Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашская Республика

в феврале 1995 года

1.    ЭХО ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ

В этом месяце, как и в предыдущем, основным лейтмотивом звучали чеченские события и реакция на них.

Трудно сказать, почему драматические события в этой северокавказской республике вызвали такой шумный резонанс именно в Чувашии. Насколько можно судить, никаких особых отношений ни в экономической, ни в политической областях у двух республик не было, и о каких-либо контактах между ними можно говорить, пожалуй, разве что имея в виду пресловутые «чеченские авизо», от которых в свое время пострадала и Чувашия. Однако, первых дней после ввода российских войск в Чечню президент Н.Федоров занял в этом вопросе совершенно определенную позицию. Более того, между исполнительной и представительной ветвями власти в республике началось нечто вроде конкурентной борьбы по принципу «кто проявит большее внимание к Чечне и займет более непримиримую позицию по отношению и действиям российских властей».

Н.Федоров издает свой уже ставший знаменитым указ «О защите военнослужащих», депутаты на каждой сессии принимают постановления и обращения в адрес московского руководства, президент помогает представителям Комитета солдатских матерей побывать в Самаре и Моздоке, их сопровождает сотрудник президентской пресс-службы, депутаты Госсовета принимают решение командировать в Чечню целую делегацию во главе В.Тихоновым, генерал-майором, бывшим министром безопасности Чувашии, которая благополучно встречается с Д.Дудаевым и заверяет его в полной поддержке борьбы чеченского народа за независимость.

О поездке депутатов в Чечню необходимо рассказать более подробно. 3 февраля на VII сессии Госсовета было принято постановление «К событиям в Чеченской Республике», в котором говорилось о необходимости еще раз обратиться в центральные органы Российской Федерации с призывом обеспечить незамедлительное прекращение всех военных действий», «считать недопустимым использование ВС РФ в боевых действиях по разрешению межнациональных, территориальных и других конфликтов на территории РФ», поддержать постановление кабинета министров ЧР о дополнительных мерах по оказанию социальной помощи военнослужащим и их семьям, пострадавшим в результате вооруженных столкновений в Чеченской Республике». В этом же постановлении предусматривалось направить делегацию Государственного совета ЧР в составе четырех депутатов в район чеченского конфликта «с целью ознакомления с происходящими событиями в данном регионе» [1].

В состав делегации вошли бывший министр МБ Вячеслав Тихонов, председатели комитетов Госсовета Юрий Павлов и Вячеслав Тимофеев (одновременно — председатель Ассоциации тюркских народов), депутат Алексей Леонтьев, редактор издающейся на чувашском языке газеты «Хыпар» [2].

 

Делегация пробыла в командировке одиннадцать дней. По возвращении состоялась пресс-конференция, открыл которую В.Тихонов, изложивший выводы о причинах конфликта. По его словам, война ведется между двумя финансово-промышленными группами за доходы от продажи чеченской нефти и продуктов нефтепереработки. Конкретные имена и названия фирм приведены не были. Делегация встречалась со сторонниками Дудаева и с оппозицией, видела пленных российских солдат. О злобном отношении к русским и даже русским солдатам не слышала... Считает, что в Чечне за оружие взялись все, от мала до велика.

В Чечне все знают о позиции Чувашии относительно действий федеральных войск, и это очень помогло делегации в работе. Перед встречей с Дудаевым от группы определился В.Тихонов, так как, по его словам, сумел бы вычислить местонахождение штаба и обязан бы был сообщить «по команде». Остальные во главе с В.Тимофеевым встретились с Д.Дудаевым, передали ему письмо, подписанное Н.Федоровым и В.Шурчановым, беседовали с ним около полутора часов, а затем с его начальником штаба Масхадовым. Дудаев сказал, что согласен не воевать, если так решит съезд чеченского народа, что победить чеченцев нельзя, что русский народ заболел «русизмом», что хуже фашизма, привык решать все вопросы с позиции силы и т.д [3].

Общее мнение членов делегации — войну надо немедленно остановить, вывести войска. Пусть после этого будет резня между Дудаевым и оппозицией, но это уже внутреннее дело самих чеченцев. Тихонов полагает, что в результате ни дудаевцы, ни оппозиция у власти не удержатся. Несколько отличающаяся от общей оценка причин войны у А.Леонтьева. Он полагает, что нынешнему российскому руководству просто не нужна независимая Чечня, тем более на границе. Не зря же в последнее время ведутся разговоры о «губернизации» России, война в Чечне — просто наглядный пример национальным республикам.

