Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в мае 1995 года

1.    100 ДНЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ МОРДОВИИ

4 мая 1995 года наблюдателями была отмечена интересная дата — 100 дней со дня функционирования Государственного собрания Республики Мордовия. Как водится, подводились итоги своеобразного юбилея. Итак, что же произошло в республике за три с небольшим месяца со дня основания Госсобрания Мордовии?

1.1.       Политическая идиллия

Самым крупным алмазом в короне достоинств нынешнего Госсобрания Мордовии принято считать установление внутриреспубликанской политической стабильности. Об этом свойстве нового законодательного органа Мордовии в «желтом» доме считают своим долгом упомянуть все — от уборщицы зала заседаний до председателя парламента. Благотворность такого спокойствия в верхах никто оспаривать не собирался. Другое дело — оценить его реальность и возможную протяженность во времени.

Действительно, с уходом Николая Бирюкова и потерей влияния его коалиции политическая атмосфера в республике заметно разрядилась. Это достижение нового мордовского парламента охотно демонстрируется всем желающим. Однако, когда речь идет о политике, какие-то внешние проявления теряют свою значимость. Благопристойная витрина отнюдь не гарантирует, что за ней не скрывается притон. Что сейчас происходит за витриной мордовской политики — определенно ответить трудно. Очевидно одно — несмотря на публичную умиротворенность, закулисные маневры продолжаются, пусть и в менее интенсивной форме. Иначе и быть не может. Поскольку январский переход власти к новым людям был далеко не полным и далеко не повсеместным. (К примеру, смена политической ориентации мордовского парламента на правительстве республики принципиальным образом не отразилась — его состав изменений в основном не претерпел). Представитель Президента в Мордовии Валентин Конаков уверен, что почвы для серьезных разногласий в верхних эшелонах власти республики сейчас нет. Быть может это и так, ему виднее. Здесь крайне интересно другое — как долго будет сохраняться целостность идиллической картины мордовской политики? Очевидно, что случайно эту целостность вряд ли кто нарушит, иначе сама картина потеряет всю свою общественную ценность. Следовательно, необходим будет какой-то серьезный повод для не менее серьезного шага.

В России приближаются парламентские выборы. Они потребуют от политиков вразумительно обрисовать свою позицию и определиться с соперниками и союзниками. В этой связи можно предположить, что и в Мордовии к декабрю этого года политическая ситуация круто изменится. В Москве образовалась проправительственная общественная организация, возглавляемая премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Являя собой главу исполнительной власти России, он излишне не мудрствовал в подборе членов для своей организации. По идее, его непременными сподвижниками должны стать главы исполнительной власти на местах и мэры крупных городов субъектов федерации. Под эту категорию в республике подпадают премьер — Валерий Швецов и мэр Саранска — Юрий Рыбин. Тем самым, они в силу своих постов, оказываются за правительственной баррикадой. Но за этой баррикадой, судя по всему, не прочь бы оказаться и Николай Меркушкин. Тем более, что его открыто промосковский курс вполне бы мог сойти за некий входной билет. Однако этого не случилось. Николай Меркушкин не был приглашен в Москву на учредительную конференцию НДР. С другой стороны, по своим политическим взглядам председатель Госсобрания близок на федеральном уровне [будущей] парламентской партии Ивана Рыбкина. Хотя последняя несколько менее богата потенциальными возможностями. Не стоит окончательно сбрасывать со счетов и бывшего председателя ВС Мордовии, мордвина по национальности Николая Бирюкова, прибившегося сегодня к перспективной российской организации — Конгрессу русских общин.

Отсюда, очевидно, что политическое спокойствие в республике по мере приближения выборов наверняка будет становиться все более иллюзорным, а затем, видимо, и вовсе исчезнет, сменившись привычной вакханалией политических амбиций.

1.2.       Бюджет

Наиболее важным этапом в деятельности Государственного собрания за рассматриваемый период было принятие бюджета республики на 1995 год. В нем должно было отразиться принципиальное отличие экономических взглядов нового парламента от экономической политики прежнего Верховного Совета. Это отличие должно было быть абсолютно явным. Иначе сводилось на нет широко разрекламированное достоинство нового парламента — раскованность экономического мышления. В свое время обещание такой раскованности во многом помогло Госсобранию добиться своего существования.

