Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

(Под редакцией Сергея Рыженкова)

Астраханская область

в июле 1994 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Бюджет

В июле астраханское областное Представительное собрание обсуждало и принимало бюджет области на текущий год, слушало отчет областной администрации об исполнении бюджета прошлого года и рассматривало прогноз социально-экономического развития области на 1994 год.

Решение по последнему вопросу было принято без особых проблем, хотя сам прогноз оптимизма не вселяет.

Несмотря на то что в некоторых отраслях ожидается стабилизация производства, ряд предприятий ожидает 30-40%-ное падение объемов производимой продукции. Показатель индустриального спада составит в целом 10%.

В течение 1994 года ожидается стабилизация потребительского рынка. Для этого, в частности, предусмотрено упростить процедуру регистрации предпринимательской деятельности.

Спад объемов производства приведет к тому, что в этом году без работы останутся 50 тысяч человек, причем 30 из них получат официальный статус безработного. Наиболее напряженная ситуация ожидается в северных районах области, где уровень безработицы может превысить 5%.

Администрацией области были предложены некоторые нетрадиционные меры по привлечению дополнительных доходов в бюджет. В частности, к ним относятся проекты двух займов у населения, средства от которых пойдут на финансирование промышленности и жилищного строительства, введение вексельного обращения.

Запрошено 20 миллионов на проведение презентации Астраханской области в Москве. В рейтинге инвестиционной привлекательности Астраханская область занимает 50-е место в России.

Намного сложнее проходило обсуждение проекта решения об исполнении бюджета за 1993 год, представленного администрацией области.

Депутатская комиссия по взаимодействию с органами местного самоуправления, федеральными органами, законности, правопорядку и нормотворчеству, председателем которой является профсоюзный деятель Виктор Зуев — активист Объединенного фронта трудящихся, а также один из ее членов Николай Арефьев, выдвинутый в депутаты от компартии России, предложили считать бюджет, имеющий 16 млрд. рублей задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы, неудовлетворительным. Наибольшие нарекания у «левых» вызвало необоснованное, по их мнению, кредитование предприятий из областного бюджета на льготных условиях, а также помещение свободных средств на банковские депозиты.

Отвечая оппонентам, глава областной администрации Анатолий Гужвин отметил, что их критика служит целям зарабатывания политического капитала и дискредитации органов исполнительной власти. Кредитование предприятий имеет целью сохранить объемы производства и, следовательно, налогооблагаемую базу, которая служит основой формирования доходной части бюджета.

В результате проект решения был принят с незначительными изменениями.

Обсуждался и проект бюджета на текущий год. За его основу был взят четвертый вариант, предусматривающий дефицит на уровне 12,2%. В первом варианте дефицит бюджета предполагался в размере всего лишь 7,5%.

В процессе обсуждения депутаты внесли ряд предложений, которые были рассмотрены редакционной комиссией.

В итоге было решено утвердить бюджет в первом чтении: по расходам — в сумме 317 млрд. рублей, из них по бюджету текущих расходов 235 млрд., по бюджету развития — 82; размер дефицита бюджета составит 38 млрд. рублей.

1.2.       Нефть

В июле делегация Астраханской области побывала в США (Денвер, штат Колорадо), где принимала участие в презентации тендера программы «Астраханская нефть». Мероприятие было организовано совместным российско-американским предприятием, которое занимается основной работой по проведению данного тендера. В его активе уже семь состоявшихся тендеров по нефтегазоместорождениям на территории стран СНГ.

В Астраханскую делегацию входили губернатор А.Гужвин, его первый заместитель и председатель тендерной комиссии Геннадий Цыгунов, начальник «Астраханьгеолкома» Николай Воронин, глава администрации Хараболинского района, на территории которого расположена основная часть месторождения, Сергей Востриков, заместитель начальника управления международных и внешнеэкономических связей администрации области Сергей Львов. Центральные государственные структуры Российской Федерации представляли начальник департамента геологии и природных ресурсов при правительстве России Богомолов, первый заместитель председателя «Роскомнедр» Щербаков и заместитель министра топливной промышленности России Двуреченский.

Особо стоит отметить участие в презентации начальника геологического отдела РАО «Газпром» Пономарева, поскольку успешное сотрудничество победителя тендера с крупнейшим российским акционерным обществом, занимающимся, в частности, транспортировкой углеводородов, — немаловажный фактор успеха будущей деятельности.

