Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

Астраханская область

в марте 1995 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Прогноз развития области на 1995 год

Специалистами администрации области в феврале-марте был разработан прогноз социально-экономического развития области на 1995 г. Спад общего объема промышленного производства к уровню прошлого года ожидается всего на 2,6%, при этом максимальным он будет в машиностроении, химической, лесной и деревообрабатывающей отраслях, в производстве товаров народного потребления — от 8 до 17%. В топливной промышленности ожидается рост объема производства на 12%. Сворачивание наукоемких производств, ориентация на развитие сырьевой базы налицо уже сегодня, и, очевидно, эти тенденции сохранятся, что может привести к ситуации в промышленности, характерной для слаборазвитых стран. Вывод этот подкрепляется и другими прогнозными показателями. Продолжится сокращение объема капитальных вложений, бюджетные возможности финансирования целевых программ развития народного хозяйства будут в 3 раза ниже необходимого. Депрессионный характер развития экономики не позволит сделать заметных шагов в повышении уровня жизни населения. Число безработных может достичь 16 тысяч человек, продолжится рост платы за жилищно-коммунальные услуги и общественный транспорт.

1.2.       Международные контакты

В феврале в Москве по приглашению иранской стороны состоялась встреча главы областной администрации Анатолия Гужвина с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в РФ г-ном Сафари. В ходе ее стороны обменялись мнениями по поводу выполнения соглашений, подписанных между Астраханской областью и провинциями Гилян и Мазандаран Республики Иран во время официального визита в эту страну А.Гужвина в октябре 1994 года [1]. Было с удовлетворением отмечено, что, несмотря на отдельные трудности, соглашение успешно реализуется. Господин Сафари отметил, что «сердцем» транспортных магистралей из Ирана в Россию может и должна стать Астраханская область. При хорошей организации дела весь экспортный поток страны может пойти туда морским путем, отчего выиграют обе стороны. Уже в навигацию 1995 г. Предполагается переработать в астраханском порту более 150 тонн грузов, отправляемых в Иран. Кроме того, на встрече обсуждались возможности приобретения иранской стороной плавучей буровой установки, размещения на верфях города строительства танкерного фронта, приобретения действующих судов этого типа. Затрагивались и другие вопросы. Стороны договорились о визите иранского посла и министра транспорта Ирана в Астрахань.

1.3.       Транспорт

Продолжением каспийской темы стал визит в область министра транспорта РФ Виталия Ефимова (9-11 марта). Одной из главных тем визита было строительство международного морского порта в Астрахани. Поскольку на Каспии есть только два российских порта и Астрахань в этом смысле приобретает все большее значение, — хотя имеющиеся астраханские портовые мощности мощности уже не позволяют справиться с усиливающимся грузопотоком в иранском направлении, — вопросы водного — морского и речного — транспорта особенно волновали В.Ефимова. По его мнению, в Астрахани необходимо реконструировать портовые мощности, приобретать новые суда типа «река-море», — пока в Северокаспийском морском пароходстве только два таких судна. Министр пообещал помочь профинансировать строительство третьего судна. Помощь обещана, в числе других, и дорожникам. Гость выразил надежду на скорую отдачу разрабатываемых проектов.

1.4.       Создание Поволжской финансово-промышленной группы

В марте в Астрахани состоялось межрегиональное совещание по организации промышленного производства серного бетона (по технологии Института создания строительных материалов) в рамках Поволжской финансово-промышленной группы (ПФПГ). Создаваемая группа должна объединить под патронажем Российской академии архитектурно-строительных наук промышленный, финансовый и научный потенциал трех областей — Саратовской, Волгоградской и Астраханской. Подготовительная работа по созданию ПФПГ началась в 1994 и ведется в тесном контакте с главой Астраханской области А.Гужвиным. Ряд астраханских предприятий, включая АО «Астраханьгазпром», Северокаспийское морское пароходство и др. выразили свое согласие на участие в ПФПГ. Группа будет организована в виде акционерного общества с участием администраций упомянутых областей, а также заинтересованных предприятий. Структуру распределения уставного фонда между участниками, так же как его величину, акционеры пока определять не стали. Однако уже сейчас можно сказать, что порядок размера уставного капитала сто миллиардов рублей. В числе главных задач ПФПГ — внедрение новых технологий в производстве строительных материалов и строительство в рамках федеральной программы «Жилище», в рамках которой предполагается осуществить малоэтажную застройку. Одна из перспективных задач — привлечение средств населения путем выпуска личных сертификатов.

