Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Николай ПОГОДАЕВ,

Наталья КОНОВАЛОВА,

Ольга ГРИБАНОВА

Новосибирская область

в декабре 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Обсуждение проекта бюджета России на 1995 год

Как отмечалось на Всероссийском экономическом совещании, состоявшемся в конце ноября, формирование бюджета на 1995 год шло по старинке, сверху вниз, фактически без учета предложений и жизненно важных интересов регионов. Это и послужило толчком к представительному совещанию руководителей федеральных органов власти, субъектов РФ по обсуждению проекта бюджета России на 1995 год, которое состоялось в Новосибирске 2 декабря.

Делегация была представлена первыми лицами более чем половины ведущих министерств и ведомств.

Опубликованы: выступления главы администрации Новосибирской области И.Индинка; министра экономики РФ Е.Ясина; первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Чубайса; министра сельского хозяйства и продовольствия РФ А.Назарчука [1].

Не было огульной критики «жесткого бюджета», основная идея которого в покрытии дефицита за счет неинфляционных источников. Претензии были высказаны по делу и они не новы.

Сегодня в регионах разрабатываются свои программы выхода из кризиса, есть уже межрегиональные программы, требующие единой методики.

Чубайс остановился на главных проблемах российской экономики: не работают товарные и финансовые рынки, не решена проблема инвестиций, нет настоящего движения финансов, которое обеспечивает рост и развитие эффективных предприятий и свертывание неэффективных. Говоря о главных задачах, остановился на проблеме инвестиций. Главный их источник, по его мнению, — частное сбережение российских граждан [2].

Подводя итоги Чубайс определил встречу как весьма полезную и предложил подготовить совместный документ. Высказался, что еще не поздно внести коррективы в трансферт, признал, что допущены просчеты в ценообразовании.

На подготовку совместного обобщающего документа было отведено 2-3 дня с тем, чтобы застать согласительную комиссию в работе, но нет гарантии, что предложения межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Сибирского отделения Международной ассоциации руководителей предприятий, других региональных структур, опять не будут положены «под сукно». Даже несмотря на то, что обобщающий документ был одобрен первым вице-премьером [3].

1.2.       Взаимодействие администрации области с профсоюзами

10 декабря состоялась встреча представителей профсоюзов и председателя НО ФНПР В.Бабакова с главой администрации И.Индинком, мэром В.Толоконским и председателем облсовета А.Сычевым. Договоренность об этой встрече была достигнута еще 27 октября на митинге протеста.

Накануне приезда в область членов правительства на региональное совещание профсоюзы пригрозили повторением акции перед Чубайсом и министрами. Поэтому дата встречи была наконец назначена. Причину затягивания встречи губернатор объяснил тем, что представителям власти было трудно сказать что-то по существу. Ибо профсоюзы требуют прав и гарантий социалистического прошлого, а мы сейчас, по словам губернатора, живем в ином обществе. «В существующих условиях решить одну проблему, не утяжеляя при этом другую просто невозможно.»

Поэтому ответ на 5 основных требований профсоюзов был дан следующий. По зарплате работников предприятий федеральной собственности решение должно принимать правительство РФ. Повышение зарплаты работникам госбюджетной сферы будет. А насчет соблюдения конституционных прав граждан и борьбы с преступностью — администрация делает все от нее зависящее [4].

1.3.       Итоги выборов в областной Совет депутатов и городское собрание

Выборы состоялись только в шести из пятнадцати округов. В среднем на избирательные участки пришло менее 24% избирателей. В Октябрьском районе, где расположены три ВУЗа, среди молодежи явка была 5-7%. По наблюдениям организаторов выборов, в рабочих микрорайонах нередко встречается «дичайшая бедность», и такие семьи уже ничего не ждут от своего волеизъявления в избирательной кампании.

Опубликованы итоги выборов депутатов областного Совета депутатов [5].

Городское собрание наконец-то сможет начать работу, поскольку теперь в наличии есть 16 человек (должно быть 25) [6] Областной Совет дополучил еще 6 депутатов: Алексеев С.А. — генральный директор АО «Компания Граф» («Клуб депутатов и избирателей»), Бессонов Г.К. — старший научный сотрудник НГТУ («Клуб депутатов и избирателей»), Пугачев Г.А — профессор Академии строительства (от группы избирателей), Колбасов К.Н. — заместитель начальника отдела по борьбе с терроризмом управления федеральной службы контрразведки РФ по НСО (от группы избирателей), Лабецкий С.Б. — заместитель директора по экономике АООТ «Барг» («Выбор России»), Ярохно В.И. — главный врач городской клинической больницы (от группы избирателей).

 

Из политических сил наибольшую активность при выдвижении кандидатов проявили коммунисты, боровшиеся под девизом: «Ни одного округа без нашего», согласованность чувствовалась у «Демократического выбора России» и общественной организации «Клуб депутатов и избирателей».

