Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей ЯКУРИН

Новгородская область

в июле 1994 года

В июле 1994 года в экономике и социальной сфере Новгородской области продолжали нарастать кризисные явления. Это нарастание характеризуется дальнейшим спадом промышленного производства и вызванным им катастрофическим положением в финансово-бюджетной сфере и связанным с этим ухудшением уровня жизни населения.

1.    ЭКОНОМИКА

По предварительным данным, спад фактического объема промышленного производства за первое полугодие составил по области 37,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В мае-июне по области было остановлено производство на 15 промышленных предприятиях области. Прекращен выпуск обоев, фарфора, извести, постельного белья. В особо тяжелом положении находятся предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 49,2% снижение по отношению к прошлому году), пищевой промышленности (49,4%), машиностроения и металлообработки (на 44,9%), легкой промышленности (на 41,4%). Для сравнения можно привести индекс физического объема промышленного производства периода января-августа 1993 года к январю-августу 1994 года:

лесная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность                   81,4%,
пищевая промышленность                                             89,3%,
машиностроение и металлообработка                        88,8%
легкая промышленность                                                  77,1%.

Сопоставление этих цифр показывает, что уровень производства в отмеченных отраслях промышленности снизился за последние два года в 2-2,5 раза.

Производство товаров народного потребления снизилось по сравнению с аналогичным (январь-июнь) периодом прошлого года на 41,4%, в том числе продовольственных товаров — на 24,1%.

Официальная статистика умалчивает состояние дел в радиоэлектронной промышленности, которая является одной из ведущих на территории области. Однако косвенные данные позволяют сделать вывод о том, что положение на этих предприятиях примерно такое же, если не хуже, как в вышеперечисленных областях. Большинство предприятий радиоэлектронной отрасли сосредоточено в областном центре, а также в городах Боровичи и Старая Русса. Подавляющее большинство этих предприятий в настоящее время простаивает, работники этих предприятий находятся в вынужденных отпусках [2]. Сокращение производства затронуло даже такое ранее работавшее весьма стабильно производство, как АО «Акрон», являющееся одним из наиболее крупных химических предприятий России (численность работающих — более 10 тысяч человек). С 1 июля на этом предприятии в вынужденный отпуск отправлено 15% работающих. Следует отметить, что, согласно решению собрания акционеров «Акрона», на предприятии до 1 января 1995 года введен мораторий на сокращение рабочих мест. Вообще на территории области в июле месяце в вынужденном отпуске находился каждый десятый трудоспособный житель области [1].

Тяжелое положение, складывающееся в промышленности, нанесло серьезный удар по сфере финансов. В первом полугодии бюджетные расходы недофинансированы на 47,7 миллиарда рублей при том, что доходов получено 105 миллиардов рублей. Практически финансирование всех бюджетных статей находится под вопросом. До сих пор не выплачена в полном объеме заработная плата за летние месяцы учителям, отмечены случаи отключения электроэнергии в зданиях сельских администраций за неуплату счетов. Срывается подготовка коммунальной сферы к зиме: жилищно-коммунальное хозяйство профинансировано лишь на 58%. При этом продолжается сброс акционированными предприятими объектов социальной сферы на бюджетное финансирование. На настоящее время собрано актов передачи таких объектов почти на 200 миллиардов рублей. По прогнозу Комитета экономики Новгородской области, ситуация в сфере финансов во втором полугодии 1994 года будет и далее ухудшаться [3].

Во многом такая ситуация вызвана бюджетным голодом, вызванным ситуацией с вышестоящим республиканским бюджетом. Особенностью Новгородской области является низкая плотность населения и соответствующая ей инфраструктура. В экономике области большим удельным весом обладает аграрный сектор, а в промышленности преобладают предприятия радиоэлектронной отрасли, дававшие ранее большую часть бюджетных доходов. В продукции этой отрасли всегда преобладали изделия оборонного назначения. В настоящий момент отрасль находится в состоянии стагнации, а специалисты называют ее рискованным сектором экономики. Таким образом, и прежде дотационная Новгородская область оказалась в критическом положении. Кроме того, на территории в основном сельскохозяйственной области большая часть сельских объектов социальной сферы (котельные, бани, коммуникации и т.д.) ранее принадлежали теперь уже акционированным предприятиям, колхозам, совхозам и т.д.

