Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Николай ПОГОДАЕВ,

Ольга ГРИБАНОВА,

Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в январе 1995 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Седьмая сессия областного Совета

После недавно прошедших выборов состав областного Совета расширился до 40 человек. В обновленном составе прошла седьмая сессия Совета. По вопросу «О проекте Закона Новосибирской области об областном бюджете на 1995 год и финансировании бюджета в первом квартале» сессия приняла за основу основные направления формирования бюджета на 1995 год и разрешила администрации области финансировать учреждения и мероприятия в первом квартале будущего года в размере средств, выделенных на эти цели в четвертом квартале 1994 года.

Что касается вопроса о налогах, областной Совет по докладу заместителя начальника налоговой инспекции Т.Щербань принял решение установить на 1995 год ставку налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на правах собственности, в размере 0,1 процента от инвентарной собственности, а в случае, если таковая не определялась, — от стоимости этих строений, определяемой по обязательному страхованию.

Приняты решение о правотворческой деятельности областного Совета, поправки к регламенту Совета [1].

 

Седьмая сессия областного Совета депутатов 23 декабря 1994 года приняла Заявление в связи с обстановкой в Чеченской Республике и решение направить это заявление Президенту России, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания России, Правительству России, в Чеченскую Республику [2].

1.2.       Лоббирование местных интересов

26 декабря депутат Госдумы В.Липицкий провел пресс-конференцию. По его мнению, решение проблем Новосибирска осложняется тем, что город обделен финансированием — на одного москвича из бюджета расходуется в 4 раза больше, чем на одного новосибирца. Подобное положение, как считает Липицкий, можно изменить только путем перенесения столицы из Москвы в Новосибирск. Если развернуть такую кампанию, то можно было бы привлечь внимание к проблемам регионов; сам же перенос явится символом обновления. Весной 1995 года предполагается провести научно-практическую конференцию, посвященную этой инициативе.

Представитель Президента по Новосибирской области А.Манохин на пресс-конференции 28 декабря считает, что утверждение о том, что область угнетают федеральные власти, беспочвенны. Для подтверждения своего мнения он привел следующие данные: в 1992 году в область вернулось 42,9% собранных налогов, в 1993 — 66,5, за 11 месяцев 1994 года — 67,9%. Таким образом, реальное финансирование возросло в полтора раза.

1.3.       Объединение законодательной и исполнительной власти

Мэр города Новосибирска В.Толоконский избран председателем городского собрания депутатов. В ходе тайного голосования все 16 депутатов назвали его имя. Таким образом, Толоконский стал руководителем обеих ветвей городской власти — исполнительной и представительной.

1.4.       Исполнительная власть

Мэр Новосибирска В.Толоконский подписал постановление «О взимании штрафов за нарушение правил торговли и бытового обслуживания населения». Постановлением расширены права и увеличено количество проверяющих. Помимо контроля за незаконной торговлей со стороны госторгинспекции, налагать санкции на нарушителей могут городской и районный комитеты по защите прав потребителей, два управления мэрии и отделы торговли. Размер штрафов, в зависимости от нарушения, колеблется от 5 до 100 минимальных зарплат.

 

Опубликовано открытое письмо А.Н.Манохина главе администрации Новосибирской области И.Индинку. Автор письма просит главу областной администрации разобраться с выделением незаконного полуторамиллиардного кредита коммерческой фирме «Эсби» из средств, предназначенных на финансирование деятельности завода «Атолл» по добычи золота [3].

Материал иллюстрирует ситуацию, когда местные руководители, обвиняя центр во всех возможных грехах, сами потворствуют разбазариванию бюджетных средств, ослабляя региональную экономику.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Реакция на события в Чечне

Во время работы Совета Федерации над текстом постановления «О положении в Чеченской республике» губернатор области, депутат Совета Федерации И.Индинок предложил принять меры по немедленному прекращению боевых действий обеими сторонами, потребовать незамедлительного разоружения всех незаконных воинских формирований и прекращения любых провокационных действий. Эти предложения нашли отражение в тексте постановления.

