Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Игорь СЕМЕНОВ

Саратовская область

в феврале-марте 1995 года

1.    СИТУАЦИЯ ВОКРУГ УСТАВА ОБЛАСТИ И ОБЛАСТНЫХ ЗАКОНОВ

В феврале — марте после некоторого перерыва, связанного с тем, что внимание общественности, политических институтов и средств массовой информации было переключено на чеченский кризис, в центре политической жизни области вновь оказался конфликт между Саратовской областной Думой и главой администрации Ю.Белых по поводу принятия и вступления в силу Устава области и связанных с ним законов «О местном самоуправлении в Саратовской области» (принят в первом чтении 2 марта 1995 года) [1] и «О выборах в органы местного самоуправления» (принят в первом чтении 14 марта 1995 года).

Губернатор, используя прозрачные канцелярские приемы (типа того, который не прошел 15 декабря 1994 года, в день принятия Думой Устава, когда Ю.Белых подал перечень поправок (35 штук), датированный 14 ноября 1994 года [2]), и совместно с Думой играя диалог глухих, всячески оттягивает сроки выборов, которые, теперь уже можно с уверенностью предположить, состоятся не раньше декабря 1995 года.

Характерна риторика главы администрации в «Открытом письме депутатам Саратовской областной Думе» (аллюзия на тему рождающей мышей (законы) горы (Думы): «Первая из них, так называемый устав области, еще не встала на ноги, а уже пищат еще две сестрицы» и вывод: «Ваше решение от 15 декабря 1994 года считаю проектом (курсив мой. — И.С.) устава области, принятом во втором чтении. Стол переговоров и согласительных процедур ждет вас» [3].

«Переговоры» с трибун и на страницах газет состояли из многочисленных кивков оппонентов друг на друга, длительных пауз, истолкований замечаний и заключений всевозможных инстанций (от прокуратуры области до ГПУ президента и позиции руководителя его аппарата), взаимного удивления по поводу нефункционирования согласительной паритетной комиссии, обвинений в правовом нигилизме и заявлений о желании заполнить правовой вакуум, обличений в стремлении перекроить власть и удержать монополию на нее как можно дольше [2].

Эту странную дискуссию прорвало первое официальное прямое обращение областной Думы к главе администрации от 28 февраля с требованием либо отменить постановление от 17 декабря (отменяющее, в свою очередь, акт принятия Думой Устава как противоречащего Конституции, — кстати, объявленного тогда обращения в Конституционный суд так и не последовало), либо дать Думе свои замечания по тексту Устава [4].

После этого выяснилось, что Дума «не направляла» официально Устав на подпись губернатору, тем самым нарушив порядок прохождения и обнародования Устава, так что Думе пришлось «повторить». 21 марта поправки главы администрации были направлены в Думу. 33 из них (редакционные) приняты, 48 отклонены (в том числе одна собственно губернаторская — о назначении главы администрации области президентом, остальные принадлежали правовому управлению администрации президента РФ). Текст Устава был во второй раз направлен на подпись Ю.Белых.

Вполне очевидно, что в апреле Дума преодолеет 2/3 голосов повторяющееся вето главы администрации и Устав области должен будет вступить в силу [5]. Что, естественно, не будет означать окончания конфликта и, тем более, победы Думы.

Что касается остальных двух законов, то совещанием глав администраций городов и районов области в «Обращении к депутатам областной Думы» их принятие признано «несвоевременным и нецелесообразным» и предложено провести обсуждение в трудовых коллективах, расширить состав рабочей комиссии по подготовке проектов за счет «субъектов местного самоуправления» (нарушается паритет Думы и обладминистрации). В итоге «широкого обсуждения» следует согласовать текст на совместном заседании коллегии обладминистрации и Думы, после чего принять «во втором чтении» и до выхода федеральных законов не рассматривать в третьем. В апреле — мае, однако, следует ожидать принятия и этих законов [6,7].

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.       Смена вех в ДВР

Наиболее заметные события в партийной жизни произошли у «выбороссов». Они связаны с падением единственного, безусловного и бессменного лидера саратовских «демократов» В.Н.Давыдова.