Из конкретных мер поддержки Чеченской Республики депутаты предложили забронировать в вузах Чувашии по 3 места для абитуриентов из Чечни, наладить товарообмен (как — неизвестно), а также решили с разрешения президента и Госсовета ЧР разъехаться по республикам и областям России и рассказать тамошним депутатам об увиденном.

Впрочем, относительно чеченских событий в Чувашии имеется и другое мнение. Местные отделения партий «Демократический выбор России» и ПРЕС приняли совместное обращение по поводу указа «О защите военнослужащих», в котором говорится, что «одностороннее нарушение субъектами Федерации федерального законодательства, в исключительном ведении которого находятся вопросы прав и обязанностей военнослужащих, ставит под угрозу единство армии, а значит, и целостность нашего государства». Заканчивается документ призывом к президенту ЧР и Госсовету «не допускать под давлением сепаратистских сил обострения отношений между федеральными и республиканскими властями».

2.    КОНФЛИКТ ПРЕЗИДЕНТОВ

Еще одним последствием «строптивости» Н.Федорова стало, очевидно, подписание Б.Ельциным Указа о приостановлении двух указов Н.Федорова: «О М.Ф.Киселеве» и «О министре внутренних дел Чувашской Республики». Мотивируется это тем, что оба документа противоречат положениям ст.72 Конституции России и ст.7 закона РФ «О милиции».

Упомянутая статья закона «О милиции» требует согласования назначения министра внутренних дел республики с российским министерством. Однако с тех пор, как министром в Чувашии назначен В.В.Антонов, а М.Ф.Киселев смещен с этой должности [4, 5], прошло около двух месяцев. Соответствующие документы в Москву отправлены были вовремя. В.Антонов все это время исполнял обязанности министра, уже сменено милицейское руководство в Новочебоксарске, то же самое происходит в Алатыре. Никакой реакции из московского министерства не было, и вот вдруг... Наблюдатели, и скорее всего справедливо, объясняют появление указа Б.Ельцина желанием «щелкнуть Н.Федорова» по носу».

В ответ 14 февраля Н.Федоров подписывает еще один короткий указ: «Об указе Президента Российской Федерации от 8 февраля 1995 года №115», который гласит:

«В связи с изданием Указа Президента РФ от 8 февраля 1995 года №115, с учетом требований ст.85 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. В условиях сложной криминогенной ситуации в республике Антонову Вадиму Валентиновичу осуществлять обязанности министра внутренних дел Чувашской Оеспублики, усилив борьбу с организованной преступностью, неслужебными связями сотрудников МВД с криминальными структурами, ужесточив служебную и исполнительную дисциплину в органах внутренних дел.

2. Прокурору Чувашской Республики Русакову С.В., министру безопасности ЧР Воронову С.К., директору Департамента налоговой полиции ЧР Горбунчикову Н.П. оказать активное целенаправленное содействие министру внутренних дел ЧР в реализации задач, изложенных в пункте 1 настоящего Указа».

 

Словом, в Чувашской Республике теперь два министра внутренних дел, а если смотреть на вещи мира, то наметился отчетливый разлад с российским руководством, который вряд ли будет способствовать решению местных проблем, требующих координации с Центром.

О мотивах, заставивших Н.Федорова занять столь активную позицию в чеченском вопросе, можно спорить. Но некоторые итоги подвести уже можно. Президент ЧР перехватил инициативу у коммунистов, которые используют сегодня войну в Чечне как подтверждение неспособности нынешнего правительства и Б.Ельцина управлять страной. Показал националам, что намерен отстаивать суверенитет республики и не боится прекословить Москве. И наконец, дал повод говорить о себе по всей России, в результате чего по итогам последнего опроса «Независимой газеты» занимает 46-48-е место в первой сотне российских политиков (три месяца назад было 94-98-е место).

Между тем конфликтов у президента и внутри республики хоть отбавляй.

