Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в ноябре 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

1.1.       Органы законодательной власти

1.1.1.      Пресс-конференции

На пресс-конференции 3 ноября заместитель председателя Законодательного собрания (ЗС) Е.П.Ильюшкин сообщил: «Моя точка зрения (и большинство депутатов ЗС так считают), что глава администрации области поступает неразумно, откладывая выборы на весну.»

Так как в ЗС предстоит обсуждение итогов выполнения бюджета области за 9 месяцев текущего года, Е.П.Ильюшкин высказал мнение, что дефицит его, в основном, проистекает из-за невыполнения обязательств бюджета федерального: вместо 44.6 поступило лишь 25.3 млрд. рублей. По словам председателя комитета по бюджетной и налоговой политике наша область — «денежный донор, а живет хуже соседних Ивановской и Ярославской, поскольку государство — банкрот и не выполняет своих обязательств». Когда журналист поинтересовался: «как быть с тем, что Владимирская — единственная из областей РФ — на 93% «выбрала» свою долю из госбюджета?», г-н Ильюшкин поставил эту цифру под сомнение и сказал, что «если бы область действительно получила такие деньги, то социальная и политическая обстановка была бы совершенно другой.»

По мнению члена ЗС, администрация области, внеся новый вариант положения о бюджетном процессе, намерена лишить депутатов права эффективного контроля за расходованием средств; им сообщают лишь общие цифры, без расшифровки.

Е.П.Ильюшкин еше раз опроверг утверждения о занятиях предпринимательской деятельностью: «в этом вопросе он чист, живет только на зарплату». «А вообще факт проверки работают ли в коммерческих структурах представители власти — это хорошо. Пусть проверяют каждого из нас. И если мы действительно занимаемся коммерческой деятельностью, то нас надо судить и освобождать от должностей, но только всех!» [1].

 

Председатель ЗС Н.В.Виноградов на пресс-конференции 10 ноября рассказал о своем участии в проведенном Советом Федерации семинаре «Взаимодействие органов представительной власти субъектов Федерации с Федеральным Собранием и органами исполнительной власти». Он сообщил, среди прочего, что в некоторых субъектах Федерации приняты Уставы, но часть из них уже направлена в Конституционный Суд, так как они не соответствуют законодательству. Оказалось, что недостаточность федеральной нормативной базы — общая проблема у законодателей всех территорий.

Коснувшись обвинений в нарушении Указа Президента (см. ниже), председатель ЗС сообщил, что «из числа учредителей АО «Инмехстром» он вышел в апреле 1993 г.» Он полагает, что «делается безуспешная попытка дискредитировать ЗС и его руководителей, а коррупционеров следует искать среди арендодателей госсобственности...

Учредительство госслужащего в предпринимательских структурах не противоречит Указу Президента о коррупции». И далее(по поводу критики депутатов ЗС): «Депутатов надо уважать, иначе мы опустимся до неуважения избирателей, и тогда можно не говорить о демократии... Над рядом публикаций газеты «Призыв» можно было бы ввести рубрику «Осторожно — подлость!» [2].

Позднее редактор «Призыва» М.А.Буянов так откликнулся на пассаж Н.В.Виноградова: «...Как можно равнодушно взирать на работу ЗС, когда думается одно, говорится другое, а делается совсем наоборот... Мало ли вопросов, от ответов на которые под любым предлогом уходят Н.Виноградов и сотоварищи... Я принимаю вызов Николая Виноградова... и выступаю с альтернативной инициативой: над отчетами с заседаний ЗС ставить рубрику: «Осторожно: лукавство.» [3].

1.1.2.      Заседания Законодательного собрания

11 ноября на очередном заседании ЗС большинством в две трети голосов было принято временное положение об организации местного самоуправления в области. На депутатов не повлияли ни возражения главы обладминистрации Ю.В.Власова (он сообщил о возможном обращении в Конституционный Суд), ни письмо из Государственно-правового управления администрации Президента, в котором было подчеркнуто, что «проект в своей основе противоречит Конституции РФ» и указаны конкретные отступления от Основного Закона. Депутаты обсудили возможную дату местных выборов и, в предварительном порядке, сошлись на 26 февраля 1995 г.

К вопросу о ходе исполнения бюджета области на текущий год и внесении в него изменений было решено вернуться на следующем заседании — после проработки в комитетах. Положение о бюджетном процессе в области приняли за основу двумя третями голосов, преодолевая позицию обладминистрации (здесь, по мнению Ю.В.Власова, ситуация тупиковая: юристы ЗС отвергают все замечания юристов обладминистрации).

Приняты закон «О порядке организации и проведения референдумов» и решение о льготах для предприятий с иностранными инвестициями (в частности, по налогу на прибыль в бюджет области: первые два года — освобождены полностью, третий и четвертый — платят соответственно 25% и 50% от основной ставки). Утверждена программа «Дети Владимирской области».

Председатель облобпрофа В.Я.Котов выступил на заседании с информацией о митинге 27 октября — по поручению профсоюзов, с целью потребовать установления контроля за деятельностью обладминистрации. «Рассматриваемый вами бюджет — бюджет банкротов. Все банкроты: страна, область и ее глава. Если вы не можете управлять ни государством, ни областью — уходите!» — воскликнул оратор. Депутаты приняли это на свой счет и, по словам корреспондента «Призыва» Н.Новожиловой, обиделись. Тогда прозвучало такое оправдание: «Мы с вами партнеры...Мы бы хотели иметь в вашем лице естественных союзников. Я имел в виду исполнительную власть!» Депутаты успокоились. И здесь профлидер призвал снять подпись под Договором об общественном согласии... Снова бурная и разнообразная реакция депутатов — от неприятия до полной поддержки. Все же решили создать «группу четырех» — три депутата плюс г-н Котов, — которая должна «проработать» Договор и, если будет сочтено, что он не выполняется, — рассмотреть вопрос о снятии подписи на следующем заседании.

Н.Новожилова логично отмечает дестабилизирующую роль «этих профсоюзов» в жизни области и замечает: «Жаль, если в их дырявую лодку залезут и депутаты областного ЗС» [4, 5].