Бывший лидер «ДемРоссии» накопил за время своего лидерства слишком большую инерцию, чтобы достаточно гибко реагировать на изменившуюся ситуацию на политическом поле России в целом и в Саратовской области в частности, — несмотря на значительную личную продвинутость в делах партийного строительства, подкованность в политграмоте и определенные финансовые возможности.

Валерий Давыдов, как возможно и многие другие регионалы, перешедшие из «деморосского» в «выборосское» состояние, психологически не мог не ощутить свою внутреннюю инородность в новой структуре. И после декабрьского (1993 — выборы в Госдуму) и, особенно, майского (1994 — выборы в областную Думу) относительного провала «Выбора», получившего только одного списочного депутата и ни одного по территориальным округам, эти настроения начали проявляться, в частности, в дистанцировании от гайдаровской партии (ДВР) и упоре на движении — Давыдов был избран его сопредседателем на федеральном уровне.

Однако на местном уровне В.Давыдов явно переоценил крепость своих позиций. Сложившейся ситуацией воспользовалась группа «функционеров»-республиканцев, фактически составившая костяк саратовской ДВР. Наиболее динамичная и прагматичная часть СО РПРФ ориентировалась на «Выбор России» и лично В.Давыдова (Э.Кулиев, Е.Сергун, А.Богданов) и вскоре после выборов в Госдуму осуществила переворот в местной РПРФ, избавившись от более маргинальной части во главе с прежним председателем В.Санатином, попытавшемся инициировать создание «ЯБЛока» (по технологии, сходной с нижеизложенной). Однако относительный провал на майских 1994 года выборах, видимо заставил задуматься о перспективах и их.

Вопрос упирался только в альтернативный источник финансирования. И он был найден. Деньги при условии выдвижения, вероятно, в мэры, давал Владимир Родионов крупный предприниматель, президент баскетбольного клуба «Автодорожник», один из спонсоров майских выборов ДВР (совокупные цифры, видимо, восьмизначны). Новые условия позволяли этой группе вырваться из под авторитарного пресса В.Давыдова, с трудом переваривающего интеллектуальную конкуренцию, и пытаться, манипулируя цепким, силовым хозяйственником, но наивным и неуклюжим политиком В.Родионовым, получить крупное финансирование и новые связи в администрации.

В.Давыдов, стремясь опереться на аморфные структуры движения, позволяющие сохранять доминирующее положение «вождя демшизы», попытался начать дрейф в сторону политического центра, с потенциальной целью объединить своей фигурой все продемократические силы. Это, опять же, не могло понравиться «кадрам», теряющим при таком раскладе рейтинг. С другой стороны, постепенно утвердившись в областной Думе благодаря известному профессионализму в экономических вопросах, Давыдов наладил отношения с сенатором Д.Аяцковым, очевидно рассчитывая на занятие поста заместителя по экономике после — казавшейся еще недавно неминуемой, но в последнее время все более туманной — победы последнего на выборах губернатора. Отсутствие какой-либо самостоятельной партийной позиции ВР в областной Думе, в связи с этим, так же не могло понравиться «партийцам».

Опираясь на Москву, республиканцы полностью подчинились ее централизму, и выступили с критикой Давыдова как «гвардии рядовые», так что Давыдов практически без боя уступил пост председателя саратовской ДВР Родионову, избегавшему до этого открытой схватки. Выйти из тени последнего подтолкнула (как минимум) жесткая подковерная схватка родионовской «Волгонефти» с крепко связанным с Аяцковым АО «Нарат» за владение акциями АО «Крекинг», с перспективой монополии на рынке энергоносителей (уже сейчас, при том что область располагает собственной нефтеперерабатывающей промышленностью цена на бензин и дизтопливо самая высокая в Поволжье [8].

