Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в мае 1995 года

В мае разгорелись нешуточные страсти вокруг формирования бюджета-95. После очевидного для многих провала курса областного руководства на СЭЗ «Янтарь» и серии маловразумительных поездок в Москву ситуация обострилась на местном уровне. Вопрос «кто виноват» стал центральным вопросом дня. На этом фоне проходили майские праздники, визиты послов, пресс-конференции региональных и городских властей, волнения учителей и т.д.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Область и город

Начнем с того, что бюджет области, планировавшийся в размере 3 трлн. рублей, в реальности, после всех переговоров в Москве, составил менее 1 трлн.,в то время как город Калининград выводил цифру, необходимую ему для нормальной жизнедеятельности, в размере 845 млрд. руб. (Заметим, что по числу жителей г.Калининград составляет половину всей Калининградской области.) А по расчетам областного руководства Калининграду достаточно около 300 млрд. Оно и понятно, как «Центр» договорился с областью, так и область решила договориться с городом.

27 апреля делегация учителей явилась на заседание областной Думы и истребовала выплаты зарплаты, отпускных и т.п. Ю.Маточкин при обсуждении бюджета заявил, что «деньги нужно требовать у города, который к тому же еще и задолжал области 7 млрд. с прошлого года». Курс на определение виновного был взят.

1 мая состоялась очередная встреча Ю.Маточкина и мэра г.Калининграда В.Шипова с делегацией учителей. Подходы к решению проблем учительства у города и области разные. В.Шипов попытался объяснить, что около 50 предприятий, расположенных на территории города, платят налоги исключительно в областной бюджет, что, по расчетам города, в 1995 году может составить около 400 млрд. рублей. Замечания Ю.Маточкина сводились к тому, что «надо учиться хозяйствовать, а не отнимать деньги у сельских районов, а если мэру Шипову хозяйствовать не под силу, то следует уйти в отставку». На это, в присутствии той же делегации учителей, Шипов заявил, что уходить надо Маточкину, так как бюджет провален областным руководством. После таких взаимных заявлений контакты между областным и городским руководством прекратились.

4 мая заседание Калининградской городской Думы было объявлено чрезвычайным. В.Шипов вместо планировавшегося доклада по бюджету города на 1995 год предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию. Поскольку заседание было объявлено чрезвычайным, то и решение городской Думы было соответствующим: составить протокол разногласий и образовать трехстороннюю комиссию (облдума — областная администрация — органы местного самоуправления г.Калининграда), подать в суд на областную администрацию за ущемление города в бюджете, провести пресс-конференцию городской Думы для СМИ, подготовить обращение к жителям города и, наконец, продолжить чрезвычайное заседание городской Думы 5 мая с приглашением на него Ю.Маточкина. Реализация последнего пункта, возможно, могла бы смягчить ситуацию, но Ю.Маточкин от приглашения отказался, мотивировав это тем, что у него нет достаточной информации по вопросу от финансового управления администрации области и областной Думы.

Городских депутатов такие аргументы не убедили, и они вместо с мэром В.Шиповым провели пресс-конференцию 6 мая, где было заявлено, что «город сам в состоянии решить свои проблемы при законном распределении бюджетных средств. Город не может согласиться с тем, что 50 предприятий, расположенных на его территории, выделены в особую категорию налогоплательщиков в областной бюджет. Известно, что Калининград всегда являлся донором для всей остальной части области, поставляя более 70% бюджетных средств, и сегодня не отказывается от помощи сельским районам. Но нынешняя политика администрации области для города совершенно неприемлема. Необходимо вернуться к нормативно-правовой базе и вернуть городу его законные права» [1]. Заметим, что, прежде чем делать такие заявления, Городская Дума всячески пыталась «ужать» доходную часть бюджета. «Ужали» до 565 млрд. руб., и это тот последний рубеж, на котором город будет стоять до конца.

16 мая состоялось очередное заседание городской Думы с участием депутатов областной Думы, которые с пониманием отнеслись к требованиям городских коллег и посетовала, что проект областного бюджета в Думу до сих пор не представлен, поэтому им трудно прогнозировать, когда он может быть принят и как отнестись к тем цифрам, которые планирует областная администрация. Депутаты областной Думы согласились войти в трехстороннюю согласительную комиссию и совместно разрешить конфликтную ситуацию. На практике, правда, заседания комиссии оказались двусторонними, поскольку областная администрация ее упорно игнорировала.

Апофеоз страстей по бюджету наступил 31 мая, когда по требованию областной Думы бюджет на 1995 год был наконец-то представлен. Начальник финансового управления администрации области Л.Сергеев довел до сведения депутатов, что консолидированный бюджет области равняется 922 млрд. рублей. По настоянию областной Думы с 1 июля 1995 года отменяется список предприятий-налогоплательщиков в областной бюджет. Соответственно, платить налоги эти предприятия будут по месту нахождения, то есть в городе Калининграде.

