Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в марте 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

Издано распоряжение правительства Ленинградской области «О временном порядке продажи земельных участков собственникам приватизированных и муниципальных предприятий в Ленинградской области». Номинальная цена земли устанавливается исходя из 200-кратной ставки земельного налога с учетом коэффициентов, зависящих от градостроительной ценности, категорий местонахождения, обустроенности и т.п. Продажная цена определяется как трехкратная величина нормативной. Покупатель обязуется выполнять требования Леноблкомзема и Леноблкомархитектуры, предъявляемые в связи с заключением договора о купле-продаже, а также представлять оговоренные права ограниченного пользования. Покупатель не может без согласия продавца передать права по договору третьим лицам. Если выкупается незастроенный участок, он должен быть застроен в трех лет или продан по истечении этого срока в порядке, предусмотренном законодательством для продажи государственных незастроенных участков. Договор о приватизации земли не может быть расторгнут после регистрации даже по соглашению сторон. Все споры рассматриваются только через арбитражный суд.

 

На заседании правительства Ленинградской области с участием почти всех глав районных администраций принято решение создать предприятие для пассажирских перевозок в области. Поводом для такого решения послужил отказ руководства петербургского «Пассажиравтотранса» заключить договор с властями Ленинградской области на взаимно приемлемых условиях. Администрация Ленинградской области считает, что из-за производимого по инициативе «Пассажиравтотранса» необоснованного повышения цен объем перевозок в области уменьшился на 6,3%, практически не закупается новый транспорт. Создаваемая организация должна проводить единую политику в сфере развития автобусных предприятий области, регулировать стоимость билетов. Был отмечен опыт п. Пикалево, где снижение цен на билеты дало не только полную загрузку транспорта, но и прибыль.

 

Правительство Ленинградской области издало распоряжение «Об образовании координирующего совета контролирующих и надзорных органов Ленинградской области». Совет является совещательным органом и работает на общественных началах. В него вошли представители 15 контролирующих и надзорных органов местного и федерального подчинения. Задачами Совета являются выявление случаев нарушения законов и других правовых актов, обмен информацией, организация и проведение совместных комплексных проверок деятельности областных органов исполнительной власти. Совет наделен правом вносить губернатору области рекомендации и запрашивать у должностных лиц необходимую информацию. Организационно-техническое обеспечение деятельности совета осуществляется аппаратом государственного контрольного комитета при губернаторе области. Председателем назначен А.Карпов (он же — председатель Госкомконтроля).

 

Правительство Ленинградской области издало распоряжение «О национальном парке «Вепсский лес». Министерству природопользования и экологической безопасности предложено обеспечить продолжение работ по проектированию национального парка. В переходный период предприятиям, занимающимся лесозаготовительной деятельностью на территории планируемого национального парка разрешено проведение рубок главного пользования в объемах, определяемых областным Комитетом по лесу.

 

Стало известно, что подготовлено совместное распоряжение мэра СПб и губернатора Ленинградской области о создании Управления администраций города и области по развитию садоводства и огородничества. Оно займется координацией совместной деятельности администраций по обустройству и обслуживанию садоводческих кооперативов. Возможно, тем самым сделан шаг в направлении сглаживания противоречий между двумя субъектами Федерации, ежегодно обостряющихся в дачный сезон.

 

По распоряжению мэра Ивангорода В.Дмитриева внезапно был отменен упрощенный порядок пересечения российско-эстонской границы для жителей эстонского г.Нарва (который отделяет от Ивангорода узкая река Нарва). По заявлению генерального консула РФ в Нарве, это было сделано по согласованию с администрацией Ленинградской области. В Нарве у генерального консульства РФ были выставлены пикеты, организованные гражданами РФ, проживающими в Нарве. Пикетчики заявляли, что эта акция противоречит заверениям руководства РФ о защите прав соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье.

 

Так как в Законодательном собрании Ленинградской области пока оставлен открытым спорный вопрос об образовании самостоятельного Рощинского района (входящего сейчас в Выборгский район), выборгские власти приняли компромиссное решение: постановлением главы администрации Выборга создана Рощинская экспериментальная территория, включающая 6 окрестных волостей с центром в Рощине. Утвержден состав объединенного органа управления — совета глав администраций под началом главы администрации п.Рощино, который стал седьмым по счету заместителем главы администрации г.Выборга. Сроки эксперимента не оговорены.

1.2.       Представительная власть

2 марта депутаты Законодательного собрания Ленинградской области утвердили список из 5 депутатов (в том числе председателя ЗС), которые будут работать на постоянной основе.

 

Принят закон «О социальной защите населения Ленинградской области», в котором определены принципы, по которым будет осуществляться поддержка более 20 льготных категорий населения. Помощь должна быть адресной, предусмотрен пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни и повышении МРОТ.

Принят закон «О льготном налогообложении общественных объединений инвалидов и предприятий, представляющих их интересы». (Оба эти закона приняты единогласно).

