Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Краснодарский край

И. ЗИМИН

Краснодарский край

в августе 1995 года

1.    МИГРАЦИЯ

В предыдущих обзорах сообщалось о миграционных проблемах Кубани и нормативных актах, регулирующих эти процессы. В августе Законодательным собранием края был принят Закон «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории края». Он жестко регламентирует порядок пребывания на Кубани: даже приехав в гости, необходимо в течение трех дней зарегистрироваться в местном отделении милиции. Закон повышает ценз оседлости, вводит новые штрафные санкции, в нем четко разграничены права и обязанности граждан Российской Федерации и лиц не являющихся таковыми. Реакция средств массовой информации на новые требования, определенные в законе, положительная. За последнее время все меры, направленные на ужесточение контроля за прибывающими в край, являются весьма популярными.

Разъяснениям официальных лиц, что большинство беженцев — русские, а не «лица кавказской национальности», похоже, не очень-то верят.

Однако, несмотря на всю жесткость миграционного законодательства, с начала года количество прибывших в край на постоянное место жительства превысило количество выехавших на 35 тысяч человек, хотя эта цифра и несколько меньше прошлогодней.

Систему учета и контроля за передвижением граждан на Кубани можно считать достаточно отлаженной. Так, только за последние 14 месяцев к административной ответственности за нарушение правил регистрации было привлечено более 105 тысяч человек, которые оштрафованы на сумму почти в миллиард рублей. За пределы края выдворено более 7500 человек, в том числе 1166 принудительно. 46 из них депортировано за пределы России. Кстати, во время рейдов выявлено 660 преступников, а также большое число неплательщиков алиментов и госдолжников.

Нужно отметить, что, вопреки прогнозам, события в Чечне не вызвали резкого притока чеченцев на Кубань. Представители миграционной службы категорически опровергают слухи о будто бы прописанных за последние несколько месяцев 4500 чеченцах. Эта цифра соответствует лишь количеству зарегистрированных беженцев из Чечни, большинство из которых — русские. В действительности за это время было прописано лишь 8 лиц чеченской национальности.

Между тем массовые проверки ударили и по некоторым категориям чиновников. Около тысячи представителей органов власти была привлечена к ответственности. В основном это паспортисты сельских администраций. Сейчас во всех бывших сельсоветах прописные штампы изъяты, против нарушителей в 26 районах края начаты судебные разбирательства.

Тем не менее, небольшой приток населения извне, по оценкам экспертов, Кубани даже на пользу. Вот уже несколько лет в регионе смертность превышает рождаемость. Не стал исключением и год нынешний, за первое полугодие которого умерло в 1,5 раза больше, чем родилось.

2.    СЕССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Состоялась 6-я сессия Законодательного собрания края. Одним из важных вопросов, вынесенных на обсуждение, было принятие документа о выборах главы администрации края. Закон принят не был, однако создана рабочая группа по обсуждению его проекта. Постановление по ее созданию подписали нынешний губернатор Евгений Харитонов и председатель кубанского парламента Алексей Багмут.

Таким образом, руководитель краевой исполнительной власти в принципе не против введения выборности своей должности, однако к идее выборов глав администраций городов и районов, так же как и к закону РФ «О местном самоуправлении» он отнесся резко отрицательно.

 

Вышеупомянутый закон Евгений Харитонов охарактеризовал как «разрушение государства снизу». И на это были свои основания. По его мнению, на сегодня очень многое зависит от личности того или иного руководителя. Если им становится политический демагог, не настроенный на конструктивное сотрудничество, а тем более подчинение вышестоящим органам, и при условии его «всенародной избранности» воздействие всей вышестоящей исполнительной вертикали на принимаемые им решения окажется в значительной степени подорванным. В результате эта самая вертикаль столкнется с реальной угрозой распада. Конечно, в соответствии с законом, те или иные действия можно обжаловать в суде. Но ведь дело может тянуться месяцы и годы, кочуя по инстанциям «все выше, и выше, и выше...», тогда как реальная обстановка требует оперативного вмешательства.

Иными словами, отсутствует правовой механизм отстранения от должности главы администрации, так же как и механизм взаимодействия властных структур регионального и районного уровня. Развитие ситуации в направлении, определенном законом РФ, по мнению губернатора, будет способствовать дальнейшей суверенизации уже на районном уровне, тогда как за положение дел в крае все равно придется отвечать региональному руководству.

Кроме того, в настоящий момент отсутствует финансовый механизм взаимоотношений между бюджетами всех уровней. На Кубани из 43 городов и районов 35 убыточны и «сидят на дотации». Возникает вопрос: как же их дотировать? Вряд ли всенародно избранному мэру Краснодара захочется делиться честно заработанными предприятиями и гражданами города деньгами с каким-нибудь Кущевским районом. Для сведения: в 1995 году в краевом центре осталось лишь 22,8% собранных в нем налогов. А в результате некоторые районы, грубо говоря, начнут вымирать, ибо закроются многие больницы, остановится транспорт и т.д.

