Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в августе 1994 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1.       Ситуация вокруг финансовых структур

Скандал вокруг «МММ» показал социально-политический аспект рынка ценных бумаг, который превратился в сферу деятельности, нередко очень рискованной, миллионов людей, никогда ранее не занимавшихся бизнесом. Немало людей и в Республике Коми вложили свои деньги, нередко весьма солидные и последние, в покупку акций. Скандал вокруг «МММ», спровоцированный руководством страны в чьих-то интересах в виде обвальной паники, болезненно ударил по очень многим. Каковы масштабы вовлечения жителей республики в деятельность АО «МММ», трудно сказать, но, во всяком случае, люди, пострадавшие в результате скандала, встречаются во всех трудовых коллективах. Это в основном люди, сумевшие сделать определенные сбережения, принявшие правила рынка как руководство к действию и связавшие свои планы повышения уровня жизни с новыми реалиями. Иначе говоря, это слой, представляющий собой сторонников рыночных реформ, пришедших к их поддержке через процесс решения своих повседневных проблем. Забота правительства о благе заблудших акционеров настолько шита белыми нитками, что воспринимается как издевательское лицемерие. Поэтому на этой операции против «МММ», а затем и «Русского дома селенга» (наиболее популярные среди местного населения фирмы) Б.Ельцин и правительство потеряли часть именно своих политических и идейных сторонников. Разумеется, шансы на то, что они будут вовлечены в открытую оппозиционную деятельность, мизерны. Однако очень многие из них в ходе выборов будут поддерживать рыночную оппозицию, противостоящую Б.Ельцину уже справа (в классическом понимании «левых» и «правых»).

Среди акционеров «МММ» в республике были попытки сорганизоваться, но попытки весьма вялые. И это естественно: игрок рынка ценных бумаг — это индивидуалист, самостоятельно прокладывающий себе путь к месту под солнцем. Руководству республики и России были направлены обращения с призывом вмешаться и помочь акционерам «МММ». Однако правительство республики никак не отреагировало ни на скандал вокруг «МММ», ни на обращение акционеров. Лишь замминистра экономики Г.Князева в ответ на вопрос журналиста сказала, что далеко не все пенсионеры и малоимущие вложили свои средства в «МММ», поэтому помощь пострадавшим акционерам могла быть сделана лишь за счет тех, кто акции не покупал, а это не имеет смысла.

В банковских структурах Республики Коми в середине 1994 года было сконцентрировано 118 млрд. 353 млн. руб., поступивших от частных вкладчиков. Среди них особое место занимают коммерческие банки. В Республике Коми в августе 1994 г. работали 17 коммерческих банков и 40 их филиалов. Основная доля частных вкладов сконцентрирована в «Комибанке»: более 70 млрд. руб. В «Европейском Севере» сумма частных вкладов составила 13 млрд. 354 млн. руб., в «Ухтабанке» — более 10 млрд., в воркутинском «Полюс-банке» — более 8 млрд., в «Комета-банке» — 5 млрд. 761 млн., в ухтинском «Тиман-банке» — более 3 млрд., в сосногорском банке «Магистраль» — более 1 млрд. руб.

Уставный фонд коммерческих банков не должен быть менее 2 млрд. руб. Эта планка оказалась по плечу не всем банкам республики. Поэтому встал вопрос об их реорганизации. Они могут либо объединиться, либо стать филиалами крупных банков. Есть признаки усиливающегося проникновения в регион банков Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточено до 70% финансовых ресурсов страны [1].

Руководство республики обеспокоено тем, что в условиях дефицита средств свободные денежные ресурсы населения оттягиваются центральными финансовыми учреждениями. Ставится вопрос о создании более привлекательных условий для вложений средств на месте.