Губернатор области, высказывая эти предложения, опирался на мнение участников «круглого стола» десяти политических партий и движений, действующих в Новосибирской области. Заслуга в оперативной координации политических сил области принадлежит Региональному центру поддержки российской государственности, который 15 декабря организовал встречу представителей политических партий с депутатом Совета Федерации И.Индинком для того, чтобы определить согласованную позицию по вопросу о введении войск в Чеченскую республику [15].

Мнения представителей партий:

Н.Красников («Демократический выбор России»): «При разрешении кризиса нужно исходить из целостности России. Наша партия против использования Чеченского кризиса для дестабилизации в стране в целом».

С.Крупенько (РКРП): «Все происходящее — следствие всей прежней политики, направленной на разжигание национализма. Мнение чеченского народа должно быть определяющим. РКРП поддерживает право народов на самоопределение вплоть до отделения».

П.Исаев (Новосибирский демократический фронт): «Мы исходим из трех позиций. Во-первых, Чеченская республика — субъект Российской Федерации; во-вторых, народ Чечни — часть российского народа; в-третьих, действие режима Дудаева должны быть оценены вышестоящим органом как нарушение Конституции».

Н.Михеев (Фронт национального спасения): «Российская Федерация — единое и неделимое государство, в котором должно обеспечиваться равенство всех субъектов. Ответственность за развитие ситуации должна нести исполнительная власть. Любые перспективы конфликта не будут выгодны России».

В.Козодой (РСДНП): «Российским войскам нужно придать статус голубых касок, которые разделяли бы враждующие стороны. После этого необходимо провести переговоры о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями. Причем переговоры следует вести с Дудаевым, поскольку он — объективная реальность».

А.Просенко (ЛДПР): «Необходимо ликвидировать национально-территориальные образования на территории России. Мы не признаем право наций на самоопределение. Но применение силы было нецелесообразным» [4].

 

Новосибирское отделение Фронта национального спасения приняло заявление о мерах по урегулированию государственно-правового кризиса на территории Чечни. В нем предлагается, в частности, изменить статус Чеченской республики на областной (Грозненская или Теречная область). Главу местной администрации должен назначать Президент России. «Окончательное решение вопроса о статусе данного субъекта федерации, — говорится в заявлении, — должно произойти в рамках реформы государственного устройства России», что, по словам Игоря Аристова, председателя отделения, подразумевает выравнивание нынешних национальных автономий и русских областей.

 

16 января новосибирский депутат от фракции ЛДПР Евгений Логинов отправился на передовые позиции в Чечню. Смысл поезди сводится к активному участию в урегулировании положения в этом регионе. Позиция ЛДПР по отношению к событиям в Чечне однозначна — «решительное уничтожение преступных банд», но не силами 18-летних неподготовленных солдат, а с помощью профессиональных спецформирований.

 

К одним из первых пострадавших в результате чеченского конфликта отнесли себя служащие военных представительств некоторых военных заводов области, так как именно на войну в Чечне оказались списаны денежные средства, обещанные им ранее в качестве премиальных к ноябрьской зарплате.

Из всех предприятий оборонной промышленности в области сегодня работают только два. Остальные простаивали до 10 января.

2.2.       Профсоюзы

Пленум совета Федерации профсоюзов области обсудил вопрос «О социально-экономическом положении в области и действиях профсоюзов в этих условиях». Его участники признали бесперспективной проводимую политику экономических реформ, приведшую к развалу производственного потенциала области, сокращению выпуска продукции, особенно товаров народного потребления, росту безработицы и резкому ухудшению уровня жизни людей.

Тактика профсоюзов в 1995 году должна быть направлена на установление взаимопонимания с руководством области и города на основе заключаемого трехстороннего соглашения между профсоюзами, администрацией и союзом руководителей предприятий и работодателей по защите интересов трудящихся, а также руководствуясь соглашением между профсоюзами и мэрией Новосибирска [5].

 

С 1 марта ЦК профсоюзов работников оборонной промышленности и его региональные подразделения готовы начать коллективные мероприятия за отставку Президента и Правительства России.

