Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Виктор КОВАЛЕВ

Республика Коми

в январе 1995 года

1.    ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

22 января 1995 года состоялись выборы депутатов Госсовета республики, что можно считать главным политическим событием месяца в Коми. Эти выборы закончили процесс реорганизации власти, который начался после принятия новой республиканской Конституции 15 февраля 1994 года [1-4].

Импульс для реорганизации пришел из Москвы и был вызван драматическими событиями сентября — октября 1993 года. Усиление авторитаризма и сосредоточение властных полномочий в руках главы исполнительной власти, а также работающего на него аппарата, незамедлительно вызвало аналогичные шаги на местах. В Республике Коми 12 декабря 1993 года одновременно с федеральными выборами и референдумом по новой Конституции России был проведен опрос населения, в ходе которого большинство населения высказалось против введения поста президента Республики Коми (РК). Однако общей тенденции это не переломило.

Вместо президента 8 мая 1994 года население республики избирало Главу Республики Коми (РК). По сути дела, в руках Главы сосредотачивались полномочия республиканского президента и руководителя правительства. Полный контроль над исполнительной властью плюс право на издание Указов и гораздо меньшие возможности у власти законодательной — вот что давал пост республиканского Главы. Естественно, борьба за этот пост была очень напряженной. Победил в этом выборном марафоне председатель Верховного Совета РК Юрий Алексеевич Спиридонов, набрав 50,9 процентов голосов принявших участие в голосовании и обойдя своего главного конкурента — Вячеслава Ивановича Худяева, бывшего до того Председателем Совета Министров РК. Сам Спиридонов до того был первым секретарем Коми обкома КПСС (1989 — 1990 гг.), а с апреля 1990 занимал пост Председателя Верховного Совета республики. Таким образом, после майских выборов Юрий Спиридонов остался тем же, кем был до этого — первым лицом в республике, приобретя после выборов новый титул и новые полномочия.

Такова предыстория нынешних выборов в Госсовет. До января 1995 года депутаты Верховного Совета РК продолжали выполнять свои обязанности и не прекращали своей законотворческой деятельности (о некоторых из ее результатов сообщается в данном обзоре) и готовились уступить место новой законодательной власти в лице Государственного Совета РК, многие из законодателей были не прочь выполнять прежние функции и зарегистрировались кандидатами на выборах в Госсовет. Из 279 выдвинувшихся кандидатов 59 выдвигаются во второй раз. Семь претендентов в ходе предвыборной борьбы сняли свои кандидатуры.

По данным социологических опросов, население вроде бы склонно поддерживать новых людей, но усиленная пропаганда и финансовая поддержка, вероятно, все же обеспечит проходимость тех, кто успел попасть в «обойму» и пользуется поддержкой нынешней республиканской власти. Впрочем, на всех места в новом органе все равно не хватило бы: в Верховном Совете заседало 180 депутатов, в новом Госсовете по Конституции было предусмотрено всего 50 мест. Претенденты на эти места избирались в 20 административно-территориальных и 30 территориальных округах.

Первый тип округов отражал административно-территориальное деление республики, территориальные избирательные округа формировались в зависимости от численности населения. Так, например, в соответствии с данной нарезкой округов в Сыктывкаре — столице республики, был образован Сыктывкарский административно-территориальный округ №1 (весь город) и 6 территориальных округов: Лесозаводский, Пушкинский, Академический, Октябрьский, Магистральный и Эжвинский. На избирательных участках жители получали 2 избирательных бюллетеня и голосовали за кандидата по административно-территориальному и территориальному округам. Наивысшая плотность претендентов на места в Госсовете достигала в столице — в Магистральном территориальном округе №5 было зарегистрировано 14 кандидатов. В Воркуте и Прилузском районе выборы по административно — территориальным округам были безальтернативными — баллотировался единственный кандидат.

Теперь немного о типичных чертах кандидатов в депутаты на нынешних выборах. Попробуем нарисовать коллективный портрет кандидата в депутаты. Это, прежде всего, мужчины в возрасте 40-50 лет, имеющие высшее и среднее специальное образование; среди них много руководителей органов власти, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, банкиров, работников средств массовой информации, работников социального обеспечения и общественных организаций.