Но сойти с трибуны Сергееву просто так не дали. В.Шипов не преминул задать ключевые вопросы: позволяет ли представленный проект бюджета выжить области и, естественно, городу Калининграду в 1995 году; чем объяснить снижение нормативов отчислений на социальную сферу; как собирается областная администрация решить проблему учительства [1]? Внятных ответов на поставленные вопросы не прозвучало, зато состоялась внушительная перепалка между Шиповым и Сергеевым (кстати, к этому времени Ю.Маточкин перенес довольно чувствительную операцию и на заседании областной Думы не присутствовал).

Содокладчик Л.Сергеева депутат В.П.Никитин заявил, что «необходимы не голые цифры, а реальный прогноз, дающий представление о том, куда идет область» [1]. По его мнению, главе администрации области необходимо подготовить бюджетное послание, а то, что представлено областной Думе, не может быть принято даже в первом чтении. Ю.Семенов и вовсе назвал бюджет никчемным и выступил с горячей речью по поводу развала бюджетного процесса в целом в России и преступной политики российского руководства в последние годы.

Тем не менее за бюджет решили проголосовать. После жесткой критики, на удивление многих, проект бюджета был принят в первом чтения 10 голосами против 5. Однако, сделав перерыв на обед, после взаимных консультаций депутаты решили вернуться к вопросу и выяснили, что голосовали с нарушением регламента, так как проект бюджета не был рассмотрен на заседаниях постоянных комиссий областной Думы. Переголосовали. Оказалось 7 — «за», 8 — «против», чего и добивались представители города Калининграда.

Вряд ли, что-то изменится в бюджете в ближайшее время (следующее заседание областной Думы намечено на 15 июня). Л.Сергеев так и сказал: «Мы больше ничего не представим, кроме того, что представлено. Денег не хватает, и каждый будет чернить бюджет» [1].

1.2.       Политические партии

В Калининграде появилось местное отделение общественно-политического движения «Вперед, Россия!». По словам его лидеров, Б.Федоров планирует визит в Калининград. На выборах федоровцы готовы сотрудничать, отказавшись от борьбы с союзниками в одномандатных округах, пройдя регулярные политические консультации...» [2].

 

Создано отделение общественного объединения «Регионы России». Председателем его оказался А.Кузьминов, который, видимо, по совместительству является помощником депутата Госдумы Ю.Воеводы.

 

Состоялась конференция региональной организации «Демократический выбор России». На ней от 8 территориальных организаций присутствовали 45 делегатов. Избраны делегаты на II съезд партии ДВР. Председателем региональной организации вновь избран Головин В.Н. Правда, не совсем ясно, не совпала ли эта конференция по времени с учреждением другой региональной организации — «Наш дом — Янтарный край России». Известно, что многие члены ДВР без тени сомнений вступили и в эту организацию. Кстати, все больше калининградцев задаются вопросом — «чей дом Россия?» Ведь отрицательное отношение к проекту Закона о Калининградской области лидера «Нашего дома» известно. Вот люди и задаются вопросом, в каком «Доме» мы живем и какой у него может быть.

 

Побывал в Калининградской области один из основателей РДДР, Гавриил Попов. Формальный предлог его поездки вполне нейтральный — прозондировать возможность создания в Калининграде филиала Международного университета — организации, председателем которой наряду с другими должностями является Г.Попов. Объявленная заранее встреча с известным экономистом особого интереса не вызвала. На нее собралась немногочисленная группа местных завсегдатаев политических тусовок и отдельных пенсионеров. Гавриил Харитонович высказал мнение о создании некого «антибюрократического блока», который мог бы завладеть голосами «молчаливого большинства». А вот по поводу будущего Калининградской области Г.Попов не смог сказать ничего определенного. Хотя и напустил тумана по поводу особого статуса, иностранных инвестиций, военного форпоста России и т.п. Видимо, для того, чтобы каждый услышал то, что хотел.

 

Лидер местной ДПР Б.Шушкин поучаствовал в проходившем в Москве III съезде Конгресса русских общин (КРО). Соответственно был создан национальный совет региональной организации КРО по Калининградской области. Председателем которого стал упомянутый лидер. Он заявил, что не ушел с поста председателя в организации ДПР и целью вступления в КРО является усиление позиций к президентским выборам.

1.3.       В областной Думе

О системе компенсаций по уплате таможенных пошлин депутаты уже высказывались критически. И хотя о выходе постановления главы администрации области №225 от 10 мая было известно заранее, критика усилилась.

Важно заметить, что представительный орган к подписанному Ю.Маточкиным постановлению не имеет никакого отношения и не может нести ответственность за его содержание. Но вопросы по поводу действия постановления адресуются прежде всего областной Думе.

Установлено, что областная администрация получит в свое распоряжение большую часть взимаемых таможней экспортно-импортных платежей, то есть на счет администрации поступят немалые суммы. Как считают в областной Думе, эти деньги следует учесть либо в бюджете, либо в виде специального внебюджетного фонда, а расходование сделать гласным и подконтрольным. С другой стороны, поскольку компенсации не станут поголовными, нужно выработать четкий и целесообразный подход — кому, по каким критериям и в каком объеме будут даваться льготы.

