Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртия

в сентябре 1995 года

1.    ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ

4 ноября Удмуртская Республика будет отмечать 75-летие своей государственности. Под государственностью в данном случае понимается получение в 1920 году статуса автономии. К этому дню руководство республики планирует закончить переговоры в Москве о подписании Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между Удмуртией и федеральным Центром. Суть реализованных договоренностей публично не обсуждается, а посему детального разбора до подписания и опубликования документа быть не может. О Договоре в СМИ республики было рассказано лишь в интервью Александра Волкова и эксклюзивном интервью Сергея Шахрая для газеты «Удмуртская правда».

 

Из интервью Александра Волкова, председателя Государственного совета Удмуртской Республики, газете «Известия Удмуртской Республики».

На вопрос корреспондента «ИУР», что такое суверенитет Удмуртии: дань моде или все-таки необходимость, Александр Волков сказал: «Пройденный нашей республикой за эти годы путь заставляет однозначно оценивать этот шаг как необходимость. Может быть, мы не смогли продвинуться по этому пути так же, как наши соседи Татарстан или Башкирия, но я не считаю это время потерянным для республики. Одно из важнейших событий минувшего пятилетия — принятие Верховным Советом Конституции Удмуртской Республики, завершение работы по утверждению атрибутов нашей государственности».

На вопрос о том, какие препятствия стоят сегодня на пути подписания Договора с правительством России, председатель Государственного совета заявил: «По вопросам собственности и бюджета. Мы пытаемся разграничить наши полномочия, наши права, наши обязанности — здесь и встречаем жесткое сопротивление. Кого-то мы, в случае принятия соглашений, оставим не у дел в столице, кто-то будет чувствовать себя менее влиятельным лицом, особенно если от него зависит распределение чего-то. Барьер разграничения собственности мы практически уже преодолели Правда, и здесь уверенно можно будет говорить только после того, когда подпишем документ вместе с Черномырдиным. По финансовым вопросам борьба в самом разгаре». В целом, отметил Волков, — за последние три месяца дела значительно продвинулись. Несмотря на критику со стороны оппонентов, Волков считает оправданным выделение полутора миллиардов рублей на празднование юбилея автономии Удмуртии.

 

Из интервью Сергея Шахрая для газеты «Удмуртская правда».

На вопрос, верны ли слухи о том, что процесс подписания договоров субъектами Федерации завершен, поскольку в Центре началась дискуссия об опасности превращения Российской Федерации в договорную конфедерацию, Сергей Шахрай заявил, что это не так. Эта работа продолжается, она сосредоточена в специальной комиссии при Президенте России, которую он (Шахрай) и возглавляет. «Россия — Федерация конституционная, — заявил Сергей Михайлович, — и как бы этого ни хотелось некоторым политикам местечкового масштаба, ее невозможно превратить в аморфное конфедеративное образование, не ввергнув страну и народ в междоусобную войну». «Российская Конституция 1993 года, — продолжил Шахрай, — в отличие от всех предыдущих, содержит несколько новых концептуальных положений, важнейшее из которых — юридическое закрепление равенства всех субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это значит, что начата работа по реальному переходу от прежней этнонациональной (а по сути унитарной) модели государства к государству подлинно федеративному, которое, как везде в мире, строится по территориально-экономическому принципу, в котором на всей территории гарантирован определенный стандарт прав человека».

По мнению Шахрая, не нужно противопоставлять договоры по разграничению полномочий и Федеративный Договор. Федеративный Договор, сыгравший важную роль два года назад, не существует как некий единый и отдельный от Конституции документ. Шахрай сообщает, что возглавляемой им комиссией подготовлен законопроект, в котором авторы пошли «от противного» — указали, чего нельзя делать при заключении договоров. Этот проект еще не одобрен Госдумой, но уже получено поручение представить его в виде указа президента. Шахрай отметил как положительный момент подписание президентом закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По его давнему и глубокому убеждению, этот закон дает третью точку опоры в его концепции о трех китах, которые «вытащат» Россию из кризиса. Именно развитие федерализма, местного самоуправления и социальноориентированной рыночной экономики приведут к возрождению России.

