Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в июле 1995 года

1.    ВИЗИТЫ

1.1.       Визит В.Ф.Шумейко

Без всякого сомнения, событием месяца можно назвать приезд 25 июля в Мордовию Владимира Шумейко. Последним столичным политиком подобного ранга, посетившим республику перед этим визитом, был спикер российского парламента Р.И.Хасбулатов.

Владимир Шумейко прибыл в Мордовию спецрейсом. Сойдя с трапа, Владимир Шумейко радушно облобызался с Николаем Меркушкиным и Валерием Швецовым (совсем в духе брежневских времен). Первым пунктом программы визита было возложение цветов к Вечному огню у могилы Неизвестного солдата и посещение музея Боевой и трудовой славы. В это время коммунисты и большевики пытались организовать пикетирование возле музея, но им пришлось «тусоваться» напротив здания Государственного собрания, где их могли видеть лишь депутаты, которым они и так наскучили. Но посещение музея все же не обошлось без встречи с народом. Одна старушка настаивала на диалоге с московским гостем, но, получив такую возможность, превратила ее в монолог, в котором обозвала Владимира Шумейко зажравшимся высокопоставленным чиновником, забывшим о народных бедах.

Дальнейший путь Владимира Шумейко лежал на завод «Электровыпрямитель» и на Приборостроительный завод. Во время этих посещений местная власть активно демонстрировала Центру, что промышленность республики находится в агонии. Предприятия работают в тяжелейших условиях, а для исправления создавшегося положения нужна финансовая помощь из Москвы. Для довершения картины экономического состояния Мордовии показали московскому гостю сельское хозяйство республики на примере совхоза «Атьминский». На чем и закончился первый день пребывания Владимира Шумейко на мордовской земле.

Основным событием второго дня визита можно считать встречу с депутатами Государственного собрания, Городского Совета, главами местного самоуправления и представителями правительства. Разговор на встрече шел о судьбах закона о местном самоуправлении, о путях реформирования и, естественно, о Чечне. После встречи с депутатами Владимир Шумейко дал пресс-конференцию для местных и прибывших вместе с ним московских журналистов, где прессе была представлена возможность задать интересующие их вопросы.

 

Кор.: Вы встречались с руководителями республики. Сложилось ли у Вас мнение об их компетенции, и если да, то какое?

В.Ш.: Я бы назвал мордовских лидеров хорошим триумвиратом, который слаженно работает. По моему мнению, они идеально подходят друг другу. Но за два дня трудно что-либо конкретное сказать о компетенции руководства. Для этого нужно проработать бок о бок не один день. Для меня же главное то, что эти должностные лица связаны напрямую с демократическим процессом. И каждый из них находится на своем месте. Поездив вместе с ними, я также убедился, что народ доверяет этой власти, что на мой взгляд, самое главное.

Кор.: Вы заявили о своей осведомленности в конституционных процессах, идущих сегодня в республике. Ознакомились ли Вы с проектом новой Конституции Мордовии? И какую оценку Вы можете ей дать?

В.Ш.: Да, с проектами я ознакомился, но никаких оценок по Конституции я давать не буду, тем более накануне сессии, где будет обсуждаться будущая Конституция Мордовии. Я не хочу этого делать потому, что в строительство Конституции нельзя вмешиваться. Любое давление может оказаться пагубным.

 

Что ж, визит высокопоставленного московского гостя закончен. Уже можно подвести предварительные итоги этого события и посмотреть, какое влияние оно может оказать на жизнь республики. Конечно, приезд председателя Совета Федерации — это лучше, чем ничего, но на фоне ожидания визита первого вице-премьера Сосковца это событие выглядит несколько бледнее, хотя власти и постарались преподнести его с наибольшей выгодой для себя, дабы позже можно было смело ссылаться на то, что «мы-де работаем» — «смотрите, Шумейко привезли. Он нам поможет». Хотя помощь он может оказать лишь тогда, когда в Совете Федерации будет обсуждаться и приниматься новый федеральный бюджет, в то время как приезд Сосковца гарантировал бы дальнейшее развитие отношений с правительством и сулил республике деньги, поскольку последний обладает определенными экономическими рычагами для обеспечения помощи. Помощь от председателя Совета Федерации будет зависеть во многом от того, насколько эффектно руководители республики сумели преподнести ему экономические язвы и перспективы развития, если республика сможет залечить эти болячки. Неизвестно пока, насколько успешно была проведена эта демонстрация, но вот продемонстрировать трогательное согласие между властями руководители республики явно смогли, иначе они не заслужили бы столь лестные для себя оценки из уст Владимира Шумейко. Судить о том, был ли это политический спектакль, разыгранный специально для публики, или это вояж действительно принесет свои плоды, можно будет лишь по прошествии некоторого времени [1].

1.2.       Визит Н.И.Рыжкова

А несколькими днями раньше — 12 июля, Мордовию впервые посетил бывший председатель Совета Министров СССР, близкий сподвижник Михаила Горбачева, бывший конкурент Бориса Ельцина в схватке за президентское кресло — Николай Рыжков. Его мордовский вояж носит открыто рекламный характер, поскольку г-н Рыжков, отойдя от руководства «Тверьуниверсалбанком», весной этого года заявил о своем намерении возвратиться в большую российскую политику. Реанимируя свое политическое имя, Николай Рыжков объявил о принятии на себя глобальной миссии объединителя левоцентристских сил России [2].

