Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в феврале-марте 1995 года

Политическая жизнь республики была на редкость бурной. Состоялись две сессии парламента, главные вопросы повестки — утверждение бюджета на 1995 год и новой Конституции Марий Эл. В столице республики отмечены первые акции протеста населения против мошенничества коммерческих структур и пикеты работников предприятий ВПК.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Президент РМЭ

Президент республики Владислав Зотин обнародовал свою концепцию развития внешней и внутренней политики Марий Эл на 1995 год в докладе Государственному собранию (21 февраля на 7 сессии ГС), где охарактеризовал такое нынешнее состояние республики и подвел итоги 1994 года.

Одним из приоритетов в своей деятельности президент назвал установление равноправных партнерских отношений РМЭ с федеральными властями, регионами РФ, странами СНГ и дальнего зарубежья. В этом году намечено подписание договоров о торгово-экономическом сотрудничестве с Узбекистаном, Казахстаном, Украиной и др. В то же время президент сожалеет об отсутствии договора и соглашений с соседом РМЭ — Республикой Чувашии (камень преткновения — в плотине Чебоксарской ГЭС).

Внешние связи. Поиск контактов продиктован прежде всего экономическими проблемами. Активно ищутся зарубежные инвесторы; сейчас, например, с их участием строятся два (первых в РМЭ) малых нефтеперерабатывающих завода. Создано МВЭС РМЭ. За 1994 года на 30% вырос объем экспорта и составил 12 млн.долл. (лидеры — АО «Марбиофарм», АНПО «Марихолодмаш», АО «Лесмаш»). Значительным достижением президент считает выход РМЭ на мировой рынок с военной продукцией, и важно этот прорыв закрепить.

Государственная власть. Президент выступает за сильную исполнительную власть и персональную ответственность.

В истекшем году им подписано 30 законопроектов (из них 16 — новых) и еще ни один из них не был отвергнут Госсобранием. Однако президент отметил и случаи давления на ГС и правительство со стороны отдельных депутатов с позиций узкопартийных интересов. Иногда прошедший в комиссиях ГС законопроект вдруг блокируется на сессиях.

В правительстве президент не придерживается партийных принципов подбора кадров, главное — квалификация, деловые качества. Нередко поднимались вопросы о соотношении коренной и некоренной национальности на госслужбе — Зотин уверил, что «отслеживает» этот процесс. Президент выразил неудовлетворение работой правительства — причины не только в нехватке средств, но и в консерватизме мышления, подчас выжидательной позиции ряда правительственных руководителей. Необходима реформа структуру госуправления и ее Зотин пообещал в ближайшем будущем. (За последние годы уже трижды проводилось сокращение аппарата исполнительной власти, только в 1994 году — на 142 человека). Чувствуется и нехватка квалифицированных кадров — намечается создание Института госслужбы и управления при правительстве РМЭ.

Политический климат. Президент считает важным, что в условиях обострившейся в России борьбы за власть удалось сохранить в РМЭ политическую стабильность, гражданский мир, избежать межнациональных конфликтов. Для этого проводятся встречи с представителями партий и движений, создана при президенте Общественная палата.

Промышленность. Объем промышленного производства в РМЭ
 в 1994 году снизился к уровню 1993 года на 22% (объем производства ТНП — на 17%). Причины кризиса Зотин видит в обвальной либерализации цен, снижении спроса, разрыве хозяйственных связей. «Реформы не дают должных результатов». 1995 год ожидается не менее тяжелым — специалисты прогнозируют падение производства на 17%.

Президент заявил о намерении в самое ближайшее время разработать государственную промышленную политику РМЭ, которая бы учитывала многообразие форм собственности.

Предполагается создать промышленно-финансовую корпорацию в республике, специальную службу менеджеров при Минэкономики (помощь конкретным предприятиям, находящимся на грани краха) и т.д.

Сельское хозяйство. АПК республики остается в крайне тяжелом положении — диспаритет цен, экономически необоснованная финансово-кредитная политика. По итогам 1994 года более половины сельхозпредприятий убыточны. Особое беспокойство президента выфзывают долги этих предприятий— банкам, своим работникам. Зотин признал необходимость реорганизации коллективных сельхозпредприятий: сохранить крупные производства в сочетании с фермерским и личным хозяйством. Пока же, по мнению президента, реформы на селе носят лишь формальный характер, а Минсельхоз излишне консервативен. Правительство намерено поддержать в 1995 году социальную сферу, животноводство, индивидуальных застройщиков, развитие малой переработки и др.

Энергетика. Сегодня усилия РМЭ направлены на создание собственной базы энергетики. Строится ТЭЦ-2, для чего РМЭ добивается от правительства РФ выделения долгосрочного инвестиционного кредита в 50 млрд. руб.

Предпринимательство. Президент признал, что негосударственный сектор экономики до последнего времени выпадал из сферы внимания правительства. Сейчас правительство готовит пакет документов, направленных на государственную поддержку предпринимательства, в частности, малого.

Финансы. Бюджет-94 выполнен на 83,5%. Из планируемого бюджетом РФ объема финансовой помощи республике поступило около 50% средств. Одной из причин недопоступления налогов и платежей в бюджет РМЭ президент назвал нарушения банками расчетно-платежной дисциплины: «Пришло время более серьезного анализа работы банков, жесткого государственного регулирования их деятельности». Долги 1994 года переходят на 1995 год, Москва опять недоплачивает республике и главная проблема — пополнение бюджета всеми средствами. Началось формирование новых финансовых институтов с контрольным пакетом акций в руках государства. Уже создана инвестиционно-трастовая компания, решается вопрос о создании правительственного банка, доолжна наконец заработать механизмы банкротства предприятий и широкое проведение ацкционов и т.д.

Как заявил Зотин, в связи с невыплатой долгов военно-промышленному комплексу и невыполнением обязательств Министерства финансов РФ по трансфертам нанесен тяжелый урон экономической безопасности республики.

Социальная сфера. В прошлогоднем докладе президента Госсобранию приоритетом для правительства была названа социальная защита населения. Однако жизненный уровень в 1994 году неуклонно падал, помощь из-за скудости бюджета оказывалась прежде всего менее защищенным слоем. Сегодня, когда падают доходы и возрастает социальная напряженность этот вопрос особенно актуален. В 1994 году введен принцип адресной социальной поддержки; создан Фонд ценового регулирования для сдерживания цен на хлеб; завершен переход на обязательное медстрахование, что позволило здравохранению сохранить все основные позиции; организована служба трудоустройства и переобучения.