Отметил Шахрай и печальные моменты. Сам «третий кит» оказался «не бесспорен». Самый главный недостаток нового закона в том, что сохраняется возможность подчинения одного уровня местного самоуправления другим. Чаще всего сельского уровня городским. Второй печалью Шахрая является бюджет на 1996 год, который, по его словам, по-прежнему строится как бюджет унитарного государства. Теми же недостатками страдает проект налогового кодекса. Сегодня прошедшие почти все инстанции проекты соглашений и договоров, входящих в большой пакет «Российско-удмуртских» договоренностей, находятся у Сергея Михайловича. 10 октября Шахрай был с визитом в Ижевске.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УДМУРТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Возможно, будет смелым утверждение, но в Удмуртии отчасти можно говорить о некой модели двухпартийной системы. По крайней мере, два центра в региональной элите (не столько по численности своих парламентских фракций, сколько по степени своего идейного, номенклатурного и экономического влияния) можно условно обозначить как либеральное и консервативное направления. Федеральные партийные вертикали для этих центров пока еще не определены четко. Выбор политических контактов для местных политиков все еще носит характер личнокарьерный либо договорной, если речь идет об отношениях «группа — группа». Однако необходимо отметить, что при сохранении положения, при котором московские контакты для региональных политиков все еще носят характер набора «политической валюты», они становятся все более избирательными в расчете на долговременное сотрудничество и установление более жестких и постоянных политических отношений и связей.

Интересы консервативных сил в республике, представителями которых, пожалуй можно считать представителей государственной власти и местных администраций. Сегодня с определенными оговорками их можно считать «правящей партией». По крайней мере, посты в парламенте сегодня принадлежат ей. При этом правительство республики можно считать коалиционным, сформированным на компромиссной основе. «Консерваторы в парламенте объединены во фракцию «Удмуртия». (Должности в списках фракций приведены на момент выдвижения и избирательной кампании[1].) Консерваторы, в значительной степени определяя политику руководства республики, начали активную деятельность, направленную на повышение роли администрации региона на данной территории. Сегодня правительство и руководство парламента намерены решать все вопросы, порой вторгаясь в компетенцию либо местного самоуправления, либо управления предприятиями (будь они акционерными обществами либо государственными предприятиями федеральной собственности). На поверку оказывается, что у руководства региона оказываются механизмы воздействия на эти, казалось бы недосягаемые сферы. Этими механизмами умело пользуются. Будь это государственный пакет акций, либо право на выдачу лицензий, либо возможность воздействовать на руководство той или иной структуры помощи «народных масс» либо правоохранительных органов.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО ОПЕРАТИВНЫМ ВОПРОСАМ

Комиссия по оперативным вопросам создана Постановлением президиума Государственного совета и правительства Удмуртской Республики от 15 августа 1995 года. Председателем ее стал Юрий Степанович Питкевич, первый заместитель председателя правительства Удмуртской Республики. В состав комиссии вошли члены правительства Удмуртии. Из руководителей министерств и ведомств республики создана рабочая группа, которой предстоит непосредственно заниматься на предприятиях по утвержденному до конца 1995 года графику. Первым адресатом комиссии стал Ижевский электромеханический завод. 7 сентября состоялось первое заседание комиссии по оперативным вопросам. Оно было посвящено положению дел на Ижевском электромеханическом заводе, состоянию его финансово-экономической деятельности и структурной перестройке предприятия. Докладывал генеральный директор завода Э.В.Тюльпин, с содокладом выступил министр промышленности В.И.Долгов, выступили также члены рабочей группы, приглашенные. В работе совещания кроме высокопоставленных местных чиновников принял и председатель Гособоронпрома России Виктор Глухих, президент ТК «Концерн «Антей» (ЭМЗ входит в этот концерн). Комиссия признала деятельность руководства госпредприятия Ижевский электромеханический завод неудовлетворительной по стабилизации финансово-экономического состояния и структурной перестройке.