В большом зале Дома печати Николай Рыжков провел пресс-конференцию для журналистов и общественности. Затем в Доме Союзов Рыжков встретился с директорским корпусом республики, банкирами и экономистами. Говорили больше о биографии гостя о его экономических взглядах. После чего народ увидел кумира во Дворце культуры профсоюзов. Был полон даже балкон. Рыжков рассказал о своих политических пристрастиях и ответил на вопросы. В четверг за завтраком в «Интуристе» состоялась вторая встреча Николая Меркушкина с Николаем Рыжковым. Затем экс-премьер дал интервью местной прессе, кратко переговорил с экс-спикером Николаем Бирюковым и после посещения музея Эрьзи отправился в Рузаевку знакомиться с двумя пригородными хозяйствами, специализирующимися на животноводстве и растениеводстве [3].

2.    ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ МОРДОВИИ

21 июля конституционные замыслы руководства мордовского парламента обрели документальные очертания. Репертуар политической сцены республики пополнился еще одним сценарием — на этот раз проектом новой Конституции Мордовии. Он появился в результате двухмесячных трудов Конституционной комиссии Госсобрания, неукоснительно усвоившей государственные идеи Николая Меркушкина.

Согласно подготовленному проекту, в Мордовии вводится пост Главы республики с не меньшим набором полномочий, чем прежде обладал первый и последний мордовский президент Василий Гуслянников. Однако выбирать главу республики на этот раз Мордовия будет Конституционное Совещание. Оно будет представлять собой коллегию выборщиков, формируемую из депутатов и глав администраций от районного уровня. Мордовское Конституционное Совещание в этом случае должно состоять из 800 человек. Между тем, из всей этой массы городские выборщики получат лишь около двухсот мандатов, т.е. 25 процентов. Диспропорция налицо, поскольку цифра городского населения в Мордовии колеблется около 60 процентов. Получается, что половина горожан республики вообще лишается какого-либо голоса, зато деревня получает сразу два. При таком раскладе высшая власть Мордовии может полноправно именоваться сельской. Никто не собирается оспаривать приемлемость для республики делегированной демократии. Но погоня за ее преимуществами совсем не означает, что половина городского населения Мордовии попутно должна остаться политически ущемленной.

Наиболее серьезные изменения проект новой Конституции вносит в систему управления мордовскими территориями. Спикер Госсобрания Николай Меркушкин неоднократно заявлял, что в республике необходимо провести четкое разделение властей по всей вертикали. Идея сама по себе неплохая, однако в проекте она оказалась доведенной до абсурда. Помимо местного самоуправления в городах и районах республики планируется создать представительные органы, но далее, вычленив администрации, замкнуть их на исполнительную ветвь власти. Соответственно, руководители администраций городов и районов будут назначаться главой республики и фактически не зависеть от местного самоуправления и представительных органов. По сути дела, проектом новой Конституции на всем местном самоуправлении в Мордовии ставится жирный крест. Российское законодательство предусматривает передачу управления районами, как административными единицами, в ведение одной лишь исполнительной власти. Однако то же законодательство обязывает к сохранению местного самоуправления в городах, поскольку город в России — исторически сложившаяся общность. Разумеется, и глава городской администрации должен входить в систему местного самоуправления. Иначе оно превратиться в фикцию, потому что при ином варианте, городские рычаги власти уйдут из-под контроля горожан. Очевидно, что руководители городских администраций должны избираться народом и испытывать зависимость от городского сообщества. Ну, а сам принцип именно назначения руководителей городских администраций, а не их всенародное избрание, в России уже давно изжит. Институт градоначальников похоронен еще в 19 веке, и реанимацию его в 20 вряд ли можно расценить как движение по цивилизованному пути развития, о чем так любит порассуждать руководство Госсобрания.

В целом, предложенный проект знаменует собой переход от широкой народной демократии к авторитарным принципам осуществления власти. Обжегшись на всевластии Советов, руководители республики бросились в другую крайность, фактически отказываясь от местного самоуправления и до беспредельности усиливая исполнительные структуры. Вряд ли эту тенденцию можно считать прогрессивной.

С таким проектом Конституции, какой он существует на сегодняшний день, будущий глава республики может рассчитывать, практически, на неограниченную власть. Не ограниченную ни в полномочиях, ни в масштабах. С полномочиями понятно — почему. А неограниченность в масштабах достигается принципом назначения глав администраций, что позволяет практически не считаться с позицией органов местного населения и его представительных органов [5].