Однако уровень безработицы вырос до 3% (в 1,5 раза выше, чем по РФ), а вместе со скрытой безработицей — 15,5%. Разработана Программа занятости, которая должна смягчить ситуацию на рынке труда. Президент намерен найти рычаги, чтобы сократить необоснованный разрыв в оплате труда руководителей и рядовых работников (на госпредприятиях), а также работников различных отраслей.

Особенность криминогенной ситуации — все большая агрессивность и жестокость посягательств против личности, рост убийств, краж. Президента серьезно беспокоит усилившаяся криминализация населения, вовлечение в преступную деятельность наименее социально защищенных слоев населения. Преступная среда консолидируется, возникают преступные группы (хотя организованная преступность в РМЭ пока в зачаточном состоянии), низок уровень раскрываемости. Увеличивается число граждан, обманутых, доверивших свои сбережения сомнительным компаниям... Президентом утверждена программа борьбы с преступностью «Правопорядок-95» [1, 2].

1.2.       Отношение к президенту РМЭ

Геннадий Максимов (председатель партии национального возрождения «Ушем»): «Доклад президента — на уровне первых секретарей обкомов прежних лет. Никакой генеральной линии: будут ли какие-то изменения в жизни, станет ли она лучше — неизвестно. Доклад — не более чем констатация фактов, а этого недостаточно».

Евгений Жиров (секретарь рескома Компартии РФ): «Мало уделено внимания причинам бедственного положения в народном хозяйстве... Нельзя принимать бюджет с таким дефицитом. Реальный источник бюджета один — возобновить жизнедеятельность промышленных предприятий».

Даиль Шагиахметов (член Аграрной партии России): «Доклад, считаю, был содержательный. При всех экономических трудностях правительство ищет выход из тупика. Как председатель комиссии по экономическому развитию в ГС, должен сказать, что те действия, которые предложены президентом, давно назрели, хотя их реализация будет непростой из-за состояния бюджета».

Валерий Кожевников (председатель республиканской организации партии «Демократический выбор России»): «Двойственное впечатление. Наряду с прогрессивными моментами есть и мною неприемлемые: скажем, усиление роли государства в управлении негосударственным сектором экономики. На словах провозглашаются приоритеты в области социальной поддержки населения, на деле же результаты более чем скромны. Плюсы доклада: например, предложение повысить требовательность к руководителям предприятий, которые сейчас практически бесконтрольны» [3].

1.3.       Отношение к президенту РФ

Анатолий Смирнов (председатель Госсобрания РМЭ): «В послании Ельцина российскому парламенту так и не прозвучало глубокого анализа ситуации, непонятно, какова программа правительства по выводу экономики из кризиса и повышению жизненного уровня, есть ли вообще такая концепция? Доклад Зотина выглядит лучше».

Даиль Шагиахметов (депутат ГС, член АПР): «Это послание более политическое, нежели экономическое. Мало самокритики и нет оценки ситуации. Хотя то, что бюджет России выполнен лишь наполовину, уже говорит о нежизнеспособности реформ».

Николай Свистунов (депутат ГС, председатель правления частного банка «Сан»): «Никаких плюсов, ничего нового, а что хорошего может сказать бывший секретарь обкома?» [2].

1.4.       Парламент РМЭ

VII сессия Госсобрания Марий Эл открылась 21 февраля. Повестка была самой обширной в истории ГС — около 30 вопросов. К тому же в адрес ГС как никогда много поступило обращений, жалоб, просьб «снизу». Не был поддержан депутат Г.Максимов, предложивший исключить из повестки законопроект «О государственной службе в РМЭ» как неподкрепленный финансовыми возможностями. Рассматривались проекты законов о бюджетной системе, о праве граждан на получение в собственность и на продажу земельных участков, о фондах борьбы с преступностью; проект новой Конституции РМЭ, механизм ее принятия; вопросы о медстраховании и др.

Главная тема сессии — бюджет. Министр финансов Николай Свинцов заметил: «Такого тяжелого финансового положения, как в 1994 году, еще не было». Причинами тому он считает падение производства, кризис неплатежей, недополучение трансфертов и собственных налогов. По прогнозам, 1995 год будет еще более трудным. В 1994 году доходная часть республиканского бюджета выполнена лишь на 84%, из федерального бюджета недопоступило около 55 млрд. руб.

Предлагалось установить жесточайший контроль за расходованием бюджетных средств; создать правительственный банк, так как местные банки относятся «равнодушно» к укреплению экономики республики. По словам Свинцова, бюджет-95 будет максимально социально ориентирован. В проекте Минфина бюджет составляет 421 млрд. руб.

Почти все депутаты отзывались о проекте бюджета критически: аграрии были недовольны снижением расходов на сельское хозяйство, бюджетники — недостаточной защитой малообеспеченных слоев, депутаты от Йошкар-Олы — дискриминацией столицы по сравнению с районами. Очень острым стало выступление депутата Юрия Минакова (бывший председатель распущенного Верховного Совета Марий Эл), который потребовал принятия экстренных чрезвычайных мер в экономике республики. Скандальное выступление депутата Г.Максимова о «пропавших» без ведома депутатов в недрах коммерческих банков 10 млрд.бюджетных денег послужило искрой к взрыву — депутаты даже потребовали отставки министра финансов и всего правительства. Вызванный президент разъяснил ситуацию: правительство РМЭ взяло у Минфина РФ ссуду в 16 млрд. руб., 10 из которых положило в банки, чтобы к маю вернуть ссуду. Скандал не состоялся...

Президент также объяснил, почему в бюджете-95 районы республики поставлены в неравное положение. Средства будут направляться на самые первоочередные задачи: развитие северо-восточной части РМЭ, строительство очистных сооружений, школ на селе, поддержание жилищно-коммунального хозяйства, повышение плодородия почв [2].

Бюджет был принят в первом чтении. Утверждено решение о создании правительственного банка.

Принят наконец Закон «О государственной службе» (вызывавший множество споров до этого). Закон призван повысить ответственность и заинтересованность госслужащих в своей работе. Однако их «интерес» потребует от 880 млн.до 2 млрд. рублей из бюджета РМЭ. Отныне заповеди чиновника таковы: высшее образование, никакой национальной или другой дискриминации при приеме на службу, отказ от пропаганды своих политических и религиозных вкусов, неучастие в коммерции и забастовках, право не исполнять приказы явно незаконные и унижающие человеческое достоинство. Заявлено, что этот Закон нужен всем ветвям власти, так как пока госаппарат работает неэффективно. Депутат Александр Казимов был одинок, поразившийся, что для «партии» новых бюрократов отвозятся огромные средства (сейчас?!) [4].

