Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Николай ПОГОДАЕВ,

Ольга ГРИБАНОВА,

Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в июле 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Органы исполнительной власти

1.1.1.      Областная администрация

12-я сессия областного Совета депутатов утвердила структуру администрации области. В решении по этому вопросу подтверждено, что представительство области в Москве является совместным органом администрации и областного Совета, а финансово-хозяйственное управление администрации обеспечивает работу и администрации, и областного Совета депутатов.

Структура администрации области выглядит следующим образом:

— глава администрации области;

— главное планово-экономическое управление;

— департамент организации управления и контроля;

— департамент сельского хозяйства и продовольственного обеспечения;

— департамент строительно-инвестиционного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;

— департамент топливно-энергетического комплекса;

— департамент дорог, транспорта и связи;

— департамент здравоохранения и социальной защиты;

— департамент народного образования, культуры, молодежной политики и спорта;

— комитет по управлению государственным имуществом области;

— комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей;

— управление по труду и занятости;

— финансово-хозяйственное управление;

— представительство области в Москве;

— военно-мобилизационный отдел.

Глава администрации области наряду с руководством указанными подразделениями осуществляет свои функции также через управление финансов и налоговой политики Новосибирской области, областное УВД, областное управление юстиции, областной штаб ГО и другие органы.

Определены функции:

— первого заместителя главы администрации области;

— заместителя главы администрации — директора департамента управления и контроля;

— заместителя главы администрации области — начальника ГлавПЭУ;

— заместителя главы администрации области — директора отраслевых департаментов.

Здесь же опубликована справка о численности и фонде оплаты труда работников подразделений администрации области, ее департаментов, отделов, комитетов и управлений на 1995 год [1].

 

Распоряжением И.Индинка предложено департаменту социальной политики области подготавливать постановления администрации о финансировании целевых социальных программ за счет средств областного бюджета, определять приоритеты финансирования и осуществлять распределение средств по структурным подразделениям, участвующим в целевой программе, составлять расчеты и сводные сметы расходов по целевым программам. Управлению финансов и налоговой политики администрации предстоит обеспечить финансирование целевых программ в полном объеме бюджета, проводить финансирование ежемесячно на первые цифры и 16-е числа.

 

Администрация области приняла постановление о целевой программе снижения уровня облучения новосибирцев от природных радиоактивных источников на 1995-1997 годы. Разработка программы «Радон» связана с тем, что рыхлые отложения на граните Новосибирской области, съеденные эрозией полностью на отдельных участках характеризуется высоким содержанием урана. А к зонам выветривания, к тем местам где трещины, легко «подбегают» радоновые воды.

Реализация программы позволит снизить дозу облучения населения на 23 процента. Пройдет работа по выявлению зданий с повышенным содержанием радона.

 

По распоряжению администрации области создан межвузовский совет по международному сотрудничеству при комитете по внешнеэкономическим и межрегиональным связям и комитете по науке, высшему и среднему профессиональному образованию региональной научно-технической политике администрации области. Его задача — способствовать развитию дальнейшего сотрудничества и научной деятельности, интеграции новосибирских ВУЗов. Совет будет анализировать состояние международного сотрудничества, координировать действия высшей школы и т.д.

 

На коллегии департамента науки, образования, спорта и молодежной политики обладминистрации рассмотрен вопрос о мерах по трудоустройству детей-сирот, выпускников профучилищ.

Коллегия высказалась за то, чтобы при департаменте создать постоянно действующий координационный совет по трудоустройству, трудовой и социальной адаптации сирот, при участии главного управления народного образования, комитета по начальному профобразованию, комитета по делам молодежи, областной службы занятости, управления социальной защиты населения.

Решено определить для детей-сирот перечень приоритетных профессий и специальностей с тем, чтобы они имели наибольшую возможность быть конкурентноспособными на рынке труда. Высказаны рекомендации администрациям городов и районов создавать для них дополнительные рабочие места за счет средств местного бюджета, решать вопросы закрепления жилья, не допускать увольнения с предприятий любой формы собственности несовершеннолетних подростков из числа сирот без разрешения органов опеки и попечительства.

1.1.2.      Постановления мэрии Новосибирска

Мэрией принято постановление «О дополнительных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в Новосибирске». Согласно постановлению, прекращена выдача лицензий на право торговли алкогольной продукции крепостью свыше 30% для стационарной мелкорозничной сети. Лицензии, выданные до выхода постановления, считаются действительными до истечения указанных в лицензиях сроков. Утверждены новые требования к работе мелкорозничной сети, на получение права торговли.