Позиции многочисленных политических группировок республики по отношению к проекту Конституции сейчас уже ясны. Понятно, что основным генератором ее беспоправочного принятия будет выступать коалиция аграриев и Николая Меркушкина. В кильватере их устремлений, наверняка, пойдет и правительство республики. В числе же явных противников проекта новой Конституции Мордовии фигурируют коммунисты и исполняющий политические роли с ними в унисон Николай Бирюков. Наиболее приемлемый для них вариант — проведение референдума по новой Конституции республики. Тогда появляется хоть какой-то шанс воспрепятствовать принятию этого проекта, в то время, как в Конституционном Собрании они лишаются даже призрачной возможности это осуществить.

Всенародное обсуждение — впрочем, такая же буффонада, как и референдум по Конституции. И в том и в другом случае избиратель Конституцию не анализирует. Референдум только дает возможность выяснить отношение народа, скорее, не к проекту, как таковому, а к его политическим сценаристам и режиссерам. Сегодня право вынесения окончательного вердикта по проекту Конституции республики остается в компетенции мордовского Конституционного Собрания, где будут численно преобладать политические соратники Николая Меркушкина. Очевидно, что это позволит руководству мордовского парламента принять такую Конституцию, какая ему наиболее симпатична. А количество и качество поправок, поступивших в процессе всенародного обсуждения, будет служить лишь общим убаюкивающим фоном причастности населения к выработке проекта.

Очень любопытна инициатива лидеров мордовского парламента по объявлению референдума о доверии нынешнему составу Госсобрания республики. В случае, если мордовский избиратель на референдуме выдаст положительную оценку деятельности Госсобрания, оно продлевает свои полномочия еще на 4 года. Таким образом, переходный период Мордовии, на который избиралось нынешнее Госсобрание, растянется на 6 лет. Вместе с тем, перспектива проведения такого референдума должна сегодня резко активизировать оппозиционные элементы Мордовии — ведь это будет единственная за 6 лет возможность изменить политический расклад в мордовском парламенте. Однако, учитывая реальную силу оппозиции, Николаю Меркушкину с трудом верится, что Госсобрание не получит необходимую ему индульгенцию еще на 4 года [6].

3 июля с малом зале заседаний «желтого дома» председатель Государственного собрания Мордовии Николай Меркушкин провел пресс-конференцию для работников местных средств массовой информации. В краткой вступительной речи спикер предложил журналистам поговорить об основных итогах сессии, его «последних поездках в Москву и другие территории» и перспективах создания новой Конституции республики.

Первым делом присутствующие захотели услышать комментарии председателя по поводу присвоения ему звания высшего должностного лица. В самом факте названия может скрываться противоречие, касающееся нарушения как принципа народовластия (лицо, наделенное, по сути, президентскими полномочиями, назначено решением парламента, а не в результате всенародных выборов), так и принципа разделения власти (все руководящие структуры региона могут попасть под жесткую зависимость от спикера). «Никаких дополнительных полномочий, кроме ряда чисто формальных процедур, — заявил на это Николай Меркушкин, — такое назначение председателю Государственного собрания не дало. Да, раньше полномочия высшего лица принадлежали президенту. Но впоследствии они были равномерно поделены между парламентом и правительством, что оговорено в нынешнем конституционном законе власти. Хотя два определяющих момента не нашли тогда поддержки у большинства депутатов. Имеется в виду право окончательной подписи закона и право называться высшим должностным лицом». «Если упрекать Собрание, — продолжал спикер, — что оно избрало лицо узким кругом, не дав высказаться народу, то надо напомнить, что председатель ГС тоже избран этим же составом. Что же касается принципа разделения властей, то он у нас пока сохранен в прежнем виде. Полномочия правительства нами не затронуты вообще. За ним, например, сохранено право вето на законодательные акты и другие инициативы парламента. Более того, без положительного заключения исполнительной власти Собрание не имеет права рассматривать никакие вопросы — такое положение дел не имеет вообще аналогов в общемировой практике. Так что я бы не стал утверждать, что принцип разделения властей нарушен в данном случае... Здесь другое: ведь, в принципе, разделения властей у нас не произведено! Сегодня все зависит от депутатского корпуса. Он может привести к нарушению существенного баланса в отношениях между представительной и исполнительной властями. А вот правительство повлиять на этот процесс полномочий не имеет. Такова сейчас ситуация».

Меркушкину был задан вопрос о вероятности приобретения дополнительных очков к его политическому капиталу в связи с назначением на новую должность. «В новой мордовской конституции статус высшего должностного лица будет предусмотрен обязательно. В конституциях всех республик он есть (это или президент, или глава республики, совмещающий свои полномочия с полномочиями главы правительства, или председателя парламента). В российской Конституции определено, что приоритет в определении лица должен оставаться за исполнительной властью. Почему сложно говорить о нашей будущей конституции? Дело в том, что во время первого заседания конституционной комиссии из 13 человек 12 однозначно высказались за доминирование исполнительной власти. Когда мы проводили второе заседание — большая половина уже склонилась к приоритету власти парламента. Скорее всего, это связано с опытом президентства в Мордовии. В головах людей плотно засели нелицеприятные итоги этого. Кроме того, пресса в последнее время много писала о стремлении Гуслянникова добиться рассмотрения его проблем в Конституционном суде России. Сейчас постоянно идут заседания глав республик в Москве. Там — четкое требование о предоставлении полномочий высшего лица одной из ветвей государственной власти. Подразумевается, что народ сам должен решать, какая власть главенствует в регионе. Мы проводили на этот счет исследование (ну, так, локальное), и однозначно у людей власть ассоциируется с вновь избранным ГС».