В Законе присутствует еще целый ряд «дырок». Например, все функционирование местного самоуправления должно базироваться на Уставе района. Но кто этот Устав будет утверждать? Об этом ничего не сказано.

Еще более, на взгляд губернатора, несвоевременно предложение, высказанное на страницах прессы рядом депутатов Государственной Думы от левых партий, о проведении выборов районных глав 17 декабря с целью экономии средств. Именно последние, как бы там ни было, в конечном счете руководят технической организацией выборной кампании, решают множество текущих вопросов. «Если они вместо этого займутся своей собственной предвыборной кампанией, то мы не только не получим справедливых выборов, но и не подготовимся как следует к зиме. Кому от этого лучше? Ясно, что не жителям района».

 

В июльском обзоре сообщалось о разработке проекта Закона «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае». Он был направлен на подписание к губернатору, однако вызвал у него целый ряд возражений. Кстати, последние никак не вяжутся с уже сформировавшимся образом руководства исполнительной власти, которое-де под флагом стремления к рынку желает «распродать страну», а народные депутаты являются чуть ли не единственными «радетелями земли русской».

В данном случае картина иная. Оказалось, что именно администрация стремится ограничить распространение частного землепользования. В одной из поправок, в частности, предлагалось, в соответствии с Земельным кодексом РФ, изъять из Закона упоминание о сделках с земельными участками, предоставляемыми под индивидуальное гаражное строительство, иначе, как это уже случалось, целые кварталы неделями остаются без воды, ибо ремонтные бригады не могут подобраться к месту прорыва ввиду целого «суверенного» гаражного городка на нем. Данная поправка, как и ряд других, была учтена при принятии Закона.

Вообще, по земельному вопросу — одному из самых острых и «взрывоопасных» на Кубани — Евгений Харитонов определил свою позицию таким образом: «Говорить о введении частной собственности на землю, конечно же, еще рано. Но землю под приватизированными предприятиями продавать или передавать в долгосрочную аренду просто необходимо. Иначе не будет инвестиций, не будет никакого развития». При этом он сослался на опыт личных встреч с предпринимателями как отечественными, так и зарубежными. Все они требуют гарантий защищенности вложенных средств, одной из которых и является владение землей под данным предприятием.

3.    ЭКОНОМИКА

Несмотря на достаточно оптимистические заявления некоторых руководителей федерального правительства, экономика Кубани продолжает уверенно катиться вниз: объем товаров и услуг, произведенных за первое полугодие текущего года, снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13%.

Вместе с тем продолжался непрерывный рост цен. Так, стоимость набора из 19 основных продуктов питания выросла с начала года в 2,2 раза и вплотную подошла к 200-тысячной отметке, в то время как величина прожиточного минимума составила 221 тыс. рублей. Ниже этой суммы имело доходы более половины населения края. Так что представление о «богатом юге» не более чем миф. Денежные доходы населения к уровню первого полугодия снизились на четверть, а средняя зарплата была немногим менее 300 тысяч рублей.

Несмотря на общее тяжелое положение в экономике, ведется поиск партнеров для налаживания новых экономических связей, и не только за рубежом. Так, недавно в Краснодар прибыла делегация Дагестана во главе с председателем правительства республики Абдуразманом Мирзабековым. Между двумя регионами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В нем, в частности, предусмотрено конкретное взаимодействие в области виноградарства и виноделия, поставок хлеба и т.д. Подобные договора в недалеком будущем планируется заключить с Калмыкией, Ставропольем, Ростовской областью.

Что касается последних двух субъектов Федерации, то тут положение особое. Несмотря на полиэтничный состав населения (на Кубани, например, проживает более 120 национальностей), это — три «русских» региона России на Северном Кавказе. Поэтому в руководстве кубанского отделения «Нашего дома» (то есть фактически в краевом правительстве) зреет идея создания экономической провинции «Северный Кавказ». Она сопряжена с естественным недовольством нынешнего губернатора Евгения Харитонова по поводу того, что «из экономических карликов делают политических гигантов». Примеров тому несть числа: Калмыкия, которая чуть ли не полностью дотируется из федерального бюджета, Ингушетия, «которую перепрыгнуть можно», и т.д. Выдвигается требование единого централизованного руководства страной с разделением полномочий между Центром и регионами.