Днями позднее, на пресс-конференции С.К.Князьков, председатель комитета по экономической реформе ЗС, охарактеризовал выступление В.Я.Котова как «проявление закулисной политической игры, проводимой им совместно с председателем ЗС». Согласно требованиям регламента Собрания, всякий вопрос до вынесения на сессию должен быть подготовлен сначала на комитетах. Однако возражения некоторых депутатов председателем ЗС приняты не были, что «лишний раз столкнуло нас лбами». В итоге вторично создалась ситуация, когда ЗС отступило от ранее принятого решения, — «скорее всего, большинство проголосует за отзыв подписи Собрания под Договором об общественном согласии» (прецедент был создан ранее, когда был переголосован пункт положения о местном самоуправлении). «Есть люди, которые отстаивают свою позицию, а есть люди, которые поднимают руку вслед за Н.В.Виноградовым. Я считаю, что мы не должны заниматься политическими играми, а только нормотворчеством.» [6].

 

Похоже, что в последнее время намечается противостояние между обладминистрацией и ЗС — как по серьезным вопросам (отношение к различным аспектам нормотворчества ЗС, к проблеме выборов в области...), так и по внешне вроде бы несущественным. Так, было сообщено [7] о депутатском запросе А.М.Синягина по поводу якобы финансирования обладминистрацией съезда движения «Выбор России». Ю.В.Власов огласил на заседании ЗС 11 ноября ответ на запрос, опровергающий информацию «Российских вестей» (суть ответа — «ни копейки не выделил и не собирался этого делать, что легко проверить по всем бухгалтерским документам» — так была изложена неделей раньше на пресс-конференции). Но он, по словам Н.Новожиловой, «не удержался от приписки, в которой рекомендовалось прекратить безответственные заявления либо научиться извиняться. Видимо, это была эмоциональная реакция главы обладминистрации на серию обвинений, позвучавших за последнее время в присутствии прессы из уст некоторых депутатов Собрания (Ильюшкина, Руденко, Синягина). В результате, прочитав ответ губернатора, обиделся депутат Синягин. И он в свою очередь потребовал извинений от Власова.») [4].

 

На заседании ЗС 25 ноября с трудом был собран кворум (14 человек). Депутаты обсудили вопрос о ценовой политике. С.К.Князьков отрицательно оценил недавнее решение правительства, по которому сужена сфера регулирования цен. Он убеждал коллег в необходимости направить в Госдуму предложения по регулированию монопольных цен. И наконец это его предложение было принято.

При обсуждении доклада Е.П.Ильюшкина о областном бюджете депутаты заспорили: останутся ли в его доходной части 5.15 млрд. рублей, которые должно бы получить из федерального бюджета, но на это мало надежды. Решили исключить эту сумму из дефицита бюджета, создав условия для «выбивания» ее из Москвы.

Одобрены два положения о порядке пользования недрами. Поддержано обращение парламента Карелии к Госдуме: предложение В.Ф.Шумейко продлить срок полномочий палат Федерального Собрания и Президента — неприемлемо. Отклонено предложение обладминистрации об освобождении от транспортного налога фонда медицинского страхования.

Обсуждена работа «группы четырех» — о выполнении Договора об общественном согласии, хотя отдельные депутаты считали, что на этот политический вопрос не нужно тратить времени. В конце концов 10 человек проголосовали за решение: и самим рассмотреть резолюцию митинга 27 октября, и просить администрацию это же сделать.

1.1.3.      Общественная палата

23 ноября на очередном заседании Общественной палаты (ОП) при ЗС Н.В.Виноградов сообщил, что представитель Аграрной партии В.Н.Зимин, возглавлявший ОП, освобожден от этих обязанностей по семейным обстоятельствам. Автоматически заместитель Зимина Б.А.Анчугин, представитель Русского национального собора, стал председателем ОП.

Состоялись слушания по проектам Устава области и положения о бюджетном процессе. (Из 33 человек в начале было 17, к концу — меньше). Одобрены: в целом проект Устава, а также вариант положения, предлагаемый ЗС. На следующих заседаниях ОП намерена вернуться к рассмотрению этих вопросов.

Так событие было изложено в [9]. Член комиссии ЗС по выработке Устава области В.Анисимов прокомментировал эту публикацию. «Общественный характер так называемых слушаний весьма ограничен. ОП не представляет всего спектра общественного мнения. Но тут усеченное представительство было усечено еще больше. (Речь о числе участников заседания. — Ю.С.) Наша комиссия по Уставу не принимала решения выносить его на проект на обсуждение ОП, это орган не для экспертизы серьезных правовых документов. Н.В.Виноградов мне сказал: «Обсуждение на ОП, где есть представители всех партий и движений, — это, что ли, не всенародное обсуждение?.. Не собирать же Собранию замечания по Уставу, публикуемые в «Призыве»... 17 членов ОП все-таки не принимали решения об одобрении проекта. А перенесли его рассмотрение на следующее заседание.» [10].

Отметим публикации в «Призыве» по поводу проекта Устава, о которых так презрительно отозвался председатель ЗС. Концентрированное выражение смысла многих из них — в обращении конференции Владимирского либерального клуба (ВЛК) к Президенту РФ [8] (Это — немногочисленная, несколько десятков человек, организация, объединяющая, в основном, молодых людей, по преимуществу студентов. Сопредседатель клуба И.Алтухов — член ОП при ЗС.) Вот основные выдержки из него.

«Заложенная в проекте Устава концепция организации структуры органов власти восстанавливает систему Советской власти, наделяя всевозможными полномочиями всю вертикаль представительных органов.

...Зафиксированное в проекте избрание главы областной администрации ассамблеей ущемляет легитимность исполнительной власти в регионе, лишает жителей области права... самим путем всеобщего, равного, прямого тайного голосования выбрать главу администрации области.

Проект Устава устанавливает тотальный контроль ЗС над исполнительной властью области... Проект...дает право областному избирательному собранию (ассамблее), в ряде случаев ЗС принимать решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации...

Фактически ЗС становится доминирующим бесконтрольным органом государственного управления области.

В проекте Устава не предусмотрен ни механизм контроля над ЗС, ни порядок роспуска этого представительного органа в случае неоднократных нарушений Конституции, законодательства РФ, законов области...

Вышеизложенные принципы осуществления государственной власти Владимирской области... устраняют систему сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти в пользу ЗС.