Начиная с 1992 года по федеральной конверсионной программе завод получил 7 миллиардов рублей. Правительство Удмуртии в 1993 году выделило почти 1 миллиард рублей, в 1994 году еще чуть более четверти, а использовано на конверсию в 1993 году 57 миллиард рублей. В 1994 году -600 миллионов рублей, в 1995 году — 1 миллиард рублей. Треть миллиарда ушла на конструкторскую разработку и запуск нового производства. предусматривалось выпустить печей с ВЧ — 10 тысяч штук, погружных насосов УДМ-5 — 2 тысячи штук, насосов винтовых с наземным приводом — 50 штук, хроматографов «Кристалл» 200 штук. Но ни одна из позиций даже близко не подходит к плановой. Олег Кузьменко отметил, что тот факт, что ЭМЗ предстал перед комиссией по оперативным вопросам первым, не случаен. Предприятие не нашло себя в конверсии, стратегия не определена, коллектив не сложился и видит решение вопроса лишь в возврате к прежнему положению. Деньги, полученные на конверсию, что называется, «ушли в песок» [2]. За последние годы сокращено 4700 человек, 60% находятся сейчас в вынужденных отпусках, получая две трети тарифной ставки. Известно, что средняя заработная плата на заводе — 209 тысяч рублей за семь месяцев текущего года. Поскольку завод относится к федеральной собственности, основное участие в решении его проблем примет концерн «Антей». Предстоит конференция работников предприятия, где будут обсуждены вопросы приватизации предприятия и планы на будущее. Если по Удмуртии доля спецпродукции составляет порядка 12%, то на ЭМЗ она составляет 92%. Из этого оборонный заказ — 5%, все остальное — на долю экспорта. Общая сумма задолженности предприятия составляет 155 миллиардов рублей. С сентября месяца «включен штрафной счетчик» по кредитам. Комиссия дала ЭМЗ три месяца, в течение которых предстоит предпринять меры по выходу из кризиса.

Выступавшие на ЭМЗ особо отмечали, что комиссия по оперативным вопросам — не «чрезвычайная тройка». Ее задачи сводятся к тому, чтобы уяснить общую картину: на каком этапе находится предприятие, на какой стадии перепрофилирование, как сохраняются рабочие места, каков социальный климат в коллективе, насколько эффективно предприятием использовались конверсионные средства.

19 сентября состоялось выездное заседание комиссии по оперативным вопросам в Сарапуле. В этот день гости Сарапула посетили два крупных промышленных предприятия в городе — акционерные общества «Электрогенераторный завод» и «Сарапульский радиозавод». После этого состоялось заседание комиссии по оперативным вопросам, а затем выездное заседание правительства Удмуртии. Были также даны рекомендации и сроки на исправление недостатков. Замечания со стороны комиссии и правительства были высказаны также и главе местного самоуправления.

По поводу правительственного «наезда» (определение, появившееся в заголовках СМИ по поводу этого события) в «Удмуртской правде» в своей полосе «Единство» выступил председатель рессовпрофа Евгений Николаевич Орлов. Он высказался по поводу положения дел на двух сарапульских заводах. Орлов сообщил, что до конца года на предприятии планируется сократить четыреста-пятьсот человек. А в целом уже сокращено четыре тысячи человек. Представители правительства, по информации Орлова, потребовали от руководства предприятия сделать все для улучшения положения. Если при повторной проверке ничто не изменится — в лучшую сторону, то, видимо, будет решаться вопрос о соответствии руководителей своим должностям. Профсоюз, естественно, не может, пишет в газете Орлов, спокойно смотреть на такую ситуацию. «Мы уже высказали правительству республики свое мнение. если положение не исправится, мы будем вынуждены развернуть массовые выступления трудящихся».

