Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в январе 1995 года

1.    КРАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В МОРДОВИИ

Без всякого сомнения, основными темами месяца стали: 20-я внеочередная сессия Верховного Совета РМ и 1-я сессия Государственного собрания Республики Мордовия, на которых был принят ряд решений, в совокупности приведших к тому, что в самом начале 1995 года в Мордовии перестал существовать институт Советов и произошла частичная смена правящей элиты.

1.1.       Подготовительный этап

В первых числах января 110 депутатов мордовского парламента подписали на имя Николая Бирюкова и Президиума ВС требование о незамедлительном созыве внеочередной 20-й сессии 6 января с повесткой дня: «О внесении изменений в Законы Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного собрания РМ», «О выборах представительных органов местного самоуправления РМ», «Об органах государственной власти РМ».

По сведениям ряда наблюдателей, подписавшие требование были склонны снизить планку избирательской квоты и признать действительными результаты голосования 27 ноября в тех округах, где депутаты не были избраны.

 

4 января примерно пополудни инициативная группа от 110-ти посетила Николая Бирюкова в его кабинете, где предложила спикеру подписать документ, тем самым одобрив созыв народных избранников именно 6 января (самому Бирюкову больше нравилась дата 12 января). Как и ожидалось, после часового собеседования делегация ушла ни с чем. Спикер отказался собирать избранников 6 января — планируемые ими решения в корне расходились с его планами. Дело в том, что состав Государственного собрания, который складывался по итогам выборов 27 ноября, лишал Бирюкова всяких надежд не только на новое спикерское кресло, но и даже на какие-то прочные позиции в дальнейшей политической деятельности. Именно поэтому он так рьяно отстаивал дату 12 января, когда начнется регистрация новых кандидатов на повторные выборы в ГС и органы местного самоуправления, а значит, идея о «заднем числе» отпала бы сама собой.

Впрочем, призывы спикера к депутатам в данном случае — пустая формальность. Вопрос стоял лишь о наличии кворума. Как известно, для того, чтобы работа началась, необходимо присутствие все тех же 2/3 от общего числа депутатов. Была большая вероятность, что Бирюков и его сторонники сделают все, чтобы этого не произошло. Однако, в таком случае 12 января также могло быть проигнорировано его оппонентами...

4 января по приглашению Президента Чувашии Федорова, поступившему, скорее всего, по телефону в тот же день, председатель Верховного Совета, не особенно афишируя это, отбыл в Чебоксары. Там вместе с президентом Башкирии, вице-президентами Татарстана и Коми, главой парламента Удмуртии, самим Федоровым и кругом политиков из других регионов он рассматривал ситуацию, сложившуюся в Чечне.

Между тем, ситуация вокруг 20-й внеочередной продолжала развиваться. 5 января Совет Министров — Правительство РМ выступило в поддержку желания депутатов. Об этом было заявлено в документе, направленном на имя ВС РМ за подписью Валерия Швецова, в котором отмечалось, что принятые ранее Верховным Советом законодательные акты способствуют нездоровой политической ситуации, в свою очередь отрицательно воздействующей на социально-экономическую обстановку.

Прочтение документа ожидалось на заседании Президиума ВС РМ, проведение которого планировалось 5 января в 15.00. По существующему регламенту, Президиум должен был соблюсти законодательную формальность — утвердить созыв сессии. Однако, из-за отсутствия все того же кворума (собралось только шестеро из четырнадцати участников), этого не произошло. По некоторым сведениям, проведение заседания было сорвано не без участия первого зама Бирюкова Анатолия Утешева. Есть основания предполагать, что он был осведомлен о количестве депутатов, поддерживающих стремление 110 коллег. Сам же Анатолий Александрович, по всей видимости, никогда не разделял их позиции. В частности, он отказался подписать небезызвестное требование, неоднократно скептически отзывался об этой идее, не принимал участия в подготовительных мероприятиях.