Приняв в этой редакции Основной Закон области, ЗС совершит противоконституционный акт,..., а сам областной Устав, противоречащий п.1 статьи 15 Конституции РФ, будет неправомерен.

ВЛК, основываясь на ст.72 п.1(а) Конституции РФ, требует от Вас как главы государства, гаранта Конституции России, разобраться в ситуации, сложившейся вокруг подготовки и принятия Устава Владимирской области, не допустить вопиющего беззакония.»

1.1.4.      Депутат Госдумы Г.И.Чуркин

1 ноября депутат Госдумы Г.И.Чуркин выступил перед преподавателями и студентами ВлГТУ. По его словам, правительство доказало свою недееспособность, не справившись с бюджетом, а также и по другим направлениям. Но «отставка всего правительства не разрешит кризиса». Ведь «неизвестно, кто придет на смену Черномырдину (депутат назвал среди возможных кандидатов Гайдара, Федорова, Шумейко). Поскольку правительство неоднородно, было бы целесообразно заменить 4 — 5 министров-гайдаровцев». А главное — «ясно, что решающее слово не за правительством. Менять шило на мыло — только время терять! Надо добиватьсся досрочных выборов Президента. Об одновременном продлении полномочий Президента и депутатов Федерального Собрания не может быть и речи. Но во всех случаях политический и экономический курс должен быть изменен на более щадящий, который бы удовлетворял большинство народа и депутатов [11].

Любопытно, что автор заметки В.К. сообщает: Г.И.Чуркин воздержался при голосовании в Госдуме о недоверии правительству 27 октября. Но известно, что в этот день депутат был во Владимире и участвовал в антиправительственной акции, организованной профсоюзами. Или он перенесся моментально из областного центра в столицу, успел-таки к концу заседания, не слушая премьера составил свое мнение о новой программе правительства и проголосовал... или кто-то из коллег нажимал кнопку за него?

1.1.5.      Суд

14 ноября Ковровский городской суд рассмотрел дело о подлоге избирательных документов во время весенних выборов в ЗС области. Избирательная комиссия округа №14 подделала протоколы, добавив недостающие до необходимых 25 процентов бюллетени. Таким вот образом выборы в этом округе «состоялись». Был объявлен избранным и до сих пор заседает в ЗС начальник производства завода им. Дегтярева В.М.Абрамов. Виновными в подделке документов признаны трое бывших членов комиссии — работники завода. Они оштрафованы на 250-300 тысяч рублей (это самое мягкое наказание по ст. 133). А председатель комиссии, бывший управделами горадминистрации, а до этого — зав.отделом горкома КПСС, «вдохновитель и организатор, признавшийся в содеянномна суде, перестал быть общественно опасным, по мнению прокурора (так! — Ю.С.), так как уволился с работы после выборов. Он не понес никакого(!) наказания.

Суд направил частное определение в адрес ЗС о признании выборов по Ковровскому округу №14 — несостоявшимися [12].

1.2.       Органы исполнительной власти

1.2.1.      Кампания по «борьбе с коррупцией»

1 ноября состоялось заседание межведомственной комиссии при главе обладминистрации по борьбе с преступностью и коррупцией. На нем было решено, среди прочего, создавать центры детоксикации («количество выпивок после ликвидации ЛТП и медвытрезвителей не уменьшилось»). Были рассмотрены результаты проверки выполнения Указа Президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

Ю.В.Власов сказал, что после публикации в «Призыве» о несоответствии упомянутому Указу деятельности заместителя председателя ЗС Ильюшкина и начальника орготдела ЗС Федорова [13] «не последовало официального опровержения со стороны указанных лиц (г-н Ильюшкин сразу решительно отверг все обвинения — Ю.С.), а само ЗС никак не отреагировало на серьезные обвинения».

Помощник главы обладминистрации Ю.Хохорин сообщил, среди прочего, в докладе: получен официальный ответ из Калуги, подтверждающий, что Е.П.Ильюшкин по настоящее время является одним из учредителей тамошнего предприятия. Ю.М.Федоров продолжает быть в числе учредителей двух предприятий во Владимире. Установлено, что и председатель ЗС Н.В.Виноградов нарушает Указ, входя в состав учредителей товарищества «Инмехстром»(г.Владимир). Комиссия направила документы по г-дам Виноградову, Ильюшкину, Федорову в областную прокуратуру.

Репортаж о заседании заканчивается резонным вопросом: «Интересно, почему молчит представитель Президента Н..Егоров, долженствующий следить за исполнением Указов Президента?» [14].

И на той же полосе — рядом с этим репортажем — напечатано письмо депутата ЗС А.М.Синягина. Его «настораживает предвзятость по отношению к ЗС в большинстве публикаций «Призыва». Он с гордостью сообщает, что «ЗС в духе времени отказалось создавать комиссию по расследованию — получает или не получает депутат Ильюшкин дивиденды, порекомендовало последнему защитить свое имя в суде...» и делает оригинальный вывод: «Ан нет! Демократический «Призыв»... уверяет, что депутаты друг друга прикрывают... Думается, что если бы депутаты комиссию создали, — нас бы обвинили в игнорировании третьей власти». Еще одно, по мнению депутата, доказательство верности его основной посылки касается оценки, данной «Призывом» [15] попыткам ЗС реанимировать «Владимирские ведомости». «Н.Новожилова обвиняет депутатов в трате денег налогоплательщиков и желании иметь газету «карманную»... Если б «Призыв» одновременно проинформировал о моем запросе главе администрации области по поводу 8 млн. руб., выделенных на проведение в Суздале съезда «Выбора России», я бы поверил, что желание оберегать бюджетные средства — искреннее. Но об этом — тишина, и впечатление о предвзятости усиливается.»

 

29 ноября на очередном заседании межведомственной комиссии прокурор области В.О.Колотилов огласил результаты проверки обвинений в адрес должностных лиц ЗС.

После 1 ноября у всех троих — г-д Виноградова, Ильюшкина, Федорова — «появились на руках справки, подтверждающие, что каждый в апреле писал заявление о выходе из сосотава учредителей и что советы учредителей на основании этих заявлений исключили их из руководства». По закону это должно быть оформлено внесением изменений в учредителные документы и, соответственно, перерегистрацией последних. Но документально подтверждено, что у всех троих до конца ноября ни изменений в списке, ни перерегистрации не произошло.

