Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ульяновская область

Равиль БАИШЕВ,

Сергей ПЕРФИЛЬЕВ

Ульяновская область

в июле-августе 1995 года

Среди ключевых факторов, определяющих социально-политические настроения в регионе, отметим:

— грядущий неурожай, последствия которого способны дестабилизировать продовольственный рынок находящейся на самообеспечении Ульяновской области зимой-весной 1996 года;

— дальнейший спад промышленного производства, ознаменовавшийся в конце августа решением дирекции АО «УАЗ» об остановке конвейера;

— бурный старт предвыборной гонки, обозначенный 10 августа стремительным визитом в Ульяновск лидера ЛДПР. Последовавшая за этим событием «раскрутка» многочисленных партий и движений позволяет заключить, что метафора — «горячая осень 1995 года» — будет уместна.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Стратегия

Главным действующим лицом на политической сцене Ульяновской области по-прежнему остается Юрий Фролович Горячев. Программной установкой возглавляемой им администрации является изоляционизм или памятная со времен «великого кормчего» — «опора на собственные силы». С каждым днем, на фоне общероссийского развала, Юрий Горячев все более уверяется в правильности курса, избранного им для области. «Ульяновский феномен» — полупрезрительный ярлык, наклеенный на деятельность администрации области демократической публицистикой, вытесняется уверенным — «ульяновский вариант реформ».

«Вариант» базируется на исторически сложившемся соотношении промышленного и сельскохозяйственного производства. Высокая доля аграрного сектора в экономике области играет несомненно положительную, стабилизирующую роль в нынешние смутные времена, позволяя областной администрации обеспечивать ульяновцам, возможно, не очень разнообразный, но достаточно сытный стол, не прибегая к помощи Центра.

Естественно, что сельское хозяйство является объектом неусыпного внимания со стороны главы администрации области. В настоящее время заявлено о предстоящей глубокой структурной реорганизации управления сельскохозяйственным производством.

Цель реорганизации — прекращение спада сельскохозяйственного производства в области, прирост производства продуктов земледелия и животноводства, их последующая высококачественная переработка.

Решающим фактором в проведении реформы является учет сложившейся многоукладности в сельском хозяйстве области. Можно выделить четыре группы сельских товаропроизводителей.

Первая группа состоит из крупных государственных объединений. Это — агрокомбинат «Свияга», «Свинпром», «Скотопром». Благодаря их деятельности городское население области имеет необходимый и удешевленный минимум продуктов питания: мясо, молоко, яйца, картофель, овощи, фрукты.

Вторая группа — это крупные, успешно работающие акционерные общества, совхозы и колхозы. Характерными представителями данной группы являются АО «Сызранское», совхозы имени Крупской и «Красная звезда». Здесь налажены не только производство, но и переработка сельскохозяйственной продукции, ведется торговля, изыскиваются другие источники дохода.

Третья группа — колхозы и совхозы, которые не обеспечивают даже простого воспроизводства, находясь на грани банкротства. Именно эта группа составляет главный объект предстоящей структурной реорганизации.

Четвертая группа сельских товаропроизводителей — это крестьянские (фермерские) хозяйства. Динамика создания их в области такова: 1991 год — 31 хозяйство с 934 гектарами земли, 1992 год — 400 хозяйств с 11 518 гектарами, 1993 год — 1384 хозяйства с 44 612 гектарами, 1994 год — 1793 хозяйства с 55 861 гектарами, 1995 год — 2184 хозяйства 63 136 гектарами земли. Большинство фермеров нуждается в государственной поддержке. И такая поддержка администрацией области оказывается, несмотря на то что Центр уже второй год не перечисляет денег на развитие фермерства в регионе.

В настоящее время, по мнению Юрия Горячева, главной фигурой на селе становится товаропроизводитель, поэтому и управление сельским хозяйством должно быть подчинено конечному результату: успеху производителя, а в итоге обеспечению надежного областного продовольственного фонда.

Для этого необходимо радикально преобразовать то, что ныне называется управлением сельского хозяйства области: резко сократить штаты, оставив лишь небольшую группу специалистов-организационников; превратить данный громоздкий орган в мобильный штаб, реорганизовав деятельность системы комитетов. Повышается статус начальника управления — он становится заместителем главы администрации области.