Об устойчивости банков судить крайне трудно, она может быть подорвана самыми разными причинами. Это в свою очередь может легко вызвать панику и дестабилизацию не только финансовой системы, но и подрыв доверия вкладчиков к финансовым институтам, рынку ценных бумаг. Последствия этого трудно предсказуемы. В лучшем случае в «чулок» могут лечь многие миилиарды рублей, переведенные в валюту и товары, что выведет их из оборота.

Серьезным симптомом возможных экономических потрясений стала пока еще неясная ситуация, складывающаяся вокруг крупнейшего акционерного банка республики — «Комибанка». В последние годы он по масштабам своей деятельности входил в первые полсотни банков России. При всей закрытости банковских учреждений от посторонних глаз, в течение последнего года все чаще стала просачиваться информация о сложном положении банка, о неэффективности его финансовой политики. Изредка появлялись и исчезали слухи о том, что президент банка В.Н.Востряков скоро будет снят со своего поста. В середине августа такой слух был даже зафиксирован в краткой информации республиканской газеты «Молодежь Севера».

В этот же период вокруг банка случились загадочные происшествия уголовного толка. Так, у окна В.Козлова, одного из руководителей крупнейшего акционера банка, АО «Стройматериалы», являвшегося одновременно председателем совета директоров банка — была привязана и взорвана граната. Взрыв последовал после серии угроз в его адрес, сопровождавшихся требованием оставить пост председателя, являющийся ключевым в определении стратегии банка.

19 августа состоялось заседание совета директоров АКБ «Комибанк», на котором В.Козлов предложил снять с него полномочия председателя совета, поскольку этот пост предполагает работу на постоянной основе. Члены совета удовлетворили его просьбу, сочтя причину уважительной. Правда, некоторыми наблюдателями высказывалась и иная точка зрения: отставка — это реакция на взрыв в деловом центре.

Председателем совета директоров был избран А.Буров, работавший до этого вице-президентом банка и руководивший отделом валютных операций. Некоторые крупные акционеры высказывали надежду, что А.Буров, хорошо знающий внутреннюю «кухню» банка, мог бы приостановить утечку денег из банка в сомнительные структуры, утечку, которая, по их мнению, имеет место в последнее время.

На заседании совета было намечено провести 23 сентября внеочередное собрание акционеров, на котором рассмотреть вопрос о президенте банка. По мнению А.Бурова, кадровые изменения необходимы для изменения кредитной политики «Комибанка». При этом сам президент банка В.Востряков в заседании совета не участвовал.

Одна из версий нападения на А.Бурова состоит в том, что ряду структур, пользующихся услугами банка, выгодно сохранить «статус-кво» и не дать произвести перестановки в руководстве. По мнению самого А.Бурова, он стал жертвой заказного покушения — первого в Сыктывкаре покушения на банковского работника [2].

Однако версия заказного покушения вызывает сомнение. А.Буров просто «получил по голове», отделавшись простой черепно-мозговой травмой, и уже на следующий день давал интервью. Объяснить это провинциализмом местных исполнителей нет оснований: в последнее время в Сыктывкаре было проведено несколько покушений с использованием современного оружия, где жертвы не отделались ушибами. Покушения на убийство явно не было. Возможно, кто-то желал попугать. Но ходит и иная версия: самой жертве зачем-то нужно было «получить по голове, но не сильно». Следствие, как свидетельствует история последнего времени, в таких случаях никакой истины не устанавливает.

На вопросы представителей прессы пресс-секретарь «Комибанка» заявил, что ничего криминального в этой истории с Буровым нет. Возникшее в связи с этим недоумение он внятно объяснить не смог.

Сам А.Буров, находясь в больнице, высказал журналистам иную точку зрения. Он отметил несомненную связь между нападением на него и целым рядом августовских событий в Сыктывкаре, так или иначе вращавшихся вокруг поста председателя совета директоров АКБ «Комибанк».

