Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашская Республика

в декабре 1994 года

Очевидно, в связи с отсутствием у Центра ясной перспективной политики по отношению к регионам и их предоставленностью самим себя в последние месяцы, да и годы, политический процесс в Чувашии развивается все более ускоренными темпами.

Не стал в этом смысле исключением и декабрь минувшего года.

Президент Н.Федоров продолжает постепенно избавляться от «чуждых элементов» в правительстве и своем окружении. Освобожден от своих обязанностей министр внутренних дел М.Киселев. Отправлен в отставку с соблюдением всех приличий глава администрации президента Н.Зайцев.

Состоялась первая за все время президентства Н.Федорова его встреча с представителями партий и движений республики.

Издан Указ об объединении двух национальных академий в одну — Национальную академию наук и искусств (НАНИ).

Завершилось формирование Государственного совета республики — 4 декабря прошли повторные выборы, в результате которых были доизбраны недостающие депутаты.

Состоялась шестая сессия Госсовета, принявшая Закон о бюджетной системе на 1995 год и посулившая республиканским газетам независимость от учредителей.

Наконец, события в Чечне заставили высказаться по этому поводу и президента, и Госсовет, и представителей республиканских партий.

1.    ДОВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Многотрудный и мучительно долгий процесс формирования Госсовета республики достаточно подробно освещался в предыдущих выпусках «Политического мониторинга». Состоявшиеся 4 декабря довыборы не принесли особых неожиданностей. Как и ожидалось, активность избирателей рекордно низкой — общее число принявших участие в голосовании составило 15,93% включенных в списки избирателей. Среди избранных депутатов наиболее значительное место занимают выдвиженцы коммунистов, в том числе Александр Соловкин и Игорь Моляков, непосредственно являющиеся членами Коммунистической партии Чувашии. Причем кандидаты-коммунисты выиграли выборы, значительно опередив своих соперников и набрав по 10-11% голосов. Все предвыборные ухищрения других республиканских партий и движений не оказали сколько-нибудь заметного влияния на результаты выборов.

К сожалению, как и на предыдущих выборах, в ходе нынешних никто не занимался социологическими исследованиями и нельзя сделать никаких выводов об электорате — кто приходил голосовать, какие соображения влияли на решения избирателей. Фактом остается то, что и так преобладающий в Госсовете блок коммунистов и аграрников получил дополнительную поддержку, а сам высший орган представительной власти в республике теперь, в полном составе, правомочен решать вопросы конституционного характера.

Стоит отметить также и то, что в ходе последних выборов жепутатом Госсовета стал Вячеслав Тихонов, бывший министр безопасности республики, сняиый со своего поста президентом. Ныне Вячеслав Архипович занимает пост заместителя председателя правления банка «Приволжский».

2.    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

1 декабря 1994 года был опубликован Указ президента №130 «О Киселеве М.Ф.», который лаконично гласил: «Освободить Киселева Михаила Федоровича от должности министра внутренних дел Чувашской республики в связи с переходом на другую работу».

То, что Михаил Федорович «не встраивается» в президентскую команду, было заметно давно. По каким причинам — сказать трудно. Одни говорят, что за время пребывания на своем посту он приобрел слишком большое влияние в милицейской среде республики, был слишком плотно «увязан» с существующей системой, чтобы что-то в ней изменить, другие — что за ним числились какие-то грехи. Его имя упоминалось в связи с известным «Цивильским делом» (см.предыдущие выпуски «Политического мониторинга»), в результате которого со скандалом был отстранен от исполнения своих обязанностей прокурор республики Евгений Жучков и подал в отставку министр юстиции. Однако доказать что-либо, если в деле замешаны люди такого уровня, как показывает практика, невозможно. Так или иначе его отставка не стала неожиданной, тем более что за время пребывания Н.Федорова на президентском посту уже успели смениться и министр безопасности и министр юстиции и прокурор республики.

Интересная деталь — уволенные со своих постов руководители силовых структур как правило ищут прибежища в Госсовете. Как уже говорилось его депутатом стал Вячеслав Тихонов. Сразу после отставки борьбу за депутатское кресло очень активно повел Евгений Жучков, но ему, увы не повезло. Тем не менее он принят в штат сотрудников Госсовета в качестве советника по юридическим вопросам. Председатель Госсовета Валентин Шурчанов отрицает, что это сделано в пику президенту — «по его словам, в местном парламенте просто не хватает опытных юристов.

Новым министром внутренних дел назначен Вадим Валентинович Антонов, 1960 года рождения, русский, образование высшее, окончил Чувашский государственный университет и Высшие курсы КГБ СССР. С 1983 года работает в органах Государственной безопасности. Воинское звание — подполковник. Женат, имеет сына.

