Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в сентябре 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       О законодательной власти

На заседании Законодательного собрания (ЗС) области 6 сентября депутаты выслушали доклад начальника финансового управления администрации области В.П.Кузина об исполнении областного и консолидированного бюджетов за первое полугодие 1995 года. Доходная часть областного бюджета исполнена на 51,6%, а расходная — на 47,7% относительно уточненной годовой оценки. Дефицит областного бюджета составил 4454 млн. рублей. Консолидированный бюджет области исполнен соответственно по доходам и расходам на 49,9 и 43,7%. В полном объеме профинансированы расходы по защищенным статьям бюджета. Однако по некоторым статьям платежи в бюджет недопоступили. В целом недоимки в бюджетную систему области на 01.07.95 составили 69 млрд. рублей, в том числе в областной бюджет — 29 млрд. рублей. В итоге депутаты посчитали, что исполнение бюджета в основном соответствует закону Владимирской области «Об областном бюджете на 1995 год».

Председатель ЗС Н.В.Виноградов отметил, что «надо настойчивее работать по целевым программам... сконцентрировать все усилия на «выбивании» денег из центра». (Только на содержание объектов соцкультбыта области Правительство РФ должно перечислить из федерального бюджета 115 млрд. рублей.)

Депутат С.В.Захаревич, заместитель главы обладминистрации по вопросам сельского хозяйства, сообщил коллегам-депутатам, как проходит реализация комплексной программы повышения плодородия почв. Потребность в финансировании программы из областного бюджета 1996 года — 100 млрд. рублей. Но, понимая, что такая сумма не может быть выделена, С.В.Захаревич попросил хотя бы треть ее. Решено предусмотреть выделение 30 млрд. рублей со строгим контролем целевого использования этих средств.

В первом чтении депутаты приняли законы «О старостах сельских населенных пунктов Владимирской области» и «О Счетной палате Владимирской области». Был принят также закон «О выборах глав местного самоуправления».

Н.В.Виноградов сообщил, что законопроект «О выборах главы администрации Владимирской области», принятый 18 августа, возвращен в ЗС областной администрацией. Ю.В.Власов, ее глава, так объяснил это решение. «Во-первых, выборы по действующему законодательству должен назначать президент, а не ЗС, как записано в проекте. Во-вторых, проведение второго тура выборов может «сильно ударить» по областному «карману»: в Свердловской области второй тур обошелся в 13 млрд. рублей. В-третьих, в повторном голосовании едва ли примут участие 25% избирателей (такая «планка» устанавливается областным законом). Депутаты напомнили Ю.В.Власову, что он сам предлагал провести выборы 15 октября, а теперь в очередной раз проводит тактику проволочек. Но все же они решили рассмотреть этот вопрос снова — через неделю. На заседании были приняты решения и по ряду других вопросов [1, 2].

 

На заседании ЗС 13 сентября в центре внимания депутатов был законопроект «О выборах главы администрации Владимирской области».

Большинство их выступало против поправок обладминистрации и предложений согласительной комиссии. Но две трети голосов для того, чтобы преодолеть вето главы администрации области, собрать не удалось.

Затем были утверждены члены окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы. Выделено более 119 млн. рублей региональной и окружным избирательным комиссиям за счет экономии средств при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Зато было отложено рассмотрение вопроса о выделении кредита областной офсетной типографии в размере 200 млн. рублей, несмотря на крайне тяжелое положение как типографии, так и ее должников — практически всех печатаемых в ней газет [3, 4].

 

Указ Президента РФ №951 от 18 сентября «О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления» существенно сказался на атмосфере, в которой проходило заседание ЗС 27 сентября.

Перед голосованием по двум законопроектам (о них — ниже) депутаты обсудили проект обращения к президенту по поводу этого указа. Среди других депутат В.А.Елисеев предложил объявить указ «не действующим на территории Владимирской области, как не соответствующий нынешней, пусть даже «похабной» (по словам депутата. — Ю.С.), Конституции». В конце концов решили обсудить отношение к указу в комитетах ЗС и в Общественной палате, но действовать... Вот к каким результатам действия привели.