Из информации облпрокурора следует, что причастность к предпринимательской деятельности у всех троих одинакова. Но выводы сделаны — поразительно! — разные. «Н.В.Виноградов к предпринимательской деятельности... отношения не имеет... Конкретных доказательств выхода Е.П.Ильюшкина из состава учредителей... пока (так! — Ю.С.) не имеется... Ю.М.Федоров до настоящего времени является учредителем...» Огласив текст, В.О.Колотилов еще раз пояснил: «То, что человек написал заявление о выходе из какой-то конторы, — это еще ни о чем не говорит. Должна быть перерегистрация учредительного документа».

Понятен сарказм Н.Новожиловой: «Оставили в неприкосновенности фигуру короля. Передвинули на край доски ферзя. Сбросили пешку...» [16].

1.2.2.      Глава областной администрации

8 ноября на традиционной пресс-конференции Ю.В.Власов сообщил журналистам о своем выступлении на заседании комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам. Первый вице-премьер О.Н.Сосковец отметил положительный опыт в нашей области по решению проблемы неплатежей и поручил Минфину и Госкомоборонпрому рассмотреть материалы о выплате долгов за госзаказ, особо выделив предприятия Коврова.

Правительство ФРГ приняло решение о строительстве скоростной автострады Берлин — Россия, которая пройдет и через нашу область.

24 германских банка будут финансировать этот проект, а от нас, по словам Ю.В.Власова, не потребуется никаких затрат.

Говоря о выборах органов местного самоуправления, Ю.В.Власов еще раз заявил, что они могут быть проведены в марте будущего года, если выйдут к тому времени соответствующие федеральные законы [17, 1.18].

 

Очередную пресс-конференцию 15 ноября проводил начальник управления по связям с общественностью обладминистрации В.И.Филатов (Ю.В.Власов участвовал в заседании Совета Федерации, его заместители отсутствовали по уважительным причинам). Он сообщил, среди прочего, о двух заслуживающих внимания фактах.

Главы администраций области и областного центра Ю.В.Власов и И.В.Шамов обратились с письмом к Президенту РФ Б.Н.Ельцину. Они приглашают его на празднование вступления города Владимира во второе тысячелетие, которое состоится 9 -10 сентября 1995 года. Заодно Президента просят выделить на подготовку торжеств 200 млрд. рублей (первоначально планировали запросить вдвое меньшую сумму). В смете расходов четыре раздела: по капитальному строительству, по учреждениям культуры и спорта, по строительству дорог и благоустройству города, по жилищно-коммунальному хозяйству.

«В ответ на опубликованную некоторыми газетами информацию об отставке заместителя главы обладминистрации по экономике В.В.Веретенникова было сказано, что слухи об этом сильно преувеличены.» [19].

Здесь и г-н Филатов и пресс-секретарь обладминистрации г-н Филинов имели в виду сенсационное сообщение в обычно хорошо информированном «Всполье» [42]: «Подал в отставку...Веретенников. Ожидается, что документы об его освобождении от должности будут подписаны на следующей неделе. Сам г-н Веретенников воздержался от каких-либо комментариев по этому поводу. Компетентные люди высказывают самые различные предположения.»

Такая подача материала и такое выражение опровержения свидельствуют о том, что дыма без огня не бывает.

 

На очередной пресс-конференции 22 ноября Ю.В.Власов главное внимание уделил опубликованной 19 ноября в «Российской газете» статье ее региональных корреспондентов «Черные сквозняки». В ней сказано, что в нашей области почти в открытую работают иностранные разведки, а власти равнодушно смотрят на это. Глава обладминистрации считает, что статья далека от истины. Он упрекнул авторов за то, что они в отдельных фактах глубоко не разобрались, а некоторые вообще исказили. (Заодно досталось и «Всполью», что быстро и безоглядно перепечатало эту статью.) Но конкретизировать упреки, отвечая на вопросы журналистов, Ю.В.Власов не смог или не захотел. Он наметил встречу с личным составом управления ФСК. «Обладминистрация должна заниматься привлечением иностранных инвесторов, а не ловлей шпионов, а вот ФСК должна контролировать — с кем можно иметь дело, с кем нельзя.» [20, 1.21].

Г.К.Волков, комментируя в ЗС отдельные, «гвоздевые» по мнению авторов, места публикации в «Российской газете», сказал, что «существует международная организация экологов, которая, с разрешения ФСК, взяла донные пробы грунта в реках нескольких областей, в том числе и Владимирской. Нет криминала и в перечне сведений, данных также с разрешения ФСК немцам, устанавливающим нам систему связи.» [8].

 

29 ноября Ю.В.Власов встречался с представителями партий, движений, общественных объединений области. Ниже — ответы на некоторые вопросы.

Об итогах экономического развития области. — «В октябре и ноябре наблюдался небольшой рост производства, но сосотояние экономики хорошим назвать нельзя. В декабре ожидается приезд в область В.Черномырдина, возможно, убедившись воочию в катастрофическом положении оборонной и текстильной промышленности, премьер-министр сможет оказать этим отраслям помощь.»

О проекте Устава области, о положении о местном самоуправлении (МС). — «Пакет нормотворческих документов, являющихся основой для Устава, принят ЗС раньше, чем появились соответствующие федеральные законы, поэтому, хотя выборы в органы МС назначены на 19 марта, может сложиться ситуация, когда придется вносить коррективы в местные законы, а люди будут уже избраны по неверной схеме. Одновременное руководство и исполнительной и представительной ветвями власти главой МС — нонсенс, так же, как и избрание главы областной администрации ассамблеей, — в этом случае получится «карманный губернатор».»

На что будет израсходована сумма, запрошенная на празднование 1000-летия Владимира. — «Юбилей города — удобный повод для решения многих проблем... Лишь мизерная часть средств будет потрачена на прием гостей, в том числе Президента с супругой.»

Б.А.Анчугин (РНС) предложил главе алминистрации перед принятием законов отправлять их на экспертизу в Общественную палату. — «Администрация законотворчеством не занимается — это прерогатива ЗС.