 

Постановлением мэрии предписывается предприятиям, учреждениям и организациям разных правовых форм, находящихся на территории Новосибирска, оказывать благотворительную помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию, через Сибирский региональный Союз «Чернобыль». Союзу «Чернобыль» предложено направлять не менее 70% полученных благотворительных взносов на помощь работникам этих предприятий, подвергшимся радиационному воздействию. Облагаемая налогом прибыль уменьшается до 5% на сумму взносов в чернобыльские благотворительные организации с последующим контролем налоговых органов за целевым расходованием средств.

1.2.       Органы представительной власти

1.2.1.      12-я сессия областного Совета депутатов

19 руководителей предприятий Новосибирска обратились с предложением к председателю облСовета А.Сычеву созвать внеочередную сессию с участием администрации области, города и депутатов городского Собрания, чтобы вместе выработать решение проблем гибнущей промышленности.

Сессия с повесткой дня «О некоторых мерах по стабилизации работы промышленности в области» состоялась. С докладом о состоянии дел на предприятиях по итогам работы в январе-мае 1995 года выступил А.Сычев [2].

Обсуждающийся в центральных средствах массовой информации вопрос о якобы наступившей стабилизации, неправомерен. По итогам работы за минувший год по сравнению с уровнем 1991 года объемы производства в сопоставимых ценах сократились более чем в два раза, по некоторым базовым отраслям оно стало еще значительнее. В процессе продолжающегося падения физического объема промышленного производства лидируют предприятия черной металлургии, химической, нефтехимической и легкой промышленности. Здесь напрашивается вывод, что федеральные власти как бы вытесняют рентабельное, наукоемкое, высокотехнологическое производство, оставляя городу и области предприятия «вредного» производства.

По мнению депутатов Госдумы В.Бокова и И.Аничкина обсуждение проблем стабилизации промышленности в ближайшее время станет предметом темы разговора в парламенте.

Также на сессии был рассмотрен вопрос «О структуре администрации области». По этому вопросу выступал И.Индинок [3].

 

12 сессия областного Совета депутатов своим решением определила порядок формирования избирательной комиссии области и четырех окружных избирательных комиссий по выборам в Госдуму.

Согласно действующему законодательству эти комиссии теперь формируются главой администрации области и облСоветом на паритетной основе из числа кандидатур, предложенных общественными объединениями, выборными органами местного самоуправления, собраниями избирателей (не менее 30 человек) по месту их работы, службы, учебы и жительства.

По каждой кандидатуре в администрацию, облСовет представляются протокол о выдвижении, данные об образовании, опыте работы и занимаемой должности, личное заявление о согласии работать в составе комиссии.

 

Новосибирский областной Совет депутатов рассмотрел и утвердил план работы на третий квартал 1995 года. В соответствии с этим планом предполагается разработать и принять следующие законы Новосибирской области: «О социальной защите населения Новосибирской области», «Об органах государственной власти в Новосибирской области», «О выборах в органы местного самоуправления», «О выборах депутатов областного Совета депутатов», «О выборах главы администрации области», Устав области.

1.2.2.      Проект областного закона
«О выборах главы администрации Новосибирской области»

После окончания каникул в августе депутатам облсовета предстоит определиться в своем отношении к проекту закона о выборах главы областной администрации, предложенному командой губернатора И.Индинка.

Главными оппонентами, по словам одного из главных разработчиков проекта, сотрудника Центра поддержки российской государственности Д.Пучкина, он считает депутатов облсовета В.Кузнецова и В.Карпова. Они выражают коммунистическую точку зрения на необходимость восстановления Советской власти, предусматривающую подотчетность исполнительной власти законодательной. Губернатор же выступает за баланс данных областей. Пучкин считает, что коммунисты «при помощи массы формальных предлогов» попытаются не допустить избрания губернатора населением, а сделать его фигурой, избираемой на сессии облсовета с возможностью отзыва.

Основными доводами этих депутатов является отсутствие соответствующей правовой базы на федеральном и местном уровнях для принятия подобного документа.

Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель Комитета по законодательству В.Кузнецов высказал ряд резких замечаний, заявив, что сама идея закона о выборах является бессмыслицей. По его мнению, инициатива обладминистрации преследует цель достичь положения абсолютной неподконтрольности [7].