Председатель обкома профсоюзов «оборонки» А.Козлов добавил, что это решение было принято объединенной конференцией профсоюзов отрасли, состоявшейся в Москве 12 января. Основная причина — игнорирование неоднократно предъявляемых требований, несмотря на подписанные соглашения и договоры.

2.3.       КПРФ

На областной отчетно-выборной конференции новосибирского отделения Коммунистической партии РФ, прошедшей 24 декабря, были приняты многочисленные предложения по качественному изменению программы партии. По мнению секретаря обкома партии В.Кузнецова существующая сегодня программа зачастую приводит к расхождениям между теорией и практикой. Предложения, подготовленные в преддверии общероссийского съезда должны внести в программу практическую жилку. Во вновь избранный областной комитет местного отделения КПРФ вошел 61 человек.

2.4.       ФНС

17 декабря в Новосибирском отделении Фронта национального спасения прошла отчетно-выборная конференция, на которой был высказан решительный отказ от сотрудничества с представителями левых сил, входивших до сей поры в областной комитет. Это может расцениваться как окончательное утверждение ФНС на позициях «правых».

2.5.       Комсомол

33 новосибирских комсомольца сегодня могут стоить нескольких сотен или тысяч членов любой молодежной российской организации. Такую оценку работе местных комсомольцев дал первый секретарь РКСМ И.Маляров. Новосибирская организация РКСМ входит в пятерку самых активных в стране. Новосибирский горком РКСМ принял обращение к местным политическим партиям и движениям с предложением о проведении совместного митинга протеста против действий российских вооруженных сил на территории Чечни. Но это обращение до сих пор остается без ответа.

2.6.       Партия любителей пива

Новосибирский обком Партии любителей пива сообщил о планируемом соревновании представителей местной политической элиты в конкурсе по скоростному выпиванию пива. Выявить сильнейшего будет предложено, в частности, паре: И.Индинок — А.Мананников. Цитата из пресс-релиза: «Примирение непримиримых и сотрудничество ярых оппонентов достижимо только при помощи пива!»

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Жилищная проблема

В мэрии 20 декабря прошла пресс-конференция на тему «Эксплуатация и содержание жилья в Новосибирске». В настоящий момент лишь 20% расходов на содержание жилого фонда оплачивается населением, все остальное финансируется из бюджета. Для выполнения всех работ требуется 660 млрд. рублей. Проблемы жилфонда районов передаются в ведение специально созданных управлений жилищного хозяйства при райадминистрации. Можно упомянуть эксперименты с подключением к жилищному обслуживанию частных фирм. Намечается пересмотр существующей системы льгот.

Согласно постановлению правительства сумма, необходимая на ремонт и эксплуатацию жилья, увеличивается с 18% до 40%. Но если в соседних городах рост цен на жилье составит 400-500%, то в Новосибирске тариф возрастет на 170%. В результате при оплате 40% стоимости жилья цена за 1 квадратный метр составит 720 рублей в месяц. При этом предполагается система льгот.

Принципиальным новшеством года будет разделение поступающих средств на три составляющих: оплата за энергоснабжение, тепло— и водоснабжение, за содержание жилья. Это позволит наладить контроль за использованием средств и сместить акценты в их распределении.

На вопрос о том какие квартиры предпочитают покупать новосибирцы, дал ответ один из анкетных опросов, проведенных аналитическим отделом фирмы «Кредит риэлт». Если оценивать его результаты по пятибальной системе, то для жителей города наиболее привлекателен вариант, когда, имея какие-то собственные сбережения, они могли бы получить кредит для покупки нового жилья или расширения уже имеющегося (3,41 балла). Предложение строить жилье собственными силами набрало лишь 2,2 балла. Это подтверждает вывод о привлекательности рынка готового жилья.

Покупка жилья по частям имеет одно очень важное условие — за ценной бумагой должна стоять строительная организация, городская мэрия или какие-либо другие властные структуры. Этот способ продажи квартир наиболее привлекателен для людей с высшим образованием (3,17 балла) и до 20 лет (3,26 балла).

