Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в декабре 1994 года

Завершившийся год применительно к Республике Татарстан можно квалифицировать как год конкретизации политической и экономической стратегии. Уже в его начале обнаружились такие принципиальные моменты, как невозможность дальнейших претензий на полностью самобытный путь республики в рыночное будущее, с одной стороны, и сформированность благоприятных внутренних и внешних предпосылок для избавления от неопределенности во взаимоотношениях с Москвой, с другой стороны.

1.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Экономическая ситуация в Татарстане по-прежнему оставалась в контексте углубляющегося кризиса.

1.1.        

Согласно официальным оценкам, 1994 год был для республики самым тяжелым в экономическом отношении за все годы, прошедшие с начала реформ.

Как отмечал в выступлении на республиканской экономической конференции в конце декабря Президент Шаймиев, «такого еще не бывало в нашей финансовой, хозяйственной, экономической деятельности. Потому что мы допустили, как никогда, большой спад производства промышленной продукции, это сказалось очень остро на бюджете республики. А спад был связан с тем,... что в первом квартале не работали порядка 5,5 тысячи нефтяных скважин — из-за того, что некуда было отгружать сернистую нефть. И продолжались сказываться последствия, причем очень серьезно, пожара в объединении «КамАЗ»....И, безусловно, не оправдались надежды, которые возлагались на военно-промышленный комплекс, на то, что его предприятия получат заказы и под эти заказы — средства.

Эти три фактора, прежде всего они, поставили нас в нелегкое финансовое положение.

Вы знаете, что наше население, к счастью, впервые столкнулось со всеми издержками, которые практически все население Российской Федерации переживает уже три-четыре года, снижая при этом свой жизненный уровень».

Как бы то ни было, статистические данные, приводимые в республиканской печати, свидетельствуют, что темпы нарастания кризисных моментов в социально-экономической сфере РТ превышают соотвествующие темпы, характерные для Российской Федерации.

Объем промышленного производства за 10 месяцев истекшего года сократился в целом по РФ на 22,4%, а в Татарстане — на 27,3%. Правда, согласно официальному прогнозу руководящих инстанций РТ, к концу года спад производства промышленной продукции составит 23-24%. Это связано с тем, что в ноябре — декабре темпы спада замедлились (в ноябре — до 11,9%).

Характерная иллюстрация эффективности функционирования некоторых рыночных институтов: в Татарстане в истекшем году дейсвтвовало 5 бирж (или 3 процента от их общего числа по всей РФ), их оборот составил 17,7 млрд. рублей (или 0,1 процента от общероссийского объема).

1.2.        

Добыча нефти снизилась в январе-октябре 1994-го в РФ на 12 процентов, в Татарстане — на 13 процентов.

Некоторое прояснение перспектив связывается с подписанными указами Президента Шаймиева и Президента Украины Кучмы, касающимися создания совместной финансово-промышленной группы «Укртатнафта». Речь идет о задачах по ликвидации задержек с поставкой сернистой нефти на Кременчугское нефтеперерабатывающее предпрятие. По замыслу, почти третья часть нефти должна пойти туда на переработку и последующую реализацию.

9 декабря Премьер М.Сабиров встречался в Казани с группой украинских руководителей и экспертов во главе с председателем правления АО «Кременчугнефтеоргсинтез» В.Матициным. 13 декабря Президент Шаймиев подписал указ, одобряющий идею содания транснациональной ФПГ и определяющий контуры ее учреждения.

1.3.        

Положение в социально-экономической сфере также характеризовалось усилением неблагоприятных тенденций.

Так, прожиточный минимум в целом по РФ, согласно рассчетам Минтруда, составил 92,3 тыс. рублей на душу населения. В Москве его величина определена мэрией в 119 тыс. рублей. Правительством Башкортостана — 89 тыс. рублей. В Татарстане — 68 тыс. рублей.

