Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в июне 1995 года

1.    ОБЩИЕ ЛИНИИ

Проблема бюджета по-прежнему остается центральной в области. Напряженные отношения между городским и областным руководством приобрели позиционный выжидательный характер, что явно не в пользу города, который каждодневно вынужден объясняться по долгам учителям, врачам, коммунально-бытовой сфере и т.п. Попытки калининградских делегаций объясниться в московских кабинетах пока не принесли ощутимого результата. Социальное напряжение растет и, видимо, вскоре достигнет такого накала, что без «громоотвода» не обойтись. Неясно только, кто станет таким «громоотводом» — нынешний мэр города В.Шипов, занятый поисками путей к спасению городского хозяйства, или глава администрации области Ю.Маточкин, который сейчас находится на отдыхе после перенесенной операции (поговаривают, что после излечения Ю.Маточкин может оказаться на месте российского посла в Республике Польша вместо нынешнего Ю.Кашлева). Как бы там ни было, ожидания выборов глав администраций наряду с выборами в Госдуму в декабре 1995 года вызывают оживление различных политических сил.

В Москве 6 июня состоялись слушания по Закону о Калининградской области и выявили целый комплекс нерешенных политических и экономических вопросов. Отметим, прежде всего, слабость и разрозненность позиций калининградцев, которые предпочитали говорить о проблемах экономических, умалчивая о политических. Вопрос о целесообразности принятия Закона о Калининградской области повис в воздухе.

Об этом же говорили и на международном семинаре Московской школы политических исследований в г.Светлогорске Калининградской области 15-17 июня. Речь шла создании цивилизованной системы политического лоббирования интересов Калининградской области в Москве. А для этого нужно определить направления совместных действий, что и представляется наиболее сложной задачей.

Пока же Калининградская область в условиях жесточайшего дефицита бюджета стоит на пороге существенных социальных потрясений.

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       В областной Думе

В.Устюгов на пресс-конференции совместно с депутатом Госдумы Ю.И.Яковлевым заявил, что камнем преткновения для областной Думы и администрации области стал бюджет, который в случае принятия обрекает калининградцев на голодное существование (до сих пор оно было лишь полуголодным). Уровень зарплаты и цена потребительской корзины среднего жителя области составляла примерно треть от среднероссийского уровня [1].

«Город является запором для области и отдает ей 70% своих доходов, имея при этом миллиардные долги, но «крайней» при этом оказывается областная Дума, потому что бюджет утверждает именно она», — посетовал Валерий Устюгов [1].

Теперь когда мэрия собирается судиться с областной администрацией, последняя отказывается и рекомендует мэрии судиться с областной Думой.

29 июня областная Дума бюджет все же приняла, хотя и сделала вывод, что так жить нельзя» [2]. Депутаты городской Думы и Калининграда при этом высказывает отрицательное отношение к самому факту принятия такого бюджета, который составляет всего лишь треть от реально необходимого. Дефицит средств по ряду важнейших позиций составляет не менее 35-40%. По всей видимости, город после такого решения областной Думы будет вынужден принимать «чрезвычайный» дефицитный бюджет (дефицит составил 163 млрд. руб. — Д.С.).

2.2.       Законотворчество

Устав области облдума решила опубликовать в СМИ после долгих бесплодных дискуссий о моделях. Наибольшие споры вызывает вопрос о полномочиях и названии высшего должностного лица области. Комиссия по работе над Уставом области решила вынести текст на суд общественности. Очевидно, депутаты определят месячный срок, в течение которого можно будет вносить в проект Устава изменения и дополнения. Лишь после их обобщения состоится первое чтение. Вероятно, это произойдет в августе.

Камнем преткновения стал и областной закон об общих принципах местного самоуправления. При обсуждении его во втором чтении выяснилось, что ряд положений не согласуется с проектом Устава области, а также с одноименным федеральным законопроектом и с действующей Конституцией РФ. Депутаты городской Думы Б.Трегубов и Д.Слепокуров, присутствовавшие при обсуждении, сделали вывод, что «в случае принятия такого закона Уставы местного самоуправления станут пустой формальностью, поскольку областной закон все полностью регламентирует» [3].

Депутаты областной Думы обсудили Постановление Государственной Думы от 26 мая, где говорится о совмещении по времени выборов депутатов Госдумы и глав администраций краев и областей. Было решено поддержать предложения Госдумы, причем специально оговорено, что эта позиция «не означает официального выражения недоверия Ю.Маточкину, но свидетельствует о необходимости замещения поста главы администрации области путем избрания» [4].

