Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в апреле-мае 1995 года

Означенный период характерен резкой (на фоне обычного затишья «мертвого» межсезонья) активизацией политической жизни республики: борьба за имидж в преддверии парламентских выборов совпала с принятием новой Конституции Марий Эл. Взаимные претензии ветвей власти, разоблачения, требования отставки — политический капитал создается уже в ущерб стабильности в республике. Между тем экономически Марий Эл терпит полное фиаско — регион признан беднейшим в России, здесь самая низкая в стране заработная плата, в два раза ниже среднероссийской. Однако население, если не считать локальные майские митинги, прошедшие скорее по привычке, по-прежнему стойко апатично к происходящему в политических кругах, в том числе местных.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Конституция РМЭ

1.1.1.      Накануне сессии Госсобрания

Мнение в околополитических кругах:

На всенародное обсуждение был вынесен только один вариант проекта новой Конституции РМЭ, разработанный Конституционной комиссией. Время обсуждения было весьма невелико — март и часть апреля.

Высказывались сомнения вообще в необходимости собственной Конституции, недоумения по поводу «государства в государстве». Было замечено, что проект практически переписан с российского образца и составлен под президента («Какая демократия, если это власть одного человека?!»). Абсолютное большинство мнений было против сохранения поста премьер-министра («На 700 тысяч жителей республики и так куча министров») и против окончательного принятия Конституции Конституционным собранием («Для чего тогда референдум, как не для одобрения Основного закона?») [1].

 

Мнение официальных лиц:

Отмечалось, что обсуждение проекта народом идет крайне вяло. Большинство политиков, руководителей, ученых и др. также высказывались о нецелесообразности существования поста премьера в столь небольшой республике, равно как и создания счетной палаты Конституционного суда, а также о необходимости референдума по некоторым (основополагающим и спорным) вопросам проекта.

В.Игитов, координатор марийской организации (далее — МО) ЛДПР: «Бойня в Чечне — результат «парада суверенитетов». Страна катится в пропасть, а мы по-прежнему играем в политику и суверенитеты. Можно каждый месяц объявлять по Конституции, иметь десяток-другой гимнов и гербов, но заводы от этого не зарабатывают... Своя Конституция нам не нужна. Как и президент — достаточно и главы администрации, чтобы ездить в Москву за деньгами... Нет нужды увеличивать состав парламента (с 30 до 75 человек), это идея жаждущих неприкосновенности... Цель о «двуязычном» президенте (президент обязан знать и русский и марийский) — убрать наиболее серьезных конкурентов, ведь даже многие марийцы не знают своего родного языка... Нужен референдум» [2].

МО ПРЕС выдвинула свои предложения к проекту, имеющему, на их взгляд, серьезные неточности:

— Госсобрание должно состоять из двух палат;

— Законодательная Палата должна состоять из профессиональных парламентариев;

— Исполнительная власть должна осуществляться только президентом РМЭ (пост премьера излишен).

Кстати, по сообщению МО, лидер ПРЕС С.Шахрай обещал посетить республику в июне [23].

Ю.Минаков, депутат ГС РМЭ, бывший спикер Верховного Совета РМЭ, подчеркивает несбалансированность ветвей власти: по проекту, ГС вправе отрешить президента от должности, а президент правом роспуска парламента не обладает. Он считает, что роль действующего ныне парламента резко принижена. ГС малочисленно (30 человек) и во многом поэтому не способно решать политические задачи, не говоря уже об экономических. Как результат республика находится в глубоком кризисе: паралич предприятий ВПК, развал мощного строительного комплекса республики и т.д. Манаков предлагает ввести ответственность ГС, президента и правительства за социально-экономическое положение республики. А также избирать председателя ГС всенародно [7].

В.Юшков, профессор МарГПИ: «Конституция республике не нужна. Какая может быть самостоятельность, если республика не в состоянии прокормить себя, если вся ее промышленность «завязана» на Россию и перекошена в сторону ВПК, если у республики скудные природные ресурсы. Вряд ли нам нужен и пост президента, не сумевшего исправить тяжелое экономическое положение... Проект Конституции РМЭ, как и РФ, составлен под президента с неограниченными полномочиями. ГС лишь формально провозглашено «высшим представительным и законодательным органом власти». Институт президентства — это еще и дополнительные расходы: советники, помощники, личная охрана... Парламенту нужно больше полномочий и состоять он должен не из случайных людей, депутаты должны выдвигаться от коллективов и регионов, а не от карликовых партийных организаций» [1].