ОП должна быть и для администрации, и для ЗС, то есть совместная. Несмотря на наличие в ОП представителей многих партий и движений, при голосовании по жизненно важным вопросам наблюдается странное единомыслие.» [16].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Производство. Цены. Доходы

Областное управление статистики опубликовало обзор «О социально-экономическом положении Владимирской области в январе — сентябре 1994 года.» [22].

Проявились, возможно, элементы стабилизации положения в промышленности. В сентябре выпуск продукции увеличился по сравнению с августом на 2.7%. Рост отмечен по большинству важнейших видов изделий. Но нужно время, чтобы убедиться: сезонным ли является подъем или это начало некоторой положительной тенденции. Ведь в целом физический объем промышленного производства за январь — сентябрь сократился на 36.5% и составил 1813.4 млрд. руб. (Здесь и далее — кроме оговоренных случаев — сравнение с тем же периодом прошлого года). Структура объема производства по отраслям промышленности (в процентах): машиностроение — 45, легкая промышленность — 10, пищевая промышленность — 9, цветная металлургия — 6, лесная и деревообрабатывающая промышленность — 4, стекольная промышленность — 4, промышленнность строительных материалов — 3.5, химическая промышленность — 3, другие отрасли — 15.5.

В машиностроении объем производства уменьшился на 42%. (За третий квартал ни падения, ни роста не произошло.)В группе предприятий, где проходит конверсия, падение производства гражданской продукции составило 43%, а военной — 2.4%, что меньше, чем в машиностроении в целом. Удельные веса гражданской и военной продукции в общем объеме производства конверсируемых предприятий практически уравнялись.

Снижение производства многих основных видов продукции отмечено в легкой, химической и нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, в промышленности стройматериалов.

В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения ситуация остается сложной. В сентябре по сравнению с августом увеличилось производство телевизоров цветного и черно-белого изображения, часов, швейных и универсальных кухонных машин. Но за 9 месяцев выпуск товаров сложной бытовой техники значительно уменьшился. На предприятиях, выпускающих продовольственные товары, увеличено производство колбасных изделий и жирных сыров, а снижено — мяса, цельномолочной продукции, хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий.

Продукция 71 предприятия на 115.2 млн.долларов экспортирована в 42 страны. Последовательно расширяется и география экспорта, и число предприятий — экспортеров. Основные страны — импортеры: Финляндия — 58%, Венгрия — 11.5%, страны Балтии — 6%, США и Китай — по 4%, Германия — 3.5%, Швейцария — 3%. Большая часть поставок (80%) — машины и оборудование, сырье и материалы — 15%, 5% — товары народного потребления. Продукция машиностроения составляет 80%, цветной металлургии — 10%, легкой промышленности — 4.6%, лесной и деревообрабатывающей — 2.3%, других отраслей — 3.1%.

В сельском хозяйстве области завершаются уборочные работы. По сравнению с прошлым годом повысилась урожайность зерна и овощей, но снизилась — картофеля. К середине октября заготовлено больше кормов. С отставанием велись работы под урожай будущего года. Уменьшились объемы производства животноводческой продукции, что обусловлено, главным образом, продолжающимся сокращением поголовья и снижением продуктивности скота и птицы. Продолжается процесс образования фермерских хозяйств. Но, в основном из-за трудностей в финансовом и материально-техническом обеспечении, 197 хозяйств прекратили свою деятельность (на 01.10.94 в области 2320 хозяйств, в среднем по 16 гектаров на одно хозяйство).

Перевозки грузов транспортом общего пользования составили за 9 месяцев 15.7 млн.тонн. Они сократились на 30.6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года из-за спада промышленного производства, неплатежеспособности предприятий и организаций. В третьем квартале объем перевозок существенно возрос по сравнению со вторым (с 4.0 до 6.3 млн.тонн). Но весь прирост приходится только на автотранспорт (с 2.5 до 4.8 млн.тонн), это связано с сезонным обстоятельством перевозкой сельхозгрузов. Продолжалось снижение пассажирооборота. Объем услуг связи в натуральном выражении по всем позициям продолжал сокращаться из-за непрерывно растущих тарифов.

На 33% уменьшились за 9 месяцев капитальные вложения в производственное строительство. За счет всех источников финансирования введено 3112 квартир общей площадью 192.4 тыс.кв.м. (77% к уровню января — сентября 1993 года).

Розничный товарооборот за три квартала сложился в сумме 734.9 млрд. руб. Продолжается увеличение доли частного сектора, включая потребкооперацию, — она составила 78%. В общем объеме розничного товарооборота на долю продовольственных товаров приходится 63% (на

7% меньше, в сопоставимых ценах, чем в том же периоде прошлого года). На протяжении последних семи месяцев сохраняется выссокой и устойчивой насыщенность розничной торговли мясом птицы, вареной колбасой, животным маслом, яйцами, сахаром и кондитерскими изделиями. В меньшей степени насыщен потребительский рынок мукой высшего сорта, макаронными изделиями и растительным маслом. Сократилась продажа населению — в меньшей степени — мяса и мясопродуктов, яиц, но существенно — на 30% — рыбных консервов, растительного масла, сахара, кондитерских изделий. Непродовольственных товаров продано на 275.1 млрд. руб. (в сопоставимых ценах — меньше на 23%). Существенно снизился объем продаж радиоприемных устройств, телевизоров, холодильников (на 38-45%), а также товаров повседневного спроса (синтетических моющих средств, мыла — на 60%). Объем реализации платных услуг составил 97.9 млрд. руб. (в сопоставимых ценах — снижение на 67%).

Индекс потребительских цен за 9 месяцев составил 232%. Рост цен: на продовольственные товары — в 1,9 раза, на непродовольственные товары — в 1,9 раза, на платные услуги — в 10.2 раза. Резкое увеличение стоимости услуг связано, в первую очередь, с продолжающимся повышением цен на жилищно-коммунальные услуги.

Бюджет области в январе — августе исполнен с профицитом в 27.1 млрд. руб. (доходы — 455.4 и расходы — 428.3). Финансовое положение предприятий и организаций усложняется ростом взаимных неплатежей. Задолженность предприятий на 01.09.94 (в млрд. руб.):

кредиторская — 723.7; из нее просроченная — 292.9 (в том числе 232.2 — задолженность поставщикам); дебиторская — 605.6; из нее просроченная — 220.3 (в том числе 212.7 — задолженность за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги). Просроченная задолженность по видам средств на оплату труда и другие выплаты работникам предприятий составила на 1 декабря 1994 года 21.2 млрд. руб.