В начале декабря опубликован Указ об особождении руководителя администрации президента ЧР Николая Архиповича Зайцева от занимаемой должности по состоянию здоровья. На его место назначен Александр Валерианович Разумов, 1953 года рождения, чуваш, окончил Чувашский Государственный педагогический институт. С 1981 года работал в органах ВЛКСМ. В 1991 году на конкурсной основе был избран председателем Госкомитета ЧР по делам молодежи. С сентября по ноябрь 1994 года стажировался в Канаде по программе фонда, учрежденного правительством «с целью поддержки демократических и экономических реформ в России».

3.    ОЧЕРЕДНАЯ СЕССИЯ ГОССОВЕТА

15 декабря начала свою работу шестая сессия Госсовета, впервые проходившая при полном составе депутатов.

Главным вопросом сессии было рассмотрение представленного правительством проекта бюджета на 1995 год. В адрес правительства было сказано много нелестных слов за то, что в проекте не были внесены предлагавшиеся депутатами ранее поправки. В защиту проекта выступил президент Н.Федоров, признавший, что разработка многих разделов документа проходила при его участии.

Президента упрекнули в том, что он своим распоряжением ограничил выплату обещанных федеральными властями пособий на детей. В ответ Н.Федоров напомнил, что тот знаменитый Указ Ельцина был подписан год назад за день до референдума по Конституции и носил явно популистский характер. После успешного проведения референдума об этом Указе забыли и деньги на его выполнение не были выделены.

Поэтому корректировка Указа была вынужденной мерой — на реализацию его в полном объеме в бюджете Чувашии не было средств.

В ходе сессии «всплыл» и «языковый» вопрос. Депутат А.Г.Антонов предложил организовать для незнающих чувашский язык депутатов соответствующие курсы. Председатель комитета по культуре Г.Н.Архипов подошел к вопросу более принципиально: он требовал, чтобы министры, которым задают вопросы на чувашском языке, отвечали на них то же на чувашском. Дискуссию прервал В.С.Шурчанов, заметивший, что подобное требование будет означать необоснованный запрет на занятие должностей.

После длительного обсуждения Закон о бюджетной системе ЧР на 1995 год был принят. Принято также постановление об образовании контрольно-счетной палаты Госсовета, которая призвана решить проблему соблюдения дисциплины исполнения государственного бюджета, о которой говорилось уже давно.

Принципиальным обещал оказаться и еще один пункт повестки дня — о соучредительстве Госсовета в трех ведущих республиканских газетах. После того, как канул в Лету Верховный Совет, во всех них остался один учредитель-правительство республики. Некоторое время назад, правда, соучредителем «Советской Чувашии» стал редакционный коллектив, так как эта газета отличается наибольшей финансовой самостоятельностью). Надо признать, что средства массовой информации действительно с большей пристрастностью освещали деятельность Госсовета, что, естественно, не могло покровиться депутатом. В недрах этого органа давно зрела идея о соучредительстве Госсовета в республиканских газетах наряду с правительством республики. Был подготовлен соответствующий проект, внесенный в повестку дня шестой сессии.

Если бы проект был принят, газеты оказались бы в сложном положении — опять «слуга двух господ», опять постоянное лавирование и безуспешные попытки не задеть никого из учредителей, говоря о насущных проблемах, что практически невозможно.

Часть депутатов,особенно коммунисты, была настроена решительно за принятие проекта о соучредительстве. Однако президент по ходу дела высказал другой вариант — дать газетам «вольную», то есть предложил Госсовету отказаться от претензий на соучредительство в обмен на то, что правительство в свою очередь также откажется от учредительства. Его поддержал Валентин Шурчанов, зачитавший составленный экспромтом проект постановления по этому вопросу, состоящий из трех пунктов — ограничиться обсуждением вопроса, принять к сведению заявление президента, что Кабинет Министров в ближайшее время откажется от соучредительства газет, обратиться кправительству с предложением об отмене учредительства органами исполнительной власти районных и городских газет. Для публикации официальных документов Госсовета предусмотрено издание «Парламентского вестника».

На сессии было принято и «Заявление Государственного совета Чувашской республики о происходящих событиях в Чеченской республике», в котором отмечается, что депутаты парламента Чувашии «выражают серьезную тревогу и озабоченность из-за происходящих в Чечне драматических событий». Госсовет считает недопустимым использование Вооруженных Сил Российской Федерации в конфликтах против гражданского населения и полагает, что только политические методы, мирные переговоры, стремление и взаимному доверию, согласию и сотрудничеству позволят достичь желаемой цели». В заключение Госсовет обращается к президенту России, правительству и Федеральному Собранию с призывом немедленно вывести войска из района конфликта, не допустить расширения вооруженных столкновений в Чечне и добиваться оздоровления обстановки только на основе переговоров.

4.     МНЕНИЯ О СИТУАЦИИ В ЧЕЧНЕ

Естественно, что с самого начала обострения чеченского кризиса появились и отклики на чеченские события. В своем выступлении по телевидению Н.Федоров еще 13 декабря заявил, что нельзя допускать защиту так называемой категории «целостности государства» любыми способами, включая военные. Президент считает, что можно провести успешно разовую военную операцию, но в результате этого проблему Чечни не решить. По всем международным стандартам, когда возникает поллизия между целостностью государства и угрозой массовых нарушений прав человека, выбор надо делать впользу прав человека. Если Ельцин не правится Дудаеву или наоборот, то это — проблема персон, которую нельзя превратить в политическую проблему для всей России».