1.2.3.      Скандал, вокруг валютных средств области

Продолжается скандал, связанный с обнародованными на последней сессии облсовета данными о вывезенных из области валютных средствах за первый квартал нынешнего года за рубеж (речь идет о сумме в 925 млн. долларов). По словам В.Киселева, заместителя главы обладминистрации, при сложении валютных активов всех Новосибирских коммерческих банков, «полученная сумма не будет представлять и восьмой части вывезенных за рубеж средств». Он считает,что работники статистики перепутали оборот банковских средств по частным валютным вкладам с инвестиционной валютной деятельностью банков.

Представительная власть области не разделяет этого мнения, заявив, что доклад председателя облсовета всегда базируется на проверенной официальной статистике. При этом руководство облсовета считает недопустимой ситуацию, когда бросают тень на компетенцию председателя Совета и специалистов, работающих над отчетными документами. В данном случае, по мнению представителей облсовета, очевидно желание обладминистрации обойти решение проблемы, пытаясь перевести ее в другую сферу, не связанную с деятельностью исполнительной власти по контролю за использованием финансовых ресурсов региона.

По данным облсовета, банки дают только 6% дохода областного бюджета. «Мостом» по перекачке капитала за рубеж являются четыре новосибирских банка, причем основная масса инвестиций осуществляется через СТ-банк [8].

1.3.       Деятельность социально-политических организаций

Пять лет назад, весной 1990 года, была создана новосибирская организация СДПР (Социал-демократическая партия России). Сопредседатель НО СДПР Ануфренко считает, что за эти годы трудности новосибирской организации носили, как правило, временный характер, связанный с непониманием местными эсдеками сосуществования широкого спектра политических идей, присущих социал-демократии.

НО СДПР в составе блока «ЯБЛоко» в 1993 году провела весьма активную предвыборную кампанию в Госдуму, что позволило закрепить позиции. В двух округах удалось занять 1-2 места по списку [9].

 

Федеральный совет Российской социал-демократической народной партии «в целях укрепления партийных организаций в районах Сибири и Дальнего Востока и для более эффективного распространения там социал-демократических идей» решил перенести штаб-квартиру РСДНП в Новосибирск. А лидер Новосибирской региональной организации партии В.Козодой был избран секретарем РСДНП.

 

Демократическая партия России и Конгресс русских общин с самого начала тесно сотрудничали ввиду совпадения позиций по всем политическим целям, а также дружеских взаимоотношений руководства. Более того, во многих регионах отделения КРО создавались на основе организаций ДПР.

В связи с тем, что руководством ДПР принято решение о самостоятельном участии партии в выборах, новосибирская областная организация ДПР заявила о выходе представителей ДПР из руководящих органов КРО.

Конгресс русских общин принял решение о поддержке кандидатуры А.Люлько на выборах в Думу.

 

«Я готов вступить в любой «дом», лишь бы помочь моему Отечеству», — заявил И.Индинок на конференции Новосибирской областной организации всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия»... Присутствовало более 160 делегатов. В основном это были главы районных администраций области, директора крупных предприятий и прочее начальство. Новосибирская организация НДР получила название «Земля сибирская», председателем ее исполкома избран О.П.Гонжаров — исполнительный директор регионального центра поддержки российской государственности.

 

В июле прошла региональная конференция партии «Демократический выбор России». Члены Новосибирского молодежного союза высказали немало критических замечаний, не скрывали недовольства пассивностью партсовета, сделали много конкретных предложений. В результате, благодаря их усилиям, трое членов молодежной организации были избраны в политсовет, а состав партсовета удалось расширить с 8 до 17 человек. Председатель молодежного союза Ю.Пронько был избран в совет движения «Выбор России» [10].

Новосибирское отделение партии «Демократический выбор России» выступило инициатором нового общественного объединения «За военную реформу». Составляющие его члены намерены выступать за необходимость военной реформы. Помимо этой партии в состав объединения вошли Новосибирский союз студентов, движение «Женщины за солидарность», молодежный союз ДВР.

 

8 июля состоялась конференция областной организации ЛДПР. В ней приняли участие 84 делегата с решающим голосом от районных организаций области и города, депутаты Госдумы РФ (от фракции ЛДПР) Е.Логинов и Ю.Кузнецов, гости от различных партий и общественных организаций. Среди обсуждаемых вопросов были — выборы координатора новосибирской организации (предыдущий координатор был назначен В.Жириновским), выборы делегатов на предстоящий съезд партии, выборы кандидатов в Госдуму.