Далее Николай Меркушкин остановился на основных итогах третьей сессии ГС, оценив их положительно. Он признался, что в республике отсутствует концепция экономического развития, и подтвердил вину в этом местного правительства. «Но правительство пока работать будет!» — заявил он. Спикер развеял предложения о возможном начале конфронтации между правительством и парламентом: «Ведь в работе все бывает. Важно всегда пытаться после споров стремиться к компромиссам. Что и делается. По итогам сессии мы вместе с правительством собрались, переговорили, в том числе и по острым вопросам. Договорились, ведь дело есть дело. Чтобы при разделении властей да не было споров — быть такого не может. Да, однажды такие споры очень плохо закончились. Главное сейчас — не довести до этого. Думаю, сегодня у нас нет на то никаких оснований.

Конечно, определенные политические круги, стремящиеся вбить клин, существуют. Мы имеем информацию, что для некоторых из них — это главная задача. Речь, прежде всего, идет о представителях бывшего руководства парламента. Но у нас нет никаких оснований говорить о том, чтобы пойти с правительством стенка на стенку, пойти на самоуничтожение».

В завершение пресс-конференции Николай Меркушкин высказался по поводу ситуации в газете «Мордовия»: «Точку сейчас поставить нельзя! Ее пока нет. Сессия подтвердила полномочия Зеленова. Пензенский суд — Келина. Так что у «Мордовии» сегодня практически два редактора. В течение этого месяца точка будет поставлена». Спикер подтвердил, что Келину будет выплачена вся сумма заработной платы за пропущенные месяцы (более 6 млн. руб.) [4].

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

3.1.       Совет возрождения мордовского народа

7 июля в Саранске состоялась вторая сессия Совета возрождения мордовского народа, который является высшим органом Всероссийского съезда мордовского народа. Напомним, что последний собирался в Саранске в марте этого года, продемонстрировав завидное постоянство в предъявлении заведомо невыполнимых претензий на власть.

На заседании Совета председатель его исполкома Михаил Мосин заявил о готовности мордовских национальных кругов пойти на уступки по ряду основных положений Закона о языках. Суть этих уступок заключается в отказе от требований, по которым руководство республики было бы обязано уметь изъясняться на языке титульной нации. Отсутствие этого фрагмента в проекте Закона делает его вполне приемлемым для мордовского парламента, а значит, шансы на его принятие значительно возрастают. Кроме того, Михаил Мосин предал гласности тот факт, что Николай Меркушкин в приватной беседе с ним пообещал рассмотреть на ближайшей сессии Госсобрания и «мордовские проблемы». Основная из них — статус съезда мордовского народа.

По существу, съезд отражает лишь интересы функционеров от мордовской идеи, оставляя безгласной подавляющую часть мокшан и эрзян. Пока нормы представительства на съезде не обретут характер пропорциональности, его статус юридически ничтожен. Но именно этот съезд, в соответствии с планами активистов-националов республики, предполагается наделить широкими полномочиями. Цель абсолютно прозрачна — получить инструмент для реализации национальных амбиций группы политизированных аборигенов Мордовии.

Николай Меркушкин сегодня готов пойти на рассмотрение в парламенте «мордовских вопросов». Прежний Верховный Совет и его председатель Николай Бирюков предпочитали не рисковать и старательно избегали этих вопросов. Николай Бирюков всегда ясно осознавал, что рассмотрение «мордовских» проектов может привести к серьезной политической буре, когда ситуация может вообще выйти из-под контроля. Видимо, Николай Меркушкин настолько уверен в прочности своих позиций, что его не смущают даже возможные последствия от политики удовлетворения непомерных запросов националов. Но как далеко может завести Николая Меркушкина такая политики поощрения? Не станет ли в таком случае русское большинство республики жертвой этой политики? Ответ на этот вопрос остается открытым [7].

3.2.       «Русский вопрос»

14 июля в Мордовию с полуофициальной миссией прибыл г-н Серебряков — помощник Юрия Скокова, лидера Конгресса русских общин России и президента Федерации товаропроизводителей РФ. Визит доверенного лица влиятельной политической фигуры России носил характер частного расследования.

Ситуация вкратце такова. На территории Мордовии весной этого года были созданы две «скоковские» организации — местное отделение Конгресса русских общин и филиал Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем (ЦИММЭП). Первую возглавляет демократ Олег Виноградов, вторую, до недавнего времени увенчивал Николай Бирюков. В результате складывалась странная до предела картина. Патриотический по сути Конгресс русских общин отдавал мордовское отделение своей дочерней организации на откуп идолу националистических движений республики. Чрезмерно «засвеченный» мордовской идеей Николай Бирюков вскорости, конечно, был отстранен от руководства ЦИММЭПом. Однако на смену ему пришел не менее националистически настроенный Александр Пудин.

