Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашская Республика

в сентябре 1995 года

1.    ПРЕЗИДЕНТ И ГОССОВЕТ

Со дня формирования Госсовета Чувашской Республики и особенно после доизбрания четырнадцати депутатов по измененному избирательному закону, которые в большинстве своем оказались коммунистами, между исполнительной и представительной властями Чувашии продолжалось своеобразное перетягивание каната. Борьба шла с переменным успехом. Одно время казалось даже, что верх вот-вот одержит Госсовет, вернее, его руководство во главе со спикером Валентином Шурчановым. Н.Федорова фактически удалось оттеснить от процесса принятия новой Конституции республики (работа по ее подготовке велась около года, но в последнее время и президентская, и депутатская сторона утратили интерес и этой теме); был подготовлен ряд поправок к действующей Конституции, которые делали фигуру президента в значительной степени декоративной; принят закон о Контрольно-счетной палате, которая должна контролировать все расходы администрации президента и выполнение бюджета.

Но все карты руководства Госсовета спутало решение Конституционного суда России, который признал недействительными довыборы четырнадцати депутатов Госсовета по иным, нежели тридцать три ранее избранных, правилам. С этого момента дела Валентина Сергеевича Шурчанова постепенно приходят в упадок. Во-первых, в новом составе — тридцать три депутата — Госсовету очень трудно набрать две трети голосов, необходимых для решения наиболее важных вопросов, в этом случае нужно, чтобы проголосовал «за» или «против» тридцать один депутат. Это здорово ограничивает дееспособность Госсовета и делает его более предсказуемым.

Во-вторых, окрепла депутатская оппозиция спикеру — пропрезидентская группа «Согласие» наладила контакт с депутатами-аграрниками и за их счет удвоила свои ряды. На сессиях все чаще стали бросать обвинения спикеру в том, что он пытается навязать свою точку зрения депутатам, ведет Госсовет к конфронтации с президентом и исполнительной властью в целом, словом, Валентину Сергеевичу нынче не легко. Дело чуть было не дошло до смещения спикера, но, оценив свои возможности, группа «Согласие» смирилась с существующим положением.

Тем не менее коммунистическая оппозиция заложила сразу две мины замедленного действия под сегодняшний триумф президента. Уже лежит в Конституционном Суде обращение Госсовета с просьбой дать заключение о соответствии или несоответствии Конституции указа президента Чувашии о роспуске прежнего Верховного Совета республики, изданного в мае прошлого года. Судя по всему, президент вовсе не уверен, что Конституционный суд примет по этому вопросу благоприятное для него решение, потому что на каждой сессии его сторонниками поднимается вопрос об отзыве этого обращения (хотя честно говоря, непонятно, что выиграет Госсовет, если КС признает указ президента незаконным — не созывать же Верховный Совет обратно). Кроме того, инициативная группа под председательством рабочего одного из предприятий Чебоксар В.Малинова в полном соответствии с законом собрала больше 31 тысячи подписей (нужно 25 тысяч) под требованием провести референдум о необходимости самого института президентства в республике.

На тринадцатой сессии Госсовета, состоявшейся в начале сентября, решался вопрос о том, каким образом выйти из сложившегося положения и пополнить состав Госсовета. Вердикт Конституционного суда оставлял для этого две возможности: Госсовет мог самораспуститься и провести выборы по новому избирательному закону, который не определял минимального необходимого количества голосов, поданных за кандидата, и гарантировал бы избрание всех 47 депутатов. Другая возможность — провести довыборы в четырнадцати вакантных округах по старому избирательному закону, приурочив их к федеральным выборам и таким образом повысив активность избирателей. Госсовет пошел по второму пути и назначил довыборы в 14 округах на 3 декабря с тем, чтобы второй тур голосования пришел на 17 декабря, день выборов в Госдуму России. Можно предположить, что в нескольких округах выборы состоятся, но в любом случае состав Госсовета будет неполным — вероятность избрания всех четырнадцати недостающих депутатов крайне мала. Вновь избранные депутаты, кроме того, вряд ли смогут сильно изменить сложившийся на сегодня баланс сил в Госсовете.

2.    ВОКРУГ РЕФЕРЕНДУМА

Хотя «чебоксарская первая инициативная группа» не афишировала своих связей с какими бы то ни было политическими силами, никто не сомневается, что инициаторами проведения референдума были коммунисты, а не безвестный рабочий Малинов. Скорее всего, референдум задумывался в мае 1995 года как еще один, возможно, последний удар по Н.Федорову, так как в связи с полным отсутствием серьезной демократической структуры единственной преградой на пути к власти в республике для коммунистов был президент. Как уже говорилось выше, предшествовало этому оттеснение президента от процесса принятия новой Конституции и урезание его полномочий. Теперь же, в связи с полным крахом этих замыслов, идея референдума для коммунистов потеряла значительную долю своей привлекательности, в связи с чем даже ходили слухи, что инициативная группа, набрав необходимое количество подписей, не будет настаивать на его проведении.

