Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Семен ТЮРИН

Саратовская область

в апреле-мае 1995 года

Ситуация в Саратовской области в апреле — мае 1995 года продолжала развиваться в русле тех тенденций, которые обозначились в феврале — марте. Стремительное формирование местного отделения движения «Наш дом — Россия» лишь как некий фокус ясно выявило уже сложившийся баланс интересов и сил, подчеркнув его и оформив, тем самым по-новому оттенив и даже на некоторое время отодвинув на второй план конфликт «областная Дума — глава администрации» вокруг Устава области и законов о местном самоуправлении и выборах городских и районных дум и глав администраций.

1.    ДУМА VERSUS АДМИНИСТРАЦИЯ.
СИТУАЦИЯ С УСТАВОМ ОБЛАСТИ

Напомним, что Устав Саратовской области был принят Областной Думой в первый раз 15 декабря 1994 года, однако не был подписан главой администрации Юрием Белых, который ссылался в своем постановлении от 19 декабря на несоответствие ряда статей Устава Конституции РФ. После длительной паузы, последовавшей вслед за этим, выяснилось, что текст Устава, опубликованный в местной прессе, официально главе администрации не поступал. Только 29 марта 1995 года состоялось повторное принятие областной Думой Устава с частью поправок Белых, что, впрочем, не привело к подписанию им последнего. Новые поправки и «Заключение» главы администрации, направленные в Думу 5 апреля, были ею отклонены, и 11 апреля двумя третями голосов вето главы было Думой преодолено, так что Белых вынужден был формально подписать его и опубликовать.

Однако де-факто ситуация декабря 1994 года не изменилась. Постановление Белых от 19 декабря осталось в силе, т.е. саратовская администрация «выполняет», или, лучше сказать, мирится, только с теми положениями Устава области, которые «не противоречат» Конституции и законам РФ, указам Президента. Иными словами, до заключения Конституционного Суда, а направление ему текста Устава, несмотря на соответствующие заявления главы администрации (еще с декабря), всячески затягивалось, Устав области остается чистой декларацией. Тем не менее начались поездки представителей облдумы в районы, с указанием главы Думы Харитонова в случае отказа администрации сотрудничать в организации выборов немедленно составлять протокол и направлять в суд.

11 мая прокурор области Николай Макаров направил председателю облдумы Александру Харитонову представление «Об устранении противоречий Устава Саратовской области Конституции РФ и другим законодательным актам РФ» по четырем статьям, но Дума отложила его рассмотрение до решения Конституционного Суда. Ключевым положением Устава, вызывающим неприятие его главой администрации, является, конечно, предусмотренная выборность последнего, а форсировать события с выборами губернатора Белых никак не заинтересован. Тем более, что президентская администрация, судя по всему, планирует его выборы на 1996 — 1997 гг., относя Саратовскую область к «образцовым» «депрессивным» регионам, где выборы главы администрации должны пройти в последнюю очередь. Эта ситуация, возможно, оказалась немаловажным фактором, влияющим на позиции местной элиты. Интересна также 80-я статья Устава, вводящая ограничения для кандидата в губернаторы, — он должен не менее 5 последних лет постоянно проживать на территории области. Очевидно, что эта статья направлена персонально против нынешнего председателя комитета Госдумы по промышленности и транспорту и бывшего первого секретаря Саратовского обкома Владимира Кузьмича Гусева, одного из самых сильных, если не самого сильного, потенциального кандидата на пост губернатора.

