Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кировская область

Наталья МЕЛЬНИКОВА

Кировская область

в сентябре 1995 года

Сентябрь в целом по стране прошел под флагом борьбы различных общественно-политических сил, готовившихся к предстоящим выборам в Госдуму. Впрочем, искали себе сторонников и вятские партийцы, а многие из общественных деятелей уже вовсю развернули кампанию по сбору подписей.

Хотя газеты уделяли основное внимание проблемам насущным, например подготовке к отопительному сезону и ценам на проезд в общественном транспорте, в областном центре началась новая волна приватизации недвижимого имущества.

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Производство

В сентябре состоялось совещание глав администраций районов и городов Кировской области. Заместитель главы администрации области, председатель Комитета по экономике и прогнозированию развития территории Владимир Бакин, выступил с докладом на тему социально-экономической ситуации в области. Он отметил, что в целом ситуация становится несколько стабильнее, но вместе с тем сохраняется и «весь спектр болевых точек, среди которых самые больные — ощутимый уровень фоновой инфляции, трудности с покрытием бюджетного дефицита», а также неплатежи, проявление монополизма, рост безработицы.

Комментируя ситуацию в промышленности, председатель комитета обратил внимание на то, что в особенно сложном положении находятся предприятия военно-промышленного комплекса, которые в соответствии с государственным заказом своевременно выполнили свои обязательства и отгрузили продукцию потребителям Минобороны России, задолженность превышает 32 млрд. рублей.

По мнению Владимира Бакина, самое страшное — это рост взаимных долгов, а вместе с ними и неплатежей в бюджет. «Дебиторская и кредиторская задолженности приобретают угрожающие размеры. По состоянию на 1 сентября в целом по народному хозяйству области дебиторская задолженность превысила 1,7 трлн. рублей (рост по сравнению с январем 1995 года в 1,7 раза), кредиторская — 2,3 трлн. рублей (рост в 1,6 раза)».

Анализируя факт, что рентабельность предприятий выросла до 22,6% (против 13% в первом полугодии прошлого года), а денег все равно нет, несложно получит простой вывод — предприятия не хотят платить и не платят. Проверка показывает, что «деньги проходят мимо расчетных счетов предприятий (в лучшем случае лишь 10-15% денег показывают на расчетных счетах). Расчеты за продукцию и оказанные услуги идут напрямую через торговые центры». Поэтому перед властью стоит важная задача — наладить контроль за движением финансовых средств.

Сельские товаропроизводители завершили уборку урожая. Намолочено в целом по области более 965 тыс. т зерна при урожайности 13,8 ц с гектара. Это меньше прошлого года, но больше чем планировалось.

Ситуация в строительном комплексе характеризуется продолжающимся снижением инвестиционного спроса, хроническими задержками финансирования и неплатежами. Жилья введено 114,4 тыс. кв. метров, или на 15% больше уровня прошлого года [1].

1.2.       Социальные проблемы

По данным областного центра занятости населения [2], на 1 сентября 1995 года зарегистрировано 53,1 тысячи безработных.

В своем докладе на совещании глав администраций Владимир Бакин отметил, что уровень безработицы уже достиг 6% от численности трудоспособного населения. Самым высоким (11,9%) остается уровень безработицы в Нагорском районе.

По прогнозным оценкам, к концу текущего года в области будет официально зарегистрировано 66-68 тысяч безработных, а уровень безработицы возрастет до 7,4% [3].

 

По данным облкомстата, цены на потребительские товары и услуги в сентябре по отношению к августу выросли на 3,8%. За прошедший с начала года период они увеличились в 2,1 раза, в том числе товары подорожали в 2 раза, платные услуги — в 2,5 раза [4].

 

По данным комиссии по разработке минимального потребительского бюджета, прожиточный минимум в области на душу населения в сентябре составил 301 680 рублей и практически остался на уровне августа (301 740 рублей).

В городе Кирове прожиточный минимум составил 283 610 рублей, то есть на 6,2% меньше, чем в предыдущем месяце [5].