1.4.       Седьмая сессия облсовета

Седьмая сессия областного Совета депутатов состоялась 22 декабря. На рассмотрение были предложены следующие вопросы:

— о бюджете области на 1995 год;

— о схеме организации управления НСО;

— об установлении ставки налога на имущество физических лиц;

— о внесении изменений и дополнений в решение Новосибирского областного Совета народных депутатов от 21.11.91 «Об экологической программе области»;

— о порядке установления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;

— о проекте закона Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в НСО»;

— о плане правотворческой деятельности областного Совета депутатов на 1995 год;

— другие проблемы.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОбЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Социал-демократическая народная партия

Новосибирское отделение социал-демократической народной партии начало перерегистрацию членов. Основная цель этой акции — определить фактическую численность партии, так как ситуация в стране столь изменчива, что люди не могут до конца определиться в своих симпатиях к политическим программам и меняют свои взгляды едва ли не каждый день.

2.2.       Коммунисты

На прошедшем 10 декабря отчетно-выборном собрании НО РКРП вновь утвержденный состав обкома партии обновился примерно на 20%. С.Крупенько вновь избран секретарем.

2.3.       Реакция на события в Чечне

15 декабря глава администрации области Индинок в рамках «Регионального центра поддержки российской государственности» собрал представителецй политических партий и движений, действующих в Новосибирске. Причиной такой встречи стали события вокруг Чечни. Понимая весь трагизм и непредсказуемые последствия чеченского кризиса, представители партий и движений давали Индинку наказ отстаивать в Совете Федерации линию на разрешение конфликта мирным путем, прекращение военных действий, отказ от языка угроз, возобновление переговоров об урегулировании обстановки на самом высоком уровне.

 

Новосибирский горком комсомола выступил с заявлением по поводу событий в Чечне. Заявлен решительный протест против силовых действий в Чеченской республике, требуют немедленного вывода всех воинских подразделений России с территории Чечни и разрешения Чеченского кризиса путем переговоров. Комсомольцы обращаются ко всем политическим партиям, общественным организациям и движениям Новосибирска с предложением о проведении совместного митинга протеста с целью оказания общественного воздействия на происходящие события.

 

Новосибирский совет партии «Демократический выбор Росии», РКРП и Социалистическая партия трудящихся выразили категорический протест против российского военного вторжения в Чечню [7].

2.4.       Заседание СО МАРП

Состоялось заседание Совета Сибирского отделения Международной ассоциации руководителей предприятий. Одним из главных пунктов повестки дня стало выступление депутата Госдумы И.Старикова, которого во время предвыборной кампании наиболее активно поддерживало именно СО МАРП.

Определенные надежды новосибирцам с их знаменитым Академгородком, вселяет тот факт, что, по словам Старикова, Президентом РФ подготовлен проект указа о поддержке наукоградов, предполагающий ряд льгот для науных городков.

Уже не первый раз за последнее время совет СО МАРП обсуждал вопрос разработки соглашения о социальном партнерстве, которое должны подписать Новосибирская обладминистрация, независимые профсоюзы и Новосибирский союз работодателей. Как сказал заместитель главы обладминистрации М.Жиганов, представленный проект соглашения обладминистрация не подпишет, поскольку он прежде всего плохо просчитан в финансовом плане.

2.5.       Акции протеста

Профсоюзный комитет Соцпроф АО «Сибэлектротерм» 6 декабря принял решение о проведении 20 декабря забастовки. На крайнюю меру работников АО подтолкнуло нежелание администрации согласиться с требованиями о двухкратном повышении заработной платы и индексации невыплачиваемой зарплаты. Забастовки может и не быть, если администрация согласится на условия месткома СОЦПРОФа.

 

Ученые СО РАН присоединились к всероссийской акции протеста против нынешнего положения науки в стране. 8 декабря был проведен своеобразный митинг протеста под девизом: «Разрушается наука — гибнет Россия».

В конце собрания организаторы призвали присутствующих одобрить резолюцию, отпечатанную заранее и розданную всем желающим. Попытки некоторых ученых включить в резолюцию дополнительный пункт, касающийся оценки деятельности научных коллективов по системе Сороса наткнулись на категорический отказ. Итоговый документ был принят. В нем участники акции протеста обвинили Президента Б. Ельцина и правительство РФ в разрушении научного потенциала страны.

2.6.       Общественный комитет по правам акционеров

9 декабря состоялось первое учредительное собрание общественного комитета по правам акционеров. Представители областного комитета по управлению имуществом, союза работодателей, мэрии, ассоциации руководителей предприятий и других организаций стали инициаторами создания этой общественной структуры. Цель комитета — решить спорные вопросы акционирования и акционеров. В частности, работники комитета смогут посоветовать вкладчикам, как лучше распорядиться акциями.

