Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в августе 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Губернатор Ленинградской области

Распоряжением губернатора Ленинградской области А.Белякова Баранов Анатолий Васильевич, занимавший ранее пост главы администрации Киришского района, назначен министром промышленности и инвестиций Ленинградской области. Это министерство было образовано в результате реорганизации структуры правительства ЛО. Главой администрации Киришского района назначен Комаров Николай Иванович (54 лет, геодезист по профессии, работал в ведущем строительном тресте Г. Кириши, был депутатом местного совета).

 

На одном из заседаний аппарата правительства губернатор А.Беляков потребовал от министерств, разрабатывающих проекты областных законов, резко повысить их качество с точки зрения соответствия механизмам рыночных процессов и современным юридическим нормам. Теперь перед направлением законопроектов в Законодательное собрание будут проводиться специальные слушания в правительстве.

1.1.2.      Правительство Ленинградской области

Из постановлений правительства Ленинградской области, принятых в этом месяце, отметим следующие:

«О мерах по обеспечению сохранности и порядка содержания иностранных воинских захоронений на территории Ленинградской области». Постановление принято в целях реализации постановления Правительства РФ от 16.12.92 «О подписании Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в РФ и ФРГ» и постановления Правительства РФ от 13.01.95 «О мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в РФ».

 

«Об утверждении нормативов распределения средств от продажи предприятий-должников, находящихся в государственной собственности» (принято в конце июля, опубликовано 15.09.95).

Установлены следующие нормативы использования средств:

1. На целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы, передаваемых в государственную собственность, — всего 60% (из них в областной бюджет 40, в местные — 20%);

2. На финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий-должников и предотвращение негативных последствий банкротств и осуществление мероприятий по антикризисному управлению — всего 30%, из них на преодоление негативных социальных последствий — 15 (10 и 5);

3. Органам, обеспечивающим и осуществляющим продажу предприятий, их имущества, акций, на финансирование мероприятий по подготовке и осуществлению продажи и на техническое переоснащение указанных органов — всего 10 (по 5% Фонду имущества ЛО и территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности в Ленинградской области).

 

— Решение о повышении тарифов на жилье и коммунальные услуги до 50% их стоимости. В отличие от СПб, где подобные попытки мэрии успешно отбивались профсоюзами [1] на основании установленного в Трехстороннем соглашении предела в 30%, в Ленинградской области аналогичное соглашение не предусматривает никаких ограничений.

Необходимость этой меры объясняют тем, что федеральный бюджет имеет долг Ленинградской области в 130 млрд. рублей. В Ленинградской области действует система жилищных субсидий для тех, у кого стоимость жилья и коммунальных услуг превышает 15% совокупного дохода (в СПб эта величина составляет 10%).

 

В правительстве Ленинградской области рассматривались также текущие вопросы — механизм обеспечения своевременной выплаты пенсий, подготовка к зиме, финансирование птицеводческих хозяйств.

В комитете по лесу разрабатывается Лесной кодекс, который будет состоять из примерно 40 законов. Первый из них — Закон о лесопользовании обсуждался на съезде лесничих. Как отмечалось, в закон заложен компромисс между интересами районных администраций и лесничествами. С 1996 года любая фирма или фермерское хозяйство смогут претендовать на долгосрочную аренду лесных участков, отводить которые будут лесничества, а утверждать законность отвода — районные администрации (как известно, сейчас между этими структурами существует масса взаимных претензий, основанных на недоверии друг другу). В проекте закона отсутствует положение об аренде, что, как указано, сделано в интересах землепользователя, который в спорных случаях может обращаться в арбитражный суд.

Распределение участков должно проходить на конкурсной основе, причем для потенциальных иностранных лесосъемщиков, а также для совместных предприятий начальная арендная плата завышена в 15 раз по сравнению с аналогичными ставками для отечественных. Текущие лесные платежи должны поступать в примерно равных долях в бюджеты области, района и лесного хозяйства.