Шедшая несколько месяцев предвыборная кампания не отличалась ни особым напряжением, ни крупными скандалами, не было и каких либо оригинальных находок в способах ведения борьбы за мандат. По закону о выборах для того, чтобы они считались состоявшимися, в первом туре достаточной была явка 25 процентов избирателей данного округа, во втором туре никакой квоты вообще не было определено. Законодатели заведомо соглашались с тем, что «слуги народа» избираются меньшинством населения. В предвыборной агитации доминировал мотив «только придите и проголосуй те, хотя бы сразу против всех». Упор делался на то, что деньги на выборы идут из карманов налогоплательщиков, и необходимость в проведении повторных выборов вызовет дополнительные расходы. Население хотя и вяло, но реагировало на этот аргумент. Некоторое оживление общественности в связи с выборами наблюдалось, в основном, в столице республики.

Легко объяснимы и причины, по которым предвыборной борьбе в Сыктывкаре уделялось наибольшее внимание. Подчас это объяснялось просто соображениями удобства, но и тем, что среди столичных жителей по традиции больше людей, имеющих или пожелавших иметь непосредственное отношение к власти. В Сыктывкаре же, чаще чем в других городах и районах республики проводились и исследования общественного мнения. Согласно последнему из них, проведенному составителем обзора 9 января 1995 года, планы сыктывкарцев на участие в выборах были следующие: «твердо да» — 20%, «скорее, да» — 19,4%, не знают — 17,8%, «скорее, нет» — 10,8% и «твердо нет» — 32%.

К сожалению, в январе не удалось провести аналогичный опрос по республиканской выборке. Но, думается, нелишними будут здесь некоторые сведения, полученные в результате республиканского опроса, проведенного автором данного обзора и его коллегами в ноябре 1994 года. Тогда было опрошено 1497 человек. Наиболее важными мотивами участия в голосовании являются «гражданский долг», «возможность участвовать в формировании органов власти», а также привычка. Эти факторы наиболее действенны среди представителей более старшего населения. Опрос показал, что стремление участвовать в выборах возрастает с возрастом. Твердо намерены были прийти на избирательные участки представители следующих возрастных групп:

 

возраст

%%

18-24 года

7,4

25-29 лет

8,8

30-30 лет

16,1

40-49 лет

31,1

50-59 лет

33,1

60 и старше

36,4

 

При таком раскладе преимущество получают те из кандидатов, кто сумеет завоевать симпатии старшего поколения, хотя о молодежи забывать тоже не следует. Реакции в этом возрасте подчас непредсказуемы.

Какие качества у кандидатов наиболее ценит наш избиратель? Предпочтения в ходе опроса отдавались: опыту административно-политической деятельности — 34,6%, личным качествам — 27,7%, содержанию политической программы — 20,2%. Остальные качества не столь ценятся, но можно предположить по результатам прошлых выборов, что наши избиратели будут ориентироваться прежде всего на личность, а потом уже на его политическую программу и «партию», которую он представляет. По поводу будущих выборов избиратели тоже не питали особых иллюзий. На вопрос о том, чьи интересы будут защищать депутаты Госсовета, почти половина опрошенных (44,9%) предположили, что это будут прежде всего личные интересы самих «слуг народа» и лишь 16,2% считали, что это будут интересы избирателей. Падение доверия к властям — очень серьезный симптом, и это нуждается в пристальном внимании, как со стороны исследователей, так и со стороны самих власть предержащих. И наконец, о самом важном — о предполагаемом участии населения республики в выборах 22 января. По сути, выяснение этого вопроса было главной задачей прошедшего исследования. За три месяца до выборов данные о намерении участвоваь в голосовании были следующими:

 

 