Целью является не только защита прав акционеров, но и внедрение на местном уровне принятых во всем деловом мире принципов взаимоотношений, характерных для цивилизованных акционерных обществ.

Комитет создан в форме общественного объединения граждан и юридических лиц с коллективным и индивидуальным членством, что дает право быть членом комитета не только физическим лицам, но и различным предприятиям и общественным объединениям граждан.

Так как комитет будет осуществлять деятельность на всей территории области, то предоставляется возможность осуществлять защиту прав акционеров и в отдаленных районах, где, зачастую, проблем в акционерных обществах больше, чем в Новосибирске.

Финансирование Комитета по правам акционеров предусмотрено за счет вступительных и членских взносов, субсидий и кредитов, поступлений от проведений аукционов, выставок-продаж и тому подобных мероприятий. Особую роль отводят добровольным пожертвованиям [8].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Рынок ценных бумаг

В Новосибирске завершила свою работу 3-я ежегодная конференция «Формирование региональных фондовых рынков». Судя по многочисленным оценкам участников, одним из наиболее значимых выступлений был доклад заместителя начальника управления ценных бумаг ЦБ РФ К.Корищенко о перспективах развития рынка ГКО на будущий год.

Планы властей в отношении данного сегмента рынка ценных бумаг представляются революционными, поскольку затрагивают сами основы этого рынка. Планируется значительное расширение рынка ГКО как за счет участников, так и за счет открытия новых торговых площадок, первая из которых должна заработать в Новосибирске уже в начале нового года. Для того, чтобы расширение рынка шло успешно, предусматривается целый ряд нововведений, призванных сделать рынок гособлигаций более удобным и привлекательным для потенциальных инвесторов. Должны измениться не только состав участников этого рынка, но и сама технология проведения торгов, схема взаиморасчетов, график аукционов и даже ставка налогообложения.

Участники конференции подчеркнули, что Сибирская фондовая биржа приобретает все больший вес и авторитет на рынке ценных бумаг. По оценкам профессионалов, ценные бумаги прочно завоевывают рынок в России.

В области принят ряд документов, регламентирующих взаимодействие участников рынка ценных бумаг. Из них следует отметить постановление обладминистрации «О мерах по регулированию финансового рынка», которое решает вопрос защиты прав частных инвесторов.

Сегодня возможности рынка ценных бумаг для экономического оживления территории заметно возрастают. Растет потенциальная емкость фондового рынка за счет активного процесса акционирования предприятий. Более половины промышленных предприятий НСО акционировались, тем самым создана возможность для привлечения инвестиционных ресурсов. За 9 месяцев нынешнего года 64% капитальных вложений в экономику области сделаны за счет собственных ресурсов предприятий. Так как значительно растут кредитные ресурсы банков области, то создается возможность привлечения инвестиционных ресурсов банковских учреждений к работе на рынке ценных бумаг.

Следует учесть и роль населения. Она реализуется не только через вклады в коммерческих банках, но и напрямую, — население, оперируя на рынке ценных бумаг, проявляет все больший интерес к фондовому рынку и готово инвестировать по меньшей мере четверть своих доходов.

Так как почти в половине акционированных предприятий есть доля областной собственности, то обладминистрация напрямую заинтересована в их развитии и может использовать инструменты бюджета для того, чтобы поддержать инвестиционные проекты этих предприятий, тем самым содействуя сохранению рабочих мест и привлечению инвестиций для структурной перестройки [9].

На конференции было предложено создать Сибирский фондовый экспертный совет (СФЭС) — организацию, объединяющую все категории участников фондового рынка Сибири.

Экспертный совет объединяет практически все категории участников фондового рынка: регистраторов и депозитариев, акционерные общества, инвестиционные институты, государственные регулирующие органы, специализированные информационные агентства. Предполагается, что СФЭС будет представлять интересы своих членов при создании законодательных актов, устанавливать единые правила для участников рынка, а также все возникающие у них проблемы. В связи с этим нужно заметить, что у различных категорий участников рынка — различные задачи и интересы.

Другая проблема — как привлечь участников рынка в организацию, подобную СФЭС. Ведь необходимо будет создать сиюминутную выгоду членства в нем для участников рынка. В планах СФЭС — создание единого информационного пространства на фондовом рынке, стандартизация правил работы на рынке, собственные аналитические исследования и т.п. Но эти планы могут реализоваться только на деньги самих членов СФЭС.

Что касается общих целей и принципов работы СФЭС, то вызывает возражение только один пункт — защита общественных интересов и обеспечение реализации прав участников рынка ценных бумаг, особенно инвесторов. Не лучше ли будет перепоручить защиту интересов инвесторов отдельным организациям, которые уже созданыи действуют, так как непонятно, как организация, объединяющая все категории участников рынка ценных бумаг, кроме инвесторов будет защищать интересы последних?