Ученые, писатели, языковеды, работники культуры подписали открытое письмо «О государственных языках», где высказана мысль о необходимости придания в Конституции горномарийскому языку статуса государственного наряду с лугомарийским и русским во избежание конфликтов [26].

Союз ветеранов войны и труда высказывался за парламентскую форму правления, подчеркивая сильную раздутость управленческого аппарата, который постоянно растет; против частной собственности на землю. О местных органах власти: «По проекту они совершенно бесправны. Однако они сами для себя могут создавать свои законы, что чревато анархией» [4].

Точку зрения правительства высказал В.Соловьев, советник президента РМЭ: «Конституция, как и «государство в государстве», необходимо. Не будь республики, марийцы по-прежнему были бы разъединены границами нескольких губерний и т.п. Марийцы получили возможность возродить культуру, создать национальную школу, литературу, искусство, вырастить собственную интеллигенцию, чего лишены многие марийцы, проживающие за пределами Марий Эл... Несостоятельны опасения и в том, что президентство приведет к раздуванию аппарата управления. Сегодня фактически самостоятельного аппарата президента не существует, он одновременно выполняет функции аппарата правительства и состоит из 71 работника. В секретариате ГС работает 22 человека (для сравнения: в 1990 году в аппарате Совета Министров было 89 человек, в Президиуме ВС — 37, в обкоме КПСС — 65). Да, не стоит вводить пост премьера, вот это может увеличить штат управленцев. Премьером может стать вице-президент» [8].

1.1.2.      Сессия ГС РМЭ

27 апреля открылась 9-я сессия Госсобрания, главный вопрос повестки — итоги народного обсуждения проекта новой Конституции, сроки созыва Конституционного собрания. В парламент, правительство, Конституционную комиссию было подано около трех тысяч предложений и замечаний по проекту Конституции (неожиданно высокий показатель). После сессии отредактированный вариант проекта направлен участникам Конституционного собрания, которые в июне должны окончательно принять Конституцию РМЭ.

На сессии не прошло наиболее часто предлагаемое в обсуждении предложение — принять Основной закон на референдуме (для чего тогда, собственно, все эти «обсуждения»?). Как заявил спикер ГС А.Смирнов, референдум повлечет за собой «ряд организационных и других проблем — по всем статьям на референдуме голосовать невозможно. Если мы хотим принять Конституцию, надо проводить Конституционное собрание, не хотим — референдум» [11]. Депутаты столь же единодушно проголосовали за введение поста премьер-министра, хотя как избиратели, так и само правительство были едины в мнении о его ненужности. Кроме того, вводится еще одна властная структура — Конституционный суд. Состав Госсобрания решено расширить до 75 человек.

В споре, быть ли в республике частной собственности на землю, депутаты вновь избрали половинчатое решение — только на мелкие личные подсобные участки, дачи, под строительство индивидуального жилья (что неудивительно, так как самое мощное лобби в нынешнем ГС — аграрное, в лице директоров колхозов).

Отказано в статусе государственного горномарийскому языку.

Главам администраций запрещено баллотироваться кандидатами в депутаты. Было заявлено, что иначе нарушится баланс властей, так как они, скорее всего, будут поддерживать линию правительства и не смогут быть беспристрастны.

Взаимное раздражение двух ветвей власти было заметным, как никогда: бурные обвинения, факты злоупотреблений... Депутат Жиров даже предложил на следующей сессии рассмотреть вопрос о коррупции [16, 25].

1.1.3.      После сессии

Члены правительства в последнее время все чаще вызывают к прессе со своими опасениями в связи с политическими амбициями депутатов в канун выборов. После 9-й сессии исполнительная власть устроила пресс-конференцию, где было заявлено, что многие депутаты настроены не на конструктивную работу, а на набирание очков в преддверии декабрьских выборов в ГС РМЭ и истинная цель парламента — власть, контроль над властью. Депутаты предлагают, чтобы премьер-министр назначался и освобождался от должности только Госсобранием, избирательная комиссия также должна находиться под их контролем. Как сказал советник президента Л.Ивенский, настояв на наличии поста премьера, депутаты хотят поставить под контроль текущую деятельность правительства, что грозит расколом в исполнительной власти [25].

Предрекается острое противоборство между президентом, имеющим «мандат» от народа, и премьером «от депутатов». Позиция правительства: республике нужна сильная исполнительная власть с персональной ответственностью.

Уже фактически принят закон, согласно которому все члены избирательной комиссии утверждаются Госсобранием. Представленный Центризбиркомом вариант, подобный российскому (и одобренный в ЦИК РФ), депутатами был отвергнут. Таким образом, деятельность ЦИК фактически будет взята под депутатский контроль [17].