1.1.3.      Районные администрации

В течение последнего года развивался конфликт между мэром г.Волхова Нонной Волчковой и главным врачом городской больницы К.Фокиным. Дело в том, что из городского бюджета оплачиваются только расходы на лечение «городских» больных, в больницу же поступают и пациенты из окрестных деревень, где необходимая помощь на местах не может быть оказана. Оплачивать их лечение должны волости, причем оплата часто запаздывает. Недовольство мэра вызывало то, что главврач недостаточно активно «выбивает» деньги из районов, при этом на К.Фокина оказывалось недвусмысленное давление с тем, чтобы он ограничил прием «посторонних» больных. Конфликт активно обсуждался в местной печати, где, в частности, властям задавали вопрос, почему в условиях, когда не хватает денег на элементарные нужды городской больницы, администрация строит себе роскошный дворец с внутренней отделкой из мрамора? По инициативе мэра была проведена серия финансовых проверок деятельности главврача больницы, которые, однако, не выявили ничего существенного. Тогда мэр предприняла структурную перестройку больницы. В результате К.Фокина освободили от ведения хозяйственных дел, передав ему руководство лечебным процессом, и ввели новую штатную единицу — директора, которым стал человек, по-видимому, более удобный мэру. К.Фокин подал в суд на мэра. В ответ ему был объявлен выговор за якобы прогул, параллельно его уговаривали забрать исковое заявление [10]. Возможно, этот в общем обычный сюжет и не заслуживал бы специального внимания, если бы характеризовал всего лишь стиль работы одного из многих администраторов. Однако в данном случае конкретный администратор характеризует еще и лицо «партии власти» — как мы сообщали ранее [1], мэр города Волхова Нонна Волчкова недавно стала одним из заместителей председателя регионального отделения движения «Наш дом — Россия».

 

В г.Тосно впервые в Ленинградской области на средства муниципального жилищного займа, выпущенного Тосненской районной администрацией, всего за 8 месяцев построен жилой дом для местных жителей на 60 семей. Тосненская администрация уже начала продажу облигаций на строительство второго подобного дома, в котором будут 72 квартиры. Стоимость облигации приблизилась к полутора миллионам, однако недостатка желающих их приобрести нет.

1.2.       Представительная власть

1.2.1.      Законы

Опубликован и вступил в силу закон Ленинградской области «О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области». Субъектами малого предпринимательства определены зарегистрированные на территории Ленинградской области предприятия любой организационно-правовой формы, среднесписочная численность работающих в которых не превышает следующих предельных уровней: в промышленности — 50 человек; в строительстве — 25; в сельском хозяйстве — 15; в других отраслях производственной сферы — 20; в науке — 20; в других отраслях непроизводственной сферы — 15. Наиболее важной является ст.3 закона «Финансовая поддержка малого предпринимательства»: правительство Ленинградской области при ежегодном формировании областного бюджета предусматривает выделение 2% его расходной части для поддержки малого предпринимательства. Правительство осуществляет на конкурсной основе льготное кредитование малого предпринимательства за счет средств областного бюджета в соответствии с порядком работы с инвестиционными проектами, определяющим регламент финансирования проектов. Правительство привлекает для оказания финансовой помощи малому предпринимательству внебюджетные и иные средства.

 

Опубликован и вступил в силу закон Ленинградской области «О выборах губернатора Ленинградской области». Закон содержит все необходимые демократические нормы. Его отличием от всех выборных законов, существовавших и существующих по крайней мере в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (а может быть, и в России), является отсутствие требования явки какого-либо установленного процента избирателей. Закон в принципе предусматривает однотуровое голосование, после которого избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов по отношению к другим другим кандидатам, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. И только если это последнее обстоятельство не соблюдается, проводится второй тур (именуемый в законе повторным голосованием) по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. При этом побеждает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Если отмену порога явки избирателей можно признать как прогрессивную, то в отношении однотурового голосования, особенно при выборах высшего должностного лица, этого сказать нельзя. Очевидно, что эта норма введена в закон для облегчения прохождения действующего губернатора.

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

2.1.       Общественно-политические движения

2.1.1.      «Наш дом — Россия»

Управление юстиции Ленинградской области зарегистрировало общественную организацию «Наш дом — Тихвин», учрежденную представителями разных слоев населения города Тихвин. Цель организации — содействие построению правового социального государства, создание условий для становления гражданского общества и в рамках «большого» дома — движения «Наш дом — Россия» — защищать интересы жителей провинциального города Тихвина. Председателем организации избран депутат Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Модестов.

 

Учителя Ленинградской области, собравшиеся на конференцию работников народного образования, выдвинули из своей среды потенциального кандидата в депутаты Государственной Думы — ректора Ленинградского областного педагогического института, кандидата педагогических наук Вячеслава Скворцова. Участники конференции (всего 460 человек) выступили с предложением внести своего кандидата в федеральный список движения «Наш дом — Россия».

 

Активно участвовать в движении «Наш дом — Россия» намерена и только что созданная в Ленинградской области общественная организация женщин-фермеров «Россия, женщина, земля». Как заявляли участницы учредительной конференции этой организации (которую проводили не в Ленинградской области, а в СПб), их цель — «своей материнской заботой оздоровить общество».

