Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в июле-августе 1995 года

Контекст июля-августа создает приближающаяся вторая сессия государственного Совета Удмуртской Республики, открывшейся 22 августа рассмотревшей программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на период 1995-1997 годы, программу приватизации в республике и другие основополагающие вопросы жизни региона. Информационный эфир напоен цифрами, расчетами, заверениями, слезами и угрозами по поводу финансовых трудностей. Фразы в газетных публикациях главным образом выглядят так: «...вот только мешают финансовые трудности» или «...если бы не финансовые проблемы...» Основные долги удмуртских хозяйствующих субъектов — ТЭК. Самая большая проблема экономики — неплатежи. Сравнивается дебиторская и кредиторская задолженность... Единственное внятно произносимое средство борьбы с этой проблемой — взаимозачеты.

Приближающиеся федеральные выборы также определяли характер периода, однако подготовка к ним пока недостаточно активна. Наиболее деятельны, судя по обилию выступлений в СМИ, Аграрная партия России, КПРФ, НДР, РР. Именно они, кстати, [как бы] и составляют правящую коалицию в республике.

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Начавшая свою работу 22 августа вторая сессия Государственного совета Удмуртской Республики имела в своей повестке и вопрос об итогах социально-экономического развития Удмуртской Республики за первое полугодие текущего года. Кроме того, в повестку был включен вопрос о Программе социально-экономического развития республики в 1995-1997 годах. Основные моменты программы были освещены нами в апрельском обзоре, поэтому ограничимся некоторыми оценками итогов первого полугодия и новыми взглядами на развитие экономики республики.

Экономическое и политическое развитие Удмуртии в значительной степени, если не всецело, зависит от подписания Договора о полномочий между Правительством Удмуртской Республики и федеральным правительством. Подписание его, судя по высказываниям удмуртского руководства уже близко, по крайней мере, обязательства завершить эту работу к 4 ноября. В этот день Удмуртия будет отмечать день 75-летия автономии. Не известно, есть ли здесь некий знак. Почему, например, не выбрать для этого день принятия Декларации о государственном суверенитете? Кстати, в республике практически ничего не пишется и почти ничего не говорится о том, какие изменения претерпел документ со дня последнего его публичного обсуждения. На сегодня известно только одно. 14-15 августа, по сообщению пресс-службы Государственного совета, состоялось совместное заседание двух президиумов — правительства и Госсовета, на котором рассматривались вопросы, связанные с подписанием Договора. Была заслушана информация руководителей министерств и ведомств о ходе согласования межведомственных соглашений между органами государственного управления России и Удмуртии, выступающие и присутствующие отметили, что процесс этот идет трудно. Поэтому было принято решение о том, чтобы к согласованию возникших вопросов «подключились председатель Государственного совета и председатель правительства. Павел Вершинин и Александр Волков выехали в Москву. Правительственная делегация во главе с первыми лицами парламента и правительства республики 1 сентября приняла участие в работе президентской комиссии по договорным вопросам с субъектами Федерации под руководством вице-премьера Правительства России Сергея Шахрая. Пресс-служба Госсовета Удмуртии распространила в связи с этим событием сообщение о том, что документ практически готов к подписанию. В федеральных министерствах уже завизированы семь из девяти готовящихся соглашений по отраслевым взаимоотношениям. Процесс продолжается. Неясно, однако, когда будет подписан Договор и сопровождающий его пакет и их тексты будут обнародованы, какова будет реакция местной общественности.

2.    ВТОРАЯ СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Вторая сессия Госсовета была первой по-настоящему рабочей, поскольку первая сессия была полностью посвящена распределению портфелей в парламенте и в правительстве. Повестка была, без всякого сомнения, перенасыщена вопросами глобальными и сложными. Слушалась информация правительства об итогах социально-экономического развития республики за первое полугодие текущего года, Программа социально-экономического развития республики в 1995-1997 годах, некоторые бюджетные вопросы.

В прессе накануне сессии и во время ее работы были опубликованы доклады премьера и министра экономики и отчет Госкомстата об экономических результатах полугодия.

2.1.       Бюджет

Из доклада председателя правительства Удмуртской Республики, опубликованного в местной прессе.

