Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей ГУЦАКИС

Волгоградская область

в июле — начале августа 1995 года

Общественно-политическая обстановка в Волгограде в июле 1995 года может быть охарактеризована как затишье. Однако если не убояться трафаретных штампов, то напрашивается сравнение с торфяным пожаром — торф тлеет, и нужно лишь время, чтобы пламя вырвалось на открытое пространство.

Первые очаги разгорающегося политического пожара, связанные, разумеется, с предстоящими 1 октября выборами в городскую Думу и выборами главы городской администрации, отчетливо проявились в первые дни августа. В первую же декаду августа ближе к поверхности оказались и некоторые другие направления будущего политического пожара. Именно поэтому настоящий обзор выходит за рамки обычной помесячной хронологии.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Бюджетные споры

На состоявшемся 2 августа — после июльских каникул — заседании волгоградской областной Думы основным предметом спора стал вопрос областного бюджета.

Предварительно необходимо отметить, что сбалансированность бюджета региона и выполняемые областью донорские функции по отношению к федеральному бюджету рассматриваются общественностью как свидетельство профессионализма областной администрации и ее руководства. Не исключено, что приглашение главы областной администрации Ивана Шабунина (в числе руководителей Московской, Кировской, Новгородской и Архангельской областей) на встречу с Президентом Борисом Ельциным, имевшую место 3 июля, следует рассматривать как признание его заслуг именно в бюджетной сфере.

Исполнение бюджета в первом полугодии 1995 года протекало на фоне относительного улучшения экономического положения. Падение объема производства промышленной продукции по сравнению с 1994 годом составило лишь 9% (в соседних с Волгоградской — Саратовской и Воронежской областях — 17 и 13% соответственно; далее показатели по этим областям приводятся в скобках в том же порядке). При этом среднемесячная заработная плата в мае 1995 года составила 377 тысяч рублей (что на 32 и 35% больше, чем у соседей). Число безработных к концу полугодия не превысило 14 тысяч человек (39 тысяч и 19 тысяч). В то же время в области продолжается платежный кризис и в начале июля задолженность предприятий составила 5,5 триллиона рублей.

В этих условиях доходы консолидированного бюджета области в первом полугодии 1995 года составили 1,2 триллиона рублей и ожидается получение 1,5 триллиона рублей во втором полугодии.

В целом по сравнению с ранее принятым областным бюджетом увеличение доходов составит не менее 1 триллиона рублей, из которых в первом полугодии уже получено 515 млрд. Разумеется, именно предполагаемое использование полученных дополнительных доходов определяет политику областной администрации в обсуждении этого вопроса на заседании областной Думы и позволяет выявить столкновение экономических и политических интересов, а также определить выражающие их группировки.

Даже беглый анализ предложенных и принятых Думой поправок к расходной части бюджета (а в скобках заметим, что обстоятельный анализ вообще вряд ли возможен — поскольку подробная расшифровка и детализация предполагаемого распределения средств обладминистрацией в Думу по стародавней российской традиции не предоставляется) позволяет выявить наиболее приоритетные статьи расходов.

Далеко не последнее место занимает сельское хозяйство. Прежде всего запланированные ранее принятым законом расходы по сельскому хозяйству в сумме примерно 130 млрд. на весь 1995 год были исполнены уже в первом полугодии в сумме примерно 110 млрд. и дополнительно выделяется еще 41 млрд. рублей. Вполне допустимо предположить, что это далеко не последние миллиарды даже в текущем году. Очевидно, что здесь же должны быть учтены финансовые средства фонда поддержки сельского хозяйства, которые были запланированы на 1995 года в сумме 15,8 млрд. рублей, а исполнены в первом полугодии 1995 года уже в сумме 16,2 млрд. рублей, и дополнительно выделяется еще 26,7 млрд. рублей.

