Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в январе 1995 года

1.    ПОСЛЕДНЯЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

Центральным событием месяца стала ХХIII сессия ВС республики, собравшаяся пленарно в последний раз в связи с истечением срока полномочий депутатов данного созыва (a propo — в последний же раз под названием «Верховный совет»). 5 марта 1995 года состоятся выборы в представительные органы власти РТ на всех этажах, в том числе — в парламент, который отныне будет называться Государственным советом.

Открывшись 16 января, сессия ВС сразу же рассмотрела предложенный накануне в повестку дня вопрос «О Премьер-министре Республики Татарстан». Президент М.Шаймиев огласил заявление Мухаммата Сабирова — 63-летнего главы Кабинета министров, возглвлявшего правительство РТ, начиная с 1990 года — с просьбой об освобождении от занимаемой должности. Было также оглашено благодарственное письмо руководства РТ в его адрес и произнесены комплиментарные речи. Характерна фраза президента, выдержанная в том духе, что нет и не может быть сомнений в избрании М.Сабирова депутатом Госсовета предстоящего созыва а одном из территориальных избирательных округов.

Мотивировалась отставка интересами создания нового консенсуса в правительстве по вопросу о радикализации курса реформ на новой стадии экономического развития Татарстана.

Президент Шаймиев вслед за этим предложил на должность главы правителства кандидатуру спикера ВС Фарита Хайрулловича Мухаметшина, которая и была практически единогласно утверждена. Исполнение обязанностей спикера на оставшиеся неполных три месяца было возложено на вице-спикера, известную в республике журналистку Зилю Валееву.

Фарит Мухаметшин родился в 1947 году в Альметевске — нефтяной столице Татарстана. Профессионал-нефтяник, начавший в 23-летнем возрасте комсомольско-партийно-советскую карьеру, отмеченную непродолжительной, но достаточно нетривиальной ролью министра торговли РТ в годы перестроечного идеализма. Имя и узнаваемость им сделаны прежде всего в политическом качестве, а не в роли представителя, скажем, той или иной фракции корпуса промышленников, директората. Не исключено, что этот шаг в кадровой политике Президента отражает влияние кругов, связанных с нефтяным комплексом. Впрочем, остальные отрасли промышленности выглядят на ближайшие, по меньшей мере, годы малоперспективно.

Новая роль Ф.Мухаметшина стала в некоторой степени неожиданной для широкой общественности. В ее глазах он прочно сжился с имиджем опытного спикера, научившегося в ходе становления парламентаризма «по-татарстански» жестко руководить работой сессий и нейтрализовывать оппозицию. Следует отметить, что наибольшее внимание публики было прикованно к другим обсуждавашимся кандидатурам: к освоившемуся в роли «сильного экономиста» и динамичного руководителя вице-премьера Равиля Муратова, к председателю Госкомимущества РТ Ф.Газизуллину, к главам администрации Казани и Набережных Челнов Исхакову и Алтынбаеву, имеющим репутацию крепких и достаточно авторитарных хозяйственников. Ожидание кардинальной перемены экономического курса в акцентированно рыночном направлении связывалось именно с фигурой производственника-экономиста.

Пресса отреагировала на назначение нового премьера достаточно вяло. «Известия Татарстана» привели слова Р.Абдулатипова: «Президент...в очередной раз проявил мудрость... Мухаметшин — один из самых разумных политиков, который никогда не допускал крайностей, отстаивая свою позицию» [1].

Данное назначение — компромисс для М.Шаймиева, «ибо на сегодня «красный» директорский корпус, многие руководители различных уровней вряд ли пропустят на пост премьера в Татарстане Равиля Муратова, известного как убежденный рыночник.. [который] преодолевает ожесточенное сопротивление номенклатурных и популистских группировок» [2]. Думается, впрочем, что это суждение не до конца учитывает реальную степень влияния Президента на парламент.

Основные причины,по-видимому, следует искать также и в том, что требовалось разрешить принципиальную проблему исполнительной власти еще до налаживания тех или иных взаимоотношений с новым депутатским корпусом. В известной степени ситуация повторяет российскую модель труегольника «президент — правительство — парламент», когда очередные выборы в представительные органы власти автоматически не влекут ни отставки старого кабинета, ни решения вопроса о его главе.