По уровню средней зарплаты Татарстан стоит на четвертом месте в Поволжском экономическом районе после Самарской, Ульяновской и Волгоградской областей. В сентябре 1994-го средняя зарплата в РФ составляла 253,2 тыс. рублей, а в Татарстане — 207,2 тыс. рублей.

Достаточно разительным выглядит разрыв в показателях денежных доходов на душу населения в РФ и Татарстане — соответственно 257,7 и 144,7 тыс. рублей. Если подобный разрыв ранее интерпретировался в контексте республиканских социальных амортизаторов, вытекающих из концепций «мягкого вхождения в рынок», «реформ с человеческим лицом», то сейчас делать это становится все более затруднительным. Например, за десять месяцев истекшего года объем розничного товароооборота в сопоставимых ценах снизился в РФ на 0,7 процента, а в Татарстане — на 21,4 процента.

Характерно, что темпы нарастания негативных тенденций в социально-эконмической сфере Татарстана превышали соответствующие общероссийские показатели. Об этом говорят данные, обнародованные Центром социальных проблем РТ:

 

 

дек.

окт.

темп

отношение

нояб.

темп

отношение

 

1993г.

1994г.

роста

темпов

1994г.

роста

темпов

 

(тыс.р.)

(тыс.р.)

 

роста

(тыс.р.)

 

роста

Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость набора продуктов

20,3

50,7

2,5

1,5

65

3,2

1,7

Средняя зарплата

128,1

212,9

1,7

 

240

1,9

 

Россия

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость набора продуктов

30,7

70,1

2,3

1,2

86

2,8

1,3

Средняя зарплата

141,2

273

1,9

 

197

2,1

 

 

Как видно из приведенной таблицы, с декабря по октябрь в Рф рост цен обогнал рост средней зарплаты в 1,2 раза, в Татарстане — в 1,5 раза, а в период с декабря по ноябрь в РФ — в 1,3 раза, в Татарстане — в 1,7 раза. Следовательно, усугубление социальной ситуации в РТ выразилось в том, что отставание роста заработной платы от роста цен на основные продукты питания увеличивается.

2.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Среди событий общественно-политической жизни республики в центре внимания в декабре оказались вопросы фактически начавшегося предвыборного марафона.

2.1.        

В печати были опубликованы законы, принятые ХХII сессией ВС республики:

— О внесении изменений и дополнений в Конституцию РТ в связи с реформированием представительной и исполнительной власти;

— О выборах народных депутатов РТ (Вступает в силу с момента опубликования в печати постановления ВС о порядке его введения в действие);

— О местных оргнанах государственной власти и управления;

— О выборах местных представительных органов власти;

— О местном самоуправлении.

2.2.        

По предложению Президента и спикера ВС, утверждена Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов во главе с новым председателем — бывшим министром сельского хозяйства РТ, председателем Государственного (парламентского) контрольного комитета РТ Маратом Сираевым.

2.3.        

Определен своеобразный предвыборный календарь, по которому предстоит действовать тем, кто решил в той или иной мере включиться в борьбу.

5 марта 1995 г. — выборы в высший орган представительной власти РТ, который теперь будет называться Государственным советом.

10-23 декабря — публикация списка избирательных округов, формирование окружных избирательных комиссий, образование избирательных участков и публикация их списков в местной печати.

25 декабря — начало выдвижения кандидатов в депутаты.

4 января — формирование участковых избирательных комиссий.

1 февраля — завершение выдвижения кандидатов.

6 февраля — завершение регистрации кандидатов.

11 февраля — представление списков избирателей на избирательные участки для ознакомления.

21 февраля — последний лень доставки избирательных бюллетеней в окружные избирательные комиссии.

23 февраля — запрещено до выборов публиковать итоги опросов общественного мнения.

1 марта — последний день доставки бюллетеней для голосования в участковые избирательные комиссии.

3 марта — последний день уведомления избирательных комиссий кандидатами о намерении зарегистрировать наблюдателей на избирательных укчастках в день голосования.

4 марта — прекращение предвыборной агитации.

19 марта — повторное голосование.

2.4.        