На бюджете, конечно, остался отпечаток новых взглядов нового парламента. Перечислим наиболее заметные элементы этого отпечатка:

1) трансферт;

2) фонд поддержки промышленных предприятий;

3) фонд поддержки сельских товаропроизводителей;

4) фонд поддержки предпринимательства.

 

Самым существенным успехом мордовского парламента явилось увеличение для республики объема трансферта. Но даже благодаря новым суммам дефицит бюджета так и остался просто огромным, шансы на его погашение стремятся к нулю. А значит, на какие-то статьи бюджета денег просто не хватит. Учитывая отголосок прежних времен — непомерное раздувание расходов на социальную сферу, становится ясно, на что не хватит средств. По большому счету, бюджет республики на 1995 год кардинальным образом не отличается от своих предшественников. Он также избегает экономического радикализма, без которого сегодня трудно надеяться на преодоление затяжного кризиса. Вместе с тем следует отметить, что Госсобрание провело все же заметную работу по приданию экономической политике хотя бы признаков динамизма.

1.3.       Государственная символика

Новая мордовская государственная символика всегда являлась неразрешимой проблемой для всего Верховного Совета. Причина совершенно проста — руководство ВС никогда не имело четкой национально-государственной политики. Николай Бирюков опирался лишь на расплывчатый тезис о суверенизации, границы которой сознательно не уточнялись, и, в зависимости от момента, демонстрировали поразительную эластичность. Соответственно в депутатском корпусе Верховного Совета никогда не было и намека на единство в национально-государственных воззрениях. Поэтому любое начинание с государственной символикой было заведомо обречено на провал.

Принятие новой государственной атрибутики Мордовии — на сегодня одна из самых значительных заслуг Госсобрания. Оперативность решения новым мордовским парламентом вопроса с гимном, гербом и флагом, естественно, резко констатировала с законодательной импотенцией бывшего Верховного Совета. Впрочем, здесь проглядывается вполне продуманный ход, по которому новый парламент на фоне ВС должен был выгодно оттениться своим единомыслием. Заодно демонстрировалась потенциальная возможность парламента решать вопросы национально-государственной политики на основе взаимопонимания. Это особенно важно, если учитывать приближающийся пересмотр Конституции Мордовии. Наверняка здесь свою роль сыграло и стремление новой политической элиты зафиксировать государственной атрибутикой свой приход к власти. Принятие нового антуража — это как бы заявка на окончательную бесповоротность свершившегося. По всей видимости, и погребенные в свое время в недрах ВС законы о государственных языках и статусе национального села сегодня получат в Госсобрании дополнительный толчок. Задача та же — проиллюстрировать разницу между конструктивной деятельностью нового парламента и отнюдь не конструктивной его предшественника.

1.4.       «Мордовия»

Победа Николая Меркушкина и его сторонников в схватке за мордовский парламент большинством газет республики была воспринята благожелательно. Преимущества «нового курса» были так абсолютно внятны, что отрицали их лишь самые безнадежные клевреты бывшего председателя. В общем, пресса у Николая Меркушкина была просто отличной. Пожалуй, единственным исключением являлась «Мордовия», руководимая Иваном Келиным. Последний, с политическими похоронами Н.Бирюкова, терял все привилегии и ставил под сомнение надежность своего положения. Его позиция просто не могла быть иной. А значит, судьба главного редактора «Мордовии» в новом парламенте была предрешена. Иван Келин, конечно, пытался обезопасить себя: 12 января он провел перерегистрацию газеты, где ее учредителем стал исключительно трудовой коллектив. Но заслон этот оказался непрочным и рухнул под первым же нажимом официальных властей. Операция была проведена в невероятно сжатые сроки и без особых церемоний — на первой же сессии Госсобрания Ивана Келина сместили, а газете сделали антибирюковскую прививку. Причем региональная инспекция по защите печати опротестовала в суде законность «келинской» регистрации и провела новую, по которой соучредителем газеты стало Госсобрание Мордовии.

В результате мордовский парламент вроде бы избавился от одиозности и предвзятости в освещении своей деятельности. Однако в конце апреля Ленинский райсуд г.Саранска отклонил «федаевский» иск, тем самым признав законность регистрации «Мордовии» от 12 февраля. Г-н Федаев подал кассационную жалобу в Верховный суд Мордовии. Если решение Ленинского райсуда Верховный суд оставит без изменений, Иван Келин может триумфально въезжать в Дом печати, уже не дожидаясь вердикта по своему иску о незаконном увольнении; он автоматически возвращает себе должность. В этом случае у Госсобрания остается небогатая альтернатива — или упразднить должность редактора и слить «Мордовию» с другой газетой Госсобрания «Известия Мордовии» на базе последних или максимально затруднить Ивану Келину исполнение им своих должностных обязанностей.