На конференции было проведено анкетирование ее участников по проблемам фондового рынка. Всего на анкету ответили 103 учасиника, из них: 31% — представители инвестиционных компаний, 30% — банков, 10% — акционерных обществ. Участникам опроса было предложено указать ценные бумаги, привлекательные для их клиентов и для них самих в качестве инвесторов. Для клиентов инвестиционных институтов наиболее привлекательными оказались акции приватизированных предприятий (63%), после них шли ГКО (42%), акции других акционерных обществ (21%), затем иные ценные бумаги (в том числе вексель). На последнем месте по привлекательности — облигации местных органов власти — 7%. Для клиентов банков предпочтения распределились несколько иначе — ГКО, акции иных АО (в том числе банков), облигации ВЭБ и на последнем месте акции приватизированных предприятий.

Предпочтения участников конференции, поставивших себя в положение инвесторов, распределились почти также, но с двумя особенностями. Во-первых, оценки были более сдержанными, во -вторых, вексель у участников конференции не вызвал никакого интереса.

Наиболее актуальной услугой, в которой нуждаются участники рынка ценных бумаг, было названо оперативное информирование о курсах ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынке (70%), далее по актуальности — проблемы подготовки специалистов, консультационные услуги, защита интересов в суде или арбитраже и т.д.

Самой интересной частью опроса были мнения участников о прогнозах правительства на 1995 год. В частности, лишь 10% участников опроса согласны с тем, что в будущем году начнется этап стабилизации. 75% считают, что темпы инфляции в месяц во втором квартале нового года будут превышать 1-1,5%. Лишь с двумя прогнозами участники опроса более или менее согласились. Около 40% считают, что в будущем году вложение капиталов в сферу производства будет более привлекательным для частных инвесторов. Треть участников опроса считает, что объем иностранных инвестиций в новом году будет в 2-3 раза больше ожидаемого уровня 1994 года [10].

3.2.       Проблемы вексельного обращения

На семинарах, конференциях, совещаниях банковских и биржевых работников, которые проходят во всех регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока, сейчас стали обсуждаться проблемы вексельного обращения. Мало того, четко обозначилась и почти новая функция векселя (видимо, чисто российская) — использование ценных бумаг при взаимонеплатежах.

Основным преимуществом векселя является возможность его использования в качестве средства для взаиморасчетов. Именно на вексель делает ставку правительство при решении проблем неплатежей, — ограничив эмиссию наличных денег, оно добивается снижения темпов инфляции.

В Новосибирске появились банки, имеющие конкретные программы использования векселей в хозяйственном обороте и для разрешения кризиса неплатежей. Одним из них является Новосибирский муниципальный банк, где комплексно подошли к проблеме финансирования жилищного строительства, одновременно начав воплощать в жизнь две программы. Первая — по привлечению средств населения под облигации жилищного займа и накопительные жилищные вклады. Вторая — вексельная программа привлечения средств на нужды мэрии. Она нацелена на использование свободных денежных средств юридических лиц и разрешение кризиса неплатежей среди строительных организаций.

При таком подходе получился хорошо отработанный замкнутый цикл по использованию свободных средств на финансирование строительства жилья. В результате инвесторы получают стабильный доход, население — квартиры по приемлемым ценам, а строительные организации — финансирование работ. Вексельная программа банка разработана в тесном сотрудничестве с мэрией города, которая и является векселедателем.

Многие предприятия принимают вексель в оплату за товары и услуги, понимая его высокую надежность и прибыльность. У векселей мэрии большой запас прочности, так как обязательства государственных органов власти внушают больше доверия, чем обязательства коммерческих структур, которые могут отказаться от платежа по векселю или просто исчезнуть бесследно.

Второй способ использования векселя — сдать его в муниципальный банк на хранение и ждать наступления платежа. В этом случае с банком заключается договор на домициляцию векселя. Все дальнейшие действия, связанные с получением платежа по векселю, банк проделывает самостоятельно.

Единственным слабым местом векселя мэрии является сложность его использования в качестве средства расчетов, так как довольно сложно рассчитать ту цену, по которой необходимо продать вексель, ведь каждый день владения им приносит доход.

В результате проведения разумной политики в области вексельного обращения муниципальному банку удалось добиться значительных результатов. Так, сумма размещенных векселей первого выпуска составила 2 млрд. рублей. Началось погашение векселей первого выпуска [11].

3.3.       Жилищные проблемы

По данным Новосибирского облстатуправления на начало 1994 года жилищный фонд Новосибирска включал 424,2 тысячи квартир. Чтобы решить острый вопрос в жилищной проблеме, объем жилищного фонда в Новосибирске необходимо довести до 556 тысяч квартир. Если к этому добавить и резервный фонд (5%), их число возрастет до 584 тысяч, то есть нынешний жилищный фонд следует увеличить более чем на треть, построив в дополнение к существующему 160 тысяч квартир и индивидуальных домов.