Таковы основные события, происшедшие в стенах парламента за несколько дней до начала 20-й внеочередной сессии ВС РМ [1].

1.2.       Часть первая. Последняя сессия ВС РМ

6 января в большом зале Дома Советов к 10.00 на 20-ю сессию парламента собралось 111 из 159 депутатов. Бирюкова не было.

Заседание открыл его первый зам Анатолий Утешев, который в своем информационном выступлении раскритиковал повестку дня («О внесении изменений в Законы Республик Мордовия «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республик Мордовия», «Об органах государственной власти Республики Мордовия»), саму идею созыва внеочередной сессии 6 числа, высказал сомнения о целесообразности начала работы этого мероприятия и сложил с себя обязанности ведущего.

После этого бразды правления перешли в руки заместителя спикера Александра Бурканова, под руководством которого сессия начала свою работу. Была утверждена повестка, в которую, помимо прочего, включили обращение к российскому руководству по поводу событий в Чечне.

В 10.45 Председатель Фонда имущества Николай Меркушкин выступил с информационным сообщением по поводу внесений изменений в Законы. Им были отмечены существенные расхождения в российском и мордовском законодательствах, причем положение здесь не в пользу Мордовии. Подверг критике Конгресс граждан Мордовии, который в своих политических амбициях стремится даже сменить правительство («о какой стабильности может идти речь?») отметил, что выборы 12 февраля инициируют те, кто проиграл 27 ноября. Николай Меркушкин заявил, что отсутствие кворума на последних заседаниях президиума — демонстрация правового беспредела, что продление выборной кампании приведет к конфликту с уже избранными депутатами Государственного собрания, что «мы — все еще молодые, нам еще долго, долго жить!» и что дальнейшая нерешительность депутатов оставит республику без законодательной власти.

В прениях по итогам «информации» (начавшиеся примерно в 11.00) были предприняты попытки исказить суть выступления Меркушкина и увести депутатов от идеи признания результатов выборов 27 ноября действительными (Логинова, Карташов, Яушев, Утешев, Алямкин). Однако ряд других депутатов и выступившие за ними юристы, признав спорность с юридической точки зрения зачисления результатов выборов 27 ноября задним числом (закон обратной силы не имеет), высказались в ее поддержку, так как «только это решение может принести в республику необходимую политическую стабильность».

После перерыва в полдень уже 130 депутатов вступили в полосу многочисленных голосований. 100 человек (при 9 против) приняли за основу Закон РМ «О внесении изменений...», 92 (при 6 против) поддержали его в целом. Таким образом, в тех округах, где выборы 27 ноября из-за низкой явки избирателей были признаны несостоявшимися — победили и прошли те кандидаты, которые набрали большинство голосов при 25% квоте. 112 депутатов проголосовали за Закон «О формировании системы органов местного самоуправления в РМ». Переизбрания глав администраций в городах Саранск, Рузаевка, Ковылкино и других местностях, где их выборы не состоялись, — мэрами стали те претенденты, кто набрал большинство голосов (в Саранске, например — это нынешний мэр города Юрий Рыбин).

В обращении к Ельцину, Черномырдину, Шумейко и Рыбкину по поводу ситуации в Чечне, принятому на 20-й сессии, после решения основного вопроса, выражается неудовлетворенность вводом войск в этот регион и требуется вывести оттуда уроженцев Мордовии, проходящих срочную службу.

По инициативе депутата Лукшина было принято постановление об отмене созыва сессии ВС РМ 12 января и назначена дата созыва первой сессии Государственного собрания РМ — 24 января 1995 года. Именно в этот день Верховный Совет окончательно прекратит свое существование. До юридической своей кончины он, таким образом, не дожил всего 40 дней. Не на шутку обеспокоенный такой преждевременностью депутат Бычков потребовал выплаты единовременного пособия в размере двенадцати средних республиканских окладов (в рублях это сегодня составляет примерно полтора миллиона) и запрет на уголовное преследование в течение двух последующих лет. Депутаты поддержали коллегу. Итак, вскорости каждый из 159 избранников должен был бы получат на руки круглую сумму, общий размер которой значительно превышает те деньги, которые могли бы быть потрачены на повторные выборы 12 февраля [2].