Реальные располагаемые доходы населения сократились — в связи с опережающим ростом цен — на 26%. Доходы ниже величины среднедушевого денежного дохода (89.9 тыс. руб. в среднем за месяц) в январе — сентябре имели 987.5 тыс. человек (59.9% населения области). Доходы 30.5% населения области (502.9 тыс. человек) в январе — сентябре были ниже величины прожиточного минимума (63.6 тыс. руб. в среднем за месяц).

В экономике области было занято около 700 тыс. человек, из них более половины — в негосударственных структурах. На 01.10.94 в службе занятости зарегистрировано 45.3 тысячи незанятых, из них 43.5 тысячи человек (4.7% трудоспособного населения) имели статус безработного.

2.2.       Заработная плата. Уровень жизни

В очередной публикации об уровне заработной платы во Владимирской области [23] обращает на себя внимание, что в очередной раз поменялись местами в верхней части ранговой лестницы «органы управления» и «транспорт». Отмеченное в предыдущем обзоре последовательное сокращение разрыва между зарплатами в промышленности и среднеобластной не продолжилось (в августе 91,2%, но в сентябре — 86.1%). Зато «сельское хозяйство» продолжило подъем вверх по ранговой лестнице и впервые обошло «промышленность» (вряд ли надолго). «Культура и искусство» за счет существенной — более чем на 50% — прибавки покинуло последнее место, уступив его «здравоохранению» (кстати, в этой отрасли зарплата оказалась более чем вдвое ниже, чем по России в среднем — 255 тыс. руб.).

Cводный индекс потребительских цен в сентябре по сравнению с августом составил 106.0% (в том числе на продовольственные товары — 104.8%, на непродовольственные товары — 108.4%, на платные услуги — 105%,); он вырос «резвее», чем в августе по сравнению с июлем (104.0%). Таким образом за последние 2 — 3 месяца рост среднеобластной зарплаты был или практически равен (август к июлю), или немного превышал (сентябрь к августу) рост потребительcких цен.

 

Таблица 1

Средняя зарплата в области в сентябре 1994 года

 

 

 

По отношению к:

Отрасль

Зарплата

январю

августу

(в скобках — ранг в августе)

тыс. руб.

1994г.,%

1994г.,%

1.Кредитование, страхование (1)

408,2

166,0

91,8

2.Органы управления (4)

295,6

199,3

127,7

3.Строительство (3)

274,4

238,2

114,6

4.Транспорт (2)

245,5

181,6

98,8

5. Жилищно-комм. хозяйство, непроизв.виды бытового обслуживания (5)

192,6

174,5

110,7

6.Наука и науч.обслуживание (7)

156,9

208,4

112,6

7.Cельское хозяйство (9)

149,2

264,5

119,4

8.Торговля и общест.питание (8)

147,6

184,7

106,8

9.Промышленность (6)

146,3

181,1

103,4

10.Образование (11)

137,3

145,3

133,7

11.Культура и искусство (12)

132,6

155,8

152,4

12. Здравоохр., физкультура и спорт, соц. обеспеч. (10)

124,2

129,1

110,6

Всего по области

169,9

189,0

109,5

 

Таблица 2

Стоимость недельного продуктового набора в г.Владимире и соседних областных центрах [24]

 

Параметр

Значения по городам*

 

ВЛ

ИВ

КО

НН

РЯ

ТВ

ЯР

Сумма на 25.10.94, руб.

14163

15048

13669

15419

14379

16139

14705

По отношению

 

 

 

 

 

 

 

к 27.09.94,%

111.8

114.0

109.4

119.0

117.9

120.7

116.8

к 25.01.94,%

191.3

197.7

173.0

205.4

185.6

229.6

173.6

Mесто среди областных центров

 

 

 

 

 

 

 

на 25.10.94

6

3

7

2

5

1

4

на 27.09.94

4

2

6

3

7

1

5

на 30.08.94

5

3

4

1

7

2

6

Место среди 130 городов РФ

 

 

 

 

 

 

 

на 25.10.94

81

61

85

54

74

46

68

на 30.08.94

69

60

61

56

90

58

75

на 26.07.94

52

46

58

70

84

26

67

* Условные обозначения городов: ВЛ — Владимир, ИВ — Иваново, КО — Коcтрома, НН — Нижний Новгород, РЯ — Рязань, ТВ — Тверь, ЯР-Ярославль.

 

По оценке отдела экономики и прогнозирования администрации г.Владимира [24] прожиточный минимум в октябре составлял (в рублях):

Таблица 3

Статьи расходов

Трудосп.

Пенсионер

Семья (4 чел.)

Питание

66081

50058

247839

Непродовольственные товары

22957

6038

76366

Услуги

9547

4287

29620

Налоги

8689

17378

Всего

107274

60383

371203

 

Основой расчета прожиточного минимума является оценка стоимости питания. Потому-то повышение величины прожиточного минимума трудоспособного владимирца в октябре (табл.3 — 11,2% к уровню сентября) практически совпадает с повышением стоимости продуктового набора (табл.2 — 11.8%).

1.1.       Ассоциация товаропроизводителей области

18 ноября на очередном заседании Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей области (АТПП) были рассмотрены итоги аудиторской проверки хозяйственной деятельности АО «Владэнерго». В [25] было сообщено, что директора многих предприятий потребовали произвести такую проверку, испытывая финансовые трудности и подозревая энергетиков в необоснованном завышении тарифов.

«Владаудитперспектива» доложила, что, хотя и не заинтересованы энергетики в снижении тарифов (система определения цен на их продукцию объективно понуждает их к этому), но «Владэнерго» при изменении тарифов оперировало в полном соответствии с действующей нормативной документацией (то есть ничего противозаконного сделано не было). Ведь три четверти потребляемой областью электроэнергии — покупается. Вдобавок, по отраслевому тарифному соглашению зарплата энергетиков должна быть втрое выше средней по промышленности...