Как мы видим, Государственное собрание республики немногое успело осуществить за первые 100 дней своего правления. Да и значимость мероприятий не страдает особой полновесностью. Нередко полноценная деятельность парламента подменялась только лишь производством ее впечатления. Правда, впечатление складывалось, как правило, благоприятное. Однако для демонстрации собственной прогрессивности и наибольшей приемлемости для республики этого мало.

Здесь стоит заметить, что в ближайшие два-три месяца серьезных политических потрясения ожидать не следует. Разве что Конституционный Суд России удовлетворит иск бывшего президента Мордовии Василия Гуслянникова о незаконном упразднении своего поста. В этом случае радикальность последствий такого решения будет просто потрясающей [1].

А теоретически, такая вероятность существует: как сообщила газета «Вечерний Саранск», экс-президент Мордовии Василий Гуслянников собрал-таки необходимые 90 подписей российских парламентариев (1/5 часть депутатского корпуса Госдумы). Соответственно, Конституционный Суд России в ближайшее время без всякой очереди озаботиться иском г-на Гуслянникова о незаконности упразднения института президентства в Мордовии.

«Помимо этого, Василий Гуслянников намерен дополнительно приобрести еще пять автографов членов Госдумы. Причина подобного коллекционирования кроется в опасениях Василия Дмитриевича, что некоторые депутаты в последний момент возжелают отозвать свои подписи под запросом в российский Конституционный Суд» — сообщает газета [2].

2.    НА ПУТИ К НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

22 мая состоялось первое заседание конституционной комиссии мордовского парламента. В ее задачу входит разработка компетенции нововведений в существующую Конституцию республики. В комиссии преобладают сторонники Николая Меркушкина и его «нового курса», что заставляет думать о ее высоких способностях воспринимать конституционные идеи, циркулирующие среди нынешней политической элиты. По большому счету, комиссия является проводником интересов победившей в схватке за парламент коалиции Николая Меркушкина. Постараемся разобраться с основными изменениями, которые планируется внести в десятки раз перекроенную Конституцию республики.

2.1.       Президент? Глава? Инязор? [1]

Первый опыт Мордовии с введением института высшего должностного лица закончился в свое время безрадостно — и «лицо», и сам институт просто-напросто упразднили. Упразднили под злорадно-молчаливое согласие большинства населения республики, разочаровавшегося в своем первом президенте. Возможен ли был иной исход политической карьеры Василия Гуслянникова? Могла ли республика сохранить президентство? Вопрос отнюдь не риторический. Учреждая пост главы республики, Николай Бирюков видел только одну кандидатуру, какая, по его мнению, должна была занять это кресло — самого себя. Другие варианты просто не рассматривались. По существу, президентство в Мордовии вводилось не от сознания необходимости такого шага, а для удовлетворения властных амбиций советского председателя. Выборы президента сыграли тогда жесткую шутку с самонадеянностью Бирюкова. Однако не для того создавал он этот институт, чтобы упустить из рук пресловутое кормило. В последующей схватке между президентом Гуслянниковым и Николаем Бирюковым победил тот, кто обладал реальной властью, а не кипами бумаг, гарантирующих политическую неприкосновенность. Устранив с политической сцены республики Василия Гуслянникова и его пост, Николай Бирюков всего лишь исправил свою ошибку, являющуюся следствием причудливой игры политических симпатий избирателей.

Пересматривая Конституцию республики и приводя ее в соответствие с российской, конституционной комиссии парламента ставится задача пересмотреть и будущее государственное устройство Мордовии. Вариантов несколько:

1) возврат к жесткой парламентской схеме управления республикой;

2) сохранение имеющегося на сегодняшний день баланса властей;

3) введение в республике поста высшего должностного лица (не суть важно, какое он будет носить наименование — президент, глава или вождь).