Покупка жилья полностью за свой счет (3 балла) имеет столь низкий показатель исключительно потому, что на него оказывает давление нестабильная экономическая ситуация, которая не вселяет людям уверенность в возможность рассчитаться с кредитами. Вариант отработки нескольких лет на предприятии был оценен в 2,72 балла. Это объясняют тем, что у населения появился выбор: либо жить на нищенскую зарплату в надежде лет через 10-15 получить ключи от квартиры, либо зарабатывать столько, чтобы купить жилье независимо от желания администрации предприятия.

Также отмечается, что в последнее время рынок жилья в Новосибирске превратился из рынка продавцов в рынок покупателей. Особенно это было заметно в период октябрьской (1994 г.) валютной лихорадки, когда продавцам так и не удалось взвинтить цены на квартиры. Покупатели продиктовали свои условия, и цена спроса на жилье установилась в среднем на 1-5 млн. рублей ниже, чем предложения по продаже. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где цены на квартиры давно привязаны к курсу доллара, рынок Новосибирска оперирует рублями, причем цена продажи мало зависит от валютных котировок.

Рост цен на жилье не поспевает за обесцениванием рубля, а это значит, что за 1994 год жилье в Новосибирске фактически подешевело. Рост стоимости жилья с самого начала прошедшего года постоянно отставал от роста курса доллара, который в свою очередь, не поспевал за ростом потребительских цен [6].

3.2.       Промышленное производство

Новосибирский областной комитет государственной статистики предоставил перечень предприятий, увеличивших объемы производства продукции (работ, услуг) за январь-ноябрь 1994 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Из 368 предприятий области таких набралось 129. Самый высокий рост наблюдается у АО «Инструментальный завод» — 340,6%.

В целом же промышленность области не вышла на уровень объемов производства минувшего года. В отношении обозреваемого периода соответствующему январю-ноябрю 1993 года этот показатель составляет почти 74%. У предприятий государственной собственности этот процент немного выше, чем у негосударственной, соответственно, 72,9% и 67,8%.

Если посмотреть такие же сравнительные данные по районам области, то видно, что промышленность сельских районов держится более устойчиво, несмотря на все известные проблемы. 7 районов области в сравнении обозреваемого периода 1994 года с 1993 годом приблизились к 100% и даже превзошли объемы производства 1993 года [7].

3.3.       Новые финансовые технологии

В Новосибирске завершилась первая серия камерных презентаций (на каждую приглашалось по 5-10 банков) новой межбанковской информационно-дилинговой системы «Рабис-дилинг», разработанной специалистами «Сибирского банка» под руководством начальника управления электронных финансовых систем О.Двинина. Система предназначена для мгновенного обмена оперативной информацией по вопросам купли-продажи рублевых и валютных ресурсов, ценных бумаг, а также оформление сделок.

Пользователем или участником системы «Рабис-дилинг» в принципе может быть любое юридическое лицо, подписавшее соглашение по использованию автоматизированной компьютерной системы «Рабис-дилинг». Именно этим соглашением узаконивается право электронной подписи при заключении сделок и определяется процедура разрешения спора между участниками системы. Первыми юридическими лицами, подписавшими соглашение, явились банки; на первых порах именно они и будут реальными пользователями данной системы как с точки зрения платежеспособности, так и с точки зрения потребностей в срочной финансовой информации.

В планах «Финансовой информационной службы» (которая и занимается распространением и развитием системы «Рабис-дилинг») — создание российской межбанковской современной сети обмена информацией, в которую предполагается включить свыше 1000 банков как России, так и стран СНГ.

В настоящий момент (учитывая камерность презентации) согласие на вступление в систему дали порядка 30 банков из различных регионов России, подписали же соглашение пока в основном новосибирские банки, имеющие возможность более детального ознакомления с системой [8].

