Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Виктор КОВАЛЕВ

Республика Коми

в июне 1995 года

1.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

В рамках начавшейся уже предвыборной кампании лидер фракции ЛДПР в Госдуме В.Жириновский посетил 1 июня Воркуту и выступил в спорткомплексе «Олимп» перед собравшимися. По приблизительным оценкам присутствовало около 3 тыс. человек. В своей речи Жириновский заявил, что знает о ненависти избирателей к существующей власти, и призвал «судить» ее приходя на избирательные участки.

Выступление Жириновского было встречено собравшимися с большим энтузиазмом. В последний раз «Олимп» был забит людьми до отказа летом 1990 года, во время приезда Ельцина [1].

Между тем обстановка в Воркуте остается очень сложной. Объявлено, что наряду с шахтой «Хальмер-Ю» будут закрыты еще четыре низкорентабельные шахты на протяжении 1995-1998 гг [2].

 

В начале июня местные демократы сумели договориться об объединении и создали Предвыборную ассоциацию демократических ассоциаций РК (ПАДОРК) с целью координации своих усилий на предстоящих в декабре выборах в Госдуму. В эту организацию вошли республиканские организации партии «Демократический выбор России», Партии экономической свободы, Партии любителей пива, движения «Выбор России», «Женская палата», сыктывкарская организация движения «ДемРоссия» [3].

 

16 июня на проходившем в Москве Конгрессе народов России Республику Коми представляли 6 делегатов. Из них пятеро являются членами Комитета возрождения коми народа (включая заместителя председателя ГС РК В.Маркова и министра по делам национальностей А.Конюхова), а от республиканского отделения Конгресса русских общин был представлен первый заместитель председателя Госсовета И.Кулаков.

 

17 июня в Сыктывкаре состоялся конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). В нем приняли участие делегаты из Финляндии, Венгрии, Эстонии и всех финно-угорских республик России. Понятие «финно-угорский мир» все более материализуется и приобретает разнообразные очертания, в том числе и политические.

2.    ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ГОССОВЕТА РК

15 июня открылась третья сессия ГС Республики Коми. Она проходила два дня, но была достаточно насыщенной. На третьей сессии Госсовета РК принято немало законов и постановлений. Депутаты ввели налог на реализацию алкогольной продукции (его не будут платить магазины и киоски, торгующие спиртным с Сыктывкарского и Воркутинского заводов), льготы тем, кто финансирует строительство жилья. Внесены изменения в Закон РК об административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение правил застройки и содержания городов и других поселений. Избраны народные заседатели Верховного суда РК и создана республиканская призывная комиссия. Приняты программы законотворческой деятельности ГС на 1995 — 1996 годы и государственной поддержки торговли в сельской местности. Госсовет установил также административную ответственность за нарушение порядка пребывания иностранных граждан на территории республики, назначил членов избирательной комиссии РК, утвердив заодно и Положение о ней. Депутаты обратились к парламентам России, Украины и Белоруссии с призывом к воссоединению. Однако основное внимание наблюдавших за сессией привлекло повторное рассмотрение закона РК «Об органах Госсовета РК». Упомянутый закон был принят депутатами на предыдущей сессии. Но глава республики наложил на него вето, иными словами — отклонил. По его мнению, закон воспроизводит почти дословно многие нормы Регламента Госсовета. А главное: «...закрепляет по сути административные нормы, определяющие порядок и сроки явки должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений и предприятий на заседания комитетов; порядок представления соответствующих сведений... В качестве обеспечения исполнения требований комитетов установлены штрафные санкции». Исполнительная власть не согласилась с такой постановкой вопроса.

При повторном голосовании, после наложения вето Спиридоновым, Госсовет закон не принял. Многие депутаты, сами в основном представляющие исполнительную власть на местах и непосредственно подчиненные главе РК, «проголосовали ногами». Проблемой законодательного органа Коми так же, как и Федерального Собрания России, является наличие в нем многих представителей исполнительной власти, которым иногда трудно совмещать обе функции.

3.    СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

1-3 июня 1995 года под руководством автора данного обзора в Республике Коми был проведен массовый опрос населения по общереспубликанской выборке «Социальное самочувствие жителей Республики Коми и отношение граждан республики к органам власти». Ниже приводятся результаты исследования.