Однако в конце концов требование провести референдум все-таки было направлено в Госсовет. Рассматривалось оно на четырнадцатой сессии, 29 сентября. Заслушав председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Ю.Павлова, который объявил, что нарушений Закона о референдуме в деятельности инициативной группы не обнаружено, слово предоставили президенту.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В «Общей газете» за 14-20 сентября было опубликовано интервью Николая Федорова под заголовком «Чувашский президент не боится комаров». В ней Н.Федоров весьма пренебрежительно отзывается о деятельности инициативной группы, утверждает, что для него требование референдума не более чем укус комара». Входят в инициативную группу, по словам президента, «в основном бывшая партноменклатура, бывшие чувашские коммунисты». Это «ортодоксальная, воинствующая, невежественная масса... У них были свои кандидаты в президенты, но они проиграли и тогда, крайне недовольные, начали собирать подписи». Кроме того, в ходе интервью Н.Федоров разъясняет, что упразднить пост президента чрезвычайно трудно. Для этого нужно, чтобы за это предложение проголосовали 50% от списочного состава избирателей плюс один голос, а при нынешней пассивности избирателей это нереально. Во-вторых, каковы бы ни были результаты референдума, принятое на их основе решение не будет распространяться на ныне действующего президента. Сам же Николай Васильевич, по его словам, очень заинтересован в том, чтобы оппозиция вынесла вопрос о референдуме на рассмотрение Госсовета — «необходимо, чтобы восторжествовал правовой подход к этой общественной инициативе, тогда больше никто не будет мутить воду». В этом же интервью Н.Федоров упомянул, что «неформальным лидером инициативной группы» является Валентин Шурчанов.

Тем не менее, судя по выступлению Н.Федорова на четырнадцатой сессии Госсовета, сам он к идее референдума относится более чем серьезно. Президент заявил, что одним из обязательных требований закона о референдуме является обоснование вынесения вопроса на всенародное обсуждение. То есть должны быть указаны причины и следствия. В обосновании своих требований провести референдум по вопросу «Считаете ли Вы необходимым упразднить (отменить) институт президентства в Чувашской Республике?» активисты инициативной группы говорят о «массе негативных тенденций в социально-экономическом развитии Чувашии, так же как и по всей Российской Федерации. Приводятся цифры падения производства, роста безработицы и преступности и делается вывод, что причиной всем этим бедам послужило введение поста президента. Н.Федоров, по его словам, не считает эти аргументы убедительными и не видит логической связи между введением института президентства и падением уровня жизни. Затем он со своей стороны привел статистические данные, подтверждающие, что по сравнению с другими регионами экономическое положение Чувашии стабильнее, большими объемами ведется строительство жилья, газификация, растут инвестиции. В заключение сделал прозрачный намек, что в случае чьего-то неправомерного решения можно обратиться в Конституционный суд России.

Как только закончил речь президент, в атаку двинулись его сторонники в Госсовете, которых в связи с вышеописанными событиями стало довольно много. Каких только аргументов не приводилось ими против проведения референдума — от нехватки денег до предложения собрать подписи за проведение референдума на предмет необходимости Госсовета. Аргументация сторонников референдума была простой — закон соблюден, подписи собраны, даешь референдум.

Проспорив бесплодно до вечера, депутаты приняли решение приостановить работу сессии, изучить вопрос дополнительно и собраться вновь 10 октября, чтобы окончательно определиться относительно референдума. Забегая вперед, можно сообщить, что после такого же бурного обсуждения в конце концов было принято соломоново решение — референдум объявить, но результаты его считать не более чем выявлением общественного мнения граждан республики по этому вопросу...

В целом на сегодня в истории с референдумом, наверное, нельзя однозначно назвать победителя. С одной стороны, президент, несмотря на все усилия, не смог добиться той цели, которую, очевидно, преследовал — заставить Госсовет отказать инициативной группе в проведении референдума под тем или иным предлогом и остаться в стороне самому. С другой стороны, коммунисты при любом исходе голосования не смогут использовать результаты референдума для смещения Н.Федорова. Однако весомым аргументом в пользу той или иной стороны результаты референдума стать могут, но предсказать, в чью пользу выскажутся избиратели, пока трудно.

3.    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Избирательные комиссии в сентябре официально не зарегистрировали ни одного кандидата в Госдуму по 32-му Канашскому и 33-му Чебоксарскому избирательным округам (в республике два избирательных округа). Однако по состоянию на конец месяца собирали необходимые для регистрации подписи около пятидесяти кандидатов. Жителей республики можно также встретить в списках по федеральному округу и выдвинутых по местным территориальным округам многих партий и движений. Спикер Госсовета В.Шурчанов, например, — в списке КПРФ. Если говорить о партийных симпатиях Н.Федорова, то глава блока «Вперед — Россия!» Б.Федоров является официальным советником президента Чувашии по экономике, а кроме того, довольно тесные отношения связывают Николая Васильевича с руководством Конгресса русских общин. Тем не менее ни о каком властном давлении на другие партии или поддержке «нужных» движений пока не слышно.

Определенно можно сказать, что в республике значительная часть избирателей проголосует за коммунистов. Кроме того, популярностью в Чувашии пользуется Святослав Федоров, как человек, работавший в свое время в Чебоксарах и построивший здесь первый в стране филиал МНТК «Микрохирургия глаза».

С.Федоров, кстати, баллотируется по 33-му Чебоксарскому избирательному округу и является одним из наиболее вероятных претендентов на депутатский мандат.

Объединение «Наш дом — Россия», скорее всего, не будет пользоваться в республике большой поддержкой. Возглавляет его региональное отделение председатель кабинета министров Чувашии Э.Аблякимов, имя которого не слишком часто мелькает в местной прессе. Партии демократической ориентации так и не смогли привлечь к себе внимание, а интерес к ЛДПР, пожалуй, несколько ослаб.