблем. В содержательном плане новая ассоциация вряд ли сможет сделать что-либо существенное. Но целям «агитации и пропаганды» «за Сулакшина» она безусловно послужит.

2.5.       ЛДПР

Двое представителей томского отделения Либерально-демократической партии России, вернувшиеся с пятого съезда своей партии, дали интервью корреспонденту «Томского вестника». По их оценкам, обращали на себя внимание организованность прошедшего съезда партии и достаточно мощное финансирование этого мероприятия. Оба одобрили принятое съездом решение о продлении полномочий председателя партии на 10 лет и наделении его диктаторскими полномочиями. В местной организации ЛДПР 34 человека. Делегаты съезда и участники данного интерью член ЛДПР Валерий Александров и руководитель томской организации ЛДПР Евгений Корецкий стали помощниками депутата Государственной Думы Г.Лукавы [11].

2.6.       Левые организации

В городскую Думу Томска поступило Обрещение ряда политических группировок левой направленности: организации Российской коммунистической рабочей партии, организации Коммунистической партии Российской Федерации, Социалистической партии трудящихся, областного совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих, женского движения «В защиту прав женщин, материнства и детства», ТОЦ «Искра», клуба «Патриотическая и трудовая Россия». Члены этого блока настаивают на создании при Думе общественной палаты из представителей общественно-политических организаций, движений, политических партий «для содействия Думе в нормотворческой и других видах законодательной деятельности. Цель такой общественной палаты — влияние общественности на законотворческую деятельность по защите интересов всех слоев населения г.Томска, сотрудничество с депутатами всех уровней... экспертная оценка принимаемых законодательных актов» [12].

Данный акт левых сил Томска позволяет, во-первых, констатировать состав блока, во-вторых, стремление левых сил преодолеть поражение на выборах в местные органы представительной власти с помощью создания неких лоббистских формирований.

После рассмотрения данного обращения контрольно-правовой комитет Томской городской Думы принял решение о создании Палаты представителей общественности (ППО) — коллегиального совещательного органа, состоящего из депутатов всех уровней, представителей политических партий, общественных организаций, движений, объединений, комитетов самоуправления, действующих на территории города Томска и Томской области. Норма представительства — 2 человека от организации. ППО формируется на добровольной основе. Считается, что оно создается для укрепления депутатской вертикали, для координирования усилий общественности, собирания интеллектуальных сил [13].

Решения городской Думы по этому поводу еще нет, и потому вопрос о существовании ППО остается открытым. Попытка создания Палаты представителей общественности служит средством усиления городской Думы или, во всяком случае, одной из ее группировок в противоборстве с городской исполнительной властью. О противоречиях между этими двумя структурами свидетельствует газетный материал Татьяны Фроловой, депутата городской Думы, председателя ее контрольно-правового комитета. Именно комитет Т.Фроловой и выступает за создание ППО. На страницах оппозиционной газеты Фролова выступает с обвинениями в адрес мэрии и ее печатного органа — газеты «Томский вестник». Основная проблема — раздел власти [14].

 

Во второй декаде мая в Томске состоялось городское собрание членов КП РФ. На нем были обсуждены итого работы Всероссийской конференции этой партии. В принятом постановлении дается оценка процессам, происходящим в стране и в рядах оппозиции. Среди главных целей партии названы:

— защита социалистического пути развития;

— восстановление советской формы правления;

— возрождение на новой основе Советского Союза;

— построение экономики на основе регулируемого рынка с «приоритетом удовлетворения нужд трудящихся».

Было отмечено, что правительство не имеет реальной программы улучшения жизни людей. С основными докладами на городской конференции коммунистов выступили А.Поморов и Л.Пичурин. Среди намеченных задач томских коммунистов:

— создание в области собственной газеты или иного издания;

— проведение местного конгресса патриотических сил для координации сил оппозиции [15].