Анализируя представленный план глубокой структурной реорганизации управления сельскохозяйственным производством, можно отметить, что, во-первых, основная ставка делается на усиление роли крупных государственных объединений. Их доля в общеобластном производстве сельскохозяйственной продукции будет только возрастать. Остается и жесткая вертикальная подчиненность: управление — объединение — хозяйство. Государственные объединения будут работать по разработанным для них областной администрацией программам, находясь на прямом бюджетном финансировании. Во-вторых, обладминистрация стремится превратить регион в самодостаточную хозяйственную единицу. Во всяком случае, в сфере сельского хозяйства эта тенденция несомненна. Подтверждением служит план создания еще двух крупных специализированных государственных объединений — по производству сахара (на базе сахарного завода в Цильне) и по производству растительного масла (на базе спирто-маслозавода в Тепловке Николаевского района).

Разумеется, данный курс не является следствием неких сепаратистских устремлений Юрия Горячева и его команды. Просто Ульяновская область не принадлежит к регионам, особо значимым для Центра. Это не столица, которую будут подкармливать, руководствуясь инстинктом самосохранения; не национально-территориальная автономия, амбиции которой будут удовлетворяться во имя пресловутой территориальной целостности России; не сырьевой регион, служащий источником валютных поступлений — основы бюджета РФ; наконец, не очередной из «маяков», свет которых не меркнет со времен «Путешествия из Петербурга в Москву». Следовательно, для Ульяновской области, как и для большинства регионов России, актуален лозунг: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Характеризуя реформу сельского хозяйства области, Юрий Горячев заявляет: «Шли от жизни» [2]. Жизнь же в России никогда не была пряником, а ныне, для большинства, — черствый сухарь, поэтому обращение к огромному опыту мобилизационной экономики (предел которой — военный коммунизм) неудивительно и частично исторически оправдано. Перспективно ли? Сие отдельный вопрос.

1.2.       Кадры

В преддверии осенней избирательной кампании глава областной администрации усиливает свою команду. Состоялось важнейшее, со времени когда Борис Сараев стал представителем президента по Ульяновской области, кадровое перемещение. Юрий Горячев назначил в конце августа первым заместителем главы администрации области Валерия Сычева.

Валерий Александрович Сычев родился в 1960 году в Симферополе. Карьеру начинал на Дальнем Востоке, где работал слесарем-ремонтником на дизельной электростанции. Окончил подготовительное отделение Ленинградского института авиационного приборостроения. Два года служил в специальном батальоне морской пехоты. Девять месяцев из них провел за пределами страны и получил подарок от главкома ВМФ за выполнение боевого задания.

После армии, закончив Московский институт молодежи, был направлен на работу в Димитровград. С 1990 года возглавлял молодежное движение в Ульяновске. В 1992 году назначен заместителем главы администрации области по делам молодежи. В 1993 году избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [3].

Легко читаемое комсомольское прошлое нового первого заместителя главы обладминистрации ничем не выделяет его из ряда политиков нынешней поры. Все они, за редчайшим исключением, дети одной матери — КПСС. Вопрос о том, кто к ней ближе Гайдар или Зюганов — удел праздного любопытства.

Интереснее другое. Во-первых, в связи с назначением Валерий Сычев обратился в Государственную Думу с заявлением о снятии с него депутатских полномочий. Тем самым он предпочел место в команде Горячева сомнительному российскому депутатству. Или, по образному выражению В.В.Розанова, выбрал стул, который не проваливается. «Стулья» у Юрия Фроловича действительно не проваливаются. Смело можно предположить, борьба за места в Законодательное собрание области будет отличаться крайней остротой. Во-вторых, вернувшийся из Москвы Валерий Сычев, с его опытом думской работы, становится одним из серьезнейших претендентов на пост председателя Законодательного собрания области, которое должно быть сформировано по итогам выборов в декабре 1995 года.

1.3.       Администрация области и выборы—95

Стремление ульяновцев к изоляционизму, по-другому «жить своим умом», как на уровне обывателя, так и на уровне руководства области позволяет сделать заключение о том, что выборы в Законодательное собрание области будут иметь большую практическую значимость, нежели выборы в Государственную Думу. Первые привлекут реалистов, устроителей жизни; вторые — романтиков, спасителей России и человечества.