А.Ломоносов, член Конституционной комиссии, декан юридического факультета МарГУ: «При утверждении проекта Конституции депутаты без вдумчивого обсуждения, с лету, за несколько часов, с перевесом в считанные голоса напринимали множество противоречащих друг другу положений, грозящих конституционными тупиками. Например, ГС может отправить правительство в отставку, однако новое правительство президент может назначить только по согласованию с ГС. Кроме того, президент не обладает правом роспуска парламента... Споры вокруг «языкового» вопроса несколько искусственны, хотя было бы оправданным признать государственными оба марийских языка» [20].

Н.Рыбаков, госсекретарь РМЭ: «Горномарийский язык депутаты не признали государственным. Точка зрения правительства: подобное решение может привести к расколу нации. Населения, говорящего на горном, гораздо меньше, тем не менее у них есть свой театр, культура. Все это игнорировано... Нельзя допустить между луговыми и горными марийцами вражды, создания в республике обстановки, подобной кавказской» [18].

1.1.4.      Альтернативные проекты

Кроме официального, был представлен лишь один альтернативный проект Конституции РМЭ — проект депутата Совета Федерации, главы Медведевского района В.Кислицына. Однако и он был отвергнут парламентом. Формальная причина: несоблюдение сроков представления. Председатель ГС А.Смирнов заявил, что эта акция была воспринята как демарш, направленный на формирование предвыборного имиджа Кислицына (кстати, второго человека после президента В.Зотина по популярности в прессе). Один из членов Конституционной комиссии заметил, касаясь содержания «кислицынской Конституции», что и не имело смысла обсуждать так дилетантски составленный документ [31].

Обещает подарить миру свою версию Конституции Марий Эл и лидер МО РП РФ А.Казимов (хотя все сроки уже прошли).

Госсекретарь Н.Рыбаков сказал об альтернативных проектах так: «...Некоторыми обуяла идея разрушения республики» [18].

1.2.       Парламент

Начавшаяся в апреле и отложенная на май 9-я сессия ГС РМЭ, кроме вопроса о новой Конституции, рассмотрела также: новый закон о Центральной избирательной комиссии (ее работа вызвала много нареканий на прошлой сессии), изменения в Законе РМЭ «Об обязательном медстраховании граждан республики» (депутаты высказывают претензии к медицинским страховым компаниям почти на каждой сессии), проект Закона «Об основах государственной поддержки малого негосударственного предпринимательства в РМЭ» и др. Был включен дополнительный вопрос, предложенный депутатом Ю.Минаковым: принять обращение к президенту России и Федеральному Собранию о принятии неотложных мер по преодолению социально-экономического кризиса в стране.

Сессией принято обращение к российским властям (впрочем, не содержащее ничего конкретного — популистский жест).

Принято постановление «О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные товары и услуги первой необходимости». В список необходимых включено: молоко, мука, хлеб, мясо, водка, услуги бань, снабжение нефтепродуктами, телефонная связь.

Бурно обсуждался «медстрах»: ряд депутатов настаивали на изменении потока денежных средств. Однако это требовало полного изменения Закона РМЭ. К 1 октября предложено представить законопроект, предусматривающий аккумуляцию страховых взносов в республиканском фонде медстрахования. «За катастрофическое положение в здравоохранении и социальной сфере» Госсобрание предложило президенту отстранить от должности заместителя главы правительства Е.Эпина (это стало «перчаткой» в последовавшей затем дуэли ветвей власти — см.п.1.3).

Не был поддержан самый пламенный трибун парламента — депутат А.Казимов, выступивший с инициативой, — им был представлен законопроект «Об обязательном декларировании источников доходов физическими лицами при совершении крупных сделок» (большинство в ГС — директора, промышленники и сельскохозяйственники) [11-13].

На 1995 год сельские товаропроизводители освобождены от налога на прибыль на произведенную и переработанную продукцию [16].

1.3.       Конфликты властей

Собственно, конфликт — это обычное состояние двух ветвей власти, тем более перед выборами. Но выпад депутатов на последней сессии (27 апреля) в сторону исполнительной власти некоторыми был расценен как пощечина самому президенту. Жертвой был выбран человек, работающий в правительстве и состоящий с президентом в родственных связях. Это Евгений Эпин, заместитель главы правительства, госсоветник по социальной политике, считающийся одной из самых светлых голов в правительстве (его долго приглашали на работу в правительство России). На сессии группа депутатов со второй попытки голосования выразила ему недоверие в связи с «катастрофическим положением дел в здравоохранении и социальной сфере» и ГС предложило президенту сместить его с должности. В.Зотин покинул зал в знак протеста. По телевидению президент заявил, что будет бороться за опального члена правительства, так как основной причиной этого «решения» стала предвыборная борьба.