Для того, чтобы срок ликвидации жилищного дефицита был социально приемлемым, среднегодовой объем строительства должен превысить уровень 1988 года (в это время был достигнут пик строительства — 678 тысяч кв.метров) примерно в полтора раза, то есть составить не менее 1 млна кв.м общей площади. При среднегодовых объемах строительтсва на уровне 1993 года для ликвидации дефицита квартир потребуется от 25 до 30 лет.

Так как главную часть финансирования составляют негосударственные средства, то основную тяжесть решения жилищной проблемы будут нести частные предпринимательские структуры, а преобладающим механизмом обеспечения жильем станет рынок жилья. Именно в поддержке их становления и развития, а не столько в прямом финансировании строительства, и видится основная роль государства в решении жилищной проблемы в нынешних условиях.

Это значит, что городские власти должны рассматривать строительство муниципального жилья как частную задачу, связанную с решением не столько «квартирного вопроса», сколько проблемы социальной защиты определенных слоев и групп населения (неспособных обеспечить себя жильем за свой счет). Основную же долю внимания следует переключить на рынок жилья, точнее, на решение двух задач — стимулирование платежеспособного спроса населения на жилье и стимулирование предложения жилья [12].

 

По самой осторожной оценке, в улучшении жилищных условий нуждается не менее половины владельцев квартир и домов, что составляет 246 тысяч семей и одиночек. Эту совокупность нуждающихся в жилье можно разделить в зависимости от их возможностей приобрести жилье на рынке на 4 группы:

— высокообеспеченные, способные единовременно оплатить полную стоимость желаемой квартиры;

— среднеобеспеченные, возможности которых не позволяют им купить квартиру сразу, но достаточно для оплаты заметной части ее цены — от 30 до 70%;

— малообеспеченные — те, кто имеет возможность выделять какие-либо средства для улучшения своих жилищных условий, но в весьма скромных размерах, менее 30% цены квартиры за раз;

— необеспеченные — те, кто могут тратить свои средства только на текущее потребление.

В Новосибирске существует и применяется механизм приобретения жилья, доступный для жителей со скромными доходами и сбережениями. Это программа «Семейный очаг», реализуемая строительной фирмой «Консинс» и Российским промышленно-финансовым центром («Роспромфин»). Она рассчитана на обеспечение жильем широких слоев населения, а не только высокообеспеченных, так как только такой путь дает возможность значительно расширять строительство и, следовательно, получать большие объемы прибыли при, возможно, невысокой ее норме.

Отношение клиента и продавца жилья в рамках этой программы оформляется в виде договора купли-продажи некоторого количества общей площади жилья в конкретном доме, сроки начала и завершения строительства которого известны. Договор содержит обязательство продавца предоставить клиенту квартиру в этом доме, если к моменту завершения строительства будет оплачена вся площадь квартиры. Клиент может купить в оговоренном договором доме любую площадь, которую в состоянии оплатить, причем любыми «порциями» и в любое время в ходе строительства дома [13].

Видимо все эти жилищные программы не особенно отличаются от подобных мероприятий в других городах России. Суть их в попытке строительных фирм выжить за счет привлечения средств наиболее доверчивой части населения. Реального решения жилищной проблемы для представителей абсолютного большинства наемных трудящихся это не дает. Шансы для людей даже со средним доходом получить таким образом жилье ничтожны. Что свидетельствует о том, что это важнейшая социальная проблема пока не нашла своего решения в рамках новой экономической модели.

3.4.       Ситуация на рынке нефтепродуктов

С начала лета 1994 года фактически парализована система снабжения НСО нефтепродуктами, что связано, по словам представителя президента в области А.Манохина, с большой задолженностью АО «Новосибирскнефтепродукт» омским переработчикам. А это, в свою очередь, объясняется тем, что деньги, полученные от продажи бензина, уходят налево, вместо того, чтобы покрывать долги.

По каким-то причинам АО «Новосибирскнефтепродукт» отказалось от услуг уполномоченных банков обладминистрации и пошло на создание собственного «Запсибтрансбанка», вложив в его уставной фонд 500 млн. рублей. В этом банке бесследно исчезло 3,5 млрд. бензиновых рублей, якобы направленных на кредиты.

Не меньший общественный интерес в последнее время вызывает положение корпорации «Транс-Блок» на рынке нефтепродуктов. Многие факты говорят о том, что властьпредержащие сознательно ставят корпорацию в весьма привелегированное положение. К примеру, фирма получила особые права на эксплуатацию взятых в аренду 12 АЗС. Арендные платежи в месяц с каждой станции очень низкие — 250 тысяч рублей. В общем арендная плата занижена на 124 миллиона рублей.