Кстати, в повестку были включены и другие вопросы, направленные на укрепление исполнительной власти. Принят, в частности, представленный президентом Закон «О фондах борьбы с преступностью в РМЭ», ужесточен Закон «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка и управления» (депутаты отмечали, что органы правопорядка используют, когда это им выгодно, то российский, то республиканский Закон — ущемляются права человека, в то же время явные нарушители остаются безнаказанными).

В первом чтении одобрен проект новой Конституции РМЭ, в марте должно состояться его народное обсуждение.

Принята программа обязательного медстрахования. Размер страхового взноса установлен в размере 9,6% от фонда оплаты труда.

Принят законопроект «О праве граждан РМЭ на получение в собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного хозяйства». То есть частная собственность на землю в РМЭ разрешена лишь отчасти, при том частью мизерной.

Признаны полномочия депутата Александра Любимова («предприниматели за новую Россию») [1, 5, 6].

 

VIII сессия Госсобрания проведена 23 марта. Главный вопрос повестки дня — утверждение проекта бюджета-95 во втором чтении, а также: вопросы о бюджете дорожного фонда, о продлении срока полномочий народных заседателей судов.

Бюджет-94 недополучил более чем 100 млрд. руб.: 55 млрд. недодала Москва, более 60 — сама республика. 48,5 млрд.вернули в бюджет налоговые службы. Более трети промышленных и 60% агропредприятий завершили прошлый год с убытками (убыточны были 335 промпредприятий из 967, общая сумма — 71 млрд. руб.)

Не обозначены перспективы бюджета и в 1995 году — дальнейший спад промышленности на 17% (только по официальным прогнозам) еще более сузит собственную налоговую базу республики. Негарантированно получение и 200 милрд. рублей из федерального бюджета в полном объеме (в первом квартале 1995 года трансфорты уже получены не полностью).

На YII сессии ряд депутатов не согласился с тем, что Йошкар-Ола будет отчислять в республиканский бюджет больший%, чем другие районы и города республики. В 1994 году столица (одна из немногих) выполнила бюджет без дефицита. В результате, республика разрешает городу в 1995 году оставлять в своем бюджете не 50% (как в 1994 г.), а лишь 35% — эти средства республика «раскидывает» по убыточным районам и бездефицитный бюджет Йошкар-Олы обретает дефицит в 40 млрд. руб. Мэр города Вениамин Козлов назвал это дискриминацией столицы: «Город сядет на голодный паек, многие программы развития Йошкар-Олы придется заморозить». По предварительным оценкам, услуги горожанам сократятся на 20%, а финансироваться будут только зарплата, питание для детей, медикаменты в больницах и коммунальные услуги. Министр финансов Н.Свинцов заявил, что республика не может допустить равные условия для Йошкар-Олы и районов, так как основной налоговый потенциал находится именно в Йошкар-Оле, а все районы и города республики, кроме столицы, дотационные.

Бюджет РМЭ принят в размере 449 млрд. руб.Трансферт федерального бюджета — 200 млрд. Долги республики (около 40 млрд.) перенесены на плечи бюджета-95. Финансирование народного хозяйства сокращено на 15%, а социальной сферы — увеличено (ей особое внимание и первоочередные расходы) [7].

Депутаты Минаков и Данилов, обращая внимание на новый виток спада производства, призвали срочно разработать программу выхода республики из кризиса. Особого энтузиазма это предложение не вызвало, зато остро развернулась дискуссия по внебюджетным фондам — кто и как должен контролировать эти миллиарды [8].

В отношении Конституции — депутаты продлили срок народного обсуждения до 15 апреля. Очевидно, одного марта для этого недостаточно, слишком много высказывается неоднозначных оценок новой Конституции РМЭ, вплоть до сомнений в необходимости таковой.

1.5.       Конституция

1 мая Госсобрание должно принять новую Конституцию РМЭ окончательно. Для этой цели создается Конституционное собрание РМЭ, в состав которого входят: президент, депутаты Федерального Собрания РФ, депутаты Госсобрания РМЭ, депутаты районных и городских собраний.

Конституционная реформа в Марий Эл началась еще в 1989 году: принята Декларация о государственном суверенитете республики, учрежден пост президента (в 1991 году) избран новый высший законодательный орган (в 1993 году), осуществляется реформа местных органов власти (например, планируется введение института сельских старост), одна из задач которой — персонифицировать ответственность. Как говорит президент РМЭ: «В декабре 1993 года мы уже завершили формирование всей вертикали исполнительной власти, что способствовало созданию нормальной общественно-политической ситуации в республике».

Однако после подписания президентом РМЭ Федеративного договора (отказ республики от полного суверенитета) некоторые политики стали обвинять президента в популизме и желании угодить федеральным властям. Теперь Зотину есть чем «отбиться» в этом заходе — собственная Конституция (хотя и повторяющая российскую почти 1:1).

Как заявляет президент, Конституция РМЭ именно человека считает высшей ценностью, ставит его в центр политической и правовой жизни. Основой экономики провозглашается современное рыночное хозяйство с многообразием форм собственности. Авторы марийской Конституции признают, что при ее разработке учитывался опыт других республик Российской Федерации, базовой же была Конституция России — почти без изменений заимствованы из российского Основного Закона положения о правах и свободах человека, во многом совпадают положения об основных конституционного строя.

Множество дискуссий было вокруг организации государственной власти. В настоящее время президент РМЭ одновременно является главой правительства республики. В проекте же Конституции РМЭ предусматривается пост премьер-министра. Премьер-министр утверждается Госсобранием по представлению президента. Правительство формируется президентом по согласованию с Госсобранием. Президент не имеет права роспуске парламента. Парламент вправе уволить в отставку как отдельного члена правительства, так и правительство в целом, но не вмешивается в его распорядительную деятельность.

Главы местной администрации согласно проекту Конституции РМЭ должны назначаться президентом с согласия районного, городского собрания. Зотин: «В период выхода из кризиса объективно необходима сильная вертикаль исполнительной власти. В дальнейшем, с развитием демократии, это положение можно отменить».

По проекту Конституции в республике образуется Конституционный суд [9].

 

Движение «Русь» (и они далеко не одиноки) считает необходимым принятие Конституции только всенародно, и излишним — институт президентства в столь небольшой и экономически зависимой республике.

Главы местных администраций видят себя по-прежнему бесправными и бедными, а какое уважение к власти без денег?

Самый популярный вопрос «снизу» в период обсуждения Конституции в СМИ — зачем нам нужна своя Конституция. Тем более, что принципиального отличия от российской она не имеет. Государство в государстве — мечта чиновников, плодящихся в такой ситуации немеренно. Под силу ли это дистрафирующему бюджету республики?...