Сам Эпин на следующий же день после сессии собрал пресс-конференцию, где отверг обвинения в свой адрес: «С такой формулировкой сегодня можно снять кого угодно в стране... Положение в здравоохранении ничуть не хуже, чем в других отраслях». Что удивило жертву, поводом для начатой против него кампании избрано именно здравоохранение. Критикуемая депутатами система медстрахования в республике является уникальной в России и была высоко оценена недавней комиссией Минздрава РФ, изучавшей марийский опыт.

Эпин нанес ответный удар, предав огласке в прессе факты, разоблачающие его гонителей: обвинил в финансовых махинациях депутата Л.Яковлева, в нечистоплотности депутата Н.Свистунова (глава частного банка «Сан»), в неуплате налогов нефтяного «шейха» республики депутата В.Антипенко, в покупке за полцены автомобиля, еще будучи на посту председателя ВС РМЭ, депутата Ю.Минакова... С приближением выборов уже выставляется напоказ грязное белье. Деятели политики, как оказалось, ведут друг на друга досье. Так, на всякий случай.

Кстати, Минаков, исчезнувший два года назад с политического небосклона, развил вдруг бурную деятельность, в частности организовал обращение ГС РМЭ к властям России. Которое, однако, состоит из общих, популистских фраз вроде: «...реформы направить на человека, а не против него...» Аморфность его позиции отмечают знающие Минакова еще по ВС. Возможно, это и вывело из числа лидеров Марий Эл (где переход бывших лидеров в нынешние был почти автоматическим — в креслах все те же) [29].

1.4.       Правительство

Изменения в составе правительства, обещанные В.Зотиным еще зимой, продолжаются. 17 апреля на один из ключевых постов республиканской власти — министром экономики назначен Иван Васильев.

Иван Васильев, 44 года, кандидат экономических наук. До назначения Васильев создал и руководил Центром анализа и прогноза социально-экономических процессов при правительстве республики. Все явственнее просматривается тенденция к привлечению в правительственные структуры людей из науки. Васильев — руководитель Федеральной программы возрождения и развития культур финно-угорских народов России, заместитель редактора правительственного журнала «Марий Эл: вчера, сегодня, завтра». Он уроженец республики. Изучал экономическую географию в Казанском госуниверситете, где специализировался на математических методах анализа региональных социально-экономических систем. Это научное направление продолжил, работая в МарНИИ. Окончил аспирантуру на экономическом факультете МарГУ, вел курс политэкономии в МарГПИ. Этот опыт послужил основанием для назначения его в 1989 году руководителем региональной части молодежной политики СССР, заведующим лабораторией ЦК ВЛКСМ при Марийском обкоме комсомола. Затем работал в Совете Министров республики. По линии фонда «Интеллект» получил образование в сфере малого бизнеса, обучаясь в институте Джефферсона в штате Огайо.

Высмеивает все, что не дает практического результата. Не раз выступал в прессе с критикой, невзирая на чины. Не имеет большого опыта работы в аппарате, но весьма работоспособен (занят на нескольких фронтах одновременно) [27].

Его ближайшие планы на посту министра: первоочередные мероприятия будут связаны с финансово-кредитной и инвестиционной политикой. Создание механизмов аккумулирования свободных денежных ресурсов населения и предприятий для направления их в экономику республики, механизмов жесткого контроля за их использованием. Главная головная боль правительства РМЭ — безденежье. Васильев заявил в интервью, что знает, где найти деньги и как их оттуда изъять, причем намек был явно на банки, которые «сегодня чистят карманы предприятий, в то время когда экономика просто разваливается». Как он заметил, «наивно полагать, что в сегодняшних условиях банки будут добровольно направлять деньги в долгосрочные инвестиции — без волевых решений здесь не обойтись».

В правительственных кругах давно витали идеи местного нэпа — перераспределение денежных средств. Взяться за это решился новый министр — теоретик. Первые результаты уже есть — «мягкие предостережения» по телефону.. [24].

 

Еще одна, очередная отставка в правительстве — освобожден ответственный секретарь Конституционной комиссии Алексей Танеров. В.Зотин, объясняя причины, сказал лишь: «Он знает, за что». По словам одного из членов правительства, Танеров не сумел профессионально подготовить доклад председателю КК (то есть Зотину), в результате выступление президента перед депутатами выглядело бледно [29].