Утвержденный ЗС 6 сентября закон «О выборах глав местного самоуправления на территории Владимирской области» глава областной администрации отклонил. Основания: «Эти выборы можно проводить только после государственной регистрации уставов муниципальных образований... Нет закона о порядке проведения выборов (ранее ЗС приняло соответствующее положение о выборах. — Ю.С.)... Дата выборов устанавливается ЗС по предложению главы администрации области, а не односторонне...» Президент упомянутым указом перенес эти выборы почти на год по сравнению с планами депутатов ЗС, на декабрь 1996 года.

Но депутаты ЗС решили руководствоваться федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ним выборы глав местного самоуправления должны состояться не позднее середины февраля 1996 года. Полагая, что «закон есть закон», что даже президент не должен нарушать его, депутаты ЗС поименно и единогласно (отсутствовал лишь 1 из 20 законодателей — С.В.Захаревич) преодолели вето главы областной администрации. Указанные выборы состоятся 17 декабря, если Государственная Дума в ближайшие недели не внесет изменений в упомянутый федеральный закон.

Затем депутаты предприняли еще одну попытку преодолеть вето главы обладминистрации на законопроект «О выборах главы администрации Владимирской области» (первая была 6 сентября). Они продолжали считать, что ЗС вправе назначить дату этих выборов. Г-н Власов считал, что это — прерогатива лрезидента. Здесь депутаты решили, что ст.11 Конституции РФ («...государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти») выше указа президента, по которому эти выборы должны пройти в декабре 1996 года. Снова — поименное голосование. 16 депутатов из 19 утвердили законопроект в редакции ЗС от 6 сентября, преодолев, таким образом, вето главы областной администрации. Против голосовали первый заместитель главы обладминистрации С.Н.Соколов, глава администрации г.Кольчугино Е.А.Карпов, председатель комитета ЗС по экономической реформе С.К.Князьков.

Третья в этот день попытка преодолеть вето обладминистрации — на принятый 6 сентября в первом чтении закон «О старостах сельских населенных пунктов Владимирской области» — была неудачной.

Снижено с 10 до 5% от общего количества избирателей число подписей, необходимых для проведения референдума в области, ее районах и городах.

По предложению главы обладминистрации решено выделить 1,6 млрд. рублей на деятельность Центра поддержки малого предпринимательства. На этот раз одобрено выделение кредита в 200 млн. рублей областной офсетной типографии.

Предложено главе обладминистрации рассмотреть вопрос о целесообразности создания департамента печати и электронных средств массовой информации. «Структура создана для контроля над средствами массовой информации в период предвыборной борьбы», — решили депутаты.

Принято обращение в Генеральную прокуратуру — снова возбудить уголовное дело по факту использования средств из бюджета на нужды «Выбора России», прекращенное областной прокуратурой.

Депутаты решили, что председателю ЗС нужен еще один заместитель, освобожденный от основной работы (имеющийся — Е.М.Виноградов исполняет обязанности главы администрации г. Вязники), и единогласно избрали на этот пост директора сельской школы А.М.Синягина [6-8].

 

Ряд пресс-конференций провел в сентябре председатель ЗС Н.В.Виноградов. На первой — 7 сентября он заметил, что «если администрация области будет и дальше обманывать людей по вопросу проведения выборов, то это отразится на ней самой. ЗС потрясений не жаждет, те главы, которые работают хорошо, останутся на своих местах. Но если выборы все же не состоятся, то покров псевдодемократии слетит с правящих кругов». Н.В.Виноградов счел несерьезными опасения, что возможный приход коммунистов к власти грозит резкими переменами и репрессиями. Опасность, по его мнению, в стремлении к власти у многих, в том числе криминальных структур [1].