Очевидно, что эти данные наглядно демонстрируют проводимую а области так называемую политику «поддержки сельскохозяйственного производства». Предоставим судить специалистам о ее эффективности и целесообразности, отметив попутно лишь два обстоятельства. Ссылаясь на эпидемии куриной чумы и сальмонелеза две крупнейшие областные птицефабрики, обратились к областной администрации за финансовой помощью. Как следует из заявления ее руководства, им будет выделено до 5 млрд. рублей суммарно — видимо, именно по указанным статьям расходов. Эти птицефабрики давно акционированы и государственной собственностью не являются и вполне подходят под определение собственности частной. Во-вторых, справочно сообщим, что по трем расходным статьям, включающим в себя образование, здравоохранение и культуру, суммарное увеличение расходов составляет 65 млрд. рублей, а по сельскому хозяйству, как легко подсчитать, почти 70 млрд. рублей.

Аналогично выглядит ситуация при ознакомлении с расходованием средств по статье «государственное управление». Ранее было запланировано израсходовать в течение года по этой статье 18 млрд. рублей, в то время как уже в первое полугодие израсходовано на 0,5 млрд. больше. В связи с чем дополнительное и, надо полагать, не исчерпывающееся финансирование выделяется в сумме 17,5 млрд. рублей, из которых только на зарплату идут 12,5 млрд. рублей.

В качестве иллюстрации к приведенным цифрам отметим, что после принятия соответствующих постановлений и распоряжения обладминистрации зарплата, к примеру, консультанта администрации вплотную приближается к полутора миллионов рублей в месяц.

Наконец, расширяется практика финансирования из областного бюджета федеральных служб, действующих на территории области. В частности, если в 1994 году им было выделено из областного бюджета около 2 млрд. рублей, то в первой половине 1995 года — уже около 7 млрд.

Наиболее весомую долю в разделе полуторатрилионных дополнительных расходов составили дотации рай— и горбюджетам — 110 млрд. рублей дополнительно к 144 млрд. ранее предусмотренным в годовом областном бюджете. При этом получателями дотаций являются практически все сельские районы области.

Источниками распределяемых средств являются крупные города областного подчинения и,в первую очередь, областной центр. Таким образом, следует сказать, что сбалансированность областного бюджета и крупные дотации в сельские районы области достигаются за счет поддержания на голодном пайке городских бюджетов и прежде всего бюджета г.Волгограда.

Ранее мэр Волгограда Юрий Чехов неоднократно публично заявлял, что финансовая политика обладминистрации ставит городской бюджет в тяжелое положение, и долг области Волгограду составляет около 400 миллиардов рублей. В то же время Ю.Чехов отнюдь не обострял эту проблему, что, видимо следует объяснять стремлением избежать конфликтной ситуации с губернатором — исходя как из стратегических соображений, так и из необходимости тактического компромисса накануне и во время проведения выборов в местные органы власти. В то же время финансовые проблемы в Волгограде чрезвычайно обострились в последний период и привели, в частности, к тому, что районными отделами социальной защиты прекращена выплата социальных субсидий наиболее необеспеченным категориям горожан, поскольку из требующихся для этого 2 млрд. рублей удалось найти лишь 500 млн.

Чрезвычайно тяжелая обстановка сложилась и в лечебных учреждениях города, находящихся буквально накануне закрытия в виду отсутствия средств. Это, в частности привело к опубликованию открытого письма а средствах массовой информации, которое невозможно назвать иначе, чем крик души. Особое внимание в нем обращается на платежный кризис вследствие внедрение системы страховой медицины. Так, лечение в больницах г.Волгограда больных из сельских районов требует огромных расходов, абсолютно не компенсируемых впоследствии территориальными фондами медицинского страхования этих районов.

При обсуждении ситуации на заседании областной Думы развернулась достаточно острая полемика — после настойчивых требований группы депутатов, и прежде всего глав районных администраций города Волгограда выделить дополнительно из областного бюджета сумму в размере 30 млрд. рублей бюджету г.Волгограда. Эта полемика является отражением растущих противоречий между двумя группами «партии власти», которые условно могут быть названы «городской» и «областной».

Было принято решение, предложенное областной администрацией, а городские претензии отложены в долгий ящик. Этот результат был достигнут после длительных споров и усиленного давления на депутатов. Достаточно заметить, что только присутствовавший на заседании областной Думы Л.Кириченко выступал четырежды.

Вполне логично предположить, что в дальнейшем противоречия, а равно их политическое выражение будут усугубляться.