На совещании тесно переплелись проблемы создания ПФПГ с проблемами создания индустрии серного бетона в Астраханской области. Его производство предполагается организовать из запасов нетоварной серы и других серных композитов, скопившейся на складах Газпрома. Использование местных компонентов позволит значительно сократить строительные затраты.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Областное Представительное собрание

В феврале областное Представительное собрание приняло закон «О нормативных и иных правовых актах Астраханской области», в котором регламентируется порядок подготовки и принятия, действия и контроля за исполнением законов. Во втором чтении был принят также закон «Об основах бюджетного устройства, бюджетного процесса Астраханской области».

2.2.       Межрегиональный семинар по проблемам местного самоуправления

В марте в области состоялся межрегиональный семинар «Проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации», организованный Российским союзом местного самоуправления (РСМС) и его астраханским отделением, Миннацем, комитетам Госдумы по вопросам местного самоуправления, администрацией города Астрахани. Выступивший на конференции глава обладминистрации Анатолий Гужвин рассказал о своем видении проблем местного самоуправления, предостерег от забегания вперед в решении некоторых проблем. Он призвал интенсифицировать законотворческие инициативы на местах до принятия закона на уровне федерации, так как конституционное право позволяет такие законы принимать, чем уже воспользовались несколько десятков областей. Глава высказал свою обеспокоенность судьбой дотационных районов Астраханской области, так как они при введении новой системы местного самоуправления окажутся в худших условиях по сравнению с недотационными, упрекнул администрацию Астрахани в непонимании проблем села, а Госдуму — в медленной работе по принятию законопроектов о местном самоуправлении.

После выступления А.Гужвина, открывавшего семинар, трудно было ожидать активности от представителей районов области — лишь двое из них высказали свои точки зрения на проблему местного самоуправления, остальные предпочли отмолчаться. На семинаре выступили представители структур — организаторов семинара. В.Виноградов познакомил собравшихся с проектом Устава области, опередив тем самым депутатов областного Представительного Собрания, которые уже довольно давно обещают познакомить общественность с этим проектом, но никак не перейдут от слов к делу.

Председатель областного Представительного Собрания Валерий Бородаев выдержал свое выступление в том духе, что принятия областных законов не нужно. После долгих и бурных дебатов эта «поправка» была принята.

Итогом семинара стало принятие «Рекомендаций по проблемам становления местного самоуправления в РФ». В них, в частности, говориться о необходимости создания ассоциации местных властей Астраханской, целью которой будет координация деятельности органов местного самоуправления и совместное решение общих задач. Эта ассоциация будет заниматься разработкой региональной политики в сфере местного самоуправления в Астраханской области и форм нормативной поддержки местного самоуправления и программ такой поддержки, обобщением опыта реформы местного самоуправления в различных регионах России и области, организацией подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления и т.п.

2.3.       Марш материнского сострадания

В марте в Астрахани состоялась массовая акция протеста против вооруженного конфликта в Чечне. Инициатором ее стали организаторы Марша материнского сострадания, следовавшего по маршруту Москва — Грозный. В Астрахани участники марша пробыли два дня и были приятно удивлены вниманием, которое проявили к ним областные власти, — для них была организована даже культурная программа, включающая посещение музеев — краеведческого и боевой славы. Как выяснилось ни в одном регионе их так не встречали. На улицах города никаких массовых мероприятий не проводилось — как из-за плохой погоды, так и из-за нежелания вызывать возможные осложнения в многонациональном городе. В зале областного Представительного Собрания было проведено гражданское собрание, в котором приняли участие представители администрации, депутатского корпуса, облвоенкомата, солдатские матери. Из Астрахани марш отправился в Элисту и далее — в Чечню.