3.4.       Сибирская фондовая биржа

В течение всего 1994 года сделки на Сибирской фондовой бирже совершались по всем видам финансовых инструментов, хотя наблюдалась неравномерность присутствия тех или иных видов. Лидирующее положение в первом квартале занимали ценные бумаги, оборот по которым составил 3612 млн. рублей. Большие объемы пришлись и на секцию кредитных ресурсов, торговый оборот по которым достиг 1000 млн. рублей.

В настоящее время в биржевой статистике преобладают ценные бумаги коммерческих банков, инвестиционных кампаний и приватизированных предприятий, причем акции промышленных корпораций занимают все большее место в обороте СФБ.

Специалистами биржи разработана программа межрегиональных электронных торгов, которая позволяет биржевым центрам СФБ подавать заявки и совершать сделки в электронном режиме. Расчеты по таким сделкам осуществляются через расчетно-депозитарную организациию (РДО).

Главными приоритетами развития Сибирской фондовой биржи в 1995 году станут, в первую очередь, развитие секции производственных финансовых инструментов, в частности формирование фьючерсного регионального рынка; совершенствование расчетно-депозитарной системы и дальнейшее развитие Расчетной палаты СФБ; разработка международных поректов совместно со специалистами финансового рынка [9].

 

17 января на заседании биржевого совета Сибирской фондовой биржи было принято решение об увеличении уставного капитала биржи до 125 миллионов рублей. Один из наиболее крупных проектов, под которые СФБ привлекает средства — выпуск местных краткосрочных облигаций совместно с администрацией области. Помимо Сибирской фондовой биржи в этом проекте участвуют крупные финансовые институты города. По предварительным данным, в состав комиссии по выпуску облигаций вошло около пятидесяти экспертов как из государственных, так и из коммерческих структур.

Однако, по мнению новосибирских экспертов, несмотря на масштабность проекта, его организаторы могут столкнуться в ближайшее время с определенными трудностями, связанными с изменениями правового статуса областных краткосрочных облигаций (когда они лишаются статуса государственных облигаций и сопутствующего ему комплекса налоговых льгот). Подобные меры могут заморозить развитие всего рынка муниципальных облигаций в России, который стал в последнее время одним из реальных источников пополнения дефицитных бюджетов российских областей.

На биржевом совете утвержден проспект эмиссии 10-го выпуска акций. По мнению экспертов, решение о новом выпуске акций подиктовано необходимостью развития биржевой инфраструктуры и разработкой ряда значимых проектов, позволяющих создать условия для динамичного развития сибирского фондового рынка [10].

3.5.       Банки Новосибирска

3.5.1.      Общая ситуация

В прошедшем году количество банков в Новосибирске продолжало расти. Возрастает конкуренция за обслуживание не только юридических лиц, но и населения. В связи с этим (и по ряду других причин) появились первые банки-банкроты.

Но охарактеризовать финансовое положение банковской структуры города лишь с помощью внешних показателей невозможно. Прежде всего хочется отметить общий и весьма ограниченный перечень банковских услуг. Это расчетно-кассовое обслуживание, выдача кредитов, выдача ссуд под залог, прием вкладов различных видов, консультационно-посреднические услуги, валютные операции, торговля акциями. Такие же услуги, как инвестирование, лизинг, траст, факторинг и другие по ряду причин находятся либо в зачаточном состоянии, либо вообще не рассматриваются банками города.

Среди новых видов услуг наибольшей популярностью пользуется вексельное обращение. Активно работают в этой области банки «Алемар», «Тверьуниверсалбанк», «Российский кредит», «Инкомбанк», «Муниципальный банк».

Слабо охвачен банками рынок ГКО. Одна из причин подобной пассивности — отсутствие в городе площадки по работе с ГКО. Эта площадка должна заработать в 1995 году.

В настоящее время банки в своей работе опираются в основном на следующие виды денежных ресурсов: межбанковские кредиты, остатки на счетах клиентов, срочные депозиты.

Многие банки, не имея устойчивых источников дохода, не в состоянии вернуть межбанковские кредиты и выплатить по ним проценты. Кроме того, подобные банки испытывают затруднения в выполнении своих обязательств перед вкладчиками, а также в выполнении платежных поручений своих клиентов.