Стало очевидным, что Юрий Скоков на сегодня тасует карты только из одной колоды. Разумеется, это вызвало массу протестов со стороны местного отделения Конгресса русских общин, а также из среды руководства мордовского парламента. Следствием этих многочисленных нот протеста и явился расследовательский вояж г-на Серебрякова. Последний встречался с председателем Госсобрания Николаем Меркушкиным. Насколько известно, г-н Серебряков зондировал почву на предмет участия Николая Меркушкина в деятельности республиканской организации Конгресса русских общин. Кроме того, легат Юрия Скокова планировал выяснить реакцию спикера мордовского парламента на назначение Александра Пудина руководителем местного филиала ЦИММЭПа. Информацией о результатах этого рандеву автор не располагает. Однако ясно, что Николай Меркушкин просто не мог положительно воспринять председательскую рокировку в ЦИММЭПе, поскольку Александр Пудин — очевидная креатура «бирюковского» круга.

В самом деле, русские национальные движения на территории Мордовии неизменно сталкивались в своей деятельности с огромным количеством трудностей. Зачастую они создавались лишь для того, чтобы в скором времени тихо зачахнуть. Обратная ситуация складывалась с мордовскими национальными движениями — они неуемно плодились и набирали силу, используя благосклонность мордовской политической элиты. Русское же население всегда оставалось разобщенным, разделенным на политические группы и фракции и консолидировалось исключительно редко, как, например, в период повальной суверенизации. Оно до сих пор страдает дефицитом лидеров. Весь драматизм положения заключается в том, что на сегодня в поиске претендентов на вакансии в русских национальных организациях республика вынуждена выбирать между Олегом Виноградовым и Николаем Бирюковым [8].

4.    ПАРТИИ

4.1.       Учредительная конференция ПСД

Учредительная конференция региональной организации партии Социальной демократии состоялась 8 июля в Саранске в здании городского Центра культуры. На повестке дня стояли обычные вопросы, которая рассматривает любая учредительная конференция: избрание руководящих органов, обсуждение докладов и программы партии. На первую учредительную конференцию прибыло около 40 человек. Большинством голосов председателем правления был избран Александр Замотаев. Кроме него в правление вошел г-н Самохвалов — председатель мордовского комитета по чрезвычайным ситуациям, а также представители некоторых районов республики.

Что же представляет собой новоиспеченная организация? Как заявлено в Уставе, партия имеет своей целью создание социально-правового государства, утверждение идеалов свободы и демократии. Средством же в достижении этих целей является рыночная экономика. При этом членство в партии строго фиксировано, и каждому выдается членский билет и ежеквартально он будет платить взносы, за счет чего и будет существовать партия. Социальный демократ не может параллельно быть членом какой-либо другой партии.

Одним из основных принципов партия провозглашает предоставление возможности трудиться каждому, кто хочет и может работать. Не забывая при этом, что оплата труда должна быть соответствующей, поскольку руками именно этих людей и создаются все материальные блага. При этом социальные демократы уважают любой труд и не собираются игнорировать интеллигенцию, считая ее основным умственным и культурным потенциалом страны. Также не забыты в программе и предприниматели. Партия считает их «инициативными людьми, которые способны вывести страну из кризиса и превратить ее в процветающую». Насколько выполнимы окажутся эти благие пожелания, покажет время [9].

4.2.       КПРФ

8 июля, мордовская коммунистическая организация провела свой пленум. Он проходил под знаком неуемной конспиративности, так характерной для лучших большевистских традиций. В этой связи многие детали «красной» сессии остались за кадром осведомленности. Однако основные вопросы пленума тайны сегодня не составляют.

Мордовские коммунисты на сегодня озабочены итогами съезда Союза коммунистических партий (СКП-КПСС), который состоялся в Москве. Присутствовавший на съезде лидер коммунистов России Геннадий Зюганов однозначно поддержал идею создания единого левого блока под флагом СКП-КПСС. Соответственно, региональные отделения КП РФ в ближайшее время должны заняться сколачиванием «красных» коалиций у себя на местах. У коммунистов Мордовии наверняка возникнут заметные трудности — прежде всего, это связано с их натянутыми взаимоотношениями с мордовскими представителями других левых оппозиционных организаций. К тому же, в конце июня было заявлено и об образовании на территории Мордовии нового левого блока — «Коммунисты — «Трудовая Мордовия». Его составляют местные отделения Союза офицеров, Российской коммунистической рабочей партии, «Трудовой России» и большевик Александр Плодухин. Поэтому не совсем понятно, из кого мордовские функционеры от КП РФ способны ныне слепить свой альянс.

Кроме того у них на сегодня обнаруживаются диаметрально противоположные веяния, результатом которых и явилось отдаление «долгаевской двойки» от руководства местной организации коммунистов. По сути произошел раскол, причиной которого стало скоропалительное заключение Ивана Долгаева о том, что Евгений Костерин и Людмила Иванова предали ИДЕЮ. Разрешение этого идейно-нравственного конфликта пока не предвидится. Естественно, сегодня политическая потенция местных коммунистов по этой причине не производит большого впечатления. Если же республиканское отделение компартии России продемонстрирует свою несостоятельность в деле создания приличной коалиции левых сил, то позиции Евгения Костерина в центральном аппарате партии от этого вряд ли усилится. А значит, руководство мордовских коммунистов сейчас поставлено перед необходимостью идти на компромисс [10].