17 декабря появилась Резолюция Ассамблеи народов Поволжья и Урала (АНПУ). В преамбуле говорится: Уже целую неделю на территории Чеченской Республики — Ичкерия российские подразделения МВД и МО ведут военные действия против мирного населения республики, чеченского народа, государственных структур и президента Чеченской Республики — Ичкерия». Констатируется, что «исполнительная власть и президент Российской Федерации перед лицом мирового сообщества и всеми российскими народами еще раз грубо подтвердили свою приверженность политике имперского насилия и агрессии». В заключение АНПУ выражает решительный протест против агрессии российских войск в отношении чеченского народа и требует вывода российских подразделений с территории республики. Отмечается, что АНПУ расценивает агрессию против Чеченской республики — Ичкерия как угрозу в отношении наших народов-башкир, мари, мокша, эрзя, удмуртов, татар и чувашей, которые тоже отстаивают право народов на свободное самоопределение, зафиксированное в базовых документах ООН и СБСЕ».

Заместитель председателя регионального отделения партии «Демократический Выбор России» Сергей Тарасов полностью поддерживает ввод федеральных войск на территорию Чечни.

5.    ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ

В конце декабря президент подписал Указ о создании Национальной академии наук и искусств. Указ этот имеет занимательную предысторию. Около трех лет назад на волне суверенизации было принято решение о создании Чувашской академии наук. Учитывая, что в республике всего около сотни докторов наук и около тысячи кандидатов, это решили и тогда одобряли далеко не все. В республике имелось два научных центра, притендовавших на лидерство в процессе формирования национальной академии — Чувашский государственный университет и Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. Разумеется, что представителей точных и технических наук было больше в университете и если организовывать академию наук по образцу и подобию бывшей союзной, то они получат подавляющее преимущество. Поэтому при обсуждении идет создания республиканской академии наук авторитетами двух этих научных центров, так и не было найдено общего языка. В результате было создано сразу две официально признанные академии — Академия наук Чувашской Республики, состоящая в основном университетских академиков и Чувашская национальная академия из « институтских» академиков и работников культуры.

«Университетские» академики упрекали «национальных» в том, что у тех академические звания достались даже людям, не имеющим докторской степени. «Национальные» — в долгу не оставались и обвиняли «университетских» в чрезмерной технократичности и оторванности от жизни и от национальной культуры. Обе академии финансировались за счет республиканского бюджета. Идея об объединении двух академий витала в воздухе давно. Около года назад ее высказал президент Чувашской национальной академии С.Р.Малютин. Долгое время велась подготовительная работа, появились раные проекты объединения и вот наконец свершилось — оргкомитет по подготовке общего собрания Академии наук Чувашской Республики и Чувашской национальной академии выработал предложения по создании Национальной академии наук и искусств (НАНИ). Тут же последовал Указ президента о создании академии.

Казалось бы, все в порядке, но некоторые обстоятельства заставляют думать, что за очевидными событиями существует и скрытая подоплека. В состав Совета учредителей НАНИ включен президент ЧНА С.Р.Малютин, но почему-то не входит президент АНЧР Л.П.Кураков. Возглавляет этот Совет учредителей известный математик Денис Давыдович Ивлев, доктор физико-математических наук, не так давно окончательно рассорившийся с ректором Чувашского государственного университете и ушедший из Университета в педагогический институт.

Идею объединения двух академий горячо поддерживает президент, на общем собрании ученых, посвященным этому событию, он пообещал увеличить расходы на содержание академии с 65 миллионов рублей в минувшем году до 135 — в нынешнем, отказался от предложенной ему чести утвердить Устав академии, заявив, что уважает ученых и считает, что они сами утвердят этот устав, обещал никак не вмешиваться в деятельность НАНИ и даже не диктовать, на какие цели академия должна расходовать выделенные ей деньги. Более того, в бюджете республики средства, выделенные академии, должны проходить отдельной строкой. Словом, к научной общественности Николай Васильевич относится с должным уважением. В то же время, когда и Н.Федорову, обратились с вопросом, как он относится к заявлению Куракова, президента АН Чувашии об угрозах в его адрес. Федоров ответил буквально следующее: «Да, вопрос изучен. Мне доложили результаты. Очень рад констатировать, что никаких оснований беспокоиться уважаемому Льву Пантелеймоновичу нет. А его коллегам пожелание — постараться беречь такого ценного и важного человека, как он. Видимо, нельзя перегружать его работой, у него много различных должностей, он часто ездит по свету. А ведь есть предел физических возможностей. Коллегам нужно быть гуманнее и заботиться о его здоровье...».

В общем, логично предположить, что одной из причин поддержки Н.Федоровым объединения двух академий является то, что при этом Л.П.Кураков лишается одного из своих многочисленных постов.