21 сентября председатель ЗС информировал журналистов о совещании в администрации президента, состоявшемся накануне и посвященном проведению конституционной реформы и реформы органов местного самоуправления. Совещание вели С.А.Филатов и В.Ф.Шумейко. Там, естественно, речь шла и об Указе президента №951 (см. выше — о заседании ЗС 27 сентября). По мнению г-на Виноградова, «не может не вызывать удивления, что большая часть участников совещания посчитали президентский указ своевременным и необходимым». Самому председателю ЗС не предоставили возможности выступить. Он смог только подать реплику от микрофона: «Указ президента не способствует завершению переходного периода введения в действие Конституции РФ. Более того, он противоречит основному положению Конституции, в соответствии с которым единственным источником власти в РФ является народ». Н.В.Виноградов не исключил того, что «оценивать законность вольного обращения Б.Н.Ельцина с Основным законом РФ будет Конституционный суд». Продление полномочий представительных органов субъектов Федерации (в том числе и ЗС области) он назвал «попыткой притушить позиции законодательных органов в решении вопросов конституционного реформирования», даже «политической взяткой» депутатам законодательных органов, добивавшихся выборов глав администраций субъектов Федерации. По мнению Н.В.Виноградова, Указ №951 ставит субъекты Федерации в неравное положение. «Невозможно к тому же понять, чем политическая ситуация в Московской и двух других областях отличается от той, что сложилась во Владимирской». «Выборы главы администрации следует проводить если не 17 декабря (текущего года. — Ю.С.), то хотя бы одновременно с избранием президента... Решение проблемы — в проведении референдума, в ходе которого жители области ответят на два вопроса: есть ли необходимость продлевать полномочия депутатов ЗС и следует ли провести выборы губернатора раньше, чем их назначил президент» [9,10].

На вопрос о возможности его участия в выборах главы администрации области он ответил, что «хорошо знает область и ее людей. Но ему нужно прежде всего знать, кто его будет поддерживать и за что, степень народного доверия. На уровне региона и страны в целом руководители должны избираться не всенародным голосованием, а через посредство Конституционного собрания или ассамблеи» [8,11].

1.2.       Исполнительная власть

12 сентября состоялась очередная пресс-конференция главы администрации области Ю.В.Власова. Значительная ее часть была посвящена введению в действие федерального Закона об основах местного самоуправления. Касаясь выборов глав местного самоуправления, г-н Власов заметил, что, хотя ЗС решило провести их 17 декабря, логичнее было бы провести их в марте 1996 года — одновременно с выборами в ЗС. Он сообщил, что издано постановление обладминистрации №282 от 30.08.95, которым — на законных основаниях — подтверждены полномочия нынешних глав администраций как одновременно глав местного самоуправления. Подтверждения депутатами в некоторых районах и городах полномочий глав, по заключению прокуратуры, правовой силы не имеют: «Подтверждать полномочия указанных лиц может только тот, кто их назначал, в данном случае глава администрации области» [12, 13].

(Депутаты Владимирского горсовета, в большинстве своем коммунисты, приняли днями позже заявление по поводу Постановления №282. Они сомневаются в юридической правомерности его принятия, обвиняют Ю.В.Власова в нарушении Конституции РФ, выходе за пределы своей компетенции. «Постановление... не влечет никаких правовых последствий. Издание данного постановления... создает конфликтную ситуацию между ЗС и администрацией области». Депутаты призвали Ю.В.Власова привести указанное постановление в соответствие с действующим законодательством РФ [14].)

На заседании коллегии обладминистрации был обсужден вопрос о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. На это до конца года из областного бюджета потребуется 120 млрд. рублей. Также был принят ряд решений о защите прав потребителей.

Пресс-секретарь главы обладминистрации сообщил журналистам, что Святейший Патриарх Алексий II вручил Ю.В.Власову во время торжеств по случаю вступления города Владимира во второе тысячелетие орден св. Владимира II степени за заслуги перед Русской православной церковью.

 

Несколькими днями позже редакция «Молвы» [15] попросила Н.В.Виноградова и Ю.В.Власова прокомментировать Указ №951. Глава администрации заявил: «Я вхожу в т.н. «систему президентской вертикали», для которой все указы президента, как и любые законы Федерального Собрания, являются обязательными к исполнению. Считаю, что данный указ был необходим, хотя он и вышел с значительной задержкой, которая нагрузила все ветви власти бесплодной работой по трактовке закона о выборах. Опасаясь хаоса и беспорядка в России, эффекта «рулетки» на выборах, прежде всего думая о стране и последствиях этих выборов, президент издал этот документ. Что же касается реакции ЗС области, то считаю, что в наших депутатах говорит личная обида. Они уверены сегодня, что нынешняя политическая ситуация в России идеальна для того, чтобы провести людей определенной политической ориентации к руководству страной. Свое мнение они считают выше мнения Конституционного суда, который еще не дал оценки Указу. Отсюда резкое неприятие указа.