Многие высказывают сомнение по поводу требования к президенту РМЭ обязательно владеть обоими государственными языками республики (русским и марийским). Это автоматически отсекает не менее 2/3 граждан Марий Эл от возможности быть избранным президентом (около половины населения РМЭ— русские, к тому же, согласно последней переписи населения, даже мари не все владеют родным языком). Таким образом, это ущемление законных прав большинства населения республики [10].

Как всегда много споров вокруг декларируемой в проекте Конституции частной собственности на землю.

Многим кажется достаточным для работоспособности Госсобрания увеличение его численности до 50 человек (сейчас — 30), а не до 75 (как записано в Конституции).

Также лишним считают создание еще одной структуры и без того разбухшем госаппарате — Государственной счетной палаты («для контроля за использованием бюджетных средств»).

Замечено немало противоречий. Например, Конститцией РМЭ предусматривается гражданство Республики Марий Эл. При этом все ее граждане «являются гражданами Российской Федерации».

Многие считают, что местные руководители должны избираться, а не назначаться.

Не редки и резкие голоса: «Это стремление части окружения президента и депутатов Госсобрания с помощью закулисных игр принять так называемым Конституционным собранием антидемократическую Конституцию, отстранив избирателей. Это может привести к чеченскому синдрому. Конституция разрабатывается под нового президента с неограниченными правами в действиях, без всякой ответственности за проводимый им курс» [11].

И еще одна цитата, один из читателей газеты «Марийская правда»: «Читаю дискуссии и становится страшно. Неужели кому-то не понятно, что без России нам не выжить? [12].

1.6.       Правительство

Советником президента назначен Леонид Ивенский. С его фигурой была связана щекотливая ситуация: он стал первым министром внешних экономических связей (МВЭС создано в 1994 году), но его кандидатура, представленная президентом, была дважды отклонена Госсобранием. Узел Зотин разрубил так: указом от 20 февраля Ивенский освобожден от обязанностей министра и тем же числом назначен советником. Президент не сдает просто так нужных ему людей (в своем докладе парламенту президент, критикуя в целом министерство экономики, одобрительно отзывался о развитии ВЭС — рост экспорта налицо) ВЭС остались фактически под контролем Ивенского, его полномочия даже расширены, не ограничиваясь теперь контактами экономическими [3].

Зотин часто говорит о необходимости реформы структуры правительства, привлечения к работе высококвалифицированных кадров. YII сессия ГС достаточно благосклонно приняла кандидатуру нового министра юстиции, 39-летней Татьяны Михеевой. Госнаград не имеет. Владеет немецким. В 1974 году окончила Марийский радиомеханический техникум. Карьеру юриста избрала в зрелом возрасте, в 1984 году окончила Всесоюзный заочный юридический институт. В годы учебы специализировалась на изучении хозяйственного права. Еще будучи студенткой приглашена директором «Электроавтоматики» работать юристом завода. В 1988 году -в правительственную юридическую службу. Полтора года работала начальником юридической службы в могущественном АО»Мариэнерго». В целом, ей присущ критический взгляд на сегодняшнее положение в юстиции. Михеева: «У населения низок уровень правовых знаний. Поэтому одна из первостепенных задач Министерства юстиции — правовое воспитание, которое надо начинать со школ. В подобном обучении нуждаются и руководители исполнительной власти» [13,14]. Правительный патриархат наконец разрушен. Возможно, причина подобного назначения — придать цивилизованные черты лику марийского правительства...

Зотин от слов (критика Минэкономики в послании к ГС) переходит к делу — Юрий Смирнов освобожден от должности министра экономики» в связи с переводом на другую работу». Его сменил Иван Васильев, одна из самых светлых голов в правительстве — руководитель Центра анализа и прогноза социально-экономических процессов при правительстве РМЭ. Ему 44 года. Известен как автор ряда региональных, всероссийских и всесоюзных экономических проектов [15].

Распоряжением президента исполнительным директором Республиканского фонда обязательного медстрахования назначен Николай Решетников, работавший председателем медкомиссии РМЭ по лицензированию и аккредитации учреждений здравоохранения. Чуть ли не на каждой сессии ГС депутаты уличают в грехах медстраховые компании.

Создана Республиканская продовольственная корпорация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РМЭ. Руководство РМЭ упорно верит в программу самообеспечения республики продовольствием, что пока малореально.

На базе Центра управленческой подготовки при правительстве РМЭ проводятся семинары для работников низовых звеньев власти. Правительство уделяет особое внимание повышению уровня подготовки кадров на местах, так как именно они «реализуют» власть, непосредственно контактируя с населением, и от их компетенции зависит стабильность РМЭ [16].

1.7.       Внешние связи

Указом президента утверждена Концепция международных связей республики. Госсекретарь РМЭ Николай Рыбаков: «Концепция не преследует никаких политических целей. Мы готовы сотрудничать со всеми. Особое внимание финно-угорским странам, ближнему зарубежью — уже сейчас у нас есть договоры практически со всеми странами СНГ. У Марий Эл установлены связи с более чем двумя десятками стран; предполагается поиск новых контактов, в частности, открытие консульств на Кипре, в Канаде — их главной задачей станет защита за рубежом интересов бизнесменов из республики, которые пока весьма неопытны в международном бизнесе и и часто остаются в проигрыше. До сих пор внешние контакты РМЭ не были слишком удачны. Концепция разрабатывалась полтора года и ее благословил МИД РФ [17].

Президент РМЭ направил в Старосбург официальное письмо Генеральному секретарю Ассамблеи Европейских регионов В.Майеру о принятии республики в состав Ассамбели.

Председатель Госсобрания РМЭ в составе делегации Государственной Думы ФС побывал в США. За время двухнедельной командировки депутаты знакомились с опытом законотворчества американских конгрессменов, взаимодействием федеральных законов и законов одного из штатов [18].

По приглашению председателя венгерского парламента З.Гала в Будапешт 5 марта отправилась делегация депутатов Госсобрания РМЭ, состоящая из 5 человек и возглавляемая зам.председателя ГС Н.Кряжевских. В течение недели депутаты изучали процедуру принятия документов, деятельность комиссий, расстановку политических сил в Госсобрании Венгрии. В таком массовом количестве марийские депутаты отправились за границу впервые [4].

28 февраля представитель МИД РФ в Йошкар-Оле А.Вассанов встретился с зам.ген.директора Исламского культурного центра Шейхом Равилем. Стороны обсудили вопросы сотрудничества с дипломатическими и деловыми кругами стран Ближнего и Среднего Востока, расширения гуманитарных связей, возможного использования экономического и финансового потенциала исламских государств для развития РМЭ [19].