Ссудные операции для большинства банков оказались убыточными. Основной причиной этого является вложение работающих активов в необеспеченные или слабо обеспеченные ссуды.

В связи с этим обращает на себя внимание один факт: в последнее время из многих банков усилился отток специалистов, отвечающих за аналитические работы, обеспечивающих развитие банка и использующих в своей работе системный подход. В тех же банках, где подобные специалисты в данное время состоят в штате, как правило, предложения этих специалистов не находят понимания у руководящего звена банка.

Распад этих служб в лучшем случае приведет к управлению по принципу «делай сегодня так, как хорошо было вчера». В условиях постоянно меняющейся экономики это приведет к постоянному запаздыванию с принятием необходимых мер. Ни о каком развитии не может быть и речи. Топтание же на одном месте в течение длительного времени невозможно: либо — развитие вперед, либо — скатывание вниз. При подобном управлении время, отпущенное банку, в основном определяется его финансовым состоянием [11].

3.5.2.      Уполномоченный банк областной администрации

Администрацией Новосибирской области и новосибирским банком «Акцепт» подписан пакет документов, наделяющий банк статусом уполномоченного банка обладминистрации. В этом статусе банк утвержден в части обслуживания бюджетных и внебюджетных счетов Новосибирской области, предприятий сферы транспорта, связи и дорог.

Этому способствовало наличие в банке квалифицированной команды менеджеров, а также возможности контроля и управления со стороны областной администрации, поскольку, согласно договору, отныне она будет крупным пайщиком банка (25% уставного фонда).

 

Также коммерческим банком «Акцепт» подготовлена вексельная программа и достигнута договоренность по принципиальным вопросам ее реализации в структуре муниципального транспорта.

На сегодняшний день более 50 предприятий города и области расплатились векселями этого банка со своими контрагентами за выполненные работы и услуги. Общий объем погашенной с помощью векселей банка задолженности составил 6,8 млрд. рублей. Готовятся предложения по использованию векселей этого банка при обеспечении поставок нефтепродуктов в Новосибирскую область.

3.5.3.      Акционерный коммерческий Сибирский банк

В декабре 1994 года акционерный коммерческий Сибирский банк отметил четыре года с момента своего создания. За это время банк прочно занял место в числе ста крупнейших банков России, увеличив свой уставной капитал до 4 млрд. рублей. Установлены прочные деловые связи с ведущими банками СНГ и зарубежья.

Во время остановки многих промышленных предприятий банк спасала его система филиалов (их четырнадцать), которая позволяла «перекидывать» деньги из одного в другой, своевременно отдавая долги.

В начале декабря 1994 года Сибирский банк, являющийся действительным членом Всемирной ассоциации по международным финансовым телекоммуникациям, первым среди новосибирских банков ввел в промышленную эксплуатацию современную технологию межбанковских переводов и платежей в системе SWIFT, которая позволяет осуществлять расчеты в предельно короткие сроки.

Специалисты Сибирского банка планируют обсуждение Постановления №490 о налогообложении банков, считают необходимым его пересмотр и принятие более взвешенного решения по этому вопросу, так как существующее положение тормозит развитие финансового рынка [12].

4.    ЗАНЯТОСТЬ

По данным годового отчета городского центра занятости, Новосибирск встретил Новый год с семью тысячами безработных — это на две тысячи больше, чем год назад. В течение 1994 года в службу занятости с просьбой о трудоустройстве обратились 88 тысяч человек. Каждый пятый встал на учет, остальные получили консультации и занялись самостоятельными поисками работы. Специалисты отмечают: в ушедшем году серьезных изменений на рынке труда в Новосибирске не произошло.

По мнению специалистов городского центра занятости, большинство женщин, состоящих на учете, вовсе не жаждет обрести работу — в основном это домохозяйки, которые просто хотят получать пособие. Число мужчин, ищущих работу и состоящих на учете в центре, только за последний год выросло на 5%. Соотношение безработных мужчин и женщин сегодня — один к трем.

