Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в ноябре 1994 года

1.    ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА?

Продолжившая 29 ноября свою работу 25 сессия Верховного Совета Удмуртской Республики приняла 6 декабря Конституцию республики. Конституция мигом приобрела прозвище договорной, так как получив право на жизнь, она оставила за своими пределами еще несколько не решенных спорных вопросов, связанных прежде всего с институтом президентства и структурой парламента. Конституция предполагает парламентскую республику с однопалатным парламентом, в составе которого 134 депутата, 30 из которых могут работать на профессиональной основе. Вопрос о президентской власти, либо главе исполнительной власти, избранным всенародно, решено вынести на всенародный опрос, а структуру парламента и нормы представительства в нем, сроки и порядок выборов должны определить соответствено законы о Государственном совете (так решено назвать представительный орган власти) и о выборах в Государственный совет Удмуртской республики. Проекты этих законов должны быть подготовлены к 14 декабря, когда сессия вновь продолжит свою работу.

Можно предположить, что принятая Конституция стала резутатом воздействия нескольких факторов. Во первых, позицией правительства республики, отстаивающей сильную исполнительную власть. Главным требованием при этом, даже при взможности идти компромисс с оппонентами, постоянно оставалось избранность народом главы правительства. Во-вторых, позицией большинства Верховного Совета, стремящейся к установлению максимально возможного контроля за исполнительной властью со стороны парламента. Кроме того, в марте 1995 года истекает срок полномочий нынешнего Верховного Совета и если Конституция Удмуртской Республики не принимается, действует Конституция бывшей автономной республики с внесенными уже в нее поправками и принятыми в связи с ними законодательными актами, которые предполагают в том числе и президентскую власть. Причем именно этот институт при этом оказывается совершенно не оснащен юридически и конституционный процесс вновь заворачивается к тому берегу, от которого и отплывал. Меж тем подступает безвластие, поскольку близок час, когда парламент нужно будет распускать, решать вопрос о правительстве, а тогда нужно ждать того кто решит занять образовавшуюся вакансию сам. Опыт показывает, что при наличии вакансий на подобные кресла желающие их занять находятся быстро. Поэтому вполне можно согласиться с тем что в ходе рассмотрения проекта Конституции отношения между законодательной исполнительной властью существенно обострились. Однако сводить весь процесс к одному лишь соперничеству между правительством и парламентом, а тем более между главой кабинета и парламента все же не стоит. Дело, очевидно, обстоит серьезнее и заключается в столковении множественных интересов карьерного, экономического, политического и мировоззренческого свойства. Группы парламентариев, которые стали главными участниками этих событий, образовывались по политическим, личным симпатиям и связям, приверженности к конкретным политическим фигурам и прочая и прочая. 6 декабря компромисс был найден, как можно судить, между ними всеми. И главной причиной этого стал временной фактор.

Что получилось в итоге принятия Конституции Удмуртской Республики? После принятия законов о Государственном совете и о выборах в него определятся условия игры и возможные политические дивиденты при выйгрыше. Проведенный опрос народа определит отношение народа к институту президентской власти в республике. Если даже отношение будет положительное вопрос этот можно будет еще раз обсудить на заседании уже Государственного совета (раньше его избрания о возможных выборах Президента не может быть и речи).К тому же опрос — не референдум, а закона о последнем в Удмуртии нет. При этом, если выборы Президента все же будут проводиться, новому парламенту достанет работы, чтобы скорректировать вновь, принятую уже, Конституцию, а возможно и другие законодательные акты. Кроме того, при назначении выборов Президента, проходить они будут уже в новых политических условиях, которые значительно расширяют круг возможных кандидатов, которых становится уже более трех (Александр Волков (Председатель Совета Министров), Валентин Тубылов (Председатель Верховного Совета) и некто, кого предложит Центр Поддержки Самоуправления. Это может относиться к Михаилу Васильеву или Владимиру Подопригора или к какому-то «независимому», случайному кандидату. С полной уверенностью, что к вопросу о сильной исполнительной власти и всенародно избираемом ее главе, депутаты уже никогда не вернутся говорить нельзя.

Сессия Верховного Совета приняла также решение о частной собственности на землю (статьи 13 и 36 проекта). Несмотря на то что частная сробственность на землю уже прописана в Конституции России и сельскохозяйственные угодья во многих случаях уже переданы на разных условиях в собственность крестьянам и их объединениям в Верховном Совете образовалась весьма значительная группа выступающая против частной собственности на землю, либо по крайней мере, за ограничения прав ее владельца. На этой почве возникли теоретические споры на предмет термина «товар», поскольку одним из предложений в этой связи было записать в Конституцию, что земля может находиться в частной собственности, но не может быть товаром. После проведенного первого голосования по этому вопросу голоса парламентариев разделились поровну и две статьи проекта были отправлены на доработку (статьи 13 и 36). После работы комиссии, на суд депутатов был вынесен новый вариант, который признавал на территории Удмуртии частную собственность на землю, но устанавливал «мораторинг» на его продажу в течении 10 лет. Этот вариант был принят сессией.

Кроме того в в Конституции республики отсутствует термин «суверенная» по отношению к Удмуртии и в статье первой, где в проекте предполагалось записать «Удмуртская Республики — Удмурт Республика — суверенное государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.» после слов «удмуртской нацией вставлено «и других народов Удмуртии».

2.    ВИЗИТЫ МОСКОВСКИХ ЧИНОВНИКОВ В ИЖЕВСК

Начиная с конца октября в Удмуртию косяком прибывали высопоставленные чиновники из Москвы. С 26 по 30 октября в Ижевске прошла Международная научно-практическая конференция «Молодежь и финно-угорский мир». Ее организаторы — федеральное министерство по делам национальностей и региональной политике, Совет Министров Удмуртской Республики, молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), Удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце») и ряд других учредителей. В работе конференции приняли участие молодые политики, бизнесмены, ученые, журналисты, лидеры молодежных движений, представители государственных структур по работе с молодежью из финно-угорских республик России, а также Венгрии, Финляндии и Эстонии. Работа двухсот участников конференции велась по секциям: «Наука, культура, обрзование», «Молодежь и политика», «Молодежь и государство», «Молодежные объединения», «Финно-угорское информационное пространство». Венцом конференции стало обращение к парламентам и правительствам финно-угорских государств и республик. Для участия в работе конференции в республику прибыли заместитель Председателя Совета Федерации Рамазан Абдулатипов. Вот выдержки из его выступления:

«Проблемы, с которыми соприкасаются и Россия, и Удмуртская Республика, — как та капелька, в которой отражается огромное небо. Где бы мы ни были, — отюжных окраин до самых северных, — всюду увидим отражение наших общих проблем. И то, что происходит со всеми нами, с нашим государством, — это наша общая боль.»

«И все-таки я хотел бы вычленить главное. Говоря недавно на Совете Федерации о его месте и роли в происходящих процессах, я сказал, что у нас нет ни одного государственного органа, который бы просчитывал какие-то положительные, позитивные тенденции в ходе реформ. А они бесспорно есть, начиная с того, что мы свободно говорим, и кончая дачными домиками, которые активно строим в последнее время. Но есть и губительные для Отечества моменты развития. Я не вижу в государстве системы, нацеленной на создание программы развития всего позитивного и торможения негативных последствий проводимых реформ.»