1.8.       Партии, движения

На очередной встрече в «политическом клубе» в Республиканском доме Дружбы лидеры и активисты партий обсуждали проект Закона «О политических партиях в РМЭ», который должен быть принят Госсобранием на апрельской сессии. Наиболее спорными моментами законопроекта признаны: вводимый минимум в 500 человек, позволяющий зарегистрировать партию в Республике; предусматриваемым президентом контроль за финансовой деятельностью партий. Некоторые посчитали также неправомерным запрещение гражданам РМЭ состоять более чем в одной партии [20].

1.8.1.      Партия национального возрождения «Ушем»

В Министерстве юстиции зарегистрирована первая собственно республиканская политическая партия — «Ушем» (учредительный съезд был в декабре 1994 года). Состоит из 20 членов — ученые, артисты, предприниматели. Цели: марийское национальное возрождение, отстаивание национальной свободы как основы демократии; поддержка предпринимательства, частной собственности и свободной конкуренции как основы эффективной национальной экономики; ненасилие, отрицание тоталитаризма, экстремизма, расовой, национальной, социальной, религиозной исключительности. Возглавил партию Геннадий Максимов, депутат ГС РМЭ, генеральный директор коммерческой фирмы «Шонышо». Задачу партии видит в объединении демократических сил Марий Эл. Максимов: «Потеря нравственных ценностей, всевластие чиновников, преступность, коррупция, падение производства и безработица довели до той черты, за которой хаос и дикатура. Поэтому мы вынуждены создать эту партию. Надо постоянно держать власть под контролем, она должна оглядываться на общественное мнение».

Цели, как всегда, благие, но конкретной программы действий пока у партии нет [17, 21].

1.8.2.      Республиканская партия РФ

Марийское отделение (далее — МО) РПРФ возглавляет с августа 1990 года, с момента создания, Александр Казимов — депутат ГС, научный сотрудник МарНИИ. Убежденный и «древний» — один из первых в республике — демократ. В 1991 году баллотировался на пост президента РМЭ. Газетой «Известия Марий Эл» в 1994 году признан третьим политиком года, опередив очень многих политиков республики, государственных деятелей, крупных хозяйственников, банкиров и пр. Сам он не находит это странным, считая, что власти нужны именно «завлабы», люди науки, с их умением мыслить логично, анализировать и прогнозировать.

Единственное, в чем Казимов был непоследовательным, так это в выборе кулмира. Когда-то таковым для него был Ельцин, сейчас — «только не он!». Лидер республиканцев РМЭ считает, что президент Б.Ельцин свою историческую миссию, скорее всего, уже выполнил, совершив при этом ряд ошибок: начиная еще с 1991 года, когда он не устранил от власти бывшую совпартноменклатуру, последняя капля — Чечня. Казимов: «Это кровавая бойня, которую развязало наше правительство. Мы осуждаем как дудаевский режим, так и эту военную авантюру».

Обстановку в РМЭ Казимов характеризует как реакценное наступление на демократические завоевания — с приближением выборов в ГС активизируется «партия власти» по ограничению потенциальных оппонентов, созданию невыгодных условий для демократов. Он опасается, что равных и объективных выборов в декабре не будет.

Зотин тепло принял Е.Гайдара во время его недавнего визита в РМЭ. Казимов возмущен лицемерием президента: «Зотин обнимается дружески с Гайдаром и одновременно подписывает антидемократические законы. Это откровенный политический конформизм и безнравственность».

Какие законы имеются в виду?

1. По настоянию президента и правительства в проект новой Конституции закладывается модель избирательной системы старого типа — мажоритарной. Как считает Казимов, смешанная система (выборы нынешнего ГС) прогрессивнее; теперь же парламент будет одноцветным, куда в основном войдут представители руководящей элиты, слегка «разжиженные» врачами, учителями, юристами.

2. Проект закона о партиях — регистрация возможна при минимальном количестве членов на территории РМЭ не менее 500 человек (в РФ — 10 человек). Таким образом в Марий Эл останутся лишь две партии — Коммунистическая и Аграрная.

3. В проекте поправок к закону об административной ответственности за нарушение общественного порядка предусматривается ввести ужесточение санкций за участие в пикетировании, демонстрациях и т.п., и наоборот, смягчается наказание за проституцию, наркоманию, мелькое хулиганство.

Казимов, которого называют самым красноречивым депутатом в ГС, эффектен: «Партия власти, партия бюрократии объединяется, захватив почти все ключевые посты в республике. Эти люди всеми силами пытаются упрочить свое безраздельное господство» [22].

1.8.3.      ВО «Предприниматели за новую Россию»

2 и 14 февраля МО ВО «ПНР» провело две внеочередные конференции. Подобная политическая активность бизнесменов была вызвана приближением VII сессии ГС РМЭ, где должен был решиться вопрос о депутатском мандате от МО ВО «ПНР». Кандидатом в депутаты являлся Вячеслав Пайдоверов, но из-за разногласий внутри отделения большинством голосов он был освобожден от должности председателя МО и лишен тем самым полномочий кандидата. Пайдоверов однако не признает законность этих решений, сохраняя последний «козырь» — он является членом координационного совета ВО «ПНР». Но его бывшие соратники хрошо подготовили низложение своего вождя: они уведомили Москву о решении МО, обратились в Минюст Марий Эл и получили разрешение на изготовление новой печати.

На конференциях члены МО ВО «ПНР» внесли изменения в Устав и приняли обращение к общественности, где в частности говорится: «Пайдоверов использовал движение в личных целях. Нечистоплотностью в качестве директора фирмы (у него проблемы с налоговой инспекцией) он дискредитировал суть движения «ПНР».

Февральская сессия утвердила депутатом ГС от МО ВО «ПНР» Александра Любимова, зам.генерального директора АО «Волжский древкомбинат» (он уже избирался депутатом бывшего Верховного Совета республики). Пайдоверов намерен оспаривать решение Госсобрания в судебном порядке [22,23].

1.8.4.      Партия «Демократический выбор России»

В январе МО «ДВР» организовало визит в РМЭ Е.Гайдара. Председатель МО, депутат ГС Валерий Кожевников проводит акцию помощи пострадавшим в чеченском кризисе, помогая тем, кто не имеет сведений о своих родных, обратился через СМИ к гражданам Марий Эл с просьбой помочь вещами, деньгами, лекарствами («Увы, пока поступлений очень мало...») Кстати, чеченская диаспора в РМЭ составляет около 100 человек. Среди них проведена профилактическая работа, в результате волна телефонных звонков с угрозами взрывов, поднявшаяся во время ввода войск в Чечню, стала спадать.