На презентации присутствовали 17 фирм — потенциальных контракторов. Это крупнейшие американские нефтедобывающие корпорации «Экссон», «Шеврон», «Лонокал», «Нобиль», «Эксако», а также европейские — «Шелл», «Эльф», АГИП.

Участникам презентации были представлены стенды с развернутой геологической документацией на предлагаемый район разработки. Перед представителями нефтяных компаний выступил А.Гужвин, который охарактеризовал социально-экономическую ситуацию в области, выразил заинтересованность в успехе тендера и высказал надежду, что у администрации и победителя тендера появятся перспективы сотрудничества.

Условия тендера достаточно сложны для потенциальных контракторов. До 2000 года, когда может быть начата добыча нефти по трем предлагаемым участкам, контракторы должны будут освоить 130 миллионов долларов США. Эти деньги будут затрачены на разведку и развитие инфраструктуры района.

Пока наибольший энтузиазм высказали корпорации «Шеврон» и «Экссон», однако окончательный победитель тендера определится лишь 7 декабря.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Съезд промышленников и предпринимателей

В июле астраханские промышленники и предприниматели провели свой третий чрезвычайный съезд.

В качестве гостей в работе съезда приняли участие вице-президент российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Домбровский, председатель конфедерации региональных союзов поволжских предпринимателей Токаев и председатель промышленного инвестиционного фонда Толмачев.

Доминирующей темой практически всех выступлений было критическое и чрезвычайное положение в промышленности.

Выступавшие на съезде директора предприятий Астрахани говорили о проблеме неплатежей, чрезмерно высоких штрафных санкциях, безработице — как скрытой, так и явной, товарной экспансии Запада на российский рынок, налоговом прессе и многом другом, о чем, собственно, уже неоднократно говорилось на всех предыдущих форумах подобного рода.

В резолюции съезда предлагается ряд первоочередных мер, которые необходимо принять как на федеральном, так и на местном уровне.

На федеральном — это установление моратория на повышение цен и тарифов на энергоносители, введение государственного регулирования цен для ряда отраслей, принятие нового закона о системе налогообложения, защита отечественной промышленности от экспансии импорта и др.

На областном и городском уровнях — это пересмотр местных налогов — их сумарный объем не должен превышать, по мнению астраханских промышленников и предпринимателей, 50%, создание условий для выполнения указа президента о передаче объектов социальной сферы от предприятий местным властям, обеспечение и использование стабилизационного фонда на конкурсной основе и с участием Союза промышленников и предпринимателей.

В выступлениях же московских гостей поднимались большей частью политические вопросы.

Так, в частности, Токаев заявил, что при нынешнем российском руководстве смены курса не будет и необходимо добиваться отставки правительства и досрочных выборов президента. А вице-президент РСПП Домбровский сказал о необходимости введения в стране чрезвычайного положения, зачитав разработанную специально в этих целях РСПП программу.

Попытались гости прозондировать почву и на предмет того, насколько астраханские промышленники и предприниматели готовы поддержать их политические требования, предложив включить их в резолюцию съезда. Однако астраханцы не позволили втянуть себя в какие бы то ни было политические игры и ограничились выдвижением лишь экономических требований, что вызвало у московских гостей некоторое разочарование.

2.2.       Общественный консультативный совет

В июле состоялось первое рабочее заседание Общественного консультативного совета (ОКС) при главе администрации области.

В ОКС заседали более 40 представителей общественно-политических организаций области. Было заслушано сообщение начальника финансового управления администрации области Николая Евлашева о процессе согласования областного бюджета на 1994 год и избран исполком и сопредседатели ОКС.

В результате мягкого рейтингового голосования членами исполкома стали:

Марина Гусева, астраханский Союз молодежных организаций;

Сергей Кузенев, свободный профсоюз трудовых коллективов Астраханской области;

Валерий Карпов, центр «Шри Чин Моя»;

Светлана Ерофеева, астраханская Ассоциация помощи семье и детству;

Виктор Симонов, ассоциация «Врачи Астраханской области»;

Альберт Морозов, Общественный комитет российских реформ;

Александр Линберг, астраханское Губернское дворянское собрание;

о.Марк, епархиальное управление;

Назымбек-хазрят — муфтий Астраханской области.

