Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

P. БУЛАТОВ *

Башкортостан

в июле 1995 года

Общественно-политическая жизнь Башкирии в июле не была богата крупными событиями, но тем не менее можно выделить несколько получивших развитие сюжетов, завязки которых, впрочем, находятся за пределами обозреваемого периода.

1.    ВЛАСТЬ

17 июля ушли на летние каникулы депутаты Законодательной — постоянно действующей — палаты Государственного собрания РБ. За четыре месяца работы ими было подготовлено к принятию около десятка законодательных актов, причем проекты почти всех их остались в наследство от предыдущего Верховного Совета республики. Поэтому главным результатом первой сессии можно считать не какие-то принятые депутатами акты, а то, что эти четыре месяца внесли определенность в отношениях внутри депутатского корпуса и в отношениях первой в истории Башкирии профессионально действующей парламентской палаты с другими органами и персонажами власти.

Внутри палаты, состоящей всего из 39 человек (одна вакансия еще остается) пока трудно выделить какие-то четкие группировки. Однако такое разграничение, видимо, все-таки скоро произойдет, и водораздел поначалу проляжет по отношению к органами исполнительной власти, прежде всего президентским структурам, выражающим почти открытое пренебрежение к парламентской «говорильне». Группа депутатов уже готова выступить с протестом против изгнания Государственного собрания из принадлежащего ему здания, называемого ныне Домом Республики. Раньше здесь размещался башкирский обком КПСС — в одном крыле и Совет Министров — в другом. В 1991 году в качестве собственника обкомовской половины был установлен Верховный Совет республики, выписан соответствующий акт. Однако когда М.Рахимов из председателя Верховного Совета превратился в Президента, свой кабинет он не покинул. Бывшие обкомовские кабинеты, которые начал интенсивно осваивать быстро растущий президентский аппарат, покинули, наоборот, парламентарии и аппарат Верховного Совета. Сначала произошел их переезд на совминовскую половину, а те теперь речь идет о том, чтобы Госсобрание выехало вообще в другое здание, «добровольно» переданное для этих целей одним из уфимских предприятий.

Все более сложным становится положение внутри республиканских верхов председателя Государственного собрания Михаила Зайцева. Само избрание на этот пост этого самостоятельного (главный грех!), опытного, авторитетного и, главное, популярного (тоже серьезный грех) политика стало во многом результатом компромисса между ним и его противниками в среде ближайшего окружения Президента. В течение почти всего 1994 года М.Зайцев, бывший в то время мэром Уфы, подвергался постоянной и организованной критике в официальных средствах массовой информации, проверялась и деятельность мэрии, и частная жизнь Михаила Алексеевича. Сколь-нибудь серьезного компромата обнаружить не удалось, и М.Зайцеву было предложено «повышение», на которое он согласился, понимая, что в качестве мэра более терпим не будет.

Мэром стал бывший вице-мэр, сорокадвухлетний Фидус Ямалтдинов, которого М.Рахимов вел к этой должности как минимум три года и которого он, скорее всего, расценивает как своего преемника. Зайцев же занял должность, которая является очевидно излишней при двух председателях двух парламентов. Единственная, по сути функция, М.Зайцева — вести два раза в год собирающиеся совместные заседания палат Госсобрания. Осведомленные люди утверждают, что вопрос с отставкой М.Зайцева — дело нескольких месяцев. И как поведет себя в этой ситуации М.Зайцев, умудренный опытом аппаратных интриг на протяжении десятилетий, пока неизвестно.

 

Одним из основных результатов законотворческой деятельности нового башкирского парламента стал Закон о статусе депутата Государственного собрания, подписанный М.Рахимовым 11 июля. Документ закрепляет обычные для депутатского корпуса параметры деятельности, а его главной и специфической особенностью можно считать положение о том, что на депутатов — глав администраций и членов правительства не распространяется такой порядок отстранения от должности, когда на это необходимо специальное разрешение соответствующей палаты парламента.