Ульяновская область принадлежит к немногим регионам РФ, которые в настоящее время не имеют местных органов законодательной власти. После событий октября 1993 года и повсеместного роспуска Советов выборы в новые законодательные органы власти в Ульяновской области не состоялись, так как местные демократы сумели доказать в судебном порядке неконституционность Положения о выборах в Законодательное собрание области, разработанного командой Горячева. Областная администрация в свою очередь, ссылаясь на ту же свежеиспеченную Конституцию, принципиально отказалась проводить выборы до принятия соответствующего закона. Апелляция демократов и бывшего представителя президента Геннадия Ступникова к Центру последствий не имела. Проведение выборов было отложено на неопределенный срок.

Лишь в августе этого года, после принятия Закона о выборах народных депутатов и назначения точной даты очередных выборов в Государственную Думу, обладминистрация опубликовала пакет документов, регламентирующих выборы в Законодательное собрание области. Это три постановления главы администрации Ульяновской области: №117 от 23 августа 1995 года — «О Временном положении о Законодательном собрании Ульяновской области» №118 от 24 августа 1995 года — «О Положении о выборах депутатов Законодательного собрания Ульяновской области» №119 от 24 августа 1995 года — «О назначении выборов депутатов Законодательного собрания Ульяновской области» [4].

Согласно указанным документам, выборы депутатов Законодательного собрания Ульяновской области пройдут 17 декабря 1995 года, то есть одновременно с выборами депутатов Государственной Думы. Законодательное собрание области будет состоять из 25 депутатов, избираемых на четыре года. Депутатами Собрания не вправе быть государственные служащие и депутаты иных представительных органов государственной власти.

Особый интерес, если вспомнить результаты выборов губернатора в Екатеринбурге, представляет статья 10 Временного положения о Законодательном собрании Ульяновской области. Ее пункт 1 относит к ведению Законодательного собрания принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений и поправок. Пункт 8 данной статьи говорит о том, что Законодательное собрание определяет порядок использования земли и других природных ресурсов области, утверждает областную Программу приватизации государственного имущества, разграничивает ведение государственной собственностью, регулирует управление собственностью области [5]. Таким образом, передел собственности и властных полномочий, о завершении которого постоянно твердит Москва, судя по всему, еще впереди. Только на этот раз главное участие в нем примут русские области Российской Федерации. Автономии «свое» уже получили.

Следуя духу новой Конституции РФ, Временное положение предусматривает и мощные рычаги воздействия на могущее оказаться нелояльным к обладминистрации Законодательное собрание. Статья 16 гласит, что законы, решения и иные нормативные акты принимаются Законодательным собранием на заседаниях, если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов [6]. Насколько трудно собрать это большинство, видно по деятельности Государственной Думы.

Кроме того, законы области подписываются и обнародуются главой администрации, который обладает и правом «вето». Последнее может быть преодолено не менее чем двумя третями избранных депутатов Законодательного собрания [7].

Пункт 2 статьи 18 Временного положения гласит, что глава администрации области вправе обратиться в Законодательное собрание с просьбой о приостановлении действия решения Собрания, если оно противоречит законодательству Российской Федерации или законам области либо не обеспечено финансовыми ресурсами [8].

Спор об обеспеченности финансовыми ресурсами может быть бесконечным, не говоря уже о полной юридической неопределенности таких канцелярских жанров, как «решение» и «просьба».

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного собрания, его органов и депутатов образуется аппарат Законодательного собрания. Надо думать, что глава аппарата ЗС будет не последней фигурой в руководстве области.

Говорить о позиции областной администрации на «больших» выборах пока преждевременно. Отметим только, что один из заместителей Горячева — Александр Павлов вошел в состав Совета Ульяновской региональной организации движения «Наш дом — Россия».

Впрочем, трудно поверить, что опытнейший Юрий Горячев, переживший и партократов, и демократов, поставил лишь на «домушников». Скорее всего, в Ульяновске «расцветет сто цветов», так как не только Виктор Степанович заинтересован в симпатиях администрации одной из самых стабильных областей России. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, посетивший Ульяновск в начале августа с краткосрочным визитом, счел необходимым прежде всего встретиться с главой администрации области и не жалел похвал для «ульяновского пути». Думается, он не последний. Обладминистрации также не резон ссориться с будущими победителями. Кто бы они ни были.