Между тем в том же номере «Калининградской правды» опубликовано интервью с заместителем начальника Федеральной службы безопасности по Калининградской области Б.Е.Левенковым. Он признал, что «определенные данные о коррупции среди местных чиновников имеются» [5].

2.3.       Слушания по проблемам Калининградской области

«Сдерживание сепаратистских тенденций, а также и недопущение размывания статуса» Калининградской области как части России являются одними из основных направлений деятельности МИД России в отношении этого анклавного образования. Об этом заявил на парламентских слушаниях 6 июня замминистра иностранных дел РФ Сергей Крылов [6]. По словам Крылова, МИД РФ будет «решительно реагировать» на каждую «сколько-нибудь существенную попытку поставить под сомнение статус области» со стороны иностранных государств или отдельных политиков [6].

Председатель Калининградской областной Думы В.Устюгов заявил на тех же слушаниях, что 60% калининградцев не одобряют действия Москвы по отношению к области, а 20% жителей области выступают за придание ей статуса государственного образования. Комментируя высказывание В.Устюгова, Крылов заметил, что ранее калининградские руководители «клятвенно заверяли», что в области нет сепаратистских тенденций. «С этим МИД тоже должен будет разбираться», — подчеркнул Крылов [6].

Крылов также опроверг утверждения калининградских руководителей и командующего Балтийским флотом России адмирала Владимира Егорова о том, что существующая договорная база российского транзита через Литву является «временной и непадежной». «Договор с Литвой о транзите фактически бессрочный», — подчеркнул Крылов [6].

В свете таких высказываний неудивительны сомнения С.Крылова в необходимости специального Закона о Калининградской области, принятия которого настойчиво добиваются областная администрация и областная Дума. В.Устюгов, однако, считает, что удалось убедить практически всех оппонентов в целесообразности принятия такого закона, в результате чего область, получив возможности для нормального развития, станет законом для всей России [7]. Результатом этого убеждения стало поручение Сергею Глазьеву возглавить комиссию по доработке закона. Задача теперь в том, чтобы «протолкнуть» закон до парламентских выборов 1995 года. Именно это и вызывает наибольшие сомнения у местных аналитиков. Неэффективность предпринимаемых усилий областных властей по разъяснению проблем области в Москве уже стала привычней.

Председатель МИД в Калининграде, Чрезвычайный и Полномочный Посол Артур Кузнецов заявил, что проблемы Калининградской области упираются не столько в повышении ее статуса, сколько в отсутствие сильного лобби в Москве. Почти все субъекты РФ имеют сейчас свои представительства в столице. Меж ними идет жесткая конкуренция. Сильнейшее лобби имеют в Москве Прибалтийские республики, вот откуда весь этот фокус с недогрузкой калининградских портов, тогда как российские грузопотоки устремляются в порты стран Балтии. Лоббирование является легитимной деятельностью, и руководство области должно в полной мере использовать его для защиты наших региональных интересов» [8].

2.4.       Международный семинар в г.Светлогорске

О создании совместно с калининградцами «цивилизованной лоббистской структуры» говорил и член Президентского совета А.М.Салмин на семинаре Московской школы политических исследований в г.Светлогорске [9]. По его мнению, то, что делалось до сих пор, не принесло значимого результата по вышеозначенной причине. Заметим, что и сам семинар проходил в ситуации, когда «регионалы» предпочитали говорить о своих «болячках», обращаясь к представителя Москвы как к «обидчикам», а не как к партнерам. Этот подход следовало бы изменить, что, собственно, и не удалось сделать.

2.5.       Что делает В.Шумейко?

После инициативы калининградской Партии любителей пива по сбору подписей за отзыв В.Шумейко, высокопоставленный депутат решил ответить дерзким через руководителя своего секретариата Вербицкого. Подробно перечислив все добрые дела своего руководителя для калининградцев, последний заключил, что «В.Ф.Шумейко делает для области очень много, и впереди много задач, которые он будет решать» [10].

2.6.       Политические партии

ДПР отпраздновала пятую годовщину со дня рождения. Калининградские представители этой партии празднуют эту дату в союзе с Конгрессом русских общин, который, кстати, и прорабатывает вопрос участия генерала А.Лебедя в выборах в Госдуму от Калининградской области [11]. Согласится ли Лебедь выдвигаться, когда узнает, например, что лидер местной организации ДПР и Конгресса русских общин господин Шушкин на прошлых выборах в областную Думу получил наименьшее число голосов (629)?