Несмотря на все вышесказанное, лично я, а также многие главы администраций городов и районов области были за проведение выборов. Но... вышел указ, и его нужно исполнять».

 

В этой связи следует отметить заявление Л.Е.Шергина, руководителя областной организации объединения «ЯБЛОКО», сделанное по поручению регионального совета. «Не принижая значения выборов глав местного самоуправления, считаем, что решение областного ЗС об их совмещении с выборами в Государственную Думу в декабре 1995 г. не более чем игра и искажение понятия демократии. Никакой экономической и политической целесообразностью нельзя оправдать неуважение к избирателю, которому и без того тяжело разобраться в нарастающем предвыборном информационном потоке... Это прекрасно понимают в областном Законодательном собрании. Выборы под шумок, выборы как машина голосования удаляют нас от согласия в обществе, ведут к еще большим экономическим и моральным издержкам. Поэтому мы предлагаем данное решение отменить» [16].

22 сентября впервые встретился с местными журналистами новый начальник Управления внутренних дел области полковник милиции Л.П.Посашков. Он охарактеризовал криминальную обстановку в области («сложная; высок уровень профессиональной преступности»), заявил, что противопоставить намерен: «Законность. Организованность (сплоченные дисциплиной отделы-монолиты). Порядок (и в голове, и на голове)». Стало известно, что со времени вступления в должность — в середине августа — новый начальник уже успел «навести шороху» в милиции весьма необычными проверками. Намечена обширная программа совершенствования работы органов внутренних дел области; правда, из запрошенных УВД из бюджета 103 млрд. рублей выделено чуть более 30. На вопрос: «Знакомы ли Вы с громким делом Фролова — Шевелева — Музалевского и что Вы о нем думаете?» — начальник УВД ответил: «Я ознакомился и с ходом следствия, и с материалами дела. Решение примет близящийся к завершению суд, но, по моему мнению, приговор должен быть обвинительным» [17].

2.    ЭКОНОМИКА

23 сентября во Владимире состоялось торжественное открытие германо-российского Центра технического содействия (ЦТС). Делегацию из представителей министерств иностранных дел и экономики ФРГ возглавил статс-секретарь правительства ФРГ по техническому содействию странам Восточной Европы В.Киттель. Делегация обсудила с руководителями Владимирской области ход выполнения программы взаимодействия на 1995 год и наметила программу на следующий год.

Владимирская область в текущем году получила от правительства ФРГ 13 млн. DM (из общей суммы в 75 млн. DM, выделенной для всей Федерации) как финансовую поддержку мероприятий по развитию экономики области. Таким образом, Владимирская область — второй по значению регион в России после Санкт-Петербурга, где германское правительство оказывает техническое содействие. Правительство ФРГ участвует в создании Европейским банком реконструкции и развития «Регионального венчурного фонда» для Центральной России. Для поддержки фонда в рамках консалтинговой программы «Трансформ» и создан ЦТС [15].

В рамках празднования тысячелетия города Владимира прошла промышленная выставка, организованная администрацией области, Ассоциацией товаропроизводителей и предпринимателей области и АО «Золотые ворота Руси». Свою продукцию представляли более 100 предприятий области. Познакомиться с товарами, производимыми владимирцами, приехали гости из Москвы и Подмосковья, Тулы и Ижевска, Иванова и Костромы, бизнесмены из Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Таджикистана. Выставка имела успех, решено сделать ее постоянно действующей.

По инициативе администрации и предприятий оборонной промышленности области прошло выездное заседание коллегии Госкомоборонпрома. По итогам его председатель Госкомитета В.П.Глухих издал приказ с приложением плана мероприятий по снятию социальной напряженности на оборонных предприятиях Владимирской области. Председатель регионального отделения совета директоров г. Коврова, директор Всероссийского НИИ «Сигнал» академик Ю.М.Сазыкин, прокомментировал в [14] складывающуюся сейчас ситуацию.