 

Первый вариант представляется бесперспективным и малоприемлемым. Система власти по всей России сегодня работает совершенно по иному принципу. Не говоря уже о российских автономиях, все края и области обзавелись выборными главами администраций. Устанавливая в республике жесткую парламентскую форму правления, нельзя вести речь ни о каком приведении Конституции Мордовии в соответствие с российской. Кроме того никаких выгод эта форма правления вчерашнего дня собой не несет. Она способна вызвать лишь реанимацию коллективной безответственности. Сохранить имеющийся сегодня баланс властей? Но в этом случае Конституция Мордовии пройдет лишь стилистическую доработку, а суть приведения ее в соответствие Основному Закону России так и останется за кадром. По этой причине будет трудно рассчитывать на взаимопонимание с федеральным центром, ставившим пересмотр мордовской Конституции одним из главных условий нормального диалога.

Рассмотрим третью возможность. Введение института высшего должностного лица — сегодня наиболее популярный вариант среди политического истеблишмента республики. Даже Николай Бирюков, справившийся в свое время панихиду по президентству в Мордовии, сейчас не отрицает резонности такого шага. Сделав этот шаг, республика на девяносто процентов решит проблему приведения своей Конституции в соответствии с российской. Появится стройная вертикаль власти, принятая в России повсеместно. Кроме того, надо учитывать и менталитет россиян, всегда ориентирующихся в политике на конкретную фигуру. Не имея главы республики, Мордовия закономерно подвержена влиянию этого менталитета. Однако он имеет свою особенность. В качестве высшего должностного лица местное население воспринимает отнюдь не главу правительства Валерий Швецова, а председателя мордовского парламента Николая Меркушкина. Хотя, по идее, все должно обстоять с точностью до наоборот.

2.2.       Народ? Парламент? Конвент?

Первого президента республика выбирала всенародно. Процедура выдвижения кандидатов была максимально простой — требовалось несколько тысяч подписей избирателей, поддерживающих выдвижение. Вряд ли Николай Бирюков полагал, что его основным конкурентом в борьбе за пост президента станет не сведущий в политических играх инженер Василий Гуслянников, и более того — одержит победу. Ни один из аналитиков тогда всерьез не расценивал Василий Гуслянникова как одного из главных претендентов. Однако в избирательных кабинках население Мордовии выкинуло фокус. Волею случая у руля республики оказался человек, имеющий весьма отдаленное представление о большой политике. Мало кому известный, но демократически настроенный, а потому и импонирующий народным массам Василий Гуслянников неожиданно попал в струю непредсказуемых избирательских симпатий. Однако, сохранить свое положение ему не удалось, а республика потеряла институт высшего должностного лица.

Механизм избрания главы республики — основной момент в вопросе о высшем должностном лице.

Избирая первую персону парламентом, есть риск свести на нет все преимущества президентской формы правления. Постоянная угроза легко воплотимого импичмента сделает из главы республики только лишь имитацию высшего должностного лица и ничего более. С таким же успехом можно и ничего не вводить, так как сегодняшний статус Валерий Швецова, в общем-то, одно и то же, что и избираемый парламентом глава республики.

Значительно лучше смотрятся два других варианта избрания главы республики — всенародно и посредством конвента представительных органов власти Мордовии. Что такое всенародное избрание, объяснять нет необходимости. Здесь более интересна модель конвента. Во-первых, что понимается под конвентом? По идее — это собрание депутатов всех уровней власти Мордовии. Другими словами, конвент должен состоять из членов Госсобрания, глав администраций и депутатов городских и районных советов республики. Общее число депутатского корпуса конвента в этом случае будет насчитывать где-то 600 человек. Таким образом, конвент будет отражать весь спектр политических симпатий населения. Но его главное преимущество в другом. На выборах главы республики в конвенте, в отличие от всенародного избрания, фактически исключена возможность прихода к власти случайного человека. Если бы выборы первого президента Мордовии происходили бы по такого рода форуме, Гуслянников наверняка имел бы крайне небольшие шансы стать главой республики, а значит институт высшего должностного лица существовал бы в Мордовии и по сей день.

В то же время конвент значительно осложняет процедуру вынесения вотума недоверия. Для этого понадобится сначала созвать, собственно, конвент, что составит первую проблему, так как возникнет необходимость одобрить созыв не менее чем двумя третями голосов Госсобрания. А уже на собранном конвенте появится второе ограничение — для вынесения недоверия и смещения главы республики потребуется также не менее двух третей голосов пестрого депутатского корпуса. Плюс ко всему, возможность контроля над конвентом со стороны какой-то одной политической группировки весьма невелика. Следовательно, присутствие компромисса при выборах или смещении главы республики будет обязательным.

2.3.       Референдум или всенародное обсуждение?