«При огромном потенциале возможностей возникает очень много сомнений. Как в этой ситуации без больших социальных и межнациональных конфликтов выйти из кризиса? Если не считать того, что произошло в октябре прошлого года, мы пока обошлись меньшими потерями по сравнению с теми, кто окружает нас. Мы просто сохранили ситуацию того октября до сегодняшнего дня. Еще не произошло, скажем так, равномерного распределения полномочий властных структур без ущерба друг для друга. А самое главное — без ущерба развития государства и реформ. Фактически в стране, по большому счету, произошло уничтожение законодательных представительных органов власти. Если мы не нужны на переходный период, то не надо изображать из себя — вот, посмотрите, какое мы демократическое государство. Есть у нас и верхняя палата, есть и нижняя, да еще одна на всякий случай во главе с Собчаком. По атрибутике мы самые-самые демократические, самые федеративные...»

«Самое странное — идут обвинения и в мой адрес, что в этом процессе видят попытку восстановить вертикаль представительных органов власти. Это же глупость величайшая! Что значит попытка? У исполнительной власти есть вертикаль? Да. У судебной, прокурорской? Есть. У МВД? Как же можно государство оставлять без вертикали основной власти, формирующей, представительной, без которой демократия невозможна? Не было такого опыта, чтобы исполнительная власть обеспечивала демократию! «

«Можно и через каждый месяц избирать Думу, все равно депутаты будут такие же, пусть разные, но не станут молчать. Или надо возвращаться к той системе, где был депутат молчаливый. Приезжал на сессию, покупал жене платок да в буфете по знакомству еще и коробку конфет — и уезжал молча обратно через два дня. Но мы же сказали, что нам это не подходит. Я думаю, мы должны осознать, что стержнем все-таки является представительная власть. Исполнительная — держит государственную власть. Исполнительная — не потому, что там все плохие. Дело в другом. Есть чиновник назначенный, и есть представитель, который избирается. Посмотрите: за последние годы мы создали более десяти разных организаций — таможенных служб, налоговых инспекций и полиций. При всем уважении к ним признаемся — большинство занимается лишь поборами. Мы пробовали в Верховном Совете принять закон о системе государственного контроля или об органах государственного контроля — не получилось. И чиновник сегодня с одной стороны — раб, с другой — человек, который избавился от намордника КПСС, творит, что хочет, как позволит совесть. И, фактически так называемое самоуправление, по-моему, — это самое настоящее самоуправство. «

«Сегодня вы проводили очень хорошее мероприятие — международную конференцию молодежных организаций финно-угорских народов. Но важно, чтобы и оно проходило с учетом потенциала сотрудничества. Я, например, не очень понимаю, когда в России объединяются тюркские народы, когда объединяются угро-финские народы, когда объединяются горцы, казаки. Я понимаю, когда объединяются народы Удмуртской Республики, я понимаю, когда объединяются народы Поволжья, я понимаю, когда объединяются народы России, но с учетом этнокультуры, особенностей и интересов в том числе угро-финских, тюркских, горских и прочих национальностей.

Тюркские народы начали объединяться, в Казани провели мероприятие. В Дагестане в результате — конфликт между тюрками и горскими народами. Тюрки приехали и говорят: мы все будем объединяться, мы всем покажем. Казаки тоже — мы вам покажем, весь народ начинает нашивать лампасы.

Невозможно национальное возрождение ни одного народа, отдельно взятого в России. Национальное возрождение возможно за счет межнационального сотрудничества. А оно будет развиваться тогда, когда каждый народ будет вести себя с достоинством» [1].

Выступил также министр по делам национальностей и региональной политике, председатель Совета по делам Казачества при Президенте России, член Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Егоров.

«Основные документы, которые готовятся сегодня в недрах Министерства по делам национальностей и региональной политике, — это концепция региональной политики России и закон о разграничении полномочий между региональными центральными органами власти и управления. Последний уже обсужден и вносится на рассмотрение Государственной Думы.

Параллельно идет работа по заключению договоров с субъектами Федерации. Здесь достаточно много проблем, определяемых в первую очередь асимметричностью Российской Федерации. Несмотря на то что юридически все субъекты равны между собой, фактически это не так. И это не соответствует духу и букве Конституции России, принятой 12 декабря.

Не равны между собой субъекты и экономически... Кранодарский край с его мощной промышленностью и сельским хозяйством и Ингушетию с 260 тысячами населения, двумя заводами и практически отсутствующим сельским хозяйством. Нам надо очень много работать, по выравниванию экономических возможностей, и один из путей достижения этой цели — появившиеся уже экономические ассоциации. Например, «Большой Урал», куда входит и Удмуртия».

Сегодня в России восемь таких ассоциаций. Это наиболее «мягкий» путь сочетания интересов территорий, субъектов и возможность экономического выравнивания потенциалов субъектов Федерации, входящих в эти ассоциации. По мнению министра, в этих ассоциациях — будущее России, «только не надо торопить события».

Мы — федеративное государство, и республики в составе России не будут являться субъектами международного права. А это значит, что государственного суверенитета у них не будет, сколько его ни записывай. Зачем тогда друг друга уговаривать и, извините, морочить друг другу головы? У нас есть Конституция Российской Федерации и все конституции и уставы должны соответствовать ей. Иначе не будет правового поля и невозможно будет обеспечить синхронности взаимодействия федерации и ее субъектов, субъектов и местного самоуправления. Это одна из проблем федерализма на сегодняшний день — приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации всех конституций и уставов ее субъектов [1].

В связи с праздновнием 75-летнего юбилея знаменитого конструктора стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, в Ижевск прибыла делегация во главе с президентом России Борисом Ельциным. Приветствовать юбиляра приехало множество гостей. Среди них Валериан Викторов — от Совета Федерации, Артур Чилингаров — от Государственной Думы, Наталья Катаева — от администрации Курьинского района Алтайского края, где родился Калашников, космонавты Александр Серебров и Георгий Береговой, летчик-испытатель Марина Попович, председатель Федеральной службы контрразведки Сергей Степашин, Юрий Глыбин — от Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Павел Грачев — от Министерства Обороны, зарубежные историки и многие другие.

В честь своего юбилея Михаил Калашников был удостоин ордена «за заслуги перед Отечеством Второй степени за номером один, звания генерал-майора, автомашины «УАЗ-469» и именное оружие (лично от Грачева и министерства обороны) и звания почентный сотрудник контрразведки.

Два совещания, которые провел Президент Российской Федерации Борис Ельцин во время краткосрочного визита в Удмуртскую Республику, были продолжением разговора, состоявшегося в конце октября в Москве. На этом акцентировал внимание журналистов на пресс-конференции, посвященной итогам визита главы российского государства, Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики Валентин Тубылов.