А уж качество этой документации федеральных органов — не предмет рассмотрения аудита. Сообщение вызвало болезненную реакцию многих членов Ассоциации: «Зря деньги только заплатили!..» Решено к этой теме вернуться еще раз [23, 26].

Директор АО «Владимирский тракторный завод» И.А.Бакалейник предложил создать в области негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который бы и помогал работникам предприятий, и концентрировал средства для вложения в производство. Два десятка предприятий готовы быть учредителями НПФ. Предложение поддержали все участники заседания, кроме представителя отдела юстиции обладминистрации («для этого нет соответствующей нормативной базы»). Работа по созданию НПФ будет продолжена.

Позднее И.А.Бакалейник сообщил Ю.В.Власову об идее и о решении АТПП, и тот «высказал свою заинтересованность в этом деле» [27].

По решению Федерации товаропроизводителей России во Владимире будет создан региональный исследовательско-информационный центр.

2.    ПАРТИИ

2.1.       Аграрная партия России

15 ноября проходила отчетно-выборная конференция Владимирского отделения Аграрной партии России (АПР). Доклад сделал лидер областной организации АПР Г.И.Чуркин: «Правительство занимается разрушением сельского хозяйства. Последнее давно было бы развалено, если бы не старания фракции АПР в Госдуме... АПР является центристской партией, борется за социальную cправедливость, смешанную экономику, реальное народовластие... Президент бросил нам красную тряпку в лицо, назначив Чубайса первым вице-премьером. Мы за досрочное переизбрание Президента конституционным путем.» Выступил заместитель председателя центрального совета АПР А.Михайлов: «Сейчас в партии состоит 160 тыс. человек... Правительство посылать в отставку нельзя. На их место придут более экстремистски настроенные люди... Президента знаю с 1965 года... Уже тогда у меня сложилось мнение, что это карьерист высокого полета. Коммунисты правы, когда стали собирать подписи о его досрочном переизбрании. Мы с ними всецело согласны. Президента надо валить. Его уже ничего не исправит.» [30].

Бывший много лет председателем Владоблисполкома и депутатом доперестроечного ВС РСФСР Т.С.Сушков: «Развал страны не случаен. Он был детально продуман... Последние демонстрации и митинги протеста показали, что народ созрел. Сейчас необходимо создать центр по координации действий всех оппозиционных сил. Если же упустить год-другой, тогда не избежать революционных действий.» Председатель ЗС Н.В.Виноградов: «Совсем неважно, кто в какой партии состоит. Важна позиция... Нашу страну пытаются поставить сначала на колени экономически, а потом и политически. Потому и направляются из-за океана куриные окорочка... хотят создать иллюзию неконкурентности нашей продукции. А между тем иноземные подводные лодки ходят в наших морях, как дома... Всем нужно готовиться к выборам. Другого пути у нас нет. Надо говорить людям правду, какая есть. Иначе задушим себя собственными руками.» [31].

2.2.       Коммунистическая партия России

19 ноября состоялась отчетно-выборная конференция областной организации КПРФ. Присутствовали 202 делегата от примерно двух тысяч коммунистов (точное их число, по словам корреспондента А.Потемкина [32] не знает никто, поскольку «наши ряды постоянно пополняются»).

Докладчик М.И.Комлев, член президиума облисполкома КПРФ, заявил, среди прочего, что демократическое движение находится на закате, поскольку питаемый им режим «висит только на поддержке силовых структур». Коммунистам нужно как можно скорее преодолеть «период политической трусости и организационной лени», чтобы победить на предстоящих выборах.

Заместитель председателя ЦИК КПРФ А.А.Шабанов считает, что борьба за власть вышла на финишную прямую. Коммунистам нужно объединиться со всеми оппозиционными силами, кроме ярых националистов, чьи идеи могут отпугнуть значительную часть избирателей.

Председатель ЗС Н.В.Виноградов отметил как успех избрание восьми коммунистов в состав Собрания. Ближайшая задача партийцев — активное участие в выборах в местные органы представительной власти.

Председателем облисполкома КПРФ снова избран Я.К.Блинов.

3.    ЗАКОННОСТЬ

3.1.       Криминал

8 ноября днем в своем гараже обнаружен труп 46-летнего члена совета АТПП, генерального директора одного из крупных оборонных предприятий — АО «ВЗПО «Техника» — В.Е.Алякринского. Тело находилось в салоне личного автомобиля покойного, работал двигатель.

Признаков насилия при наружном осмотре не обнаружено.По непроверенным данным, незадолго до трагедии Алякринский жаловался на рэкетиров, которые не давали ему покоя [34].

По заключению экспертизы смерть               наступила от отравления угарным газом. В редакцию «Молвы» позвонил перед похоронами неизвестный, пожелавший газете «как следует покопаться в загадочной смерти известного в городе человека» [35].

Тремя неделями позже прокурор города В.Н.Тишаев заявил, что «факт самоубийства в данном деле сомнения не вызывает. Но есть все основания полагать, что существуют чьи-то энергичные действия, толкнувшие гендиректора на отчаянный шаг.» По словам начальника городского УВД В.С.Минина возбуждено уголовное дело по фактам мошенничества, с которыми, возможно, связано самоубийство покойного.

«Известен почти весь преступный механизм, нужны только силы и время, чтобы все охватить» [36].

Несколькими днями раньше было сообщено о трагической смерти директора АО «Золотковский стеклозавод», члена АТПП В.Н.Миронова. Сразу появились слухи о причинах гибели. Одна из версий — действия рэкетиров. Но в сообщении прокуратуры г.Гусь-Хрустального [37] содержалось другое объяснение.

Один из покупателей сообщил милиции, что Миронов-де вымогает деньги за каждую партию отпущенной сортовой посуды сверх стоимости продукции. А в последний раз запросил намного больше обычного. В ходе последовавшего оперативного мероприятия разговор директора и покупателя был записан на магнитную ленту. Затем в кабинете директора появились оперативники с понятыми и воспроизвели запись. «Видимо, от безысходности директор и выбросился из окна верхнего этажа и разбился. По факту получения взятки возбуждено уголовное дело и ведется расследование обстоятельств гибели директора.»