4.    НЕФТЬ

Нефтяной вопрос всегда был для Удмуртии едва ли не самым больным. Сегодня нефть для республики, пожалуй, самый перспективный товар и самые реальные доходы и не только для бюджета. Именно поэтому здесь как нигде проявляются основные противоречия существующие сегодня в среде местной элиты. Два условных лагеря, которые уже начали приобретать некие реальные политический очертания и о которых мы уже упоминали в предшествующих выпусках «Политического мониторинга», можно условно назвать как «регионалистами» и «хозяйственниками». Первые представляют главным образом чиновничество региона (исполнительную вертикаль), главной задачей которого является собрать и истратить налоги, «хозяйственников» сегодня возглавляет генеральный директор «Удмуртнефти» Валентин Кудинов, их главной задачей является поменьше этих налогов заплатить и побольше прибыли получить. Последние события вновь свидетельствуют об обострившейся борьбе между этими двумя тенденциями. Местная бюрократическая элита усилила свое давление на предприятия и организации, расположенные на территории республики, стремясь сделать ситуацию в экономике в большей степени контролируемой республиканским государственным аппаратом. В части отношений с нефтедобывающими предприятиями удмуртское руководство стремится создать условия для развития конкуренции в этой сфере. Сегодня «Удмуртнефть» — фактический монополист по добыче нефти на территории республики. После того как Кудинов увел из республики весь государственный пакет в 38% акций в компанию «Сиданко», отношения с монстром обострились. Ему перестали выдавать лицензии на разработку удмуртских недр, и «Удмуртнефть» большей частью занимается своей деятельностью незаконно. Так же незаконно, как и Удмуртия незаконно получает с нефтяников налоги. Естественно, не все.

14 сентября в Госсовете Удмуртии прошло заседание фракции «Экономическое развитие» [3]; в нем принимали участие также члены постоянной комиссии по экономической политике, бюджету и комиссии по промышленности. В повестке дня стоял вопрос о состоянии дел в нефтяной промышленности республики. Вел заседание председатель постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Олег Кузьменко. Свою точку зрения по обсуждавшемуся вопросу высказал генеральный директор АО «Удмуртнефть», председатель фракции «Экономическое развитие» Валентин Кудинов. По его мнению, нефтяникам республики должны быть переданы месторождения, предназначенные для использования в качестве залога под инвестиции автопроизводства «Ижмаша». Их освоение существенно увеличит налоговые поступления в бюджет республики. Валентин Кудинов предложил также ввести ряд налоговых льгот для нефтедобытчиков.

Иной подход к проблеме, который отстаивает правительство, изложил председатель Госкомитета УР по недрам Павел Бондарчук. Проблема реконструкции автозавода и оживления работы крупных предприятий не менее важна для экономики республики и сохранения рабочих мест. В прениях выступили ряд депутатов, в том числе и председатель комиссии по промышленности Виталий Соловьев. Заключивший обсуждение первый заместитель председателя Государственного совета УР Владимир Агашин призвал определить конкретные меры, учитывающие интересы обеих сторон в этом спорном вопросе.

Принятое фракцией решение рекомендует рассмотреть возникшую ситуацию в пезидиуме Государственного совета, а в части, касающейся возможного влияния на бюджетную систему, и на очередной сессии Государственного совета Удмуртской Республики.