В тот же день проведена учредительная конференция Новосибирской городской организации ЛДПР (НГО ЛДПР), координатором избран А.Просенко.

 

И.Аничкин — депутат Госдумы распространил обращение к гражданам, руководителям патриотических движений и партий области, в котором призывает их к объединению для обеспечения избрания в федеральные и региональные органы власти только тех кандидатов, которые способны и желают защищать интересы избирателей.

Аничкин убежден, что одним из инициаторов такой работы по объединению может стать именно Новосибирской области. Расценивая созданный Черномырдиным блок «Наш дом — Россия» как очередное неконституционное посягательство на законную ветвь власти в стране, попытку любой ценой удержаться у власти, депутат и зовет новосибирцев к объединению.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.       Банки

2.1.1.      Новосибирсквнешторгбанк

С 17 июля Новосибирсквнешторгбанк предлагает уникальную для Сибири услугу. Нововведение банка оправдывает его статус уполномоченного по работе с драгоценными металлами и сводится к возможности с помощью банка приобрести или продать монеты и памятные медали России и других стран, изготовленные из драгметаллов. По всей видимости, на этапе раскрутки новая услуга будет пользоваться спросом лишь у нумизматов. Однако сотрудники банка обещают обеспечить сервис на уровне Москвы, где «монетные» услуги банков вполне традиционны [12].

2.1.2.      Сибирский торговый банк

Сибирский торговый банк (СТБ), выдав АОЗТ «Премьер», организовавшему осенью прошлого года в Новосибирске хоккейный матч с участием российских звезд НХЛ, дубликаты утраченных векселей, погасил их стоимость. Эти действия СТБ выполнил по вступившему в силу решению суда. До этого момента банк отказывался добровольно рассчитаться с клиентами, полагая, что для этого нет правовых оснований. Наблюдатели отмечают, что спор по векселям между банком и клиентом является пока единственным инцидентом в судебной практике.

2.1.3.      Всемирный банк

Новосибирская область получила возможность брать кредиты у Всемирного банка. Кроме Новосибирской области такую возможность получила лишь еще одна — Ростовская. Речь идет о реализации крупного проекта ремонта и реконструкции объектов социального назначения — коммунального хозяйства, медицинских учреждений, школ. Руководитель проекта Т.Кинг и другие представители Всемирного банка, а также представители Министерства по делам национальностей и региональной политике РФ Н.Калашников всесторонне обсудили с первым заместителем главы администрации В.Киселевым и другими работниками управления условия займа. Тщательно рассматривалась схема движения денег, поскольку над региональным уровнем этой кредитной пирамиды будет Министерство финансов РФ, а внизу — районные власти.

2.2.       Финансы

Новосибирская область стала изымать деньги из обращения с января 1994 года, причем изымает деньги лишь Новосибирск. За пять месяцев 1995 года сумма изъятых денег превышает уровень 1994 года на 62 процента.

Тому обстоятельству, что Новосибирск стал относиться к городам, изымающим деньги из обращения, способствовали различные факторы. Прежде всего, Новосибирск, активно используя рыночные отношения в условиях выгодного географического положения, фактически стал центром межтерриториальных межгосударственных связей.

В западно-сибирском регионе Новосибирск играет ведущую роль в оптовой и розничной торговле. В городе активно развиваются финансовый и валютный рынки.

Подтверждением причин изъятия денег из обращения является уровень доходов на душу населения (предпоследнее место по уровню доходов в регионе). При этом все области осуществляют значительную эмиссию денег, а Новосибирская работает с изъятием.Это свидетельство того, что население других областей существенную часть своих доходов реализует в Новосибирске.

На снижение темпов роста безналичной денежной массы в области (12 процентов против 43 прошлогодних) отразилось действие следующих факторов:

— снижение объемов промышленного производства;

— отвлечение ресурсов для покупки государственных долговых обязательств;

— обострение проблемы неплатежей.

Следует заметить, что в текущем году значительно сокращены объемы централизованных ресурсов, направленных в экономику области.

Все это свидетельствует о том, что параллельно проходят два процесса: приток в Новосибирскую область наличных денежных средств и относительно медленное нарастание безналичной денежной массы. Скорее всего, эта тенденция перемещения денежной массы, а соответственно и ресурсов в другие регионы России [13].