Это положение не случайно М.Рахимову, бесконечно продолжающему чистку своего аппарата, больше не грозит противостояние этому со стороны объединенных корпоративными депутатскими и административными интересами парламентариев Верхней палаты.

Хотя здесь есть и оборотная сторона. Отстраненные от должности администраторы депутатами все равно остаются, и число «обиженных» в верхней палате, таким образом, будет непрерывно возрастать. Есть здесь и такой нюанс: назначения многих глав администраций шли в свое время через руководителя президентской администрации Салавата Аминева, которого М.Рахимов полгода назад изгнал из своего окружения и который вынашивает далеко идущие амбициозные планы и почти не скрывает своего намерения стать в о главе всей республики, а не только президентского аппарата. Так что вполне вероятно такое развитие событие, когда группировка ориентирующихся на С.Аминева депутатов, которым к тому же будет нечего терять, так как административной должности они лишатся, поставят вопрос о доверии президенту. Но это дело будущего.

Но сегодня М.Рахимов чувствует себя вполне уверенно. Ему подконтрольны практически все более или менее значимые социальные институты внутри республики и новым элементом его политики в течение последних месяцев стало решительное налаживание отношений с московским чиновничеством высокого ранга и столичными средствами массовой информации, которые порой просто откровенно покупаются (так, по некоторым сведениям, за материал о Рахимове в журнале «Деловые люди» заплачено около 100 млн. рублей.) Действия эти небезуспешны.

19 июля В.Черномырдиным подписано постановление о возобновлении строительства полиэфирного комплекса в городе Благовещенске Республики Башкортостан. Без активного лоббирования этого вопроса, а также без определенной корректировки отношения к М.Рахимову как к «сепаратисту» это было бы невозможно.

Высокую оценку положения в республике дали и послы Российской Федерации в ряде государств, побывавшие в Башкирии в середине месяца.

В политическую кампанию, направленную на укрепление позиций Рахимова превратилась и уборка урожая, как никогда в этом году ранняя. Все республиканские газеты заполнены сообщениями о рапортах колхозов и совхозов в адрес президента о результатах уборки.

Об уверенности в себе М.Рахимова говорит и его выпад против министра безопасности РБ Владимира Наумова, прозвучавший на совещании по поводу борьбы с преступностью. Президент в довольно грубой форме упрекнул руководителя спецслужбы в том, что он занимается не борьбой с преступностью, а сбором компромата против М.Рахимова. Такого М.Рахимов раньше себе не позволял, хотя из официальных сообщений этот пассаж был изъят.

Властные структуры активно продолжали партийное строительство «Нашего дома России», но также со своей республиканской спецификой. В Башкирии республиканская организация этого движения получила название «За новый Башкортостан», в июле был создан исполком этой организации, который возглавили два функционера президентской администрации. И в этой среде уже вслух говорится о том, что после выборов «За новый Башкортостан», скорее всего, отделится от НДР.

Такая двойственная позиция, на мой взгляд, говорит о том, что активную «московскую» политику местные власти рассматривают прежде всего с точки зрения укрепления своего внутреннего положения, а не с точки зрения интересов республики и ее граждан. Течение политической жизни июля свидетельствует об этом.

2.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В июле вышли в свет первые два номера новой газеты «Евразия-пресс». Организовал ее выпуск известный в республике политический деятель и бизнесмен бывший лидер союза башкирской молодежи Ринат Баимов. Он вероятно будет баллотироваться в Федеральное Собрание. Его газета, которая распространяется бесплатно стотысячным тиражом, хотя пока наполнена информационными, развлекательными и рекламными материалами очевидно выборная. Причем возможно, что имеются в виду выборы не только декабрьские, но и более отдаленные — выборы Президента республики. В пользу этой версии говорит не только тот факт, что сам Р.Баимов высказывался не раз относительно своих президентских планов., возможно, что ставку этот молодой (33 года) и честолюбивый деятель сделал пока на С.Аминева, с которым находится в тесном контакте.

Остальные возможные участники предвыборной гонки пока себя никак публично не проявляли.

