Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в июле 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

Губернатор Ленинградской области А.Беляков выступил в прессе [1] с критикой федерального закона «Об основах местного самоуправления», недавно отклоненного Советом Федерации. Губернатор считает, что этот закон нельзя принимать до того, как будут приняты другие базовые законы, прежде всего законы о бюджетной системе, о разделении полномочий между субъектами Федерации и Федерацией, о принципах организации государственной власти в субъектах Федерации. А.Беляков считает большой ошибкой закрепленное в Конституции РФ неравенство субъектов Федерации — краев, областей, с одной стороны, и республик с другой стороны. В соответствии с конституциями республик, вопросы местного самоуправления целиком относятся к их компетенции. Поэтому, если бы закон и был принят, он вошел бы в противоречие с законодательством республик. А поскольку ни Президент, ни Конституционный суд до сих пор не признали конституции республик в этой части противоречащими Конституции России, то ясно, что на территории республик закон бы не выполнялся. Однако это дискредитирует идею Федерации. Другой концептуальный порок законопроекта губернатор видит в отсутствии четкой схемы построения вертикали власти и, как следствие, места в ней органов местного самоуправления. Применительно к Ленинградской области государственные функции несут в себе исполнительные и представительные органы областного уровня и административные районы — они отвечают за социальное обеспечение, здравоохранение, образование, правоохранные меры и т.п. Круг вопросов, остающийся за этими рамками и достающийся системе местного самоуправления, необозрим. А.Беляков не согласен с попыткой авторов законопроекта поместить органы местного самоуправления на уровне административных районов, что приведет, по его мнению, к тупиковой ситуации: например, в каком-то городе, являющемся районным центром в Ленинградской области, а также в каждом городе этого района будут созданы органы местного самоуправления, и при этом районные органы должны войти в подчинение тому, который находится в районном центре. Но это абсурд, так как местное самоуправление должно замыкаться само на себя.

Не нравится А.Белякову и то, что в законе отсутствует понятие «исполнительная власть», вместо этого вводятся «должностные лица», которые к тому же подотчетны местному самоуправлению. Он считает это политической причудой, свидетельствующей о том, что к закону, скорее всего, приложили руку бывшие председатели районных и городских Cоветов, которые в период с 1990 по 1993 год получили огромные права, но по сути ни за что не отвечали. Губернатор убежден также, что органы местного самоуправления ни в коем случае не должны распоряжаться бюджетными средствами: ««то вообще аксиома — как только деньги попадают под коллективную ответственность — плакали, как правило, наши денежки».

По мнению А.Белякова, формирование органов местного самоуправления должно строиться на двоякой основе: и на основе выборов — это представительная власть, и на основе контрактов, которые заключались бы с представителями исполнительных органов для выполнения конкретных работ. Концепцию этого законопроекта следовало бы вынести на всенародное обсуждение.

 

На заседании областного Координационного комитета содействия занятости населения обсуждался вопрос о трудоустройстве беженцев и вынужденных переселенцев в Ленинградской области. Рассмотрены несколько проектов создания новых производств, которые должны финансироваться из федерального бюджета на основании соглашения, заключенного между федеральной службой занятости и Миграционной службой РФ. Ряд проектов был отвергнут экспертами. Наиболее крупный проект, на завершение которого областное правительство надеется получить помощь указанных федеральных служб, — создание АО «Русское молоко» в поселке Сосново Приозерского района. Реализация этого проекта должна дать работу и жилье значительному количеству мигрантов.

 

23 июля по инициативе правительства Ленинградской области были проведены местные референдумы в поселках Ильичево, Решетниково, Сертолово и Черная Речка по вопросу переподчинения этих населенных пунктов Санкт-Петербургу. Все четыре референдума состоялись, большинство проголосовавших высказались за присоединение к СПб. Решение об изменении границ Ленинградской области должно быть утверждено Советом Федерации.