1.3.       Часть вторая. Первая сессия ГС РМ

24 января 1995 года около полудня, в Мордовии окончательно сменилась власть. На первой сессии Госсобрания Мордовии 74 депутата, из 75, с оптимизмом приняли участие в церемонии прекращения полномочий прежнего Верховного Совета. После утверждения мандатной комиссией Госсобрания полномочий нового законодательного органа, в республике начался отсчет полуторагодичного функционирования новой политической элиты.

Уже само начало первого заседания мордовского парламента поставило перед компетентными наблюдателями ряд вопросов. Например, почему роль временно спикера перепоручили исполнять ректору Мордовского университета Николаю Макаркину? На ум сразу приходят недавние активные усилия Н.Макаркина по организации встреч будущих лидеров Госсобрания. Кроме того, фигура ректора в какой-то степени устраивала Николая Бирюкова, не усматривавшего иной возможности воздействовать на организационный комитет Госсобрания, кроме как через него. Усаживать на кресло ведущего явного сторонника Николая Меркушкина или Николая Бирюкова было явно не осмотрительно. Политическая нейтральность Н.Макаркина оказалась как раз кстати.

Вплоть до последнего момента была неясна судьба депутатского мандата лидеров аграриев Виктора Скопцова. По существенному законодательству он должен или отказаться от депутатства, или уволиться с поста министра сельского хозяйства. Причина, которая могла бы заставить В.Скопцова покинуть министерское кресло, была только одна — возможность принять участие в борьбе за пост председателя парламента. Кроме того, в последнее время В.Скопцов подвергся активной обработке со стороны местных коммунистов.

Коммунисты в преддверии первой сессии интенсивно искали приемлемого кандидата для своей парламентской фракции. Было очевидно, что Николай Бирюков устраивает далеко не во всем. Однако В.Скопцов, заявивший, что полностью поддерживает выдвижение Н.Меркушкина, засвидетельствовал всю тщетность этих попыток коммунистов. Стало ясно, что включаться в борьбу за место председателя он не собирается. Вместо этого В.Скопцов указал своим сторонникам фамилию, против которой в избирательных биллютенях надо ставить победоносные галочки.

Позиция аграриев осталась неизменной — на посту председателя парламента они видели именно Н.Меркушкина. Его кандидатуру, исполняя роль некоего герольда, выдвинул генеральный директор АО «Лисма» Владимир Литюшкин. Последний объявил о безоговорочной поддержке Н.Меркушкина подавляющим большинством директорского корпуса и Экономическим Союзом.

Заявка на прдеседательское кресло поступила и от национал-патриотического блока. Как и предсказывалось, национал-патриоты за неимением лучшего были вынуждены вcтать под знамя Николая Бирюкова. Его кандидатуру без особого энтузиазма представил директор Саранского приборостроительного завода Анатолий Чубуков, однако заявил, что делает это по поручению местной организации коммунистов.

Третий, претендующей фигурой на пост председателя парламента мог бы стать глава Октябрьского района Саранска Александр Замотаев, если бы он сам не снял свою кандидатуру. В заключении своей «отказнической» речи он заявил, что, исполняя волю своих избирателей, проголосует за Николая Бирюкова. Слабо мотивированное заявление А.Замотаева вряд ли дало дополнительную поддержку притязаниям Н.Бирюкова на власть. Более того, возможно оно принесло обратный от ожидаемого эффект.