В такой ситуации сотрудничества движения и партии не получилось. Недовольный наличием большинства у «партийцев» в Политсовете ВР, что связывало Давыдову руки (к чему он не привык), последний согласился на проведение отчетно-выборной конференции движения, состоявшегося марта 1995 года, к которой В.Давыдов рассчитывал подготовиться, организовав отделения ВР в районах города и области и сформировав на конференции Политсовет по квотному принципу — от районов и коллективных членов. Однако «партийцы» оказались предприимчивей и наглей, и, имея за спиной финансовую и силовую поддержку Родионова, собрали больше народа в нескольких вновь созданных городских организациях (100 делегатов на 90). Нарушив предварительное соглашение с Давыдовым, они перешли в открытую скандальную борьбу с последним. В итоге Давыдов снял свою кандидатуру, а председателем ВР был избран Родионов. В Политсовете большинство оказалось за Давыдовым (что, впрочем, можно рассматривать как временное явление) [9].

В ДВР разворачивается подготовка к выборам и активно проводятся консультации с администрацией в расчете заключить блок с Ю.Белых против Д.Аяцкова. Нужно еще учесть и то, что новый первый заместитель губернатора Л.Ващенков — бывший директор АО «Химволокно», где новый директор сейчас — активный деятель ДВР А.Богданов. Однако не исключается возможность, что, опираясь на широкие предпринимательские и хозяйственные слои, Родионов попробует побороться и за губернаторское кресло. По некоторым сведениям, кандидатура Аяцкова, оказавшегося не в состоянии выполнить даваемые направо и налево обещания, в их глазах много потеряла и сравнялась в непопулярности с Белых, в связи с чем всплыли фамилии В.Родионова и В.Володина (заместитель председателя областной Думы, политик-прагматик «новой волны»). Однако реальные шансы обоих, даже при условии предпринимательско-хозяйственной поддержки представляются неопределенными. (Кстати, следует заметить, что в «отчетный период» состоялся визит — возможно, «разведывательного» характера — в область еще одного потенциального претендента на губернаторское кресло — председателя комитета по промышленности, транспорту и связи Госдумы В.Гусева; летом 1994 года накануне казавшихся тогда неминуемыми осенних или зимних выборов губернатора Гусев также побывал в области).

В целом можно сказать, что смена лидера саратовских выбороссов знаменует собой новый этап в эволюции местной радикально-либеральной партийной верхушки от советского демопопулизма к либеральному прагматизму с авантюрным душком. Методика метаморфозы в более мягком варианте повторяет самарский сценарий [37].

2.2.       Новые организации

2.2.1.      Российская партия социальной демократии (РПСД)

На разосланное по региональным администрациям письмо-предложение Александра Яковлева включиться в создание новой партии социальной демократии охотно откликнулись несколько деятелей, группирующихся вокруг фигуры представителя президента в саратовской области Владимира Головачева. Формальной главой (первоначально Саратовской областной организации РДДР) саратовской организации РПСД, стал Лев Илюхин, со скандалом снятый в 1993 году с должности главы областной службы занятости. Обращает на себя внимание и участие в новой структуре Валентина Ступина, бывшего первого секретаря Волжского райкома КПСС. Новая организация вызвала некоторый интерес в основном среди кадров саратовской администрации [10-11]. Ранее В.Головачев пытался стать у истоков саратовской ПЭС, но в дееспособную организацию это предприятие так и не вылилось.

2.2.2.      Либерально-демократический фонд (ЛДФ)

Не преминул воспользоваться новым лейблом известный организатор политических избирательных образований (впрочем, не слишком удачных) республиканец Виталий Павлов, активный участник «ЯБЛочных» (с В.Санатиным) и ПРЕС (с В.Портновым) структур. Теперь он стал единоличным лидером движения Б.Федорова в Саратове [12].

2.2.3.      Партия «Демократическая Россия»

Новую продавыдовскую структуру внутри саратовского отделения ВР возглавил известный в прошлом демтусовщик, бывший депутат горсовета Игорь Дремов. На учредительном собрании присутствовало пять человек [12].

2.2.4.      Демократическая альтернатива (ДА!)

Часть саратовских «ЯБЛочников», возглавляемая Александром Жаворонским, влилась в «Демократическую альтернативу» И.Яковенко-Шостаковского. Жаворонский избран в политсовет ДА [12].

2.2.5.      Всероссийское офицерское собрание

В Центральный совет федеральной организации избраны саратовцы: отставные генерал-майор Владимир Холин (бывший руководитель аппарата облсовета) и полковник Виктор Уханев (бывший заместитель председателя облсовета); готовится к регистрации местная организация Всероссийского офицерского собрания [13,14].