2.7.       Российский общенародный союз

Известно, что в феврале 1994 г. на III съезде Российского общенародного союза (РОС) было принято решение о преобразовании этого общественно-политического движения в партию. Движение РОС было образовано в октябре 1991 г. в Москве на основе депутатской группы «Россия» Верховного Совета Российской Федерации. Отделения партии созданы в 43 регионах России и объединяют около 5 тысяч человек. Лидер партии — Сергей Бабурин. Устав РОС допускает членство в других партиях патриотической направленности.

В апреле 1994 г. создано Томское отделение партии Российский общественный союз. В настоящее время проводится работа по привлечению в партию новых членов и выработке программных документов к IV съезду РОС, который состоится осенью этого года [16].

2.8.       Представитель IRI в Томске

В конце апреля Томск посетил сотрудник Русской программы московского представительства Международного республиканского института (IRI) Уильям Уотерс Таусенд. 21 июля МРИ намечает провести в Томске политический семинар. В рамках его подготовки в представительстве президента по Томской области сотрудник института провел встречу с лидерами томских политических партий и движений [17].

2.9.       Научные дискуссии

Развитие тех или иных социальных процессов в обществе неизбежно вызывает определенную теоретическую рефлексию. Качество научной интерпретации происходящего зависит и от зрелости науки, и от зрелости самого общества. Успех определенных процессов в обществе во многом зависит от уровня их осознания теми или иными социально-политическими силами. В качестве индикаторов этого осознания могут выступать различные явления и события. В ряду прочих в числе таких индикаторов стоят и научные дискуссии. В апреле в Томске состоялась научно-практическая конференция по проблемам гражданского общества. Показательны не только прозвучавшие на ней точки зрения, но и некоторые внешние обстоятельства ее проведения.

Во-первых, конференция по достаточно новой и модной тематике была проведена в рамках прежних, некогда устоявшихся традиций. К ее организации были привлечены и на ней присутствовали только те, кто обладает некими теоретическими представлениями о том, что такое гражданское общество. Ни тех, кто собственно является субъектами гражданского общества, ни достаточной социологической информации о них на конференции предложено не было.

Во-вторых, почти не прозвучало новых теоретических подходов, которые бы свидетельствовали о реальном продвижении ученых в изучении современной России.

В-третьих, участники конференции недостаточно четко представляли адресность своих выступлений.

Среди прозвучавших точек зрения наиболее интересной была точка зрения, высказанная Н.С.Кречетовой — преподавателем философии Томского инженерно-строительного института и одновременно советником главы областной администрации по политическим вопросам [18].

Кречетова принадлежит к числу тех, кто считает, что нынешние реформы «нужно не корректировать, а углублять» путем создания настоящей частной собственности, настоящей многопартийности, совершенствования законодательства.

Спектр воззрений на гражданское общество был достаточно широк:

1) России до гражданского общества еще очень далеко;

2) никакого гражданского общества нам не надо — это все западные модели, которые нам не подходят;

3) гражданского общества в принципе не может быть;

4) в России уже есть гражданское общество, пусть и не в своем классическом типе.

Из мировоззренческих доктрин доминировала «русская идея», многочисленные ссылки на Н.Бердяева. Были и сторонники коммунистическо-христианской идеологии. Имам-хатыб (глава местных мусульман) высказал мысль о близости ислама и православия и о возможности все это объединить.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что та часть общества, которую традиционно относят к интеллигенции, по-прежнему достаточно схоластично воспринимает развитие социальных процессов. Теоретические схемы мало связаны с реальной действительностью, а научный анализ заменяют нотации государственным структурам и муссирование собственной неудовлетворенности. Все та же Н.Кречетова в своей публикации верно отметила, что большинство участников конференции, говоря о гражданском обществе, обращались к госструктурам, вели речь об усилении государства. Сохраняется инерция того состояния, когда, как и при социализме, общество существует само по себе, а наука об обществе — сама по себе.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Обсуждение экономической ситуации в областной Думе