26 августа вечером был задержан президент банка В.Востряков. В этот день он находился в больнице. По свидетельству трех посетителей, пришедших его навестить, В.Востряков «силами Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РК был чуть ли не из-под капельницы и без ведома лечащего персонала увезен якобы на 20 минут». Обыск дома, в банке и даче велся в течение 8 часов — с вечера 26 августа до трех часов ночи. Только после этого В.Востряков под конвоем был доставлен в больницу и остался там под стражей. Комментарии его были кратки: «Это провокация» [3].

По сообщению МВД, при обыске в квартире, на даче и в рабочем кабинете было обнаружено незарегистрированное оружие (пистолет Макарова, два охотничьих ружья, четыре газовых пистолета), наркотики. В.Востряков задержан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №1226 от 14 июля 1994 года («о борьбе с бандитизмом»). Возбуждено уголовное дело.

Разумеется, проблема состоит не в оружии, ибо никто не стал бы из-за такой мелочи трогать столь крупную фигуру. Обвинение же в незаконном хранении оружия в нашей стране давно стало предлогом для привлечения к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в участии в мафиозных структурах, но против которых собрать достоверные факты для обвинения трудно или невозможно.

В заявлении генерального директора кинокомпании «Эскомфильм» В.Фотиева, директора Коми филиала «Севэкспортфильм» С.Рубцова и писателя В.Федорова, опубликованном в прессе (в газете МВД республики!), говорится, что кампания по распространению слухов о якобы пошатнувшемся положении банка и задержание В.Вострякова — все это «было выгодно заинтересованным структурам и определенным околополитическим кругам, чьи возможности и методы воздействия, как можно было убедиться в ту тяжелую ночь, весьма обширны, ничем не стеснены. Прокатившаяся по России в последнее время волна произвола в отношении руководителей крупных финансовых предприятий, таким образом, докатилась до Республики Коми... В положении, когда контроль над финансами превращается в вопрос борьбы за власть, игра «ва-банк», вероятно, для кого-то оправдывает все средства».

Ситуация в руководящей группе крупнейшего банка республики чревата паникой среди вкладчиков, которые после репрессий против «МММ» и «РДС» готовы поверить в любой вариант их ограбления. Это чревато крахом банка, что может потянуть за собой крах многих предприятий и организаций.

Правда, совет директоров и правление «Комибанка» выступили в прессе с заявлением:

«В средствах массовой информации опубликованы сведения о задержании органами внутренних дел президента АКБ «Комибанка» Вострякова Виталия Николаевича.

В связи с этим совет директоров и правление АКБ «Комибанк» заявляют: ситуация, которая сложилась сегодня вокруг руководителя банка, никоим образом не отражается на работе самого банка и его филиалов. Банк работает в прежней нормальной и спокойной обстановке и верен своей политике быть опорой производителям и предпринимателям, всем, кто выступает в интересах экономической стабильности республики» [4].

Министр внутренних дел республики Е.Трофимов также заявил, что «проводимые следственные мероприятия на работе банка не отразятся».

1.2.       Заработная плата

Помимо живого интереса массы рядовых граждан к акциям, стабильности банков и другим проблемам, ранее интересовавшим только узкий круг специалистов, симптомом нашего времени стало усиление дифференциации оплаты труда на разных предприятиях. По данным за июль 1994 года, средняя зарплата промышленно-производственного персонала предприятий Республики Коми составила 507 тыс. руб., увеличившаяся за месяц на 9%. Лидерами выступали предприятия топливно-энергетического комплекса: шахта «Воргашорская» — 799 тыс. руб., АО шахта «Западная» — 692 тыс., АО «Интауголь» — 682 тыс., объединение «Воркутауголь» — 670 тыс. руб. На «дне» оказались предприятия местной промышленности, машиностроения и металлообработки, лесного комплекса. Так, в АО «Княжпогостлесмаш» среднемесячная зарплата за первые 7 месяцев 1994 г. составила 110 тыс., в объединении «Комиместпром» — 135 тыс., в АО «Прогресс» — 136 тыс., в ТОО «Сыктывкарская мебельная фабрика» — 161 тыс., в АК «Комилеспром» — 187 тыс.