3.1.       Оценка социально-экономического положения и хода реформ
Самохарактеристика уровня жизни

Социально-экономическое положение в России и Республике Коми напоминает маятниковые колебания: то чуть лучше, то хуже. С осени прошлого года, особенно после «черного вторника», ситуация стала ухудшаться, причем значительно. Эта тенденция не могла обойти и такой относительно стабильный российский регион, каковым является Республика Коми, что непосредственно отразилось на тех оценках, которые давали опрошенные. Прежде всего отметим высокий уровень пессимизма в субъективных оценках динамики своего материального положения за текущий год. Из 930 опрошенных больше всего заявили, что оно ухудшилось, — 39,6% и резко ухудшилось — 10,6%, не изменилось для 35,9%, 9,6% отметили некоторое изменение к лучшему, и лишь 1,9 заявили о значительном улучшении своего материального положения.

Такой расклад оценок подтверждает и сравнительный анализ с результатами предыдущего республиканского опроса, проведенного в ноябре 1994 года. За 7 месяцев произошел заметный сдвиг: доля людей, которые оценили свое положение как существование за чертой бедности, увеличилось на 3%, которым едва хватает на пищу и одежду — на 9,1%, разумеется, при этом сократился процент тех, кто живет относительно прилично (на 11,9) и ни в чем себе не отказывает (на 1,1).

Самооценка изменения материального положения различна в возрастных категориях — степень пессимизма функционально возрастает от 35% в категории 18-24 и 25-29 лет до 53-55% в категории 30-59 лет и максимальна среди тех, кому за 60 лет: 58% которых считают, что их материальное положение ухудшилось или резко ухудшилось.

Наблюдаются различия и среди национальных групп: среди коми тех, которые считают, что их положение ухудшилось, — 60%, в то время как среди русских и других национальных групп — 45-47%.

Это во многом связано с тем, что коми население сконцентрировано в сельских районах с преобладанием лесной промышленности и сельскохозяйственного производства, находящихся ныне в наиболее тяжелом положении. Наблюдается также корреляция между уровнем образования и оценкой изменения своего материального положения — чем он выше, тем меньше пессимизма в самооценке. Таким образом, наиболее сложно переносят сложившуюся ситуацию пожилые люди, обычно с невысоким образовательным уровнем, чаще среди них встречаются по национальности коми, что в основном определяется гораздо более сложным положением сельского населения.

 

При реально более быстром падении уровня жизни такая самооценка выглядит даже «неплохо» — люди постепенно все больше привыкают к жизни в условиях кризиса, но такое привыкание чревато серьезными негативными последствиями. Особенно выделим следующее: рыночные реформы предполагают освобождение личной инициативы, индивидуализма, упора на собственные силы, в реальной же обстановке этого крайне недостает, проявление личной инициативы либо подавляется, либо еще недостаточно сформировано. В этой связи не вызовет оптимизма распределение ответов на вопрос, с какими факторами связывают люди улучшение своего материального положения. Только 23% надеются прежде всего на собственные усилия, а остальные говорят о деятельности различных органов власти.

Усредненные оценки показывают, что чем дальше и выше власть, тем больше надежд на улучшение материального положения на нее возлагается. Наибольшие надежды связываются, естественно, с деятельностью руководства России, поскольку, в первую очередь именно от российских политиков, от «правил игры» вырабатываемых на федеральном уровне, зависит социально-экономическое положение регионов и возможности реализации имеющегося потенциала регионов.

Соответственно на республиканском уровне наибольшие надежды население связывает с действиями руководства республики, т.е. наблюдается адекватное отражение возможностей властей различных уровней. Это говорит о нормальном распределении отношения к властям различного уровня в РК.

При этом те мероприятия экономического характера, которые получили название «радикальных реформ» и проводятся с начала 1992 года, большинство респондентов оценивают отрицательно (52,9%), и только 5,9% дали однозначно положительную оценку.

Вывод о существовании заметного кредита доверия населения по отношению к руководству республики позволяет также сделать анализ ответа на вопрос «На решение каких проблем следует обратить первоочередное внимание?».

В ответах населения на этот вопрос соответствующим органам власти адресуются те пожелания, решение которых связывается именно с действиями этих органов власти. Данные показывают, что решение вопросов экономики, являющейся основой развития и улучшения материального положения, связывается преимущественно с деятельностью руководства республики, как и решение вопросов социального обеспечения.

3.2.       Оценки деятельности органов власти

Из приложенных таблиц явствует, что сумма отрицательных оценок («очень плохо» и «плохо») заметно превышает удовлетворительные оценки и подавляет оценки хорошие и отличные, причем это относится к деятельности всех органов власти. Рост недоверия к существующей власти — это нынешняя общероссийская тенденция, в РК процент негативных оценок также заметно вырос, но при этом стоит заметить, что главу РК оценивают более позитивно, чем Президента России, а местный законодательный орган — Госсовет — менее негативно, чем Федеральное Собрание РФ.