Факты, таким образом, показывают, что Татарстану вновь удается избежать драматизации отношений внутри правящей команды и вступить в очередной этап постсоветского развития в достаточно консолидированном виде и при неприрекаемом лидерстве М.Шаймиева.

Вынужденный довольствоваться ролью первого заместителя Премьер-министра Р.Муратов одержал все же важную для себя победу. Как архитектор программы адресной социальной защиты, он давно настаивал на значительном повышении минимальной заработной платы а РТ. ХХIII сессия ВС приняла постановление на этот счет, определив минимальный размер оплаты труда с 1 января в сумме 110000 рублей в месяц. Аргументация авторов законопроекта концентрировалась на развитии производства и снижении нагрузки на бюджет в части социальной защиты, а также повышени покупательской активности.

Эта новация вызвала резкие возражения со стороны директорского корпуса, так как минимальный не облагаемый налогами уровень затрат на потребление оставлен в прежнем виде и исчисляется с 30 тысяч рублей. На что был дан ответ: нельзя устанавливать порог зарплаты ниже прожиточного минимума.

Симптоматично, что по соотношению среднего душевого денежного дохода и прожиточного минимума Татарстан стоит на отметке 1,94, тогда как Российская Федерация в целом — на отметке 2,29. По реальной же заработной плате (с учетом индекса потребительских цен) РТ отстает от общероссийского уровня на 30 процентов по сравнению с однопроцентным отставанием в январе 1994 года.

ВС РТ принял специальное постановление «К событиям в Чеченской Республике», которое предусматривает необходимость обратиться ко всем государствам и международным организациям в целях объединения миротворческих усилий. Далее, документ предписывает Президенту РТ совместно с компетентными органами РФ выработать механизм реализации межправительственных договоренностей, включая недопущение участия военнослужащих-граждан РТ в боевых действиях в рамках конфликтов на территории РФ и СНГ.

2.    РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ

Тема Чечни получила в январе новое звучание, когда 5 января в Чебоксарах состоялась встреча лидеров Башкортостана, Мари Эл, Татарстана, Карелии, Мордовии, Удмуртии с участием председателя Федерации товаропроизводителей России Юрия Скокова, продолжающего демонстрировать свою активную заинтересованность в судьбах регионов и в налаживании контактов с лидерами последних. Татарстан был представлен в лице вице-президента В.Лихачева (М.Шаймиев в начале января перенес простудное заболевание).

По словам президента Чувашии Н.Федорова, участники встречи, «собрались здесь не потому, что имеем право собраться, а потому, что обязанны собраться и оказать воздействие на федеральную политику по исправлению ситуации, сложившейся в Чечне». Шестичасовая встреча за закрытыми дверями завершилась принятием итогового коммюнике, в котором, в частности, сказано:

«В настоящее время РФ переживает острейший государственный, экономический и политический кризис.

Федерализм, демократизм, право должны оставаться главными принципами политического руководства России и регионов. Только на этой основе может быть обеспечено строительство нового российского государства, в котором будут уважаться и защищаться права народов и права человека. Считаем необходимым незамедительно возобновить деятельность совета глав республик, в работе которого приглашаем принять участие руководителей других регионов РФ и представителей федеральных органов власти.

Мы категорически осуждаем военные действия на территории Чеченской Республики...

Мы считаем одно из важнейших задач сегодняшнего дня организацию Конгресса народов России как демократического способа поиска, выработки и проведения в жизнь решений по сложнейшим национальным вопросам».

(Последнее В.Шумейко соотнес с традициями проведения спартакиад народов СССР).

Тогда же было обнародовано решение участников встречи — собраться еще раз через месяц «для дальнешего осмысления политической практики разрешения чеченского конфликта, дальнейшего обсуждения федеративной политики руководства России» (В.Лихачев).

Учитывая, что после этого события прошла серия встреч Б.Ельцина с региональными лидерами (в том числе 18 января — с президентом М.Шаймиевым, что получило исключительно лаконичное освещение в печати без упоминания чеченских событий), открытой остается проблема: что имело место в Чебоксарах?