1.3.       Лесозаготовки. Разбазаривание древесины

Предприятия лесозаготовительной промышленности находятся в самом тяжелом положении. При низкой зарплате здесь обычны ее длительные задержки. Помимо общей проблемы сбыта и неплатежей в лесной отрасли прослеживается и проблема нерационального использования заготовленной древесины. Очень много фактов, говорящих о том, что у лесозаготовителей много посредников, которые снимают все пенки. Древесина идет на экспорт, но никто не знает, кто получает выгоду от этих операций. Так, в августе всплыла информация о деятельности одного из СП в Троицко-Печорском районе. Древесина идет в Австрию с 1991 г., но только недавно западная сторона прислала небольшую часть оборудования, которое является частью австрийской доли уставного капитала. Леспромхозы не обновляют свою материальную базу. Рабочие работают просто потому, что некуда деться. Посредники же, держащие в своих руках рынок сбыта древесины, озабочены лишь сиюминутной выгодой.

В разбазаривание древесины, судя по изредка всплывающим фактам, втянуты и государственные органы Республики Коми. В мае был арестован по подозрению в получении взятки в 15 млн. руб. председатель антимонопольного комитета республики В.Трифонов, бывший лидер республиканской комсомольской организации. Следствие по его делу продолжается. В августе в прессе были опубликованы некоторые новые материалы, из которых следует, что Трифонов активно участвовал в торговле лесом. В имеющихся материалах мелькают покупатели с Кавказа, пользовавшиеся его услугами. Выявленные факты указывают и на то, что лесоматериалы, шедшие через В.Трифонова, использовались и для подкупа крупных чиновников в центральных ведомствах России. Так, главным управлением по борьбе с организованной преступностью МВД России совместно с соответствующим управлением МВД республики установлено, что в период с июня 1993 г. по март 1994 г. В.Трифоновым было направлено два вагона лесоматериалов (55,5 кубометров) и 71 кубометр бруса для руководящих работников Антимонопольного комитета Российской Федерации. Организацией получения этих материалов занимались непосредственно заместитель председателя Антимонопольного комитета РФ В.Б.Белов и начальник управления этого комитета С.Г.Сергеев. В качестве покупателя выступило подставное юридическое лицо, а лес был поставлен из Экологического центра Республики Коми. Кооператив же выдал доверенность на получение леса Белову и Сергееву. Полученные материалы были использованы для строительства дач.

При этом надо отметить, что В.Трифонов — это не просто чиновник, а человек с большими (и возможно не без оснований) политическим амбициями. В 1990 г. он принимал активное участие в борьбе за мандат народного депутата РСФСР (правда, неудачно). Если бы не осечка этой весной, то он обязательно проявился бы на выборах депутатов госсобрания республики в конце 1994 г.

Трудно сказать, на какие связи опирался Трифонов в руководстве республики. Но его политические ориентации и его оценка политических процессов в республике проскользнули в опубликованном в местной газете отрывке из аудиозаписи его беседы с неизвестным партнером, полученной оперативным путем в апреле 1994 г. во время пребывания В.Трифонова в Москве.

«Трифонов: Наши будут все. Скоро всех передавим.

Х: Ты в какую партию будешь вступать?

Т: В мою. В Спиридоновскую...

Х: А что, как она называться будет? Коммунистическая?

Т: Ну, партия Спиридоновская. Да ну коммунистическая... Проституцкая» [5].

Как видно из опубликованной записи, бизнес и политика тесно переплелись. Одно подпитывает другое [6].