В первом чтении приняты законы о благотворительной деятельности (в отчете за прошлый месяц мы ошибочно сообщили о принятии этого закона в целом), о порядке предоставления земельных участков для ведения фермерских хозяйств и о льготном налогобложении средств массовой информации в Ленинградской области.

Большой спор возник вокруг включения в повестку дня вопроса о внесении изменений в Устав Ленинградской области. Речь шла о статье Устава, где закреплена процедура изменения границ области с другими субъектами Федерации. Правительство вопреки Уставу предложило исключить из этой процедуры общеобластной референдум, заменив его референдумом только тех территорий, которых касается изменение границ. Первоначально отклонив это предложение, после перерыва депутаты переголосовали по этому вопросу и приняли решение о внесении соответствующих изменений.

 

На этом же заседании депутаты отклонили законопроект «О поддержке малого предпринимательства», разработанный министерством экономики области. Отстаивала законопроект в ЗС министр экономики Галина Оксютик. Одной из задач документа его разработчик считает создание новых рабочих мест, увеличение налоговой базы для пополнения прежде всего местных бюджетов. Планировалось выделять не менее 2% расходной части областного бюджета для финансовой поддержки предпринимательства, реализации инвестиционных проектов, в которых заинтересованы конкретные территории. Предусматривалось создание наблюдательного совета из высших должностных лиц правительства, федеральных структур и представителей общественности. Г.Оксютик считает, что проект даже опередил по некоторым позициям нормы общероссийских правовых актов в этой сфере. Один из депутатов-противников законопроекта, В.Леонов заявил: «В справке, подготовленной правительством, сказано, что принятие закона необходимо для возрождения класса предпринимателей. Однако развитие экономики связано с организацией товарного производства, а не с классовой структурой общества. Проект служит интересам определенного социального заказа, реализация которого приведет не к росту объемов производства, а к усилению социальной розни. Законодательное собрание вольно или невольно хотели сделать соучастником преступления — ведь разжигание социальной розни запрещено Конституцией. Мы должны поддерживать тех предпринимателей, которые разрабатывают новую технологию или выпускают продукцию, удовлетворяющую общественные потребности с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Правительство должно доработать проект и назвать его «О поддержке инновационного предпринимательства»». Один из депутатов при обсуждении проекта сказал, что «негоже поддерживать торгашей двумя%ми бюджета». Нам не известно, выдвигались ли какие-то содержательные, а не идеологические претензии к законопроекту.

 

председатель созданной недавно временной депутатской комиссии по подготовке совместных для города и области программ депутат Законодательного собрания СПб, бывший вице-мэр СПб Вячеслав Щербаков высказал свои соображения о перспективах взаимодействия города и области. Он заметил, что расхожее мнение о том, что Ленинградская область не проживет без города, является ошибочным. Нельзя не видеть, что именно город оказался в условиях острого дефицита жизненного пространства, т.е. территории для проживания, хозяйственной деятельности и отдыха. Однако многие из тех, кто стремится реализовать в принципе верную идею объединения, предлагают механизмы, где во главу угла ставятся интересы управления регионом, а не интересы населения. Щербаков убежден, что к этой качественно новой форме существования в рамках единого субъекта Федерации надо идти не через революцию регионального масштаба, а постепенно, через новое содержание совместной деятельности. Начинать надо с шагов, не требующих значительных преобразований в структурах власти и управления. Первым шагом могло бы стать единое региональное Законодательное собрание. Представляется также привлекательной идея выборов единого губернатора для города и области, который мог бы стать генератором всех объединительных процессов.

1.3.       Суд

В г.Приозерске завершился судебный процесс по делу работников Выборгской налоговой инспекции — бывшего начальника ГНИ по Выборгскому району М.Лазеевой и сотрудниц инспекции Е.Махониной и Т.Рышковой. Им было предъявлено обвинение в хищении государственных средств в крупных размерах путем злоупотребления служебным положением, а М.Лазеевой также и в получении крупной взятки за невыполнение в интересах взяткодателя служебных действий. Суть дела в том, что в конце 1993 года Выборгская ГНИ выявила крупную задолженность ПО «Светогорск» перед государством. Генеральный директор ПО Г.Калуга обратился к начальнику ГНИ Лазеевой с просьбой об отсрочке платежа. С аналогичной просьбой обратился к ней и представитель одного из московских партнеров «Светогорска» — АОЗТ «Новинское», который предложил ей купить автомобиль «Жигули» всего за 1 млн. рублей. Соблазнившись этим предложением, Лазеева подписала прошение Г.Калуги и получила автомобиль и в придачу к нему документ о том, что машина стоила якобы 5 млн.450 тыс. рублей. (Напомним, что Г.Калуга входит сейчас в совет директоров АООТ «Светогорск», контрольный пакет которого недавно перешел в руки шведского концерна «Тетра Лаваль», о чем мы сообщали ранее — [1]. По другому эпизоду Лазеева и две ее подчиненных, пользуясь служебным положением, незаконно перевели в фонд развития Выборгской ГНИ около миллиарда рублей.