1.3.       Акции протеста

Конфликт, вызванный задержкой выплат пенсий, достиг своей кульминации в сентябре.

Газета «Кировская правда» [6] опубликовала «открытое письмо» пенсионеров поселка Верхошижемье к главам администраций области и района. Разгневанные пенсионеры припугнули власть имущих тем, что 17 декабря пенсионеры всей области «придут на избирательные пункты — только по вышеуказанной причине не проголосуют за партию власти «Наш дом — Россия». Письмо подписал 21 пенсионер.

5 сентября более 300 возбужденных пенсионеров собрались на площади у здания администрации города Вятские Поляны и потребовали встречи с мэром города. Пожилые люди не поверили, что глава администрации находится в командировке, а его заместитель — в отпуске, и «бушующей волной» прошлись по служебным кабинетам. «Мэра, разумеется, не обнаружили, зато пострадали несколько предметов обихода, сброшенные на пол» [7]. После штурма администрации на место был вызван наряд милиции. «Хотя молодые ребята в форме стояли лишь в сторонке, не предпринимая никаких действий, их присутствие еще более накалило обстановку».

В целом несанкционированный митинг продолжался около двух часов. Перед митингующими выступили: заместитель мэра по экономическим вопросам Н.Ткачева, межрайпрокурор А.Самсонов. Последний проинформировал собравшихся о том, что «никаких нарушений по выплате пенсий со стороны местной администрации, местного собеса и почтового ведомства не выявлено». В тот же день в Москве заместитель главы администрации области Анжелий Михеев встретился с первым заместителем руководителя Пенсионного фонда Ю.Любиным. Дело в том, что Кировская область — дотационная; из расчета, что ежемесячно на выплату пенсий требуется 102,5 млрд. рублей, 40 млрд. рублей должно поступать из Пенсионного фонда РФ. По причине задержки перечислений из Пенсионного фонда пенсии и не выплачиваются [8]. Так или иначе, 13 сентября началась выплата пенсий за сентябрь; 30 сентября задолженность по пенсиям за сентябрь в г.Кирове составляла 3%.

 

Напомним, что весной этого года учителя области, доведенные до отчаяния низкой и нерегулярно выдаваемой заработной платой, а также плохим питанием детей, отсутствием средств для приобретения учебников и наглядных пособий, ремонта школ, избрали забастовочный комитет и объявили с 10 мая бессрочную забастовку. К счастью, дело не дошло до забастовки, так как руководство города и области приняло во внимание все требования педагогов и пообещало все их требования выполнить. Учителя, в свою очередь, оставили за собой право участвовать во Всероссийской забастовке учителей, назначенной на 26 сентября [9].

Итак, в целом по области к Всероссийской акции протеста работников народного образования присоединились 119 учительских коллективов, из них 18 дошкольных учреждений. В забастовке приняли участие 3883 человека, 87 коллективов (2200 человека) в знак солидарности с бастующими приостановили на час и на три часа [10]. Наиболее активно проявили себя педагоги Уржумского, Фаленского, Яранского и Куменского районов. Кстати, задолженность по финансированию народного образованию в Кировской области составляет 4,8 млрд. рублей [11].

К чести мэра Кирова Евгения Клевачкина нужно отметить, что он свое обещание, данное весной, сдержал. Заработную плату и отпускные учителя получили, средства, необходимые для ремонта школ, были выделены, все школы начали учебный год точно в срок — 1 сентября, задолженность типографии погашается в соответствии с принятым графиком. По словам самого мэра, проблема образования является приоритетной. Поэтому участие во всероссийской забастовке 19 школ и 18 детских дошкольный учреждений Кирова удивило Е.Клевачкина, поскольку все требования, относящиеся к компетенции местной власти, выполнены. Впрочем, как прокомментировал руководитель городского отдела образования Юрий Никулин: «Желания нет, а решение принято». Думается, что местные педагоги просто поддержали своих коллег, так как ни пикетов, ни митингов зафиксировано не было. Те, кто 26 сентября бастовал, заработную плату за этот день не получат.