Местное РНЕ (Русское национальное единство) судится с областным отделом юстиции по причине отказа регистрировать их организацию. Решение суда оказалось компромиссным: прекратить дело до повторной подачи в отдел юстиции уже новых, «доработанных» документов РНЕ. Не принять их к рассмотрению отдел юстиции права не имеет, напомнил суд. Местный лидер Александр Буданов заявил о решимости «продолжать борьбу». Специалист отдела юстиции Элеонора Казакова уверена, что «словесный трюк о размежевании со Всероссийской организацией РНЕ задуман для того, чтобы быть зарегистрированными и двигаться к власти» [12].

Тем временем А.Буданов щеголяет удостоверением, выданным ему лично Баркашовым.

3.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

3.1.       Польша

Польский дипломат Ежи Бор, бывший генеральный консул РП в Калининграде в 1992-1993 годах, сейчас возглавляющий департамент Европа II в МИД Польши, считается авторитетным специалистом по проблемам северо-восточных регионов Прибалтики. На семинаре «Область Калининград/Кенигсберг 1945-1995» в германском городе Травемюнде заявил в интервью калининградской журналистке, что Калининграду «не нужны никакие гарантии, кроме экономического состояния». Беспокойство, по его словам, должно вызывать другое: сумеет ли Калининградская область подключиться к новой экономической обстановке в Европе. Или же она останется «прорехой» в рыночной «ткани», покрывшей окружающие область Литву, Польшу, Швецию и другие. Гарантии, по его мнению, — в успешной интеграции [13].

3.2.       Швеция

По оценке Стокгольмского Международного института исследований мира (СИПРИ), контроль над происходящим в России постепенно ускользает из рук политиков в руки военных, и страны Балтии по-прежнему остаются одним из регионов с повышенной опасностью военного конфликта.

В обзоре ежегодника СИПРИ за 1995 год отмечается, что всего на территории бывшего СССР есть семь конфликтных или потенциально конфликтных регионов: Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Крым, Прибалтика, Приднестровье и Таджикистан. В отчете СИПРИ отмечается, что, хотя Россия и вывела свои войска из стран бывшего Варшавского блока и стран Балтии, появляется все больше признаков того, что Россия хочет снова восстановить свое влияние как в границах бывшего СССР, так и за их пределами.

Шведские ученые отмечают, что руководство Российской армии пытается отнять у политиков право решать многие государственные вопросы. Так, например, военные все больше участвуют в принятии решений, связанных с ограничением вооружений, которое должно было бы быть политическим процессом, а то и самостоятельно принимают эти решения.

«Такие процессы, как конфликты в Чечне и Закавказье, а также усиливающиеся требования России, связанные с ее статусом державы в Европе и в глобальном масштабе, наносят ущерб партнерским отношениям России со странами Западной Европы», — отмечается в докладе Стокгольмского института исследований мира [14].

Источники

1. Калининградская правда.— 1995.— 6 июня.

2. Янтарный край.— 1995.— 1 июня.

3. Из выступления на заседании облдумы 22 июня 1995 года.

4. Пресс-центр облдумы // Калининградская правда.— 1995.— 17 июня.

5. Будоян Н. Не пора ли снимать отпечатки пальцев с рычагов власти // Калининградская правда.— 1995.— 17 июня.

6. BNS. Приоритеты МИДа на Калининградском направлении // Калининградская правда.— 1995.— 9 июня.

7. Устюгов В. За интересы России в ее западном регионе // Калининградская правда.— 1995.— 14 июня.

8. Боровская Н. Якутия.— Саха подает нам пример // Калининградская правда.— 1995.— 28 июня.

9. Из записей участника семинара.

10. Что делает депутат // Калининградская правда.— 1995.— 16 июня.

11. Лескова Н. РНС наведет свой порядок // Калининградская правда 1995.— 14 июня.

12. Лескова Н. РНЕ: иск к администрации // Калининградская правда.— 1995.— 23 июня.

13. Боровская Н. «Проблемы Потсдама» нет.— есть проблема экономики // Калининградская правда.— 1995.— 23 июня.

14. BNS. Шведский институт считает Прибалтику регионом потенциального конфликта // Калининградская правда.— 1995.— 16 июня.