1.4.       Область и Центр

В середине августа состоялись встречи главы администрации области с премьер-министром и министром финансов. Встреча с Пансковым оставила у губернатора неприятный осадок. По мнению Юрия Горячева, создается такое впечатление, что в министерстве все оглядываются на Международный валютный фонд. Судьба регионов их не интересует. Между тем российский бюджет в долгу перед Ульяновской областью.

Лучше оценивает глава администрации встречу с Виктором Черномырдиным. Удалось договориться о продлении финансировании моста через Волгу. Греческая фирма предоставляет кредит в 200 миллионов долларов, за который Россия будет расплачиваться газом. Эти деньги должны начать поступать к мостостроителям в конце года.

Состоялся особый разговор о заготовке хлеба. Засуха, поразившая область, не позволит продержаться на своем хлебе до нового урожая, поэтому правительство должно выделить средства для закупки пшеницы. Иначе администрация области не перечислит в бюджет 100 миллиардов рублей, которые будут пущены на обеспечение области продовольствием.

Зашла речь и о предстоящих выборах в Государственную Думу. «Я за тех, кто проводит народные реформы, кто работает ради людей и для людей. Сказал Виктору Степановичу, что сегодня наши граждане будут голосовать только в том случае, если убедятся, что о них заботятся», — заявил Юрий Горячев [9].

Подводя итоги анализа деятельности властных структур области, можно сказать, что Юрий Горячев реализовал заветную мечту Виктора Степановича и программный лозунг НДР — стабильность. Стабильность для главы областной администрации и его команды не предмет вожделения, а реальность. Первенство Горячева в области общепризнано. Существенных перемен на политическом Олимпе области не предвидится и после декабрьских выборов 1995 года. Единственным источником беспокойства являются лишь коммунисты, возглавляемые Александром Кругликовым.

2.    ЖИЗНЬ

2.1.       Экономика

Хлеб — всему голова. Трудно не согласиться с народной мудростью, особенно этим летом. Ульяновская нива не радует изобилием. Такой засухи не было двадцать лет. По данным областного гидрометеобюро, этот год можно сравнить лишь с 1972 и 1975 гг. Соответственно и урожай ожидается примерно таким же.

Средний урожай зерновых по области едва ли достигнет 10 центнеров с гектара [10]. В лучшем положении находятся западные и южные районы области. Плохи дела в Заволжье. Слабым утешением служит и высокое качество пшеницы нового урожая, так как сам урожай составит не более двух третей от прошлогоднего. Остается надежда на «второй хлеб» — картофель.

Дела в промышленности области также не внушают чрезмерного оптимизма. Общий объем промышленного производства в январе-июле с.г. по сравнению с тем же периодом прошлого года продолжает снижаться. Индекс физического объема по крупным и средним предприятиям составил за этот период 94,2% (в России — 96%).

Показатели работы важнейших отраслей промышленности области неоднозначны. В машиностроении и металлообработке, в мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслях производство увеличилось соответственно на 5 и 5,9%. Повысилось производство автомобилей. Добыча нефти возросла на 30%.

Однако из-за тяжелого финансового положения предприятий, бездарной налоговой политики, спросовых ограничений сократились объемы производства большей части продукции. Производство электроэнергии сократилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 16%. Выпуск потребительских товаров составил 86,8% от объема их производства в январе-июле 1994 года, в том числе продовольственных товаров — 85,5, непродовольственных товаров — 108,1, товаров легкой промышленности — 52,9%.

Особенно тревожно выглядит сокращение производства мяса, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий — соответственно на 11,25 и 8%. По этим позициям Ульяновская область всегда выгодно отличалась от Российской Федерации в целом [11].

Апофеозом кризиса экономики области стала ситуация на УАЗе, одном из наиболее стабильных предприятий не только в Ульяновске, но и в России. 17 августа 1995 года генеральный директор АО «Ульяновский автозавод» Павел Лежанкин подписал приказ об остановке главного конвейера на период с 4 сентября по 2 октября.

Руководство АО было вынуждено пойти на крайние меры из-за финансового кризиса, поразившего предприятие: с одной стороны, с УАЗом не могут расплатиться государственные и частные покупатели автомобилей, с другой — сам автозавод задолжал поставщикам комплектующих и сырья, а также государству [12].