5.    СЕМИНАР ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫБОРАМ

Самым ярким и освещаемым в прессе событием политической жизни Удмуртии стал парламентский семинар «Избирательная система и политические партии», проведенный в Ижевске международной организацией — проект парламентской практики «Восток — Запад». Организация была создана в 1990 году по инициативе Европейского культурного фонда и Фонда Форда. Проект был основан с целью помочь депутатам новых демократических стран в Центральной и Восточной Европе, а также в странах бывшего СССР в развитии парламентаризма. Впервые такой семинар проводится в российской провинции. Пикантный момент семинара состоит в том, что сам он играл удивительно прозрачную роль рекламы кандидата в депутаты Госдумы по одномандатному Ижевскому округу Владимира Подопригоры, одного из организаторов семинара, депутата Совета Федерации и сопредседателя проекта «Восток — Запад» Вместе с Подопригорой в работе семинара приняли участие и другие кандидаты в депутаты по данному округу: Галина Климантова («Женщины России»), Виталий Скрынник («Выбор России»). Кроме «земляков» на семинар приехали и гости: Томас Ремингтон, профессор из США, Эндрю Стюарт Мак-Кинлай, член Палаты Общин (Великобритания), Питер Хогланд, бывший конгрессмен из США, Виктор Шевелуха, депутат Госдумы от КПРФ, Дмитрий Гудименко, эксперт фракции ЛДПР в Госдуме, Александр Починок (ДВР) — всего 26 человек).

Чисто научные аспекты семинара мы, пожалуй, опустим. Они не имеют особого отношения к политическому контексту события. Совершенно очевидно, что если бы Владимир Николаевич не баллотировался в Госдуму по одномандатному Ижевскому округу, то, вполне вероятно, семинара бы и не было. Подопригора интересен как политик тем, что создает впечатление внепартийного, индивидуалистического лидера, который добивается всего сам. Он — член партии самого себя...

Источники

1. Удмуртская правда. — 1995. — 26 сентября.

2. Удмуртская правда. — 1995. — 16 сентября.

3. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 16 сентября.

4. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 23 сентября.

5. Удмуртская правда. — 1995. — 5 октября.

6. Неделя Удмуртии. — 1995. — 29 сентября.

7. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 21 сентября.

8. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 19 сентября.

9. Удмуртская правда. — 1995. — 22 сентября.

 

 

 



[1] Депутатская фракция «УДМУРТИЯ» в Государственном совете Удмуртской Республики: Агашин Владимир Иванович, министр финансов Удмуртской Республики; Антонов Юрий Викторович, начальник Ижевского факультета Юридического института МВД Российской Федерации; Берг Роберт Эдмундович, глава местного самоуправления г.Сарапула; Варламов Владимир Сергеевич, глава местного самоуправления Воткинского района; Верховцева Людмила Леонидовна, директор академической гимназии №12 г.Сарапула; Волков Александр Александрович, председатель Совета Министров Удмуртской Республики; Гараев Ильсур Миниахметович, директор совхоза «Восточный» Завьяловского района; Гейт Ангелина Михайловна, председатель Глазовской городской Думы; Горяинов Александр Павлович, глава администрации г.Глазова; Еременко Алла Васильевна, министр народного образования Удмуртской Республики; Загайнов Валерий Федорович, генеральный директор ТПО жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики; Зенин Владимир Николаевич, директор птицефабрики «Вараксино»; Касихин Сергей Павлович, председатель Фонда имущества Удмуртской Республики; Коняшин Владимир Яковлевич, глава администрации Камбарского района (председатель фракции); Мартюшев Михаил Иванович, директор муниципального предприятия «Уют», г.Воткинск; Матушкин Михаил Иванович, глава местного самоуправления Красногорского района; Мохначев Владимир Александрович, генеральный директор Можгинского АО «Свет»; Ушаков Александр Александрович, генеральный директор АО «Глазовский пищекомбинат»; Чиркова Галина Ивановна, главный врач Балезинской центральной районной больницы; Юшков Николай Петрович, директор АО «Сарапульский дрожжепивзавод».