3.    ПРЕЗИДЕНТ ПРОТИВ ГОССОВЕТА

В начале февраля в республиканских газетах появилось заявление Н.Федорова Госсовету ЧР. В нем президент сообщает, что принял решение подписать предложенный Госсоветом закон «О бюджетной системе ЧР на 1995 год». Однако практически весь остальной текст заявления содержит упреки в адрес законодателей в том, что они сократили финансирование милиции и военкоматов, увеличив за счет этого расход на содержание «газеты общественных объединений» (имеется в виду оппозиционная правительству республики газета «Хресчен сасси» — «Голос крестьянина»). Говорится и о резком увеличении расходов на содержание Госсовета, теперь этот орган стал в нашей республике самым дорогим в буквальном смысле этого слова» (правительство предлагало выделить на финансирование Госсовета 562 млн. рублей, депутаты проголосовали за 953 млн.). Президент полагает, что депутатами не учтены его «доводы о том, что лишение правительства права на оперативное решение вопросов финансирования... негативно повлияет на выполнение социально значимых программ, а также на возможность своевременной выплаты заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры и других бюджетных сфер».

Еще одна проблема правительства — профсоюзы. В начале февраля состоялась конференция представителей трудовых коллективов и профактива Чувашии, на которую съехались около 700 человек. Председатель рессовпрофа П.Ивантаев, традиционно проклиная политику российского руководства, подверг сомнению и тезис о стабилизации чувашской экономики. Сообщил, что в апреле готовится еще одна общероссийская акция протеста, которая закончится однодневной забастовкой. Предупредил, что критике подвергнуты «Президент России и отдельные члены правительства Чувашии», причем в этот раз профсоюзы намерены перейти к политическим требованиям. Учитывая, что в октябре прошлого года подобное профсоюзное мероприятие собрало порядка 5-6 тысяч человек, к таким заявлениям правительству ЧР придется относиться серьезно. В конференции приняли участие депутаты-коммунисты И.Моляков, В.Тихонов, Н.Селиванов с призывами к профсоюзам «поддерживать парламент в его действиях по защите интересов труда». Предложение встретило всяческое одобрение.

Если блок профсоюзов и Госсовета состоится, а это весьма вероятно, правительству будет очень трудно не только проводить какие-бы то ни было рыночные преобразования, но и просто оставаться правительством.

Обобщая, можно сказать, что Государственный совет сегодня пытается стать чем-то большим, чем просто законодательным органом. Председатель Госсовета В.Шурчанов с самого начала говорил, что на сегодня этот орган является «буржуазным», несмотря на то подавляющая часть его депутатов считает себя коммунистами, и не скрывал стремления расширить его полномочия, сделав органом верховной власти по образцу прежнего Верховного Совета. Человек настойчивый, он этой цели добивается медленно, но последовательно. На минувшей сессии, например, в первом чтении принят закон «О контрольно-счетной палате», так что теперь Госсовет будет иметь возможность контролировать исполнение бюджета правительством республики.

Похоже, что борьба за власть между президентом и Госсоветом в ближайшее время вступит в решительную фазу. И для этого созданы все условия — разрабатывается проект новой Конституции, которая и определит места и сферы влияния всех ветвей власти.

Конституционная комиссия работает уже несколько месяцев. В нее поступили четыре проекта Конституции, которые так и не были опубликованы. Тем не менее до широкой публики дошли сведения, что различия между ними столь значительны, что свести их в один не представляется возможным. Президент Н.Федоров, будучи председателем Конституционной комиссии, взял на себя инициативу все-таки разработать сводный вариант Конституции, который появился в печати в середине февраля.

Помимо прочего, президентский проект в разделе, посвященном высшему законодательному органу, предлагает назвать его Государственным собранием (а не Советом, как сейчас). Число депутатов должно остаться прежним, 47 человек, однако на профессиональной основе должны работать только председатель Госсобрания, его заместитель и председатель комитета по законодательству. Согласно проекту президент может также распустить Госсобрание (как, впрочем, допускается и объявление импичмента президенту). Как раз сейчас вокруг ключевых положений проекта разгорается конкурентная борьба, о ходе которой мы надеемся рассказать в следующем обзоре.

Источники

1. Советская Чувашия — 1995 — 7 февраля.

2. Советская Чувашия — 1995 — 28 февраля.

3. Советская Чувашия — 1995 — 1, 2 марта.

4. С.Ю. Чувашская республика в ноябре 1994 года. // Политический мониторинг. М.: ИГПИ — 1994 — №11, ч.1

5. С.Ю. Чувашская республика в декабре 1994 года. // Политический мониторинг. М.: ИГПИ — 1994 — №12, ч.1