1.4.       Занятость

В социальной структуре республики появилась новая группа — безработные. За первую половину 1994 г. в республике высвобождено 7,2 тыс. чел., что составляет 1,3% от общего числа занятых в народном хозяйстве. По имеющимся прогнозам, во второй половине года этот процесс ускорится в связи с ускорением темпов приватизации, отказом от поддержки убыточных предприятий (это 35% от их общего количества). Таким образом, уровень высвобождения в конце 1994 г. может составить 3,3%, то есть около 95 тыс. чел [7]. Среди них оказалось немало людей, которым выгоднее быть безработными, чем работать, ибо пособие превышает заработок и к тому же, в отличие от зарплаты, выдается регулярно. Часть людей используют статус безработного, чтобы заниматься мелкой торговлей и отнюдь не пытаются искать работу. Вопрос о ненормальности такого положения поднимается в республике уже с начала этого года. После некоторых проработок глава республики издал распоряжение, обязывающее глав администраций городов и районов организовать временные и общественные работы, службам занятости дано право привлекать на них безработных. В дальнейшем выплата пособия будет осуществляться лишь при наличии справки об отработке 10 дней на временных и общественных работах. Срок действия этого распоряжения с 20 августа по 15 октября 1994 г [8].

1.5.       Банкротства

3 августа Арбитражный суд республики при повторном рассмотрении принял решение о банкротстве Ухтинской геологоразведочной экспедиции. Это первое, но, судя по всему, далеко не последнее банкротство в республике. Территориальное агентство федерального управления по банкротству предприятий по Республике Коми приступило к работе по отбору предприятий. В его поле зрения находятся все государственные предприятия и предприятия, в которых доля государственной собственности составляет более 25%. Это 73 предприятия федеральной и 490 — республиканской собственности. Агентство изучает их балансы, решая, кто будет банкротом. На конец августа 1994 г. никто еще не попал в этот список. Но, по словам руководителя этого агентства, большинство анализируемых предприятий подпадают под банкротство [9].

1.6.       Проблемы экономической политики Республики Коми

Все предприятия республики сталкиваются с проблемой повышенных по сравнению с другими регионами издержек производства. Среди них особое место занимает зарплата с северными и районными коэффициентами. В условиях перехода к рынку это привело к тому, что продукция северных предприятий стала неконкурентоспособной. Очень остро эта проблема стоит для шахтеров республики, которые уже длительное время и пока без успеха добиваются от правительства России выведения всех северных доплат к зарплате из цены угля.

С этой же проблемой сталкиваются и многие другие предприятия, узнавшие, что такое конкуренция. Так, в сложном положении оказались местные заводы, производящие спиртные напитки, так как их продукция неизбежно оказывается дороже привозной. Руководство этих заводов, играющее заметную роль в пополнении республиканского бюджета, неоднократно ставило вопрос о защите внутреннего рынка от конкурентов. В 1994 г. российское правительство повысило пошлину на импортные напитки, а затем и руководство республики ввело пошлины на водку из других регионов.

19 июля 1994 г. Верховный Совет республики принял соответствующее постановление, а 8 августа глава республики принял распоряжение «Временное положение...». Согласно временному положению, плательщиками налога являются предприятия и организации, физические лица, осуществляющие ввоз спирто-водочной продукции в республику из-за ее пределов в целях реализации. Объектом налогообложения является как отечественная, так и импортная продукция. Ставка: спирт питьевой — 1600 руб. за литр, водка — 1000 руб [10].

Это противоречит принципам организации внутреннего рынка, но дает эффект в форме поддержки своих предприятий.

Серьезно стоит проблема конкуренции для сельского хозяйства республики, которому особо трудно снижать издержки. Даже в сфере традиционного производства (мясо, молоко, картофель) привозная продукция оказывается более конкурентоспособной. В связи с этим все сильнее сельхозпроизводители давят на республиканские органы власти, требуя защитить местный рынок.