Таким образом, республиканская власть пока выигрывает по своей популярности по сравнению с центральной — кредит доверия со стороны населения пока есть, но он сокращается.

 

Наш опрос проводился в первую годовщину вступления в должность главы Республики Коми Ю.А.Спиридонова. Даже на фоне снижения уровня жизни и ухудшения социально-экономического положения страны 12,4% респондентов отметили наличие позитивных сдвигов в республике за год пребывания Спиридонова на своем посту; 64% таких сдвигов пока не видят и 23,6% уклонились от ответа.

Значимым отличием является то, что среди лиц с высшим образованием, т.е. людей в наибольшей степени интересующихся политикой и экономикой и разбирающихся в них, доля отметивших позитивные сдвиги в деятельности главы РК заметно выше — 19,3%.

3.3.       Оценки наиболее острых проблем

Давно известно, что повысить свой рейтинг на некоторое время тот или иной политик или властный орган может, прибегая к чисто пропагандистским шагам, умело работая со средствами массовой информации, пользуясь услугами имиджмейкеров, но способствовать устойчивому росту своего авторитета власть может только в случае наличия адекватных реакций на существующую ситуацию, своевременного решения наиболее острых общественных проблем, ранжирования социальной проблематики по степени актуальности в данный момент. В этом случае опросы общественного мнения — один из инструментов измерения ситуации в обществе.

Сейчас наибольшее беспокойство населения РК вызывает рост цен и низкая зарплата, а также несвоевременная ее выплата. Для пенсионеров рост цен усугубляется недостатками социального обеспечения. В общем, денег на самое необходимое не хватает сейчас очень многим людям (см. раздел о самооценке уровня жизни). Если цены и зарплата беспокоят больше всего 33,9% населения, то на втором месте, в соответствии с выдвинутой нами гипотезой, проблема преступности (11,6%). Несмотря на то, что выборка представительна только для республики в целом, следует отметить, что явно выделяется Воркута. Там проблема преступности фигурирует почти в каждой анкете. Это дает основания говорить об экстраординарной криминогенной ситуации в Воркуте и, следовательно, о характере необходимых мер.

В проблемном блоке следует также отметить, что жители сельских районов, а также таких городов, как Воркута и Ухта, считают, что именно их местным проблемам республиканское руководство не уделяет должного внимания (характерное пожелание: «чтобы цены на овощи были, как в Сыктывкаре»). Жители районов говорят о том, что слишком мало внимания уделяется проблемам сельского и лесного хозяйства. Читая анкеты, чувствуешь подспудное недовольство республиканской столицей, отчетливо проявляется также республиканская контроверза Север — Юг.

Сложная политическая и социально-экономическая ситуация неизбежно ведет к росту социальной напряженности, к озлобленности по отношению к властям и к благоприятной ситуации для тех, кто хотел бы натравить людей друг на друга по региональному или национальному признаку. К счастью, в Коми эти силы не имеют пока заметного влияния, но основа для их возникновения все более улучшается, причиной чему служит ухудшающаяся социально-экономическая ситуация, особенно сельских районов и районов Крайнего Севера. Причем если накал национальных проблем за последние годы заметно снизился, то проблемы территориальные (противостояние Север — Юг) отчетливо имеют тенденцию к нарастанию.

Комплекс пожеланий руководству России состоит прежде всего в требовании наладить положение дел в экономике, многих также чрезвычайно беспокоит чеченский кризис. Представляется очевидным, что эти факторы будут играть очень важную роль на предстоящих выборах в России.

3.4.       Предвыборные ориентации избирателей

Пока корректно можно делать только самые общие прогнозы относительно парламентских и президентских выборов в РФ. За полгода — год в России слишком многое еще может измениться. В этой связи необходим постоянный политический мониторинг. Пока же желание участвовать в парламентских выборах не слишком отличается от данных прошлых предвыборных опросов и фактической явки во время двух предшествующих голосований — оно в пределах 35-40%. Твердо участвовать собираются 26,7%, «скорее да» — 16,7, не определились — 29,5, «скорее нет» — 15,4, «твердо нет» — 11,8%. Как известно из прошлого опыта, не определившиеся, скорее всего голосовать не пойдут, но в то же время составляют очень значительный электоральный резерв, который может включиться в случае резкого изменения ситуации и появления на предвыборной арене новых факторов или действующих лиц.

Партийный расклад — вопрос пока наиболее проблематичный. Например, те данные, которые дает по России фонд «Общественное мнение», носят временный характер и не имеют пока стратегического значения. Игра будет сделана за последние 2-3 месяца перед выборами, а сейчас более важна кропотливая подготовительная работа, а не рейтинги.