В отношении парламента Кожевников замечает: «Если бы демократам удавалось собрать в ГС постоянное большинство, разочарований было бы меньше. Госсобрание «краснее» правительства, и большинство разумных предложений не поддерживается основной частью депутатов, где тон задают аграрии. Например, предложения о системе медстрахования или поправки в Конституции о земле полгода откладывались и игнорировались. Закон о передаче земельных участков в собственность пытаются оттянуть, выхолостить, вводят ограничения (не больше гектара)».

Итак, в России осталось только три республики, которые не признают право частной собственности на землю. В числе «стойких» — Марий Эл [17].

1.8.5.      Движение «Марий Ушем»

В марте 1990 года состоялся I съезд национального общественно-политического движения «Марий Ушем». Александр Абдулов, один из организаторов и идеологов движения, подводя итоги национальной «пятилетки», находит, что достигнуто немало. Например, перед выборами первого президента Марий Эл в 1991 году Верховный Совет республики принял предложение «Марий Ушем» о знании президентом двух языков — марийского и русского. В нынешнем составе ГС движение имеет своего депутата. Абдулов отмечает, что в целом в национальных вопросах люди стали терпимее относиться к чужому мнению, хотя несколько лет назад в моде было категоричное неприятие оппонентов, даже в системе государственной власти. Но сейчас, по его мнению, «Марий Ушем» как массовое национальное движение себя исчерпало. Национальная идея в России претерпевает кризис («Людям уже просто не до этого»). К примеру, в Чувашии лидер чувашского национального конгресса Атнер Хузангай проиграл бой за президентское кресло ставленнику центра Николаю Федорову. Выход из кризиса национального движения Абдулов видит в сотрудничестве с демократическими силами, считая, что в свое время «Марий Ушем» совершило ошибку, обособившись от демократов [24].

Из недр «Марий Ушем» вышла партия национального возрождения «Ушем».

Прекратило свою деятельность левое радикальное крыло движения «Марий Ушем» — республиканская общественно-политическая организация «Кугезе Мланде». Она была создана в 1991 году активистами «Марий Ушем», не согласными с идеологией большинства членов движения, которое стояло на центристских позициях. После серии скандалов внутри руководства «КМ» и трений с правоохранительными органами в связи с публикациями в последнем (январском) номере газеты «Эрык» («Свобода») большинство членов этой организации покинуло ее ряды. И.о. Председатель «КМ» Виталий Танаков все документы и архив организации передал правлению «Марий Ушем» [15].

С апреля 1994 года председателем правления «Марий Ушем» избрана Людмила Иванова, директор Фонда развития финно-угорских народов. В 1991-1993 гг. — депутат Верховного Совета РМЭ. Лидер национального движения считает, что кроме пропаганды финно-угорских культур, налаживания контактов, обмене специалистами, выставками и пр., Фонд должен решить сверхзадачу — получить статус международного, чтобы учредителями Фонда стали Венгрия, Эстония, Финляндия и, возможно, другие государства, где проживают представители финно-угорских народов.

1.8.6.      Республиканское объединение товаропроизводителей

В Йошкар-Оле состоялась учредительная конференция товаропроизводителей — руководителей предприятий промышленности, строительного, деревообрабатывающего, топливного, агропромышленного комплексов. Принято решение создать Республиканское общественно-политическое объединение товаропроизводителей. Основная задача — содействовать стабилизации экономики республики на основе трехстороннего Соглашения между правительством, профсрюзами и товаропроизводителями. Сформирован совет объединения, председателем которой избран генеральный директор ассоциации промышленных предприятий «Интеграл» В.Бурский [25].

1.8.7.      ЛДПР

28 февраля вышел в совет первый номер «Слова Жириновского», бюллетеня МО ЛДПР. Тираж — 999 экземпляров, то есть издание законно может выходить без уплаты лицензионного сбора. Малый тираж компенсируется призывом в духе ленинской «Искры»: «Прочитал — передай другому!» Вообще в бюллетене много призывов, обещаний, лозунгов. Наполовину он состоит из обращений Жириновского к различным социальным группам. Редактор — Виталий Игитов (помощник депутата ГД РФ). Обработка избирателей перед выборами [14].

1.9.       Загадки власти

Темные истории происходят даже в недрах провинциальной власти. 29 марта исполнилось три года со дня смерти бывшего председателя Совета Министров Марийской АССР Геннадия Петрова. Он был единственным реальным конкурентом Зотину на выборах президента РМЭ в 1991 году, но в последний момент снял свою кандидатуру, а вскоре покончил с собой. Его самоубийство различные политические силы старались увязать с закулисными играми в высших эшелонах республиканской власти. В ходе следствия показания давали и бывший первый секретарь Марийского обкома КПСС Григорий Посибеев и нынешний президент Владислав Зотин, и многие партийные, государственные руководители. Уголовное дело было прекращено за отсутствием события преступления. Скандал не состоялся [24].

2.    ЭКОНОМИКА

«Регион в глубоком кризисе. У правительства, как и у российского, нет не только программы, но даже концепции перехода к рынку, хотя необходимость этого перехода и пролекларирована. К реформам приступили без всякой теоретической подготовки под диктовку..». — подобные мнения уже настолько обычны, что публикуются даже в правительственной газете [25].

В среде хозяйственных руководителей шок — энергетики («Маркоммунэнерго») похоже устали уговаривать своих многочисленных должников и переходят к решительным действиям, отключая электроэнергию. Слезы о бедности уже не помогают.

Марий Эл — лесная республика. Около 53% ее территории покрыто лесами. Но основное ее богатство используется бездарно — лес вывозится из РМЭ в виде сырья. Предприятия лесной отрасли находятся в тяжелом финансовом положении.

Госсобрание запретило в РМЭ в 1995-1996 гг. Приватизацию и закрытие лечебно-профилактических учреждений, в том числе частичное и временное, а также сокращение в них больничных коек. В будущем предполагается запретить страховым медорганизациям заниматься обязательным медстрахованием, оставив в их компетенции лишь добровольное [26].

2.1.       Налоговые эксперименты в Волжске

правительство РМЭ утвердило идею мэра второго по величине города республики, Волжска, Евгения Дунаева, приняв 31 января постановление «О проведении эксперимента по экономическому стимулированию производства товаров и услуг на ряде предприятий г.Волжска». Право на эксперимент подтвердило 23 февраля и Госсобрание. Главный рычаг эксперимента — изменение системы налогообложения для создания благоприятных экономических условий, которые могли бы привлечь инвесторов. Дунаев анализировал опыт Башкирии. Он считает, что выиграет тот, кто раньше других начнет проводить политику навстречу предпринимателям. Он предлагал идею создания офшорной зоны на всей территории РМЭ.