«...По состоянию на первое июля текущего года в бюджет Удмуртии поступило 639 миллиардов рублей, кроме того, 110 миллиардов рублей поступило из федерального бюджета, или исполнение доходной части бюджета составляет 54,5%.

Расходы составили 35,6% к утвержденному на 1995 год консолидированному бюджету, народное хозяйство профинансировано на 29,5%, социальная сфера — на 40,1%.

Весомый вклад в наполнение бюджета оказывают ПО «Удмуртнефть» — 129 миллиардов, ПО «ЧМЗ» — 29 миллиардов, «Удмуртэнерго» — 26,5 миллиарда, ликеро-водочные заводы, фирма «АСПЭК» — 12 миллиардов, строительный комплекс — 55 миллиардов, транспорт — 34 миллиарда, Ижевский механический завод, заводы «Ижмаш», «Ижсталь», «Ижевский механический завод».

Несмотря на сокращение дефицита бюджета, платежный кризис в республике не прекращается. Вся дебиторская задолженность составила около 1,8 триллиона рублей, две трети ее приходится на долю неоплаченной отгруженной продукции, выполненные работы и услуги.

Кредиторская задолженность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных и транспортных организаций по состоянию на первое июня составила 2326,2 миллиарда рублей, в том числе просроченная — 1261,3 миллиарда рублей (54,2%). Из общей просроченной кредиторской задолженности 22,3% (269,7 миллиарда рублей) приходится на задолженность по бюджету. Почти каждое второе предприятие является должником перед бюджетом.

Многие хозяйствующие субъекты нарушают налоговое законодательство путем сокрытия доходов и неуплаты налогов. Этому способствует и несовершенство налогового законодательства. Поэтому особое внимание необходимо уделить ликвидации недоимки по платежам в бюджет. За шесть месяцев она составила 262,7 миллиарда рублей против 142,2 миллиарда рублей на конец прошлого года, хотя за июнь и удалось сократить недоимку на 80 миллиардов рублей, в том числе путем проведения взаимозачетов и усиления работы налоговой инспекции и полиции.

Впервые правительство республики воспользовалось кредитами коммерческого банка для выполнения обязательств по дотациям районам. Ликвидировать дефицит бюджета в целом по году не представляется возможным, поэтому правительство на очередную сессию будет выходить с корректировкой доходной части бюджета.

Для концентрации усилий финансовых расходов на особо ответственных направлениях правительство определяет на второе полугодие следующие основные задачи: подготовка школ к новому учебному году, в том числе ввод в строй одиннадцати новых школ; организованная уборка урожая и закладка продовольствия на зимнее хранение; подготовка предприятий и организаций к осенне-зимнему сезону: централизованное обеспечение твердым топливом предприятий и организаций социальной сферы республиканского подчинения, контроль за финансированием мероприятий по подготовке к зиме; создание банка — агента правительства; организация работы по продаже долгов предприятий республиканскому бюджету; подготовка и подписание договора и пакета соглашений между правительствами Российской Федерации и Удмуртской Республики по разграничению полномочий; подготовка и празднование 75-летия государственности Удмуртии.

В настоящее время правительство республики работает над формированием проекта бюджета на 1996 год и планом-прогнозом социально-экономического развития республики на 1996 год. С целью формирования реального бюджета, с учетом особенностей развития районов и городов республики приглашаем к плодотворному сотрудничеству постоянные комиссии Госсовета».

В связи с мерами по улучшению положения с наполнением и исполнением бюджета министр промышленности Валерий Богатырев назвал мероприятия, определенные Программой социально-экономического развития Удмуртии, предложенной сессии. Один из основных путей исполнения доходной части республиканского бюджета, по мнению министра экономики, в более эффективном использовании кредитных ресурсов, в том числе и от их продажи. Для привлечения средств населения на финансирование высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и решения других задач будет осуществлен выпуск Государственного займа Удмуртской Республики.

В области расходов республиканского бюджета на первый план выходят такие проблемы, как перераспределение финансовых ресурсов от неэффективных инвестиций к необходимым и фондообразующим. Должна быть проведена «инвентаризация» всех расходов республиканского бюджета, внимательно проанализирована эффективность и целесообразность их использования.