5.    СКАНДАЛЫ

5.1.       Скандал в ТПП Мордовии

За время существования мордовской Торгово-промышленной палаты ее деятельность не разу не ознаменовалась сколь-нибудь заметным достижением. Она функционировала с отчетливой печатью синекуры, наделенная мало к чему обязывающим статусом маркетинговой службы республиканских предприятий. Однако в июле в ТПП Мордовии произошел локальный переворот, которому сопутствовал скандал еще более локального характера. Дело связано с пленительным портфелем генерального директора Торгово-промышленной палаты, который остается эпицентром заветных помыслов для многих управленцев от промышленности.

Предыстория такова. 27 февраля этого года Эдуард Смакаев, временно исполняющий обязанности директора предприятия «Регион-Маркетинг» (дочерняя фирма Торгово-промышленной палаты Мордовии), издает приказ о приостановлении права заместителя директора по коммерческим вопросам — Константина Пакшина подписывать финансовые документы организации. Фактически Эдуард Смакаев выражает вотум недоверия своему ближайшему сотруднику. Отстранение Константина Пакшина от финансовой деятельности «Регион-Маркетинга» было вызвано результатами проверки хозяйственной деятельности предприятия, которая установила, что ряд счетов предприятия оплачен «без соответствующего документального подтверждения и необходимого обоснования». Понятно, что к этим счетам Константин Пакшин имел самое непосредственное отношение. Так был заложен фундамент открытого конфликта между Эдуардом Смакаевым и Константином Пакшиным, впоследствии определивший всю суть интриги с директорским постом в Торгово-промышленной палате республики.

Спустя два месяца Эдуард Смакаев, уже в качестве генерального директора Торгово-промышленной палаты, своим приказом освобождает от занимаемой должности заместителя директора «Регион-Маркетинг» Константина Пакшина, а главному бухгалтеру предприятия Л.Четверговой объявляет строгий выговор. Одновременно Эдуард Смакаев направляет соответствующую докладную записку своему непосредственному начальнику — председателю правления Торгово-промышленной палаты Мордовии. Следует заметить, что к тому времени руководство ТПП перешло уже к генеральному директору АО «Сарэкс» Геннадию Кулебякину. Тот исполнял обязанности председателя правления ТПП республики с реальными шансами в ближайшее время избавиться от досадной приставки и.о.

Цитируем докладную записку Эдуарда Смакаева: «В ходе проверки хозяйственной деятельности дочернего предприятия ТПП РМ — «Регион-Маркетинг» бухгалтером-ревизором были выявлены серьезные нарушения, допущенные заместителем директора по коммерческим вопросам Пакшиным К.П. и главным бухгалтером Четверговой Л.И. В частности, речь идет о перечислении определенных сумм (всего 14 миллионов рублей) сторонним малым предприятиям, при этом основные оплаты счетов не подтверждены никакими документами. По существу, это необоснованные растраты полученных доходов и сокрытие реальной прибыли от учреждения. Из наиболее крупных сделок по реализации товара привлекают особое внимание манипуляции, а точнее махинации, с экскаваторами и гидромолотами АО «Сарэкс» (в частности, по 12-ти экскаваторам) в период пересмотра, т.е. увеличение цен заводом-изготовителем с участием малых предприятий ООО «РиК», ТОО «Прескон» и др. При этом рентабельность от осуществления сделок с ООО «РиК» составила в среднем 3,1 процента, а с Астраханжилхозом всего 1 процент. Думается, что это нечто иное, как мошенничество и расхитительство денежных средств. По фактам выявленных нарушений мною был издан приказ с требованием предоставления объяснительных. Однако объяснительных от ответственных за коммерческую и финансовую деятельность лиц по существу получено не было... В связи с вышеизложенным прошу Вашего участия в разбирательстве по данному вопросу и принятия соответствующих мер».

Разумеется, Геннадий Кулебякин был прямо заинтересован в расследовании данных фактов, поскольку там речь шла о крупной партии экскаваторов, выпускаемых его заводом. Естественно, просьба Эдуарда Смакаева о принятии соответствующих мер тоже не была забыта. Однако меры эти оказались диаметрально противоположными ожидаемым.

Дальнейшее развитие событий происходило уже прямо-таки по детективному сценарию. Из послания генерального директора ТПП Мордовии Эдуарда Смакаева вице-президенту Торгово-промышленной палаты России Катырину С.Н.: «24.05.95 членом президиума правления палаты, ген.директором АО «Сарэкс» Кулебякиным Г.И. (кандидатура которого была предложена на одном из заседаний президиума на пост председателя правления) исполнительной дирекции было поручено созвать очередное заседание правления 30 мая с.г. В повестку дня заседания правления были включены два вопроса:

1) выборы и утверждение председателя правления палаты;

2) отчет исполнительной дирекции ТПП РМ по итогам 1994 года...