Вместе с Уставом в подвешенном состоянии остаются и опирающиеся на него принятые Думой 28 апреля законы «О местном самоуправлении» и «О выборах в органы местного самоуправления». Следует, видимо, ожидать, что даже после их принятия Думой двумя третями реально оказать влияние на ситуацию они смогут лишь к декабрю, но не к сентябрю, когда Думой назначены выборы. Финансирование выборов 17 сентября требует специального распоряжения главы администрации о выделении на это средств, что с учетом максимального затягивания такового вряд ли последует в срок. Так что, вероятнее всего местные выборы будут перенесены на декабрь, так же как и выборы в облдуму по Балаковскому округу, где в мае 1994 года они не состоялись из-за неявки избирателей. В Законе о выборах обращает на себя внимание наличие «партийных списков» (пропорции 70:30, от 22:9 (Саратовская городская Дума), до 8:3 в райцентрах) и принцип формирования территориальных избирательных комиссий, — не исполнительной властью, а «рабочими группами» из депутатов облдумы, представителей местных администраций, политических партий, движений, общественных объединений.

Другим камнем преткновения между облдумой и главой администрации стал областной бюджет. Внесенный администрацией в Думу бездефицитный бюджет в сумме доходов и расходов 1 136 035,8 млн. руб. превратился в дефицитный на почти 22%: доходная часть в 1 206 507,3 млн. руб. и расходная в 1 541 907,3 млн., из которой 200 млрд. руб., по мнению начальника облфинуправления Павла Большеданова «висит». Наряду с некоторыми расходами на инвестиции (30 млрд.), по сути вообще не предусмотренными проектом администрации, основные «добавки» приходятся на АПК. И это при том, что в проекте администрации расходы на АПК итак чрезмерны (пропорция в 2-3 раза больше, чем в Волгоградской области, нормы дотаций в два раза больше, а закупочные цены на 20-30% ниже чем в соседних областях). Все это лишний раз заставляет говорить о засилье в области аграрного лобби, что сказалось и на составе Думы, да и на выдвижении самого губернатора, бывшего директора птицефабрики. Очевидно, что, несмотря на то, что основные доходы бюджету дает промышленность (62%), именно сельское хозяйство области является для Центра важнейшим и зависимая от Центра саратовская администрация тем более вынуждена заниматься в первую очередь уборкой и посевной.

Областная администрация оказалась в «хлебных тисках». Если предприятия ВПК федерального подчинения со своими конверсионными проблемами представляются обладминистрации опасными разлагающимися, инородными телами в организме области, брошенными Центром, а ТЭК — столь же брошенными, но не опасными, «самовыплывающими», то АПК видится ей фундаментальным «низом», практически сращенным с низовым районным звеном управления, за продукцию которого строго спрашивает «Центр» и бездонные дыры которого приходится беспрерывно затыкать дефицитными бюджетными средствами. «Сбросить», приватизировать бывшие колхозы оказывается труднее, нежели в промышленности или в сфере услуг. Подобную тенденцию можно видеть и в городской администрации, которая не прочь «сбросить» коммунальное и т.п. хозяйство на плечи КТОСов. На поддержание этого аграрного «низа» работали и местная промышленность, и, особенно ТЭК. Не только энергетики кормили сельское хозяйство «бесплатным» электричеством, но и нефтяники по распоряжению администрации области отпускали нефтепродукты аграрникам без предоплаты, и это несмотря на постановление правительства РФ, прямо запрещающее подобную практику. А чтобы ГСМ для села не иссякали, администрация вводит запрет на их вывоз. Рынки сбыта бензина в соседних областях для саратовского нефтеперерабатывающего завода, к примеру, в связи с этим, практически потеряны. О ситуации, последствиях и последних изменениях, связанных с подобным отношением обладминистрации к саратовскому ТЭК, — чуть ниже. Здесь же по поводу АПК резюмируем, что нажим из Центра и тихое, но необоримое давление с низу, облекаемое периодически, например, в обращение депутатов облдумы, требующих крупнейших финансовых затрат на АПК помимо отпускающихся, хотя и с задержками, стомиллиардных ссуд.