На территории области существует немало поселков, все коммуникации которых ранее принадлежали одному-двум находящимся в них крупным предприятиям. По численности населения 10-12 тыс. человек некоторые из этих поселков городского типа уже приближаются к малым городам (поселки Пролетарий, Тесово-Нетыльский, Панковка и другие). Попавшие сами в тяжелейшее положение акционировавшиеся предприятия отказываются от объектов социальной сферы, которые они и так не в состоянии были бы продержать, и передают их муниципалитетам, то есть на бюджетное финансирование. Этот уже упомянутый выше массовый сброс социальных объектов, характерный для аграрных регионов, ложится дополнительным тяжким бременем на областной бюджет. Однако, несмотря на такое положение дел в бюджетной сфере, республиканский бюджет до сих пор не возвратил области долг за 1993 год в размере 38 млрд. рублей. Кроме того, область, перечислив в республиканский бюджет 46,1 млрд. рублей, получила в качестве возврата 42 млрд. рублей. Таким образом, получается, что область сама дотирует республику. И это для традиционно (и объективно) дотируемой области [3].

28 июля в Новгороде прошло совещание руководителей финансовых органов Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада. На совещании присутствовали руководители комитетов финансов Санкт-Петербурга, Вологды, Кирова, Новгорода, других областей. По общему мнению финансистов, бюджеты регионов Северо-Запада находятся на грани банкротства. Участники совещания направили свои предложения в органы власти России. Характерной чертой этих предложений является усиление роли регионов в определении принципов формирования бюджета.

Кроме того, в области проводятся достаточно жесткие меры по обеспечению бюджетной экономии. Так, на территории области не выполняется (и не может быть выполнена) декларированная указом президента индексация с 1 июля заработной платы работникам бюджетных организаций. В больничных стационарах выводятся койки в резерв, сокращаются койки для больных по социальным показаниям, закрываются здравпункты на предприятиях, не обеспечивающих их финансирование. На 30% сокращаются расходы на аппарат управления области, то же самое предлагается сделать администрациям более низких уровней. Так, глава администрации Новгорода Александр Корсунов 28 июля издал распоряжение, в котором он предупредил всех работников мэрии о возможном увольнении в сроки, предусмотренные законодательством. Аппарат городской администрации предполагается уменьшить на 30-40%. Однако вряд ли все эти меры смогут существенно пополнить областную казну. По оценкам многих экспертов, сложившееся положение в промышленности и финансах при отсутствии действенных, возможно, даже чрезвычайных мер может привести к социальному взрыву уже осенью этого — весной следующего годов.

Кризисные явления продолжают нарастать, хоть и не так резко, как в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Продолжает сокращаться поголовье коров в общественном стаде. По сравнению с июлем прошлого года это сокращение составило около 11%. Такое сокращение стада в совокупности с падением удоев привело к тому, что в июле текущего года молока поставлялось на 23% меньше, чем в июле 1993 года. Всего за первое полугодие надоено молока на 12% меньше, чем за тот же период 1993 года. Производство мяса сократилось на 2%, яиц — на 5%. Положение осложняется еще и тем, что в связи с низкой покупательной способностью населения, нестабильностью экономической ситуации и недостатком средств у заготовителей очень слабо протекает процесс закупки сельхозпродукции. По сведениям облстатуправления, к середине июля были заключены договоры на поставку картофеля в объеме 6% от уровня прошлого года, скота и птицы — 47%, льна — 16%, овощей — 69%, молока — 87%.

Не лучше обстоят дела и в растениеводстве. Общая площадь под посев сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств в этом году сократилась по сравнению с прерыдущим годом на 14%. К началу июля в неисправном состоянии находилось от 50 до 62% зерноуборочных, льноуборочных, картофелеуборочных, кормоуборочных комбайнов, 60% — неисправных косилок и жаток. Отмечены перебои со снабжением топливом. К концу июля по области было скошено чуть более трети площадей многолетних трав, но в связи с великолепным урожаем сена было заготовлено 64% от намеченного. Задание по сенажу выполнено на 18%. Уже сейчас становится ясным, что намеченные объемы заготовок кормов выполнены не будут, тем более что в августе значительные силы крестьян будут отвлечены на другие работы.

Плохо складываются дела с заготовкой кормов и в частном секторе. Большая часть выделяемых для покоса частникам участков находится на низменных, пойменных лугах. В этом году к концу июля эти луга еще не освободились от воды, по расчетам, косить на них можно будет лишь в середине сентября, когда трава годится разве что на силос. Стоимость тонны сена подскочила в этом году до 280-300 тысяч рублей.

Учитывая то, что для зимнего содержания коровы необходимо как минимум 2,5 тонны только одного сена, а среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляла в июне около 90 тысяч рублей, заготовка и закупка сена по области владельцами личного скота представляется весьма проблематичной. В этих условиях можно ожидать существенного сброса поголовья скота, находящегося в личной собственности граждан.