Отметим два очевидных фактора. В результате жестокой засухи урожай зерновых на полях области составляет 10,6 центнера с га, что обеспечит валовой сбор на уровне 2 млн. тонн, а это значительно ниже уровня 1994 года (2,7 млн. тонн). В настоящее время имеется уверенность лишь в получении 300 тысяч тонн продовольственного зерна, тогда как область минимально нуждается в 800 тысячах тонн хлеба. Практически в стране, по словам Л.Кириченко, имеется избыток зерна для продажи лишь в Ставрополье и Краснодарском крае. Хлебный дефицит или значительная цена на покупной в условиях острой конкуренции хлеб чреват серьезными социальными последствиями в осенне-зимний период 1995-96 годов. Впрочем этот фактор может быть значимым не только в Волгоградской области.

Кроме того претензии на тот или иной раздел бюджетного пирога могут выглядеть совершенно иначе после проведения 1 октября выборов в городскую Думу Волгограда и мэра города, который будет иметь заметно более независимый и легитимный статус.

Следует предположить, что подлинная острота бюджетных коллизий еще впереди.

1.2.       Расщепление «партии власти»

Объективно различное понимание приоритетов распределения бюджетных средств и, следовательно, в разделе власти находит свое отражение в политическом противостоянии вышеназванных групп. При этом «городская партия» имеет в качестве политического лица движение «За народовластие и социальную справедливость» во главе с мэром Волгограда Ю.Чеховым, а «областная партия» ассоциируется прежде всего с волгоградской организацией движения «Наш дом — Россия» и первым заместителем главы обладминистрации Львом Кириченко.

Дополнительную остроту данному конфликту придают крайне сложные отношения лидеров этих двух политических группировок, относящихся друг к другу с плохо скрытой неприязнью и фактически не контактирующих лично.

В условиях разгорающейся предвыборной компании Юрий Чехов предпочитает сосредоточить свои силы именно на ее успешном проведении, не углубляя существующий властный конфликт. Подобный вывод можно сделать на основании его заявления от 8 августа на планерке городской администрации о том, что все попытки неназванных им сил поссорить людей в его администрации между собой, а также поссорить горадминистрацию и облдуму должны быть прекращены, иначе виновные в этом будут названы им публично.

В рамках избирательной тактики, предполагающей временный отказ от претензий к областному бюджету, но проводимой в условиях тяжелейшего финансового кризиса, в городской администрации создается так называемая «ситуационная комиссия», призванная взять под оперативный контроль положение с выплатой пенсий, заработной платы работников бюджетных организаций, а также цены на транспорт и основные продукты питания и ряд других важнейших проблемных вопросов. Любопытно, что возглавит эту комиссию Александр Богуславский, заместитель главы горадминистрации по экономическим вопросам, в настоящее время являющийся также членом ревизионной комиссии волгоградской организации движения «Наш дом — Россия».

1.3.       Подготовка к выборам городской Думы и мэра

В июне 1995 года была завершена подготовительная работа, образована городская избирательная комиссия и произведена нарезка 24 избирательных округов, имеющих в среднем по 30 тысяч избирателей в каждом. В настоящее время нет достаточных данных даже для предварительного анализа состава кандидатов, поскольку окружные избирательные комиссии официально будут сформированы к 10 августа и лишь тогда кандидаты смогут легально вести подготовку к регистрации.

В качестве любопытного факта отметим в этой связи принятие областной Думой постановления, согласно которому полномочия по образованию участковых избирательных комиссий официально закрепляется за администрациями районов г.Волгограда.

Допустимо предположить, что различные общественно-политические силы примут активное участие в данных выборах. В этой связи ожидается, что коммунисты, создавшие предвыборную коалицию КП РФ — РКРП, выдвинут кандидатов во всех 24 округах. При этом доля кандидатов от РКРП не превысит 4-5 человек.

Аналогично следует предположить, что местная организация ЛДПР тоже выдвинет кандидатов во всех округах — что объяснимо не столько имеющимся организационным потенциалом, что более характерно для коммунистов, сколько следованием партийным установкам.

Социал-патриотическое движение «Держава» предположительно выдвинет кандидатов не менее чем в половине округов. Подобная ситуация будет, видимо, характерно и для демократических организаций, хотя здесь, по всегдашнему обыкновению, не исключено выдвижение более одного кандидата от разных политических течений.