 

На недавней встрече руководителей депозитариев, инвестиционных фондов Сибири и Дальнего Востока, Сибирской и Дальневосточной фондовых бирж принято решение о том, что в качестве депозитария Сибири будет выступать Новосибирская расчетно-депозитарная организация (РДО).

На встрече обсуждались вопросы формирования общесибирской депозитарной сети. Новосибирская РДО была выбрана в качестве депозитария Сибири прежде всего потому, что сам по себе статус РДО дает потенциальную возможность выхода на общероссийскую систему РДО, а значит, обеспечивает доступ к акциям эмитентов, находящихся в любом регионе России. Кроме того, новосибирская РДО стала центральным депозитарием Сибири еще и потому, что на сегодняшний день Новосибирск является крупнейшим центром фондовой торговли за Уралом.

На встрече было принято также решение, что все ЧИФы Сибири, объединенные корпорацией «Сибирский холдинг», председателем совета директоров которой является М.Бушуев, передадут все свои пакеты акций (а это более 700 предприятий Сибири) в номинальное держание Новосибирской РДО.

Но начинание сибирских депозитариев, бирж и фондов могут принять затяжной характер прежде всего потому, что расчетно-депозитарная организация необходимо будет устанавливать какие-то отношения с реестродержателями тех эмитентов, чьи акции тот же «Сибирский холдинг» намерен передать в номинальное держание РДО.

Что касается отношений Новосибирской РДО с другими расчетно-депозитарными организациями, то онибудут строиться по системе корреспондентских отношений, что позволит осуществить перевод ценных бумаг в третьи депозитарии [14].

2.3.       Внешнеэкономические связи и инвестиции

2.3.1.      Строительство аэропорта

В середине июля обладминистрацией заключен меморандум с генподрядчиком проекта строительства аэропорта — Чикагской группой. Ранее Новосибирской областью были получены гарантии правительства РФ для получения кредита ЕБРР в размере 10 млн. $ под строительство аэропорта. Позднее ЕБРР объявил конкурс между зарубежными компаниями на право оценки данного проекта. Победителем конкурса стала голландская компания Schiрhol Manaqemeet Services B.V. (оператор Амстердамского аэропорта Schiрhol). 13 июля обладминистрация наметила два главных рабочих вопроса: график проведения экспертной оценки и объявила о том, что управление международным аэропортом будет осуществляться по международному принципу. 10 млн. $ являются стартовой суммой, в случае положительной оценки размер кредита может возрасти в несколько раз. Хотя, даже выделение любой суммы будет означать признание данного проекта одним из правительственных банков мира и привлечет большой поток инвестиций.

Новосибирская область впервые выступает в качестве заемщика ЕБРР. В свою очередь ЕБРР, ранее не работавший в СНГ на региональном уровне, а предпочитающий работать либо на правительственном уровне, либо с отдельными промпредприятиями, впервые откроет кредитную линию области.

ЕБРР уведомил руководство области о том, что 29 европейских компаний уже намерены выступить инвесторами. При этом директор компании «Транссибавиа» В.Колтунов отметил, что необходимый размер инвестиций для осуществления проекта составляет $140 млн, которые изначально и оговаривались с ЕБРР. Колтунов убежден, что в случае хорошего обоснования, ЕБРР вполне может пойти на предоставление всей суммы необходимых инвестиций (ЕБРР обычно финансирует лишь 30% кредитов, привлекая остальную сумму за счет коммерческих фирм).

Будучи единодушными по значимости проекта, стороны несколько разошлись во мнениях по срокам завершения экспертной оценки проекта. Российская сторона рассчитывала, что работа экспертов завершится в начале сентября. Однако, руководитель компании Schiрhol сообщил, что окончательное решение ЕБРР примет не раньше октября [15].

2.3.2.      Представительство Корпуса Граждан за Демократию

В Новосибирске открылось региональное представительство американского Корпуса Граждан за Демократию (CDC). Региональный директор Филипп Скотт пояснил, что это частная неправительственная организация, созданная 5 лет назад по прямому указанию президента США Д.Буша. Девиз организации — действовать «мобилизуя дух доброй воли Америки в интересах стран Центральной и Восточной Европы и СНГ». Таким образом деятельность направлена на поддержку, развитие и укрепление малого и среднего бизнеса в России и странах Центральной Европы. В рамках реализации программ организация получает финансовую помощь государства. В частности, CDC финансируется Агентством Международного развития США.