На площадках завода скопилось 6500 автомашин, готовых к отгрузке. Среди причин называются, во-первых, высокая цена всех модификаций «уазика». Во-вторых, отсутствие развитой дилерской сети. В-третьих, автозавод в числе немногих в стране и мире, кто не имеет солидных центров по реализации и обслуживанию своих машин. В-четвертых, по мнению скептиков, завод задержался со сменой модели выпускаемого автомобиля [13]. Не исключены и другие причины.

С точки зрения общей ситуации в области важно следующее: экономический крах УАЗа означает экономический крах всего региона. Автозавод — главный налогоплательщик области, его деятельность обеспечивает львиную долю бюджетных поступлений. На заводе заняты десятки тысяч людей. Если они окажутся за воротами, то социальный взрыв станет неизбежным.

Среди факторов, усугубляющих кризисные явления в экономике области, существенную роль играет развал хозяйственных связей. Во времена СССР почти 90% товарооборота Ульяновской области приходилось на союзные республики. Сейчас их доля снизилась вдвое. Прежде всего, за счет Прибалтики и среднеазиатских республик. В то же время налаживаются новые связи. По словам Сергея Рябухина, заместителя главы администрации области, начальника управления внешнеэкономических связей, зарубежные бизнесмены доверяют администрации области. По их мнению, ее здоровый консерватизм и есть основа для нормального сотрудничества. Без риска [14].

В этом году партнерами Ульяновской области были уже 52 государства. Сегодня в области более трех сотен участников внешнеэкономической деятельности. В структуре экспорта доля машиностроения составляет более 80%. Тогда как по России в целом она не превышает 17%. Для привлечения инвестиций в область и налаживания экономических связей в первой декаде сентября в Праге будут проходить Дни Ульяновской области в Чехии.

Общий кризис экономики области непосредственно сказывается на уровне жизни населения. В августе впервые в Ульяновске на хлебном ценнике в муниципальном магазине появилось четырехзначное число. 1000 рублей теперь стоит нарезной батон. В целом хлебобулочные изделия подорожали на 100-200 рублей.

Широкий шаг длиною в пару тысяч сделали котлеты и пельмени. Цена вареной колбасы местного производства достигла 15 000 рублей за килограмм. Литр молока 2,5%-ной жирности — 7000 рублей, творога нежирного — 2500 рублей, сахара в свободной продаже — 4200 рублей.

Сохранились в августе и знаменитые ульяновские талоны на продукты. Килограмм талонного мяса стоит 6000 рублей, животного масла — 9000 рублей, сахара и кондитерских изделий — 3600 рублей, десяток яиц — 3000 рублей.

2.2.       Экология

Нынешнее смутное время беспощадно к природе. Человек, потерявший себя, утрачивает интерес к окружающему миру. Воцаряется скорбное бесчувствие.

В ночь с 6 на 7 июля в Ульяновске в районе ТЭЦ-1 из коллектора произошел сброс нефтепродуктов в многострадальную Свиягу. Допустимые нормы были превышены не в десятки, а в сотни раз. Умирающую реку старательно добивают.

Сходная ситуация в Димитровграде едва не обернулась массовой трагедией. В начале августа в городе была зафиксирована вспышка острой кишечной инфекции. С 7 по 23 августа ситуация стремительно ухудшалась: зарегистрировано 1923 случая при населении чуть более 100 тысяч человек, то есть заболело одновременно почти 2% горожан. Анализ причин происшедшего (как всегда не исключалась и диверсия) показал, что источником массовых заболеваний являются никудышные водопроводные сети и тайный сброс сточных вод НИИАРом на 1,5 километра выше городского водозабора. Следственным отделом Димитровградского ГОВД по факту массового инфицирования населения возбуждено уголовное дело. О том, что дела подобного рода заканчиваются в России, как и в бывшем СССР, ничем или почти ничем, знает каждый. При условии, что виновные вообще отыщутся [16-18].

2.3.       Демография

Демографическая обстановка в Ульяновской области, как и в большинстве русских областей Российской Федерации, может быть охарактеризована одним словом — вымирание. Конечно, режущее слух «вымирание» несложно заменить эвфемизмом «естественная убыль населения». Однако от подобной замены суть происходящего не изменится.

Обратимся к цифрам. Только за январь-май текущего года коэффициент рождаемости снизился до 9,5 против 9,9 за тот же период прошлого года. На 0,6% снизился коэффициент заключаемых браков. Высока смертность населения от болезней системы кровообращения, несчастных случаев и отравлений.