Разумеется, что есть все основания предположить, что движение «За народовластие и социальную справедливость» постарается добиться стопроцентного охвата избирательных округов. Необходимо, однако, отметить, что в силу недавней регистрации организации ее кандидаты будут выдвигаться в качестве формально независимых либо от лица иных общественных структур.

Кроме того в горадминистрации ожидается активное участие в данной избирательной компании представителей Вооруженных сил. Предполагается, что они будут выдвинуты в максимально возможном числе округов. Как эти ожидания, так и участие военного кандидата в борьбе за пост главы горадминистрации (о чем будет сказано ниже), вызывают закономерный вопрос — является ли это ожидаемое активное участие личной инициативой офицеров, молчаливо поддерживаемых командованием, или же, что представляется более вероятным, исполнением решения этого командования, а именно командующего 8-го гвардейского механизированного корпуса генерал-лейтенанта Льва Рохлина. В последнем случае допустимо предположение, что действие такого масштаба должны быть согласованы с министерством обороны.

В дополнение к названным структурам ожидается активное участие в выборах представителей милиции и таких общественных организаций, как, например, партия ПРЕС, объединение «ЯБЛОКО», «Союз русского народа», представителей предпринимателей. На нынешнем этапе развития ситуации представляется, что их участие будет менее заметным.

Однако в целом с учетом фактора случайности и возможности самовыдвижения, число кандидатов на один мандат составит в среднем 7-10 человек.

Отдельного замечания заслуживает позиция движения «Наш дом — Россия». Несмотря на заявление ее руководителей, что местные выборы в Волгограде не есть место приложения сил, которые должны быть сохранены для участия в федеральных и областных выборах в декабре 1995 года, представляется, что истинная позиция организации будет несколько иной. Следует ожидать бесспорного участия структур движения в предвыборной кампании, с той лишь оговоркой, что оказываемая кандидатам поддержка может быть не слишком афишируема.

В последующем обзоре мы постараемся детально изложить положение дел, сложившееся после окончания регистрации кандидатов.

Значительно больше ясности имеется в вопросе о кандидатах на пост главы горадминистрации, поскольку эта кампания официально началась 1 августа. К концу первой декады августа в городскую избирательную комиссию были поданы положенные по закону уведомления об их желании выдвинуться 8 кандидатов. Не исключено, впрочем, что этот список еще не полон.

В виду того, что для выдвижения и регистрации в качестве кандидатов претендент должен собрать значительное число подписей горожан (около 8 тысяч — то есть не менее 1% избирателей, живущих на территории города — 766 тысяч) следует предположить, что далеко не все претенденты способны собрать нужное число подписей в срок до 30 августа. Поэтому прежде всего следует обратить внимание на кандидатов, чьи шансы оцениваются весьма высоко.

На настоящем этапе избирательной кампании лидером считается нынешний глава горадминистрации Юрий Чехов. По преобладающему мнению, мало кто из претендентов способен составить ему серьезную конкуренцию. В предыдущих обзорах отмечалось, что главы районных администраций Волгограда работают с ним в тесном контакте и серьезных противоречий в этой среде пока не наблюдалось, — а этот аргумент в подобных выборах немаловажен. Также нами неоднократно отмечалось, что СМИ и прежде всего телевизионный муниципальный канал окажутся полезными Чехову. Эти очевидные соображения, разумеется, оправдываются. Так, на канале муниципального телевидения введена новая телепрограмма «Час мэра», запись каждой передачи спустя несколько дней после первого эфира повторяется. И в других программах муниципального телевидения также активно популяризируется деятельность горадминистрации.

Как и ожидалось, Чехов будет использовать в своей предвыборной кампании тему обманутых вкладчиков финансовых компаний. В настоящее время в образованный специально для этих целей фонд поступают денежные средства, принадлежащие таким компаниям как «Русский дом селенга, «Русская недвижимость» и региональная финансовая компания «Российское мастерство». Ведется регистрация вкладчиков, сопровождающаяся ажиотажным вниманием с их стороны к процедуре. Начались даже некоторые выплаты. И, таким образом, благодаря политической необходимости часть обманутых людей смогла возместить свои потери.