Решение властей не окончательное. Дунаеву дали 1995 год в качестве «испытательного срока». К эксперименту допущено 30 предприятий Волжска и 20 вновь регистрируемых предприятий с привлеченным отечественным и иностранным капитлом. Обещана регламентация ряда налогов в местный бюджет при условии фактического роста объема производства товаров и услуг на предприятии. В феврале-марте был проведен конкурс на право стать «уполномоченным банком по проведению эксперимента», в котором победил волжский филиал АКБ «Аяр». 20 марта зарегистрировано первое предприятие с привлеченным капиталом — фирма «Фрамар профит», созданная предпринимателями Болгарии, России, Франции [15].

2.2.       Внешние связи

В феврале в РМЭ с неофициальным визитом побывал депутат Государственной Думы города Софии (Болгарская социалистическая партия), президент одной из фирм Димитр Георгиев. Состоялись переговоры с руководством РМЭ, президентом АКБ «Аяр» Юрием Ефимовым, президентом АО «Маригражданстрой» Геннадием Александровым. Рассмотрены вопросы развития экономических и культурных связей между республиками Болгария и Марий Эл. Он также участвовал в обсуждении перспектив развития СП АО «Аяр-груп» [3].

С 14 по 16 февраля в Йошкар-Оле проведена конференция, посвященная новым направлениям развития торгово-холодильного оборудования. Более 100 представителей из Москвы, Киева, Одессы, Каунаса, Тарту, Новосибирска, Караганды и т.д. А также зам.президента немецкой фирмы «Guntnek» из Мюнхена. АНПО «Марихолодмаш» устроил выставку своей продукции; цели — договоры, создание СП. «Марихолодмаш» остается монополистом в рамках СНГ по производству «торгового холода». Медленно, но связи СССР реанимируются [17].

2.3.       Сельское хозяйство

РМЭ — традиционно аграрная республика. Казалось бы, 1994 год завершен удачно — производство валовой продукции снизилось всего на 3% (в промышленности — на 22%). Однако половина хозяйств убыточна, в сельхозпредприятиях падение «вала» на 10%, зато у фермеров — рост на 7%. Почти половину (!) продукции поставляют личные и подсобные хозяйства населения, удельный вес которых всего 2%. В АПК остановился процесс воспроизводства. В 1994 году средняя зарплата в коллективных сельхозпредприятиях составила 68 тыс. рублей, что в два раза ниже прожиточного минимума. И эти деньги выплачиваются нерегулярно — сейчас задолженность в 9 млрд. руб. Более 40 хозяйств — практически банкроты, банки оказываются с ними работать, так как у них уже нечего закладывать в залог (министр сельского хозяйства И.Хлебников: «Дальнейшее содержание хронически убыточных сельхозпредприятий для экономики республики становится уже непозволительным»). Изменение форм собственности не принесло ожидаемых результатов, за 1994 год возникло лишь 10% новых фермерских хозяйств (Зотин: «Жизнь убеждает в необходимости реорганизации сельхозпредприятий»). Сильно упал жизенный уровень; по оценке Зотина, происходит уже деградация сельского населения — люди спиваются. Увеличивается разрыв между городом и деревней. Причины: диспаритет цен, неплатежи, монополизм переработчиков, невозможные налоги и кредиты (задолженность по ссудам сельхозпредприятий составляет 50 млрд. руб., что в 11 раз превышает прибыль). Директора сельхозпредприятий называют состояние сельского хозяйства «развалом», «параличом», село отброшено на десятилетия назад. Более половины хозяйств убыточны.

Предполагается разработка своей, марийской модели аграрной реформы, приглашение ученых. [5,27].

2.4.       Банкротства

В РМЭ разгорелся скандал a la «МММ». Местная торгово-финансовая компания «Принципал», образованная в середине 1994 года, обещавшая заманчивые%ы по вкладам, лопнула. Президент и вице-президент ТФК находятся в розыске. Заведено уголовное дело. 17 марта арбитражный суд РМЭ признал «Принципал» банкротом. Распродается имущество. Это была самая популярная в РМЭ компания, принимавшая вклады населения — по республике оказалось около 24 тысяч вкладчиков «Принципала». Вклады граждан были основным источником средств компании, их получено примерно 8 млрд. руб. Долг компании по договорам займа превышает 20 млрд., при этом имущество ее оценивается в 2,5 млрд.

С января «Принципал» прекратил выплаты... Сейчас обманутые клиенты осаждают суды, милицию, организовали Комитет вкладчиков (установлено, что учредители компании не имели ни специального образования, ни лицензии на проведение банковских операций).

АО «Айскрем» с 13 февраля также прекратило выплаты своим клиентам по договорам займа. 28 февраля против этой фирмы возбуждено уголовное дело.

Экономические проблемы перерастают в политические. Кому выгодно массовое банкротство различных АО, ТФК, массы избирателей, сами убедившиеся в порочности коммерческих структур?

2.5.       Профсоюзы

22 марта подписано специальное Соглашение между республиканским советом профсоюзов, объединением товаропроизводителей и правительством РМЭ на 1995 год, направленное на стабилизацию экономики. Правительство, в частности, взяло обязательство регулировать рост цен и тарифов на социально значимые группы товаров и «жизненно важное» услуги, учитывая темпы роста зарплаты. Особо внимание малообеспеченным [11].

Марийский реском профсоюза работников лесных отраслей и руководители крупнейших предприятий и ведомств подтвердили свою готовность участвовать во втором этапе общероссийской акции протеста профсоюзов против ухудшения социально-экономического положения трудящихся. В адрес правительства РФ направлено также требование: предоставить право трудовым коллективам расходовать 50% поступающих средств на выплату зарплаты (ее низкий уровень и задолженность по выплате нагнетают обстановку в коллективах, угрожая социальным взрывом»)[28].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Цены, доходы

Денежные доходы населения республики в январе по сравнению с декабрем упали на 4,3%. И одновременно возросла доля расходов на покупку товаров и услуг, снижаются объемы накоплений средств во вкладах, ценных бумагах. Аналитики связывают это не только с ростом цен, но и меняющейся психологией людей, которые все меньше доверяют фирмам и компаниям и требуют возвращения уже вложенных средств — подобные акции протеста начались в Йошкар-Оле с января с.г. Люди скупают товары длительного пользования, стройматериалы, недвижимость и т.д. «На руках» в январе оставалось лишь 2 млрд. руб.(1,7% всех доходов) [20].