Необходимость проведения совещания с участием руководителей силовых структур Российской Федерации и правоохранительных органов нашей республики, по мнению Валентина Кузьмича, была вызвана тем, что Президент, особенно в последнее время, самое пристальное внимание обращает на проблемы борьбы с преступностью. Криминогенная ситуация в России усложняется, а в Удмуртии она, может быть, даже более напряженная, чем в целом по стране, ибо наш регион особенный — здесь производится стрелковое оружие.

На совещании Президенту было высказано немало предложений. В частности, представители нашей республики просили Бориса Николаевича содействия в ускорении работы над созданием необходимой правовой базы. Законы, сегодня регламентирующие деятельность правоохранительных органов, были приняты еще в шестидесятых годах и не отвечают современным требованиям.

Очень остро поднимался вопрос о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы предотвратить утечку оружия. Разговор, в частности, шел о возможности передачи под государственную охрану предприятий, производящих оружие, внедрении компьютерного контроля за движением и сохранностью комплектующих деталей стрелкового оружия, а соответственно и финансирования организации этой работы.

Как заявил Валентин Тубылов, средства массовой информации не совсем верно информировали о намерении местных органов усилить режим охраны предприятий и преподнесли это как желание вновь вернуться к тем временам, когда республика действительно была закрытой. Никаких закрытых зон в условиях рынка быть не может, подчеркнул глава Удмуртской Республики.

Участники совещания проинформировали Президента о том, что наш Верховный Совет в какой-то мере пытается восполнить пробелы в законодательстве Российской Федерации, приняв законы, действующие на территории республики, по борьбе с преступностью и торговле оружием. Эта работа получила положительную оценку Президента.

По мнению Валентина Тубылова, итоги совещания в Ижевске — хороший стимул для рассмотрения вопроса о борьбе с преступностью на сессии Верховного Совета, которая должна состояться в ноябре.

 

На втором совещании руководство республики обсуждало вопросы, которые рассматривались Президентом России и Председателем Верховного Совета Удмуртской Республики в личной встрече 27 октября.

— Речь, в первую очередь, шла о кредитах, — сказал Валентин Тубылов. — Многие наши предприятия имеют значительные успехи в выпуске конверсионной продукции. Существует немало перспективных разработок. Но для ускорения конверсионных процессов, для закупок необходимого сырья нужны оборонные средства. У республики есть возможность получить солидные инвестиции, в том числе и зарубежные. Все упирается в то, что инвесторы требуют и твердых гарантий для выделения кредитов. Руководство Удмуртии обратилось к Президенту с просьбой — оказать содействие и помощь в получении кредитов. Содействие было обещано и по выделению кредитов для «Ижмаша», по определению квот на продажу удмуртской нефти для поддержки конверсионных программ.

Мы не просили дотаций или безвозмездной помощи, как потерявшие всякую перспективу, мы просили помощи для ускорения конверсии, — подчеркнул Валентин Кузьмич. — Что касается миллиардов, о которых говорил министр обороны России Павел Грачев, то это всего лишь долги. Любые нормальные взаимоотношения должны предусматривать: выполнили твой заказ — за работу надо заплатить. Кстати, долги Министерством обороны возмещены еще не полностью, но полученные средства дадут возможность нашим предприятиям провести взаимозачеты и заплатить налоги, которые пополнят бюджет республики и помогут решению некоторых социальных проблем.

Одна из таких социальных нужд — выплата дотаций детям. Президент твердо обещал решить вопрос о возможности использования пятидесяти процентов мобилизационных ресурсов по нефтепродуктам. От их продажи республика может получить около десяти миллиардов рублей.

Как считает Валентин Тубылов, разговор с Президентом получился весьма заинтересованным и доброжелательным. После 20 ноября глава Удмуртской Республики планирует выехать в Москву. Цель поездки — решение вопросов, о которых шла речь на совещаниях с Президентом в Ижевске и подготовка к подписанию договора по разграничению взаимных прав и полномочий между центром и нашей республикой. Подписание договора назначено на декабрь [2].

10 ноября была проведена прессконференция с А.Ильюшенко, исполняющим обязанности генерального прокурора республики Российской Федерации Е.Абрамовым, первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации С.Степашиным, директором Федеральной службы контрразведки. Пресс-конференции с представителями «тех самых служб» интересны тем, что получаешь очень много ответов, к которым потом можно сформулировать очень много вопросов. Причем вопросов всегда оказывается больше, чем тех ответов которые получаешь на вопросы, которые не задавал.

Кроме вручения ордена Михаилу Калашникову, Президент и сопровождающие его лица, представлявшие в Ижевске все силовые министерства, обсудили с руководством Удмуртии и ряд рабочих вопросов. В то числе, касающихся криминогенной обстановки и борьбе с преступностью. Безусловно трагедия семьи Николая Перевощикова первого заместителя министра внутренних дел сыграла здесь непоследнюю роль. Алексей Николаевич Ильюшенко сообщил, что в деле появились новые подробности. «Убийство Перевощикова и членов его семьи практически на сегодняшний день раскрыто, — заявил и.о. Генерального прокурора России, -Но, как оказалось, это дело повлекло за собой шлейф дел, которые тоже в скором времени пойдут на раскрытие. Это касается сегодня трех заказных убийств, которые были совершены в разных городах России. Я полагаю, что этим не ограничится.» На вопрос не является ли Ижевск центром продажи оружия и не связано ли дело об убийстве Перевощикова с контрабандой оружия в частности в Чечню. Сергей Степашин вздохнул:»Чечня, Чечня. У нас кроме Чечни проблем много.» Однако согласился с такой оценкой, что в принципе это действительно так. В Ижевске производится огромное количество оружия, которое складируется и невостребуется. Все это способствует развитию криминальных отношений. «И второе, — продолжил шеф российской контрразведки,— я очень рад, что сегодня Борис Николаевич, по сути своей поддержал инициативу местных органов власти и я надеюсь, что мы ужесточим режим охраны особо важных государственных объектов в том числе завод, который производит стрелковое оружие новейшего образца в Ижевске.»

Вообще, об инициативе местных властей и неком принятом Президентом решении на пресс-конференции разговор возникал не раз, но руководитель ФСК долго уклонялся от комментариев, обещая лишь корреспондету «Интерфакса» объяснить все отдельно в Москве. Когда же возмущенная «местная пресса» попросила-таки по подробнее остановиться на этом вопросе Степашин ответил:

«После распада Советского Союза было ликвидировано само понятие «контрразведовательный режим» в Российской Федерации. Открыли все... Может быть и правильно, но с другой стороны сегодня возникает необходимость ограничения въезда, пребывания в ряде городов Российской Федерации. Естественно что все это должно быть согласовано с местными органами власти. Хотя это противоречит тому Закону, который быд принят почившим в бозе Верховным Советом Российской Федерации». «Речь не ведется о том, чтобы вводить какое-то чрезвычайное и ли особое положение, — уточнил он, — но по ряду регионов возможно нужно будет принимать особые правила, в том числе и в работе наших правоохранительных органов.»

Положение на счет усиления борьбы с преступностью, первый заместитель министра внутренних дел России Евгений Абрамов пояснил так: «Когда идет речь о более жесткой борьбе с преступностью, надо понимать и все мы понимаем, по-моему, что здесь не идет речь о нарушении законности. Жесткость будет обеспечена за счет наступательности и активности наших правоохранительных органов. Но, еще раз отмечу, ни в коей мере не за счет нарушения законности.»