Буквально накануне заседания правления Кулебякин предложил назвать это мероприятие конференцией, так как он вступал в должность председателя на новый срок. Конференция была назначена на 16 часов в зале заседания АО «Сарэкс», о чем официально были уведомлены все члены ТПП РМ в письменной форме. Как стало известно позже, Г.И.Кулебякин лично обзвонил членов правления и назначил явиться в его кабинет на полчаса раньше. Впоследствии это кулуарное совещание было представлено им как заседание правления, на которое ген.директор палаты, член правления и президиума Смакаев Э.И. приглашен не был и не был допущен. Протокол этого совещания, естественно, не велся. Из разговора с присутствующими, Г.И.Кулебякин предлагал заменить директора, но кандидатура нового директора не называлась. Практически, приглашенные члены правления были застигнуты врасплох. Голосования по этому поводу не было, кандидатуры не обсуждались. Кроме того, не было никаких оснований рассматривать вопросы о смещении Смакаева с должности ген.директора палаты. Многие не поняли, о чем даже речь... (Через некоторое время Геннадию Кулебякину все же удалось подготовить протокол заседания его «правления». Однако его фиктивность была слишком очевидной. К примеру, числящийся в протоколе присутствующих председатель Союза предпринимателей республики Абдулхак Салимов отрицал свое участие в «увольнительной» процедуре. В то же время Абдулхак Салимов подтвердил, что на совещании в кабинете Геннадия Кулебякина он присутствовал. Фальсификация протокола была доведена до такой степени откровенности, что даже выдворенная с совещания жертва этого разговора — Эдуард Смакаев также был занесен в протокольный состав участников заседания.— Прим.автора). На конференции по первому вопросу избирали председателя правления, по второму — с отчетом выступал ген.директор Смакаев Э.И., оценка деятельности исполнительной дирекции не давалась. Из выступлений в прениях по докладу речь о замене директора не шла. На следующий день, 31 мая, в 11 часов Кулебякин пригласил Смакаева к себе и недвусмысленно дал понять о смещении его с должности директора, однако объяснить причины и назвать кандидатуру нового директора отказался, сказав, что об этом будет объявлено позже. В тот же день в 15.00 Кулебякин в спешном порядке собрал всех сотрудников палаты в помещении дочернего предприятия ТПП РМ «Регион-Маркетинг» и объявил: «Мы тут вчера посовещались, посоветовались с правительством, и по их рекомендации сейчас я объявляю вам, что новым директором палаты вместо Смакаева теперь у нас будет Пакшин К.П. А Смакаеву Э.И. предлагаем возглавить отдел внешнеэкономических связей с исполнением обязанностей заместителя директора».

Руководство российской Торгово-промышленной палаты в ответ на обращение Эдуарда Смакаева направляет в Мордовию своего представителя — Курбатова М.В. для частного расследования ситуации. Расследование подтвердило объективность выводов Эдуарда Смакаева, о чем вице-президент российской ТПП РФ С.Н.Катырин официально проинформировал Геннадия Кулебякина. В качестве рекомендаций руководство ТПП России предложила следующее: «Считаем необходимым рекомендовать Вам провести заседание правления ТПП РМ (с приглашением на него Смакаева Э.И.), на котором открыто обсудить создавшуюся в ТПП РМ ситуацию. В целях оздоровления финансового положения палаты и ее дочернего предприятия — фирмы «Регион-Маркетинг» — провести аудиторскую проверку финансовой деятельности вышеуказанной фирмы».

Заседание правления ТПП республики по вопросу о ее директоре должно состояться в ближайшее время. Ясно, что Геннадий Кулебякин будет придерживаться той же позиции, что и прежде, прилагая все усилия для осуществления директорской рокировки Эдуарда Смакаева на Константина Пакшина. Быть может, Геннадий Кулебякин оказывает поддержку своему протеже в качестве признательности за его коммерческие операции? Или новые качества Константина Пакшина так ослепили г-на Кулебякина, что он просто не может представить себе на посту директора ТПП другого человека?

Чем вызвана эта благосклонность председателя правления палаты Мордовии по отношению к персоне, бездарно распорядившейся на своем прежнем рабочем месте десятками миллионов? Вопросы фигурируют в качестве безответных. Спрогнозировать же сегодня исход схватки за директорское кресло крайне трудно. Прошлый «увольнительный» сбор правления в кабинете Геннадия Кулебякина ряд директоров крупных предприятий Саранска просто проигнорировал. И именно их позиция во многом должна определить судьбу директора Торгово-промышленной палаты Мордовии. Но по-прежнему остается необъяснимой напористость запросов Константина Пакшина. Складывается впечатление, что его намерены «протащить» в руководители невзирая ни на что. Невзирая даже на конкуренцию со стороны, в общем-то, не маленькой в промышленных кругах фигуры Эдуарда Смакаева. Не исключено, что г-н Пакшин чувствует за своей спиной поддержку высоких должностных лиц, о чем в частном порядке он и заявил Эдуарду Смакаеву. Очевидно, сила этой поддержки столь велика, что сомнений в исходе борьбы у г-на Пакшина нет. Во всяком случае, уже два месяца он занимает кабинет, хозяином которого считался Смакаев [11].