Йошкар-Ола в гонке цен на хлеб, колбасы и молочные изделия в 1,5 раза обогнала соседние столицы (Казань, Уфу, Чебоксары), уступая разве что Москве. Но и доходы марийцев вдвое ниже, чем у москвичей. Потребительская корзина — 107 тыс. руб.(в Казани в два раза дешевле). Инфляция в феврале — 12% (в январе — 17%).

3.2.       Безработица

В РМЭ работающее население составляет меньшинство — 350 тыс. человек, неработающих — 430 тыс.

По принятой в России классификации положение на рынке труда в РМЭ расценивается как критическое: уровень безработицы 3,1% (в 1994 г.), высокий уровень потенциальной безработицы, уровень жизни примерно в полтора раза ниже среднероссийского. Высок уровень социальной напряженности — 30 безработных на одну высвобождающуюся вакансию. В семи районах республики вообще не было ни одной вакансии. По прогнозам, уровень безработицы в республике в 1995 году составит 5 — 7,5%.

Министерством труда и занятости населения разработаны программы, предусматривающие сдерживание массового выброса рабочей силы на рынок труда. Создаются клубы типа «Новый старт». Велика доля среди безработных молодежи — планируется поэтапное высвобождение с рабочих мест пенсионеров, финансируется программа досрочной пенсии.

Странно, но 37%,безработных уволились по собственному желанию. Часть из них получает пособие (75% средней зарплаты) выше, чем работающие в ряде отраслей. Некоторые готовы стать безработными, зная, что пособие платится регулярно, а зарплата задерживается на сроки и до полугода [29].

3.3.       Митинги, протесты

13 марта по Йошкар-Оле прошла двухтысячная колонна к Дому правительства РМЭ. Рабочие Марийского машиностроительного завода (самый крупный завод в РМЭ) начали пикетирование Дома правительства (что весьма редко для Марий Эл). С ноября на ММЗ не выплачивают зарплату. Последней каплей стало отключение электроэнергии из-за долгов. Люди озлоблены: «Живем на воде и хлебе. Дети уже в голодные обмороки падают. А куда уйдешь, кому мы нужны?» «С огнем они играют, доведут людей..». Лозунги: «Прекратить расслоение общества на сверхбогатых и сверхбедных!» «Остановка ММЗ — нестабильность в республике». «Реформы для человека,а не за его счет». Оборотистая ЛДПР тут же стала раздавать листовки: «Голосуйте за ЛДПР на следующих выборах и мы решим проблемы ВПК».

От правительства РМЭ из четырех требований — выплатить зарплату, дать работу, не брать пени за коммунальные услуги и вернуть долги за сданную продукцию (Минобороны РФ должно заводу 10 млрд. руб.) — удалось добиться выполнение только двух: пени брать не будут и дадут электроэнергию. Остальное — в компетенции Москвы. Правительство РМЭ возложило ответственность за кризис ММЗ на правительство России (обещанных заводу Ельциным еще в декабре 15 млрд. руб. нет до сих пор) и руководство завода («выпускайте продукцию, которая будет пользоваться спросом»). Электроэнергию снова стали давать, но в долг и лишь до 1 апреля. Многомиллионный долларовый контракт на экспорт изделий ММЗ никак не пройдет через федеральных чиновников. Демонстранты много говорили о злоупотреблениях администрации завода, атмосфера ММЗ отравлена неверием. Если не будет зарплаты, демонстранты намерены призвать к поддержке другие заводы республики и отправить делегацию в Москву [29,30].

Массовой стачки не случилось — 22 марта ММЗ начал выдавать зарплату. Главное требование выполнено. С «Огромным трудом» генеральному директору предприятия Юрию Свирину удалось получить кредит одного из крупнейших банков России — деньги получены под будущие экспортные поставки.

3.4.       Преступность

В 1994 году Управление по организованной преступности раскрыло 368 преступлений, в том числе 208 групповых. Пресечена деятельность 23 группировок. Хотя обстановка в РМЭ по сравнению с другими регионами более спокойна — стычки между группировками редки; напротив, им приходится даже объединяться для противостояния «гастролерам» (например, из Казани) и этническим группировкам. Наиболее сильные преступные группы действуют в Йошкар-Оле и Волжске; поделив сферы влияния в городах, они все активнее начинают внедряться в районы.

УОП открыто, через прессу обвинило Верховный Суд РМЭ в странно мягком отношении к преступникам. Начальник УОП Николай Цапаев: «В 1994 году в РМЭ совершено 143 убийства, за 2 месяца 1995 года — уже 20. Количество преступлений, в том числе тяжких, растет. При этом за решетку попадает лишь 20% лиц, против которых заведено уголовное дело. Как только УОП задержит уголовного авторитета, он попадает в число «безвинно пострадавших» от милицейского произвола и освобождается из-под стражи. Либо получает смехотворный срок... Война преступности объявлена. Судьи, с кем вы?» [7,24,31].

Источники

1. Марийская правда — 1995 — 24 февраля.

2. Молодежный курьер — 1995 — 23 февраля.

3. Известия Марий Эл — 1995 — 23 февраля.

4. Молодежный курьер — 1995 — 2 марта.

5. Марийская правда — 1995 — 22 февраля.

6. Марийская правда — 1995 — 23 февраля.

7. Молодежный курьер — 1995 — 23 марта.

8. Молодежный курьер — 1995 — 30 марта.

9. Марийская правда — 1995 — 11 марта.

10. Марийская правда — 1995 — 14 марта.

11. Марийская правда — 1995 — 23 марта.

12. Марийская правда — 1995 — 17 марта.

13. Марийская правда — 1995 — 8 марта.

14. Известия Марий Эл — 1995 — 2 марта.

15. Известия Марий Эл — 1995 — 23 марта.

16. Марийская правда — 1995 — 28 февраля.

17. Молодежный курьер — 1995 — 16 февраля.

18. Молодежный курьер — 1995 — 9 февраля.

19. Марийская правда — 1995 — 1 марта.

20. Марийская правда — 1995 — 17 февраля.

21. Марийская правда — 1995 — 2 февраля.

22. Известия Марий Эл — 1995 — 16 февраля.

23. Марийская правда — 1995 — 1 февраля.

24. Известия Марий Эл — 1995 — 30 марта.

25. Марийская правда — 1995 — 14 февраля.

26. Марийская правда — 1995 — 7 марта.

27. Молодежный курьер — 1995 — 8 марта.

28. Марийская правда — 1995 — 25 февраля.

29. Известия Марий Эл — 1995 — 16 марта.

30. Молодежный курьер — 1995 — 16 марта.

31. Известия Марий Эл — 1995 — 9 марта.