Одиннадцатого ноября, когда осела пыль президентского кортежа, председатель Совета Министров Удмуртии Александр Волков провел пресс-конференцию, где рассказал об итогах визита высоких гостей, о договоренностях и обещаниях, достигнутых и данных во время празднеств и рабочих встреч.

Александр Волков сообщил о действительных объемах расчетов между Удмуртией и Министерством обороны России. Предприятиям нашей республики министерством выплачено 25,2 миллиарда рублей, путем взаимозачета ликвидированы их долги федеральному бюджету в объеме 36,8 миллиарда рублей. Кроме того, удмуртской «оборонке» предоставлены налоговые льготы. Прежде всего грачевский подарок касается Воткинского завода, Ижевского мотозавода, Ижевского электромеханического завода и Сарапульского радиозавода. В ходе совещаний и переговоров Президент одобрил проект, связанный с предоставлением нефтяных скважин «Ижмашу», дабы гарантировать инвестиции в его производство.

Безусловно, круг вопросов, который обсуждался, касался прежде всего конверсии, поскольку в составе московской делегации был министр обороны, и потому что это самая «больная» проблема для Удмуртской Республики. Павел Грачев объявил, что Министерство обороны рассчиталось с долгами удмуртским оборонным предприятиям, однако это не решает всех проблем конверсии в регионе. Концепция ее проведения в Удмуртии — постепенное сокращение оборонного заказа при сохранении некоторых наиболее важных разработок и планомерном замещении «военки» гражданской продукцией. На сегодня оборонный заказ составляет порядка десяти процентов от того, что было раньше. Александр Волков привел в пример ход конверсии на Ижевском механическом заводе, где военная продукция сократилась с семидесяти процентов до двух к текущему году. Причем предприятие вышло на физические объемы производства, которые даже несколько превышают рубежи трех-пятилетней давности. Однако достигнутые успехи и планы преобразований производств меркнут и мельчают из-за невыполнения важнейших для республики указов и постановлений, принимаемых в Москве. Так, рухнула надежда на получение некогда обещанных Президентом 250 миллионов долларов. Во время встречи с Борисом Ельциным в Ижевске руководители Удмуртии Валентин Тубылов и Александр Волков вновь подняли вопрос об этом документе и предложили, поскольку уж не выполняется оно, оставить в силе Указ Президента о конверсионной квоте на нефть. Уже 26 миллиардов рублей, как сообщил на пресс-конференции Александр Волков, полученных от реализации нефти, отправлены на предприятия, и на многих из них вложения уже окупились. «Мы должны знать, что у нас есть реальный источник дохода», — такой была позиция удмуртского руководства во время встречи с Президентом России.

Нефть станет своеобразным рычагом и при решении проблемы «Ижмаша». Президент обещал поддержку в реализации проекта по предоставлению предприятию нефтяных скважин в качестве гарантий под западные инвестиции в реконструкцию.

Особое место в ряду удмуртских проблем занимает строительный комплекс. На встрече была достигнута принципиальная договоренность о том, что в Удмуртии может быть размещен заказ на строительство жилья для военнослужащих, выводимых из зарубежных частей. Это позволит обеспечить заказами строительные предприятия, которые более чем кто-либо сегодня страдают из-за финансового голода.

Предвидя тяжелое положение с горючим, руководство Удмуртской Республики обратилось к Президенту России, когда он был с визитом в нашу республику с просьбой выделить для республики 40 тысяч тонн нефтепродуктов из госрезерва. В письме, направленном на имя Ельцина говорилось о том, что поставки ГСМ из госрезерва неплохо бы осуществить по ценам их закладки, производимой в восьмидесятые годы и раньше. Разницу, весьма ощутимую, предлагалось нправить малообеспеченным семьям. Ельцин поставил подпись под таким решением вопроса и теперь поставновление по этому вопросу ожидает своей судьбы в Правительстве России. Не согласен однако с таким решением Госрезерв, отказываясь отгружать нефтепродукты по предложенным ценам. Если это все же случится, Удмуртия получит десять тысяч тонн семьдесят шестого бензина и тридцать тысяч тонн дизельного топлива, что снимет напряжение по крайней мере на два месяца, а малоимущие граждане, прежде всего дети, будут иметь немалые государственные дотации.

3.    ВЫСТАВКИ. ПРЕЗЕНТАЦИИ. РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

16 ноября в Москве состоялось открытие представительства шведской фирмы «ERICSSON». Это событие осталось бы не замеченным в республике, если не одно приятное обстоятельство. Во время презентации иностранная фирма и финансово-промышленная группа «Уральские заводы» (см. Приложение) подписали контракт о производстве мобильных средств связи для ведомственных структур.

Кстати говоря, солидная фирма, известная в мире как лидер в области телекоммуникационного оборудования, не впервые на российских просторах.

По словам вице-президента ФПГ «Уральские заводы» Виталия Шурыгина, первое знакомство со шведами состоялось еще в апреле. Многочисленные переговоры закончились весьма удачно: ФПГ получила от «ERICSSON» комплект конструкторской документации, технологическое оборудование и полное право на производство станций, отвечающих всем международным требованиям. Передача лицензии означает, что ижевчане вправе также осваивать любой элемент или узел из местных материалов и на отечественной оснастке. Но только в том случае, если опытный образец пройдет испытание и зарекомендует себя не хуже зарубежного.

Кроме производства радиостанций, предлагается установить в Удмуртии ведомственную систему радиосвязи EDACS фирмы «ERICSSON». Ставку на нее уже сделали в Москве, Санкт-Петербурге, Алма-Ате. Система предназначена для различных групп пользователей: пожарных, милиции, скорой помощи, налоговой полиции, мэрии, службы безопасности и других ведомств. Кстати, МВД России заинтересовалось предложением и выступило в качестве заказчика первых станций. Ведутся переговоры и с МВД Удмуртии. А главное управление охраны Президента уже закупило комплект оборудования ELACS. Абонентская же аппаратура, возможно, будет поставляться именно с «Уральских заводов» [3].

16 ноября Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики Валентин Тубылов провел совещание с членами организационного комитета по образованию Союза товаропроизводителей Удмуртской Республики. В работе совщания приняли участие председатель постоянной комиссии Верховного Совета по промышленности Сергей Фефилов, генеральные директора сарапульского производствеенного объединения «Радиотехника» Геннадий Абросимов и ижевского акционерного общества «Аксион» Владимир Гродецкий, директор по экономике акционерного общества «Буммаш» Герман Сергеев, президент Союза Предпринимателей Удмуртии Григорий Каюмов и первый вице-президент ПФГ «Уральские заводы» Михаил Козлов. Участники совещания отметили, что надобность создания Союза товаропроизводителей продиктовано самой жизнью. В пример была приведена Ивановская область, где без согласования с подобным союзом областная администрация не принимает ни одного решения, затрагивающего интересы большого круга людей. В нашей республике в этом направлении положительный опыт нарабатывается пока лишь во взаимоотношениях сарапульской городской администрацией с здешней ассоциацией руководителей промышленных предприятий. Принято решение о созыве учредительного съезда товаропроизводителей Удмуртии в середине декабря 1994 года в Ижевске.