 

28 июля было принято постановление правительства Ленинградской области, определяющее предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам. Постановление принято в соответствии с Земельным кодексом РФ. Бесплатно передаются в собственность граждан ранее предоставленные земельные участки:

— для индивидуального строительства и личного подсобного хозяйства — в пределах норм, установленных соответствующей администрацией;

— для садоводства — в пределах 0,10 га (участки, предоставленные до 1967 года, — до 0,12 га);

— для личного строительства — в пределах 0,10 га;

— для ведения крестьянского фермерского хозяйства — в пределах среднерайонной земельной доли, сложившейся в данном административном районе, определяемой на основании кадастровой оценки земель.

 

Последнее перед отпуском заседание правительства Ленинградской области было посвящено подведению итогов экономического развития региона за прошедшее полугодие. Отмечалось, что падение производства продолжается, хотя его темпы замедлились в 2 раза. Более того, произошел рост в химической, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве минеральных удобрений, пищевой рыбной продукции. Наблюдается некоторое увеличение объема реализации товаров областной промышленности. Объем прибыли увеличился в 3,6 раза, однако это произошло в основном за счет роста цен. Тревожным остается положение в металлургии, машиностроении, строительной и пищевой промышленности. Министр экономики Галина Оксютик считает тревожным углубление ориентации на экспорт сырья (70% экспортной выручки приходится на нефтепродукты и лесоматериалы и только 0,2% — на экспорт машин и оборудования). В агропромышленном комплексе продолжается финансовый и экономический кризис. Падает поголовье и продуктивность скота и птицы из-за недостатка кормов. Сокращаются посевные площади. В частном секторе поголовье крупного рогатого скота выросло, но кризис захватывает и этот сектор. Серьезные трудности — со сбытом продукции, в частности в СПб: городская продовольственная корпорация подписала соглашение на поставки сельскохозяйственной продукции только в июне и в очень малых объемах. Между тем, как считают в правительстве области, местная продукция намного дешевле и не уступает по качеству наводнившей городской рынок импортной. Губернатор области отметил, что, по итогам только что проведенной в Москве выставки промышленности Ленинградской области, московское руководство готово заключить договор на закупку чуть ли не всей сельскохозяйственной продукции Ленинградской области. Члены правительства отмечали начавшийся с апреля рост неплатежей всех видов, задержки с выплатой зарплаты происходят на каждом четвертом предприятии. Продолжается падение жизненного уровня населения: из-за превышения роста цен над ростом зарплаты реальные доходы упали на 12%. Выход из создавшегося тяжелого положения правительство области намерено искать на путях «серьезного и обдуманного государственного регулирования экономики». Для реконструкции и развития промышленности и сельскохозяйственного производства планируется создание специальных фондов развития на уровне области. Планируется также установить более жесткий контроль за расходованием средств, выделяемых из бюджета целевым назначением, и предоставляемых льгот.

 

В городе Сосновый Бор государственная страховая медицинская компания решила взять на себя несвойственные ей (и незаконные) функции соблюдения социальной справедливости. С некоторых пор она стала отказывать в выдаче бесплатного страхового медицинского полиса неработающим горожанам, не состоящим на учете в городском Центре занятости населения. Таким гражданам предлагали вначале предъявить справку с биржи труда, после чего получить полис. Цель акции — пресечь получение полисов гражданами, якобы скрывающими свои доходы. Это вызвало протест Центра занятости, который указал на недопустимость принуждения граждан вставать на учет в качестве безработных. Руководство Центра заявило, что вынуждено обратиться в прокуратуру с жалобой на неправомерные действия страховой компании.

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

2.1.       Общественно-политические движения

2.1.1.      «Наш дом — Россия»

Почти одновременно с учреждением региональной организации всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия» в СПб то же самое произошло в Ленинградской области. Учредительная конференция региональной организации Ленинградской области проходила в здании администрации Ленинградской области в СПб. Участниками (всего 73 делегата) были в основном директора крупных предприятий, хозяйственники, высокопоставленные чиновники, представители крупных общественных организаций, профсоюзов, средств массовой информации.

Губернатор Ленинградской области А.Беляков и другие выступавшие подчеркивали, что приход к власти представителей «НДР» гарантирует стабильность; что вступают в «НДР» потому, что устали от беспорядка и хотят видеть Отечество высокоразвитым государством. А.Беляков в своем выступлении прямо заявил, что это движение поддержано исполнительной властью. Он особо отметил, что Ленинградская область больше не должна ставить перед собой задачу накормить Санкт-Петербург. «Наша задача — обеспечить эффективное использование земли с целью обогащения наших крестьян».