В прессе мелькают предложения и о скорой отставке госсекретаря республики Николая Рыбакова. Он сам уже неоднократно собирался уйти (по состоянию здоровья), но президент отклонял отставку — Рыбаков является одним из старейших жителей Олимпа РМЭ, его опыт и рассудительность позволяют остужать многие горячие головы в Марий Эл.

Профессионализм — еще одна проблема власти. 18 апреля В.Зотин подписал Указ о создании в республике Института государственной службы и управления при президенте. Его функции: учебно-методические, научное и аналитическое обеспечение государственного управления в Марий Эл, повышение квалификации госслужащих. В ведение института передан Центр анализа и прогноза социально-экономических процессов. Обязанности ректора возложены на И.Васильева. Финансирование — из бюджета республики. Курс президента — управлять должны мозги, а не принципиальность. «Старая гвардия» уступает кресла молодым [27].

1.5.       Визиты

Обещанный в конце прошлого года Б.Ельциным его визит в РМЭ, видимо, так и не состоится. В качестве компенсации республику посетил первый заместитель председателя правительства РФ О.Сосковец.

В качестве подготовки к визиту вице-премьера в республике в апреле побывала делегация Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности во главе с председателем В.Глухих. Были рассмотрены вопросы перспективного развития промышленности (80% предприятий РМЭ связаны с ВПК и пребывают в коме) с договоренностью на доведение госзаказа для предприятий ВПК и торгово-холодильного оборудования по 1997 год. Получено «добро» на разработку программы «Холод», которая после экспертизы должна быть утверждена правительством РФ для реализации. Председатель Госкомитета поддержал предложение республики о выделении льготного кредита для реализации коммерческих программ.

В преддверии визита О.Сосковца правительство РМЭ направило в Москву темы обсуждения: о положении предприятий ВПК, о развитии энергетики (в том числе, о проблеме вокруг Чебоксарской ГЭС — этот вопрос республика поднимает при визитах любого московского гостя), о программе «Холод», в рамках которой предполагается превратить Марий Эл в российский центр производства холодильного оборудования [22].

Несколько раз откладываемый визит О.Сосковца состоялся 24 мая. Вице-премьер прибыл со свитой из 27 человек: первый заместитель министра экономики, заместитель министра финансов, заместитель министра топлива и энергетики и др. (самая представительная делегация года для РМЭ).

Одна из основных целей приезда — обсуждение проблем оборонного комплекса. Состоялась встреча с руководителями предприятий ВПК республики. Генеральный директор концерна «Антей» Ю.Бадалов отметил тесную связь концерна с регионами, что подтверждает и договор о сотрудничестве между правительством Марий Эл и руководством «Антея». Сосковец в целом положительно отозвался о проведенной работе по созданию этой промышленно-финансовой группы, однако отметил, что идеи и проекты здесь намного опережают техническую и материальную часть — без освоения новых технологий трудно выйти на мировой рынок (а сейчас именно вхождение в мировое экономическое пространство является одной из самых острых проблем РМЭ). О.Сосковец посетил Марийский машиностроительный завод, ТЭЦ-2, АО»Марихолодмаш» (РМЭ — крупнейший производитель торгово-холодильного оборудования в СНГ), полдня провел в г.Волжске.

В сфере энергетики две основные проблемы: незавершенное строительство ТЭЦ-2 (с ее вводом РМЭ получила бы свою энергию и независимость от Чувашии) — для окончания строительства потребуется только в 1995 году 150 млрд. руб., и зона затопления Чебоксарской ГЭС. Сосковец согласился с необходимостью завершения строительства ТЭЦ-2, им будут даны соответствующие поручения. А проблему с зоной ЧГЭС придется решать через технологические связи (но как это будет осуществляться на практике, сказать трудно).

Наверняка поднимался вопрос и о недоплаченных Россией республике в прошлом году десятков миллиардов рублей трансфертов, но о разрешении этого вопроса не сообщалось [19, 30].

 

Скорее визитом вежливости или визитом-разведкой было посещение РМЭ 3-4 мая вторым секретарем посольства Великобритании в России. Цель приезда Дункана Аллана — знакомство с республикой, ее руководством, оценка экономического положения Марий Эл. Он посетил заводы торгового машиностроения и полупроводниковых приборов, отметил, что республика располагает промышленными резервами. Гость дипломатично посочувствовал и нашему правительству, которое не может собрать налоги, и нашим предпринимателям, задыхающимся от налогов. Главным вопросом для местного парламента он лично считает разрешение частной собственности на землю. Запад начинает понимать, что Россия — это не только Москва [29].

