Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в августе 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Областная Дума

В прессе опубликована повестка дня предстоящего четвертого собрания Томской областной Думы:

1. «Закон об административной ответственности граждан и должностных лиц за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области» (второе чтение).

Докладчик Ильин С.П., заместитель председателя Томской областной Думы, председатель правового комитета Томской областной Думы.

2. Информация администрации области о ходе подготовки предприятий, учреждений и населения к зиме.

Докладчик Пелявин Ю.А., заместитель главы администрации Томской области.

3. Решения областной Думы.

а) О мероприятиях по проблемам, затронутым на парламентских слушаниях предприятий и организаций области.

Докладчик Мальцев Б.А., председатель Томской областной Думы.

б) О перечне предприятий, не подлежащих отключению от электроэнергии, теплоснабжения, связи.

Докладчики Колесников А.П., председатель комитета по ЖКХ, транспорту, связи областной администрации, Колеров О.П., председатель контрольного комитета Томской областной Думы.

в) Об упорядочении местных налогов.

Докладчик Макаренко И.А., председатель бюджетно-финансового комитета Томской областной Думы.

г) О границах города Томска.

Докладчики Коновалов Г.В., глава администрации Томска, депутат Томской областной Думы; Бабич Л.В., руководитель аппарата Томской областной Думы.

д) О границах города Северска.

Докладчик Кузьменко Н.И., глава администрации Северска; Бабич Л.В., руководитель аппарата Томской областной Думы.

е) О взимании налогов с пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств на территории Томской области.

Докладчик Колесников А.П., председатель бюджетно-финансового комитета Томской областной Думы.

ж) О разделении полномочий в части совместного ведения между РФ и субъектом Федерации (Томской областью) в соответствии со статьями 11, 72, 78 Конституции РФ.

Докладчик Мальцев Б.А., председатель Томской областной Думы [1].

Правовой комитет Томской областной Думы представил проект Устава Томской области. Окончательное рассмотрение Устава намечено на сентябрь-октябрь 1994 года. Опубликован макет Устава Томской области [2].

1.2.       Областная администрация

В местной прессе опубликовано сообщение о том, что «в целях обеспечения государственной безопасности, защиты интересов Томской области и предотвращения противоправных действий против и со стороны иностранцев, находящихся в области по разным каналам, Виктор Кресс постановил осуществлять прием иностранцев на территории области только после подтверждения их приглашения комитетом по межрегиональным и зарубежным связям администрации области, по согласованию с УВД Томской области».

Принимающие организации всех форм собственности могут размещать иностранцев в гостиницах и на квартирах после предварительного согласования с паспортно-визовой службой УВД. Ответственность за нарушение порядка приема иностранцев будет установлена областной Думой. Постановление вступило в силу 4 августа 1994 года [3].

Специфика подобных сообщений прессы заключается в том, что они не проясняют истинных причин принятия решений губернатором области. Приходится лишь догадываться о том, в чьих интересах принимаются подобные решения. Думается, что здесь областная администрация вновь вышла за пределы своих полномочий, ибо режим пребывания граждан иностранных государств безусловно должен определяться федеральным, а не местным законодательством.

 

Глава областной администрации подписал постановление «О перечнях объектов, не подлежащих ограничению и прекращению отпуска топливно-энергетических ресурсов и услуг телефонной связи». Сделано это «на основании документов правительства РФ, а также для прекращения дальнейшей дестабилизации народнохозяйственного комплекса области, исключения материальных потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций». Полный перечень предприятий, попавших в данный список, пресса не публикует. Отмечается лишь, что среди них радиоретрансляционные центры, трамвайно-троллейбусное управление, различные виды транспорта, хлебозаводы, пожарные и войсковые части и другие важные для жизни области объекты. Телефонная связь всегда будет у местных правоохранительных органов, силовых структур и аварийно-спасательных служб [4].