твердо да

скорее да

не знаю

скорее нет

твердо нет

Республика в целом

22.6

22.0

21.8

15.6

17.9

Сыктывкар

26.1

19.1

20.3

16.7

17.9

Воркута

9.5

24.3

13.7

18.6

33.8

Ухта

25.1

24.3

22.3

17.0

1.3

Печора

23.3

24.2

29.2

13.3

10.0

Вуктыл

33.9

17.4

24.8

10.7

13.2

Города в целом

22.4

21.9

20.6

16.2

18.9

Княжпогостский

25.0

17.5

22.5

18.8

16.3

Усть-Куломский

12.9

25.7

28.6

17.1

15.7

Удорский

28.2

33.8

19.7

7.0

11.3

Сысольский

26.0

24.0

28.0

14.0

8.0

Корткеросский

24.0

30.0

4.0

14.0

12.0

Прилузский

26.7

13.3

35.6

14.4

20.0

Сыктывдинский

22.0

8.0

22.0

22.0

26.0

Сельские районы в целом

23.3

22.4

24.8

14.2

15.4

 

Насколько подтвердились данные опросов в ходе выборов? Пока Центризбирком РК не предоставил точных данных о результатах выборов. Но есть уже следующие результаты:

1. Выборы состоялись. Для этого было необходимо, чтобы было избрано 34 депутата. 22 января, в ходе первого тура было заполнено 48 депутатских вакансий, в двух территориальных округах предполагается второй тур. Средняя явка по республике была зафиксирована на уровне 35 процентов. (для сравнения: в декабре 1993 года этот показатель равнялся 47,8%, а в мае 1994 года — 35,6%).

В первом туре в новый республиканский орган было избрано 44 мужчин и всего 4 женщины. По закону, теперь прошлый Верховный Совет РК сложит свои полномочия и через 15 дней его полномочия перейдут к Госсовету. Более подробная информация о составе Госсовета и его первых шагах — в февральском обзоре.

2.    ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
К ЧЕЧЕНСКОМУ КРИЗИСУ

По данным социологического опроса, проведенного в Сыктывкаре 9 января 1995 года, были получены следующие результаты:

55% опрошенных высказались против ввода федеральных войск в Чечню, одобрили эту акцию 26,7%, не определились с ответом 18,3%. При этом выяснилось отличие между позициями мужской и женской части населения. Женщины более активно осуждают правительственную акцию — 64,4% (мужчины — 44,8%); при том 40,6% мужчин считают правильным силовое решение проблемы, среди женщин таких 14,8%.

Задавался вопрос и о том, как лучше всего строить отношения между Российской Федерацией и Чеченской Республикой. 28% опрошенных высказались за предоставление полной независимости Чечне, 44% — за то, чтобы Чечня осталась в составе России наравне с другими субъектами Федерации 11,3% — поддерживают предоставление ЧР особого статуса внутри России. 16,7% — предлагают другие варианты или не знают, как решить эту проблему. Опрос проведен Коми филиалом Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем, опрошено (по месту жительства) 802 человека. Выборка по основным параметрам соответствует структуре населения города.

Как показывают данные опроса, большинство населения республиканской столицы не одобряет чеченский сепаратизм, но не склонно поддерживать военное решение проблемы, тем более в том виде, как оно осуществляется. Тем временем появилось сообщение о гибели в Чечне двух военнослужащих, призванных из Коми. Примечательно, что в ходе опроса по чеченским событиям, почти не было отказов респондентов от интервью; общественное мнение по Чечне уже становится фактором политической жизни — можно говорить о начале нового роста политизации населения.

3.    ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

3.1.       Законотворчество

В местной прессе опубликован принятый в декабре 1994 года Закон Республики Коми «Об административной ответственности за рекламу алкогольных и табачных изделий», которым такая реклама запрещается на территории республики. Закон этот имеет мало смысла, до тех пор, пока такая реклама осуществляется центральными средствами массовой информации. И здесь влияние Москвы носит негативный характер.

Верховным Советом РК был принят также Закон «О культуре».

3.2.       Аварии

В рождественский праздник вновь дал о себе знать печально известный трубопровод под Усинском. В результате прорыва 7 января произошла утечка 50 кубометров нефтесодержащей жидкости. Прорыв заделали, но дело в том, что у этого трубопровода кончился срок эксплуатации, а в условиях зимы ввести в действие новую магистраль не удалось. Ненадежность коммуникаций становится одной из основных проблем России. Они ветшают и выходят из строя, на их ремонт и своевременную замену не хватает средств. Нельзя исключить повторения аварии, которая осенью вызвала такой шум в мировых средствах массовой информации.