 

19 июня намечается приезд в РМЭ группы послов РФ в зарубежных странах. Свое согласие посетить республику дали послы России в Германии, Сингапуре, Израиле, Таиланде, Исландии, ОАЭ, Корее, Бельгии, Камбодже. Цель — помощь в прямом продвижении товаров из республики на экспорт (пока из РМЭ вывозятся лишь витамины, сырье и холодильники) [10].

 

Намеченный на март визит в Йошкар-Олу В.Жириновского перенесен на вторую половину июня, когда он отправится на Урал. Помимо пропагандистских целей и решение проблем, назревших в республике (по словам МО ЛДПР). Во время его прошлогоднего турне по Волге в Козьмодемьянске глава администрации города Ю.Тарасов вручил Жириновскому пакет документов о проблемах волжан, которые лидер ЛДПР, как утверждается, проработал и направил на имя президента РФ. Пока никаких перемен в Козьмодемьянске не замечено [26].

 

11 апреля РМЭ принята в Ассоциацию Европейских регионов, но (из-за трудностей с оплатой взноса) в качестве наблюдателя.

1.6.       Профсоюзы

11 апреля в Йошкар-Оле состоялась XX межсоюзная конференция профсоюзов РМЭ, где подведены итоги профдвижения за 5 лет. Отмечено, что профсоюзы — единственная общественная организация сегодня, защищающая права трудящихся. Объявлено о намерении активизировать социальное партнерство, выступить единым блоком в предвыборной кампании (впрочем реальной силы у рессовпрофа практически нет) [6].

Н.Цветова, председатель Марийского республиканского совета профсоюзов, отметила такие достижения, как межотраслевое объединение профсоюзов, заключение республиканского Соглашения между правительством и рессовпрофом (такие «пакты о ненападении» они подписывают ежегодно, начиная с 1991 года, в этом году к Соглашению присоединилась и третья сторона — Объединение товаропроизводителей РМЭ), участие в законодательном процессе. Одна из главных задач — закрепление в Конституции права профсоюзов в лице рессовпрофа на законодательную инициативу, которого он в последние два года был лишен [5].

12 апреля, в День единства действий, республиканский совет профсоюзов, все отраслевые комитеты направили открытое письмо президентам РФ и РМЭ с требованием принять немедленные меры для стабилизации экономики, обеспечения прав трудящихся на труд и его достойную оплату. Подчеркнуто, что игнорирование этих законных требований приведет к более активным формам протеста трудящихся, которые неизбежно перерастут в политические, особенно в ходе предстоящей выборной кампании. Почти шантаж.. [7].

1.7.       Партии

1.7.1.      ПНР

Продолжается война за лидерство в МО и депутатский мандат в ГС. МО взбунтовалось против своего председателя В.Пайдоверова и в феврале проголосовало за исключение его из своих рядов. Госсобрание на 8-й сессии включило в свой состав А.Любимова, стоявшего в списке на выборах от МО «ПНР» после Пайдоверова. Однако Пайдоверов, решив идти до конца, подал иск в суд (в истории РМЭ еще не было случая, чтобы решения ГС оспаривали в суде) «Об отмене постановления ГС от 21 февраля». Опальный бизнесмен задает вопрос — выступят ли судьи против ГС, которое утверждало их кандидатуры [26]?

На первом этапе Пайдоверов проиграл — Йошкар-Олинский городской суд отклонил его иск.

Но Пайдоверов вывернулся из положения уже почти «вне игры»: он съездил в Москву в ВО «ПНР», где подтвердили его полномочия как члена координационного совета объединения, которого МО не вправе исключить из организации. Пайдоверов — вновь глава МО «ПНР» и восстановлен в списке кандидатов в депутаты ГС. МО отзывает депутата Любимова из ГС.. [28].

Драка за мандат депутата «между своими» вряд ли прибавляет популярности МО «ПНР», хотя еще недавно предприниматели намеревались сделать рывок в следующий состав ГС.

1.7.2.      ПРЕС

МО установило именные стипендии докторанту Российского государственного гуманитарного университета В.Абрамову и докторанту Института этнологии Российской академии наук А.Попову. Как сказал председатель МО, депутат Госдумы РФ А.Попов «за работу по развитию местного самоуправления в России. Это наши перспективные политические лидеры». Абрамов — член Общественной Палаты при президенте РФ, Попов — один из создателей общественно-демократического национального движения в РМЭ «Марий Ушем» [9].