Пока же по Коми фаворитами среди так называемых партий (нынешние российские партии, значительная часть из которых существует преимущественно в пределах Садового кольца, не вполне подходят под определения партий в западной политологии, хотя и поддаются типологизации), являются блок «Явлинский — Болдырев — Лукин» — рейтинг 5,9%, КПРФ — 4,7%, ЛДПР — 4,7% и «Женщины России»— 2,1%. Характер их влияния различный: у ЖР — по половому признаку, ЛДПР — это партия харизматического вождя, коммунисты сильны остатками своей организации и ностальгии по «старым добрым временам», многие высказывают свои симпатии лидеру «ЯБЛока», что проявляется и в оценке претендентов на президентский пост, видя в Григории Явлинском фигуру, не скомпрометировавшую себя, и реальную оппозицию нынешним лидерам.

Обращает внимание, что 3/4 респондентов не сформулировали свои политические предпочтения и это, как обычно, создает благоприятные условия для ведения выборной агитационной кампании, в том числе и создания новых блоков (но включающих уже известные партии, движения!).

Сразу хотелось бы дать одно методическое пояснение: по поводу будущих претендентов на парламентских и президентских выборах задавались только открытые вопросы, т.е. вопросы без подсказки, чтобы получить сведения о наиболее четких пристрастиях избирателей. В случае использования закрытых вопросов результат бы был существенно иным, так как многие не имеют устойчивых политических взглядов, но тем не менее на выборах голосуют за того или иного кандидата. «Погоду» же на предстоящих выборах будет делать не активная часть электората — она немногочисленна, а те избиратели, которые еще не определились.

Удалось также выявить факт, что даже сейчас интерес к президентским выборам в Коми заметно выше, чем к парламентским. Уже сегодня в них готово участвовать 58% избирателей. Личности лидера, особенно первгоу лица в государстве, в современной России придается гораздо больше значения, чем депутатам. Это объясняется и исторической традицией.

Но намерение принять участие в голосовании на президентских выборах заметно контрастирует с тем, что многие (68,2%!) еще не знают, за кого они будут голосовать. Это объясняется тем, что пресловутый абсентеизм (отказ от выборов) вызван не только равнодушием к политике вообще и состоянию дел в государстве, а разочарованием в современной политике и недоверием нынешним политикам. Среди мелькающих по телевидению фигур просто не видят достойных кандидатов. Выборы в такой ситуации могут пройти по принципу «наименьшего зла».

Среди кандидатов в президенты России назывались 33 фамилии. Чаще всего называются Ельцин, Явлинский, Жириновский. Есть приверженцы у Черномырдина, Рыбкина, Федорова, Шахрая, Гайдара, Абдулатипова, Лебедя и др. Но процент симпатий к ним невелик, и, повторяю, для детального выяснения этого вопроса необходимы специальные мониторинговые исследования. Заметим также, что в анкетах встречается и фамилия Ю.А.Спиридонова как возможного претендента на президентский пост, что скорее говорит об уважении к нему как к региональному лидеру.

3.5.       Проблема гражданства Республики Коми

Почти 63% респондентов ответили на этот вопрос отрицательно, причем даже среди коми таких 52%. Следует отметить, что среди горожан лишь 15% ответили положительно, а среди жителей села — почти 24%. Даже среди сельских коми лишь 28% считают необходимым принятие двойного гражданства, в то время как более половины сельских коми ответили отрицательно.

Это говорит о том, что, несмотря на имеющиеся положения в Конституции РК (статьи 9, 10 и другие в разделе I, глава 1), форсирование и реализация «Закона о гражданстве Республики Коми безусловно вызовет негативную реакцию населения. Это, скорее всего, будет выражаться в обеспокоенности коми населения перспективами ухудшения межнациональных отношений, с одной стороны, и резко негативном отношении к исполнительной и особенно законодательной властям со стороны той части населения РК, которая не принадлежит к титульной нации. Особенно негативно к этому отнесутся, следует ожидать, жители промышленных районов севера республики, где на уровне обыденного сознания сложилось негативное отношение к «Сыктывкару» и перспективам развития атрибутов коми государственности.

 

В целом ситуация в Республике Коми выглядит пока относительно стабильной и поддающейся контролю, но имеет заметную тенденцию к ухудшению.

Республиканские власти имеют адекватную оценку со стороны населения. Негативная оценка характерна для всех уровней власти, что реально отражает нынешнюю социально-экономическую ситуацию. Однако следует отметить, что рост пессимизма в оценке своего уровня жизни и, связанного с этим отношения к властям всех уровней гораздо ниже реального снижения уровня жизни.