Пятнадцатого ноября АПК России начала в республике работу научно-практической конференции, которая проводится под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Совета Министров Удмуртской Республики, Российской академии сельскохозяйственных наук, Комитета Российской Федерации по машиностроению, государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Официальная церемония состоится 15 ноября в совхозе «Восточный». Оборудование для мини-цехов и прочая техника, производимая многими российскими предприятиями, уже поступает в республику и будет размещена в «Восточном», на заводе «Метеор» в Ижевске, в Сарапульском ремонтно-техническом предприятии и на «Агрохолодмаше». О том что выставка будет постояннодействующей, как предполагалось ранее пока говорить рано, но до 1 декабря работа ее будет продолжаться. Действующие экспонаты тоже будут установлены и запущены в некоторых хозяйствах Удмуртии в работу, но, насколько известно на условиях лизинга. В совхозе имени Ленина Киясовского района будет построен цех по переработке мяса, в Июльском, после монтажа завозимого оборудования будут изготовлять мороженное и суфле, а в Бабино откроется молочный цех. Надо полагать, что выставка покажет насколько конкурентоспособна наша перерабатывающая техника и насколько платежеспособны те, кто стремится заниматься переработкой. Покажет выставка и то, кто из последних способен сегодня развивать эту отрасль хозяйства.

4.    СЪЕЗД УДМУРТОВ

4 ноября начался Второй всеудмуртский съезд. Перед съездом во всех регионах, где компактно проживают удмурты, прошли собрания. На съезд было избрано пятьсот делегатов, четыреста пятьдесят восемь из них были в эти два дня во дворце «Аксион».

Открывая съезд, Председатель Верховного Совета Республики Валентин Тубылов пожелал делегатам плодотворной работы, отметил свершения, достигнутые за три прошедших после первого съезда года.

В докладе президента ассоциации «Удмурт Кенеш» Розы Яшиной тоже отмечались некоторые достижения, но она все-таки больше внимания уделила проблемам, которые ее команде не удалось решить за год. Увы, в ассоциации произошла смена руководства. Почему — никто, пожалуй, вразумительного ответа дать пока не может. Но так или иначе, в последние три года удмуртские национальные движения значительно активизировались. Заслугой исполкома ассоциации, конечно, является и то, что во многих районах и городах возникли отделения и первичные организации «Удмурт Кенеша». Теоретикам удмуртского национального движения хотелось бы в них видеть первые ячейки самоуправления удмуртов.

После содокладов кандидата исторических наук Маргариты Гришкиной и доктора исторических наук Карла Пономарева начались выступления делегатов и приглашенных. Но надо упомянуть, что Маргарита Владимировна рассказала об истории народа, а Карл Александрович — о работе в Консультативном комитете финно-угорских народов, он, кстати, упомянул о том, что Россия до сих пор не ратифицировала некоторые документы ООН о правах малочисленных и коренных народов.

Документов принято немного: две декларации, резолюция, постановление и обращение в Генеральную Ассамблею ООН. Декларация «О реализации суверенных прав удмуртского народа в условиях конституционного строительства в Удмуртской Республике» констатирует, что не все предложения, сформулированные первым Всесоюзным съездом удмуртов, приняты во внимание Верховным Советом и правительством республики: например, Удмуртия до сих пор не имеет законов о языках, народном образовании, культуре, статусе съезда удмуртского народа. В декларацию вошли строки обращения к властям Российской Федерации, где предлагается ратифицировать все документы международных организаций, прежде всего ООН, по проблемам коренных народов и национальных меньшинств, в том числе и Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Что касается властных структур Удмуртии, высказано пожелание чтобы удмуртский народ более полно принимал участие в выработке, принятии и реализации решений на высшем уровне. Для этого, решили делегаты, необходимо, во-первых, создать двухпалатный профессиональный парламент, где каждая палата имела бы право вето. Причем одна из палат должна полностью состоять из депутатов коренной национальности.

Купля-продажа земли в Удмуртии может привести к лишению среды обитания целого народа, посчитали участники съезда. Панацеей от возможной беды составители документов считают возврат к сельской общине. В резолюцию съезда вошло и предложение сделать крестьянам послабления: если возможно — аннулировать долги, выделить льготные кредиты.

В области культуры и народного образования съезд в первую очередь потребовал придания удмуртскому языку статуса государственного.

Съезд выработал отдельную декларацию «О статусе Всеудмуртского съезда». В нем говорится, что съезд является высшим представительным органом удмуртского этноса, а его правомочность обеспечивается демократическими выборами делегатов в соответствии с положением о выборах. А в своей деятельности съезд и его исполнительный орган руководствовались и будут руководствоваться нормами международного права о коренных народах, конституциями Российской Федерации и Удмуртской Республики, другим законодательством. Учитывая все это, съезд в очередной раз обращается к Верховному Совету Удмуртской Республики с просьбой законодательно закрепить статус Всеудмуртского съезда.

В документах, принятых Съездом говорится о необходимости создания национально-культурных центров в городах и районах республики. В резолюции отмечено, что такие центры обязательно должны появиться в Глазове и деревне Кузебай Алнашского района. (Деревня Кузебай — это цент язычества Удмуртии.)

В Ижевске тоже должен появиться национально-культурный центр: предполагается, что его составят Удмуртский театр, лицей, комплекс «Удмурт вось», театр удмуртской моды, центр национальной кухни и другие подобные учреждения. Кстати, помочь в строительстве готовы коммерсанты: например, одна из московских фирм предполагает построить в Малой Пурге керамический завод и коттеджи для интеллигенции. Руководит фирмой выходец из Удмуртии Николай Волков. Коли уж заговорили о коммерсантах, то надо сказать, что в одном из пунктов резолюции говорится о придании банку «Азвесь» статуса удмуртского народного банка. Съезд просит правительство республики оказать содействие этому банку.

Было принято постановление съезда об экологической обстановке. В нем требуется проводить уничтожение химического оружия очень тщательно и осторожно, соблюдая гласность [4].

Сменилось и руководство Всеудмуртской Ассоциации «Удмурт Кенеш». Президентом Ассоциации стал профессор Ижевского медицинского института Иван Георгиевич Гришкин. Вице-президентом — Николай Спиридонович Кузнецов, бывший работник КГБ, ныне человек, пишущий о репрессированных осенью этого года из печати вышла его книга, сделанная на архивных материалах госбезопасности и повествующая о пострадавших в годы репрессий представителях удмуртской национальной интелигенции. Книга сперва была издана на удмуртском языке, затем переведена на русский.