 

Областная администрация сделала шаг навстречу фермерам. Глава областной администрации подписал постановление «Об обеспечении крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственными угодьями». Оно требует от администрации районов помочь эффективно работающим хозяйствам, наделить их землей за счет неиспользуемых угодий акционерных и государственных предприятий. Предполагается также расширить продажу крестьянским хозяйствам сельхозугодий из так называемых «земель запаса». Продаваться они будут по льготным ценам и в рассрочку. При наличии нескольких претендентов на один и тот же участок будут организовываться конкурсы [5].

 

Кроме вышеперечисленных, глава областной администрации подписал в августе следующие постановления:

«Об утверждении комиссии по аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»;

«О создании областной согласительной комиссии по установлению долей государства и пайщиков в имуществе кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий в АПК»;

«О проведении эксперимента по приемо-передаче служебной информации по каналу телетекста»;

«О подготовке области к работе в осенне-зимний период 1994-1995 гг.»;

«О неудовлетворительной работе АЗС в июле 1994 года»;

«О порядке принятия Программы приватизации Томской области»;

«Об отдельных вопросах порядка приема иностранных граждан на территории Томской области»;

«Об исчислении такс для исчисления размера взысканий за ущерб незаконного вылова биологических ресурсов»;

«О мерах по выполнению постановления правительства РФ №869 от 26 июля 1994 года «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 года и задач на ближайшую перспективу» [6].

1.3.       Налоговая политика

По решению областной Думы начиная со второго квартала 1994 года при исчислении налогов на прибыль в областной бюджет с благотворительных фондов и организаций налоговая сумма уменьшается на величину взносов, пожертвований и иных безвозмездных вкладов на поддержку науки, культуры, религии, спорта и образования, переданных или перечисленных юридическими лицами, независимо от размера этих сумм. От налогов в областной бюджет благотворительные фонды и организации освобождены и с полученных доходов от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в том случае, если не осуществляют никакую иную предпринимательскую деятельность [7].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       «Сибирское соглашение»

16 августа состоялось заседание координационного совета по поддержке предпринимательства межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Участники совещания, прибывшие из 15 регионов Сибири, обсудили положение, основные направления работы и состав координационного совета (КС). Определены основные направления деятельности на 1994 год. Среди них — нормативно-правовое, организационное, информационное, финансово-кредитное, кадровое. Сформулированы задачи КС МАСС. Главные из них: обсуждение принципов единой идеологии в области поддержки малого бизнеса и предпринимательства, обсуждение взаимодействия внутри регионов и межрегиональной политики по отношению к центру [8].

2.2.       КП РФ

Томский областной исполком КП РФ выступил с открытым письмом главе администрации области, руководителям предприятий и учреждений, профсоюзных комитетов, гражданам области. В нем коммунисты выражают свое категорическое несогласие со вторым, денежным этапом приватизации. Они считают, что последний ведет к «нищете, унижению, потере Родины», и призывают создавать комиссии, которые устанавливали бы природу денег, на которые покупается та или иная собственность [9].

2.3.       Палата представителей общественности

Томская палата представителей общественности, о создании которой шла речь в обзоре «Политического мониторинга» в июле 1994 года [20], посвятила два своих заседания проекту закона Томской области «Об административной ответственности граждан и должностных лиц...». По мнению участников обсуждения, принятый в первом чтении документ имеет множество недостатков: сырой, неряшлив по стилю, мозаичен и бессистемен, юридически безграмотен. Нет в законе четкого определения норм, нарушение которых влечет за собой санкции, он содержит массу двусмысленных формулировок. Нет четко определенных такс штрафов, не оговорены условия, в которых действуют или не действуют соответствующие статьи. Закон дает широкие возможности для произвола со стороны милиции. Палата предложила внести поправки, высказала рекомендации [10].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Внешнеэкономические связи

По итогам второго квартала текущего года крупнейшими экспортерами товарной продукции в страны дальнего зарубежья стали АО «Томскнефть» (41 739 млн. рублей), АООТ «ТНХК» (35 822,4 млн. рублей), АО «Ролтом» (3739 млн. рублей), и АО «Томский инструмент» (1563,7 млн. рублей). Остальные предприятия либо вообще продукцию за границу бывшего Союза не отправляли, либо это было очень малое количество.