Противостояние администрации и Думы выразилось и в том, что работа последней была фактически парализована отсутствием на заседаниях депутатов из администрации. В связи с этим Дума вынуждена была изменить порядок определения кворума, он сократился с 23 человек до 18. Заканчивая тему противостояния облдумы и администрации, нужно упомянуть развернувшуюся на страницах местных газет (и трибунах различных совещаний и заседаний) переписку Думы и губернатора (что стало уже обычным способом общения двух властей) по поводу (так и не состоявшегося) отчета главы администрации о социально-экономическом положении области по итогам 1994 года. Губернатор опубликовал обширное письмо, а Дума даже приняла постановление, суть которого сводится к следующему: положение в экономике области в 1994 году сложилось хуже, чем в среднем по РФ, и значительно хуже, чем в большинстве областей и республик Поволжья:

— спад производства (1994 к 1993) — 31,9% (при 22,8% в среднем по РФ);

— количество убыточных предприятий — 616 (самое большое среди 12 регионов Поволжья);

— рост себестоимости продукции на 11%;

— износ основных фондов на предприятии — более 50%; капитальные вложения уменьшились на 31%;

— утрачена управляемость предприятий государственной собственности, находящихся в управлении федеральных органов (Балаковская ГЭС, «Саратовэнерго», «Югтрансгаз», НПЗ и т.д.);

— невыполнение доходов бюджета по местным источникам более чем на 30% и т.п.

Вывод: администрация проводит неэффективное, бессистемное осуществление реформ при низкой исполнительной дисциплине. Популярным примером, иллюстрирующим «кризис власти» на страницах ставшей вполне «думской» газеты «Саратов», стала проволочка с реализацией соглашения между главой администрации и ректорами вузов (дотации, бесплатный проезд студентов на общественном транспорте), — подписана спустя три месяца после соглашения, 15 мая.

2.    «ВЫБОР РОССИИ»: НОВЫЙ ВИТОК КОНФЛИКТА

Конфликт в среде саратовских «выбороссов» подробно описан в предыдущем обзоре. В апреле он получил окончательное оформление в фактическом расколе на ДВР во главе с В.Родионовым и движение «Выбор России» во главе с В.Давыдовым. После месячной паузы, как говорят «запоя», Валерий Давыдов, пользуясь оставшимся у него большинством в Политсовете движения и заручившись поддержкой его центрального аппарата, пошел на открытый конфликт, тем более что Родионов на компромиссы не шел. 12 апреля на заседании Совета «ВР» было принято новое положение о Политсовете, дающее ему полномочия Совета, вплоть до права на созыв конференции и установления квот на избрание, новую структуру исполкома. 14 апреля Родионов распорядился приостановить деятельность Политсовета, а председателю исполкома (Д.Ястребову) передать ему печать.

27 апреля состоялась назначенная Политсоветом конференция «ВР», на которой присутствовал и подтвердил ее законность руководитель федерального исполкома Желнин, в отличие от сторонников Родионова, отрицавших законность последней и ее покинувших, тем более что по новым квотам они были в абсолютном меньшинстве. Расклад сил такой: политической ядро Родионова — «бывшие» республиканцы и нынешние подчиненные, а также депутат Госдумы от Балашова А.Сергеенков и занимающий более двойственную позицию лавирующий В.Южаков (также депутат Госдумы) ядро Давыдова — бывшие «демороссы» и нынешние подчиненные, а также городские социал-демократы, Ассоциация предпринимателей и товаропроизводителей, плюс несколько дистанцирующийся «Хаймат» Вестова. Давыдов хотя и восстановлен в должности председателя «ВР», но вынужден искать союзников в различных политических лагерях, не исключая Аяцкова. Кроме этого, Валерий Давыдов стал председателем учрежденной облдумой Счетной палаты.

3.    «НАШ ДОМ — РОССИЯ»

Во главе стремительно образовавшегося саратовского отделения «НДР» стал Ю.Белых. Выдвинуть кого-то вместо себя не позволило отсутствие каких-либо кандидатур — непосредственное окружение главы администрации держится в тени; любая заметная, а значит, самостоятельная фигура в обладминистрации ввиду шаткого положения ее главы рассматривается именно как альтернатива. В качестве примера можно привести выведение из обладминистрации на должность главы Заводского района г. Саратова Эдуарда Янеквича.