Конференция приняла устав отделения. Председателем отделения «НДР» единогласно избран губернатор Ленинградской области Александр Беляков, его заместителями тоже единогласно избраны первый заместитель председателя правительства области, руководитель департамента финансов Юрий Мельников и мэр города Волхова Нина Волчкова. Избран также совет, в который вошли 24 представителя от районов области, общественных организаций, предприятий. Среди членов совета — генеральный директор объединения «Киришинефтеоргсинтез» В.Сомов, председатель областного отделения ПРЕС О.Сопов, председатель Ассоциации фермерских хозяйств С.Модестов.

Принято заявление, в котором говорится, что Ленинградская область переживает многие из проблем, с которыми столкнулась Россия в ходе социально-экономических реформ. Поэтому свой долг региональная организация видит в том, чтобы, выражая интересы собственной территории, содействовать укреплению единства и целостности РФ. Было заявлено, что организация выставит таких кандидатов в депутаты Федерального Собрания, «которые смогут составить по-настоящему работоспособное ядро обеих палат парламента и вести законотворческую деятельность с одним прицелом — сделать жизнь россиян лучше». Кроме этих ничего не значащих заявлений (кто же стремится к иному, чем сделать жизнь людей лучше?), какие-либо конкретные положения программы «партии власти» пока не стали достоянием гласности. Неизвестно даже, обсуждались ли программные положения на конференции, но, если судить по ее гладкому и скорому течению, да и по составу, это вряд ли входило в планы учредителей.

2.1.2.      Демократический выбор России.
Союз социально-прогрессивных сил «Радуга» Северо-Западного региона

Лидером обеих организаций является депутат Государственной Думы предприниматель из города Гатчины Ленинградской области Рашид Исмагилов, избранный от «Выбора России» (хотя сейчас он и не является формальным руководителем регионального отделения ДВР). Недавно Р.Исмагилов вышел из состава думской фракции «Выбор России» и вступил в депутатскую группу «Стабильность». В апреле он создал Союз «Радуга» в Ленинградской области [2], теперь стал инициатором создания этого Союза в Северо-Западном регионе. Союз, как считает Р.Исмагилов, может стать «моделью для объединения демократов на федеральном уровне». В состав объединения входит региональное отделение ДВР и еще 22 участника [2].

На совместной пресс-конференции регионального отделения областной ДВР и Союза «Радуга» председатель областной ДВР В.Минеев сообщил, что региональное отделение ДВР решило вступить в состав движения «Наш дом — Россия» в качестве коллективного члена. При этом он отметил, что, на его взгляд, «НДР» проводит политику, близкую ДВР. Союз «Радуга» также заявил о поддержке блока Черномырдина. По словам Р.Исмагилова, «Радуга» станет координационным штабом предвыборной кампании демократов в Ленинградской области. Таким образом, вняв предложению лидера партии ДВР Е.Гайдара региональным отделениям самостоятельно определиться в блоковой политике, областные «выбороссы», в отличие от своих петербургских коллег, безоговорочно выбрали «партию власти» и даже отождествили ее с «демократами».

 

С другой стороны, областные активисты движения «Выбор России» приняли решение объединиться с Санкт-Петербургской организацией партии ДВР. 15-16 июля они провели в Гатчине научно-практическую межрегиональную конференцию, на которой присутствовали депутаты Государственной Думы Г.Томчин и И.Хакамада. Конференция приняла обращение к лидерам партий и фракций реформаторского направления с призывом не дробить электорат, ориентироваться на создание крупных демократических блоков.