Кроме того, на текущем этапе предвыборного марафона всеобщее внимание привлекает фигура еще одного претендента — полковника Виктора Скопенко, заместителя командующего волгоградским гарнизоном по работе с личным составом. В настоящее время известно достаточно мало как о нем лично, так и о его позиции, поскольку появление этого кандидата была неожиданно. Однако его боевой афганский и чеченский опыт, а также очевидная поддержка генерал-лейтенанта Льва Рохлина, чьим выдвиженцем он, по общераспространенному мнению, является, заставляет отнестись к его кандидатуре серьезно. Как известно, в Волгограде размещены части 8-го гвардейского механизированного корпуса, корпуса железнодорожных войск, части внутренних войск и министерства по чрезвычайным ситуациям, а также Качинское летное военное училище.

В коридорах горадминистрации бытует мнение, что именно этот кандидат будет наиболее серьезным соперником Ю.Чехова. Существует большая вероятность того, что именно этому кандидату будет оказана поддержка со стороны НДР, а говоря проще — Л.Кириченко.

Вообще, возникшие подозрения о существовании «львиного тандема» (то есть альянса Льва Кириченко и Льва Рохлина) сильно портят кровь сторонникам Ю.Чехова. Ближайшее будущее покажет, насколько эти подозрения реалистичны. Их кажущаяся правдоподобность уже была подорвана слухами об ожидаемом выдвижении в качестве претендента Ивана Никитина — заместителя главы обладминистрации по строительству.

В то же время нельзя не указать на тот факт, что силами военнослужащих, гарнизона ведется подготовка собственного телевизионного канала под рабочим названием «Патриот». Причем руководит этой подготовкой опять-таки В.Скопенко. Безусловно, в период избирательной октябрьской кампании этот канал еще не будет транслировать передачи, но его открытие к концу 1995 года вполне вероятно. Это вновь поднимает вопрос о том, как оценивать активность представителей Вооруженных сил в Волгограде.

В числе кандидатов на участие в борьбе за пост мэра, несколько неожиданно для наблюдателей, не зафиксировано выдвиженца от КП РФ. Хотя достоверно известно, что подобное намерение волгоградская организация КП РФ имела. Есть достаточные основания предположить, что волгоградские коммунисты получили отказы — от предложений КП РФ, баллотироваться от этой организации — некоторых крупных хозяйственников. Эти отказы подействовали на лидеров КП РФ довольно-таки обескураживающе, хотя могут быть объяснены тем, что известные неизбежные трудности, связанные с этой должностью хорошо известны представителям директорского корпуса, а так же тем, что портить отношения с действующим и, вполне вероятно, будущим мэром мало кто из них желает.

Тем не менее следует ожидать, что какую-нибудь кандидатуру, пусть даже не слишком проходную, коммунисты выставят — хотя бы ради престижа.

Конечно же, участвовать в предвыборной борьбе изъявили желание как редактор газеты «Колоколъ» Станислав Терентьев, так и руководитель одного из двух соперничающих комитетов обманутых вкладчиков Вячеслав Фатеев.

В отношении первого с высокой степенью вероятности можно ожидать, что его возможное участие (хотя оговоримся, что нет никакой уверенности в его способности хотя бы собрать требуемое число подписей) более соответствует олимпийскому принципу — главное не победа, а участие. Во всяком случае его кандидатура в горадминистрации всерьез не рассматривается. Ожидается, что на самом деле, в случае успешной регистрации С.Терентьев озаботиться прежде всего привлечением к себе более пристального внимания публики и постарается набрать запас известности к федеральным и областным выборам. Это тем более справедливо в свете последних связанных с ним событий.

Успешные его претензии на солидное здание в центре города и связанные с этим действия вызвали появление у него серьезных противников. Видимо, это, а не общественная деятельность Терентьева, привело к тому, что однажды утром по дороге в редакцию своей газеты он был встречен двумя неизвестными и избит. Встретив отпор, нападавшие скрылись на машине иностранной марки. Любопытно в этой связи, что Терентьев немедленно обратился по этому поводу помимо правоохранительных органов к мэру Волгограда. Ю.Чехов пообещал содействие в розыске нападавших и поручил это дело под особый надзор полковнику Октавиану Березовскому, руководителю муниципальной милиции.