Здесь возможны двоякие объяснения. Либо состоялось достаточно импульсивно продиктованная попытка отреагировать на нарастающие угрозы и вызовы нового имперства Москвы, ее сползание к унитаристским решениям и т.п. Либо данное события можно расценивать как некое начало горизонтальной политической консолидации республик, иными словами начало чебоксарского процесса.

Стоит напомнить, что здесь уже проводились встречи в рамках Федерации товаропроизводителей Ю.Скокова, давшие импульс слухам об ответных санкциях В.Черномырдина в адрес Чувашской республики и ее президента Н.Федорова. Какая из интерпретаций окажется ближе к истине — покажет ближайшее развитие событий.

В непосредственной связи с чеченским узлом разразился «казус Рыбкина», в основе которого оказалась фраза спикера Государственной Думы, оброненная им в программе «Вести» [3]: «С бандформированиями на всей территории России, будь то Татарстан, Башкортостан, будь то Волгоградская область, Ленинградская область, Воронежская, будут поступать так, как поступили в этот раз».

По поводу сказанного последовала вначале возмущенная реакция первого вице-премьера Р.Муратова. Затем — на сессии ВС депутат Ф.Сафиуллин предложил пригласить в РТ самую авторитетную инспекцию ОБСЕ или любого другого международного органа для ознакомления с ситуацией на месте. Последовал обмен телеграммами между М.Шаймиевым и И.Рыбкиным. Первый выражал «глубокое сожаление в связи с Вашим недопониманием роли и практических шагов РТ в стремлении создать истинно демократическую федерацию на основе согласия и взаимного уважения народов. Второй, отвечая, высказал «удивление» и отметил, что имелись в виду люди преступившие закон. Хотя сам по себе факт применения бомбардировочной авиации, артиллерии и других средств неизбирательного поражения в качестве правоохранительной меры — это свидетельство «вхождения во вкус», втягивания в парадигму чрезвычайщины.

Характерно, что ответ И.Рыбкина первоначально не был напечатан и увидел свет на страницах бесплатно распространяемой газеты Инвестиционной компании «Крис», имеющий полуодиозную репутацию и некоторый опыт тяжб с республиканскими фискальными структурами по поводу законности своей лицензии или чего-т в этом роде. «Извеатия Татарстана» поерничали на эту тему [4].

В январе в районах, граничащих с теми, где ведутся боевые действия побывали две миссии из РТ — одна парламентская (с участием депутатов Мулюкова и Валеева), другая включала сол датских матерей и активистов национального движения из Набережных Челнов. Состоялись встречи с руководством Ингушетии. Получена благодарственная телеграмма Руслана Аушева. Указом М.Шаймиева назнаен его постоянный представитель по гуманитарным вопросам в Назрани.

3.    НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

Во внутриполитической жизни республики набирает темпы кампания по выборам в представительные органы власти РТ.

3.1.       Выдвижение кандидатов

Накануне истечения установленного срока окончания регистрации кандидатов на 69 мест в Госсовет (по территориальным избирательным округам в отличие от административно-территориальных) было зарегистрировано 274 кандидата. В казанских округах — в среднем по 7-8 кандидатов. По преимуществу — это достаточно примелькавшиеся и предсказуемые лица, хорошо знакомые публике по предыдущим приливам перестроечной политизации и избирательным кампаниям 1989-90 годов.

В результате длительных парламентских препирательств право выдвижения кандидатов по всем округам получили политические партии и общественные объединения отвечающие установленным критериям (наличие местных отделений не менее, чем в половине районов РТ [20] и наличие соответствующего положения об участии в выборах, записанного в уставах, и т. п.).

В итоге такое право получили далеко не все политические структуры, пользующиеся известностью в республике. Список обладателей такового получился довольно курьезным. В нем отсутствуют местные отделения ПРЕС, ДПР, «Выбора Росси», НПСР, СДПР, большинство из политических движений, например, Татарский общественный центр или Милли Меджлис.