Отношение населения к главе Республики характеризуется наименее отрицательно, но следует также отметить резкое снижение уровня ожиданий осени прошлого года в связи с вступлением главы в должность — ныне эти оценки адекватны сложившейся ситуации.

Определенный кредит доверия у населения руководство Республики Коми, безусловно, имеет, поскольку именно с республиканскими властями связываются надежды на улучшение экономики и социальной сферы.

Настораживает тенденция смены национальной проблемы проблемой «Север — Юг».

Приложение

Сравнение самооценки уровня жизни жителями Республики, %

 

Категория

Ноябрь 1994 г.

Июнь 1995 г.

За чертой бедности

12,3

15,3

Едва хватает на пищу и одежду

50,9

60,0

Живу относительно прилично

33,5

22,6

Ни в чем себе не отказываю

3,3

2,2

 

Проблемы, беспокоящие жителей республики, %

 

 

 

жи-

безра-

прес-

цены,

соц.

на-

ком-

дру-

не

 

 

лищ-

бо-

туп-

зар-

обес-

ло-

му-

гие

знаю

Категории

населения

ная

тица

ность

плата

пече-

ги

наль-

 

 

 

 

 

 

ние

 

ные

 

 

 

 

Пол

мужчины

6,3

8,6

10,9

30,5

9,7

0,9

0,5

20,8

11

 

женщины

9,9

4,9

12,3

37

11,1

0,8

14,8

9

Возраст

18 — 24

13

6,5

6,5

32,5

7,8

2,6

13

18

 

25 — 29

10,8

9,7

16,1

33,3

7,5

15,1

7,5

 

30 — 39

9,9

7,2

9,5

37,8

8,6

0,7

18,4

7,9

 

40 — 49

4,5

6

15,8

34,3

8,3

0,8

18,5

11

 

50 — 59

6,1

7

11,1

27,2

15,8

1,8

0,9

22,8

7

 

60 и старше

9,2

2,6

5,3

28,9

23,7

1,3

11,8

17

Нацио-

русские

8,5

6

14,8

29,3

12,7

0,4

0,4

18,9

8,9

наль-

коми

7,7

6

5,3

43

8,1

1,4

13,4

15,1

ность

другие

7,9

9,8

13,4

31,7

7,9

1,2

21,3

6,7

Само-

за чертой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бедности

7

7

2,1

44,4

14,8

13,4

11,3

оценка

едва хватает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на пищу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровня

и одежду

7,7

7

12,6

37

9,2

0,2

1,1

17,1

8,3

 

относительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жизни

прилично

10

5,7

15,7

20,5

11

1

21,9

14,3

 

ни в чем себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не отказываю

10

5

10

15

10

5

20

25

Образо-

неполное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее

7,3

3,1

3,1

39,6

18,6

2,1

9,4

16,7

вание

среднее

5,9

6,8

12,3

37,9

9,1

0,9

12,8

14,2

 

среднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специальное

9,1

7,2

13,1

36,4

10

0,5

15,4

8,4

 

высшее

9,2

7

11,9

20,5

8,6

2,2

33

7,6

В ЦЕЛОМ

 

8,2

6,7

11,3

33,9

10,4

0,4

0,6

17,7

10,4

 

Отношение жителей республики к проводимым с 1992 года реформам, %

 

 

положит.

отрицат.

неодно-

не знаю

Категории населения

 

 

значное

 

Пол

мужчины

7,5

54,1

28,5

10

 

женщины

4,5

51,8

26,8

16,8

Возраст

18 — 24

2,6

29,9

35,1

32,5

 

25 — 29

12,9

43

26,9

17,2

 

30 — 39

3,6

56,1

31,1

9,2

 

40 — 49

7,2

55,5

26,4

10,9

 

50 — 59

7,9

57

24,6

10,5

 

60 и старше

2,6

60,5

15,8

21,1

Нацио-

русские

6,7

50,9

29,7

12,7

нальность

коми

4,2

58,9

21,1

15,8

 

другие

6,7

48,2

32,9

12,2

Самооцен-

за чертой бедности

2,1

73,2

10,6

14,1

ка уровня

едва хватает на пищу

 

 

 

 

жизни

и одежду

3,8

54,5

27,4

14,3

 

относительно

 

 

 

 

 

прилично

13,3

35,7

40

11

 

ни в чем себе

 

 

 

 

 

не отказываю

15

45

25

15

Образование

неполное среднее

5,2

64,6

8,3

21,9

 

среднее

4,1

59,4

21,5

15,1

 

