Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в декабре 1994 — январе 1995 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Главным событием в общественно-политической жизни Удмуртской Республики в конце 1994 года было завершение работы над проектом Конституции республики и ее принятие. Законодательно определены основные признаки удмуртской государственности, структура власти и политического общества, правила его игры. Определено отношение к основной аграрной проблеме — вопросу о собственности на землю. Однако некоторые моменты остались не решенными и в результате компромисса между противостоящими интересами и взглядами они были выведены за круг вопросов, решаемые данным составом парламента.

Остался открытым вопрос о форме правления в республике. Депутаты не пришли к соглашению на сессии по вопросу о Президенте Удмуртии. В результате данный вопрос оказался вынесенным на всенародное обсуждение и при голосовании по выборам депутатов в удмуртский парламент (Государственный совет) население Удмуртии должно будет высказаться и по этому вопросу.

Вопрос о собственности на землю также решен с оговорками. Несмотря на то, что в Конституции республики депутаты записали право граждан и объединений на владение землей в частной собственности, в статьи 13 и 36 внесены нормы, позволяющие законодателям ограничивать права собственников и размеры частных земельных владений.

Декабрь 1994 и январь 1995 года характерны тем, что после принятия Конституции и пакета документов, определяемых состав и механизм выборов в парламент республики стал набирать силу предвыборный марафон в ходе которого стали определяться некоторые новые аспекты политической жизни Удмуртии. Началось формирование избирательных объединений и блоков, установление отношений между ними. Кроме того, как это обычно бывает при начале избирательной кампании, активизировался процесс формулирования интересов тех или иных групп и формирование новой социальной демагогии политической элиты, адаптирующейся к новым политическим и экономическим условиям.

В течение декабря 1994 — января 1995 года произошли некоторые события, имеющие самостоятельное значение, но не влияющие значительно на результирующий вектор развития общественно политической жизни Удмуртии. Некоторые из них, однако, могут иметь значение в будущем поэтому, следовательно к рассмотрению указанного периода они отношения практически не имеют.

В отношениях с российским Центром существенных изменений не произошло. Процесс подготовки и подписания пакета договоров и соглашений с Российской Федерацией был прерван чеченскими событиями и сменой своеобразного «куратора» в правительстве России, каковым являлся А.Шохин. Теперь вопрос ждет разрешения под сукном у А.Чубайса. Однако из Конституции Удмуртии исчезло слово «суверенное» и кроме фразы «...и суверенно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики» в Основном Законе Удмуртии теперь нет однокоренных с ним слов.

2.    ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Сколько существует сегодняшний состав парламента Удмуртской Республики, столько он решает проблему Конституции. Преодолев достаточно благополучно национальные аспекты Основного Закона Удмуртской Республики, связанного с требованиями радикалов от удмуртского национального движения о языковом квалификационном требовании для Президента Удмуртской Республики, о национальной квоте в парламенте, о национальной палате парламента, о двуязычии государственного делопроизводства и о языковом квалификационном требовании даже для продавцов и аптекарей, Верховный Совет вплотную подошел к последним шагам в принятии Конституции. Последними спорными вопросами проекта к концу 1994 года оставались президентская форма правления, статус республики, состав парламента, количество его депутатов, работающих на постоянной основе и частная собственность на землю.

29 ноября возобновила работу XXV «конституционная» сессия Верховного Совета Удмуртской Республики. К этому моменту проект Конституции был лишен статьи о Президенте, предполагал однопалатный парламент и провозглашал частную собственность на землю. 7 декабря, после очередного раунда дебатов, проект Конституции был принят Верховным Советом (текст Конституции Удмуртской Республики см. в разделе «Приложение. Документы»).

2.1.       Вокруг поста Главы республики

Против отмены поста президента в системе власти Удмуртии наиболее активно выступило правительство Удмуртской Республики и так называемое «правительственное лобби в парламенте». Вообще в вопросе о Президенте выявились противоречия, внешне проявившиеся как противоречия между законодательной и исполнительной властью. Очевидно вполне можно назвать несколько вопросов по которым нигде и никогда законодатели и исполнители не придут к единому мнению и всегда при этом необходимо будет искать компромисс.