На втором заседании областной Думы с обзором социально-экономического положения области выступил первый заместитель главы областной администрации Владимир Пономаренко. Он назвал социально-экономическое положение области сложным и напряженным. В докладе выделены проблемы промышленности, сельского хозяйства, строительства, социальной сферы (с анализом уровня жизни населения), финансам и бюджету. Пономаренко — один из ведущих и, по оценкам многих экспертов, наиболее квалифицированный сотрудник областной администрации, обращаясь к Думе, подчеркнул, что «структурная политика должна носить селективный характер. Приоритеты следует отдать осуществлению прежде всего таких программ, как развитие добычи нефти и газа; агропромышленный комплекс, наращивание производства продовольствия, газификация коммунальных и бытовых нужд населения». Пономаренко перечислил проблемы, которые администрация предполагает решать совместно с областной Думой: научно-образовательный комплекс; 30-километровая зона вокруг СХК; развитие сырьевых отраслей, их экспорт; проблемы северных территорий области [19].

О положении в промышленности публикует данные и томское управление статистики [20].

3.2.       Внешнеэкономическая деятельность

Подведены итоги внешнеэкономической деятельности предприятий Томской области за первые три месяца 1994 г. Экспортные поставки 20 предприятиями в 20 стран произведены на сумму 9 386 000 долларов. Их наибольшая часть приходится на Финляндию (52,8%), Германию (12,8%) и Словакию (10,3%). Основным экспортером области по-прежнему остается Томский нефтехимический комбинат (63% всех томских зарубежных поставок).

Из ближнего и дальнего зарубежья поступило товаров на 1 248 000 долларов США. Наибольшее количество импорта приходится опять же на Финляндию — 36%. Из Болгарии поступило 9% в общем объеме импорта, из Германии — 8%. Более половины всех импортных товаров получено АО «Томскнефть» [21].

 

Из управления Министерства внешнеэкономических связей поступило сообщение об увеличение стоимости выдачи экспортных лицензий и сертификатов по Томской области с 48 до 150 долларов 40 центов. Было подтверждено и то, что слухи о возможной отмене экспортных квот на ряд позиций стратегически важного сырья безосновательны [22].

 

По сообщению пресс-службы областной администрации, в конце апреля — начале мая в Томске зарегистрированы следующие совместные предприятия: российско-венгерское «ШИО-ТОМ», российско-германское «СЮК-Сибирь», филиал российско-британского «British House», филиал российско-кипрского «Восточная стальная компания Ч.В.Л. Лтд., российско-узбекские «Торговый дом «Навруз»», «Торговый дом «Караван»», российско-киргизские «Курс-3», «ДОСТ», филиал белорусского предприятия «Витязь», российско-латвийское «Рижский торговый дом» [23].

3.3.       Развитие частного предпринимательства

Анализ процесса создания в Томске частных предприятий показывает, что за последние три года резкого сокращения числа регистрируемых предприятий не произошло. Хотя, по оценкая юристов, в этом году предприятий создано несколько меньше, чем на тот же период прошлого года. Что касается прогнозов этого процесса на будущее, то надо учитывать тот факт, что контингент населения, склонный к предпринимательству, ограничен. Ранее количество вновь создаваемых фирм искусственно стимулировалось перерегистрацией кооперативов в малые предприятия. На данный момент поток регистрируемых предприятий сохраняется за счет той части людей, которые закрепились на рынке и начали создавать новые фирмы. На рынке юридических услуг Томска действуют 5-7 фирм, занимающихся регистрацией предприятий «под ключ» [24].

3.4.       Противоречия ТЭК и ВПК

Известно, что одно из основных противоречий в современной экономике России пролегает между интересами военно-промышленного, топливно-энергетического и аграрно-промышленного комплексов. В Томске одна из коллизий этого явления связана с отношениями Сибирского химического комбината (СХК) — крупнейшего военно-промышленного предприятия России — и «Томскэнерго». Суть конфликта — в использовании бросового тепла от атомных реакторов для системы дальнего теплоснабжения г.Томска. СХК требует увеличения платы за тепло, грозя Томску отключением. «Томскэнерго» оспаривает право руководства СХК решать эту проблему самостоятельно, без ведома руководства области и требует от СХК участия в возведении для Томска альтернативных источников теплоснабжения — ТЭЦ-3 [25].