Следует отметить, что это уголовное дело с самого начала было окружено заговором молчания: о его возбуждении не были проинформированы даже сотрудники аппарата Выборгской мэрии. Когда же сведения просочились в печать, это вызвало явное неодобрение властей г.Выборга вплоть до того, что на одном из совещаний в мэрии прозвучали обвинения в адрес газеты «Вести» в передергивании фактов.

Суд признал Лазееву виновной в получении взятки и приговорил к 5 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. Однако по эпизоду о хищении государственных средств суд признал всех троих подсудимых невиновными и вынес оправдательный приговор. Однако судом был признан факт совершения инкриминируемых действий, но как было установлено, деньги не были изъяты из фондов государства и воспользоваться этими средствами в личных целях подсудимые не смогли. Обвинение внесло протест с требованием пересмотра приговора, теперь дело будет рассматриваться в областном суде.

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

2.1.       Общественные движения

Партия «зеленых» распространила информацию о том, что закончилось проведение расследования обстоятельств размещения садоводства ПО «Союз» на территории государственного заказника «Линдуловская роща» [1, 2]. Было установлено, что ряд должностных лиц, проводивших экологическую экспертизу данного землеотвода и давших разрешение на него, имели личную корыстную заинтересованность в размещении садоводства на территории заказника. Материалы расследования «зеленые» собираются представить в Ленинградский областной суд во время очередного судебного заседания по делу о «Линдуловской роще».

2.2.       Профсоюзы

1 марта все средние школы г.Приозерска провели однодневную предупредительную забастовку. Причина — крайне низкая зарплата, задержки ее выплаты, отсутствие средств на обеспечение учебного процесса. Учителя требуют изменить порядок финансирования, вернув народное образование из районного в областное подчинение. Несмотря на приглашение, никто из представителей области на забастовку не прибыл.

 

В середине месяца произошла забастовка работников СМУ-1 г.Сосновый Бор, занятых в строительных работах на Ленинградской атомной станции. Причина — невыплата зарплаты с декабря 1994 г. Рабочие создали свой профсоюз, после чего вошли в СПб-объединение свободных профсоюзов «Справедливость», только после этого прекратили работу. В ответ руководство Управления строительства распорядилось выплатить зарплату за декабрь, а далее перешло к силовым методам — у части профсоюзных активистов на контрольно-пропускном пункте ЛАЭС были отобраны пропуска. Начальник СМУ объяснил такие действия тем, что на атомных электростанциях забастовки запрещены законом. На это лидер профсоюза Т.Подповедная заявляет, что принудительный труд без оплаты запрещен Конституцией.

2.3.       Общественная палата при полномочном представителе президента в Ленинградской области

На заседании Общественной палаты 28 марта обсуждали проблемы молодежной политики. Речь шла о занятости молодежи, молодежной преступности, об отсутствии средств на решение всех этих проблем. Многие выступавшие говорили о том, что призыв в армию, скорее всего, будет сорван из-за событий в Чечне, а те, кого удастся призвать, не подготовлены к службе ни физически, ни морально. Одна из участниц, представительница Комитета по делам молодежи г.Сосновый Бор в качестве выхода из положения предложила возродить игру «Зарница». Другое не менее «конструктивное» предложение сделал некий священник, о. Игорь — установить верховенство православия над всеми прочими религиями и бороться с космополитизмом.

3.    ЭКОНОМИКА, ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ

В конце месяца возникла тревожная атмосфера вокруг одного из предприятий Ленинградской области — АООТ «Киришский хладокомбинат». Развернулась интенсивная скупка акций у работников предприятия, проводимая прямо на территории завода. Акции предприятия сегодня сосредоточены у трех основных акционеров: Фонда имущества Ленинградской области, группы предприятий г.Кириши и некоторых структур в Санкт-Петербурге, причем у киришских акционеров всего на 7-10% акций больше, чем у петербургских. Руководство и работники предприятия считают, что скупка акций ведется в пользу акционеров из СПб. Ситуация обострилась настолько, что глава администрации Киришского района обратился за поддержкой в правительство Ленинградской области. В его обращении говорится, что существует опасность перехода предприятия под полное влияние СПб и переноса основной коммерческой деятельности в город. Это приведет к снижению валовых доходов и налоговых поступлений в бюджет Ленинградской области. Можно сослаться на прецедент — не так давно Кириши в результате реализации аналогичной схемы уже потеряли молокозавод, перешедший к Петербургской фирме «Петмол». Однако новый хозяин, разрекламировавший себя путем широкомасштабной кампании в прессе, не смог найти средств для инвестиций. В итоге через 2 года производство вернулось в Кириши будучи уже совершенно разрушенным.

Источники

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в сентябре 1994 года // Политический мониторинг. — М.— ИГПИ. — 1994, №9, ч.1.

2. Драбкина Т. Ленинградская область в январе 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ. — 1995, №1, ч.1.