3.3.       Пресса

В местной газете «Республика» была опубликована статья О.Султанова с подзаголовком «Ю.А.С., вы нам надоели!» [5]. Ю.А.С. — это Юрий Алексеевич Спиридонов — нынешний Глава Республики Коми. Журналист, работавший со Спиридоновым еще в бытность того первым секретарем Усинского райкома КПСС, полагает, что тому следует участвовать в борьбе за пост федерального президента на следующих выборах. Как нам удалось выяснить это было личной инициативой журналиста, хотя очень похоже на пробный шар и заявку местного руководителя на более высокий пост.

3.4.       Торговля

С точки зрения покупателя первая декада января в Сыктывкаре отмечена исчезновением в магазинах мясных и колбасных изделий. Это можно объяснить нерасторопностью местных бизнесменов, которые не успели отреагировать на увеличение спроса на закуску перед новым годом, но заметно было и стремление жителей запасаться продуктами в ожидании повышения цен и ощущением общей нестабильности. Перебои с продовольствием живо напомнили не столь отдаленное прошлое и показали призрачность и неустойчивость «изобилия» на фоне падения производства и социально-экономического кризиса. Повысились и цены. Килограмм масла стоит в сыктывкарских магазинах уже 22 тысячи, а килограмм полукопченой колбасы невысокого качества — 20 тыс. рублей. Цена буханки или батона хлеба начинает зашкаливать уже за тысячную отметку, хотя, в основном пока держится ниже.

3.5.       Забастовки

В последние годы республика стала широко известна своими шахтерскими забастовками. Не обошлось без них и в январе. На сей раз забастовали шахтостроители города Инты (Шахтостроительное управление — 8), которым еще с сентября не платили зарплату. Интересно, что до этого обстановка в Инте была более благополучной, чем в постоянно бастующей Воркуте, ибо интинский уголь использовался как топливо, а воркутинский шел на нужды промышленности.

3.6.       Визиты депутатских фракций

Январь был отмечен визитами в Сыктывкар представителей депутатских фракций Госдумы. Отметился секретарь думского комитета по бюджету, налогам и банкам Александр Зайцев — член фракции КП РФ. В воскресенье 15 января на несколько часов в Сыктывкар прилетал Владимир Жириновский. 18 января по местному телевидению выступали депутаты фракции «Выбор России» Владимир Мананников, Андрей Нуйкин, Григорий Томчин. Депутат Госдумы Ирина Хакамада посетила Воркуту.

Наибольший интерес вызвал визит Жириновского. Он и его коллеги по фракции Евгений Логинов — зам. председателя комитета Госдумы по обороне и член фракции ЛДПР Станислав Жебровский были, несмотря на выходной день приняты Главой республики Ю.Спиридоновым, состоялось телевизионное выступление Жириновского, в котором он высказался за деление России по территориальному признаку на губерни, поддержал решение о наведении порядка в Чечне силовыми методами, хотя, по Жириновскому это делается поздно и плохо и осудил деятельность средств массовой информации, которые, по его мнению, «существуют на средства антирусских элементов, лгут и оболванивают народ России».

Зачастившие в Коми депутаты — тоже признак повышения «политического градуса» и республике, в канун выборов в Госсовет (Жириновский приезжал поддержать своих сторонников) и во всей России под влиянием чеченских событий и возможных новых выборах российского Президента.

Источники

1. В.Ильин. Республика Коми в январе 1994 года // Политический мониторинг. М., ИГПИ, 1994 — №1. Сс. 39-49.

2. В.Ильин. Республика Коми в феврале 1994 года // Политический мониторинг. М., ИГПИ, 1994 — №2. Сс. 20-27.

3. В.Ильин. Республика Коми в марте-апреле 1994 года // Политический мониторинг. М., ИГПИ, 1994 — №4. Сс. 37-41.

4. В.Ильин. Республика Коми в мае 1994 года // Политический мониторинг. М., ИГПИ, 1994 — №5. Сс. 5-12.

5. О.Султанов. Ю.А.С., вы нам надоели! // Республика — 1995 — 9 января.