5.    ПРОБЛЕМА УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

С 22 по 23 ноября в Удмуртии проходил первый семинар по проблемам уничтожения химического оружия. На базе отдыха «Березка» собрались представители Кировской, Курганской областей и других республик и областей Урал, ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Волгоград, Ижевска, представители общественных экологических организаций. В работе семинара принял участие заместитель начальника управления войск радиационной, химической и бактериолгической защиты генерал-лейтенант Юрий Тарасевич, представитель Комитета по конывенциальным проблемам химического оружия Александр Иванов. Главной проблемой, ставшей предметом обсуждения собравшихся стал люизит, хранящийся в арсенале Камбарки. Как сообщил заместитель председателя Совета Министров Удмуртской Республики Юрий Питкевич, семинар задумывался еще год назад, после того как сессия Камбарского районного Совета приняла решение о развитие инфраструктуры микрорайона. Плановый семинар, организованный Удмуртским университетом и правительством республик должен был продемонстрировать готовность ученых, чиновников и военных к реализации программы уничтожения химического оружия. По словам Юрия Степановича, Удмуртская Республика и Камбарская администрация в том числе подготовила практически все основные документы джля начала работы, в комиссию по экспертизе проектов уничтожения представлены множество технологий и технических идей для решения этой задачи, уже определились первые симпатии и приоритеты комиссии однако за этот год никаких серьезных сдвигов в работе по решению проблем Камбарки не произошло. Вся беда в средствах, которые российским правительством практически не выделялись. Как отметил Юрий Питкевич, тяжелое положение с бюджетом России позволяет сегодня лишь удовлетвориться тем, что заявки Удмуртии на финансирование разоружения камбарского арсенала все-таки были приняты. Семинар, по словам Питкевича, призван в очередной раз привлечь внимание правительства России и общественности к этому объекту и его проблемам и еще раз заострить их. Кроме того семинар позволил собраться вместе и обменяться мнениями представителей различных научных, административных и военных организаций о проблемах технологии уничтожения люизита, защиты окружающей среды и населения от возможных последствий хранения, уничтожения и возможного захоронения продуктов деструкции люизита.

В основном разговоры ведутся лишь о люизите, хранящемся в Камбарке, хотя этим проблема не исчерпывается — есть еще Кизнер с артиллерийскими боеприпасами, снаряженными зарином, заманом, VX-газами и люизитом. С этим арсеналом придется повозиться еще больше, однако работы по кизнерской проблеме практически не начаты. Казалось бы простое дело — после достигнутого 13 января 1993 года международного согласия о том, что избавляться от химического оружия необходимо — взять и ликвидировать свои химические арсеналы. Однако, сплетясь в единое, экономические, политические, нравственные, экологические, научные проблемы образовали сложнейший узел, распутать который чрезвычайно сложно, а разрубить невозможно.

Наблюдавшему ход семинара вполне могло показаться, что люизит лежит в Камбарке сам по себе, а обсуждение проблемы его уничтожения происходит совершенно от него отвлеченно.

С чего все началось? 13 января 1993 года в Женеве была подписана Конвенция о запрещении производства, накопления и применения химического оружия. В Конвенции предусматривается, что она вступит в силу через шесть месяцев после ратификации 65 государствами-участницами, но в любом случае не ранее, чем через два года после ее подписания. То есть самый ранний срок ратификации Конвенции — 13 января 1995 года. В настоящее время Конвенцию подписали 157 государств, однако ратифицировало только 15. В том числе такие государства как Швеция, Сейшелы, Германия, Туркменистан. Остальные ожидают ратификации этого документа крупнейшими обладателями химического оружия — Россией и США. По оценкам экспертов, маловероятно, что необходимые 65 ратификационных грамот будут получены, если эти две страны, или хотя бы одна из них, не ратифицируют Конвенцию. Среди этих 15 стран США и Россия отсутствуют. США, кстати, ставят под сомнение способность России к своевременному уничтожению запасов химического оружия. Однако не исключено, что они ратифицируют Конвенцию до середины 1995 года, не ожидая это сделает Россия. Если удастся добиться ратификации еще 49 странами — тогда Конвенция может вступить в силу в начале 1996 года.

В России Конвенция официально не выносилась в Государственную Думу, однако она два раза рассматривалась его комитетами и депутаты тоже высказали озабоченность готовностью России к выполнению договорных обязательств.

Подготовка к крупномасштабному уничтожению химического оружия была начата в 1986 году с создания промышленного объекта в районе города Чапаевска. Строительство было завершено в 1989 году. Однако из-за протестов населения против уничтожения химического оружия в этом районе объект не будет использован в этих целях. В результате в 1992 году Российская Федерация не располагала специальной производственной базой для уничтожения химического оружия и выполнения обязательств по Конвенции.

В 1992 году для реализации программы уничтожения химического оружия руководством России был сформирован Комитет по конвенциальным проблемам, на который была возложена разработка проекта программы уничтожения химического оружия в Российской Федерации, которая была разработана и представлена в Госдуму. Программа предполагала перепрофилирование объектов по производству химического оружия на Чебоксарском производственном объединении «Химпром» Чувашской Республики. Перепрофилирование Чебоксарского «Химпрома» позволяло сократить число вводимых производственных мощностей, уменьшить затраты на уничтожение отравляющих веществ, что в то же время не противоречило Конвенции. Однако Верховный Совет Чувашской республики принял решение о запрещении уничтожения химического оружия на своей территории. Общественность окрестных регионов отрицательно отнеслась к перспективе транспортировки по их территории химического оружия. Реализация первого этапа программы оказалась практически невыполнимой.

Сегодня единственным вариантом решения проблемы остается уничтожение химического оружия в местах его хранения. Для подготовки этого вопроса постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года образована правительственная комиссия по выбору районов для размещения объектов уничтожения химического оружия на территории Российской Федерации. Комиссия должна завершить эту работу к концу 1994 года.

Таким образом, уничтожать наш люизит остается только в Удмуртии, но и ее правительство еще не сказав своего слова вполне может отказаться от этой почетной обязанности. Однако в любом случае размещение терминала по расснаряжению крупнотоннажных емкостей на территории района придется производить при любой технологии и любом местонахождении производства по уничтожению люизита.

Делая сообщение на семинаре, генерал-лейтенант Юрий Тарасевич сообщил, что в 1994 году на всю проблему Министерство Обороны выделило 38 миллиардов рублей, однако получено всего 9,8 миллиардов. Наука, на которую испрашивалось 20 миллиардов рублей получила три миллиарда рублей. На развитие социальной инфраструктуры района, на которую предполагалось 10 миллиардов рублей, не получено ни рубля. Последнее — главная основа для нахождения компромисса между руководством Удмуртии и Камбарского района с одной стороны и руководством России с другой по решению проблемы размещения объектов уничтожения. На 1995 год в проекте бюджета России предусмотрено на проведении работ, связанных с химическим разоружением предусмотрено 153 миллиарда рублей, но нет никаких гарантий, что эти деньги будут получены, поэтому вопрос выплаты долгов российским бюджетом стоит в числе главных. Последнее слово при выборе технологии и места размещения производственного объекта по уничтожению люизита остается за Удмуртской Республики и если представить, что и ее правительство запретит это делать на ее территории, Камбарский арсенал попросту зависнет в воздухе.