3.    РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

26 июля состоялось мероприятие, названное его организаторами христианско-мусульманской встречей «Диалог во имя мира!». Инициатором ее выступила иностранка — православная монахиня Ангелина из Сербии, имеющая хорошие связи как с духовенством уфимской епархии, так и с официальными лицами. Участвовали во встрече представители мусульманского и православного духовенства Башкирии, но диалог их шел в контексте событий, происходящих в Югославии. Тон задала Ангелина, обратившаяся к президенту Башкирии Муртазе Рахимову с призывом повлиять на югославских лидеров, прежде всего Алию Изетбеговича, а также генерала Дудаева.

Образ миротворца М.Рахимов, судя в по выступлению Ангелины, заслужил тем, что ему «дан золотой ключ миропонимания», ибо в республике население, которой придерживается примерно в равной пропорции двух религий, пока не наблюдалось каких-либо трений на межконфессиональной почве.

Все это действительно так, и участники встречи высказывали большую заинтересованность в сохранении такой стабильности, справедливо расценив происходящее на Балканах как серьезное предупреждение духовным лидерам и светским властям.

Однако стабильности в религиозной сфере угрожают у нас не столько межконфессиональные, сколько внутриконфессиональные противоречия.

На упомянутой встрече демонстративно отсутствовали представители Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. Иного трудно было ожидать, поскольку одним из активных участников диалога был председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ верховный муфтий Талгат Таджуддин, к которому руководство ДУМ РБ относится резко отрицательно, и чувства эти взаимны.

С другой стороны, не все ладно и в уфимской епархии. В июле снят с должности благочинного Уфы протоирей Валерий Мохов, настоятель Градоуфимской Богородской церкви. Один из самых активных церковных деятелей города, он подвергается серьезной критике со стороны части мирян и священнослужителей за неразборчивость в средствах улучшения своего материального благосостояния, а также за нарушения некоторых канонических правил. В.Мохов отнюдь не продемонстрировал смирение по поводу своей отставки и публично заклеймил проклятиями своих «врагов» внутри прихода, спровоцировавших, по его мнению, его отстранение от должности.

В июле покинул Уфу один из наиболее авторитетных и образованных священников настоятель храма Кирилла и Мефодия игумен Игнатий (Климов). О ситуации вокруг этого храма, который находится под угрозой сноса, речь шла в предыдущем обзоре. Положение с тех пор не изменилось. Хотя храм пока оставили в покое, все-таки рано или поздно это место будет очевидно освобождено. Видимо, одной из причин отъезда Игнатия стало и то обстоятельство, что с него был истребован подарок по случаю пятилетия пребывания на посту уфимского епископа Никона. Причем была оговорена даже сумма подношения, для священника и для прихода непосильная. Подобные нравы стали, видимо, последней каплей, заставившей безусловно высоконравственного священника оставить город.

На этом фоне продолжается проникновение в республику различных нетрадиционных религиозных группировок. В обозреваемый период заявила о себе уфимское отделение церкви Муна, объявившее о предстоящем в конце августа коллективном бракосочетании вновь обретенных адептов этой религиозной структуры. Большой материал с продолжениями в нескольких номерах функционера «сайентологческой церкви Хаббарда» был опубликован в официальной «Советской Башкирии».

Все это вновь заставляет говорить о продолжающемся кризисе внутри традиционных религиозных организаций: причем если среди мусульман это состояние продолжается достаточно долгое время, то июль отчетливо показал, что не все благополучно и в православной среде.

Источники

1. Закон РБ «О статусе депутата Государственного собрания Республики Башкортостан»/ документ, архив автора.

2. Все мы — дети Адама и Евы, наше братство уходит корнями в века // Советская Башкирия — 1995 — 3 августа.

3. Здесь не может быть места компромиссам // Известия Башкортостана — 1995 — 18 июля.

4. Встреча с послами Российской Федерации в зарубежных странах // Известия Башкортостана — 1995 — 18 июля.

5. Полиэфирный комплекс — производство нового тысячелетия // Известия Башкортостана — 1995 — 1 августа.

 

 

 



* В работе также использованы эксклюзивные материалы автора.