А пока Правительство Удмуртии обратилось к сессии Госсовета о корректировке бюджета на текущий год, что парламент и сделал.

2.2.       Промышленность

Промышленное производство стоит первым пунктом в программах руководства Удмуртии. Направление здесь взято в сторону развития наукоемкого и технологически сложного оборудования. В напичканной промышленными предприятиями республике, очевидно, только их и можно рассматривать бюджетонаполняющими источниками. Заместитель председателя Правительства Удмуртии Олег Власов, бывший министр промышленности, выступил 31 августа в газете «Удмуртская правда» со статьей, где сообщал, что конверсия промышленности в республике завершена и теперь речь идет о структурной ее перестройке. «Конверсия оборонных предприятий Удмуртской Республики закончена. Производство специальной техники в общем объеме товарного производства на данный период не превышает 10% по сравнению с 80% на начальном этапе конверсии. В начале конверсии Удмуртия занимала одно из первых мест по производству спецтехники в расчете на одного человека... Конверсия закончилась, но не закончилась структурная перестройка оборонных предприятий и промышленности республики в целом». Власов назвал два направления структурной перестройки промышленности Удмуртии. Первое уже не раз и в различных варианта проговаривалось. Речь идет о создании инвестиционной компании (корпорации, фонда и т.п.), которая бы под залог в основном нефтяных месторождений привлекла инвестиции для реконструкции некоторых заводов республики. В первую очередь речь идет об автозаводе (конкурентоспособный автомобиль), Воткинском машиностроительном заводе (рефрижераторные холодильные модули), Камбарском машиностроительном заводе (производство трамвайных вагонов, локомотивов и запасных частей к ним) и Чепецком машиностроительном заводе (производство редкоземельных металлов высокой чистоты).

Второе направление — создание территориально-производственным зон по опыту Нижнего Новгорода. Согласно этой модели, на определенных условиях и в определенный срок на территории предприятий за счет неиспользованных площадей, корпусов, технологических комплексов и оборудования участниками зоны внедряется безналоговая производственная деятельность. Под это направление могут попасть Ижевский литейный завод, возможно Ижевский механический завод и «Аксион». Кроме того предусматривается структурная перестройка на «Ижстали», с тем, чтобы сократить себестоимость проката и металлических заготовок, и «Ижмаша», с тем, чтобы разместить на территории Удмуртии производство основной части комплектующих к автомобильному производству. Власов отмечает, что не следует ждать от российского правительства кредитных средств и благоприятной налоговой системы. Для поддержки структурной перестройки, тем не менее отмечает Власов, требуется протекционистская политика государства.

Для реализации всех этих планов требуется достаточно жесткая государственная политика в этой области, обеспеченная возможностью регулирования этих процессов. Для этого, пользуясь своим пакетов акций, государство вводило летом в советы директоров промышленных предприятий представителей Минэкономики и Минпрома.

2.3.       Международные связи

В прошлом году Удмуртия была признана одним из приоритетных регионов России в рамках программы TASIC. В рамках этого эксперимента предполагается проводить подготовку предпринимателей на Западе и способствовать привлечению западных инвестиций в экономику региона. В июле вернулся из поездки в Германию президент Союза предпринимателей-работодателей Сергей Дмитриев, чья кандидатура для поездки была согласована со многими предпринимательскими объединениями. Руководитель фирмы «Герд и Ко» познакомился с финансовыми институтами Германии, системой ремесленных и торговых палат, профессиональным образованием. Это не первая поездка удмуртских предпринимателей на Запад в рамках TASIC и не последняя.

14 августа прошла пресс-конференция, посвященная итогам двухнедельной поездки главы республики Александра Волкова и министра экономики Валерия Богатырева во Францию, совершенную по линии программы ТASIS. Во время поездки состоялось около двадцати встреч с ведущими финансовыми структурами, министерством экономики и финансов Франции. Основная цель этих встреч — подготовка к созданию финансово-инвестиционной компании Удмуртии, основными держателями акций которой будут правительство республики, коммерческие банки Удмуртии и России, а также солидный европейский банк, способный вложить инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса.