2.    ЭКОНОМИКА. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.       Бюджет

Утвержден бюджет РМЭ. Расходы — 450 млрд. рублей, прогнозируемые доходы — 200 млрд., трансферты — 200 млрд. (Хотя, как утверждает советник президента Л.Ивенский, республике на 1995 год для «минимально-нормального» развития требовалось около 1 трлн.)

Расходы: на сельское хозяйство выделена львиная доля всех расходов — 58 млрд. (при этом помощь фермерам — 850 млн), жилищно-коммунальное хозяйство — 20 млрд., образование — 24 млрд., здравоохранение — 45 млрд., органы госуправления — 7,5 млрд., пособия на детей — 17 млрд., дотации бюджетам районов и городов — 114 млрд. Для сравнения: на науку отпущено 755 млн., на содействие малому предпринимательству на возвратной основе — 425 млн.

70% cредств от спецналога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства отдаются сельскому хозяйству, 30% — другим отраслям народного хозяйства.

Средства специализированных внебюджетных фондов консолидируются в республиканский бюджет — «Целевой бюджетный фонд» [8].

Уже после утверждения бюджета РМЭ стало известно, что из предлагаемых 200 млрд. руб. (44,5% бюджета) трансферта Москва урезала 67 млрд.

2.2.       Итоги первого квартала 1995 года

Экономический кризис в РМЭ продолжал углубляться. Объем промышленной продукции (по сравнению с первым кварталом 1994 года) сократился на 15%, объемы как вложений, так и строительно-монтажных работ сократились соответственно на 47 и 45%. На 75% меньше сдано в строй жилья. Уровень безработицы составил 3%. Средняя заработная плата в марте 195 тыс. руб. — в два раза ниже среднероссийской [12].

2.3.       Ситуация с Чебоксарской ГЭС

В Йошкар-Оле прошла конференция общественности по проблеме ЧГЭС. Из обращения ученых: «...В результате авантюрных планов получения электроэнергии за счет уничтожения природы, вымирания сел и деревень ведомственные монополисты собираются совершить еще одну экспансию против своего народа. Подъем уровня водохранилища ЧГЭС до отметки 65 м может быть непредсказуемым. Под воду уйдет еще около 20 тыс. га земель...» Ученые предсказывают огромные материальные потери РМЭ: затопление земель, переселение более 2500 человек, возведение защитных сооружений и т.д.

Уже сейчас, когда уровень равен 63 м (с 1981 года), республика потеряла более 43 тыс. га пахотных земель, лесов и сельхозугодий. В аварийном состоянии часть жилого фонда г.Козьмодемьянска, более 900 человек нуждаются в немедленном переселении (в новых местах нет нормальных условий для проживания, что создает социальную напряженность). Мероприятия по инженерной защите от воздействия водохранилища выполнены лишь на 45%, в результате — берегообрушение, подтопление жилья, лесов, сельхозугодий, ухудшение качества питьевой воды и т.д. Ущерб в ценах 1991 года — 160 млн. руб. (коэффициент инфляции — 2650). Из предусмотренного лимита госкапвложений на ликвидацию последствий затопления в 1994 году — 3,85 млрд. руб. выделено из бюджета РФ лишь 1,6 млрд.

ЧГЭС стала камнем преткновения в отношениях двух поволжских республик — Марий Эл и Чувашии. Несмотря на то что РМЭ понесла наибольший ущерб от ЧСГЭС, республика не пользуется льготами в потреблении электроэнергии — предприятия РМЭ получают ее по цене в 2 раза выше, чем предприятия Чувашии.

Спасти от новой экологической беды (в Министерстве топлива и энергетики РФ зреет идея поднять ЧГЭС до 65 м, а в перспективе и до 68 м) могло бы общественное мнение, но оно, увы, в Марий Эл слабо. Первый заместитель главы правительства РМЭ А.Смирнов на слушаниях заявил, что позиция республики одна: никакого подъема быть не может, пока правительство РФ и руководство «Чувашэнерго» не примут мер по ликвидации последствий предыдущего затопления. Участники слушаний обратились в Госдуму и правительство РФ, в ГС и правительство РМЭ, к президенту Чувашии, губернатору Нижегородской области с требованием остановить экологический геноцид.

Правительство РМЭ издало постановление — признать недопустимым подъем уровня водохранилища ЧГЭС до 65 м, и обратилось к Правительству РФ — воздать должное за «мертвую зону» [3,15,21].