5.2.       Скандал с вывозом зерна

В конце месяца в республике разгорелся еще один скандал. 25 июня Правительство Мордовии издало постановление№209 «О формировании регионального фонда зерна». Принято постановление «в связи с крайне тяжелой ситуацией в сельском хозяйстве, грозящей перебоями в снабжении хлебом».

Однако предлагаемые властью меры по разрешению кризиса сильно отдают обкомовско-командным духом. Особенно поражает третий пункт документа, в котором в частности говорится: «Запретить, в порядке исключения, вывоз за пределы республики пшеницы, ржи и ячменя без разрешения Правительством Республики Мордовии. Возложить на Министерство экономики Республики Мордовия обязанности по выдаче указанных разрешений» [12].

Постановление, подобное этому, не могло родиться в правительстве, которое более или менее заботится о благосостоянии республики. Конечно, можно сослаться на погодные условия, что и было сделано. Но подобный ход известен в России с древних времен. Если что-то идет не так, виновата погода.

Громогласно объявляя о том, что правительство строит единое экономическое пространство и пытается добиться развития республики, оно не афиширует другие свои действия, которые свидетельствуют об обратном. Пункт третий этого постановления ясно указывает на то, что, вопреки всем правовым нормам, республика пытается обзавестись своими границами, устанавливая свои таможенные правила, которые вряд ли согласуются с общероссийским законодательством. Интересно также было бы узнать, как данный документ согласуется с заявлением о том, что правительство заботится м всячески содействует товаропроизводителям. Вряд ли запрет поможет местным колхозам получить прибыль для закупки запчастей и горючего, и вряд ли данный документ способен как-то пополнить доходную часть бюджета, хотя при существующем ныне дефиците все помыслы правительства, по идее, должны быть направлены именно на его погашение. Вместо подобной заботы они вновь начинают увеличивать финансовую дыру, прося дополнительные кредиты на закупку зерна. Поскольку, даже с учетом того, что за пределы республики не вывезут ни одной тонны зерна (что мало вероятно), обеспечить население хлебом правительство все равно не сможет. Так не логичнее ли было, зная это заранее, разрешить колхозам торговать зерном, а на вырученные деньги закупить ту же пшеницу, которая, кстати, в Мордовии все равно не качественная. Несомненно слабым местом в постановлении является отсутствие под ним какой-либо правовой базы, хотя правительству достало ума включить туда оборот, позволяющий им отступить (эта мера, якобы, принята в порядке исключения). Издавая подобное постановление, правительство не могло не понять, что выполняться оно все равно не будет. Во-первых, как было сказано, оно противоречит российским законам и его, скорее всего, отменят; во-вторых, в Мордовии, думается, есть немало дорог, по которым в обход таможенных барьеров можно вывезти зерно за границу; ну, и в-третьих, в самом постановлении оговаривается,что производитель может получить разрешение на вывоз зерна. Вряд ли это принесет желаемый эффект, поскольку чиновники правительства такие же люди, и с ними можно договориться тем или иным способом, из чего вполне логично можно сделать вывод о том, что косвенно это постановление будет способствовать развитию коррупции в органах власти, хотя такой цели правительство, возможно, и не преследовало. Подобное поведение правительства еще раз указывает на его неспособность работать в новых условиях [13].

Источники

1. Шумейко в Мордовии: наши остались довольны // Вечерний Саранск — 1995 — 27 июля —№30.

2. Николай Рыжков четыре года не разговаривал с Горбачевым // Вечерний Саранск — 1995 — 13 июля —№28.

3. Гость из прошлого // Столица С — 1995 — 14 июля. —№28.

4. Чернавин С. Правительство работать пока будет! // Столица С — 1995 — 7 июля —№27.

5. Андрей Владиславлев. Конституция Мордовии: шаг вперед или два шага назад // Столица С — 1995 — 27 июля —№30.

6. Андрей Владиславлев. Народ будет обсуждать Конституцию в местах общественного пользования // Столица С — 1995 — 3 августа№31.

7. Андрей Новицкий. Меркушкин повернулся лицом к мордовскому съезду // Вечерний Саранск — 1995 — 13 июля —№28.

8. Кто будет лидером русских в Мордовии? // Вечерний Саранск — 1995 — 20 июля —№29.

9. Евгений Васильев. Партия Социальных демократов намерена представлять всех // Вечерний Саранск — 1995 — 13 июля —№28.

10. Сергей Вишняков. Коммунисты реанимируют КПСС // Вечерний Саранск — 1995 — 13 июля —№28.

11. Скандал в ТПП: кому выгодно смещение директора Смакаева? // Вечерний Саранск — 1995 — 3 августа —№31.

12. Правительство Мордовии запрещает вывоз зерна // Вечерний Саранск — 1995 — 27 июля —№30.

13. Депутаты в шоке: правительство запрещает вывоз зерна // Вечерний Саранск — 1995 — 3 августа —№31.