Что касается экспорта продукции в страны СНГ, то здесь наибольшую активность проявили АО «Электромеханический завод», «Завод резиновой обуви», «Сибэлектромотор», АООТ «Манотомь» и АСКОМ» (Асино). «Сибкабель» больше всего продукции отгрузил в Казахстан (на 15 973,5 млн. рублей). АООТ «АСКОМ» — в Узбекистан (на 625,8 млн. рублей). АООТ «Манотомь» и АО «Электромеханический завод» — на Украину (472,3 и 933,8 млн. рублей соответственно). Ао «Томскнефть» и НПО «ВИРИОН» либо вообще потребителей своей продукции на территории СНГ не нашли, либо не пошли на подобные сделки из-за невозможности своевременного получения оплаты за отгруженный товар [12].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Занятость

Если в 1993 году в областную службу занятости обратилось 60 000 человек, то за 6 месяцев 1994 года — уже 47 300. Предложение рабочей силы более чем в три раза превышает спрос. Конкуренция на одно рабочее место составляет 3,6 незанятых граждан. Уровень безработицы по области составил 1,4% (при 1,5% по России в среднем). Больше трети зарегистрированных в службе занятости томичей потеряли работу в сязи с сокращением производства (за 6 месяцев с 490 предприятий высвободилось около 5 тысяч человек).

При содействии службы трудоустроено 3639 человек (23% от числа претендентов на труд), 1055 человек получили новую профессию, 2000 томичей приняли участие в общественных (временных) работах, 497 оформлены на досрочную пенсию. На 1 июля на учете в службе состояло 10 892 человека, в том числе 8162 имеющих официальный статус безработного, 6641 из них получали пособие по безработице [13].

4.2.       Оплата труда

Средняя заработная плата в области за июнь 1994 года составила 248,4 тыс. руб., в том числе в производственной сфере — 251 тыс. руб., в непроизводственной — 208,1 тыс. руб. Наиболее высокая заработная плата была у работников сферы кредитования и финансов, на следующей ступеньке — работники транспорта и связи. Самую низкую заработную плату имели работники сельского и лесного хозяйства, культуры и искусства. Разрыв в оплате труда между вышеупомянутыми категориями работников составил более чем 5,7 раза.

Анализируя рост заработной платы по отраслям народного хозяйства за период с декабря 1990 года по июнь 1994 года, Томское областное управление труда и занятости делает вывод, что относительно наиболее благоприятными эти годы стали в основном только для предприятий-монополистов. Так, заработная плата связистов выросла за этот период более чем в 1000 раз, в то время как в сельском хозяйстве — всего в 390 раз.

В мае 1994 года средний доход на одного работающего по Сибирскому региону колеблется от 140,5 тыс. руб.в Алтайском крае до 523,0 тыс. руб. в Тюменской области. Из южных областей региона самый высокий доход в Кемеровской области — 319,2 тыс. руб.

За истекший период вместе с ростом потребительских цен продолжала увеличиваться стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума (БПМ). Потребительские цены на продовольственные товары за истекшее полугодие выросли в 1,7 раза, на промышленные — в 1,6 раза, на услуги — в 2,6 раза. Так, услуги бань выросли в 3,3 раза, железнодорожного транспорта — в 4,4, учреждений культуры — в 3,8 раза.

Бюджетное обследование семей по размеру среднедушевого денежного дохода показало, что население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, составило в июне текущего года 30,7% от общей численности населения области. За пять месяцев доходы 10% наиболее богатого населения возросли в 2,1 раза, тогда как доходы 10% наименее обеспеченных — лишь в 1,7 раза. Денежные доходы «богатых» превышают денежные доходы «бедных» в 14,6 раза.

Стоимость недельного набора из 19 основных продуктов питания, отслеживаемая Госкомстатом РФ, на 28 июня 1994 года составила 13 630 рублей (по России в среднем 13 391 руб.), что соответствует 45-ранговому месту по дороговизне (из 128 городов России) [14].