[2] В связи с проблемой конверсии любопытна следующая информация. «Удмуртская правда» 26 сентября сообщила, что при Международном восточно-европейском университете в Ижевске создан Научно-исследовательский институт проблем конверсии. Возглавил его академик Российской инженерной академии, доктор технических наук Александр Валерьянович Федоров. Федоров о задачах института говорит так: «НИИ проблем конверсии создан для анализа проблем выживания предприятий оборонной промышленности и особенно выживания ее кадровых специалистов. Первоочередные задачи — это использование имеющихся мощностей, рассмотрение возможностей переподготовки «оборонщиков» под новые задачи и создание для этого необходимых программ, а также создание программы сохранения военно-промышленного комплекса и трезвая оценка количества необходимых государству предприятий». Нельзя рассматривать конверсию только как беду, считает Федоров. Конверсия может дать очередной скачок технической мысли. Далее Федоров приводит в качестве примера «Ижмаш», где «оборонка» в общем объеме производства никогда не занимала более 11-16%. А вот на Ижевском механическом заводе было более 50%, а осталось в пределах 3-5%. Ясно, что у «Ижмаша» сложности не от конверсии, а от падения спроса на выпускаемую продукцию и от наличия в массовом производстве только жестких непереналаживаемых линий. Для каждого завода, считает Федоров, нужно находить свои пути решения его проблем. Чтобы обеспечить гибкость оценки положения на каждом предприятии, к этой работе будут привлекаться ведущие специалисты Академии наук Российской Федерации, вузов, отраслевой науки. Федоров полагает, что это будут член-корреспондент РАН А.М.Липанов, профессора А.М.Шаврин, О.Г.Власов, А.А.Коновалов, Ю.С.Перевощиков и многие другие.

[3] Фракция «Экономическое развитие» Государственного совета Удмуртской Республики: Абросимов Геннадий Егорович, генеральный директор Сарапульского ПО «Радиотехника»; Бобогло Сергей Михайлович, президент инвестиционного кредитного банка «Ижладабанк»; Глухов Константин Андреевич, директор юридического агентства «Ижюринформ»; Жебровский Валентин Витальевич, генеральный директор АО «Буммаш»; Жернаков Владимир Иванович, директор ТОО «Лето» г Воткинск; Каримов Равиль Мухаметович, председатель Национального банка Удмуртской Республики; Колесников Геннадий Алексеевич, главный инженер ПО «Ижсталь»; Красных Алексей Иванович, депутат Государственной Думы Российской Федерации; Кудинов Валентин Иванович, генеральный директор АООТ «Удмуртнефть», г.Ижевск (председатель фракции); Кузьменко Олег Леонидович, главный конструктор ГП «Ижевский механический завод»; Лопатин Александр Константинович, руководитель центра экономических исследований Союза российских оружейников; Манакова Татьяна Андреевна, инженер-программист АО «Ижмаш»; Михальков Анатолий Борисович, президент АО концерна «Удмуртлес»; Нагорных Николай Никитьевич, председатель подкомиссии по законности, правам и обращениям граждан Верховного Совета Удмуртской Республики; Новокрещенов Владимир Васильевич, первый заместитель председателя Государственного комитета Удмуртской Республики по молодежной политике; Роговец Клементий Антонович, начальник Ижевского отделения Горьковской железной дороги; Рябчиков Вячеслав Михайлович, начальник управления ПО «Ижсталь»; Соловьев Виталий Александрович, председатель комитета по межрегиональным вопросам при мэрии г.Ижевска; Солуянов Андрей Владимирович, генеральный директор АОЗТ ФСК «Град»; Сторонкин Евгений Петрович, генеральный директор АО «Сарапульский электрогенераторный завод»; Сычев Николай Семенович, генеральный директор АО «Удмуртнефтепродукт»; Хорошавцев Виктор Геннадьевич, директор Удмуртской республиканской внешнеторговой фирмы «Байкал»; Чишковская Алла Ивановна, председатель постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртской Республики; Чо Игорь Александрович, управляющий трестом «Удмуртнефтестрой» АООТ «Удмуртнефть»; Шайхутдинов Равиль Талгатович, начальник Управления буровых работ АООТ «Удмуртнефть».