В общей сложности в списке оказалось 17 партий и объединений:

1. Коммунистическая партия РТ (выдвинула наибольшее количество кандидатов — 130, т.е. во все округа);

2. Республиканская партия Татарстана;

3. Партия «Единство и прогресс» (выдвинула среди прочих кандидатов ряд представителей исполнительной власти);

4. Партия «Иттифак» — партия национальной независимости (была включена в список в последний момент, выдвинула 27 кандидатов в городах республики);

5. Блок «Равноправие и законность» (выдвинул около 40 кандидатов, в том числе 9 татар)

Все это опытные в политическом отношении структуры, имеющие за плечами не один эпизод борьбы за депутатские мандаты. Дальше идут:

6. Союз научных и инженерных обществ;

7. Научно-медицинское общество неврологов;

8. Союз архитекторов;

9. Научно-медицинское общество отоларингологов (Sic!);

10. Совет молодежных организаций;

11. Республиканская профсоюзная организация;

12-17. Фонды здравоохранения (в количестве 2-х), фонды защиты материнства и детства (в количестве 4-х).

Вероятно, такое структурирование не отражает реального расклада общественно-политических ориентаций и предпочтений в республике. Речь по существу идет об идеологических образованиях, а не механизмах представительства наличных социальных интересов. Ясно одно — партийный фактор в политической жизни Татарстана остается побочным.

Известную интригу в нынешней кампании создает практически принудительное участие в ней глав администраций городов и районов. Закон о выборах фактически скроен так, что по административно-территориальным округам (где депутатство не предполагает отрыва от основной деятельности) так или иначе должны баллотироваться главы администраций. В связи с этим президент М.Шаймиев объявил о том, что он сохраняет за собой право в случае поражения глав администраций назначить в этих округах выборы на замещение должностей последних. Шаг, как минимум, выглядящий спорным, отдающий популистским подходом к решению судеб назначенных М.Шаймиевым же должностных лиц.

3.2.       Вокруг Ивана Грачева

В связи с кампанией по выборам возникали проблемы, связанные с фигурой депутата Госдумы, члена фракции «ЯБЛоко» (а с января 1995 года — и одного из лидеров движения «ЯБЛОКО») ИВАНА ГРАЧЕВА. Согласно социологическим замерам, Грачев имел практически троекратный перевес поддержки избирателей по сравнению со своим главным потенциальным соперником по административно-территориальному округу №1 (Казань) — главой администрации столицы Татарстана Камилем Исхаковым.

Однако фактически повторилась мартовская ситуация 1994 года, когда Грачеву было отказано в регистрации в качестве кандидата по выборам в Совет Федерации. Если отвлечься от нюансировок, то и тогда и теперь формальный повод — один и тот же, а именно правовая проблема совместимости депутатских мандатов Госдумы и Совета Федерации, Госдумы и Госсовета РТ. Учитывая опыт и политический класс Грачева, трудно согласиться с однозначно случайным характером совпадений. Здесь, как говориться, не исключены варианты.

В самом деле, окружная избирательная комиссия воспользовалась определенным «люфтом» между российским и татарстанским законодательствами. Согласно первому, депутат не может быть одновременно избран в два представительных органа. Второе конкретной нормы на этот счет не содержит. Зацепкой в нынешнем случае стало отсутствие заявления, в котором Грачев «обязуется сложить с себя полномочия депутата Государственной Думы РФ в случае избрания его в Государственный совет РТ». Юридическое значение этой зацепки подтверждено и соответствующим разъяснением Центризбиркома РФ. В то же время в прессе воспроизводится также разъяснение, данное Центризбиркомом РФ Грачеву, о том, что выдвигаться и регистрироваться, участвовать в выборах не запрещено. Налицо — коллизия, политически выгодная конкурентам Грачева. Вместе с тем, уместно вновь не спешить с выводами о досадной оплошности столь искушенного претендента на депутатство.

Ситуация вовсе не означает ухода в политическое небытие. Грачев — признанный лидер демократически-реформаторско-федералистской оппозиции нынешней правящей элите в РТ. Его фигура ассоциируется в общественном мнении с альтернативой не просто номенклатуре, но этнократически интерпретируемой номенклатуре. На уровне массового обиходно-политического имиджа она вписывается в контекст национально окрашенной борьбы. Далее, Иван Грачев обладает репутацией не просто достаточно амбициозного политика, но и компетентного, квалифицированного прагматика, знающего депутата, но отнюдь не просто идеологизированного пропагандиста. Он воспринимается в роли председателя избирательного блока «Равноправие и законность», объединившего 16 протопартийных образований, движений и групп, а также создавшего достаточное количество местных подразделений. Декларированные позиции блока: приоритет прав человека, целостность России, экономические реформы.