Претензии же В.Фатеева еще менее основательны. Ранее в обзорах был отражен тот факт, что его позиция вызвала конфликт как с областной, так и с городской властями. Что, в частности, привело к тому, что вновь созданный фонд для аккумуляции разысканных денег финансовых компаний и последующей выдачи их вкладчикам передан под контроль конкурентов — общественного комитета Попова. Безусловно это приведет к еще большему откату людей от комитета Фатеева, и его дальнейшие перспективы выглядят безрадостными. Кстати, митинг собранный им 1 августа, уже был крайне немногочисленным, поэтому логично предположить, что сбор подписей Фатеевым для регистрации в качестве кандидата маловероятен.

Среди оставшихся претендентов относительное внимание привлекает координатор ЛДПР Олег Карпенко. Не исключено, что подписи им будут собраны, но говорить о каких-либо шансах на выборах пока нет никаких оснований. В этой связи хотелось бы вновь обратить на отмеченные нами ранее энергичные действия организации ЛДПР по расширению своих партийных возможностей. Как и ожидалось, в местной организации ЛДПР появилась машина, а также стала выходить газета, пока более заслуживающая определения «листок». В кулуарах горадминистрации в связи с деятельностью ЛДПР делаются выводы о том, что волгоградское руководство ЛДПР понимает теперь важность реализации фундаментальных принципов любого партийного строительства.

Остальные претенденты на пост главы горадминистрации — за исключением могущих возникнуть за оставшееся время — пока не кажутся хоть сколько-нибудь перспективными. Вряд ли следует ожидать, что требуемое число подписей соберет кандидат РКРП, или же, допустим, член движения «Совет России» Валентина Комова, в настоящее время пенсионерка, а ранее заведующая детским садом.

Очевидно, что окончательный список кандидатов будет получен в конце августа и отражен в следующем обзоре.

В качестве послесловия к теме отметим, что, как и ожидалось нами ранее, депутат Госдумы от фракции «ЯБЛОКО» Игорь Лукашев, прежде неоднократно декларировавший свое намерение бороться за пост мэра, никаких практических шагов в этом направлении не предпринимал и вряд ли предпримет.

1.4.       Наш дом — Россия

В конце первой декады августа в помещении обладминистрации прошла конференция региональной волгоградской организации «Наш дом — Россия», подведшая промежуточные итоги формирования структуры движения, а также избравшая делегатов на съезд и определившая предварительный список возможных кандидатов на мандаты кандидатов Госдумы по четырем территориальным округам Волгоградской области.

Конференция прошла под руководством главы обладминистрации председателя региональной организации, члена совета НДР И.Шабунина, а также его первого заместителя в этих структурах Л.Кириченко.

Рабочим органом волгоградской региональной организации является исполком, состоящий в настоящее время из 10 человек и возглавляемый Александром Петровым, исполняющим обязанности председателя. Его ближайшим помощником является Лев Тарасов, ранее не принимавший в политической деятельности последних лет никакого участия, но в прошлом работавший многие годы в одном из отраслевых отделов ОК КПСС. К настоящему моменту ими уже проделана работа по формированию и структурированию исполкома и подготовлена штаб-квартира движения. Пройден этап официальной регистрации. Несмотря на то, что А.Петров имеет в своей должности малоприятную добавку «и.о.», его деятельность была одобрена И.Шабуниным, и, следовательно, конференцией. В числе других он вместе с Л.Тарасовым избран делегатом на съезд движения.

Другими делегатами помимо Шабунина, являющегося членом совета НДР, а значит, делегатом сверх квоты (6 человек) стали: первый заместитель главы обладминистрации Л.Кириченко, председатель облдумы Леонид Семергей, первый заместитель главы администрации Волгограда, член Совета волгоградской НДР Василий Галушкин, глава администрации Камышина и тоже член совета Лев Алферов. По приведенному списку очевиден состав и опора движения. Однако некоторые персональные моменты требуют специального комментария.

Так, председатель облдумы Л.Семергей ранее активно не участвовал в деятельности НДР и в руководящие органы не входит. Возможно, факт избрания Л.Семергея делегатом на съезд свидетельствует об изменении в его позиции.