2.2.6.      Союз казачьих формирований (СКФ)

Создано Саратовское региональное отделение СКФ. На должность Наказного атамана СРО назначен, войсковой старшина Владимир Батанов, бывший атаман Верхне-Хоперского округа в составе Союза казаков. В прессе продолжается полемика вокруг организаций саратовских казаков, более похожая на рекламу незначительных казачьих групп области [15-18]).

2.3.       ФНПР

3 марта прошла 1-я конференция Федерации профсоюзных организаций области. Областную ФНПР, насчитывающую почти миллион членов, на конференции представляли 235 делегатов (из них 64 профсоюзных активиста-общественника, 35 руководителей предприятий и 130 освобожденных профсоюзных работников, в числе которых 63 — председатели профкомов). Председателем федерации профорганизаций области был переизбран Евгений Рогожин. На прошедшем сразу после конференции пленуме были избраны заместители председателя: Михаил Ткаченко, работавший председателем обкома профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, и Эдуард Постерьга — заведующий отделом по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся федерации профсоюзов области. А председателем ревизионной комиссии конференция назвала начальника финансового отдела администрации Волжского района Сергея Сорокина.

2.4.       «За народовластие»

25 февраля представители организаций, входящих в блок «За народовластие», созданный год назад для участия в выборах областной Думы, собрались в Доме знаний на конференцию. Проведение этого мероприятия должно было положить начало новому этапу существования блока в контексте подготовки к возможным федеральным и местным выборам.

В почетном президиуме конференции присутствовали члены руководства практически всех участвующих в блоке объединений — заместитель председателя Саратовской областной Думы Валерий Рашкин (КП РФ), депутат облдумы Валентина Боброва («Женщины России»), депутат облдумы Николай Солдатов (РКРП), Валерий Слепов (Союз товаропроизводителей Саратовской области), Григорий Сидоров (Областной совет ветеранов), Виктор Уханев (недавно образованный Союз офицеров «Гарантия»). Там же присутствовал депутат Госдумы, член КП РФ Анатолий Гордеев и представители ряда союзных блоку объединений — депутат облдумы Борис Дворкин (Аграрная партия России) и Николай Телегин (Областная организация Российского фонда инвалидов войны в Афганистане). В.Рашкин сообщил, что в ряде районов блок «За народовластие» до сих пор не существует де-факто, и без восполнения этого пробела дальнейших политических успехов добиться не удастся. Также сохраняется проблема выдвижения единых кандидатов по округам. Рашкин подчеркнул, что на выборы органов местного самоуправления блок должен выйти, имея только одного согласованного кандидата по каждому округу и превратить их в генеральную пробу сил перед выборами федеральными.

Заявление о присоединении своей организации к блоку сделал присутствующий в президиуме Николай Телегин, представитель местной организации Фонда инвалидов войны в Афганистане. Оглашена была и информация о существовании такого заявления областной организации Федерации независимых профсоюзов России. Оба заявления решено было удовлетворить.

По итогам конференции было принято обращение к гражданам области, рассказывающее о блоке «За народовластие» и разъясняющее его платформу и лозунги [19].

Лидер саратовской организации Аграрной партии также считает, что препятствий для союза его парторганизации с блоком «За народовластие не существует.

3.    ВТОРОЙ КОНГРЕСС ЗЕМЛЯЧЕСТВА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ

Конгресс состоялся 17-19 марта в Саратове и собрал около 140 делегатов из Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Пензы, Ульяновска, Татарстана, Башкортостана и Калмыкии; присутствовало 36 гостей, в том числе генеральный консул недавно открывшегося в Саратове (наряду с Новосибирском) генерального консульства Ю.Штельтцер [20].

Конгресс оказался плановым мероприятием, не внесшим каких-либо принципиальных изменений в процесс превращения ЗНП в чисто культурно-хозяйственную структуру развивающуюся на берегах российско-германских денежных потоков. Понимая бесперспективность надежд на восстановление немецкой автономии на Волге и учитывая фактически введенный мораторий на территориальную реабилитацию репрессированных народов в РФ, руководство российских немцев, тем не менее, пользуясь сохранением в Конституции России принципа национально-территориального деления, продолжают использовать лозунг полной реабилитации в виде некого торгового жупела на переговорах с Москвой, а внутри движения — как единственную несущую идеологическую конструкцию.