Вместе с тем, может сложиться впечатление, что Грачев не всегда бывает последователен в высказываниях и политических оценках ситуации в республике. Приведем два высказывания Грачева, опубликованные в апреле 1994 года с интервалом в три дня.

Первая: «Если эта тенденция [«бюджетный феодализм»] воспроизводится и развивается из года в год, то она означает, что, независимо от лозунгов, «де-факто», мы создаем аграрное государство на гнилом фундаменте нереформируемой колхозно-совхозной системы» [5].

Вторая: «Члены «Народовластия» за отставку Премьер-министра М.Сабирова голосовать не собираются. Убежден в том, что для реформирования управленческих структур необходим переходный период, в течение которого нужно сохранить стабильность... Оппозиция выступает против революционных изменений в правительстве. Пусть тот состав, который сейчас есть, поддерживает экономическую стабильность в республике. А рыночная управленческая структура, вбирающая в себя все больше и больше полномочий, должна расти и крепнуть постепенно» [6].

Тогда же — в конце апреля и в начале мая 1994 года резонанс получили сообщения о столкновениях в рядах руководства блока «РиЗ» по вопросу об отношении к подписанному Договору об общественном согласии. Как сообщалось в печати, И.Грачев сослался на членство во фракции «ЯБЛоко» как препятствие для присоединения к Договору, хотя к самому документу он относится нормально. Он и некоторые другие руководители «РиЗ» воздержались при голосовании. Идея присоединения «РиЗ» к Договору тогда не набрала одного голоса.

В чем, по Грачеву, должна состоять политическая тактика демократически-федералистских сил в ближайшей перспективе?

Во-первых, по его мнению, политическая ситуация в РТ «развивается в правильном направлении», «мало проку в том, что в РФ сейчас «действует» более 30 партий и блоков», Есть блок «РиЗ», партия номенклатуры «Единство и прогресс», национальные политические организации, коммунисты... В конце концов в республике образуется трехпартийная система и во время следующих выборов избиратели будут четко знать, за кого отдать свои голоса» [6]. Ясно, что эта позиция страдает некоторой избыточностью рационалистического видения. Скорее всего, избиратели в значительной своей части будут мотивированны ничем иным, как этническими предпочтениями (и русские, и татары).

Во-вторых, «РиЗ», как сообщалось, сформулировал задачу — победить в Татарстане «через цикл», т.е. выиграть выборы в столичный горсовет и получить (вместе с союзниками) порядка трети мест в Госсовете.

В целом, как думается, лидеры блока реформаторов-федералистов, занимая принципиально важное место на политической авансцене РТ, не имеют оснований обольщаться привлекательностью для массового электората в сегодняшних обстоятельствах радикально-демократической риторики. Все большей значимостью в глазах общественности наделяются и будут наделяться те, кто докажет свое умение осуществлять антикризисную практику и гарантировать удержание ситуации на критическом пороге стабильности.

4.    ВИЗИТЫ М.ШАЙМИЕВА

Без особой помпы подавалась общественному мнению внешнеполитическая деятельность М.Шаймиева, осуществившего в январе две важные поездки.

В середине месяца он побывал с кратким рабочим визитом в Гааге, где принял участие в работе «круглого стола» по проблемам федерализма. Мероприятие было организованно при участии ОБСЕ и по инициативе Гарвардского университета.

В конце месяца М.Шаймиев находился в Швейцарии, где встречался с деловыми кругами, высокопоставленными лицами из ООН, принял участие в Давосском форуме. Характерной деталью стало то, что последнее практически не получило отражения в российских mass media.

Источники

1. Известия Татарстана.— 1995.— 20 января.

2. Комсомольская правда.— 1995.— 17 января.

3. Вести (РосТВ, вечерний выпуск).— 1995.— 9 января.

4. Известия Татарстана.— 1995.— 31 января.

5. Вечерняя Казань.— 1994.— 26 апреля.

6. Известия Татарстана.— 1994.— 23 апреля.