среднее специальное

7,2

48,3

30,8

13,8

 

высшее

5,4

52,9

27,6

13,5

В ЦЕЛОМ

 

5,9

52,9

27,6

13,5

 

Как изменилось в 1995 г. Ваше материальное положение, %

 

 

 

значительно

немного

не

ухудши-

резко

не

Категории населения

улучшилось

улучшилось

изменилось

лось

ухудшилось

знаю

Пол

мужчины

1,4

10,2

36

38

11,5

2,9

 

женщины

2,5

9

35,9

41

9,8

1,8

Возраст

18-24

5,2

14,3

40,3

26

9,1

5,2

 

25-29

3,2

12,9

47,3

30,1

5,4

1,1

 

30-39

1

7,9

36,1

41,6

11,1

2,3

 

40-49

1,5

12,1

31,7

44,5

8,3

1,9

 

50-59

1,8

7,9

35,1

41,2

13,2

0,9

 

60 и старше

2,6

1,3

32,9

36,8

21,1

5,3

Нацио-

русские

2,1

11

39,5

37

8,3

2,1

нальность

коми

2,1

6

28,4

43,2

17,2

3,2

 

другие

1,2

11,6

38,4

40,9

6,1

1,8

Уровень

за чертой бедн.

2,8

0,7

11,3

38

44,4

2,8

жизни

едва хватает

 

 

 

 

 

 

 

на пищу и одежду

3,5

4,7

30,8

52,3

5,4

2,3

 

относительно

 

 

 

 

 

 

 

прилично

3,8

26,2

53,3

12,9

1,9

1,9

 

ни в чем себе

 

 

 

 

 

 

 

не отказываю

15

35

30

5

10

5

Образо-

неполное среднее

4,2

3,1

29,2

35,4

26

2,1

вание

среднее

0,9

3,7

32

44,7

15,5

3,2

 

среднее

 

 

 

 

 

 

 

специальное

2,1

11,4

35,4

41,3

6,8

3

 

высшее

1,6

15,6

45,2

31,7

5,9

ИТОГО:

 

1,9

9,6

35,9

39,6

10,6

2,4

 

Оценка деятельности руководящих органов, %

 

Органы власти

очень

плохо

удовлетво-

хорошо

отлично

 

плохо

 

рительно

 

 

Местные органы власти

41,7

16,7

30,6

6,3

4,9

Госсовет РК

42,4

19,0

30,6

6,4

1,6

Глава республики

42,8

14,5

28,6

10,2

3,9

Государственная Дума

48,4

220,6

25,9

4,7

0,5

Совет Федерации

49,1

17,8

28,1

4,4

0,5

Президент России

55,4

14,5

21,7

6,3

2,1

 

Намерены ли Вы участвовать в выборах в Государственную Думу России в декабре 1995 г., %

 

 

Да

Скорее

Не

Скорее

Нет

Категории населения

 

да

знаю

нет

 

Пол

мужчины

27,1

16,7

27,6

15,2

13,3

 

женщины

26,2

16,6

31,1

15,6

10,5

Возраст

18 — 24

5,2

14,3

44,2

24,7

11,7

 

25 — 29

16,1

17,2

34,4

20,4

11,8

 

30 — 39

22

16,1

32,8

16,4

12,8

 

40 — 49

30,9

17,7

26

12,8

12,5

 

50 — 59

41,2

20,2

18,4

13,2

 7

 

60 и старше

43,4

11,8

23,7

7,9

13,2

Нацио-

русские

27,7

16,8

29,1

15,6

10,8

нальность

коми

26

17,9

26

16,1

14

 

другие

25

14

36,6

13,4

11

Самооцен-

за чертой бедности

18,3

14,1

31

19

17,6

ка уровня

едва хватает на

 

 

 

 

 

жизни

пищу и одежду

26,9

15,6

30,8

15,6

11,1

 

относительно

 

 

 

 

 

 

прилично

30

21,9

25,7

12,9

9,5

 

ни в чем себе

 

 

 

 

 

 

не отказываю

45

10

20

10

15

Образование

неполное среднее

26

11,5

29,2

13,5

19,8

 

среднее

15,5

16

34,7

22,4

11,4

 

среднее специальное

24,2

16,6

32,4

14,7

12,1

 

высшее

45,7

20,4

16,7

9,7

7,5

В ЦЕЛОМ

 

26,7

16,7

29,5

15,4

11,8

 

За представителей какой политической партии Вы проголосуете, %

 

 

«Жен-

КПРФ

НДР

ЛДПР

ПРЕС

ПЭС

«Яб-

Дру-

Не

 

щины

 

 

 

 

 

