Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашия

в августе 1995 года

Август, не в пример двум предыдущим летним месяцам, выдался довольно спокойным в том, что касается разного рода политических разборок. Утихли постепенно споры вокруг решения Конституционного суда РФ относительно полномочий четырнадцати депутатов Госсовета, тема предстоящих выборов еще не набрала мощь.

1.    КОММУНИСТЫ

В августе с прежним упрямством продолжали кропотливую работу коммунисты, в полном соответствии с Конституцией республики собиравшие подписи за проведение референдума о целесообразности президентской формы правления в Чувашии. Согласно закону, группа в течение трех месяцев должна набрать не менее 25 000 подписей. Трехмесячный срок истекает 8 сентября, и, по предварительным сведениям, подписей будет больше, чем нужно. В этом случае референдум может состояться уже концу нынешнего года. Предположения об итогах этого референдума делать трудно, так как до сих пор ни одно учреждение не проводило опросов на эту тему, во всяком случае, в местной печати результаты подобных опросов не публиковались. Достаточно вероятны и положительный, и отрицательный итоги, так как, несмотря на весьма активную деятельность Н.Федорова, экономический спад в Чувашии значительно глубже, чем в среднем по России. С другой стороны, избиратели уже проголосовали за институт президенства в Чувашии в ходе выборов президента ЧР. Кроме того, несмотря на систематические нападки и критику оппозиционеров разного толка никто еще не упрекнул Н.Федорова в личной непорядочности.

Если говорить о возможном итоге референдума, не следует сбрасывать со счетов организованность коммунистов. Яркий тому пример 18 августа в одном из технических училищ Чебоксар должно было состояться собрание сторонников президентской формы правления в ЧР, о чем сообщили местные газеты. Инициаторами этого мероприятия выступили двое рабочих — Г.Карпычев и Г.Майоров. В назначенный срок собралось около 70 человек. Однако оказалось, что подавляющее большинство собравшихся — коммунисты (по сведениям газеты «Товарищ», Карпычева и Майорова поддержали около шести человек). В результате сторонникам президента пришлось перейти в другое помещение, а оставшиеся коммунисты выбрали президента в составе председателя Совета рабочих ЧР Н.Бойковой, председателя Совета рабочих ЧЗПТ (тракторный завод) Г.Шашкова и лидера КРПЧ Ю.Евграфова и «продолжили работу». В результате была принята резолюция,» резко осуждающая» раскольнические действия некоторых рабочих», а также призывающая инициативную группу во главе с Малиновым В. ускорить работу по сбору подписей за проведение референдума по упразднению института президентства в ЧР.

Еще одно свидетельство активности местных коммунистов состоявшаяся 22 августа «акция протеста трудящихся против политики президента Ельцина. В Чебоксарах это мероприятие началось в 14-30 с митинга, затем состоялось шествие через весь город, во время которого участники скандировали «Да здравствует Советская власть!», «Остановим рост цен на хлеб!», «Работу и зарплату!» и т.п. Закончилась акция в шестом часу вечера возложением цветов к памятнику Ленину.

2.    ПЕРСПЕКТИВА — ЯЗЫЧЕСТВО

В последние полгода-год чувашские националы на полном серьезе заговорили о возрождении язычества как средстве возрождения чувашской нации. И хотя среди чувашей язычество, вера в киреметь распространены примерно так же, как среди русских — в Велеса, Даждьбога, ведьм и русалок, на всех последних национальных форумах проводятся языческие моления, иногда совершаются жертвоприношения, что сильно шокирует местную христианскую общественность. Реанимация забытого культа мотивируется тем, что христианство, так же как ислам, чуждые чувашам, навязаны им извне и, чтобы воссоздать чувашскую культуру во всей чистоте, надо вернуть и древние верования.