Основные же усилия руководства движения сосредоточены на формировании собственных экономических структур, которые должны развиться за счет финансировании из центра и предполагаемых льгот, по прежнему чаемых в связи с переселением российских немцев на Волгу. Поэтому фундаментом работы ЗНП становится формирование национальных районов и немецкого самоуправления (уже существуют два национальных немецких района на Алтае и в Омской области, а также национальный немецкий сельсовет в Ульяновской области, не говоря об относительной продвинутости в этом отношении ситуации в Ближнем Зарубежье — Казахстане, Кыргызстане, Крыму). В перспективе — организация собственного стабильного финансирования (через местные налоги) национально-культурных учреждений в местах самоуправления и лоббирование через легальное представительство в органах федеральной власти. На конгрессе было принято решение об изменении Устава ЗНП — с целью дать последнему возможность активно участвовать в выборах на всех уровнях, особенно в случае наличия зарезервированного для немцев места в представительном органе власти (как в Крыму). Однако такая прагматичная программа как самодостаточная, пока активно не транслируется, особенно внутри движения.

Вообще в Поволжском регионе обустраивается 24 компактных немецких поселения (в Саратовской области — 10, в Волгоградской — 7, в Самарской — 4, в Ульяновской — 3). Однако если в Самарской и Ульяновской областях, где никогда не стоял вопрос о немецкой республике, администрации передают большую часть полномочий российско-немецким организациям и структурам, то в Волгоградской и Саратовской они это делают гораздо осторожнее и с большими сложностями, несмотря на существование Указа президента РФ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев» от 21 февраля 1992 года, предусматривающего создание национального района в Саратовской области и национального округа в Волгоградской. Особенно упорствуют представительные органы. Максимум, что удалось достичь российским немцам — создать на основании постановлений администраций соответствующих областей самостоятельные администрации в компактных немецких поселениях — п.Бурный (Краснопартизанский район Саратовской области) и п.Галки (Камышинский район Волгоградской области).

Правительственный Оргкомитет, включающий в себя Московскую, Саратовскую и Волгоградскую части во главе с заместителем председателя Госкомнаца В.Серяковым, по реализации данного Указа не работает; впрочем, рабочие группы Оргкомитета (во главе с Ф.Вестовым и А.Гельвигом) все равно не имеют серьезных полномочий и финансовых ресурсов.

Что касается Российско-Германской межправительственой комиссии (Н.Егоров — Миннац, Ю.Белых — Саратовская область, И.Шабунин — Волгоградская область, Ю.Гаар — ЗНП, Х.Ваффеншмидт — МВД ФРГ), то российская сторона только начинает финансирование и проработку механизма реализации совместных проектов (его документальную базу). Решающую роль здесь играет аппарат Госкомнаца, а приглашаемая на заседания сторона (ЗНП) слабо влияет на работу комиссии.

Что касается германской стороны, первые два года финансировавшей проекты практически в одностороннем порядке, то она действует через посредников в лице VDA, KFW, AHT, стремящихся действовать независимо от организаций российских немцев. Ситуация для ЗНП осложняется тем, что если российская сторона теперь направляет в Поволжье более половины выделяемых из бюджета средств на реализацию Указов президента и межправительственного Российско-Германского протокола о содействии в восстановлении государственности немцев в Поволжье — в рамках Российско-Германского Договора, инструментом для совместной работы по которому и является комиссия, то Германская сторона акцент финансовой поддержки сместила на Сибирь, где перспективы создания территориальных немецких образований сейчас куда лучше.

Сложности у ЗНП возникли и с германской фирмой АНТ, реализовывавшей свой проект (в соответствии со специальным Указом президента РФ и финансировавшийся правительствами Германии и России) по созданию компактных поселений российских немцев на базе фермерских агрокомплексов в Саратовской, Самарской и Волгоградской областях (в Самарской и Саратовской областях проект уже завершен, в Волгоградской практически сорван).