В основном оказывается консультационная помощь. В CDC работает около трех тысяч консультантов. Это президенты, вице-президенты крупных фирм, которым приходилось решать различные задачи, в том числе и такие, какие стоят сейчас перед российской экономикой.

Как правило, консультанты выезжают в различные страны мира добровольно и не получают от поездок сверх прибыли, государство лишь оплачивает им проезд. Выгода в том, чтобы продолжить дальнейшее сотрудничество с консультируемыми фирмами, но уже на взаимовыгодной коммерческой основе. Помощь может быть самой разной: планирование капитальных затрат, анализ бюджета, менеджмент, разработка бизнес-планов и стратегия маркетинга, выход на международный рынок, расширение деловых контактов и другие вопросы.

Но есть и ограничения. Консультируются только те фирмы, деятельность которых значима для регионов, кроме того, клиентами не могут быть предприятия-монополисты.

После отъезда специалиста организация производит оценку деятельности своего консультанта: опрашиваются руководство и специалисты предприятия, анализируется, что изменилось в организации производства. А через некоторое время проводится еще одна контрольная проверка.

В Новосибирске CDC ведет переговоры с аэропортом «Толмачево», приезжает специалист, который будет консультировать руководство, чтобы этот аэропорт получил международный сертификат. Также в июле начнется работа в АО «Новосибирский птицекомбинат» [16].

2.3.3.      Расширение телефонной сети

13 июля АО «Новосибирская городская телефонная сеть» (НГТС) подписала контракт с бельгийской фирмой Alcatel Bell о поставке в марте телекоммуникационного оборудования на 35 тысяч номеров. Завершение проекта намечено на октябрь. Общая стоимость оценивается в $6,576 млн. Особенностью сотрудничества стала предложенная бельгийской стороной финансовая схема. Она, в частности, предполагает 15-процентную предоплату за поставляемое оборудование. 85 процентов от суммы контракта должны быть оплачены за счет кредита, предоставляемого поставшиками. При этом гарантом кредита под 7% годовых в валюте выступил Сибирский банк.

Проект курируется обладминистрацией, которая предложила провести конкурсный отбор поставщиков (в результате тендер позволил сбить цены контракта на $1,5 млн).

НГТС и Alcatel Bell связывает двухлетнее сотрудничество. В 1993 году был подписан контракт на поставку станций емкостью на 20 тысяч номеров. 50 процентов проекта уже выполнено. Новый контракт является продолжением реализации первого за Уралом масштабного проекта фирмы, рассчитанного на 220 тысяч номеров [17].

2.3.4.      Присуждение награды «Факел Бирмингема»

В адрес ведущих предприятий Новосибирской легкой промышленности АО «Синар» и АО «Сибирская кожгалантерея» из США пришло сообщение о том, что эти фирмы удостоены авторитетной международной награды «Факел Бирмингема» за «успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях зарождающихся рыночных отношений».

В основе рекомендаций, представленных независимыми экспертами, награды присудил специальный комитет, состоящий из представителей трех авторитетных организаций: Международной академией лидеров бизнеса и администрации, Института международных финансов и экономического партнерства и международной организации «Peoрle to Peoрle International».

Выбор, сделанный международным комитетом, не случаен. Оба новосибирских предприятия являются ведущими в своей отрасли за Уралом. АО «Сибирская кожгалантерея» выпустила за первое полугодие 1995 года продукции на 7 млрд. рублей, постоянно расширяет ассортимент, совершенствует техническую базу. АО «Синар» за 5 месяцев нынешнего года увеличила объемы производства в натуральном выражении на 8 процентов.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Занятость и безработица

5 июля в администрации Новосибирской области совместно с областным и городским центрами занятости населения проведен научно-практический семинар «Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе безработных граждан».

В его работе приняли участие руководящие работники администрации Новосибирской области, представители науки, занимающиеся проблемами развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, руководители и специалисты областной, городских и районных служб занятости населения, предприятия и организации, работающие в контакте со службой занятости.