4.3.       Призыв в армию

План весенне-летнего набора призывников в армию выполнен в Томской области на 100%. 1684 новобранца уже отправились в военные части. Но призыв волей-неволей обратил в очередной раз внимание на некоторые серьезные социальные проблемы общества. Треть потенциальных воинов признана негодной к службе по состоянию здоровья. Наиболее часто встречающимся недугом является аномальное развитие почек — у 11,5% призывников проблемы именно с этим. Интеллектуальный потенциал молодого поколения также оставляет желать лучшего: у 9,6% восемнадцатилетних диагноз — олигофрения. Ну а что касается нормальных и здоровых, то далеко не все из них хотят служить в армии: 236 человек находятся в розыске, уклоняясь от службы в армии (в том числе 55 человек скрылись в этом году). По соответствующей статье Уголовного кодекса они могут получить до трех лет лишения свободы. Но пока что осуждены только два уклониста и то условно [15].

Надо признать, что прежде в местной прессе не встречалось подобной информации. Видимо, именно армейская статистика имеет наиболее полные данные о состоянии здоровья по крайней мере мужской части генофонда России. Стоит оговориться, что одной газетной публикации конечно же недостаточно для подтверждения достоверности вышеупомянутой информации.

4.4.       Защита предпринимательства

В томской прессе прозвучала отсутствующая до сих пор тема: защита человека, стремящегося обеспечить себя и свою семью не на поприще государственной службы, а на ниве частного предпринимательства. И даже более широкая — защиты человека от мощного прессинга практически ничем не ограниченной государственной машины. К публикациям подобного рода можно отнести перепечатку из еженедельника «Аргументы и факты», где кратко излагаются права человека, задержанного органами дознания [16], и статья о положении предпринимателя перед лицом многочисленных надзирающих государственных служб [17].

То, что сегодня называют нарождающимся гражданским обществом, буквально расплющено прессингом чиновничьего непонимания, неприятия и мздоимства. В огромном количестве публикации о невзгодах тех, кто работает в государственном секторе. Еще больше — о заботе государственных инстанций о страждущих. Но как только человек своею ли волею или по воле обстоятельств превращается в частника и берет всю ответственность за существование своей семьи на себя, он не только выпадает из поля внимания тех, кто определяет приоритеты социальной политики, но и превращается в объект настойчивых и агрессивных нападок.

Одна из причин такого положения кроется в социальной структуре современного российского общества в целом и той его части, которая выступает в качестве субъекта нынешних перемен в частности. Не говоря о собственно чиновничьем аппарате, который с легкостью конвертирует свою власть в материальные блага, стоит обратить внимание на тех, кто влияет на формирование менталитета народа. Часть общества, относимая традиционно к интеллигенции, сегодня далека от стремления к формированию идеологии (мировоззрения), благоприятного для новых предпринимательских слоев.

Автор вышеупомянутой статьи охарактеризовал себя как «выбитый из бизнеса предприниматель». Сам материал содержит правдивую, хоть и неглубокую панораму жизни мелкого предпринимателя, стремящегося найти свое место в новой жизни. Это свидетельствует о формировании самосознания новых социальных слоев, об обретении ими своей собственной социальной позиции и стремления отстоять ее. Пока же основное внимание средств массовой информации России сосредоточено на проблемах наиболее пассивной части общества. Последняя продуцирует иждивенческие и агрессивно-распределительные настроения, которые стали яркой чертой национального характера россиян, широко используются политиками в спекулятивных целях, влияют на идеологию современного общества.

Внимание к предпринимательству вообще и к малому бизнесу в частности привлечено в Томске в связи с тем, что именно здесь была проведена очередная сессия «Сибирского соглашения» по поводу поддержки малого и среднего предпринимательства. Участники встречи вынуждены были сделать вывод, что сегодня в России практически ничего не делается для развития этого сектора экономики, более того, многие мероприятия правительства и областных администраций носят удушающий частное предпринимательство характер [18].