ло-

гие

знаю

 

Рос-

 

 

 

 

 

ко»

 

 

Категории населения

сии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Пол

мужчины

0,7

5,7

1,4

5,2

 

0,5

5,4

10,4

70

 

женщины

3,7

3,7

0,4

3,7

0,2

0,4

5,9

5,3

76

Возраст

18-24

2,6

1,3

 

1,3

 

 

2,6

1,3

91

 

25-29

5,4

 

1,1

5,4

 

1,1

4,3

9,7

73

 

30-39

2,3

3,6

0,3

4,6

 

0,3

4,9

7,9

76

 

40-49

2,7

4,9

0,8

4,2

 

0,8

7,6

7,6

72

 

50-59

 

7

0,9

7,9

 

 

9,6

10,5

64

 

60 и старше

 

13,2

3,9

1,3

1,3

 

1,3

7,9

71

Нацио-

русские

3,1

4,8

0,4

4,8

0,2

0,8

7,9

8,9

69

наль-

коми

1,4

4,9

0,4

3,2

 

 

1,4

5,6

83

ность

другие

1,2

3,7

3

5,5

6,7

7,9

72

Уровень

за чертой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бедности

1,4

4,2

 

4,9

0,7

0,7

4,9

1,4

82

жизни

едва хватает на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пищу и одежду

2,7

5,6

1,1

4,8

 

0,5

4,8

9

72

 

относительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прилично

1,9

2,4

1

3,3

9,1

7,7

75

 

ни в чем себе не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отказываю

5

20

75

Образо-

неполное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее

1

2,1

4,2

1

3,1

88

вание

среднее

3,2

0,9

0,9

4,6

0,5

4,6

5

80

 

среднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специальное

3

5,4

0,5

5,8

0,2

5,1

9,6

70

 

высшее

0,5

9,1

1,1

1,1

1,1

11,3

9,1

66

В ЦЕЛОМ

 

2,3

4,6

0,9

4,4

0,1

0,4

5,7

7,8

76

 

Намерены ли участвовать в выборах Президента России, %

 

Категории населения

Да

Нет

Не знаю

Пол

мужчины

60,9

20,8

18,3

 

женщины

55,4

14,4

30,1

Возраст

18 — 24

48,1

18,2

33,8

 

25 — 29

45,2

24,7

30,1

 

30 — 39

54,9

19,7

25,3

 

40 — 49

61,9

18,5

19,6

 

50 — 59

71,1

9,6

19,3

 

60 и старше

63,2

6,6

30,3

Нацио-

русские

57,2

17

25,8

нальность

коми

58,5

19

22,5

 

другие

59,8

15,9

24,4

Самооцен-

за чертой бедности

47,2

20,4

32,4

ка уровня

едва хватает на пищу

 

 

 

жизни

и одежду

57,8

17,4

24,8

 

относительно

 

 

 

 

прилично

63,8

16,7

19,5

 

ни в чем себе

 

 

 

 

не отказываю

80

5

15

Образование

неполное среднее

55,2

17,7

27,1

 

среднее

49,3

22,8

27,9

 

среднее специальное

55,9

17,9

25,9

 

высшее

74,2

9,7

16,1

В ЦЕЛОМ

 

58

17,4

24,5

 

За кого бы проголосовали на выборах Президента России,%

 

 

 

Ель-

Зюга-

Жири-

Шах-

Казан-

Явлин-

Хака-

Дру-

Не

 

 

цин

нов

нов-

рай

ник

ский

мада

гие

знаю

Категории

населения

 

ский

 

 

 

 

 

 

 

Пол

мужчины

6,3

2,9

8,2

0,9

5,4

0,5

10,9

64,9

 

женщины

4,6

1.6

2,3

0,4

0,6

5,3

0,2

13,3

71,3

Возраст

18-24

3,9

3.9

3,9

13

75,3

 

25-29

7,5

7,5

1,1

8,6

9,7

65,6

 

30-39

4,9

2

4,3

1

5,3

0,3

10,5

71,7

 

40-49

5,3

1,5

5,3

0,4

4,9

14,8

67,8

 

50-59

7,9

5,3

6,1

0,9

0,9

7,9

15,8

55,3

 

60 и старше

5,3

6,6

3,9

2,6

1,3

2

6,6

71,1

Нацио-

русские

5,4

2,3

4,8

0,8

5,6

15,8

65,3

наль-

коми

2,5

2,1

4,6

0,4

1,1

3,5

0,7

8,8

76,3

ность

другие

11,6

2,4

6,7

0,6

7,9

0,6

7,3

62,8

Уровень

за чертой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бедности

3,5

2,1

7,7

2,1

0,7

2,8

0,7

9,2

71,1

жизни

едва хватает на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пищу и одежду