Как мера, нацеленная на получение неких преимуществ в ходе избирательной кампании, общественным мнением восприняты решения о перекраивании внутренних границ между административными районами столицы республики Казани.

5 декабря Президиум ВС РТ принял постановление «О совершенствовании административно-территориального деления столицы Республики Татарстан — г.Казани». Согласно этому документу, территория Бауманского района присоединяется к Вахитовскому району, Ленинский район разделен на два новых самостоятельных района — Ново-Савиновский и Авиастроительный, изменены границы Приволжского, Кировского и Московского районов.

Против такого решения резко выступили, например, избирательный блок РТ «Равноправие и законность», Круглый стол политических сил Татарстана. Среди аргументов доминируют: непомерность расходов на такую перекройку, усугубление положения «трущобников», келейность процедуры принятия решения, и обвинения в попытках сорвать выборы в демократически настроенной столице республики.

В оппозиционной печати, главным образом в газете «Вечерняя Казань», публикуются аналитические выкладки с прогнозами на предстоящие выборы. Единодушно предрекается победа антиноменклатурного блока. Так, с повышенным интересом обсуждается будущая электоральная судьба глав администрации Казани и районов. Фигурирует слух о негласной установке: глав администрации, проигравших выборы своим противникам, будут освобождать от занимаемой должности. Так что, антидемократичность многих норм избирательных законов РТ, принятых ВС в ноябре, имеет и оборотную — в известном смысле популистскую сторону. Оживленное внимание привлекает перспектива предвыборной схватки в Казанском административно-территориальном округе (т.е. по городу в целом) между нынешним главой городской администрации Камилем Исхаковым, зарекомендовавшим себя «крепким» и динамичным руководителем, перспективным политиком, способным претендовать на самые высокие посты в республике, и лидером республиканских демократически-федералистских сил депутатом Госдумы по списку «ЯБЛока» Иваном Грачевым. Оппозиционная печать уже предсказывает появление в кресле мэра «казанского Немцова». Впрочем, динамика электорального поведения в нынешних кризисных обстоятельствах (да и подрыва имиджа демократического движения) — вещь малопредсказуемая.

24 декабря состоялся съезд республиканской партии «Единство и прогресс», на котором был обнародован список из 17 будущих кандидатов в депутаты Государственного совета. Среди кандидатов от этой партии, имеющей репутацию пропрезидентской, помимо ее сопредседателей Колесника и Хакиморова — много представителей органов администрации городов и районов.

25 декабря состоялось заседание расширенного совета избирательного блока «Равноправие и законность», на котором было рекомендовано для выдвижения около 30 человек: уже упоминавшийся Иван Грачев, Ю.Ростовщиков (СДП РФ), Р.Ахметов (ДПР), А.Штанин (Демократический выбор России), В.Беляев (Движение «Согласие»). Кроме названных блок взялся поддерживать ряд оппозиционно настроенных депутатов ВС нынешнего созыва.

Около сорока кандидатов — под покровительством республиканской коммунистической организации.

Таким образом, старт дан...

3.    ЭХО ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА

3.1.        

На этапе до 11 декабря реакция республиканских официальных инстанций и лидеров была выдержана в достаточно спокойных и привычных терминах «озабоченности» и т.п.

7 декабря газета «Известия Татарстана» опубликовала интервью Президента Шаймиева в связи с началом работы ХIII заседания Совета Федерации. Здесь были высказанны критические оценки деятельности федеральных властей, лишивших общество информации о присходящем и фактически спровоцировавших внутричеченский конфликт. « — Вы рассматриваете Чечню в качестве субъекта федерации? — По Конституции РФ — да. Но есть реалии жизни, и этот вопрос не однозначен. Силовое давление или военное вмешательство — самый простой путь в решении вопросов государственного строительства. Но очень опасный — на стадии становления демократиии. Другое дело, если существует уже сдложившееся правовое государство, которое и может использовать военную силу для защиты Конституции».