2.4.       Энергетика

С пуском в конце 1994 года в Йошкар-Оле первого энергоблока на ТЭЦ АО «Мариэнерго» началась реализация жизненно важной для республики программы создания собственных генерирующих энергомощностей. С пуском второго энергоблока (ТЭЦ-2), мощность которого станет в 1,5 раза больше первого, РМЭ сможет почти полностью обходиться собственной электроэнергией. Однако сейчас даже эта главная стройка республики практически заморожена, срок пуска второй очереди уже перенесен с 1995 на 1996 год. Хотя от этой стройки зависит будущее РМЭ.

2.5.       Уровень жизни. Преступность

Прожиточный минимум населения РМЭ в феврале составил 157 тыс. руб., в марте — 165 тыс. (из которых 115 тыс. — питание).

Из заявления рессовпрофа: «...В октябре 1994 года мы заявили протест против продолжения курса реформ. Но наши требования практически остались без внимания. Ситуация продолжает ухудшаться. Темпы инфляции в 1994 году в РМЭ на треть были выше темпов роста зарплаты. Более половины населения республики имеет доходы ниже прожиточного минимума (!). Задолженность по оплате труда работникам предприятий с начала 1995 года возросла в 2 раза. Многие дети лишены пособий, вводятся ограничения по льготам на детское питание, закрываются ДДУ (родители не в состоянии их оплатить), уровень безработицы в 1,5 раза выше российского...» [22].

Смертность по-прежнему превышает рождаемость. За январь-февраль в РМЭ стало на 400 человек меньше.

Фактически бездействует Закон о ветеранах. Министр социальной защиты населения РМЭ В.Ягодаров назвал его миной замедленного действия, направленной против местных органов власти. Для РМЭ закон непосилен, его стоимость для республики огромна — 173 млрд. руб [24].

По прогнозам, в 1995 году в связи с конверсией и постваучерной приватизацией, возможными банкротствами предприятий заметно возрастает уровень безработицы. Возрастет угроза перерастания скрытой безработицы в открытую. На рынок труда может попасть от 54 до 90 тыс. человек. Уровень безработицы может достичь 5-7%, еще выше в городах. Правительство утвердило Программу содействия занятости населения на 1995 год, цель — не допустить массовой безработицы [10].

Парламент начал кампанию против пьянства. Заявлено об угрозе «полной алкоголизации» республики, особенно села. Каждое второе преступление в 1994 году совершено в состоянии алкогольного опьянения. 1994-1995 годы — рекордные по поступлению в морги РМЭ (причем 59% умерли пьяными). «По количеству самоубийств в мире лидируют три страны — Венгрия, Удмуртия и Республика Марий Эл» [14].

Рост преступности в РМЭ за первый квартал 1995 года составил 44%, республика находится в числе «чемпионов» России по уровню преступлений и правонарушений (в основном за счет роста краж) [27].

Управление по организованной преступности воззвало к прессе, обратив внимание общественности на произвол судей. За второе полугодие 1994 года было возбуждено 100 уголовных дел по оргпреступности, и только по 5 делам признано, что организованная преступность имела место [26].

Источники

1. Марийская правда — 1995 — 4 апреля.

2. Марийская правда — 1995 — 5 апреля.

3. Марийская правда — 1995 — 6 апреля.

4. Марийская правда — 1995 — 7 апреля.

5. Марийская правда — 1995 — 11 апреля.

6. Марийская правда — 1995 — 12 апреля.

7. Марийская правда — 1995 — 13 апреля.

8. Марийская правда — 1995 — 14 апреля.

9. Марийская правда — 1995 — 19 апреля.

10.Марийская правда — 1995 — 21 апреля.

11.Марийская правда — 1995 — 27 апреля.

12.Марийская правда — 1995 — 28 апреля.

13.Марийская правда — 1995 — 29 апреля.

14.Марийская правда — 1995 — 30 апреля.

15.Марийская правда — 1995 — 13 мая.

16.Марийская правда — 1995 — 17 мая.

17.Марийская правда — 1995 — 19 мая.

18.Марийская правда — 1995 — 20 мая.

19.Марийская правда — 1995 — 25 мая.

20.Марийская правда — 1995 — 30 мая.

21.Молодежный курьер — 1995 — 6 апреля.

22.Молодежный курьер — 1995 — 13 апреля.

23.Молодежный курьер — 1995 — 20 апреля.

24.Молодежный курьер — 1995 — 27 апреля.

25.Молодежный курьер — 1995 — 18 мая.

26.Известия Марий Эл — 1995 — 6 апреля.

27.Известия Марий Эл — 1995 — 20 апреля.

28.Известия Марий Эл — 1995 — 27 апреля.

29.Известия Марий Эл — 1995 — 11 мая.

30.Известия Марий Эл — 1995 — 25 мая.

31.Известия Марий Эл — 1995 — 1 июня.