Отработка договора о разграничении полномочий между Краснодарским краем и Центром уже близится к завершению. При этом определяются полномочия сторон не только в политической сфере, но и по каждой отрасли народного хозяйства: туризму, курортному комплексу... К предметам совместного ведения отнесены миграция, проблемы возрождения казачества, расселение на Кубани отставных военных и северян, особый порядок землепользования и т.д. Срок подписания еще не определен, но кубанское руководство надеется, что новый помощник президента, курирующий региональную политику, федеративные отношения и национальные проблемы, — Николай Егоров поможет землякам ускорить эту процедуру.

4.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

Налицо тенденция к профессионализации политической деятельности. Абсолютно все нынешние парламентарии-кубанцы собираются бороться за сохранение своих кресел, причем в тех же самых округах (если они не идут по партийным спискам). В когорту претендентов вошел и нынешний депутат Совета Федерации, самый, пожалуй, популярный в крае политик Николай Кондратенко. Он будет баллотироваться от общественно-политического объединения левой ориентации «Отечество».

Многие руководители администраций, предприятий и организаций для ведения предвыборной кампании избрали удобные сени «Нашего дома», надеясь, что команда искушенных в политических баталиях аппаратчиков достаточно профессиональна для их «проталкивания» наверх, хотя этот профессионализм пока никак не просматривается. Готовятся принять бой и так называемые «вечные кандидаты», руководствуясь принципом «главное не победа, а участие». Словом, пока новых людей среди претендентов на Кубани не видно.

Как обычно, в расстановке политических сил имеются свои региональные особенности. Например, если центральное руководство Партии экономической свободы собирается выступать самостоятельно, то кубанская организация этой партии уже принята в «Наш дом — Россию». Движения в левоцентристский блок Ивана Рыбкина не наблюдается. Возможный союзник — профсоюзы после некоторых колебаний остались при своем нынешнем решении выступать самостоятельно.

Так же самостоятельно пойдут на выборы аграрии. В крае у них устойчивые позиции: и электорат определен, и лидеры известны и достаточно авторитетны. Умеренные коммунисты (КПРФ, «Отечество») вошли в состав объединения Николая Рыжкова «Власть — народу».

Демократы, кажется, наконец поняли, что в одиночку им не пробиться, и взяли курс на блокирование. Но объединительные и разделительные процессы идут параллельно. Как известно, центральная организация ДПР разделилась на два крыла — «глазьевцы» и «говорухинцы». Кубанская ДПР решила, что второе крыло им ближе, а следовательно, Конгрессу русских общин, который в дружбе с Глазьевым, на Кубани придется выступать без «демсоюзников». По-прежнему уверенно себя чувствует «ЯБЛоко». Его рейтинг, в силу популярности Г.Явлинского, устойчиво высок.

По словам председателя крайизбиркома Сергея Даниленко, на избирательные участки 17 декабря придет где-то 30% электората. Что же касается таких крупных городов, как Краснодар и Сочи, то здесь, по его мнению, выборы вообще могут не состояться из-за неявки граждан. Если вспомнить, что год назад на выборах в Законодательное собрание края из пришедших 80% составили люди пенсионного возраста, то расклад получается явно не в пользу «партии власти».

Значительная часть пенсионеров, — а они составляют половину избирателей края — это ветераны. Недавно краевой Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов определился со своими политическими симпатиями. Поддержка будет оказана кандидатам Аграрной партии, объединению «Власть — народу» и КПРФ. Эти три организации, как известно, являются союзниками на выборах и к тому же имеют важную общую цель, которую сформулировал в своем выступлении один из лидеров объединения «Власть — народу» на Кубани Сергей Глотов: «Основная задача — нанести сокрушительное поражение партии власти «Наш дом — Россия».

5.    ФИНАНСОВЫЕ НОВОСТИ

Если на 1 января 1994 года сумма активов всех кубанских банков составляла 1 трлн. рублей, на 1 апреля — 4,5 трлн., что сопоставимо с активами банков Ростовской области, то к 1 июля сего года она вдруг резко подскочила на 10 трлн. и почти достигла 15,5 трлн. отметки. Этот взлет был достигнут за счет всего одного банка, а именно «Церта-банка». Последний ничем особым не выделялся: не был в тройке самых крупных на Кубани, не отличался особой безупречностью при проведении проверок. После падения мэра города Валерия Самойленко, который оказывал ему всяческую поддержку, банк оказался на грани банкротства, пострадали и вкладчики — юридические лица, деньги которых были заморожены.

Но вот летом 1995 года на него пролился золотой дождь в виде 2 млрд. долларов. Возможно, это объясняется тем, что более трети акций банка принадлежит «ЛУКойлу», а у последнего на Кубани большие планы, кроме того, в крае потихоньку разворачивает деятельность Каспийский трубопроводный консорциум, о котором мы уже сообщали. Короче говоря, Краснодарский край становится ареной борьбы «акул» нефтебизнеса, которые пока до конца свои карты не раскрывают.