4.5.       Томск-7 и ядерная контрабанда

Крупное международное происшествие, связаное с обнаружением контрабандного плутония, откликнулось эхом и в Томске. В газете появилась маленькая заметка под традиционным газетным «соусом» — читатели, дескать, интересуются... не из Северска (Томска-7) ли тот плутоний [19]?

Обычно подобные риторические вопросы появляются на страницах прессы либо для того, чтобы породить подозрение, либо в качестве пробного шара, который опять же либо заставит соответствующие официальные структуры как-то отреагировать, либо станет подготовкой общественного мнения к обнародованию неприятной новости. Одно лишь можно сказать со всей определенностью — Томск прочно включен в сложнейшую систему проблем, связанных с ядерным производством, и потому практически любое событие в мире, касающееся атома, находит отклик и в здешнем регионе.

Источники

1. Повестка дня... // Красное знамя.— 1994.— 5 августа.— С.2.

2. Решения Томской областной Думы // Народная трибуна.— 1994.— 10 августа.— С.2.

3. Ты в ответе за иностранца, которого принял // Красное знамя.— 1994.— 12 августа.—С.7.

4. Здесь всегда будет светло и тепло // Красное знамя.— 1994.— 3 августа.— С.2;
О перечнях объектов, не подлежащих ограничению и прекращению отпуска топливно-энергетических ресурсов и услуг телефонной связи. (Текст постановления) // Народная трибуна.— 1994.— 6 августа.— С.4.

5. Об обеспечении крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственными угодьями. (Текст постановления) // Народная трибуна.— 1994.— 4 августа.— С.4;
Землю крестьянам // Томский вестник.— 1994.— 10 августа.— С.2;
Земля крестьянам (фермерам) // Томская неделя.— 1994.— 5 августа.— С.2.

6. Документы из «Белого дома» на Томи // Томский вестник.— 1994.— 17 августа.— С.2.

7. Благотворительность поощряется // Томский вестник.— 1994.— 10 августа.— С.2.

8. Томск — источник поддержки сибирских предпринимателей // Томский вестник.— 1994.— 18 августа.— С.2;
Пришли к «Сибирскому соглашению» // Томская неделя.— 1994.— 19 августа.— С.2.

9. Томские коммунисты протестуют // Красное знамя.— 1994.— 16 августа.— С.1.

10. Не учли зарубежный опыт... // Народная трибуна.— 1994.— 11 августа.— С.2.

11. Социально-экономическое положение Томской области за первое полугодие 1994 года // Народная трибуна.— 1994.— 2 августа.— С.2-3.

12. Новиков А. Томская продукция за рубежом не котируется // Народная трибуна.— 1994.— 10 августа.— С.2.

13. Макиенко С. Предложение в три раза превышает спрос // Красное знамя.— 1994.— 2 августа.— С.1;
Молодцов Ю. На деле оказалось куда сложнее, чем незанятная игра в трудовую занятость // Томский вестник.— 1994.— 9 августа.— С.5.

14. Торговый ряд. Спецвыпуск по материалам управления труда и занятости // Красное знамя.— 1994.— 12 августа.— С.3.

15. Не все идут служить ребята.. // Томская неделя.— 1994.— 5 августа.— С.2.

16. Право на защиту // Красное знамя.— 1994.— 9 августа.— С.3.

17. Баринов Д. Цена свободы. Почему, став предпринимателем, оказываешься вне закона // Красное знамя.— 1994.— 11 августа.— С.3.

18. Яковлев А. Когда предпринимателю плохо, его поддерживают // Томский вестник.— 1994.— 24 августа.— Сс.1,3.

19. Есть ли утечка плутония — покажет проверка // Томский вестник.— 1994.— 23 августа.— С.2;
Георгиев В. Не утихают страсти вокруг плутония... // Томский вестник.— 1994.— 26 августа.— С.1.

20. Погодаев Н. Томская область в июле 1994 года // Политический мониторинг // М.: ИГПИ, 1994.— №7.