2.    ВЛАСТЬ

2.1.       Кировская городская Дума

27 сентября состоялось очередное заседание городской Думы.

Первый вопрос — «О льготах по местным налогам предприятиям и организациям города Кирова», прошел менее болезненно, чем предполагалось. Депутаты оставили льготы всем, кто действительно в них нуждается.

В связи с избранием представительного органа — городской Думы, как и планировалось, подготовлено новое Положение о Городском собрании (общественно-консультативного органа). Данное Положение было одобрено на последнем заседании Городского собрания и вынесено на заседание городской Думы, чтобы его утвердить.

К сожалению, вопрос оказался слабо подготовленным: депутаты в своем большинстве даже не знали как формируется это орган, какой опыт наработан и, наконец, что благодаря именно Городскому собранию стало возможным доизбрать представительную власть местного самоуправления. Вопрос о Положении о Городском Собрании отложен. Городское Собрание будет действовать пока по «Временному положению».

Наблюдатели отмечают низкое качество нормативных актов, которые выходят из-под «пера» городской Думы. Несмотря на то что при Думе работает консультант по правовым вопросам, депутаты не считают нужным прислушиваться к его советам, просто игнорируя его мнение. Поэтому совсем не удивительно, что проекты правовых актов пишутся даже без ссылок на действующее законодательство. Прокуратура города решила занять жесткую позицию и обратиться в суд, чтобы опротестовать ряд решений.

2.2.       «Дело Юркуса»

Дело о том, как нелегитимный представительный орган в отдельно взятом субъекте Федерации пытается замаскироваться под законный, еще не закончена, и в связи с вышедшим Указом президента №951 от 17 сентября 1995 года «О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления» можно предположить, что события вокруг областной Думы будут развиваться с новой силой.

С того момента, как областным судом в октябре 1994 года было отменено Положение о выборах в областную Думу, так как некоторые пункты противоречили Конституции и действующему законодательству, а областная Дума по-прежнему продолжала работать, в активную игру включился лидер областного отделения ПРЕС Валерий Острецов. (Впрочем, В.Острецов с самого начала боролся против незаконного Положения.) Еще в апреле Острецов подал исковое заявление в областной суд о признании недействительным решения областной избирательной комиссии о признании выборов 20 марта 1994 года состоявшимися и регистрации депутатов областной Думы, поскольку в ходе выборов были допущены грубые нарушения законодательства. Областной суд снова не признал за собой права рассмотреть нарушения в ходе выборов.

6 июля 1995 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла определение по поводу решения областного суда. В определении указывается, что «решение и действия избирательной комиссии области могут быть обжалованы в областной суд в порядке, установленном законом. Острецов подал жалобу в пределах предоставленных прав и с соблюдением правил о подсудности и его жалоба подлежит рассмотрению. Отказ Острецову в подсудности, как это сделано определением суда, является незаконным».

Данное определение Судебной коллегии Острецов получил только в конце августа, хотя принято оно было в начале июля. По мнению наблюдателей, сокрытие полученного ответа из Верховного Суда РФ было умышленным. Отметим, что в сентябре Суд даже еще и не приступил к рассмотрению данного дела.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

3.1.       Транспортная реформа

Около года тому назад началась транспортная реформа. Теперь можно подвести итоги. Ряд экспериментов, порой даже откровенно нецелесообразных (например, до сих пор никто не может объяснить, зачем же нужно было вводить троллейбус-экспресс, который не может обогнать нормальный троллейбус), накалили обстановку до такой степени, что в редакции средств массовой информации приходили целые мешки писем от возмущенных произволом жителей Кирова. Измученные произволом граждане в буквальном смысле слова штурмовали «экспрессы», целые трудовые коллективы писали грозные письма в адрес мэрии с обещанием прийти с вилами. Экстремальная ситуация заставила администрацию поработать над это проблемой.

Дело закончилось тем, что в автобусах и троллейбусах снова появились кондукторы. Мэрия взяла обязательство повышать цену за проезд не чаще одного раза в квартал, а городская Дума рекомендовала, чтобы стоимость проезда не превышала 1% от минимальной российской зарплаты. В августе было создано муниципальное транспортное предприятие «Транспортная компания», в которое вошли два автобусных парка и один троллейбусный, а также заключен договор с автоколонной №1217.