2.3.       Проектирование Устава области

В администрации области в настоящее время ведется разработка Устава Астраханской области.

В рабочую группу, образованную еще в феврале 1994 года, вошли специалисты обладминистрации, депутаты областного Представительного собрания. К сегодняшнему дню разработан первый вариант текста Устава.

По словам заместителя главы администрации Феликса Голикова, первый вариант проекта Устава не удовлетворил его разработчиков — он является чем-то вроде пробного камня.

Был изучен опыт других регионов, в которых уставы уже созданы и функционируют.

В настоящее время в Волгоградскую и Саратовскую область направлена просьба выслать тексты проектов их уставов. Особый интерес к уставам именно этих областей объясняется наличием там сильной юридической базы и близостью этих регионов к Астраханской области. Ожидается также получение модельного Устава, разработанного в Федеральном Собрании.

Кроме того, разработчики намерены провести научно-практическую конференцию с привлечением более широкого круга специалистов и общественности. По мнению Голикова, материалы этой конференции могут оказать значительную помощь в подготовке Устава.

Основные же положения Устава, вероятно, будут опубликованы в местных средствах массовой информации, чтобы население области могло ознакомиться с проектом и высказать о нем свое мнение.

Одной из основных проблем, с которой столкнулись разработчики Устава, по мнению Голикова, является слабая законодательная база Российской Федерации. Так, в частности, одна из основных функций Устава — это фиксирование разделения полномочий между властями различных уровней. Эту функцию по сути дела выполняет Федеральный договор, однако нет полной ясности по поводу того, функционирует он или нет, поскольку в текст новой Конституции Российской Федерации он, как известно, не включен. Нет пока и закона «О местном самоуправлении».

Однако, несмотря на все трудности, связанные с разработкой Устава области, его создатели намерены выработать «глубокий и долговременный документ», который бы не пришлось впоследствии постоянно дорабатывать и вносить поправки.

Что же касается того, как будет приниматься Устав, то здесь существуют два мнения: Устав может быть принят областным Представительным собранием или же на областном референдуме.

Ф.Голиков считает последний вариант наиболее предпочтительным, однако из-за сложной ситуации, сложившейся практически во всех сферах области, проведение референдума выглядит весьма проблематичным. Впрочем, последнее слово в этом вопросе — за Представительным собранием, так как решение о том, проводить или не проводить референдум, будет принимать именно оно.

3.    ЭКОЛОГИЯ

В июле состоялось рабочее заседание комитета по экологии ассоциации «Большая Волга».

В нем приняли участие представители природоохранных организаций Поволжья. Это структурное подразделение ассоциации возглавляет глава Астраханской обладминистрации А.Гужвин.

В своей вступительной речи он ознакомил собравшихся с экологической обстановкой в области. В перечне важнейших для области проблем он выделил такие, как обстановка на Астраханском газоперерабатывающем заводе, подъем уровня Каспия и паводок. Гужвин особо акцентировал внимание на том, что область категорически против нефтеразработок на Северном Каспии, тогда как соседние республики готовят подобные проекты.

Начальник отдела комитета РФ по водному транспорту Калашников сообщил, что на сегодняшний день уже подготовлено бассейновое согапшение по экологии между субъектами «Большой Волги», аналогичное соглашениям по Амуру, Байкалу, Оби и другим бассейнам. Но, учитывая крайнюю нестабильность в государстве, подобное соглашение не может быть долгосрочным и заключается пока только на один год. В связи с этим прозвучало предложение о создании единого бассейнового фонда, консолидирующего экологические региональные фонды, так как бюджетный экофонд не в состоянии финансировать программу «Возрождение Волги». Пока же на эту программу из федерального бюджета выделено лишь 800 миллионов рублей.

Все выступавшие представители региональных экологических служб — Пензенской, Самарской областей, Калмыкии и других регионов — рассказывали о специфике своих проблем в области охраны природы, но все сошлись на едином мнении, что Астраханская область, географически находясь ниже всех по Волге, является своеобразным «сливным унитазом».

Поэтому лейтмотивом во всех выступлениях было то, что за трансграничные загрязнения должны платить все регионы, засоряющие великую русскую реку. Однако этот механизм еще не разработан полностью. По словам генерального директора исполнительной дирекции ассоциации Родионова, комитету придется взять на себя координирующие функции.

 

Астрахань, 8 августа 1994 года