Совещание инициативной группы из приблизительно 50 человек состоялось в обладминистрации 29 апреля. Делегатами на учредительный съезд избраны Ю.Белых, В.Киричук, ректор медицинского университета, и Ю.Хахавин, генеральный директор АООТ «Саратовэнерго». Оценивать по составу участников саратовское отделение «НДР» пока преждевременно, его становление еще не завершено, позиции сторон уточняются — до учредительной конференции, которая планируется на 20-е числа июня. Можно упомянуть молодого амбициозного лидера ДПР Олега Карпова, завершившего свой дрейф от Аяцкова к Белых, известнейшего в городе представителя статусной интеллигенции главного режиссера Академдрамы Александра Дзекуна, одного из бывших руководителей НПСР Владимира Вешнева, а также ставшего бывшим, после своего переизбрания облдумой, председателя избиркома Владимира Кабышева. Тем не менее для оценки общей социально-политической ситуации в области этот неожиданный яркий срез дает довольно много.

 

Можно, видимо, говорить как об уже состоявшемся факте, что Ю.Белых вторично выкрутился из тисков теневого конкурента — сначала это был В.Головачев, теперь таковым является Д.Аяцков. Что, однако, не гарантирует его победы на выборах. Однако длительное (вероятно и впредь) отсутствие таковых не могло не сказаться в пользу действующего губернатора. Наиболее ярким примером проявления этого процесса явился отход от Аяцкова его базовой (как всегда считалось) структуры — концерна «Нарат», возглавляемого братьями Аблязовыми, и переход последних на сторону Белых. Что выразилось, в частности, в участии Камиля Аблязова в работе инициативной группы «НДР». Ценой этого альянса стал раздел сфер влияния в нефтебизнесе региона.

4.    ПОЛОЖЕНИЕ В ТЭК

В прошлом обзоре уже упоминалась схватка аблязовского «Нарата» с родионовской «Волго-нефтью» за акции АО «Крекинг» (нефтеперерабатывающий завод, НПЗ, стоимость акции перед собранием акционеров — 64 тыс. руб., после — всего тысяча). За три года занятия нефтебизнесом «Нарат» стал крупнейшим поставщиком нефти на НПЗ, в том числе из собственных скважин, ему даже удалось перевести «Крекинг» на обслуживание в свой банк.

И с начала акционирования НПЗ между «Наратом» и «Нафтой», входящей в концерн «Волго-нефть» и так же заинтересованной в сбыте своей продукции на «Крекинге», и так же стремящейся создать единый цикл «добыча — переработка — продажа», развернулась ожесточенная конкуренция; — учитывая околокриминальный характер обеих структур и привлекательность предприятия, сейчас только стоимость его имущества оценивается в 314 млрд. руб., загрузка мощностей — 4 (в ближайшей перспективе — 8) млн. тонн нефтепереработки, в 1995 году планируется получить 200 млрд. руб. прибыли, предполагается тотальная реконструкция завода в 600-650 млн. долларов, с участием американских и европейских банков, деньги от «Эксимер-банка» (320 млн. долларов) должны уже поступить на завод [2,5].

Гарантом возвратности иностранных инвестиций выступает нынешний, «проявившийся» на собрании акционеров хозяин «Крекинга» — «Сиданко» (51% акций на правах управления на 3 года, холдинг, 15% у «Нафты», 12% у «Нарата», 16% — в трудовых коллективах). После трехчасовой беседы с Белых президент «Сиданко» Анатолий Сивак выделил в Совет директоров «Крекинга» 1 место из своих 4 «представителю администрации», которым стал... Рашид Аблязов. 3 остальных места — за генеральным директором НПЗ А.Литвиненко, В.Родионовым и К.Аблязовым. Интерес «Нарата» в создавшемся триумвирате ясен. Белых заинтересован в обещанной «Сиданко» бесперебойной поставке нефти; в 1994 году падение производства на «Крекинге» было катастрофическим, — с млн. тонн в квартал в 1993 году — 323 тыс., 129 тыс., 56 тыс., наконец, 8 тыс. тонн в 4-м квартале 1994 года (о «головной боли» администрации — проблеме с бензином — ниже). В чем заинтересовано «Сиданко»?