2.    СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.       Демографическая обстановка

Экономический кризис оказывает негативное воздействие и на демографическую обстановку в области, которая продолжает ухудшаться. По данным областного управления статистики, за 5 месяцев этого года в области родилось детей на 1,3% меньше, чем за тот же период прошлого года, при возрастании числа умерших на 7,1%. В расчете на тысячу человек число рождений составило 8,2 против 8,5 в прошлом году, а число смертей увеличилось с 19,3 до 20,8. Таким образом, на каждого родившегося в январе-мае этого года приходилось 2,5 умерших. По области естественная убыль населения составила около 3,8 тыс. человек, или около 0,5% населения области. Отмечено также серьезное ухудшение брачно-семейных отношений. Число зарегистрированных браков снизилось за год на 6,8%, число разводов увеличилось на 3,4%. На 1000 жителей за первое полугодие приходилось 5,1 заключенных браков против 5,6 в прошлом году и 5,1 разводов против 4,8. Таким образом, число заключаемых браков сравнялось с числом разводов. Особенную тревогу вызывает положение в сельской местности: там число разводов возросло по отношению к прошлому году на 22,4% [4].

Вообще за последние 8 лет рождаемость на территории области упала вдвое: с 10 930 в 1985 году до 5925 в 1993-м.

2.2.       Здоровье населения

Сложной продолжает оставаться на территории области эпидемиологическая обстановка. С одной стороны, холодные затяжная весна и начало лета привели к снижению на 15% количества желудочно-кишечных инфекций, вирусных гепатитов, ОРЗ. Однако структурный анализ инфекционных заболеваний показывает, что у населения области резко снизилась иммунная защищенность организма. Так, в текущем году по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза увеличилось число больных дизентерией Флекснера — наиболее тяжелой формой дизентерии, пики заболеваемости которой обычно совпадают с периодами социальной нестабильности. Заболеваемость коклюшем возросла за год почти в 8 раз, в 4 раза увеличилось число заболевших дифтерией. За половину года этой болезнью переболели 147 человек (за весь 1993 год — 178 человек). Трое больных умерли (в 1993 году — четверо). В 2 раза увеличилось число заболеваний скарлатиной, почти в 1,5 раза — педикулезом. Отмечен также рост количества венерических заболеваний: в 2 раза больше, чем в прошлом году, выявлено заболевших сифилисом, на 6% больше — гонореей. Особую тревогу вызывает резкий рост заболеваемости туберкулезом [2], медики оценивают здесь положение как критичное, способное вылиться в массовую эпидемию.

2.3.       Преступность, правопорядок

В первом полугодии органами внутренних дел было зарегистрировано 7834 преступления, что на 10% меньше, чем год назад. Однако структура и характер преступлений не говорят об улучшении криминогенной обстановки. Удельный вес тяжких преступлений возрос с 13,5 до 17%, количество выявленных экономических и должностных преступлений увеличилось на 32,2%, увеличивается группа корыстно-насильственных преступлений. Раскрываемость преступленйи составила 58,6% (в январе-июне 1993 года — 49%), из них тяжких — 71,3% (66%). По утверждениям правоохранительных органов, серьезных разборок между местными мафиозными группировками пока что отмечено не было. Однако характер ряда совершенных преступлений позволяет усомниться в искренности этих заявлений.

17 июля около 18 часов на углу улиц Ломоносова и Зелинского было совершено убийство продавца коммерческого киоска 24-летней Вероники Поповой. В это время на этом перекрестке весьма людно, а прямо напротив киоска находится всегда многолюдная автобусная остановка. По рассказам очевидцев, женщина сама впустила своих будущих убийц в киоск и закрыла его на пятнадцатиминутный перерыв. Минут через 20 она была обнаружена случайными прохожими лежащей с перерезанным горлом в забрызганном кровью киоске. Это преступление буквально потрясло уже привыкший к такого рода происшествиям и ночной уличной стрельбе город. В течение недели у места убийства собирались люди, там постоянно были живые цветы, зачастую просто воткнутые в щели ставен закрытого наглухо киоска. Слухи об убийстве дошли до иных населенных пунктов области.

Несмотря на столь бурную реакцию населения областного центра, органы внутренних дел так и не выступили с комментарием случившегося или хотя бы с обычными для такого рода событий успокоительными заявлениями о начале проведения следствия. Преступление обошли молчанием и областные газеты, а также городская газета «Новгород», не включив его даже в недельную сводку происшествий. Лишь через неделю в газете «Новгородские ведомости» была напечатана небольшая заметка корреспондента А.Корякова, в которой он лишь приводит высказывания по этому поводу случайных прохожих.

Возможно, свет на эту трагедию может пролить небольшой, почти незаметный некролог, напечатанный в газете «Новгородские ведомости» №107 от 19 июля, то есть через день после происшествия. В этом некрологе администрация и профком АО «Трансвит» выражают соболезнование помощнику генерального директора Н.Попову в связи с гибелью его дочери Вероники.

Вообще время и место этого происшествия, его крайняя дерзость и жестокость, а также явно некорыстный характер (была похищена лишь незначительная выручка киоска) наводят на мысль об устрашительном характере этой акции. Если это так, то новгородская организованная преступность вступила в новую для себя фазу.