Интересную мысль подал на семинаре представитель «Союза за химическую безопасность» Вадим Петров. По его словам камбарский люизит может не рассматриваться мировой общественностью как представляющий опасность и может быть исключен из международных обязательств России в рамках Женевской Конвенции. Если представить себе, что такое решение будет принято, то Россия, а точнее Удмуртии может остаться один на один со своим смертоносным богатством. Может быть я ошибаюсь, но мое больное воображение подсказывает мне, что если дело будет развиваться в том же темпе — Россия окажется не в состоянии выполнить в срок свои обязательства и тогда... Однако есть варианты решения проблемы, учитывающие сегодняшние условия. Именно для их обсуждения и собрались в Ижевске представители Министерства Обороны, проектных и технологических институтов, администраций регионов, так или иначе связанных с проблемой химического оружия. Собрались, чтобы обсудить, объединить усилия и привлечь внимание... Именно в силу сложностей в частности с финансированием работ рассматривается сегодня проект технологии московского института органической химии, позволяющий прервать процесс уничтожения люизита на любом его этапе и временно складировать (или захоронить) полученные продукты где-то неподалеку, с тем чтобы при более благоприятных условиях вновь вернуться к этому. (Кстати, на семинаре с докладом в фойе выступили представители проектного института «Удмуртгражданпроект» и Удмуртского университета. Доклад был посвящен изысканиям по привязке к местности полигона для уничтожения бытовых и промышленных отходов в Воткинском районе в треугольнике «Светлое-Романово-Кудрино». Официально не было заявлено о связи между полигоном в Светлом и проблемой Камбарского люизита и вообще химического оружия. Доклад подавался, как пример комплексных исследований в области размещения объектов, представляющих экологическую опасность.)

Участники семинара в принятом итоговом документе отметили, что рассмотрение вопросов о ходе подготовки Российской Федерации к процессу уничтожения химического оружия и ратификации Международной Конвенции на прошедших зседаниях в Государственной Думе не имеет до настоящего времени решений высшего органа государственной власти. Не утверждена Государственная программа и Концепция уничтожения химического оружия в России. Отсутствует законодательная база для размещения объектов по уничтожению химического оружия. Не определены места их размещения. Отсутствует финансирование из федерального бюджета. Решением, принятым на семинаре определены основные вопросы, от решения которых зависит само решение проблемы химического разоружения России.

6.    ДЕПУТАТ М.А.ВАСИЛЬЕВ

1 ноября Михаил Аркадьевич Васильев, депутат Государственной Думы России, член фракции «Новая региональная политика» дал пресс-конференцию в првительстве Удмуртской Республики. По словам Михаила Васильева, итогом обсуждения отчета председателя российского Правительства в Думе стало постановление, оценившее работу правительства Черномырдина, как «неудовлетворительную» но не выразившее ему вотума недоверия. Задачей депутатов вызвавшего дебаты по этому поводу, по словам Васильева, было поставить Президента перед необходимостью так или иначе определить свое отношение к правительству и отдельным министрам. Президент должен был решать вопросы кабинета как в случае выражения ему недоверия, так и в результате принятого постановления, где Ельцину предложена обратиться к решению вопросов Совета Министров в том числе и кадровых.

После того как 27 октября голосование по вотуму недоверия, инициированное депутатской фракцией ЛДПР не состоялось, под давлением большинства фракций, 28 октября состоялось обсуждение проекта постановления. По словам Михаила Васильева, принятый в итоге документ был обусловлен с одной стороны сложившейся обстановкой, а с другой закулисными аппаратными играми.

Основываясь на анализе ситуации, сделанным влиятельными росийскими экономистами, после встречи с Глазьевым, Абалкиным, Чубайсом и Черномырдины, фракция «Новая региональная политика», в состав которой входит Васильев, разработала проект постановление, первый пункт которого заканчивался словами «...не отвечает национальным интересам России» (это поповоду экономической политики правительства Черномырдина). Кроме того проект «Новой региональной политики» включал в себя выводы о том, что рыночная экономика в России не состоялась, а цели и методы реформ правительства ошибочны. Однако депутаты Думы получили, по словам Васильева, размноженный проект, где несоответствие экономической политики национальным российским интересам было опущено.

По мнению Михаила Аркадьевича и его коллег по фракции, Правительство не способно не только прогнозировать экономические процессы в стране, но и следовать своим же выводам относительно этих процессов. Неплатежи из фактора сдерживающего инфляцию превратились в фактор, ее углубляющий. Производственный капитал интенсивно вымывается в оборотные средства и в сферу потребления через амортизационные отчисления. В текущем году, по данным думского депутата, амортизационные отчисления сократились по сравнению с 1990 годом очень значительно. Только за девять месяцев текущего года амортизационные отчисления сократились с 16 до 6,7 процента. Вызывает непонимание у членов фракции «Новая региональная политика» и особая любовь правительства к топливно-энергетическому комплексу страны. Гипетрофированное внимание к ТЭК, по словам Михаила Аркадьевича выразилось в том, что 97 процентов средств для комплекса было выделено в текущем году в форме государственной поддержки. По мнению депутата, экономика страны приобретает сырьевой характер. Страна, по его словам, превращается в государство вывозящее сырье и ввозящее потребительские товары. По некоторым данным, 60 процентов продовольственного рынка России занимает импорт. Россия находится под угрозой утери экономической основы обороноспособности.

Свое выступление перед журналистами Михаил Аркадьевич закончил словами о том, став депутатом Государственной Думы он избавился от двух иллюзи. Первая иллюзия того, что если федеральные власти что-то делают то знают как. И знают почему. Теперь Васильев так не считает. На вопрос о том, каково его отношение к тому, что «Известия Удмуртской Республики» включили его в девятку претендентов на пост Президента Удмуртии, Михаил Аркадьевич уточнил, что в газете говорилось о нем как о претенденте на следующих выборах...

Свое отношение к проекту Конституции Михаил Васильев выразил пятнадцатистраничным посланием в Конституционную комиссию. Однако судьба его труда ему не известна. Он считает, что предложенный комиссией проект не использовал, по крайней мере пятнадцать статей российской Конституции, позволяющих значительно расширить полномочия республики. Это касается собственной банковской и налоговой системы, да и многого другого. Михаил Аркадьевич не видит другого механизма образования власти в государстве, кроме формирования обоих ее ветвей путем всенародного избрания. Только тогда будет соблюден баланс между ними.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Уральские заводы»

«Удмуртская промышленно-финансовая группа «Уральские заводы» создана в августе 1993 года. 21 декабря 1993 года внесена в реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации и получила регистрационный номер N93001. ПФГ «Уральские заводы» зарегистрирована как акционерное общество открытого типа с уставным капиталом 3,7 миллиардов рублей. Уполномоченный банк — Евраазиатский банк экономического развития» (г.Ижевск). На момент создания ПФГ годовой объем производства составил 155 миллардов рублей, годовой оборот банков -1500 миллиардов рублей, численность работников — 70 000 человек, доля государственной собственности — менее 25 процентов.

Адрес: 426057 Россия, Удмуртская Республика, город Ижевск, клица Горького, 92, тел. 69-04-44, тел/факс 78-72-11, телетайп, 255026 «Лена», e-mail:bai@ural-f.udmurtia.su.