Ныне действующая Конституция Мордовии — плод усилий исключительно Верховного Совета, навсегда отошедшего в политическую историю. Подобная прерогатива бывшего мордовского парламента отразилась на Конституции самым печальным образом — ее положения переиначивались снова и снова, в угоду изменчивой политической конъюнктуре. Зачастую Конституция служила всего лишь инструментом для реализации многочисленных и непомерных притязаний на власть. «Бирюковский» пример с учреждением и упразднением института президентства — яркая иллюстрация зависимости мордовской Конституции от политических амбиций. Подобной зависимости можно избежать, лишь максимально затруднив процедуру внесения в Конституцию каких-либо изменений. Но не менее важна и процедура принятия.

Вопрос о принятии изменений в Конституцию Мордовии — на сегодня один из самых сложных. Кто будет их принимать? Николай Бирюков, в частности, вообще не понимает, как незаконное Госсобрание может принять Конституцию. Понадобиться республиканский референдум? Пожалуй, это был бы наиболее оптимальный вариант. С другой стороны, нередко избиратель просто не обременяет себя анализом предложенного проекта основного закона и голосует под воздействием сиюминутных соображений. Нынешняя компетентность российских избирателей, а тем более, мордовских, в конституционных вопросах оставляет желать много лучшего. В этой связи принятие Конституции посредством всенародного обсуждения представляется в какой-то мере оправданным. Всенародное обсуждение означает согласование проекта на всех уровнях власти, начиная с самого низового — поселкового и районного советов. Тогда нововведения в Конституции совместят в себе две важнейшие особенности: достаточную легитимность и компетентность суждений. Именно к этому варианту принятия доработанной Конституции и склоняется большинство политической элиты Мордовии.

Но здесь, как и в случае избрания главы республики конвентом, обнаруживается одно любопытное обстоятельство — нынешняя элита не желает во всем полагаться на выбор самого народа. А если проще — опасается за этот выбор. Референдум по Конституции и всенародное избрание главы республики — формы прямого волеизъявления (благодаря этим формам Василий Гуслянников и стал президентом). Всенародное обсуждение поправок к Конституции и избрание высшего должностного лица конвентом — демократия делегированная (при ее применении шансы у никому неизвестного политического лидера стать главой республики стремиться к нулю). Очевидно, что сегодня верхние эшелоны власти стремятся использовать исключительно делегированную демократию. Это вполне объяснимо. Дубля а lа Гуслянников нынешняя власть не желает [3].

3.    К ПРОГНОЗУ ДЕКАБРЬСКИХ ВЫБОРОВ В МОРДОВИИ

В России сегодня постепенно проявляются симптомы приближающихся парламентских выборов. Несмотря на всю неубедительность ситуации с ними, зондирование избирательной почвы уже началось. В политической сфере уже рассматриваются варианты различных гешефтов и строятся прогнозы о том — кто и в каком количестве соберется у законодательного руля России. Постараемся рассмотреть «мордовские» шансы политических партий, представленных в республике.

Наибольшая трудность при проведении любого политического анализа сегодня заключается в том, каким будет окончательный вариант Закона о выборах в российский парламент. Закон этот циркулирует в Государственной Думе пока без внятной надежды на введение в действие. Для Мордовии его значение состоит в том, что он, помимо всего прочего, должен определить — какие будут в этот раз условия политической игры для регионов России. На сегодня не вызывает сомнений только сам принцип выборов в нижнюю палату Федерального Собрания России. Президентский вариант, предлагающий составлять Госдуму на две трети из депутатов по территориальных округам и на одну треть по партийным спискам, выделяет Мордовии, таким образом, два депутатских мандата. Традиционный же вариант, по которому и собиралась нынешняя Госдума, предполагает расклад — 50х50, когда от Мордовии, как и прежде, будет избираться один депутат.

Данный обзор политической сцены республики строится на основе той схемы выборов в парламент России, которая применялась в декабре 1993 года. При ее изменении и внесении каких-то поправок возможно кардинальное обновление ситуации (например, Б.Ельцин все же «проведет» через Госдуму положение, по которому верхняя палата парламента — Совет Федерации будет укомплектован на основе делегированного представительства. Другими словами, главы субъектов федерации и будут составлять собой верхнюю палату, не утруждая себя никакими выборами). Поэтому заранее оговариваемся, что подготовленный обзор деятельности партий на территории республики, в своей прогнозирующей части, основан именно на существовавшей до сих пор схеме выборов в российский парламент.