3.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

13 июля был опубликован проект Устава Новгородской области, доработанный администрацией области в соответствии с рекомендацией областной Думы, высказанной ей в постановлении от 20 мая 1994 года.

В Уставе декларируются принципы народовластия на территории области, отмечается, что население осуществляет власть на территории области «в виде форм прямой демократии — референдума, выборов и посредством функционирования представительной, исполнительной и судебной ветвей».

Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что предлагаемый проект Устава еще более усиливает полномочия исполнительной власти, а точнее, главы администрации области.

Полномочия Думы по данному Уставу весьма ограниченны, хотя за ней и сохраняются законодательные функции по принятию нормативных правовых актов области по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Однако практически Дума призвана лишь утверждать документы, представляемые ей административными органами. По существу полномочия Думы ограничиваются принятием решений по финансовым и имущественным вопросам. Изменения в устав вносятся областной Думой с учетом «решения собраний представителей исполнительной, представительной и судебной ветвей власти Новгородской области, руководителей органов местного самоуправления, которые созываются специально для внесения поправок и дополнений в Устав. Поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство от списочного состава участников собрания. Порядок созыва и организации работы собрания представителей определяется положением, утверждаемым главой администрации области» (п.6.2, раздел IX Устава Новгородской области). Таким образом, данный пункт фактически определяет процедуру внесения Устава без участия представительного органа власти.

Срок полномочий областной Думы — 2 года.

Возглавляет, согласно Уставу, исполнительную власть в области глава администрации области, являющийся высшим должностным лицом области, а также гарантом выполнения Устава области и соблюдения конституционных прав и свобод граждан на территории области. Согласно ст.33 Устава, глава администрации «назначается на должность Президентом РФ либо избирается в соответствии с федеральным законом». Срок полномочий главы администрации области настоящим Уставом не определен. В Уставе не определено никакого механизма воздействия на главу администрации области или принимаемые им решения со стороны органов представительной власти. Ничего не сказано в Уставе о возможности вынесения недоверия главе администрации или обжаловании принимаемых им решений со стороны Думы.

Согласно главе 2 раздела 5 Устава, глава администрации единолично формирует состав администрации области, в том числе, как следует из текста Устава, назначает своих заместителей и руководителей комитетов, управлений и отделов. Влияния на этот процесс представителей населения, осуществляющего государственную власть в виде форм прямой демократии, проект Устава не предусматривает.

Особого внимания заслуживают постановления администрации области, касающиеся проблем местного самоуправления. В п.1 ст.61 Устава Новгородской области говорится о том, что в административно-территориальных единицах области «осуществляется местное самоуправление, позволяющее их населению, под свою ответственность и в своих интересах... самостоятельно решать вопросы местного значения, располагая необходимыми для этого полномочиями и средствами». Как и иные положения Устава, статьи, касающиеся местного самоуправления, грешат излишней декларативностью, допускающей весьма произвольное толкование.

20 июля в средствах массовой информации было опубликовано постановление Новгородской областной Думы №28-ОД от 4 июля 1994 года «О проекте примерного Положения о главе поселковой, сельской администрации на переходный период». В ст.1 этого Положения записано, что «деятельностью поселковой, сельской администрации руководит глава администрации, который назначается главой администрации района по рекомендации собрания представителей соответствующего уровня».

Далее в этой статье записано следующее положение: «Глава поселковой, сельской администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия» [6]. В статье 5 Положения зафиксировано, что «глава поселковой, сельской администрации является главой местного самоуправления» (!), хотя абзацем раньше утверждается, что «органами местного самоуправления на территории поселка, сельсовета являются глава администрции и собрание представителей» [6]. Более того, далее дается определение такого органа представительной власти, как «собрание представителей»: «Собрание представителей формируется из числа сельских старост и представителей общественности на основаниии постановления главы администрации».

3.1.       Комментарий автора

Будучи ранее депутатом областного Совета и членом малого Совета и работая в достаточно тесном контакте с руководителями областной администрации, автор убедился в том, что практически все политические решения, касающиеся структуры управления, принимались областной администрацией в полном соответствии с документами вышестоящих органов, носящими формально рекомендательный, а фактически директивный характер. Поэтому нет оснований предполагать, что и в этом случае законотворчество областной администрации носит местный характер. В этом случае построение структуры власти по указанному выше образцу в масштабах России может говорить о завершении построения авторитарного общества и начале формирования административно-клановой элиты.

Источники

1. Провинция.— 1994.— №25, 13 июля.

2. Якурин А. Новгородская область в июне 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №6.

3. Новгородские ведомости.— 1994.— №114, 30 июля.

4. Новгородские ведомости.— 1994.— №115, 2 августа.

5. Новгородские ведомости.— 1994.— №104, 13 июля.

6. Новгородские ведомости.— 1994.— №108, 20 июля.