Но особенно серьезным оказался конфликт ЗНП с крупнейшим посредником германской помощи в РФ — VDA, отказавшимся отдавать организациям российских немцев приоритет в реализации серьезных коммерческих и хозяйственных проектов и предложившим им участвовать в конкурсах на равных с другими фирмами условиях. Активное противодействие ЗНП привело к тому, что Германская сторона вынуждена была отстранить VDA от координации в Поволжском регионе и уже почти год как этим вопросом занимается GTZ, которая, однако, сама пока не в состоянии реализовывать проекты в Поволжье. Эти программы пытается сейчас взять на себя недавно созданное под эгидой ЗНП АО «Немецкий Дом».

Кроме германской стороны ЗНП пытается задействовать и российскую — в Миннац представлена заявка с предложением финансирования федеральной программы переселения и обустройства немецких семей в Саратовской области на 1995 год через «Немецкий Дом». Последний пытается перехватить идею регионального общества АО «Волга — Развитие» и заменить его. Тем более что он так и не начал работать, как и общественно-государственный фонд «Российские немцы», созданный по двухлетней давности Указу президента РФ. Вместе с Поволжским немецким банком («WDB — банк», председатель правления — В.Шмидт, член Совета ЗНП) и другими подобными структурами АО «Немецкий Дом», в случае успешного осуществления задуманных проектов, может помочь ЗНП усилить свое влияние в области, а в перспективе — как мощная корпоративная структура — непосредственно способствовать созданию немецких территориальных образований в Поволжье.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Корпоративные тенденции

В феврале — марте в области явственно проявились инициируемые административными инстанциями стремления к прогосударственной корпоративности. Развитие корпораций могло бы помочь переструктурироваться в новой социально-экономической реальности различным региональным институтам. С другой стороны, новые организации можно рассматривать и как удобные рычаги монополистического упорядочивания социальных и экономических процессов. На совещании в городской администрации 13 февраля Д.Аяцков заявил, что нужно «все фонды, банки и бюджет свести к единому механизму»,»нанизать их на шампур, чтобы они работали на город» [21].

15 февраля 67 предприятиями и организациями (в основном средней руки) была учреждена Саратовская региональная финансово-промышленная корпорация, уставной фонд 500 млн. руб., с долей бюджетных средств в 25% («Фонд стабилизации»). Председатель совета директоров — В.Н.Мишин, председатель комитета по экономике областной администрации, президент — В.Н.Солдаткин, генеральный директор энгельского завода топливных фильтров. Организаторы ссылаются на существование подобных инвестиционно-промышленных институтов в 12 штатах США и прецендент создания подобной структуры в Иркутской области[1]. Основной акцент — стабильность и прибыльность. Целью создания СРФПК со стороны администрации является видимо, в первую очередь, еще раз попытаться опереться на надежные экономические структуры, обойдя слишком самостоятельные гиганты ВПК (и ТЭК), находящиеся на грани остановки. Перспективными целями могут быть — налаживание эффективных переливаний капитала из государственных в частные структуры (как «левых», так и легального инвестирования), из банковских в промышленные, из «зеленых» накоплений населения и «теневых капиталов» (посредством выпуска обеспеченных государственными гарантиями ценных бумаг на предъявителя — эмиссии на сумму в 100 млрд. руб., как заявлено в печати) — в «публичный» сектор. В целом главное здесь для администрации — налаживание эффективного практического контроля за экономической сферой, что как бы должно постепенно заменить современные топорные волевые решения управленцев [22-24].

Преуспевающий коммерческий банк «Порта» (Александр Благодаров) в альянсе с саратовским отделением «Центробанка» в русле этого движения предложил создать единую финансовую структуру, с целью аккумуляции средств всех небанковских структур [25].

В марте в Саратовской области создана областная продовольственная корпорация при управлении сельского хозяйства и продовольствия и региональный продовольственный фонд, выделены кредиты и бюджетные ссуды. Иными словами восстановлены централизованные закупки сельскохозяйственной продукции. Кроме этого предполагается организация товарных операций для продовольственной интервенции на рынке продовольствия [26].