«Транс-Блок» сосредотачивает в своих руках функции генерального подрядчика по оформлению пакета разрешительной документации, подбору и привлечения инвесторов, подготовке проведения конкурсов, организации контроля за ходом строительства новых АЗС. Таким образом, корпорация сможет в перспективе производить вполне законный отсев своих потенциальных конкурентов [14].

3.5.       Нововведеняя в финансовой сфере

3.5.1.      Система «образовательных векселей» банка «Центр Державы»

Банк «Центр Державы» разработал программу, которая предполагает инвестирование в сферу образования. При подготовке программы специалисты банка исходили из того, что спрос на образование будет аостоянно увеличиваться. На сегодняшний день разработан первый блок программы — система «образовательных векселей» банка. Это простые процентные векселя, срок погашения которых сентябрь 1995 года. Специалисты банка надеются, что вексель заинтересует руководителей предприятий, собирающихся обучать своих сотрудников, а также граждан, желающих получить образование или дать образование своим детям. Предприятие может приобрести вексель в тот момент, когда у него появляются свободные ресурсы, а оплатить обучение сотрудников в сентябре — непосредственно перед началом учебного года. Здесь надо учитывать, что частично оплата будет произведена за счет дохода по векселю.

3.5.2.      Создание третейского суда

Для создания правовой поддержки при заключении сделок на межбанковском рынке Сибирский Межбанковский Финансовый Дом создает третейский суд. Такой суд позволяет упрощать процедуры и исключать некоторые стадии, которые обязательны для арбитража. Наличие в договоре пункта о подчинении третейскому суду позволяет обеспечить гарантии по выполнению регламента работы в процессе заключения сделки, а также оперативно и квалифицированно разрешать все споры, возникающие в процессе исполнения договора контрагентами.

Упрощенный порядок позволяет банкам избежать длительной процедуры рассмотрения споров, предусмотренной арбитражно-процессуальным кодексом РФ.

3.5.3.      Создание бизнес-центра

В Новосибирске начал действовать Сибирский международный бизнес-центр. Задачи центра — предоставление, в первую очередь, консультационных услуг по вопросам инвестиционной и внешнеэкономической деятельности; содействие в продвижении инвестиционных поректов как наших, так и зарубежных предпринимателей; оказание им информационно-правовой, материальной и технической поддержки. То есть это будет связующее звено между зарубежными и российскими бизнесменами, заинтересованными в установлении деловых контактов с партнерами из других стран. Руководит этим центром г-н Доун Готье, представитель компании «Интернешнл Бизнес-Ресурс Тайдсфолл Инкорпорейтед», победивший на конкурсе проектов по организации таких центров совместно с гостиничным центром «Сибирь» [15].

3.5.4.      Создание транссибирского депозитария

Ведется работа по созданию транссибирского депозитария. С таким предложением выступили 11 финансовых компаний Новосибирска, концентрирующих в своих руках 80% внебиржевого оборота ценных бумаг города. Предполагается, что основными учредителями депозитария выступят члены Ассоциации фондовых дилеров Сибири. На сегодняшний день это уже второй крупный депозитарный проект, реализация которого отчасти планируется за счет средств западного инвестора.

3.6.       Семинар по вопросам приватизации земли

Состоялся семинар по вопросам приватизации земли и ее коммерческого использования приватизированными предприятиями. Он был организован Госкомитетом РФ по управлению госимуществом совместно с администрацией Новосибирской области, комитетом по управлению госимуществом и фондом имущества НСО.

Председатель областного фонда имущества отметил, что в ходе приватизации предприятий в области было образовано более 470 АО, где доля госсобственности составляет менее 25%. Однако ни одно из них не подало документов на покупку земельных участков, на которых располагаются предприятия. Таким образом получается, что большая часть предприятий получила только частичное право на распоряжение собственностью.

По мнению многих выступающих приватизация земельных участков приведет к увеличению деловой активности: под залог земли можно будет получать кредиты и инвестиции.

Участники семинара сошлись во мнении, что ставки налога на землю должны быть значительно ниже, чем арендная плата.

3.7.       Решение по оловокомбинату

Касаясь известного арбитражного разбирательства по Новосибирскому оловокомбинату [21] достигнута договоренность.

В результате переговоров с ГКИ было принято решение о мирном урегулировании конфликта посредством передачи соответствующего пакета акций НОК второй эмиссии комитету по управлению госимуществом. Это решение было подтверждено А.Чубайсом лично [16].

3.8.       Конфликт между налоговой полицией и СП «Минси»

После того, как 8 ноября по санкции прокурора были задержаны генеральный директор АО «Минси» В.Сергиенко, финансовый директор Торшина и заместитель генерального директора Ефимов, конфликт между налоговой полицией и СП «Минси» приобрел политический характер. В этот же день депутат Совета Федерации РФ А.Мананников заявил на пресс-конференции о частной заинтересованности официальных лиц некоторых госструктур в давлении на крупнейшего экспортера Новосибирской области. Хотя до сих пор налоговой полицией не предъявлены конкретные факты сокрытия доходов, интенсивное наступление позволяет сделать вывод о желании обладминистрации поставить «на колени независимо работающую фирму».