3.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Год назад в правительстве Ленинградской области был образован комитет по средствам массовой информации и полиграфии. В связи с этим событием председатель комитета Юрий Третьяков подвел некоторые итоги. Самым важным он считает появление в бюджете области отдельной строки по финансированию СМИ. Специальным постановлением правительства газеты получили статус государственных бюджетных организаций со всеми вытекающими из этого статуса льготами по налогообложению, плате за аренду, коммунальные услуги. Принят закон Ленинградской области, освобождающий СМИ от арендной платы и предусматривающий последующую передачу в собственность занимаемых помещений. В следующем году комитет планирует отойти от финансирования всех СМИ к дифференцированной поддержке тех, кто, по словам Ю.Третьякова, «реально работает». При этом объективность оценки должна гарантироваться несколькими общественными структурами, которые уже созданы и помогают работе комитета. Это совет редакторов районных газет и Ассоциация радиожурналистов.

Создан также технический экспертный совет по электронным СМИ. В соответствии с приказом федеральной службы по телевидению и радиовещанию создана Региональная общественная комиссия по вещанию, наделенная правом принимать решения в случае возникновения спорных ситуаций при организации вещания. Эта же комиссия будет регистрировать заявки на лицензирование электронных СМИ. В состав комиссии вошли председатель комитета Ю.Третьяков, член правительства области, он же — председатель областной телекомпании В.Болгарчук, руководители Ленсвязи, областного министерства культуры, члены Законодательного собрания, юридического комитета и других структур. В настоящее время в Ленинградской области издаются 42 газеты, в 18 из них соучредителями являются местные администрации и правительство Ленинградской области.

Для помощи газетам правительство планирует создание издательско-полиграфических комплексов, полностью финансирует закупку бумаги, ежегодно выделяются деньги для приобретения оргтехники. При всем этом, по словам Ю.Третьякова, правительство ни в коей мере не оказывает давления на СМИ, не осуществляет никакой цензуры и никакого прямого руководства.

Вместе с тем у правительства есть информационная политика — она состоит в обеспечении «мощных информационных потоков». Это необходимо сделать, чтобы переломить существующее положение, когда из районов в центр идет мало информации и, с другой стороны, у редакций местных газет не всегда достаточно информации о том, что происходит в областном правительстве.

Ю.Третьяков сообщил также, что, несмотря на создание в Ленинградской области собственной телекомпании [3, 4] на протяжении года продолжались переговоры с ГТРК «Петербург — 5-й канал».

Прежнее руководства ГТРК всеми правдами и неправдами перекрывало области доступ к эфиру. В свое время была выдана лицензия, позволяющая вещать на Ленинградскую область, но с одной оговоркой — без Санкт-Петербурга.

Это ограничение обернулось тем, что отрезало областное вещание от таких крупных районных центров Ленинградской области, как города Гатчина, Тосно, Всеволожск, прилегающих к городу и получающих сигнал с городской телевизионной башни. Тогда губернатор области направил председателю ГТРК Б.Курковой письмо с просьбой предоставить области для вещания 1 час в неделю, но получил категорический отрицательный ответ. Для того чтобы найти выход из положения, пришлось договориться с коммерческим каналом, задействовать все резервные сети. На это потребовался 1 млрд. рублей дополнительного финансирования. Комитет по СМИ и руководители областной телекомпании считают, что дискриминационная политика в отношении областного вещания на ГТРК «Петербург — 5-й канал» была продиктована исключительно личными амбициями Б.Курковой.

Как только сменилось руководство ГТРК, сразу же была достигнута договоренность с новым председателем — Олегом Рудновым, и уже в июле был подписан договор, согласно которому Ленинградская область получила эфирное время в сетке телевещания «5-го канала»: 1 час в утреннее время и 1 час в вечернее. Первые программы намечено показать в конце августа.

Как считает О.Руднов, «5-му каналу» необходимо вернуть имидж межрегионального, утраченный во времена Курковой, и для этого как нельзя лучше подходит намечающийся союз с Ленинградской областью.

Источники

1. Беляков А. Теория и практика «малых дел» // Вести — 1995 — 22 июля.

2. Драбкина Т. Ленинградская область в апреле 1995 года // Политический мониторинг — М., ИГПИ, 1995. —№4.

3. Драбкина Т. Ленинградская область в феврале 1995 года // Политический мониторинг — М., ИГПИ, 1995. —№2.

4. Драбкина Т. Ленинградская область в мае 1995 года // Политический мониторинг — М., ИГПИ, 1995. —№5.