Результаты голосования распределились следующим образом: 49 парламентариев на пост председателя Госсобрания выбрали Николая Меркушкина; 21 — Николая Бирюкова. Стало очевидным сокрушительное поражение Н.Бирюкова и безусловный триумф Н.Меркушкина. Число голосов, отданных за Н.Бирюкова, оказалось даже меньше того, чем кто-либо ожидал. На политической карьере последнего председателя ВС Мордовии теперь можно смело ставть крест. По всей видимости, он потеряет и поддержку коммунистов, оставшихся в парламенте без значимых постов.

Выборы заместителей Н.Меркушкина завершились победой Александра Бурканова и Владимира Волкова. Впрочем, этого и следовало ожидать. А.Бурканов на протяжении многих лет был самым активным противников Н.Бирюкова и приложил немало усилий для его устранения с политической арены республики. Ну, а В.Волков до сих пор остается одним из самых твердых сторонников Н.Меркушкина, входя в число его приближенных. Так что, подобное распределение парламентских портфелей выглядит вполне закономерным.

В ближайшее время следует ожидать массу рокировок в органах управления практически всех отраслей республики. Предсовмина Валерия Швецова на первых порах наверняка не тронут. Хотя, вероятно, и заставят его провести некоторые изменения в составе своего кабинета [3].

1.4.       Продолжение первого заседания ГС РМ. Скандал с «Мордовией»

Второй этап первой сессии Государственного собрания Мордовии начался по-рабочему буднично. В 10.00 депутатский корпус приступил к рассмотрению остатка повестки дня и к 17.00 справился с этим делом, успешно избежав каких-либо эксцессов. Между тем, ряд решений, принятых в этот день, несомненно, были более чем примечательны и еще успеют повлиять на дальнейшую судьбу республики.

Речь, конечно, прежде всего идет о формировании структуры нового законодательного органа. Сессией был утвержден состав Совета Государственного собрания и назначены руководители комитетов и комиссий. По поводу первого с соответствующими изменениями Закона «Об органах государственной власти Республики Мордовия» выступил депутат Андрей Лукшин. Совет составили 15 депутатов — председатель Николай Меркушкин, его заместители Александр Бурканов, Владимир Волков, а также Николай Макаркин, Виктор Макушкин, Владимир Литюшкин, Шамиль Бикмаев, Валерий Кечкин, Александр Воробьев, Вячеслав Плигин, Геннадий Юдаков, Василий Калядин, Елена Кулдыркаева, Владимир Руженков и Тамара Трусова.

Помимо Совета, в структуре Государственного собрания образована одна комиссия — мандатная (ее возглавил Александр Воробьев) и 7 комитетов. Были утверждены следующие их руководители. Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка — председателем, работающим на постоянной основе, избран студент-заочник юрфака Андрей Лукшин. Комитет по бюджету, финансам и налогам — председателем на непостоянной основе избран Шамиль Бикмаев, заместителем на постоянной основе — Сергей Сорокин. Комитет по экономической политике — председатель на непостоянной основе — Леонид Мизонов, заместитель на постоянной — Николай Федотов. Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию — председатель на постоянной основе — Рафик Салихов. Комитет по социальной защите — председатель на постоянно основе — Елена Кулдыркаева. Комитет по культуре, образованию, науке, гласности, делам молодежи — председатель на непостоянной основе — Вячеслав Зверков. Комитет по вопросам деятельности органов местного самоуправления — председатель на постоянной основе — Александр Шикин.

К 12.00 рассмотрение блока структурных вопросов было завершено. В 13.00 после краткого перерыва была избрана конституционная комиссия, Валерий Кечкин назначен председателем Фонда имущества РМ (до этого он работал заместителем Николая Меркушкина) и рассмотрен еще один примечательный вопрос: «О печатных изданиях Государственного собрания Республики Мордовия». По этому поводу с докладом выступил заместитель председателя Государственного собрания РМ Александр Бурканов. Он подчеркнул, что за годы существования Верховного Совета двенадцатого созыва периодические издания, выходящие под его эгидой, внесли свой вклад в становление гласности на мордовской земле. Ввиду этого как никогда остро встал вопрос о наследовании Государственным собранием этих изданий. И вот здесь-то молодой законодательный орган столкнулся с серьезными нарушениями. Наиболее типичны из них — отсутствие документации для соответствующей перерегистрации и игнорирования изданиями своих уставов.