УПРАВЛЕНИЕ. Высший орган управления — собрание акционеров. Между собраниями органом управления является Наблюдеталеьный Совет ФПГ. Председателем Наблюдательного Совета является Гродецкий Владимир Павлович.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН. «Исполнительная дирекция промышленно-финансовой группы»: Президент Исполнительной дирекции ПФГ «Уральские заводы» — Кудрявцев геннадий Павлович, Первый вице-президент — Козлов Михаил Александрович, Вице-президент по инновациям и производству — Шурыгин Виталий Алексеевич, Вице-президент по финансам — Карпов Александр Николаевич, Вице-президент по торговле — Семинихин Анатолий Борисович, Вице-президент по развитию инфраструктуры и административной работе — Лужбин Анатолий Михайлович, Вице-президент по общим вопросам Газетдинов Владимир Николаевич, Вице-президент, руководитель московского представительства — Шапошников Андрей Львович.

 

Таблица 1.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ПФГ «УРАЛЬСКИЕ ЗАВОДЫ»

 

Наименование предприятий и организаций участников ПФГ

Руководитель

Основные сведения

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1. Акционерное

Генеральный

Основан в 1933 году.

общество

директор

Телекоммуникационное

«Аксион

Гродецкий В.П.

оборудование, наземные

 

 

станции космической связи,

 

 

сложная диагностическая мед.

 

 

техника, бытов. электроника.

2. Акционерное

Генеральный

Основан в 1959 г.

общество

директор

Бумагоделательные лательные

«Буммаш»

Жебровский В.В.

машины, литье, нефтяное

 

 

оборудование, линолеум,

 

 

крупнейшее в Европе кузнечно-

 

 

прессовое производство.

3. АО «Нефтемаш»

Директор

Основан в 1955 г.

 

Даутов Т.М.

Ведущее предприятие по

 

 

нефтяному оборудованию:

 

 

качалки, ключи, насосы, электро-

 

 

приборы для нефтепроводов.

4.ГЗ «Ижсталь»

Генеральный

Основан в 1760 г.

 

директор

продукция экспортируется в

 

Моисеев В.В.

Европу, Азию, Латинскую

 

 

Америку. Литье, прокат,

 

 

метизы, толстостенные трубы

 

 

для нефтепроводов.

5. АО «Завод РТО»

Директор

Радиотехнологическое

 

Третьяков Н.А.

оборудование, оборуд. для

 

 

АПК: комплексы для переработки

 

 

продуктов животноводства и

 

 

растениеводства в том числе и для

 

 

фермерских хозяйств.

6.АО «Сарапульский

Генеральный

Основан в 1942г.

Электро-

директор

Электро-оборудование летатель-

генераторный завод»

Сторонкин Е.П.

ных аппаратов,электро-

 

 

инструменты, оборудование для

 

 

пищевой промышленности, ТНП.

 

 

Экспорт в страны Европы,

 

 

Африки, Юго-Восточной Азии

7.АО «Элеконд»

Директор

Основан в 1968г.

 

 

Ведущий поставщик

 

Хохлов Н.И.

конденсаторов в России, более

 

 

1500предприятий - потребителей).

 

 

Элементная база радиоэлектроники,

 

 

новейшие разработки не имеющие

 

 

аналогов в мире.

8.АО «Машино-

Генеральный

Трубоукладчики, бульдозеры,

строительный

директор

экологические установки очистки,

завод «Инвис»

Анисимов В.А.

кирпичные заводы, емкостное

 

 

оборудование широкой номенкла

 

 

-туры, в том числе негабаритное

 

 

оборудование для пивзаводов.

9.АО «Сарапульский

Генеральный

Основан в 1900 г.

радиозавод»

директор

Старейший радиозвод России.

 

Полусмак А.М.

Автомобильные радиоприемники,

 

 

магнитолы, мобильная связь,

 

 

аппараты для счета денежных

 

 

купюр.

10.АО «Ижевский

Ген. Дир.

Основан в 1957 г.

Электро-механический

Тюльпин Э.В.

Экспорт в США, Канаду,

завод»

 

Великобританию.Радиоприборные

 

 

установки, медицина,нефтяные

 

 

насосы, электромеханическая

 

 

аппаратура, газовые хронографы.

11.АО «Удмурт-

Ген.Дир.

Строительство, стройматериалы.

стройидустрия»

Ехлаков В.А.

Основан в 1898 г. Экспорт

12.АО «Редуктор»

Директор

в Азию и Латинскую Америку.

 

Корытко М.Ф.

Цилиндрические горизонтальные

 

 

редукторы,оборудование для АПК

13.АО «Ижевский

Генер. Дир.

Основан в 1958 г.

подшипниковый

Миронов Н.Е.

Экспорт в 30 стран мира:

завод»

 

Германия, Австрия, Дания,

 

 

Франция и др.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.АО «НИИ вакуумно- электронного

Директор

 

машиностроения

Баранов В.В.

 

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Евроазиатский

Президент

Полный спектр банковских

банк экономического

Евдокимов Б.И.

услуг, операции с валютой,

развития

 

выдача гарантий, неторговые

 

 

операции, филиалы в России.

 

 

Корреспондентские счета в 19

 

 

зарубежных банках.

 

 

Корреспондентские

 

 

отношения с банками стран СНГ.

2.АО «Евроазиатская

Директор

Крупнейшая страховая фирма

страховая компания».

Пономарев А.И.

Удмуртии (36 место в России).

3.АО «Центральный

Управляющий

все виды операций с ценными

инвестиционный

фонда

бумагами. Владеет акциями

фонд»

Торхов В.И.

65 предприятий России,

 

 

таких как: торговый дом «ГУМ»,

 

 

«ЗИЛ», Кировоградский завод,

 

 

Северский трубный завод,

 

 

банк «Москва»

4. Коммерческий

Председатель правления

Все виды банковских

банк «Аксион»

Зямаев И.И.

операций

ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1. АО «Урал-БИСИ»

Генеральный

торговля продуктами питания,

 

директор

пром.товарами, транспортом,

 

Сивачев А.В.

стройтехникой, недвижимостью.

2. ИЧП «ЗРВ»

Генеральный Директор

 

 

Зайнуллин Р.В.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Фонд Имущества

Председатель

 

Удмуртской Республики

Касихин С.П.

 

ДОЧЕРНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1. Первый Республиканский Негосу-

 

Пенсионное обслуживание

дарственный пенсионный фонд

 

населения Удмуртии

2. Центральный торговый дом «Супермаркет»

 

Оптовая и розничная торговля

3. Авиакомпания«Уральские заводы»

 

 

4.Международный центр связи

 

Международная космическая

«Уральские заводы»

 

телефонная связь

5. СП с фирмой «ERICSSON»

 

Производство современных

 

 

средств связи

6. Негосударственный

 

Пенсионное обслуживание ПФГ

пенсионный фонд

 

и других промышленных

«Уральские заводы»

 

предприятий

 

Источники

1. Известия Удмуртской республики.— 1994.— 3 ноября.

2. Известия Удмуртской республики.— 1994.— 17 ноября.

3. Известия Удмуртской республики.— 1994.— 26 ноября.

4. Известия Удмуртской республики.— 1994.— 12 ноября.