В настоящее время облпрокуратура ведет работу по созданию комиссии для проверки деятельности «Минси», куда войдут представители управления налоговой полиции РФ, налоговой инспекции РФ, сотрудники КРУ. Г-н Сергиенко не исключает возможности, что комиссия подобного состава выгодна управлению налоговой полиции НСО. Поэтому Сергиенко намерен настоять на привлечении к работе в комиссии независимых теоретиков, финансистов, сотрудников Новосибирской академии народного хозяйства, а также представителей Минфина РФ.

Департамент налоговой полиции представил дополнительный акт, по которому сокрытая сумма составила 38 млрд. рублей. По мнению начальника управления департамента налоговой полиции Новосибирской области, от того, что СП «Минси» владеет 40% экспорта НСО, «областной бюджет не имеет ничего».

Мэрия и обладминистрация приняли решение не вмешиваться в развитие этого конфликта.

3.9.       Переоценка собственности

Опубликовано постановление администрации Новосибирской области «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения» [17].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОбЛЕМЫ

4.1.       Социальные последствия экономических реформ

Новосибирский областной комитет государственной статистики подвел итоги развития экономических реформ в области за январь-октябрь 1994 года. В связи с остановкой или переходом на другой режим работы в октябре с 71 предприятия уволено 557 и отправлено в отпуск по инициативе администрации 18,1 тысяч человек.

За десять месяцев текущего года сокращение промышленного производства составило: по всей промышленности — 28,7, в том числе крупной и средней — 29,1%. в обрабатывающих отраслях объем производства сократился на 31%, в добывающих на 0,1%.

Немного лучше идут дела негосударственного сектора промышленности (198 предприятий — больше половины от общей численности в области, из них 97% — АО). Здесь темпы снижения объема продукции в сопоставимых ценах за октябрь по сравнению с тем же месяцем прошлого года почти на 13% ниже, чем на предприятиях других форм собственности.

Оплата труда выше на государственных предприятиях, чем в АО. Это может быть связано с тем, что приватизировались в первую очередь неприбыльные предприятия, ставшие в тягость бюджету.

Несколько лучше чувствовали себя оборонные предприятия. В октябре выпуск продукции здесь значительно возрос — в 1,7 раза. В целом же за 9 месяцев в оборонной отрасли сокращение производства составило 11,2% относительно соответствующего периода прошлого года.

Среди тех, кому удалось нарастить производство, — поставщики нефти, проката, генераторов, химоборудлования, нерудных строительных материалов, кузнечно-прессовых машин, лакокрасочных материалов.

За 9 месяцев с предприятий выбыла четвертая часть списочного состава работников — 71,6 тысяч. Принято 36,6 тысяч человек. Каждый 10-й выбыл в связи с сокращением персонала. Сокращено 4624 вакантных рабочих места.

По данным областного комитета статистики, доля официально зарегистрированных безработных в Новосибирской области составила около 2,5% от числа экономически активного населения. Скрытая же безработица с трудом поддается исчислению (по различным оценкам — от 40 до 60%).

Качественный состав безработных следующий: до 40% безработных — люди в возрасте до 30 лет; по профессиональному составу большинство составляют работники умственного труда, среднего и младшего инженерно-технического состава; немало и высококвалифицированных рабочих.

Преобладает спрос на рабочих мало- и неквалифицированного труда. Вакансии по области насчитывают от 6,5 до 7 тысяч рабочих мест. В результате область имеет в целом отрицательный баланс спроса/предложения рабочей силы в размере 20-22 тысячи человек. При сохранении тенденции высвобождения занятых (8,46% в месяц) вряд ли сам по себе изменится.

На начало октября в области действовало 116 СП с партнерами из дальнего зарубежья и 16 — со странами СНГ. Ими произведено продукции, работ и услуг материального характера на 61 млрд. рублей. Реализовано на внутреннем рынке на 41,4 млрд. рублей [18].

Среди наиболее важных отраслей электроэнергетика прочно удерживает лидерство по уровню зарплаты. Об этом говорят цифры бюллетеня [19], подготовленного областным комитетом госстатистики. Среднемесячная зарплата каждого работника электроэнергетики за сентябрь составила 591.957 рублей. У ближайшего «соперника» — в отрасли цветной металлургии — аналогичный показатель равен 335.918 рублям.

Наименьшее жалованье из четырнадцати наиболее крупных отраслей — в легкой промышленности: 137.048 рублей.