1.7.       Наркобизнес

В республике все заметнее развитие наркобизнеса. За первое полугодие 1994 г. выявлено 395 преступлений, связанных с наркотиками. Это в 4,5 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Установлено 117 фактов незаконного сбыта наркотиков — на 100 больше прошлогоднего. Распространение наркобизнеса связано пока в основном с промышленными районами республики. При этом надо отметить, что выявляется лишь очень малая часть такого рода фактов [11].

2.    РЕФОРМА ВЛАСТИ

2.1.       Создание Конституционного суда Республики Коми

На очередную сессию Верховного Совета республики в сентябре 1994 г. выносится вопрос о создании Конституционного суда Республики Коми. В настоящее время имеется Комитет конституционного надзора, созданный в 1990г. С тех пор система государственной власти существенно изменилась, принята новая Конституция. Принят ряд законов, предусматривающих деятельность Конституционного суда. Например, роспуск представительных органов городов и районов предусмотрен при участии Конституционного суда.

В связи с этим подготовлен проект закона республики «О Конституционном суде РК». По этому проекту, суд будет обладать правом принимать окончательное решение, не подлежащее обжалованию. Сейчас же решение Комитета конституционного надзора может быть признано неверным квалифицированным большинством сессии Верховного Совета. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Республики Коми (однако закона о гражданстве пока нет и неясно, когда он будет), достигший 35 лет и проработавший не менее 10 лет на юридической работе. Судьи будут избираться Государственным советом республики по предложению главы республики (таким образом, предлагается, чтобы глава исполнительной власти сам подобрал своих контролеров). Планируется иметь пять судей, включая председателя и заместителя председателя Конституционного суда.

В функции Конституционного суда будет входить:

1) проверка конституционности нормативных актов республики, издваемых как законодательной, так и исполнительной властью всех уровней,

2) разрешение споров о компетенции между высшими органами государственной власти республики и между органами власти республики и городов, районов,

3) рассмотрение законности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Конституционный суд будет давать официальное толкование Конституции РК. Отрешение главы республики от должности предусматривается также с участием Конституционного суда: он дает заключение об умышленном нарушении главой республики Конституции РК и РФ, их законов и данной им присяги. Судьи не могут быть депутатами представительных органов власти, занимать какие-либо должности в государственных и общественных организациях, принадлежать к политическим партиям и заниматься предпринимательской деятельностью [12].

2.2.       Налоговая полиция

В Республике Коми продолжается процесс организации налоговой полиции, создаваемой на основе Закона РФ, принятого в июне 1993 года. Ее работа концентрируется вокруг трех статей уголовного кодекса:

1) ст.162-1 — уклонение от подачи декларации о доходах,

2) ст.162-2 — сокрытие доходов и прибыли или иных объектов налогообложения,

3) ст. 163 — противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов, прибыли или неуплаты налогов.

В некоторых местах подразделения налоговой полиции уже имеются. В Воркуте уже есть начальник отдела, сотрудник. В конце августа 1994 г. назначен директор департамента налоговой полиции республики Жилин В.В.

Жилин В.В. — юрист-правовед по образованию, закончил Высшую школу КГБ им.Дзержинского, в последнее время работал начальником службы безопасности в «Комибанке».

Объектом контроля налоговой полиции республики будут 737 630 налогоплательщиков: из них 1980 госпредприятий, 7845 коммерческих структур и 727 805 физических лиц. Среди первых крупных дел — проверка фирмы «Эдельвейс», зарегистрированной в Молдове, не имеющей в России ни банковских счетов, ни лицензий, но занимавшейся торговлей спиртом и водкой. Ее оборот с мая 1993 по май 1994 г. составил около полутора миллиардов рублей. На нее начислили более 200 млн. руб. штрафов [13].