Начальник управления труда и занятости обладминистрации А.К.Шинкаренко отметил, что падение промышленного производства области за 5 месяцев 1995 года достигло 13,7 процента, а к концу года может составить 20 процентов. Резко ухудшился жизненный уровень подавляющей части населения. По уровню среднедушевых доходов население области находится на 76 месте в РФ. Уровень скрытой безработицы достиг 20 процентов. В этих условиях одним из основных направлений активной политики занятости населения является содействие предпринимательскому делу и самозанятости граждан.

Цель семинара — объединить усилия всех заинтересованных сторон по поддержке и развитию предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса по оказанию конкретной помощи безработным в обеспечении своей самозанятости, через создание собственного дела, то есть активизация работы по организации дополнительных рабочих мест.

Новосибирским областным центром занятости населения совместно с учеными были проведены исследования объективных условий и социально психологических факторов для занятий малым предпринимательством. Результаты показали, что в области имеются для этого широкие объективные условия: сырьевая база, свободная рабочая сила, рынок сбыта готовой продукции. Наиболее предпочтительными видами предпринимательства могут быть: все работы в сфере быта и услуг, заготовка сельскохозяйственного сырья, животноводство и переработка его продукции, пчеловодство, деревообработка и т.д.

Однако развитие самозанятости, малого предпринимательства сдерживается рядом факторов: отсутствие первоначального капитала, серьезной государственной поддержки, неразвитость рыночных отношений, предпринимательских традиций.

Как показали обследования, желающих заняться предпринимательством в 1993 году было от 2 до 4 процентов,в 1994 — 8-10 процентов, в 1995 — от 18 до 35 процентов от опрошенных. В то же время только 1/3 желающих заняться предпринимательством готова возглавить дело, а 40-50 процентов респондентов согласны участвовать в предпринимательстве под чьим-либо руководством. Большинство опрошенных хотят работать по найму на госпредприятиях, где социальная защищенность выше, чем на предприятиях других форм собственности.

Практически все желающие заняться предпринимательством готовы научиться этому. Поэтому служба занятости ведет обучение безработных предпринимательскому делу в учебном заведении «Грант» при Новосибирском городском центре занятости. Программа курсов рассчитана на 230 часов, продолжительность учебы — 3 месяца. Приоритет в этой работе отдается молодежи, и в первую очередь выпускникам ВУЗов. С этой целью городской ЦЗН заключил соглашение с Сибирской академией государственной службы о проведении семинаров с бывшими студентами по обучению их предпринимательской деятельности [19].

3.2.       Социальная защита населения

Пенсионеры, работавшие на одном из вредных участков новосибирского завода химконцентратов направили обращение депутатам Госдумы. Они просят депутатов предусмотреть в государственном бюджете статью, по которой бы выделялись деньги на ежегодное лечение каждого пенсионера в профилактории или другом подобном учреждении, при необходимости — на льготные путевки в санатории. Кроме того пенсионеры просят Госдуму рассмотреть вопрос о деятельности банков, и особенно Центробанка РФ [20].

 

24 июля Новосибирская ассоциация вкладчиков объявила о возобновлении пикетирования областной администрации. Ежедневно в 9 утра у входа в офис люди стоят с плакатами и транспарантами, тексты которых содержат обвинения в адрес руководителей области в том, что они не воспрепятствовали работе недобросовестных компаний.

Пикетчиков, по словам заместителя председателя ассоциации И.Аристова, принимал вице-губернатор области Ю.Новоселов. Митингующие требовали от него подписания протокола о взаимодействии, а поскольку такое решение принято не было, протесты возобновились.

3.3.       Деятельность религиозных организаций

Съезд православной молодежи открылся 6 июля на базе отдыха в Речкуновке. Организаторами его выступили Новосибирское епархиальное управление Русской православной церкви и комитет по делам молодежи администрации области. Повесткой работы съезда стала тема «Участие Русской православной церкви в Великой Отечественной войне».

 

В Новосибирске завершается строительство крестильного храма при соборе Александра Невского. Большую помощь оказывают военные строители. Они покрыли крышу, установили крест и купол, выполнив все работы бесплатно. СибВО оказался единственной организацией, кто выделил технику и людей безвозмездно. Бескорыстие военных можно объяснить еще и тем, что храм носит имя их покровителей. Именно эту церковь предпочитают посещать военные служащие. Здесь служатся молебны в честь молодых офицеров, окончивших училище, проходят посвящения боевых знамен.