3.1.       Левые и радикалы

Многочисленные прокоммунистические организации республики сегодня явственно демонстрируют признаки политической деградации. Что, впрочем, вполне закономерно. Провал коммунистов на декабрьских выборах в мордовский парламент повлек за собой заметное усиление трений в их руководящей среде. Охлаждаясь, взаимоотношения между красными лидерами Мордовии быстро достигли температуры абсолютного нуля. Последовавший за этим конфликт между Долгаевым и Карташовым, с одной стороны, и Костериным и Ивановой — с другой, всего лишь засвидетельствовал надлом в местной организации коммунистов, не выдержавших крушения собственных предвыборных иллюзий. Заманчивость социалистических посулов оказалась не столь действенной и принесла значительно меньше депутатских мандатов, чем ожидалось левыми в своих самых пессимистических прогнозах. Кроме того, в мордовском парламенте коммунисты потеряли и председательский рычаг, поскольку благосклонный к ним Николай Бирюков на выборах председателя Госсобрания потерпел более чем убедительное поражение. Бывшего спикера вообще хватило только лишь на один этот раунд, после нокаута в котором он стал безынтересен даже коммунистам. В новой газете его верного сподвижника Ивана Келина Владимир Карташов получил слово, тем самым дав понять, на стороне какого из враждующих лагерей красных находится Николай Бирюков.

На сегодняшний день Иван Долгаев и Владимир Карташов вышли из руководящего состава мордовского отделения КПРФ, но членство в партии сохранили. Какое-то разрешение спровоцированный ими конфликт должен получить на республиканской конференции коммунистов. Здесь на одной чаше весов окажется принципиальность «долгаевской» двойки, а на другой — влияние Евгения Костерина и Людмилы Ивановой на местную коммунистическую массу и их связи в центральном аппарате партии. На конференции существующие противоречия скорее всего постараются урегулировать в рамках партии, так как официальный раскол, несомненно, сильно ослабит мордовских коммунистов, и без того сдающих одну позицию за другой.

Очевидно, что коммунистическая организация республики и находящиеся под ее патронажем всевозможные союзы и движения находятся сейчас далеко не в блестящей форме. Быстро набрать прежнюю они, наверняка, не смогут, если смогут когда-либо вообще. К тому же не исключено, что и сколоченные в Мордовии левые блоки скоро начнут просто разваливаться. В этой связи любопытной будет позиция традиционных предвыборных союзников местных коммунистов — либерал-демократов.

 

«Жириновцы» в конце апреля провели свою республиканскую отчетно-выборную конференцию, на которой выяснилось, что рост численного состава мордовского отделения партии оставляет желать много лучшего. Складывается впечатление, что республиканская организация ЛДПР состоит только лишь из рассеянных по территории Мордовии функционеров, вокруг которых установился некий вакуум. Однако привлекая голоса мордовских избирателей на сторону партийного списка ЛДПР, местные либерал-демократы полагают отнюдь не на количество членов своей партии. Подавляющее большинство голосов ЛДПР приносит исключительно ее лидер — Владимир Жириновский. А для тиражирования политической привлекательности г-на Жириновского достаточно и сравнительно небольшой группы его единомышленников на местах. От них не требуется многого — лишь исправно транслировать светлый образ своего «партайгеноссе» вместе со всеми его лозунгами, идеями и принципами.

 

Разумеется, и ЛДПР, и Компартия России пойдут на выборы каждая со своим отдельным партийным списком, и на территории республики им так или иначе придется конкурировать в борьбе за голоса избирателей. Но по одномандатным округам в российский парламент местным коммунистам и «жириновцам» делить особо нечего. По той простой причине, что у либерал-демократов республики на сегодня нет широко известной и популярной фигуры, которую можно было бы обрядить в тогу персонального кандидата на один из трех полагающихся Мордовии мандатов. В такой ситуации, возможность для сотрудничества налицо, тем более, что прецеденты уже были — на прошлых выборах в России «жириновцы» поддерживали коммунистических кандидатов. Однако все может изменить позиции самого Владимира Жириновского, который находится сейчас в весьма натянутых отношениях с центральным руководством Компартии России. Одна директива от него — и на возможную поддержку от «жириновцев» не останется и намека. В том же, что у коммунистов появятся претенденты на мандаты Федерального Собрания России — сомнений ни у кого не вызывает. Скорее всего, и Владимир Карташов и Людмила Иванова постараются сделать депутатский дубль, а Евгений Костерин будет уповать, конечно же, на партийный список КПРФ.