2.4.       Общественно-политические организации

2.4.1.      Объединенный фронт трудящихся

В феврале состоялся областной съезд сторонников движения Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), в работе которого приняли участие представители 21 предприятия городских и сельских районов области, лидеры ряда профсоюзов. Участники съезда обменялись опытом работы. Организации ОФТ действуют на 30 крупных предприятиях. 7 его сторонников, избранных депутатами областного и городского Представительных Собраний. Особенно активны представители ОФТ на заводах «Прогресс», морском судостроительном, первомайском судостроительном и судоремонтном, станкостроительном, ликероводочном, судоверфи им. Кирова.

Неполитических проблем не обсуждалось. Итогом работы стала резолюция «О задачах рабочего движения». Важнейшими из них участники съезда считают защиту рабочих от незаконных увольнений, включение в тексты коллективных договоров положений, предусматривающих своевременную выплату заработной платы и индексацию ее в случае задержки, прекращение практики принудительной отправки рабочих в неоплачиваемые отпуска. Съезд также счел, что за принудительные отпуска, связанные с прекращением работы, рабочие должны получать 2/3 зарплаты, и что зарплата руководителей не должна более чем втрое превышать среднюю зарплату на предприятии.

Съезд также принял решение организовать Заболтинскую и Трусовскую районные организации ОФТ, а также создать юридическую службу ОФТ.

2.4.2.      Либерально-демократический фонд

В феврале в областном отделе юстиции зарегистрирована новая общественно-политическая организация — астраханское региональное отделение Либерально-демократического фонда России (Б.Федорова). Председателем организации стал депутат Государственной Думы Владислав Виноградов, ответственным секретарем — Вадим Конев. Помимо поддержки и развития либеральных идей, реализации общественных проектов организация ставит своей целью участие в выборах во все уровни власти.

3.    КРИМИНАЛ И КОРРУПЦИЯ

В феврале в прокуратуре области состоялась дискуссия, которая подвела итоги ее работы за 1990-1994 г. Так, в частности, в докладе прокурора области Виктора Орехова отмечалось, что преступность в области выросла на 34% и составила в 1994 г. 17470 преступлений против 13 тысяч в 1990 г. Резко возросло за это пятилетие число умышленных убийств — на 54%., разбоев — на 28%, грабежей — на 32%, краж — на 64%, хулиганств — на 144%, преступлений, совершенных несовершеннолетними — на 109,4%.

В области, как было отмечено в докладе, ослаблена борьба с коррупцией. Указ президента РФ от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией» исполнялся на первых порах хотя бы в плане пресечения участия государственных служащих в предпринимательской деятельности, — но на этом все и закончилось. Дела, возбуждающиеся в отношении должностных лиц по фактам коррупции взяточничества и злоупотребления служебным положением расследовались длительное время, на низком профессиональном уровне и в отсутствии надлежащего прокурорского надзора, поэтому до сих пор некоторые из них не нашли законного разрешения.

4.    ЛЮДИ ГОДА-94

В начале февраля в Астрахани состоялась церемония вручения премий «Человек года-94». 13 лауреатов, чьи достижения в 1994 году были признаны наиболее значительными, получили премии в размере 1 млн. рублей и памятные сувениры. Организатором мероприятия выступили газета «Астраханские ведомости» и администрация области. В номинации «Производство» лауреатом стал генеральный директор АО «Судостроительный и судоремонтный завод им. III Интернационала» Семен Аптекарь. Предпринимателем №1 стал президент Астраханской торгово-промышленной палаты Алексей Кантемиров, лучшим финансистом — президент Волго-Каспийского акционерного банка Владимир Сухоруков. Премию по номинации «Средства массовой информации» получил редактор газеты «Астраханские известия» Игорь Бодров.

Источники

1. Гандеев А., Рыженков С. Астраханская область в октябре 1994 года // Политический мониторинг. М., ИГПИ, 1994 — №10.