Кроме электроэнергетики наиболее интенсивные темпы роста заработной платы в этом году наблюдались в микробиологической, полиграфической отраслях, в промышленности строительных материалов.

4.2.       Результаты социологического опроса жителей Новосибирской области

Результаты показали: почти 70% опрошенных в Новосибирске считают, что «развитие страны идет в неправильном направлении» и только 2% уверены, что «развитие идет в совершенно правильном направлении». При этом для респондента не осуществлялась идентификация этого пути (рыночный, демократический, кризисный, переходный или что-то другое). Фактически опрашиваемый должен был оценить, насколько происходящее удовлетворяет его. И как показали результаты, две трети участнииков опроса ситуация в обществе не удовлетворяет. Главное: отрицательно оценивают сложившуюся ситуацию большинство опрошенных всех групп (от 58% до 79% респондентов каждой из групп).

Более дискомфортно себя ощущают пенсионеры, рабочие, работники образования, здравоохранения, науки, культуры, госпредприятий. Среди тех, кого более других удовлетворяет избранный путь развития — работники рыночных структур (АО, АП, ЧП, СП и др.) и работники органов управления (41% и 40% среди опрошенных в этих группах).

Отрицательные оценки ситуации респондентами связаны не с рыночным реформированием общества. К примеру, к введению частной собственности на землю сегодня положительно относятся 66% опрошенных, правда, в городе, а в селе ситуация несколько иная. Считают возможным привлечение иностранных капиталов для развития экономики России «безусловно» 30% опрошенных, «в некоторых случаях» — 35%.

Не являются избиратели и сторонниками «тоталитарного» государства. С утверждением, что нам нужна «железная рука», а не демократия, согласились лишь 32% опрошеных.

Анализ результатов исследований позволяет утверждать, что «неправильность пути» в глазах избирателей сегодня скорее связана с тактикой осуществления реформ, с конкретной деятельностью руководства страны, с самим руководством страны. Убежденность, что «нынешнее руководство России является выразителем интересов населения», имеет лишь 11% опрошенных, 62% респондентов считают обратное.

Достаточно низко оценивается деятельность руководства города и области: положительно оценивают эту деятельность 27% респондентов, отрицательно — 39%. Возможно, крайне низкий интерес населения к участию в избирательной кампании связан прежде всего с недоверием к властным структурам, с убеждением в невозможности влияния на сегодняшнее руководство [20].

Источники

1. Советская Сибирь.— 1994.— 7 декабря. С.1-2.

2. Бормотова Л. Малый бизнес выжил, чтобы процветать // Деловая Сибирь.— 1994.— 47. С.7.

3. Глухов Ю. Регионы сказали свое слово, чем же их слово отзовется? // Русская Азия.— 1994.— №43. С.2.

4. Сасса Л. Профсоюз как последний защитник трудящихся // Советская Сибирь.— 1994.— 14 декабря. С.1.

5. Советская Сибирь.— 1994.— №9. С.2.

6. Советская Сибирь.— 1994.— №2. С.2.

7. Чечня: не получить бы Карабах в России // Советская Сибирь.— 1994.— №14. С.1.

8. Попов Н. Права акционеров: конец беспределу на общественных началах // Молодая Сибирь.— 1994.— №50. С.10.

9. Киселев В. Местные власти и профессионалы фондового рынка: курс на тесное сближение // Русская Азия.— 1994.— №42. С.2.

10. Русская Азия.— 1994.— №42. С.11.

11. Кожевников М. Вексель бродит по России, вексель просится в Сибирь // Деловая Сибирь.— 1994.— №47. С.4.

12. Глущенко К. Жилищная проблема: бесплатный сыр бывает только в мышеловке // Русская Азия.— 1994.— №42. С.12.

13. Глущенко К. Жилье для «среднего человека»: бедные финансируют строительство, богатые им за это платят // Русская Азия.— 1994.— №44. С.10.

14. Мишенин К. Королю можно все. Если король бензиновый // Молодость Сибири.— 1994.— №51. С.4.

15. Нужна информация — составляющая успеха // Деловая Сибирь.— 1994.— №48. С.2.

16. Исаева К. Новосибирский оловокомбинат: курс акций, похоже, будет расти // Русская Азия.— 1994.— №43. С.6.

17. Советская Сибирь.— 1994.— 1 декабря. С.3.

18. Мальцева В. Дети умирают, взрослые пьют пиво и шампанское // Советская Сибирь.— 1994.— №29. С.1.

19. Царев Н. Куда идти на заработки? // Советская Сибирь.— 1994.— №3. С.6.

20. Вавилина Н. 2 процента уверены, что идем правильно // Советская Сибирь.— 1994.— №3. С.4.

21. Погодаев Н., Грибанова О., Коновалова Н. Новосибирская область в октябре 1994 года. // Политический мониторинг. М., ИГПИ — 1994 — №10, ч.1.