Так, учредительство трудовым коллективом газеты «Мордовия» не подтверждено Верховным Советом — последним учредителем этого издания, от которого она отказалась за несколько дней до первой сессии ГС. За это от Бурканова изрядно досталось председателю инспекции по защите свободы слова и СМИ Николаю Федаеву. 18 января он произвел перерегистрацию издания при наличии лишь заявлений за подписью Бирюкова и Келина. Ни сессия, ни Президиум ВС РМ, что обязательно, своего мнения по этому поводу тогда не выскзали. Александр Бурканов расценил этот шаг как самозахват Иваном Келиным государственного имущества на общую сумму 500 млн. рублей. Основываясь на этом, заместитель председателя ГС предложил депутатам подтвердить свои учредительские права на эту и ряд других газет, а также провести переназначение их редакторов.

В результате голосования Иван Келин был снят с занимаемой должности. Его приемником избрали Владимира Зеленова, работавшего до этого 1-м замом главного редактора. Государственное собрание подтвердило свои учредительские права по отношению к четырем республиканским газетам — «Мокшень правда», «Эрзянь правда», «Мордовия» и «Известия Мордовии». Рассмотрев еще ряд текущих вопросов, касающихся изменений социальных гарантий депутатам Верховного Совета, досрочно прекратившим свои полномочия (избранные в ГС не получат ничего, а не избранные — значительно меньше) и прошедших в пункте «Разное», первая сессия Государственного собрания РМ завершила свою работу [4].

2.    ПЕРВЫЕ ИТОГИ СМЕНЫ ВЛАСТИ

Итак, конец 1994 и начало 1995 года ознаменовали собой весьма серьезные изменения в политической жизни Мордовии. События нарастали с быстротой снежного кома. Этот ком, в конечном итоге, погреб под собой Верховный Совет со всеми его полномочиями и его лидера Николая Бирюкова. Большинство в мордовском парламенте получили лидеры, руководствующиеся отнюдь не земляческими интересами. Такой состав парламента позволил вывести на первые роли в республике политиков и администраторов, не скованных обязанностями перед традиционной политической элитой советского периода. А это значит, что длившуюся в республике в начала 1990-х годов борьбу за власть эта элита проиграла окончательно.

Все политические баталии, которые наблюдались на протяжении пяти лет хозяйствования Николая Бирюкова, в сущности, были борьбой традиционной политической элиты с окрепшим поколением новых администраторов. Последние явно выбивались из общей картины власти Мордовии. Политический истеблишмент состоял тогда из сельских по происхождению, опыту и образованию людей. Другими словами, традиционную политическую элиту представляли «сельские специалисты», у которых на первом месте присутствовал принцип «одних корней, одной деревни». Причем их монополия на власть была чуть ли не абсолютной. Именно они вершили политику Верховного Совета и обеспечивали поддержку начинаниям своего ставленника — Николая Бирюкова. Но, установив контроль над Верховным Советом, «сельскохозяйственной элите» не удалось добиться того же результата на выборах Президента Мордовии. Свое поражение она восприняла очень болезненно — руль оказался в руках людей «не от земли», пришедших не из села, никогда не руководивших колхозами и сельскими райкомами. Иначе говоря, в тесный сельский мирок власти проникли чужаки — инженерно-техническая интеллигенция и просто свободные от клановых догм люди. В апреле 1993 года старая элита, пользуясь некомпетентностью президента Мордовии, оказалась еще способной восстановить на время статус-кво, добившись упразднения института президентства и закрыв на время каналы вертикальной политической мобильности. Но это помогло не надолго. Вся деятельность старой политической элиты республики после устранения института президентства проходила под знаком постепенной утраты позиций. Неумелые попытки Николая Бирюкова законсервировать господство функционеров от села, натыкались на все более ожесточенное сопротивление городских хозяйственников и администраторов. Число противников Бирюкова и Ко росло, увеличивалось и их влияние.