Как сообщил Александр Волков, в республике уже ведется подготовка специалистов для работы в создаваемой финансовой структуре. В ближайшее время по договоренности с французской стороной планируется их обучение во Франции.

В сентябре ожидается прибытие в Удмуртию четырех французских делегаций, представляющих ведущие банковские структуры, и представителей фирмы «Рено», с которыми у Александра Волкова и Валерия Богатырева также состоялись деловые встречи. С этой автомобильной фирмой Удмуртия имеет давние и добрые отношения. В свое время французские специалисты помогали в создании автопроизводства в нашей республике. Намерение «Рено» принять участие в реконструкции ижевского автозавода совсем не исключает поиск других фирм для решения важнейшей задачи — вдохнуть новую жизнь в ижевский автомобиль.

Одним из итогов деловой поездки стало подписание договора о сотрудничестве Удмуртии с российским торговым представительством во Франции. Получено приглашение принять участие осенью в одной из французских выставок предприятия республики. По договоренности с выставочным комитетом республика получит место в выставочном павильоне стран, которые участвуют впервые в подобных мероприятиях, по льготной цене. Поскольку тем не менее дело это достаточно дорогостоящее, в настоящее время идет поиск предприятия, которое могло бы и показать свои товары, и оплатить участие в выставке.

По мнению Александра Волкова, продукция наших предприятий может и должна найти спрос на европейском и мировом рынках, для этого необходимо найти свою нишу в производстве. Чтобы выпускать конкурентоспособный товар, необходимы инвестиции. Эту задачу и должна будет выполнять финансово-инвестиционная компания Удмуртской Республики. Кстати, ее регистрация планируется на ноябрь текущего года.

19 августа газета «Известия Удмуртской Республики» сообщила о том, что директор департамента «Восточная Европа и Средняя Азия» французского банка «Сосьете Женераль» Жан Пьер Саразин и Председатель Государственного совета Удмуртской Республики Александр Волков подписали протокол о намерениях поиска возможных вариантов сотрудничества в реализации проектов конверсии крупных предприятий Удмуртии.

Французская сторона выразила готовность с помощью своего персонала, работающего во Франции, России, США, Англии и других странах, содействовать в выборе иностранной автомобильной компании, которая поможет в реконструкции автомобильного производства «Ижмаша» и в определении соответствующего плана инвестиций, которая сможет эффективно эксплуатировать месторождения, пока еще не введенные в промышленную разработку.

2.4.       Вопрос о приватизации на сессии Госсовета

Депутатов, следующих в первый день на сессию Государственного совета, встретили пикеты, организованные Союзом рабочих, крестьян, специалистов и служащих. В числе лозунгов были и посвященные «грабительской приватизации». В повестке сессии стоял вопрос о программе приватизации в Удмуртской Республике. По требованию фракции «Трудовая Удмуртия» сообщение об итогах первого этапа приватизации, которую делал заместитель председателя правительства, бывший председатель Фонда имущества Сергей Касихин сессия перевела в ранг доклада и призвала на трибуну председателя созданной накануне комиссии под началом бывшего министра финансов, а ныне заместителя председателя Госсовета Владимира Агашина сообщить о результатах проверки проведения первого этапа приватизации. И только потому, что комиссия не была готова сообщить о результатах проверки, не было сделано никаких оргвыводов. Депутаты-коммунисты же требовали тем не менее принять решение о приостановлении приватизации и ревизии ее итогов. О вероятности такого решения можно судить по тому, что большинством голосов в повестку дня сессии было включено обсуждение обращений законодательных органов: Краснодарского края — о денонсации Беловежских соглашений и призыве к созданию сообщества славянских государств и Смоленской области — о национализации (реприватизации) топливно-энергетического комплекса.

Максимальный результат давления левого крыла парламента выразился в том, что программа приватизации принята не была. Кроме программы в этой части повестки был вынесен и вопрос об образовании Государственного комитета Удмуртской Республики по собственности, объединяющего под своим началом и комитет по управлению имуществом, и Фонд имущества, всегда враждовавших друг с другом. Очевидно, Сергей Касихин, оказавшись в правительстве после ухода с поста председателя Фонда имущества, структуры, образовывающейся и подчинявшейся Верховному Совету, решил положить конец вражде, объединив все это под своим началом. Кстати сказать, и в Верховном Совете в свое время существовали такие идеи. Сергей Павлович же тогда был решительным их противником. Постановление и по этому вопросу сессия не приняла.