«За время, прошедшее со дня совместной коллегии, основные пункты плана не выполнены. Государство задолжало ковровским предприятиям 80 млрд. рублей. Положение с оборонным заказом, я бы сказал, критическое... Это не только мое мнение, а и тех, с кем я встречался во время празднования 75-летия российского танкостроения.

В этом году крайне резко ограничено финансирование НИОКР. Не знаем, как будем работать в будущем году, поскольку нет проекта плана. Заказы идут сейчас на единицы техники, что не укрепляет нашу армию. И события в Чечне это подтверждают. Многое сегодня зависит не просто от громкого выстрела, а от управления, автоматизации, от взаимодействия разных подразделений... Полученное спустя полтора месяца решение коллегии не оставляет никаких надежд... Правительство, на мой взгляд, сегодня совершенно не в курсе того, что происходит на местах. По-моему, все заняты предвыборной борьбой».

Информация об уровне заработной платы во Владимирской области в июле текущего года [15] показывает, что и в этом месяце разница в оплате труда работников различных сфер хозяйства не сокращается. Единственным изменением по сравнению с июньской таблицей является очередная «рокировка» отраслей «транспорт» и «строительство». Сохраняется крайне неравномерное распределение уровня заработной платы по отраслям промышленности.

Средняя зарплата в «промышленности» снова слегка опустилась ниже среднеобластной (ноябрь 1994 года — 95,3, декабрь — 89,9, январь 1995 года — 102,2, февраль — 100,6, март — 101,2, апрель — 98,0, май — 100,2, июнь — 98,5, июль — 98,7%)

Не опубликованы данные по отрасли «торговля», поэтому в таблице 1 приведены данные за июнь 1995 года (они обозначены *). Есть основания считать, что и в июле «торговля» не уступит своего восьмого места в таблице, поэтому, для сохранения порядка сопоставления отраслей, она стоит впереди «сельского хозяйства».

Доля зарплаты в структуре денежных доходов населения снижается. В январе — июле 1995 года она составляет 43,6%, а в соответствующем периоде прошлого года — была равна 50%.

Прожиточный минимум, определенный по методике Минтруда РФ, в среднем по области в июле с.г. составлял 246,2 тыс. рублей (в июне он составлял 238,6 тыс. рублей; рост в июле по отношению к июню — 3,2%, а в июне по отношению к маю — 10,5% и в мае по отношению к апрелю — 8,1%). Среднедушевой доход населения в январе — июле составил 260,5 тыс. рублей, в июле — 340 тыс. рублей. В январе — июле соотношение денежных доходов и прожиточного минимума существенно снизилось по сравнению с тем же периодом прошлого года (129 и 168% соответственно). 10% наиболее обеспеченного населения области обладали в первые семь месяцев текущего года 22,3%, а 10% наименее обеспеченного — 3,4% денежных доходов. Доходы ниже среднего уровня имели почти 60% населения. Доходы ниже прожиточного минимума имели 40,8% населения области [18].

 

Таблица 1

Средняя зарплата в области в июле 1995 г.

 

 

Отрасль

 

Зарплата,

В процентах

по отношению к:

(в скобках — ранг

тыс.

январю

июню

в июне)

руб.

1994 г.

1995 г.

1. Кредитование, страхование (1)

570,2

231,9

109,8

2. Транспорт (3)

539,6

399,1

117,2

3. Строительство (2)

473,9

411,4

101,3

4. Органы управления (4)

423,2

285,4

95,5

5. Жилищно-коммунал. хозяйство, непроизводств.виды бытового обслуживания (5)

371,2

336,2

100,9

6. Промышленность (6)

345,4

427,5

104,1

7. Hаука и науч.обслуживание (7)

316,8

420,7

107,6

8. Торговля и общест.питание (8)*

291,4

364,7

117,4

9. Сельское хозяйство (9)

295,2

523,1

112,7

10. Образование (10)

233,3

246,9

92,3

11. Здравоохранение, физкультура и спорт, соц. обеспечение (11)

217,7

226,3

94,6

12. Культура и искусство (12)

183,2

225,3

96,7

Всего по области

349,8

389,1

103,8

 

2.    ДРУГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Одним из основных событий в жизни области в сентябре было празднование вступления города Владимира во второе тысячелетие. (В последние пять-шесть лет принято считать, что Владимир основан в 990 году.) Торжества прошли 9 и 10 сентября.