На сессии правительство распространило свой проект, по которому предлагалось введение поста Главы республики, либо введение нормы, по которой глава исполнительной власти, то есть председатель правительства избирается всем народом. Эта позиция, хотя и набрала определенное количество своих сторонников, необходимой поддержки не получила. Удмуртия пошла по парламентскому пути, где высшим должностным лицом является глава парламента. При аргументации обоих позиций использовался термин «диктатура» в отношении оппонентов. Были и предложения выборы руководителя парламента проводить всенародно. Сторонники парламентаризма боялись бесконтрольности исполнительной власти и узурпации правительством всех нитей, влияющих на жизнь республики, в пример, как правило, приводится Россия, где Президент практически бесконтролен. Сторонники же президентства призывали уберечь Удмуртию от диктатуры депутатов. Обе позиции были достаточно сильными, чтобы заблокировать вопрос, но ни одна из них не смогла привлечь на свою сторону квалифицированное большинство депутатов. Поэтому все решения сессии, записанные в Конституции, ставят не окончательную точку, а лишь запятую в доведении конституционного процесса до логического завершения. Правда, действительной заслугой сегодняшнего парламента республики можно считать уже то, что Конституция все же была принята. Желание председателя Верховного Совета Валентина Тубылова, высказанное на заседании Конституционной Комиссии 19 апреля было исполнено. Принятие Конституции, заявил тогда Валентин Тубылов, завершит формирование государственности Удмуртии. По мнению Тубылова, сделать это должен действующий Верховный Совет. «Это дело чести депутатов».

По расхожему мнению, интрига вокруг поста Президента Удмуртской Республики раскручивалась под влиянием, помимо мировоззренческих факторов, и фактора личностного. И Конституция и другие законодательные акты, определяющие порядок формирования состав и полномочия представительных и исполнительных органов власти, закладывали условия игры при выборах. Здесь существовало как бы две позиции: позиция Президиума Верховного Совета («партия Тубылова») и позиция Совета Министров («партия Волкова»). В отличие от последнего, Тубылов не заявлял на прямую о своем намерении выдвигать свою кандидатуру на какой-либо пост, тем более президентский на грядущих выборах, однако и не отрицал такую возможность. Относительно этих двух центров и группировались все практикующие политики республики — от депутатов и министров до новоявленных бизнесменов и авантюристов. Каждый из вариантов, президентский или парламентский, гарантировал некую стабильность будущего для каждой из этих групп. Обладая в той или иной степени возможностью повлиять на процесс формирования будущих политических блоков, высокопоставленные государственные чиновники не отказались этим воспользоваться.

После принятия Конституции и объявления начала избирательной кампании существующая кажимость сформированной политической структуры начала слегка разрушаться и переговоры о взаимной поддержке начались заново.

2.2.       Вопрос о земле

Проект Конституции, вынесенный на рассмотрение сессии, содержал нормы в части собственности на землю, полностью соответствующие Конституции Российской Федерации. Борьба разразилась между сторонниками и противниками частной собственности. Лидерами двух позиций можно назвать первого заместителя председателя Совета Министров Удмуртской Республики, курирующего сельское хозяйство, торговлю и перерабатывающую промышленность Павла Вершинина (сторонник частной собственности на землю) и председателя постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртии по сельскому хозяйству Николая Чувашова (противник этого решения). В результате острых дебатов и поиска компромиссов был найден взаимоприемлемый вариант. В принятой Конституции были оговорены условия владения землей. Согласно им, земля может назодиться в частной собственности, однако право это значительно ограничено.

2.3.       Политические итоги принятия новой Конституции

1. Председатель Верховного Совета (в настоящий момент — Валентин Тубылов) остался Высшим должностным лицом в Удмуртской Республике). Следовательно как на период перед выборами, так и после него главной фигурой на политической арене остался председатель парламента.

2. Председатель парламента по Конституции наделен достаточно широкими полномочиями. Он представляет Государственному совету кандидатуру председателя Правительства. Он же ставит вопрос выражении недоверия председателю Правительства. Недоверие правительству выражается простым большинством голосов от списочного состава депутатов. Выражение недоверия правительству Удмуртской Республики влечет его полную отставку. При этом: «Предложение о выражении недоверия Правительству Удмуртской Республики может быть внесено не менее чем одной третью от установленного числа депутатов Государственного совета.» То есть в вопросе об отставке Правительства голос Председателя Госсовета приравнивается к третьей части депутатского корпуса (статьи 84 и 85).

3. Председатель парламента (Государственного Совета), являясь высшим должностным лицом в Удмуртской Республике, избирается не всенародным голосованием, а самим парламентом.

4. Результаты всенародного опроса о президенте Удмуртской Республики будут рассмотрены лишь будущим парламентом, причем будут носить для него чисто рекомендательный характер. Законодательства о референдуме в Удмуртской Республике отсутствует.

 

В общих чертах ситуацию, сложившуюся в результате принятия Конституции Удмуртской Республики, Закона «О Государственном совете» можно описать следующим образом.

Во-первых, в результате принятия «парламентской» Конституции удалось избежать серьезного раскола внутри правящей элиты, который бы неминуемо произошел в случае объявления президентских выборов.

Во вторых, значительно снижены возможности тех кандидатов, которые сегодня занимают государственные посты. Было очевидным, что такие кандидаты могли использовать и использовали в течение проходивших за это время перманентных выборов в различные органы власти свое служебное положение. Сегодня они вынуждены будут сложить на время избирательной кампании свои полномочия.