Оставалась последняя надежда, что деревня на парламентских выборах 1994 года останется верной традиционной элите. Пусть не удастся победить в городе, но все можно было поправить за счет законопослушного села. Провал на выборах в Госсобрание по территориям Мордовии для «сельских специалистов» вряд ли оказался неожиданным. К моменту выборов реально у них оставался лишь Николай Бирюков, «заработавший» себе в парламенте достаточно сильную оппозицию. Персональная победа на выборах Николая Бирюкова, без победы нужного числа его сторонников, ничего не давала. Село не выполнило предназначавшуюся ему функцию — традиционная политическая элита поддержки в деревне не нашла. Город, с его неутешительными, но признанными из-за неявки избирателей результатами выборов стал последним шансом. Однако, январская сессия Верховного Совета, признавшая выборы в городе состоявшимися, поставила крест и на этой надежде.

Избрание Николая Меркушкина председателем парламента, а Александра Бурканова и Владимира Волкова — его заместителями, всего лишь засвидетельствовало триумф новой генерации политиков, выходцев из города. Хорошо укладывается в эти рамки и усиление политической активности ректора Мордовского университета Николая Макаркина. Возможное роптание сельских кланов пресекается на корню позицией лидера аграриев Виктора Скопцова, выступающего (пока) в союзе с новыми лидерами республики.

Новая элита качественно выше предыдущей и по образу мышления, и по образованию, и по интеллекту. Кроме того, она в известной степени маргинальна, так как родовая или территориальная принадлежность имеет для нее небольшое значение. Ее основным ориентиром объявлено тесное сотрудничество и контактирование с Москвой. Ничего нового в этом нет. Просто возможности для плодотворного диалога с Центром стали неизмеримо выше, прежде всего — в результате ухода одиозного Бирюкова и прихода к власти политиков без «красной» идеологической репутации. Соответственно, выбивание дополнительных средств из федерального центра должно, вероятно, стать менее проблематичным занятием.

Сейчас очевидно, что основной целью пришедших к власти людей будет являться некоторое, если улучшение, то хотя бы стабилизация уровня жизни в республике. Иначе то доверие, которое им высказали на выборах избиратели, через полтора года может исчезнуть без следа.

Вместе с тем необходимо отметить, что по пути радикальных преобразований представители новой политической элиты не пойдут. Скорее всего, по причине реальной оценки существующего положения, которое блестящим не назовешь; во всяком случае, надеяться на быстрые успехи не приходится. Привнести в управление и функционирование республики что-то принципиально новое нынешние избранники не намереваются. Их цель — несколько модернизировать старые методы и постараться более эффективно работать с Москвой. Если такая политика принесет положительные результаты, то большего, вероятно, и не нужно. Для победы на республиканских парламентских выборах 1996 года этого будет достаточно [5].

Источники

1. Топот кворума должен быть услышан на 20 внеочередной сессии ВС РМ // «Столица С» — 1995 — 6 января — №1.

2. Чернавин С. Революция в Мордовии: депутаты застраховались на 2 года // «Столица С» — 1995 — 13 января — №2.

3. Буров Е. Снимай сапоги — власть переменилась // «Вечерний Саранск» — 1995 — 26 января — №4.

4. Чернавин С. Рухнул последний бастион мракобесия // «Столица С» — 1995 — 3 февраля — №5.

5. Буров Е. Итоги пятилетки // «Вечерний Саранск» — 1995 — 2 февраля — №5.