3.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

3.1.       Конгресс русских общин

Вернувшийся со съезда Конгресса русских общин, проходившего 2 сентября в Москве, Сергей Фефилов, бывший председатель постоянной комиссии Верховного Совета по промышленности, транспорту, связи и энергетике, провел 5 сентября брифинг. Сергей Фефилов заявил о том, что КРО вполне готова вступить в предвыборный марафон, как только прозвучит гонг. Избирательное объединение «Конгресс русских общин», образованное этим летом, является плодом дружбы двух известных уже политических структур: глазьевско-скоковской Федерации товаропроизводителей и Конгресса русских общин Дмитрия Рогозина. Контакты КРО с Демократической партией России, похоже, не совсем удались. Мечущиеся бывшие «травкинцы» оказались в ситуации выбора между Станиславом Говорухиным, косившимся в сторону Святослава Федорова, и Сергеем Глазьевым, решившим связать свое политическое будущее с русской идеей товаропроизводства. Кроме того, в союзе с КРО на выборы идет Союз народов России.

В Удмуртии лидерами КРО сегодня можно, очевидно, назвать Сергея Фефилова, представляющего Федерацию товаропроизводителей, Ивана Гришкина, президента «Удмурт Кенеш», представляющего Союз народов России, и Сергея Молчанова, генерального директора «Ижпромснабиндустрии», представляющий Конгресс русских общин. Уже определены кандидатуры тех, кто будет в нашей республике принимать участие в зимнем политическом ристалище в одномандатных округах. По округу №28 планируется Сергей Молчанов, о котором выше не сказано только то, что он еще возглавляет и акционерное общество «Отечество». А по округу №29 — Юрий Лефенков, кандидат экономических наук, преподаватель ИжГТУ. Остальные местные лидеры будут пытать свою судьбу в связи с партийным списком.

Основными конкурентами Конгресса на выборах Сергей Фефилов считает «Наш дом — Россия» и коммунистов. Позиции ЛДПР и «Выбора России» он считает значительно ослабевшими. Сергей Фефилов сообщил, что пока никто не оказывает удмуртскому отделению финансовой помощи, но есть силы, готовые прийти на помощь. В связи с этим было упомянуто вновь акционерное общество «Отечество». На вопрос о том, на какого избирателя ориентируется новое объединение, Сергей Фефилов ответил: «Мы надеемся на рядового избирателя»

3.2.       КПРФ

Пожалуй, одной из сильнейших политических партий на предстоящих выборах будут коммунисты. По крайней мере, в Удмуртии. Лидеры и депутаты партии сумели опереться уже сейчас на движение обманутых вкладчиков, войдя в созданную Госсоветом комиссию, занимающуюся этим вопросом. Кроме того, несколько «групп одного вопроса» уже курируются лидерами КПРФ, успешно или не очень решая их проблемы. Так депутат Михаил Шишкин, кстати бывший президент «Удмурт Кенеш», а ныне депутат-коммунист, патронирует движение противников строительства подземных гаражей в районе ижевской школы №5. Суд по этому вопросу предписал строителям прекратить работы в этом районе. По словам первого секретаря Удмуртского рескома КПРФ Николая Сапожникова, тактика сегодня должна быть именно такой. Совсем не обязательно, а может быть, даже вредно постоянно показывать свою физиономию по телевидению или высказывать свои взгляды с полос газет. Нужно идти «в народ» и решать его кровные интересы. В Ижевский 29-й округ, кстати, коммунисты выдвинули Галину Репину, а Удмуртский округ КП РФ уступило кандидату от РКРП, который пока неизвестен. Сам же первый вошел в региональный список партии по Уралу и занимает там не последнее место.

Источники

1. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 15 августа.

2. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 10 августа.

3. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 19 августа.

4. Удмуртская правда. — 1995. — 28 июля

5. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 18 июля.

6. Удмуртская правда. — 1995. — 18 июля.