3.2.       Судебные процессы

В [7, 39] была описана ситуация вокруг АО «Гостинично-торговый комплекс «Владимир». 4 ноября Фрунзенский райнарсуд по иску генерального директора АО В.И.Ефимова восстановил его в должности, с комитета по управлению имуществом г.Владимира взыскиваются в пользу истца 200 тыс. руб. как возмещение морального ущерба, а также 500 тыс. руб. в компенсацию его расходов на юридические услуги. Но, похоже, дело вокруг ГТК не закрыто. В начале декабря должно состояться общее собрание акционеров. А по словам председателя упомянутого комитета В.Д.Патанина, нарушениями в ГТК занялась областная прокуратура [31, 40].

 

21 ноября Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу администрации г.Владимира на решение облсуда, по которому Е.П.Ильюшкина восстановили в должности начальника троллейбусного управления [39], и оставил его в силе. Только после вступления решения облсуда в законную силу горадминистрация подготовила распоряжение о возвращении депутата ЗС на прежнее место работы. Но в каком качестве будет продолжать трудиться гражданин Ильюшкин? [41].

4.    ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

4.1.       Экологическая авария

19 ноября на реке Нерль, протекающей по территории нашей и Ивановской областей, произошла одна из самых крупных за последнее время экологических аварий, которая серьезно сказалась на жизни г.Владимира в течение длительного времени, так как 70 процентов жителей почти 400-тысячного областного центра получают воду из Нерли.

В 100 км выше водозабора из пруда-накопителя откормочного комплекса, что в совхозе «Петровский» Ивановской области, был допущен массовый сброс животноводческих отходов (около 1000 тонн — по словам первого заместителя главы обладминистрации Г.К.Волкова, «ориентировочно 8 тыс.куб.м.» — такую оценку выдала пресс-группа прокуратуры области). Концентрация вредных веществ в водопроводной воде, подаваемой в город, несколько дней превышала допустимые нормы. Было рекомендовано не употреблять ее для приготовления пищи без предварительного кипячения и отстаивания. Серьезные трудности возникли в работе школ и детских садов.

Руководители природоохранных и правоохранительных органов нашей области встретились на месте аварии с коллегами из соседней. По ходатайству нашего областного прокурора покуратура Ивановской области возбудила уголовное дело [28, 29].

4.2.       Визиты

10 ноября во Владимире побывал посол США в России Т.Пикеринг. Основной целью его было посещение тракторного завода и СКТБ прецизионного оборудования «Вектор». Интерес свой посол объяснил тем, что на протяжении многих лет продукция этих предприятий была представленга на американском рынке. Кроме того, он «много читал в российской прессе о тех усилиях, что предпринимают руководители этих заводов для вхождения в рыночную экономику».

Состоялась беседа с председателем областного комитета по госимуществу Ю.Н.Лапыгиным и работниками горадминистрации по вопросам приватизации.

Отвечая на вопрос о возможном влиянии победы республиканской партии в ходе промежуточных выборов на контакты с Россией, посол сказал, что «курс политики на содействие с Россией пользовался поддержкой обеих партий, я не ожидаю каких-либо изменений в этом вопросе.»

 

18 ноября министр внутренних дел Польши А.Мильчановский во главе представительной (20 человек) делегации побывал во Владимире. Гости беседовали с Г.К.Волковым, Н.В.Виноградовым, начальником областного УВД И.И.Голубевым. Речь шла о взаимном сотрудничестве и в экономике, и в борьбе с преступностью. Министр подчеркнул, что «умные поляки, а их в стране большинство, относятся к России и россиянам очень благожелательно.» [33].

Источники

1. Владимирские губернские ведомости.— 1994.— №66.— 11 октября.

1. Призыв.— 1994.— №215.— 9 ноября.

2. Призыв.— 1994.— №218.— 12 ноября.

3. Призыв.— 1994.— №227.— 25 ноября.

4. Призыв.— 1994.— №219.— 15 ноября.

5. Молва.— 1994.— №130.— 15 ноября.

6. Призыв.— 1994.— №223.— 19 ноября.

7. Сименидо Ю. Владимирская область в октябре 1994 года // политический мониторинг.— М.: ИГПИ.— 1994.— №10.

8. Призыв.— 1994.— №229.— 29 ноября.

9. Всполье.— 1994.— №88.— 25 ноября.

10. Призыв.— 1994.— №230.— 30 ноября.

11. Молва.— 1994.— №126.— 3 ноября.

12. Молва.— 1994.— №138.— 3 декабря.

13. Призыв.— 1994.— №200.— 18 октября.

14. Призыв.— 1994.— №213.— 4 ноября.

15. Призыв.— 1994.— №206.— 26 октября.

16. Призыв.— 1994.— №232.— 2 декабря.

17. Призыв.— 1994.— №216.— 10 ноября.

18. Молва.— 1994.— №128.— 10 ноября.

19. Молва.— 1994.— №131.— 17 ноября.

20. Молва.— 1994.— №134.— 24 ноября.

21. Владимирские губернские ведомости.— 1994.— №85.— 25 ноября.

22. Призыв.— 1994.— №213.— 4 ноября.

23. Молва.— 1994.— №133.— 22 ноября.

24. Молва.— 1994.— №128.— 10 ноября.

25. Сименидо Ю. Владимирская область в июне 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ.— 1994.— №6.

26. Всполье.— 1994.— №85.— 19 ноября.

27. Всполье.— 1994.— №88.— 25 ноября.

28. Призыв.— 1994.— №229.— 29 ноября.

29. Молва.— 1994.— №136.— 29 ноября.

30. Молва.— 1994.— №131.— 17 ноября.

31. Призыв.— 1994.— №228.— 26 ноября.

32. Молва.— 1994.— №133.— 22 ноября.

33. Всполье.— 1994.— №85.— 19 ноября.

34. Молва.— 1994.— №128.— 10 ноября.

35. Молва.— 1994.— №130.— 15 ноября.

36. Молва.— 1994.— №138.— 3 декабря.

37. Призыв.— 1994.— №214.— 5 ноября.

38. Сименидо Ю. Владимирская область в октябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ.— 1994.— №10.

39. Сименидо Ю. Владимирская область в сентябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ.— 1994.— №9.

40. Всполье.— 1994.— №89.— 26 ноября.

41. Молва.— 1994.— №134.— 24 ноября.

42. Всполье — 1994 — №91 — 12 ноября.