Некоторые фрагменты подготовки к празднованию были отражены в предыдущих обзорах. Там, в частности, было сказано, что на торжества намеревался приехать президент Б.Н.Ельцин. Когда возникли сомнения в таком варианте развития событий, заговорили о приезде премьера В.С.Черномырдина. Но ни тот ни другой не появились на празднике города. Из высоких особ сдержал обещание лишь Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Президента представлял глава его администрации С.А.Филатов. Приехал на торжество и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Присутствовали послы Германии и Италии в России, представители городов-побратимов, гости из российских городов, из ближнего и дальнего зарубежья.

В программе праздника кроме торжественных речей и разнообразных приветствий с вручением подарков городу были театрализованные представления и импровизированный парад воинов разных времен, открытие на главной площади города памятника выдающемуся художнику Андрею Рублеву, религиозные мероприятия с участием Святейшего Патриарха, концерты мастеров искусств, соревнования спортсменов, народные гуляния.

Торжества с точки зрения органов охраны порядка прошли в целом спокойно: число криминальных случаев в выходные дни не превысило обычные показатели. Естественно, это было достигнуто мобилизацией всех сил и средств. По случаю празднования многие владимирцы были удостоены государственных наград, почетных званий РФ, других отличий [19].

 

26 сентября в московском Центре международной торговли состоялась презентация выставки «Вступление города Владимира во второе тысячелетие». На площади 440 кв. м была представлена продукция около 60 предприятий и фирм Владимирской области. На презентации были высокие гости — первый вице-премьер О.Н.Сосковец и председатель Совета Федерации В.Ф.Шумейко. Они заинтересованно ознакомились с экспозицией. На последовавшей пресс-конференции В.Ф.Шумейко отметил: «Рыночная экономика нужна нам ради блага страны. Назрела необходимость поддержки собственного товаропроизводителя в рамках защиты всего комплекса национальных интересов. И Владимирская администрация, выводя своего производителя на отечественный и международный рынки, очень выпукло демонстрирует, как надо действовать. У нас в России нет сейчас, к сожалению, настоящей объединяющей идеи, и нынешний вакуум пока может заполнить идея связи времен. Ее-то, связь времен, Владимирская земля как раз имеет» [14, 20].

 

27 сентября во Владимире прошла международная научно-практическая конференция «Передовые технологии социально-политической адаптации населения в условиях перехода к рыночной экономике». Организовали ее Российская академия государственной службы при Президенте РФ и администрация Владимирской области. Участвовали многие видные политологи и социологи, самым титулованным был среди них начальник Аналитического управления администрации президента М.Ю.Урнов.

«На государственном уровне об адаптации населения вспомнили поздновато, как и об идеологии реформ. Сейчас это называют одним из просчетов реформаторов. Политологи и социологи тоже признают свою ошибку: надо было раньше обратить внимание на психологическое здоровье общества» — эти мысли выделяет обозреватель [20].

Речь шла о формировании в обществе мировоззрения демократического типа. По мнению участников конференции, «к прошлому нам уже не вернуться, хотя, согласно опросам, о «сильной руке» мечтают в той или иной форме до 70% населения. Но при этом они выступают за свободную прессу, открытые выборы, торжество закона. За этим скрывается отсутствие у людей уверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, ощущается гипертрофированная потребность в социальном патернализме...» [7].

Много было сказано о предстоящих выборах в Государственную Думу, о создании в стране новой правящей элиты. В странах с развитой демократией элита играет роль положительного образца для большинства населения. А у нас ее пока нет. Есть только «группы влияния, выполняющие функцию отбора «правящего класса». Но до превращения в элиту им еще очень далеко». В России, по опросам, правящему слою доверяют 15% населения против 70% — в Великобритании. «Понятно, что в такой ситуации государство нормально функционировать не может».