Логично в рамках этого процесса выглядит тот факт, что в связи с созданием областного отделения Федерального казначейства глава областной администрации Ю.Белых выразил некоторое сомнение в лояльности нового органа: «если оно будет существовать вне местной власти, то будет работать «против нас»[27].

Создан также совет глав администраций городов и районов при главе администрации области, в который вошли, однако, не все главы (только 13). Очевидно, новый орган инициирован для противоположной облдуме чаши весов [28].

В этом контексте заслуживают упоминания и другие факты «интеграции». Так, началось формирование, согласно постановлению обладминистрации, совместных (из представителей работодателей и трудовых коллективов) комитетов (комиссий) по охране труда [29]. Сформирована областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, — на паритетной основе из объединения работодателей, объединения профессиональных союзов и администрации Саратовский области [30].

4.2.       Банкротства

4.2.1.      «Тантал»

Завершился самый громкий в области за прошедший — начало нынешнего годы арбитражный процесс: «Экономбанк» (бывший «Промстройбанк») впервые на территории Саратовской области создал прецедент, когда кредитор попытался добиться объявления должника банкротом (в Саратове почти четыре десятка предприятий получили акт о неплатежеспособности).

Дело в арбитражном суде лежало более 8 месяцев. Вся собственность должника — одного из крупнейших в Саратовской области завода «Тантал» территориальным агентством по банкротству оценена в 45,3 млрд. руб., сумма долгов — более 49 млрд. руб. (52 млрд [31]), скупленных, в основном, у кредиторов «Экономбанком». В этой ситуации «Тантал» пошел на переговоры и состоялось примирение. «Экономбанку» передан пакет акций марксовского филиала «Тантала» — «Родона» [32] (по другим источникам — и профилакторий). Областной администрации передано в счет долга бюджету пятиэтажное административное здание [33].

4.2.2.      «Поволжье-С»

Фактическим банкротом оказалась крупнейшая предпринимательская структура области — концерн «Поволжье-С». Его президент Александр Скорынин, отбыв в трехдневную командировку на Кипр, более месяца остается там. По конфиденциальным сведениям, осенью 1995 года следует ждать арбитражного процесса по делу о банкротстве концерна.

4.3.       «Большая Волга»

14 февраля 1995 года в Саратове состоялось заседание комитета по сельскому хозяйству и продовольствию ассоциации «Большая Волга». Участвовали заместители глав администраций Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Ульяновска, Пензы, Нижнего Новгорода, а так же представители Чувашии. В своем выступлении Ю.Белых заявил о «непонимании федеральными властями структурных процессов, которые происходят в недрах уже нового села с новой экономикой». Из всех делегаций только астраханский представитель привез пакет предложений, которые должны лечь в основу договора по экономическому сотрудничеству между Астраханской и Саратовской областями. Участники заседания приняли обращение к президенту РФ, Федеральному Собранию, Государственной Думе, правительству РФ, в котором говорится о том что «нынешняя ценовая, кредитная, налоговая и инвестиционная политика полностью расстроила финансовое состояние отрасли» (АПК) и содержатся предложения «по спасению АПК» регионов (льготные кредиты, снижение налогов, списание задолженностей, приватизация предприятий перерабатывающих продукцию АПК, регулирование цен на энергоносители, создание региональных продовольственных фондов и т.п.) [34-36].

Источники

1. Закон о местном самоуправлении принят в первом чтении // Саратов. — 1995. — 3 марта — С.1.

2. Устав области: хроника принятия и непринятия // Саратов. — 1995. — 29 марта. С.2.

3. Белых Ю. Открытое письмо депутатам областной Думы // Саратовские вести. — 1995. — 14 марта. — С.1.; Земля саратовская. — 1995. — 15 марта. — С.1.

4. Областная Дума протягивает руку губернатору // Заря молодежи. — 1995. — 4 марта. — С.2.

5. Возражения без аргументов // Саратов. — 1995. — 11 марта. — С.2.

6. Обращение глав администраций городов и районов Саратовской области к депутатам Саратовской областной Думы // Саратовские вести. — 1995. — 17 марта. — С.1.; Земля саратовская. — 1995. — 17 марта. — С.1.

7. Обращение коллегии администрации г.Саратова к областной Думе // Саратовские вести. — 1995. — 17 марта. — С.1.; Земля саратовская. — 1995. — 17 марта. — С.1.