Численность жителей Ульяновской области на протяжении ряда лет увеличивается лишь за счет миграции. За 1990 — 1994 годы горожан стало больше на 65,5 тысяч, сельчан на 11,3 тысяч. В городах доля миграционного прироста составила 94%, а на селе превзошла общий прирост в 1,8 раза.

Основной поток мигрантов идет из бывших союзных республик, откуда активно вытесняется так называемое русскоязычное население. После распада Советского Союза этот поток резко увеличился. Пик процесса приходится на 1993 год. В настоящее время почти в три раза сократился объем миграции из Азербайджана и Литвы, вдвое из Киргизии, на 40% из Таджикистана. Более половины всех прибывших из Средней Азии дал Узбекистан. Удельный вес русских среди мигрантов составил 67% (в городах — 65,6%, на селе — 73,6%, татар — 14,4% (в городах — 16%, на селе — 6,5%).

Кроме того, в области сложилось отрицательное сальдо межобластной сельской миграции со всеми регионами Поволжья, исключая Саратовскую область. Наиболее интенсивный выезд ульяновских сельчан наблюдается в Самарскую область [19-20]. Абсолютные цифры данного потока невелики, но — рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Впору задуматься над аграрной политикой администрации области. Вполне возможно, что крестьянин, по многовековой русской традиции, начал «голосовать ногами».

3.    ВЫБОРЫ

3.1.       Параллели

Указ Президента России, определивший окончательно дату выборов в Государственную Думу Российской Федерации, послужил сигналом к началу предвыборного марафона.

В Ульяновской области, как уже отмечалось выше, выборы в Госдуму совпадут с выборами в областное Законодательное собрание. В результате декабрьских выборов должна сформироваться полноценная вертикаль законодательной ветви власти в регионе.

Пора массовых опросов общественного мнения, политологических прогнозов, сулящих победу одним и поражение другим, еще впереди. Однако уже сегодня можно определить общие настроения и предпочтения избирателей. В этом плане представляется весьма интересным анализ политических умонастроений ульяновцев, проведенный местной исследовательско-публицистической службой. Сравнивались март 1990 года и июль 1995 года. На настроениях марта 1990 года -апофеоза перестройки — пришел к власти товарищ, а позднее господин, Ельцин. Сегодняшнее состояние общественного мнения во многом плод деятельности нового российского руководства.

Один из вопросов, который исследователи задавали ульяновцам ставил задачу прояснить отношение общества к социальной принадлежности кандидатов в депутаты.

В 1990 году кандидаты из рабочих пользовались поддержкой 10% опрошенных, в 1995 году — только 3%; соответственно из женщин — 7 и 3%; из молодежи — 16 и 12%; из руководителей партий и движений — 0 и 12%; из руководителей органов власти — 1 и 21%; из руководителей предприятий — 10 и 27%; из интеллигенции — 47 и 48%. Главный вывод, который можно сделать из ответов, полученных на данный вопрос, состоит в том, что за истекшие годы в обществе сформировалось представление о политике как сфере деятельности, требующей профессионализма и немалых знаний. Совокупная «кухарка» (рабочие, женщины, молодежь) стремительно теряет свой авторитет в глазах общества. В то же время лидеры политических партий, руководители органов власти и предприятий заметно выросли в глазах общественного мнения. Сохранила свои позиции интеллигенция. Падение популярности женщин как политиков говорит о том, что «разгул» феминизма российскому обществу в ближайшее время не грозит. По нашему мнению, этому способствовало отсутствие собственной политической позиции у блока «Женщины России», на который возлагалось немало надежд в 1993 году.

Следующий вопрос, достойный внимания: «Что Вы считаете наиболее важным в программах кандидатов?»

В 1990 году в ответах ульяновцев доминировали: создание правового государства — 52% опрошенных; совершенствование экономического механизма — 41%; реформа политической системы — 38%.