В этом году саратовская администрация предполагает выставить на конкурс территории для разведки и добычи углеводородного сырья, предназначавшиеся ранее для освоения французской нефтяной компании «Эльф Акитен». Провал этого грандиозного проекта уже подробно описан в одном из отчетов (кстати, «Эльф Акитен» окончательно отказался от волжской нефти Волгоградской области, как сообщают, в связи с приватизацией компании [4]). В интервью же Анатолий Сивак заявил о том, что «с администрацией достигнута договоренность о сотрудничестве в области разведки и поиска (?) нефти» [6]. По-видимому, история с «тенгизской» волжской нефтью обретает новое продолжение [3].

Последствия альянса администрации и «Нарата» сказались и на другом звене нефтебизнеса — «Саратовнефтепродукте» (нефтебазы, автозаправки...), первое годовое собрание акционеров которого состоялось 19 мая. Не прошедшие в Совет директоров братья Аблязовы передали свои голоса генеральному директору Анатолию Баскакову (контрольный пакет — у администрации, у «Нафты» 1 голос, остальные у представителей «Минтопэнерго», «Роснефти», комитета по управлению имуществом, трудового коллектива).

Все это может способствовать стабилизации положения на топливном рынке, которое продолжает оставаться критическим. В 1993 году администрация фактически бросила ТЭК и занялась исключительно обеспечением выкачивания из него средств на АПК. В результате долги «Крекингу», к примеру, — 130 млрд., а его собственные — 100 млрд. руб. НПЗ оказался в «черном списке» неплатежеспособных предприятий. В 1994 году он меняет тактику: производство падает, прибыль растет; «левые» операции, «чужая»нефть, «чужой» бензин, неразбериха на сырьевом рынке, валютные доходы на счетах, контрабанда и коррупция. В области приватизированы нефтяные скважины, экспорт нефти растет в 3 раза. Падает продажа топлива у завязанного на НПЗ «Саратовнефтепродукта» (в 1992 году — 6576 тыс. тонн, в 1993 — 4705 тыс. тонн, в 1994 — 1226 тыс. тонн). Начинается закупка у «коммерческих» структур, «левая» продажа с бензовозов, разбавленный бензин на заправках и т.п. Цены на бензин выросли неимоверно, так что временами опережали цены по всей РФ, да и тот поступает с перебоями.

Только 26 апреля распоряжением администрации создана рабочая группа по проверке платежной дисциплины предприятий ТЭК — АООТ «Саратовнефтегаз», «Крекинг», «Саратовнефтепродукт». Обнаружены многочисленные налоговые нарушения, влекущие многомиллиардные штрафы (в том числе включение в себестоимость, в цену бензина расходов, подлежащих погашению за счет прибыли), факты коррупции, контрабанды бензина на Украину, в Армению и т.п. Теперь политика обладминистрации должна несколько измениться, и этой запущенной отрасли, возможно, будет уделяться большее внимание [7].

 