8. Нестеров А. Пойдет ли земледелец с шапкой по кругу? // Саратовские вести. — 1995. — 10 марта. — С.1.

9. Чернышов Ю. Выбор России сменил лидера // Саратов. — 1995. — 16 марта. — С.1-2.

10. Ирин С. Партия создана, цели определены // Саратовская мэрия. — 1995. — 17 марта. — С.1.

11. Чернышов Ю. Тайное общество с хорошей репутацией // Саратов. — 1995. — 14 марта. — С.1.

12. Чернышов Ю. Не ошибись, номенклатура! // Саратов. — 1995. — 23 февраля. — С.2.

13. Калиханов Н. Если не мы, то кто? // Саратовская мэрия. — 1995. — 24 февраля. — С.3.

14. Силин А. Только не вы... // Саратовская мэрия. — 1995. — 3 марта. — С.2.

15. Козаченко М. Мы все глядим в Наполеоны // Саратовские вести. — 1995. — 22 февраля. — С.3.

16. Атаманченко С. Кто не против нас, тот с нами! // Саратовские вести. — 1995. — 17 марта. — С.3.

17. Батанов В. Много званых, да мало избранных // Саратовские вести. — 1995. — 17 марта. — С.3.

18. Чернышов Ю. На пути к казачьему правительству // Заря молодежи. — 1995. — 18 марта. — С.5.

19. Сергеев В. И вновь заговорило Народовластие // Саратовская мэрия. — 1995. — 10 марта. — С.2.

20. Алифанов В. Будущее российских немцев — в России // Саратовская мэрия. — 1995. — 24 марта. — С.5.

21. Артемова Т. Все фонды и банки нанизать на один шампур и заставить его крутиться на пользу города // Саратовские вести. — 1995. — 14 февраля. — С.2.

22. Рогожин В. Капиталы всех сфер, объединяйтесь! // Саратовские вести. — 1995. — 14 февраля. — С.1.

23. Запомним дату и будем надеяться // Саратов. — 1995. — 22 февраля. С.1.

24. Столярова Е....А дивиденды подождут... // Саратов. — 1995. — 29 марта. — С.2.

25. Порта — банк завершил свой финансовый год // РУководитеЛЬ. — 1995. — 22 февраля. — С.5.

26. Бекселяев С. Продовольственная корпорация // Земля саратовская. — 1995. — 3 марта. — С.2.

27. Балуева Е. Хоть и мала казна, а требует счета // Саратовская мэрия. — 1995. — 17 марта. — С.3

28. Об образовании совета глав администраций городов и районов при главе администрации области: Постановление администрации Саратовской области от 30.01.95 // Земля саратовская. — 1995. — 9 февраля. — С.2.

29. О формировании и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда. Постановление администрации Саратовской области от 01.02.95 // Земля саратовская. — 1995. — 10 февраля. — С.2.

30. Положение об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений // Земля саратовская. — 1995. — 15 марта. — С.2.

31. Рогожин В. Тантал уходит от банкротства // Саратовские вести. — 1995. — 31 марта. — С.2.

32. Рогожин В. Посудились — помирились // Саратовские вести. — 1995. — 18 марта. — С.2.

33. Не все долги сочтены // Саратов. — 1995. — 30 марта. — С.1.

34. Агабагян К. Большой Волге — большое плаванье // Саратовские вести. — 1995 — 18 февраля. — С.1-2.

35. Обращение к президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Государственной Думе РФ, правительству РФ участников заседания комитета по сельскому хозяйству продовольствию ассоциации Большая Волга // — Саратовские вести. — 1995 — 18 февраля. — С.2.

36. Ассоциация Большая Волга: проблемы решать вместе // Земля саратовская. — 1995. — 17 февраля. — С.1.

37. Политический мониторинг. М., ИГПИ — 1994 — №7; см. также: Независимая газета — 1995 — 25 февраля.

 

 

 



[1] См. также: Гандеев А. «Астраханская область в феврале-марте 1995 года» в настоящем выпуске «Политического мониторинга» — об участии Саратовской области в создании Поволжской промышленно-финансовой группы.