 

На состоявшейся в конце августа конференции областного отделения НДР были названы кандидаты в общефедеральный список: губернатор Ленинградской области А.Беляков, ректор областногоПпедагогического института В.Скворцов, председатель совета директоров АО «Нижнесвирский леспромхоз» А.Зубрили, депутат Госдумы Р.Исмагилов, директор Вырицкого опытного механического завода В.Селянов. Определены кандидаты по одномандатным округам — по 98-му — председатель союза фермеров Ленинградской области С.Модестов, по 99-му Всеволожскому округу — генеральный директор АОЗТ «Гранит» В.Степанько, по 100-му Кингисеппскому — председатель совета директоров Сосновского леспромхоза А.Редозубов.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Взимоотношения с Санкт-Петербургом

Несмотря на подписание договора о социально-экономическом сотрудничестве [8], взаимоотношения области с СПб остаются сложными. Так, не удается отрегулировать вопрос участия города в финансировании сельскохозяйственного производства. Мэр СПб А.Собчак широковещательно объявил о выделении на эти цели 19,5 млрд. рублей. Однако эти деньги пошли не производителям, а посреднику — Петербургской продовольственной корпорации, которая якобы должна следить за тем, чтобы финансировалось лишь то производство, которое необходимо городу. Вместе с тем деньги, выделенные на программу поддержки городской легкой промышленности, переведены прямо в хозяйства Северо-Запада (за пределами Ленинградской области), выращивающие лен для текстильных фабрик, т.е. здесь почему-то обошлись без посредников. Характеризуя эту ситуацию, губернатор Ленинградской области А.Беляков сказал: «Пока мы просим, к нам относятся, как к младшим». Между тем итоги социально-экономического развития города и области за 1-е полугодие 1995 года вряд ли свидетельствуют о том, что в области дела идут намного хуже, чем в городе [11].

Хотя в абсолютных цифрах объем промышленного производства в СПб традиционно выше, чем в области, однако темпы падения производства представляют уже обратную картину: в области — 14,2%, в СПб — 17%.

Правда, по товарам народного потребления производство в области в целом сократилось в большей степени — соответственно 18,7 и 14,8%, но по отдельным видам (трикотажные изделия, обувь, отдельные виды одежды, производство мяса и рыбы) падение производства в области было значительно меньшим или даже произошел ощутимый рост выпуска продукции по сравнению с городом. В целом в ЛО отмечается более выраженное «торможение» падения производства, чем в СПб. Объем экспорта продукции за пределы России был почти одинаковым — на 816 и 780 млрд. рублей из СПб и ЛО соответственно, при этом объем экспорта из ЛО вырос на 4% больше, чем из СПб.

В Европу Ленинградская область экспортирует 83% продукции, а СПб — 77%. Объем инвестиций в ЛО сократился в меньшей степени, чем в СПб: соответственно на 12 и 22%. Показательно также, что в области 78% капитальных вложений были направлены в производственное строительство, тогда как в СПб — только 52%. Об оживлении областной промышленности может свидетельствовать и то, что по заработной плате в отраслях экономики первое место занимают строители, пятое — работники промышленности. В СПб на первом месте по-прежнему банковские служащие, работники промышленности — на восьмом.

Впрочем, доля убыточных предприятий в ЛО на 26% больше, чем в городе. Но в то же время общий объем прибыли в городе и области вырос одинаково — в 3,1 раза. Этот краткий обзор экономической ситуации дает основания считать, что претензии Ленинградской области на равноправное партнерство с соседом выглядят вполне обоснованными.

Главная задача области, конечно, состоит в том, чтобы в ближайшее время затормозить падение сельскохозяйственного производства хотя бы в такой же степени, как и в промышленности. Этому мог бы способствовать выход местных продуктов на российский рынок. В этом случае «просить» у города уже ничего не придется.

Источники

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июле 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995. — №7.

2. Гридасова О. Плацебо // Санкт-Петербургские ведомости. — 1995. — 31 августа.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в октябре 1994 года. // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1994. — №10 (34).

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре 1994 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1994. — №11 (35).

5. Карапетян Н. Православных здесь не жалуют, а то и просто бьют // Вести. — 1995. — 26 августа.

6. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995. — №3.

7. Драбкина Т.М. Ленинградская область в мае 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995. — №5.

8. Драбкина Т.М. Ленинградская область в июне 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995. — №6.

9. Протасенко Т. Игра на чужом поле // Невское время. — 1995. — 26 августа.

10. Гаврилина С. Управление больницей из кабинета мэра // Смена. — 1995. — 8 августа.

11. Звягин Ю. У кого тормоза лучше? // Вести. — 1995. — 1 августа.