К 1995 году приоритеты несколько сместились. На первое место вышла борьба с преступностью — 73% опрошенных. Далее (как и в 1990 году) требование совершенствования экономического механизма — 48%. На третьем месте — защита прав человека (42%). Примерно по 20-25% получили такие ответы, как решение жилищного вопроса, совершенствование пенсионного законодательства, охрана окружающей среды. Пожалуй, самым интересным представляется неугасающее стремление людей к совершенствованию экономического механизма. Более того, у капитализма по-ельцински противников больше, чем у осточертевшей всем командно-административной системы. Озабоченность людей правами человека дополняет картину. Положение конкретной личности достаточно безрадостно. Правовая незащищенность та же, что при партократии, хотя и обрела иные формы. Серьезным предупреждением для власть предержащих является все нарастающий страх перед преступностью. На выборах избиратель потребует от нынешней власти борьбы с преступностью, а не программ и многословных обещаний. Оппозиции же будет достаточно для успеха и свирепых намерений, но именно свирепых [21].

3.2.       Визит В.Жириновского

Началом предвыборной гонки в регионе можно считать визит в Ульяновск председателя ЛДПР и лидера одноименной фракции в Госдуме Владимира Жириновского. Появление вождя либерал-демократов было обставлено, как всегда, очень эффектно. Владимир Вольфович, прилетевший на спецсамолете с громким названием «Орел», был встречен массой своих сторонников, среди которых были представители региональных организаций ЛДПР из Саратова, Татарии, Чувашии и Республики Марий Эл. После краткого выступления он сел в традиционную черную «Волгу», и кортеж машин двинулся к зданию областной администрации, где произошла встреча председателя ЛДПР с Юрием Горячевым. Жириновский пригласил главу обладминистрации в свою партию, на что осторожный Юрий Фролович вежливо ответил отказом, сославшись на то, что ему не до политики. Надо убирать урожай, делать запасы к зиме, кормить и одевать народ. Горячев, в очередной раз демонстрируя врожденный крестьянский прагматизм, не забыл и Жириновскому напомнить о необходимости продолжения строительства нового моста через Волгу. Владимир Вольфович обещал всяческое содействие.

После встречи в областной администрации лидер ЛДПР выступил в прямом эфире ТРК «Симбирск-Эфир». В течение полутора часов он отвечал на многочисленные и разноплановые вопросы ульяновцев. Выход из здания, где находится телестудия, был подлинным триумфом Жириновского. Десятки людей, аплодисменты, протянутые за автографом руки.

Далее Владимир Жириновский отправился на встречу с соратниками и жителями города, которая состоялась в здании ГПИ-10, где расположена областная штаб-квартира ЛДПР. На этой встрече он сказал фразу, которая наиболее точно характеризует его нынешний визит в Ульяновск. Попросив не задавать ему больше вопросов об инциденте с нижегородским губернатором, Владимир Вольфович заявил, что в Ульяновск он приехал как политик, а не как клоун [22,23].

Нельзя не заметить, что на этот раз в Ульяновск приезжал «другой» Жириновский. Новизна имиджа заключается в неком переходе в иную «весовую категорию». Председатель ЛДПР стал непривычно спокоен и серьезен. Он демонстрирует огромную уверенность. Но это уже не обычная для него нагловато-хлестаковская уверенность первого претендента на власть. Ульяновцы в лице Владимира Жириновского увидели уверенность самой власти. Подобного не демонстрирует ни один из современных российских политиков, включая Бориса Ельцина, всерьез озабоченного следующими президентскими выборами и своей судьбой после них.

Оценивая свои шансы на победу в президентских выборах 1996 года, Жириновский в качестве серьезного соперника назвал лишь ныне действующего Президента России. Некоторые шансы есть, по мнению лидера либерал-демократов, у Руцкого и Лебедя. Однако первый не способен удержать даже уже имеющуюся власть, а второй не имеет достаточного политического капитала.

3.3.       Партстроительство

В преддверии выборов в Ульяновской области, как и в других регионах Российской Федерации, развернулось активное партийное строительство.

В июле-августе было создано ульяновское региональное отделение блока «Наш дом — Россия». К формированию привлекали областную администрацию, директоров крупных предприятий, банкиров и других «серьезных» людей. НДР еще раз оправдал название — «партия начальства». Учредительное собрание блока, прошедшее в июле, более всего напоминало партхозактив времен позднейшего застоя. Те же лица, то же дружное поднятие рук. Воспоминание о «старых, добрых временах» навевает и институт коллективного членства, существующий у «домушников». Председателем Совета ульяновской региональной организации НДР избран Юрий Полянсков — ректор филиала МГУ. Начало существования НДР в Ульяновске было омрачено досадным «ляпом». Исполком региональной организации допустил утечку организационных документов, которые тут же с наслаждением были прокомментированы местной прокоммунистической газетой «Жизнь и экономика». «Товарищи» радостно узнавали в «господах» своих бывших соратников по КПСС [24,25].