Положение энергетиков еще хуже. В связи с тем, что АО «Саратовэнерго» неразрывно связано с обладминистрацией и вообще государством, без которого ему не получить стомиллиардные задолженности, понятно стремление его руководства активно участвовать в «НДР» (Ю.Хахавин избран в федеральный Совет движения). В 1994 году сокрушительный удар по «Саратовэнерго», загнавший его в «черный список» неплатежеспособных, нанесла региональная энергетическая комиссия, лоббирующее большинство которой — товаропроизводители, ВПК — отказались в 3-м и 4-м кварталах пересматривать тарифы на электроэнергию. Только в марте 1995 года уже федеральная комиссия ввела новые тарифы, распустив региональную, когда убытки достигли 57 млрд. руб. Глава администрации в его нынешнем статусе бессилен помочь энергетикам, как не смог он отстоять дешевую электроэнергию, к примеру, Балаковской ГЭС, хотя в некоторых других областях ГЭС такой мощности оставались в ведении региона. Белых трижды издавал постановления, обязывающие коммерческие банки перечислять половину денег, поступающих на счет предприятий должников, в адрес АО «Саратовэнерго», но ни коммерческие банки, ни отделение «Центробанка» не стали прислушиваться к грозному гласу губернатора. Согласиться с отключением тока должникам губернатор тоже позволить себе не может. Несколько облегчила положение «Саратовэнерго» лишь вексельная система, отчасти покрывающая долги энергетикам со стороны АПК. До остальных у обладминистрации руки не доходят [8].

 

Что касается газовиков, то основная тяжесть «административного передела» упала также на местные газопроводы, «доводки» до потребителя (АООТ «Саратовоблгаз»), задолжавшие магистральным («газпромовскому» «Югтрансгазу») почти 100 млрд. руб. и также попавшие в «неплатежеспособные», поскольку именно на них падают неплатежи потребителей (сельхозпроизводителей, бюджетных организаций), а экспортной валютой и не пахло. «Югтрансгаз» снижает давление газа («перекрывает кислород»), несмотря на соответствующие распоряжения обладминистрации, продолжает заключать прямые договора с крупными потребителями газа, нанося урон областному бюджету. Однако бороться с «черномырдинской» креатурой Белых явно не с руки.

В заключении нужно заметить, что кое-как отпущенный на волю ветра и волн ТЭК стремительно проедает свои мощности, а это без крупнейших финансовых вливаний и поддержки властей (что особенно остро уже в ближайшее время даст о себе знать на местах) чревато настоящей катастрофой.

5.    ДРУГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Несмотря на свое пошатнувшееся положение, Д.Аяцков продолжает активно готовиться к выборам. Местные СМИ предоставляют достаточно места для его политической рекламы. Что касается «рыбкинского» блока, то игрой на этом поле, не афишируя пока ни себя, ни блок, занялся «Союз офицеров запаса». Учредительная конференция «Согласия» состоялась вскоре после мероприятия «НДР» — 5 мая. Председателем саратовского отделения стал Станислав Бойко. Будущее этой затеи пока туманно.

Другая «аяцковская» инициатива (с подачи В.Давыдова) — «партия защиты вкладчиков» на базе новой газеты — цветного приложения к «Рекламе недели» «Выбор» — и своей юридической службы. Защищать финансовые компании и их вкладчиков должна партия «Народный союз» (ПНС) и областной комитет ассоциации частных инвесторов.

 

6 мая в Балашове, на состоявшемся там Совете атаманов Саратовской области, на котором присутствовал верховный атаман СКВ генерал-полковник Александр Демин, была «оформлена» победа наказного атамана Владимира Батанова над конкурентами (выступившими с серией «подлогов» и «самозванщины», — В.Ильичева и В.Морозова, ориентирующихся на Союз казачьих войск России и зарубежья). Не присутствовал также В.Колосков (бывший? председатель фонда поддержки президента, Союз казаков России Мартынова).

 

Наибольшей активностью в апреле-мае, как обычно, отличались «левые», проведшие несколько крупных политических «тусовок». Кроме этого вместе в ФНПР они участвовали в митинге 12 апреля (20 — 30 тыс. участников — представителей трудовых коллективов, 3 дня пикетирования администрации), «самостоятельно» — 2,5 тыс. участников — 1 и 9 мая. Организаторов первомайской демонстрации в Петровске, не разрешенной местной администрацией, привлекли к судебной ответственности.

 

Создано отделение «Конгресса русских общин», которое возглавил председатель координационного совета «Союза товаропроизводителей» Виктор Федотов.