Также заслуживает внимания избрание делегатом В.Галушкина, известного ранее не только в качестве заместителя, но и просто близкого мэру человека. Возможно, что именно это имел в виду Ю.Чехов, бросив приведенные выше слова о попытках поссорить между собой его сотрудников. Впрочем, к подобным оценкам следует подходить с особой осторожностью.

Работа конференции в целом прошла спокойно и лишь с отдельными неожиданностями. В частности, голосование по делегатам было настолько формальным, что даже И.Шабунин с присущей ему иронией высказался об «исключительном единодушии» участников голосования.

В дальнейшем были определены кандидатуры на депутатские мандаты в Госдуму. По сельскому Михайловскому избирательному округу№71 решено поддержать кандидатуру члена правления КП РФ и нынешнего депутата по тому же округу Владимира Плотникова. По Волжскому избирательному округу№69 решено поддержать также нынешнего депутата по этому округу, руководителя местной организации движения «Регионы России» (то есть блока Ивана Рыбкина) Валерия Никитина.

При обсуждении этих кандидатур возникли некоторые замечания, связанные с тем, что названные кандидаты состоят в иных избирательных блоках, которые вроде бы должны быть конкурентами НДР. Начавшуюся было полемику умело погасил И.Шабунин, рассказавший о своих личных встречах с депутатами и подчеркнувший их заслуги перед областью и превосходные личные качества. Их обязательства перед другими, вроде бы соперничающими с НДР, блоками оказались вне сферы какого-либо внимания участников конференции. Точку в этом вопросе поставил Л.Кириченко, резюмировавший свое отношение к проблеме словами «что, эти люди не разделяют ту политику, которая ведет Волгоградская область?» Конференция согласилась, что разделяют.

Отметим, что подобный вариант поддержки названных депутатов был отражен в предыдущих обзорах. Упоминалось также и то, что нынешний депутат Госдумы В.Косых (по округу№70) вряд ли может рассчитывать на поддержку руководства. И действительно, по этому округу НДР намеревается выдвинуть генерального директора АО «Сарепта» Василия Хомутова. Ранее он был известен своими крепкими связями и членством в ПРЕС.

Несколько иная ситуация сложилась с претендентом по 72-му округу (в настоящее время депутатом является И.Лукашев). Конференция согласилась с мнением президиума поддержать кандидатуру Александра Полищука — председателя комитета по делам молодежи администрации области, члена совета движения НДР. В то же время главным редактором концерна «Городские вести» Анатолием Карманом был поставлен вопрос о том, почему — по вышеописанному примеру — не поддержать кандидатуру нынешнего депутата, имеющего, по мнению А.Кармана, заметную поддержку избирателей. И.Шабунин объяснил сделанный выбор тем, что, хотя лично у него мало замечаний в адрес Игоря Лукашева, такие замечания все же есть у других людей, к мнению которых следует прислушаться. Он констатировал, что «с Лукашевым нелегко бороться». Но в данном случае, видимо, количество и качество имеющихся «замечаний» оказалось таково, что «мы вынуждены выставлять тут свою кандидатуру».

К сожалению, такое ведение конференции и ее результаты не дают возможности ответить на вопрос о возможности баллотирования на территории Волгоградской области Ивана Рыбкина, но следует оговориться, что в случае подобного развития событий кандидаты по округам№70 и№72 будут готовы снять свои кандидатуры.

После окончания конференции в кулуарах высказывались соображения, что кандидатура А.Полищука по округу№72 все-таки не выглядит проходной и не исключено, что он в определенной степени кандидат формальный. При этом возникает вопрос, в чью же пользу создан этот формальный кандидат?

Конференция избрала так называемый региональный координационный комитет по организации и проведению федеральных и региональных избирательных кампаний 1995-96 годов, в состав которой вошли 21 человек — в основном руководители администраций городов области и другие высокопоставленные чиновники плюс руководители крупнейших промышленных предприятий.

В состав комитета вошел также редактор газеты «Интер» Ефим Шустерман, известный своей выбороссовско-гайдаровской ориентацией. В связи с этим избранием, принятым Шустерманом с нескрываемой радостью, И.Шабунин сделал ремарку: «Насредин в Бухаре тоже нужен».