3.2.       Демократы

На территории Мордовии демократическое движение представлено весьма многообразно, здесь и движение «Демократическая Россия» и «Демократическая партия России», «Президентская партия», «Выбор России» и «ЯБЛОКО». Вот, пожалуй, и все киты демократического течения в республике. На прошедших выборах демократы потерпели поражение. Что изменилось с того времени, и что можно ожидать в будущем?

Начать, видимо, надо с того, что особо на политическом небосклоне республики в последнее время демократы не выделялись. Иллюстрацией к упадку демократического движения может служить недавний съезд демократического конгресса, на котором присутствовало не более 50-и человек. В глаза, пожалуй, бросается только личный успех лидера мордовских демократов Василий Гуслянникова, который совсем недавно был избран одним из сопредседателей Движения «Демократическая Россия». Такой поворот событий может привести к тому, что демократы потеряют свою наиболее известную и нашумевшую фигуру, представляющую на территории республики демократическую часть политического спектра. Поскольку теперь Василию Гуслянникову нет смысла выставлять свою кандидатуру на выборы, свой депутатский мандат он без особых трудов получит в том случае, если «ДР» наберет по своим партийным спискам более пяти процентов голосов по всей территории России. Поэтому, скорее всего, экс-президент будет работать преимущественно на Движение в целом, и в меньшей степени на его местное отделение...

Деятельность же всех остальных партий вовсе не была отмечена какими-либо крупными успехами или недостатками. Что же касается предвыборной коалиции среди демократов, то здесь картина еще более интересна. По идее демократы, учитывая уроки выборов 12 декабря, должны были бы объединиться в единый мощный блок, чтобы добиться победы. Из наиболее возможных объединений можно было бы назвать блок «Выбор России» и «ДР». В принципе, диалог здесь возможен. Обе организации готовы пойти на переговоры. Но тут существует одно противоречие. Сильно скомпрометировавший себя в Мордовии «Выбор России» вряд ли будет связываться с еще ранее и более «засвеченной» «Демократической России». Так что этот альянс хотя и возможен, но маловероятен. Хотя подобный блок мог бы, если и не обеспечить безоговорочную победу этим организациям, то хотя бы обеспечить намного большее число мест в парламенте, чем они смогут получить, выступая поодиночке.

Значительным политическим событием последнего времени в республике можно назвать появление новой демократической организации — Конгресса русских общин. Эта организация также неплохо может показать себя на будущих выборах. Это может быть обусловлено тем, что она совершенно новая, до сей поры не участвовавшая ни в каких выборах, и поэтому не подвергающаяся критике. Успех Конгрессу русских общин может принести и то, что они будут разыгрывать весьма популярную в последнее время национально-патриотическую карту, делая ставку на защиту интересов русских. Этим они создадут конкуренцию, во-первых, «жириновцам», а во-вторых, воинствующим патриотам — Руцкому и его подобным.

3.3.       Партии власти

На местной политической ярмарке сезона 1995 года самой заметной новинкой стало мордовское отделение Всероссийского движения «Наш дом Россия». Региональную организацию этого движения, носящего открыто проправительственный характер, в силу своих постов возглавили премьер Валерий Швецов и мэр Саранска Юрий Рыбин. До этого на территории Мордовии в рамки проправительственных партийных образований укладывались только лишь Экономический Союз и Аграрная партия. Экономический Союз тесно замыкался на Николая Меркушкина и правительство Валерия Швецова, а Аграрная партия — на Виктора Скопцова, министра сельского хозяйства Мордовии. На приближающихся выборах Экономический Союз республики, по всей видимости, окажет поддержку местной организации «черномырдинского» блока, как будут ему оказывать поддержку и круги мордовской интеллигенции. Ведь не впустую же генеральный директор АО «Лисма-СЭЛЗ» Владимир Литюшкин и ректор Мордовского университета Николай Макаркин присутствовали на учредительном съезде «Наш дом Россия».

Более туманная ситуация с поддержкой Аграрной партии. Не секрет, что ее высокие результаты на выборах достигались умелой работой с сельскими избирателями. Особых проблем при этом не возникало, поскольку каждый сельский управленец на время выборов автоматически становился вербовщиком голосов для своей партии. Однако позволит ли сегодня блок Черномырдина разыграть аграриям их должностной карт-бланш на селе? Сельский электорат слишком крупный кусок, чтобы можно было отказаться от него без борьбы. Тем более, что районные администрации входят в систему исполнительной власти, которую и возглавляет Виктор Черномырдин.