Вышли в свет два новых партийных издания — саратовский выпуск «Правды Жириновского» и «родионовское» «Гражданское достоинство».

 

Фактически развалилась Ассоциация самоуправляющихся территорий (А.Джашитов). Большинство КТОСов предпочитает втягиваться в районные администрации и получать средства через них, чем отдавать распределение денег на откуп АСТ и Джашитова.

5.1.       Суд

Судебное решение, чреватое наиболее значительными последствиями, — о восстановлении на работе редактора газеты «Саратов» Бориса Плохотенко, чуть ли не «закрытой» администрацией вскоре после выборов в Государственную Думу (см. соответствующий отчет). Хотя оперативная борьба с нынешним руководством газеты была Плохотенко проиграна (печать ему не отдали, переизбрали, сняв «демократически»), в стратегическом плане, заручившись поддержкой своего «январского» обидчика — губернатора, недовольного продумской позицией газеты, Плохотенко имеет шанс на успех, чреватый значительными переменами социально-политической атмосферы города.

Кроме этого, 25 мая в Московском городском суде бывший директор областной службы занятости Лев Илюхин («головачевский» председатель саратовского отделения партии социальной демократии) выиграл дело о восстановлении на прежней работе. Фактически он уже приступил к выполнению служебных обязанностей.

Обращает на себя внимание только что начавшееся судебное дело об избиении двумя сотрудниками ППС в медвытрезвителе, как оказалось, начальника цеха завода «Корпус». Разбирательство проходит в «корпусовском» ДК «Рубин», рабочих на слушания привозят на автобусе.

5.2.       Визиты

В течение апреля — мая Саратов посетило немало заметных персон.

Кроме уже упомянутых, с целью политической рекламы здесь побывали: Борис Федоров («Вперед, Россия!»), Виталий Севастьянов и Александр Фролов (КПРФ), Михаил Лапшин (АПР), Антонина Жилина («Женщины России»), Михаил Шмаков (ФНПР). С более локальными целями: Владимир Гусев (Госдума, ЛДПР), Владимир Исаков (Госдума, АПР) и Борис Эбзеев (судья Конституционного Суда), Борис Ячменев (секретарь ЦК РКРП), Анатолий Голов (Госдума, СДПР и «ЯБЛОКО»). Кирилл Иорданов (губернатор Варненской области, Болгария), Уильям Перри (Энгельс, инспекция завода по уничтожению стратегических бомбардировщиков), Свен Хирдман (посол Швеции, с делегацией), Владимир Тетельмин (делегация депутатов Госдумы — экологов), Рэм Вяхирев (председатель РАО «Газпром»).

Источники

1. Постановление областной думы «Об информации заместителя председателя Саратовской областной Думы В.Рашкина «Анализ социально-политического развития Саратовской области в 1994 году и основные приоритеты на 1995 год // Саратов — 1995 — №72 — 19 апреля, с.1-2.

2. Рогожин В. Музыка «Сиданко», слова народные // Саратовские вести — 1995 — 25 апреля — №83, с.2.,»Саратовские вести» — 1995 — 27 апреля — №85, с.2.

3. Щербаков Сергей. Парижские тайны «Эльф Акитен» с саратовской пропиской // «Саратовские вести» — 1995 — 26 апреля — №84, с.2.

4. «Эльф Акитен» ставит точку // Заря молодежи — 1995 — 27 мая — №21, с.5.

5. Шеховцев А. Нефть в потребительской корзине «Сиданко» // Саратовские вести — 1995 — 14 апреля — №75, с.1-2.

6. Рогожин В. «Сиданко» пробивается на саратовский рынок // Саратовские вести — 1995 — 13 мая — №95, с.2.

7. Володин Сергей. Бензин попал на Украину, а фирма — в полицию // Саратов — 1995 — 23 мая — №92, с.2.

8. Пресс-группа АО «Саратовэнерго». Синдром Герострата содействует активному разрушению нашей энергетики // «Саратов» — 1995 — 12 апреля — №67, с.2.