 

Егор Гайдар, посетивший Владимир, также выступил перед журналистами. В своих выступлениях он выделил три проблемы, «без решения которых невозможно успешное продолжение реформ».

Первая — «коррупция среди управляющих и организованная преступность. Нужно устранить причину массовой коррупции — чиновничьи права распределять, давать и отнимать. Фракция «Выбор России» внесла в Госдуму ряд законопроектов, которые, если их примут, существенно изменят положение».

Вторая — «необходимость безотлагательной реформы армии. Армия у нас невероятно разорительная и неэффективная (Чечня это доказала). Мы тратим на вооруженные силы больше половины доходов федерального бюджета. И все равно денег не хватает... СССР тратил на содержание армии 15% валового внутреннего продукта, мы должны уложиться в 5. Во главе Минобороны должен быть штатский. Он должен быть ответственным политиком, а не бездумным рубакой. Пока на этом посту находится г-н Грачев — реформы в армии не пойдут! Попытаюсь убедить в этом президента».

Третья — «Серьезное изменение бюджетных приоритетов. На словах все партии выступают за развитие науки, культуры, образования, здравоохранения. Но реальная позиция выявляется в день голосования по бюджету во втором чтении! Тогда выясняется, что важнее для КПРФ и Аграрной партии... Они не понимают, что наука и образование — фундаментальное достояние нации. По предлагаемому фракцией «Выбор России» законопроекту формирование бюджетов всех уровней начинается с гарантированных Конституцией расходов на образование. До тех пор, пока не профинансированы эти расходы, Госдума не выделяет денег на что-либо другое...»

Отвечая на вопросы, Е.Т.Гайдар снова призвал к единению демократов, попенял Г.А.Явлинскому за «раскольническую деятельность», но выделил «ЯБЛоко» как одного из основных союзников при выдвижении кандидатов в депутаты Госдумы по мажоритарным округам. Далее следуют некоторые из вопросов и ответов.

«Как скажутся итоги выборов в Госдуму на развитии экономики в следующем году?» — «Если победят демократы, то со второго полугодия начнется рост производства. Если верх одержат коммунисты и национал-патриоты, то придется совершить прыжок назад — в страну дефицита, талонов, очередей, равенства в нищете и в конечном счете диктатуры. Нельзя допустить, чтобы на фоне соперничающих демократов в Госдуму прошли коммуно-патриоты. Нельзя повторять ошибки предыдущих выборов».

«Что Вы думаете о Черномырдине-премьере?» — «Если у нас будет нормальный Президент, не увлекающийся войнами, экономика в любом случае пойдет вверх уже в следующем году. Сдерживающий фактор — отсутствие гарантий на частную собственность.»

«Почему Вы стали премьером в 1991 году?» — «Очередь была короткой, было ясно, что придется расплачиваться за действия двух предыдущих правительств. С лета 92-го желающих появилось много».

«Как случился октябрь-93?» — «Я ушел в 92-м, чтобы не допустить конфронтации ветвей власти. Велись переговоры «Гайдар — Хасбулатов — Зорькин», был подписан документ: мы уходим в обмен на референдум по Конституции. Через неделю оппоненты от этого отказались...»

Вопрос о теперешних политиках. — «Руцкой — безынтересен, примкнет или к коммунистам, или к Конгрессу русских общин. Зюганов — это серьезно. Он никакой не коммунист и не социал-демократ, по сути это имперский национал-социалист. Шахрай — серьезный политик, ко всем вопросам подходит именно с политических позиций. Черномырдин оказался хорошим политиком, к нему ничего «не липнет». С Лебедем не знаком, но слышал отзывы о нем как о порядочном человеке. Однако политическая деятельность с военной службой несовместима. Жириновский? Не люблю всех, кто бьет женщин».

«Ваш взгляд на проблему Курил?» — «Такой же, как и у Громыко, а его, подписавшего договор 1956 года, сложно обвинить в отсутствии патриотизма. Поэтапно надо передать два острова, решив экономические проблемы — рыболовство и пр. Дружба с Японией нам нужна».

«Верите ли в Бога?» — «Считаю, что это личное дело. Политические игры в религию — аморальны» [11,21,22].