3.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

В области внешней политики Республика Коми является одним из наиболее активных субъектов Российской Федерации. При этом одним из ведущих направлений стали связи с финно-угорскими странами (Венгрией, Эстонией, Финляндией). Финно-угорское движение, возникшее в начале 90-х годов почти на голом месте, на основе лишь зыбких научных контактов филологов и этнографов финноугроведов, стало сливаться с национальными движениями финно-угорских народов. Постепенно в этот процесс включились и республиканские государственные структуры, увидевшие, что это может дать определенные экономические выгоды.

Особенно тесные связи на самом высоком уровне сложились с Венгрией, принимающей участие в финно-угорском движении не только через общественные организации, но и прежде всего через органы государственной власти и управления. Президент Венгрии, будучи в России с официальным визитом, посетил и Республику Коми. Делегация Комитета возрождения коми народа и Верховного Совета республики принималась в Венгрии на уровне делегации иностранного дружественного государства. Все это не осталось без экономических последствий. Между Республикой Коми и Венгрией развиваются довольно активные экономические связи. Это ощущается и на уровне повседневной жизни: венгерские товары довольно часто встречаются на прилавках магазинов.

30 августа 1994 г. с ответным официальным визитом в Венгрию отправилась большая делегация Республики Коми во главе с Ю.Спиридоновым. В ходе визита, который продлится три дня, Ю.Спиридонов встретится с президентом Венгрии Арпадом Генцем, проведет официальные переговоры с министром промышленности и торговли Венгерской Республики Ласло Палом, с министром образования и просвещения, министром земледелия и финноугроведами, посетит фабрику «Икарус». Намечено рассмотреть проект соглашения между Министерством по делам национальностей Республики Коми и Департаментом национальных и этнических меньшинств Венгерской Республики.

В поездке Ю.Спиридонова сопровождают руководитель администрации, министр по делам национальностей, министр сельского хозяйства, первый заместитель министра торговли и бытового обслуживания, председатель консультативного комитета финно-угорских народов, он же председатель Комитета возрождения коми народа, руководители предприятий и организаций, имеющих прямые связи с Венгрией.

В конце августа в Воркуту приезжала делегация департамента проектирования и департамента охраны окружающей седы Минуглепрома Китайской Народной Республики, углехимического института и Тяньшинской угольной региональной компании. Китайских гостей заинтересовала разработанная и примененная в Воркуте технология очистки шахтных вод. Обсуждался вопрос о закупке этой технологии, однако он будет окончательно решаться после дополнительной проработки экономических вопросов [14].

Источники

1. Моисеева М. Синдром «МММ»: век живи — век учись... // Красное знамя.— 1994.— 27 августа.— С.2.

2. Овчинников В. В августе-94: момент без истины // Красное знамя.— 1994.— 27 августа.— С.1.

3. Фотиев В., Рубцов С., Федоров В. Восемь часов прессинга, или О том, как задерживали В.Вострякова // Сирена.— 1994.— 31 августа.— С.1.

4. «Уважаемые клиенты и вкладчики АКБ «Комибанк» // Сирена.— 1994.— 31 августа.— С.1.

5. «Наши будут все. Скоро всех передавим». Из диалога В.Трифонова с московским «деловым» партнером // Красное знамя.— 1994.— 23 августа.— С.2.

6. На разных полюсах // Красное знамя.— 1994.— 26 августа.— С.1.

7. Ракина П. «Лишние» люди // Республика.— 1994.— 24 августа.— С.2.

8. Распоряжение главы Республики Коми // Красное знамя.— 1994.— 25 августа.— С.1.

9. Богач, бедняк, банкрот // Красное знамя.— 1994.— 25 августа.— С.2.

10. Распоряжение главы республики // Красное знамя.— 1994.— 16 августа.— С.4.

11. Наркобизнес в республике // Республика.— 1994.— 26 августа.— С.1.

12. «Конституционный суд — не политический орган» // Сирена.— 1994.— 31 августа.— С.1

13. Кто стоит на страже «казны» // Сирена.— 1994.— 31 августа.— С.1.

14. Красное знамя.— 1994.— 30 августа.