5,6

2,9

4,8

0,4

0,4

4,7

0,2

13,6

67,5

 

относительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прилично

6,7

1

2,9

0,5

9,6

0,5

10

68,9

 

ни в чем себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не отказываю

10

15

15

60

Образо-

неполное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее

7,3

2,1

7,3

2,1

1

1

5,2

74

вание

среднее

5,5

0,9

5,9

0,5

0,9

4,1

7,3

74,9

 

среднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специальное

6,6

2,1

5,6

0,7

4,4

0,5

14,1

66

 

высшее

2,7

4,3

1,6

0,5

11,3

17,2

62,4

ИТОГО

 

5,6

2,3

5,1

0,6

0,3

5,4

0,3

12,2

68,2

 

Кто, по-Вашему, станет Президентом России, %

 

 

Ель-

Явлин-

Жири-

Шах-

Хака-

Черно-

Зюга-

Дру-

Не

 

цин

ский

нов-

рай

мада

мыр-

нов

гие

знаю

Категории населения

 

ский

 

 

дин

 

 

 

 

Пол

мужчины

12,7

1,8

6,1

0,7

0,2

1,1

0,2

2,7

74,4

 

женщины

12,1

1,6

3,7

0

0,2

1

0,4

2,3

78,7

Возраст

18-24

7,8

2,6

3,9

2,6

83,1

 

25-29

15,1

0

4,3

0

0

1,1

0

1,1

78,5

 

30-39

11,8

1,6

4,6

0,7

0,3

0,7

0,3

1,3

78,7

 

40-49

12,1

1,5

4,9

0

0

1,9

0,4

3,4

75,8

 

50-59

14,9

3,5

6,1

0

0

1,8

0,9

4,4

68,4

 

60 и старше

13,2

1,3

5,3

1,3

1,3

0

0

2,6

75

Нацио-

русские

12,9

2,3

4,2

0,2

0

1

0,4

3,1

75,9

наль-

коми

8,8

0,7

6,7

0,4

0,4

1,1

0,4

1,8

79,9

ность

другие

17,1

1,8

3,7

0,6

0,6

1,2

0

1,8

73,2

Уровень

за чертой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бедности

9,9

2,1

10,6

0,7

0

0,7

0,7

0

75,4

жизни

едва хватает на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пищу и одежду

10,9

1,1

4,1

0,2

0,2

1,3

0,4

3,2

78,7

 

относительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прилично

17,2

3,3

2,4

0,5

0,5

1

0

1,9

73,9

 

ни в чем себе не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отказываю

20

0

10

0

0

0

0

5

65

Образо-

неполное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее

10,4

1

7,3

1

1

0

0

1

78,1

вание

среднее

11,4

0

5

0

0

5

0

1,4

81,7

 

среднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специальное

12,4

0,9

4,4

0,5

0,2

1,2

0,2

2,3

77,8

 

высшее

14,5

5,9

4,3

0

0

2,2

1,1

4,8

67,2

ИТОГО

 

12,4

1,7

4,8

0,3

0,2

1,1

0,3

2,5

76,6

 

Необходимость введения гражданства Республики Коми, %

 

Категории населения

Надо

Не надо

Не знаю

Пол

мужчины

18,6

66

15,4

 

женщины

17,9

59,5

22,6

Возраст

18 — 24

16,9

58,4

24,7

 

25 — 29

15,1

66,6

18,3

 

30 — 39

20,3

61,6

18

 

40 — 49

15,8

66

18,1

 

50 — 59

17

65,2

17,9

 

60 и старше

25

50

25

Нацио-

русские

13,1

69,2

17,7

нальность

коми

26,8

52,1

21,1

 

другие

18,3

61,6

20,1

Самооцен-

за чертой бедности

23,9

53,5

22,5

ка уровня

едва хватает на пищу

 

 

 

жизни

и одежду

17,8

61,4

20,8

 

относительно

 

 

 

 

прилично

15,7

70,5

13,8

 

ни в чем себе

 

 

 

 

не отказываю

10,8

78,9

10,3

Образование

неполное среднее

28,1

42,7

29,2

 

среднее

21,9

56,6

21,5

 

среднее специальное

17,9

62,2

19,8

 

высшее

9,2

81

9,7

В ЦЕЛОМ

 

18,2

62,6

19,2

Источники

1. Республика.— 1995.— 2 июня.

2. Республика.— 1995.— 9 июня.

3. Молодежь Севера.— 1995.— 8 июня.