Реакция на эти «интеллигентские шашлычки на свежем воздухе», как писала одна местная газета, довольно разная. От категорического «за» национал-радикалов до такого же категорического «нет» местного духовенства и прихожан. Власти, и исполнительная, и представительная, пока предпочитают «не вмешиваться в процесс», ожидая, очевидно, что он заглохнет сам собой, что вполне вероятно. Вряд ли сегодня можно всерьез говорить о том, что более или менее значительная часть населения начнет вдруг исполнять языческие ритуалы.

Тем не менее недавно градостроительный совет при главном архитекторе Чебоксар рассмотрел проект этнографического комплекса, который займет большую часть одного из парков города. В комплексе предполагается сооружение «храмов света, земли и воды», «ритуальной площадки киреметь со священным деревом», а на восьми гектарах раскинется этнографическая деревня, в которой до мельчайших подробностей будут воспроизведены жизнь и быт древних чувашей. В одной из публикаций в «Советской Чувашии» городское начальство категорически отвергло слухи о том, что «в парке 500-летия Чебоксар будет сооружена языческая молельня», но именно на это рассчитывают националы, и они об этом многократно говорили.

В дни работы Второго форума Чувашского национального конгресса в парке имени 500-летия Чебоксар на месте будущего этнокультурного центра участники собрания в торжественной обстановке установили ритуальный резной столб, выполненный заслуженным художником России, художником-монументалистом Праски Витти. Через несколько дней кто-то выкопал столб и обезобразил, как об этом писали «путем разбития бутылок» (?) Оставленная записка гласит: «А вы... вообще молчите. И не надо кричать». Наверное, не стоит, основываясь на этом факте, делать далеко идущие выводы, но это не единичный случай — не так давно были измазаны красками бюст чувашского поэта Константина Иванова, монумент у ботанического сада, поврежден памятник просветителю И.Яковлеву, несколько надгробий деятелей чувашской культуры на кладбище по улице Б.Хмельницкого и так далее. Кто именно этим занимается и насколько серьезные мотивы побуждали людей на эти поступки — неизвестно, так как ни один случай не был раскрыт.

Еще один конфликт, имеющий национальную окраску, произошел на Чувашском телевидении. Там по понедельникам проводится летучка с подведением итогов прошедшей недели. В качестве обозревателя обычно выступает один из ведущих. На одной из летучек обозреватель В.Карсаков проанализировал недельную программу исключительно на чувашском языке. В результате русскоязычная часть коллектива покинула помещение. По мнению одного из редакторов телевидения, русскоязычные работники чувствуют себя в коллективе неуютно, «идет процесс их выдавливания, им ставится в вину незнание одного из государственных языков. «Все это делается по инициативе тех «новых чувашей», которые поддались моде и приняли языческое крещение, взяли себе языческие псевдонимы» [1].

Продолжая тему религий и национальностей, нужно упомянуть о том, что в начале августа в Чебоксарах состоялось заседание инициативной группы по проведению съезда представителей приходов и духовенства мусульман Чувашской Республики. Съезд такой нужен, по мнению собравшихся, чтобы создать координирующий орган, так как на сегодня духовные учреждения работают, не имея друг с другом тесной связи.

Действительно, мусульманская община в республике довольно разобщена. Чувашское население в подавляющем большинстве исповедует равноправие, но в южных районах довольно велика

Существуют острые разногласия между чебоксарскими мусульманами и мусульманами юга Чувашии, доходящие до взаимных упреков в непорядочности. Вряд ли съезд разрешит все противоречия.

3.    КАДРЫ

Довольно неожиданно была освобождена от должности министра юстиции М.А.Крашенинникова, назначенная на этот пост относительно недавно. В президентском указе значится мотивировка «в связи с переходом на другую работу», но на какую именно — неизвестно. Ходят, однако, слухи, что отставка связана с недавним получением Крашенинниковой четырехкомнатной квартиры, которое произошло не совсем законно.

Новым министром юстиции назначена Д.Н.Садикова, незадолго до этого ушедшая в народные судьи с поста заместителя министра.

Источники

1. Советская Чувашия. — 1995. — 1 августа.