3.4.       Образование

Резко возрос интерес к Новосибирскому госуниверситету. Сюда подано в два раза больше заявлений, чем в прошлом году. Особенно высокий конкурс был на новые специальности по гуманитарным дисциплинам. НГУ является одним из новосибирских ВУЗов, в котором в соответствии с постановлением правительства сохранена военная кафедра.

 

Лаборатория социологических исследований гуманитарного факультета НГТУ провела исследование общественного мнения студентов 13 ВУЗов Новосибирска (работа «Студент Новосибирска 1995»). Согласно выборке исследование проведено на вторых и четвертых курсах и охвачено им было 750 респондентов.

Только 13,6 процентов респондентов считают, что жизнь в стране улучшилась. 50,6 процента полагают, что ничего существенного не произойдет, а 27,6 полагают, что она ухудшится. Свою роль в общественной жизни молодежь оценивает пессимистически. 54 процента утверждают, что их влияние в общественной жизни незаметно. Значительная часть не хочет идти голосовать на выборы в федеральные и местные органы власти.

Исследовались вопросы о целях поступления в ВУЗ; удовлетворенность жизнью; посещение театров, кинотеатров, библиотек; проведение свободного времени; ценностные ориентиры и т.д [21].

3.5.       Уровень жизни

Управление труда и занятости населения обладминистрации сообщает, что бюджет прожиточного минимума для населения Новосибирской области составил на 1 июля 1995 года в среднем на душу населения 251 тысячу рублей, для мужчин в возрасте 16-59 лет — 289,2 тысячи рублей, для женщин 16-54 лет — 263,5 тысяч рублей, для пенсионеров — 179,5 тысяч рублей, для детей в возрасте до 7 лет — 195,1 тысячи рублей, от 7 до 15 лет — 289,6.

Минимальный потребительский бюджет на 1 июля 1995 года для населения Новосибирской области составил 801,2 тысячи рублей, для жителей города — 852,2 тысячи рублей, для жителей села — 649 тысяч.

Источники

1. Кто нами правит? // Советская Сибирь — 1995 — 20 июля, с.3.

2. Сычев А. О некоторых мерах по стабилизации работы промышленности в области // Советская Сибирь — 1995 — 30 июня, с.2.

3. Югрина А. Формулы диалога // Советская Сибирь — 1995 — 30 июня, с.1.

4. Советская Сибирь — 1995 — 6 июля, с.3.

5. Советская Сибирь — 1995 — 13 июля, с.3.

6. Советская Сибирь — 1995 — 12 июля, с.1.

7. Соколов С. Советская власть минус президентация всей области // Ъ — 1995 — 18 июля, с.1-2.

8. Прокопьев Ю., Титов В. Есть маленькая ложь. Есть большая ложь. И есть статистика // Ъ — 1995 — 18 июля, с.2.

9. Ануфриенко В. Эсдеки: ренессанс или продолжение? // Советская Сибирь — 1995 — 22 июля, с.3.

10. Бойко С. Наша молодежь перешла в наступление! // Советская Сибирь — 1995 — 21 июля, с.2.

11. Советская Сибирь — 1995 — 27 июля, с.2.

12. Тюменева Т. Жребий Новосибирсквнешторгбанка брошен: орел или решка? // Ъ — 1995 — 18 июля, с.4.

13. Е. Жаботинская: «Многим банкам работа с новыми вкладчиками запрещена» // Советская Сибирь — 1995 — 25 июля, с.2.

14. Русская Азия — 1995 — 5 июля, с.11.

15. Яхотина Н., Титов В. ЕБРР — Новосибирску: Я могу дать вам волю // Ъ — 1995 — 18 июля, с.1, 5.

16. Консультации, ориентированные на успех // Деловая Сибирь — 1995 —№24-25, с.15.

17. Яхотина Н. Новосибирск готовится к семизначным номерам // Ъ — 1995 — 18 июля, с.5.

18. Нотман Р. Завод для мусора // Советская Сибирь — 1995 — 18 июля, с.1.

19. Самозанятость и предпринимательство: проблемы, поиски, решения // Советская Сибирь — 1995 — 15 июля, с.8.

20. Антошина М. Пенсионеры обратились в Госдуму // Советская Сибирь — 1995 — 18 июля, с.2.

21. Копылов И. Студент-95 Новосибирска // Советская Сибирь — 1995 — 6 июля, с.2.

22. Леонов А. Любимая игра школьных каникул-95 — война с Чечней // Ъ — 1995 — 18 июля, с.7.