 

В сентябре областной суд продолжал начатое 20 марта слушание дела заместителя главы обладминистрации Е.Фролова, начальника управления Банка России по Владимирской области А.Музалевского, президента АО «Владимир — Лада» М.Шевелева, руководителя аудиторской фирмы В.Лучко и пенсионера Н.Карасенкова. Обвинения были предъявлены: Фролову — в получении взяток, злоупотреблении служебным положением, мошенничестве, хищении чужого имущества; Музалевскому — в злоупотреблении служебным положением и получении взяток; Шевелеву — во взяткодательстве и хищении чужого имущества; Лучко и Карасенкову — в хищении и мошенничестве. Кое-кто предполагал, что слушание дела будет закончено в августе, но процесс затянулся; по крайней мере, он продлится и в октябре...

В ходе прений сторон, проходивших в августе, защитник обвиняемого Фролова попросил сделать двухнедельный перерыв в работе суда, чтобы лучше подготовить свое выступление. Процесс должен был возобновиться 6 сентября.

В этот день адвокат Фролова предоставил суду новые документы, доказывающие, по его мнению, алиби его подзащитного в некоторых эпизодах, и предложил возобновить судебное следствие. После совещания суд удовлетворил это ходатайство. Снова начались прения сторон.

В новой обвинительной речи прокурор счел доводы защиты недостаточными и подтвердил высказанное в августе предложение суду о мере наказания подсудимых. В свою очередь адвокаты, опровергая доводы обвинения, в очередной раз заявили, что их клиенты невиновны. (Самой продолжительной — три дня — оказалась речь г-на Акимова — защитника главного обвиняемого Фролова.) 11 сентября, по окончании вторичных прений сторон, суд объявил перерыв до 2 октября. Тогда обвиняемым будет предоставлено последнее слово [1, 18].

Ранее сообщалось о рассмотрении дела по обвинению главного редактора «Призыва» М.А.Буянова в незаконном получении жилья и приговоре суда первой инстанции — выселить ответчика с занимаемой площади без предоставления другой. 7 сентября коллегия областного суда постановила: решение райнарсуда оставить в силе, жалобу семьи Буяновых оставить без удовлетворения. Таким образом, судебное решение обрело законную силу [5]. Появилась статья М.Лернера, в которой автор, не защищая своего редактора по существу, разбирает причины, по которым только в этом году, после неоднократных за прошедшие 2,5 года проверок правильности представления квартиры Буянову «вернулись к этому делу» [4]. Анализируя выступления и действия депутата Государственной Думы от Владимира Г.И.Чуркина, М.Лернер приходит к выводу: «Инициирование дела против редактора «Призыва» М.Буянова является не чем иным, как элементарной и откровенной местью за критику...»

Источники

1. Всполье. — 1995. — №120. — 8 сентября.

2. Призыв. — 1995. — №160. — 8 сентября.

3. Всполье. — 1995. — №124. — 15 сентября.

4. Призыв. — 1995. — №164. — 15 сентября.

5. Сименидо Ю. Владимирская область в июне 1995 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ. — 1995. — №6.

6. Молва. — 1995. — №109. — 28 сентября.

7. Всполье. — 1995. — №131. — 29 сентября.

8. Призыв. — 1995. — №172. — 29 сентября.

9. Всполье. — 1995. — №128. — 22 сентября.

10. Молва. — 1995. — №107. — 23 сентября.

11. Местное время. — 1995. — №108. — 30 сентября.

12. Призыв. — 1995. — №163. — 13 сентября.

13. Всполье. — 1995. — №123. — 13 сентября.

14. Всполье. — 1995. — №130. — 27 сентября.

15. Молва. — 1995. — №108. — 26 сентября.

16. Молва. — 1995. — №111. — 3 октября.

17. Местное время. — 1995. — №105. — 23 сентября.

18. Молва. — 1995. — №104. — 16 сентября.

19. Всполье. — 1995. — №122. — 12 сентября.

20. Местное время. — 1995. — №107. — 28 сентября.

21. Всполье. — 1995. — №132. — 30 сентября.

22. Призыв. — 1995. — №174. — 3 октября.