Тут прежде всего возникает вопрос, почему областные законодатели были устранены от подготовки данного документа? Каким образом сочетается то, что в нем написано: требованиями областных законов/ Например, «О бюджетном процессе» гласящего, что Дума утверждает областной бюджет, устанавливает порядок образования и использования внебюджетных фондов и т.д. Или «Об уполномоченных банках», которым обусловлено, что их состав определяется обеими ветвями власти, к тому же на конкурентной основе.

Таким образом, областную Думу поставили перед свершившимся фактом, и остается только разделить ответственность за сделанное [3].

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Посольский десант

В течение двух дней, 29 и 30 мая, в Калининграде проходило совещание российских послов стран Балтийского региона. «Какое дело внешнеполитическому ведомству до проблем отдельно взятого региона?» — таким вопросом, открывая пресс-конференцию, посвященную этому событию, задался заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Крылов и сам же на него ответил: «Многие российские регионы имеют сейчас партнеров за рубежом, устанавливают с ними прямые отношения. МИД, его службы используют возможность свои наработки, опыт общения с зарубежными странами переносить на уровень регионов». Кроме того, как заметил дипломат, МИД наблюдает, чтобы эти договоры и соглашения не шли вразрез с законодательством России и с общей линией ее внешней политики.

Калининградская область — особая область. Такое признание прозвучало из уст замминистра. Поэтому совещание послов — обычное мероприятие в практике работы министерства — в данном случае все же оказалось не совсем обычным, так как впервые оно проводилось в областном центре.

На эту встречу прибыли одиннадцать Чрезвычайных Послов РФ, аккредитованных в десяти государствах региона Балтийского моря. Все они почтили своим присутствием пресс-конференцию. Когда с почти часовым опозданием они вместе со своим сопровождением появились в зале, их оказалось едва ли не больше, чем представителей местных СМИ, изрядно истомившихся в ожидании обещанного общения.

Надо заметить, что, отвечая на вопросы журналистов, Сергей Крылов с истинно дипломатической ловкостью ухитрялся по существу не сказать ничего конкретного. Например, о создании новых консульств в Калининграде, мы узнали, что зарубежные государства отнюдь не рвутся их открывать. Но как только, так сразу... И разумеется, МИД инициировал вынесение вопроса о Калининградской области на заседание Совета безопасности. Он же предложил концепцию развития связей нашей области с внешним миром.

Область наша, по мнению С.Крылова, — идеальный полигон для создания оффшорных и финансовых зон. Но вот беда. Реализовать такие проекты можно только при наличии стабильного законодательства. Если же правила игры меняются каждый год, а то и чаще, то сами понимаете.

Что касается обеспечения этой самой стабильности, которую мы, калининградцы, связываем с принятием специального федерального Закона об области, то и тут высокий чиновник из МИД ясности не внес, скорее напустил тумана. Как понять: будет ли МИД поддерживать проект этого закона в правительстве, которое, в соответствии с Указом президента от 18 мая 1995, должно инициировать его представление в парламент, если заместитель министра на вопрос по этому поводу буквально ответил так: «МИД — организация дисциплинированная. Но у меня возникает немало сомнений в том, нужен ли области специальный закон или для нее достаточно будет корректировки общероссийских законов и правил, применяемых на этой территории?»

Тем не менее первый заместитель главы администрации области Г.Чмыхов, подводя черту под пресс-конференцией, одобрительно отозвался об этой дипломатической акции. В лице послов мы, по его словам, имеем дело с очень тонкими аналитиками. Познакомившись с положением дел в нашей области, сотрудники МИДа выскажут свою точку зрения в правительстве, и мы можем рассчитывать на поддержку этого ведомства [4].

2.2.       Польша

С 25 по 28 мая в Калининграде прошел представительный российско-польский семинар с участием представителей МИД России и Польши, болгарских и литовских бизнесменов, мэров российских городов под патронажем города Калининграда и Калининградской высшей школы управления. Обсуждался прежде всего опыт трансграничного сотрудничества в Восточной Европе и перспективы Калининграда как узлового центра такого сотрудничества.

В Гданьске с 15 по 20 мая съехались представители органов местного самоуправления Калининградской области для участия в работе российско-польской комиссии по местному самоуправлению в рамках российского-польского «круглого стола».

Характерно, что связи калининградцев с польскими коллегами продолжают динамично развиваться, несмотря на противоречивый характер российско-польских отношений и столь же противоречивые решения российского руководства в отношении Калининградской области [5].

Источники

1. Из личных записей и наблюдений автора.

2. Соб.инф. // Калининградская правда — 1995 — 5 мая.

3. Пресс-центр областной Думы сообщает // Калининградская правда — 1995 — 18 мая.

4. Николаева И. Региональный аспект МИДа // Калининградская правда — 1995 — 2 июня.

5. Из записей автора.