Проблемы занятости на фоне снижения уровня жизни населения приобретают наибольшую остроту. Официальная безработица еще не стала основной проблемой области, но число занятых продолжает сокращаться. В 1994 году общая численность работающих сократилась на 110 тысяч человек, что составило около 9 процентов от среднесписочной их численности. Спад производства становится основным фактором, влияющим на динамику занятости.

Особенно зримо это проявляется в городах областного подчинения Бердске и Искитиме. Здесь уровень безработицы вдвое выше среднеобластного, и ситуация продолжает ухудшаться.

Из 30 тысяч незанятых граждан, состоящих на учете, 21 тысяча человек получают пособие. По сравнению с прошлым годом уровень безработицы вырос в два раза.

Усилилась напряженность и на рынке труда, связанная с тем, что количество вакансий уменьшается. В распоряжении службы занятости в настоящее время имеется информация о 6.500 вакансиях, из которых 5.900 приходятся на Новосибирск, и только 600 призодится на все сельские районы. 90 процентов мест по рабочим профессиям. На одну вакансию претендуют в среднем по районам и городам областного подчинения свыше 25 безработных.

Количество работающих неполное рабочее время — 133 тысячи человек, что равно 13,6 процента от списочного состава. Это более чем в четыре раза больше предыдущего года. Если добавить 110 тысяч человек, которым администрации предприятий и организаций предоставили отпуска без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, то получится, что под угрозой увольнения находится каждый пятый.

Предполагалось, что приватизация предприятий приведет к перераспределению рабочей силы из государственного в частный сектор. Однако, развитие частного предпринимательства на сегодняшний день не дает оснований предполагать, что этот сектор способен поглощать высвобождающуюся рабочую силу.

Среди безработных 75% — женщины, 32% составляет группа до 30 лет.

Служба занятости уже столкнулась с проблемой квалификационного разрыва, когда структура вакансий и требования к рабочим со стороны работодателей не совпадают с потенциальными возможностями людей, обращающихся в службу занятости [14].

Источники

1. Седьмая сессия областного Совета депутатов // Советская Сибирь.— 1994.— 23 декабря. С.1.

2. Седьмая сессия областного Совета депутатов // Советская Сибирь.— 1994.— 27 декабря. С.1.

3. Седьмая сессия областного Совета депутатов // Советская Сибирь.— 1994.— 29 декабря. С.2.

4. Сальников А. Вывести нельзя оставить // Молодая Сибирь.— 1994.— №51. С.4.

5. Лубеников Н. Эхо акции протеста // Советская Сибирь.— 1994.— 23 декабря. С.2.

6. Глущенко К. Доллар растет быстрее цен на жилье в Новосибирске // Русская Азия.— 1995.— №2. С.13; Матющенко Г. Рынок квартир: покупатели диктуют цены // Русская Азия.— 1995.— №2. С.13.

7. Мальцева В. Немного лучше, но только кое-что // Советская Сибирь.— 1994.— 23 декабря. С.1.

8. Смирнова Е. Новосибирск превращается в дилинговый центр // Русская Азия.— 1994.— №46. С.4.

9. Биржевые центры работают в электронном режиме // Деловая Сибирь.— 1995.— №2. С.4.

10. Попов Н. СФБ пополняет свой бюджет, чтобы пополнить областной // Молодая Сибирь.— 1995.— №4. С.10.

11. Ахметов О., Пучинский С. Банковский корабль теряет устойчивость, когда его покидают аналитики // Руская Азия.— 1995.— №2. С.6.

12. Акционерный коммерческий // Деловая Сибирь.— 1995.— №3. С.5.

13. Бормотова Л. «Наша задача — оматерилизовать ваучер» // Деловая Сибирь..— 1995.— №3. С.6.

14. Югрина А. Конкурс безработных растет // Советская Сибирь.— 1994.— 29 декабря. С.2.

15. Погодаев Н., Грибанова О., Rоновалова Н. Новосибирская область в декабре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №12, ч.1.