3.5.       Аукцион лицензий

17 мая впервые в истории Томской области прошел аукцион лицензий на право пользования двумя нефтегазоносными участками. Лицензии были проданы за 250 тысяч долларов каждая. Их приобрели АО «Конвенция» и Восточная транснациональная компания. Обе фирмы зарегистрированы в Томске. Лицензии, которые будут выданы на 25 лет, предусматривают право владельцев не только добывать нефть и газ, но и вести поисково-разведочные работы.

Источники

1. Счастная Н. Избирали председателей // Томский вестник.— 1994.— 7 мая, с.2.

2. Свинин В. Кто же сыплет песок в подшипники сегодняшнего дня? // Томский вестник.— 1994.— 14 мая, с.3; Свинин В. И время такое, и люди такие // Томский вестник.— 1994.— 17 мая, с.1.

3. Внесены изменения // Томский вестник.— 1994.— 20 мая, с.1,3.

4. К нам приехал контролер // Томский вестник.— 1994.— 19 мая, с.1.

5. Прокуратура — против главы администрации // Томский вестник.— 1994.— 6 мая, с.3; Дело возбуждено. По факту вреда // Томский вестник.— 1994.— 12 мая, с.2.

6. Пересветов И. Профсоюзы и оппозиция в первый день мая // Томский вестник.— 1994.— 4 мая, с.2.

7. И вечный бой... // Томский вестник.— 1994.— 11 мая, с.8.

8. Петров А. Крепнут партийные ряды // Томский вестник.— 1994.— 19 мая, с.1.

9. Петрова У. Раскол среди республиканцев // Томский вестник.— 1994.— 4 мая, с.1.

10. Новые женщины — новая ассоциация // Томский вестник.— 1994.— 27 мая, с.1.

11. Тюрин И. Интервью с томичами... // Томский вестник.— 1994.— 11 мая, с.3.

12. Обращение // Томский вестник.— 1994.— 14 мая, с.1.

13. Общественность создает палату представителей // Томский вестник.— 1994.— 20 мая, с.1.

14. Фролова Т. Городская Дума в кривом зеркале «Томского вестника» // Томский вестник.— 1994.— 21 мая, с.2.

15. Против капитализации всей страны // Томский вестник.— 1994.— 24 мая, с.2.

16. Об образовании Томского отделения партии РОС // Томский вестник.— 1994.— 26 мая, с.2.

17. Нас не забывают учить // Томский вестник.— 1994.— 4 мая, с.1.

18. Чтобы гражданское общество было, нужно этого очень захотеть // Томский вестник.— 1994.— 4 мая, с.3.

19. Социально-экономическое положение области... // Томский вестник.— 1994.— 13 мая, с.1,3.

20. Промышленность // Томский вестник.— 1994.— 17 мая, с.1.

21. Томск: экспорт и импорт в первом квартале // Томский вестник.— 1994.— №16, май, с.1.

22. Квоты не отменены // Томский вестник.— 1994.— 17 мая, с.5.

23. Пресс-служба областной администрации сообщает // Томский вестник.— 1994.— 11 мая, с.2; Зарегистрировались // Томский вестник.— 1994.— 13 мая, с.1.

24. Количество регистрируемых в Томске предприятий не уменьшается // Томский вестник.— 1994.— 17 мая, с.5.

25. «Перемычка»: с подоплекой и без // Томский вестник.— 1994.— 4 мая, с.3.

26. Погодаев Н. Томская область в январе 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №1.

27. Погодаев Н. Томская область в марте 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №3.

28. Погодаев Н. Томская область в апреле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №4.