9 декабря было обнародованно Обращение Президиума ВС РТ к Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ в связи с обострением ситуации в Чеченской Республике, где действия федеральных властей квалифицировались как «непродуманные», ставящие весь северокавказский регион «на грань широкомасштабной гражданской войны». Далее: «Естественный процесс признания равноправия народов, который уже стал мировой тенденцией исторического развития, неизбежен и для Российской Федерации».

6 декабря газета «Казанские ведомости» опубликовала обращение деятелей науки, писателей Татарстана к Ельцину и Российскому правительству под заголовком «Мы с тобой, чеченский народ». Текст, разумеется, отмечен печатью эмоционального протеста.

3.2.        

После начала войсковой операции 11 декабря оценки стали конкретизироваться и получать более определенную направленность.

13 декабря практически во всех республиканских газетах вышли материалы, содержащие такие оценки со стороны лидеров РТ.

М.Шаймиев говорил в интервью: «В минувшее воскресенье около девяти утра мне на дачу позвонил очень встревоженный президент Ингушетии Руслан Аушев. Он сказал, что в восемь тридцать через республику пошли военные колонны в Чечню. Так я узнал о введении войск в Чеченскую республику. Узнал неофициально. К сожалению, официально я не был извещен об этой акциии — ни как руководитель республики, ни как член Совета Федерации». Разница между чеченской и татарстанской ситуациями, как отметил Шаймиев, — в том, что во главе Чечни оказался военный и в его распоряжении осталось много оружия. Вывод — следует всемерно приближаться к переговорному механизму. В тот же день было опубликовано заявление спикера ВС РТ Ф.Мухаметшина, в котором говорилось: «Я считаю ввод войск в Чечню, пусть и под благовидным предлогом навести там порядок, неконституционным. Решения и мнения конституционных органов власти — Совета Федерации и Государственной Думы — о возможности решения проблемы мирным путем были Президентом России фактически проигнорированы».

19 декабря Ф.Мухаметшин информировал Президиум ВС РТ об итогах внеочередного заседания Совета Федерации. Чеченские события ведут к обострению общественно-политической ситуации в Татарстане — такая оценка прозвучала в выступлении спикера. Он сказал: «В республике неизбежно возникнут проблемы с очередным призывом на военную службу».

23 декабря было опубликовано обращение М.Шаймиева к Б.Ельцину с призывом незамедлительно приостановить военные действия и собрать Совет глав республик, который «в свое время сыграл конструктивную роль в решении судьбоносных вопросов страны и благодаря своей деятельности предотвратил многие потенциальные конфликты».

Наконец, 26 декабря в эксклюзивном интервью «Интерфаксу» М.Шаймиев заявил: «Я и ряд руководителей республик могли бы взять на себя миссию посредников в переговорах между Россией и Чечней, если поступит обращение от президента РФ Бориса Ельцина». Он выразил крайнюю обеспокоенность тем, что демократические силы переходят в оппозицию к Б.Ельцину, что является очень опасным и тревожным симптомом, чреватым возвратом к диктату. Касаясь перспектив договора между Москвой и Казанью, он отметил: «Попытки урезать круг полномочий, переданных Татарстану, могут закончиться неучастием жителей республики в выборах федеральных органов власти и Президента России, что уже бывало».

3.3.        

Чеченский кризис помимо всего прочего стал источником резкой активизации национально-оппозиционных сил в РТ. Возникли новые возможности для оживления этнополитической мобилизации сторонников реанимации радикальной борьбы за полномасштабную суверенизацию под радикальными националистическими лозунгами.

14 декабря в Казани состоялся митинг, организованный координационным советом татарского национально-демократического движения, созданном под эгидой крыла ТОЦ под руководством М.Мулюкова. В митинге участвовало около 700 человек. Доминировали антиимперские и продудаевские лозунги. Муссируются слухи о добровольцах из Набережных Челнов, якобы уже прибывших в Чечню.

Таким образом, кризис может спровоцировать новый прилив активности националов, новую волну антироссийской риторики.