Судя по всему, за один из двух мордовских мандатов в Совет Федерации России вступит в схватку премьер Валерий Швецов. Положение обязывает. В этом случае, судьба второго мандата предрешена — право воспользоваться им будет оспаривать спикер мордовского парламента Николай Меркушкин. Для него это сейчас дело принципа. При таком раскладе, все властные рычаги будут работать исключительно на дуэт Швецов-Меркушкин, что поставит их вне всякой конкуренции.

Возможность участия Николая Бирюкова на выборах в парламент России сегодня не велика. Шансы на победу у него вряд ли превышают микроскопические показатели. Кроме того, Николай Бирюков имеет одно любопытное свойство — пасовать перед выборами республиканского масштаба. Свойство это сформировалось у него под впечатлением победы Василия Гуслянникова на выборах президента Мордовии, когда советский неофит президентства обманулся в своих самых «светлых» ожиданиях.

4.    ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ

9 сентября прошлого года министр юстиции Мордовии Иван Филимонов решением сессии Верховного Совета РМ по представлению председателя Совета Министров-Правительства РМ Валерия Швецова был отстранен от занимаемой должности. Филимонову вменялось в вину систематическое пьянство на рабочем месте, в том числе отсутствие по этой причине на работе 15 августа 1994 года. Филимонов думает, что его освобождение было связано в первую очередь с политическими мотивами: «Это был сговор, поскольку выступали на сессии только лишь бывшие первые секретари райкомов партии». Через несколько дней после отстранения от должности Иван Филимонов подал иск о восстановлении на работе в Ленинский райнарсуд г.Саранска. Несколько месяцев иск Филимонова оставался без внимания (согласно закону подобные дела должны рассматриваться судом в течение 10 дней), и лишь в конце апреля 1995 года Председателем Верховного Суда Мордовии Николаем Кочкиным дело было направлено в Верховный Суд России, и уже оттуда иск поступил в Октябрьский райнарсуд г.Пензы.

Первое заседание суда прошло 17 мая — на разбирательство приглашался истец, представитель Совмина (юрист Супрун) и юрист из Госсобрания, фамилию которого Иван Филимонов даже не запомнил. Иван Филимонов представил суду документы, согласно которым 15 августа он находился на стационарном лечении в больнице №1 г.Саранска (так называемая «партлечебница»). Ответчики выглядели весьма бледно и не смогли предоставить суду никаких документально подтвержденных фактов появления Филимонова на работе в пьяном виде. А 22 мая было оглашено решение суда, в котором в том числе говорится: восстановить Ивана Филимонова в должности министра юстиции республики Мордовия, взыскать за вынужденный прогул и разницу между зарплатой министра и теперешней зарплатой Ивана Филимонова 4 миллиона рублей и выплатить компенсацию за моральный вред, причиненный незаконным увольнением в сумме 20 миллионов рублей (несмотря на то, что Филимонов называл сумму в 30 миллионов рублей).

Иван Филимонов не думает, что исполнение решения суда затянется надолго: «Руководители республики — и председатель Совета Министров Валерий Николаевич Швецов, и Председатель Государственного собрания Николай Иванович Меркушкин в своих выступлениях всегда ссылаются на закон, апеллируют к закону, призывают нас, рядовых граждан, свято соблюдать закон. А решение суда — это и есть закон, и оно подлежит исполнению. Я думаю, что не на словах, а на деле они продемонстрируют свою приверженность закону», — так прокомментировал решение суда Иван Филимонов [5].

Источники

1. Сергей Вишняков. Сто дней Госсобрания. // Вечерний Саранск — 1995 — 4 мая — №18.

2. Гуслянников собрал... // Вечерний Саранск — 1995 — 11 мая — №19.

3. Андрей Владиславлев. Получит ли Мордовия второго президента? // «Вечерний Саранск» — 1995 — 25 мая — №21.

4. А.Новицкий. Делайте ваши ставки, господа избиратели! // Вечерний Саранск — 1995 — 1 июня — №22.

5. Д.Коновалов. Иван Филимонов восстановлен в должности министра юстиции // Вечерний Саранск — 1995 — 25 мая — №21.

 

 

 



[1] Вождь (морд.)