22 августа в Ульяновске состоялся первый конгресс патриотических сил области, созванный по инициативе Федерации профсоюзов Ульяновской области, КПРФ, Конгресса женщин и др. Всего в его работе приняли участие 14 партий, движений, объединений левой ориентации. С докладом выступил первый секретарь обкома КПРФ Александр Кругликов. В своей страстной речи лидер ульяновских коммунистов заклеймил правящий режим и проводимые им реформы. По итогам конгресса между организациями участниками был подписан договор о согласованных действиях в ходе развернувшейся предвыборной кампании. Тем самым оформилась самая мощная политическая сила области на сегодняшний день. Среди своих противников левые патриоты видят всех демократов, блок Черномырдина и ЛДПР [26,27].

Источники

1-2. Товаропроизводитель на селе станет главной фигурой // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №130-131. — 15 июля. — С.2.

3. Назначения // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №157. — 22 августа. — С.1.

4. Постановления главы администрации Ульяновской области // Народная газета. — Ульяновск. — 1995. — №108. — 26 августа. — С.5.

5-8. Временное Положение о Законодательном собрании Ульяновской области // Народная газета. — Ульяновск. — 1995. — №108. — 26 августа. — С.5-6.

9. В Москве губернатор ставил вопросы ребром // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №155-156. — 19 августа. — С.1.

10. Зимой будем есть картошку с грибами. Но без хлеба // Град Симбирск. — Ульяновск. — 1995. — №28. — 15-21 июля. — С.1, 15.

11. В.Давыдова. Промышленность области в январе-июле 1995 года // Ульяновская правда. — Ульяновск. — 1995. — №144. — 22 августа.

12. В сентябре УАЗ притормозит на целый месяц // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №157. — 22 августа -с.1.

13. П.Дуюн. Ситуация на УАЗе. Шаг в пропасть или к спасению // Ульяновская правда. — Ульяновск. — 1995. — №150. — 31 августа. — С.2.

14. На греков надейся, а сам не плошай // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №163. — 30 августа. — С.2.

15. Батон с тремя нулями // Симбирский курьер. — Ульяновск. — 1995. — №90. — 3 августа. — С.2.

16. Свияга дурно пахнет // Град Симбирск. — Ульяновск. — 1995. — №28. — 15 июля. — С.1.

17. И.Еремина. Инфекция продолжает наступление // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №155. — 156. — 19 августа. — С.1.

18. Л.Баланина. Опасность выше по течению // Симбирский курьер. — Ульяновск. — 1995. — №100. — 26 августа. — С.3.

19. Мы заметно постарели // Ульяновская правда. — Ульяновск. — 1995. — №142-143. — 19 августа. — С.3.

20. Е.Зотова. Миграция пошла на убыль // Народная газета. — Ульяновск. — 1995. — №92. — 21 июля. — С.3.

21. Пять лет спустя: есть ли сдвиги в предвыборных позициях // Симбирский курьер. — Ульяновск. — 1995. — №90. — 3 августа. — С.2.

22. С.Танин. Жириновский прилетел на «Орле», а уезжал «на коне» // Град Симбирск. — Ульяновск. — 1995. — №32. — 12-18 августа. — С.1,4.

23. Л.Долгополова. Жириновский приезжал как политик, а не как клоун // Симбирские губернские ведомости. — Ульяновск. — 1995. — №150-151. — 12 августа. — С.2.

24. Крыша уже есть. Фундамент заложат в сентябре // Симбирский курьер. — Ульяновск. — 1995. — №100. — 26 августа. — С.2.

25. Обком закрыт. Все ушли в «НДР» // Жизнь и экономика. — Ульяновск. — 1995. — №34. — 25 августа. — С.1.

26. С.Титов. Игра словами // Симбирский курьер. — Ульяновск. — 1995. — №100. — 26 августа. — С.1.

27. В.Ташлинский. Вместе мы победим // Жизнь и экономика. — Ульяновск. — 1995. — №34. — 25 августа. — С.1.