Кроме того, в Законе о выборах в Государственный совет Удмуртской Республики в статье 23 сказано:

«4. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов запрещается. Руководители этих органов не вправе использовать свое служебное положение для ведения предвыборной агитации.

5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления с момента регистрации их кандидатами в депутаты и до подведения итогов выборов по соответствующему округу не могут выступать в средствах массовой информации в качестве должностных лиц».

Это, по замыслу авторов, должно было бы существенно снизить политические амбиции таких политиков, как Александр Волков, нынешний премьер удмуртского правительства, министры, главы местных администраций и тому подобное. Фактически это удар, хотя и условный, по части политической элиты, причастной прежде всего к исполнительной власти.

Кроме того, как заявил Валентин Тубылов на пресс-конференции посвященной итогам XXV сессии Верховного Совета Удмуртской Республики: «До начала работы Госсовета первого созыва, отдельные полномочия, предусмотренные в статье 10 Закона о Государственном совете. Это касается осуществления контрольных функций, Закона о выполнении бюджета, социально-экономических программ, права отмены, если это потребуется, постановлений исполнительных органов, если они принимаются в нарушение законов и Конституции. Какого-то вакуума в период предвыборной кампании, как этого некоторые опасаются, не будет [1].

3.    НАЧАЛО ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ

В период, когда в проекте Конституции еще предполагался пост президента Удмуртской Республики, подготовка к избирательной кампании велась по-крупному. Главной картой, которая разыгрывалась, был президентский пост, а уж потом все остальное. Уже назывались кандидатуры, самыми вероятными из которых были премьер Александр Волков и глава парламента Валентин Тубылов. Под кандидатуру Волкова было создано мощное избирательное объединение, вобравшее в себя около десятка различных организаций. Оппонировать такой силе на выборах мог только Центр Поддержки Самоуправления. Можно предположить, что политики, сконцентрировавшиеся в парламенте и не принимающие Волкова как потенциального президента, по разным причинам, не в силах противопоставить на выборах ничего адекватного заставили парламент убрать из Конституции президентский раздел вовсе.(Фраза одного из депутатов в курилке «Так не доставайся же ты никому!»). Сторонники правительства в свою очередь, на январской сессии придирались к проекту по всяким пустякам, практически торпедируя документ в целом. После снятия президентского вопроса с повестки дня этого парламента и объявления выборов в Государственный совет политические силы начали перегруппировки.

В первую очередь, от блока «Удмуртия» отошли партии Блока Левых Сил, чтобы не связывать себя обязательствами ни с кем, а набирать как можно большее количество депутатских мандатов. Партии и группы сегодня проводят консультации, пытаясь, распределив между собою округа, чтобы, разложив избирательный пасьянс, извлечь как можно более надежную и стоящую выгоду для себя.

4.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА УДМУРТИИ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ

4.1.       Избирательное объединение «Удмуртия»

20 сентября 1994 года принята платформа избирательного объединения «Удмуртия», созданного в августе и зарегистрированного в начале сентября. В это объединение вошли:

— Федерация профсоюзов Удмуртской Республики;

— Союз женщин;

— Союз интеллигенции;

— республиканская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов;

— республиканские организации Аграрной партии России, КПРФ, РСДНП.

 

Руководитель избирательной кампании объединения Геннадий Овчинников в газете «Удмуртская правда» от 27 сентября определил место блока в политическом спектре как левоцентристское, социал-демократическое. В принятой платформе объединения одним из основных стало требование принимать Конституцию Удмуртской Республики на референдуме, или по крайней мере Конституционным собранием при максимальном участии жителей республики в обсуждении. Кроме того по мнению руководителя объединения, нельзя увязывать выборы Президента Удмуртской Республики и нового Верховного Совета с принятием Конституции. Отсутствие Конституции Удмуртской Республики не должно стать причиной оттягивания выборов, тем более что все законы необходимые для их проведения уже приняты, а Конституция России имеет в Удмуртии прямое действие. Да и вообще, стоит ли так спешить с принятием Основного Закона республики и повторять российские ошибки; мало ли огрехов в российской Конституции?.. [2].

Впоследствии, перед открытием XXV сессии заявление организаций, главным образом вошедших в этот блок, вместе с решение правительства республики по поводу проекта Конституции, чуть не поставили конституционный процесс в Удмуртии в тупик. В день открытия сессии «Известия Удмуртской Республики» опубликовали «Обращение большинства общественных движений и партий Удмуртии», в котором подписанты возражали «против спешки в принятии Конституции» [3] (Президиум ВС стремился принять конституцию еще этим составом ВС, а согласно уже принятым решениям выборы Президента вообще были назначены на текущую осень). В обращении предлагалось Верховному Совету объявить референдум по Конституции и в феврале-марте, когда истекут полномочия депутатов провести выборы нового состава представительного органа и Президента Удмуртской Республики.

Данное обращение подписали председатели региональных отделений КП РФ, РСДНП, РКРП, ПРЕС, КДП(ПНС), а также Федерации Профсоюзов Удмуртской Республики, Союза женщин Удмуртской Республики, Союза предпринимателей, Союз интеллигенции, Удмуртской республиканской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Республиканского фонда «Мать и дитя», Республиканское общественное объединение «Долг», Союз рабочих крестьян специалистов и служащих Удмуртской Республики. Это лишь те организации, чьи подписи попали в газету. Настоящее количество подписантов установить трудно — речь шла о двенадцати, однако кое-кто утверждает, что часть подписей сфальсифицирована. По крайней мере, оригинала с полным списком подписантов никто не видел.

На момент выдвижения кандидатов блок включал в себя шесть организаций: ФНПР, Союз женщин, Союз интеллигенции, республиканская организация ветеранов, отделение Аграрной партии России и Социал-демократической народной партии. Поддержку блоку изъявили желание оказывать Аграрный Союз (лидер — В.М. Григорьев) и Удмуртское отделение Аграрной партии (В.М. Горынцев). На состоявшейся в начале февраля 1995 года пресс-конференции руководители блока заявили, что «Удмуртия» возможно, после выборов превратится в более прочное политическое объединение. По их заявлению, в случае победы на выборах, «Удмуртия» готова сформировать правительство во главе с Александром Волковым.

Штаб-квартира блока находится в здании рессовпрофа по адресу 426024, Ижевск, улица Бородина, 21 комн. 308 тел. 75-13-97 Руководитель — В.М. Кочетов.

4.2.       Удмуртское республиканское объединение «Справедливость»

Учредительная конференция прошла 11 января 1995 года. Среди лидеров объединения — Дмитрий Щигалев (председатель СТК «Ижстали», депутат Ижевской городской Думы), Алексей Красных (депутат Государственной Думы России, член фракции ПРЕС), Александр Лопатин (представитель Центра «Стратегия»), Георгий Медведев (предприниматель, фирма «Фронтон»), Александр Деньгин. Отделения организации созданы в 15 районах Удмуртии и в городах Воткинске Глазове и Сарапуле [4].

Алексей Красных заявил журналистам, что пока не может обнародовать свою программу действий. Он это сделает позднее. Однако обнародовал предвыборный лозунг: «Труд. Справедливость. Россия.» — «Только высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд может явиться основой повышения уровня жизни народа Удмуртии. Кандидаты в депутаты Госсовета от «Справедливости» будут стоять на позициях защиты рабочего человека. Должно быть прекращено запугивание заводских работников увольнениями и обеспечена полная загрузка предприятий в две смены. При этом имеется в виду производство мирной продукции, товаров народного потребления». Обеспечение социальной справедливости А.Красных видит в том, чтобы за примерно одинаковую труд обеспечить примерно одинаковую заработную плату. Без уравниловки, но и без разницы в разы, что теперь бывает порой лишь от принадлежности к различным ведомствам. «Пора перестать провозглашать суверенитеты, — заявил Красных, — народу нужна единая и неделимая Россия» [5].

«Справедливость» ведет переговоры о сотрудничестве с Центром Поддержки Самоуправления и с другими политическими организациями (кроме крайне левых и крайне правых).

4.3.       Другие блоки и партии

РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ — блок, объединивший местное отделение РКРП и Союз рабочих, крестьян, специалистов и служащих.

КП РФ — идет на выборы самостоятельно и ни в какие блоки не входит.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УДМУРТ КЕНЕШ» — блок организаций: Ассоциация ««Удмурт Кенеш», млодежная организация «Шунды» («Солнце») иОбщество удмуртской культуры «Дэмен. «Удмурт Кенеш» поддерживает местный Чувашский общественный культурный центр.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК. Собрал местных «зеленых».

СВОБОДА, ЗАКОННОСТЬ, СОГЛАСИЕ — включает в себя Союз Предпринимателей Удмуртии, Союз ветеранов Афганистана, Удмуртское отделение «Демократической России», местное отделение ПЭС. К ним же примыкает и отделение «Демократического выбора России».

 

Окончательно политическая карта республики может быть заполнена лишь в марте, когда можно будет дать реальную характеристику образовавшихся политических течений.

Источники

1. Удмуртская правда — 1994 — 21 декабря.

2. Удмуртская правда — 1994 — 27 сентября.

3. Известия Удмуртской республики — 1994 — 18 октября.

4. Удмуртская правда — 1995 — 16 января.

5. Удмуртская правда — 1995 — 14 января.