Несколько цифр. Ежедневно в городе Кирове проезжает 850 тыс. пассажиров. 39 категорий граждан пользуются правом бесплатного проезда, что составляет более 111 тыс. человек. По старой советской традиции за «бесплатников» никто не платит, поэтому, по подсчетам транспортников, за III квартал убытки составили 4300 млн. рублей.

11 сентября на очередной городской оперативке вице-мэр Владимир Логинов отметил четыре положительных момента проводимой транспортной реформы:

1) ликвидировали «зайцев» (известно, что, по данным Минтранса, в среднем от 15 до 20% пассажиров не оплачивают свой проезд);

2) городу дали дополнительно 1000 рабочих мест, в настоящий момент в компании работает около 4000 человек;

3) коэффициент регулярности выхода общественного транспорта самый высокий по России — 0,95%. Эксперты отмечают, что такого результата даже в старые добрые времена не бывало. Коэффициент регулярности зависит, как правило, от дорожных условий: качество дорожных покрытий, аварии, пробки и др.;

4) благодаря гибкости проводимой политики, особенно в области повышения тарифов, удалось стабилизировать обстановку, создать относительно благоприятное общественное мнение.

85% собирается непосредственно в подвижном составе и только 15% — при продаже месячных проездных билетов. Стоимость одной поездки на общественном транспорте составляет 500 рублей, а для учащихся, студентов и пенсионеров — 300 рублей.

Мэрия приняла решение с 1 октября тариф не повышать, так как на фоне общего повышения цен на товары и услуги это может вызвать негативные последствия. С 1 октября вновь введены единые проездные билеты, стоимостью 75 тыс. рублей, которые будут продаваться юридическим лицам за наличный и безналичный расчет. По мнению руководителей «Транспортной компании», нужна налоговая амнистия или отсрочка платежей до конца текущего года. Дело в том, что срочно необходимо обновлять подвижной состав.

Транспортная проблема признана важной и попала в пятерку приоритетных. Генеральный директор «Транспортной компании» (в прошлом начальник транспортного отдела мэрии) так прокомментировал ход транспортной реформы: «Эта реформа в принципе пошла нам на пользу потому, что мы получили такой удар от населения, что сразу стали мыслить реально и реально дела решать».

3.2.       Приватизация в Кирове

Распоряжением мэра Кирова Е.Клевачкина за №846 от 10 мая 1995 года были внесены дополнения в программу приватизации муниципальных предприятий в Кирове: остановлена приватизация 23 гастрономов, 27 промтоварных и 12 овощных магазинов, универсама, ателье, парикмахерских и пунктов проката. Руководители Фонда и Комитета были против, но решение было принято [13].

По слухам, пять лучших магазинов планируется сдать в аренду создаваемому торговому дому «Вятские ресурсы» (бывшая база облисполкома, большая часть АО «Вятские ресурсы» принадлежит АО «Вятка — Надым») [14].

Распоряжения №1549 «О реорганизации Комитета по управлению имуществом и Фонда имущества г. Кирова» и №1550 «О назначении председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кирова» от 9 августа 1995 по мнению газеты «Вятский наблюдатель» [15], закрепили ситуацию незаконного запрета на приватизацию практически всех сколько-нибудь значительных муниципальных предприятий. Новый руководитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Валерий Обжерин в сентябре готовил программу приватизации, которая должна была быть готова к 20 октября и подписана, но вступивший в силу Закон о местном самоуправлении, видимо, внес коррективы в действия властей.

Из интервью В.Обжерина, данного 6 сентября «Радиолинии» [16]: «...создание предприятий, организаций с разными формами собственности, в которых Комитет как полноправный представитель администрации будет выступать в роли учредителя... Мысли и задумки есть такие: не продавать объект, а входить в какую-то организацию, в ее уставный капитал тем имуществом, которое у нас есть... Мы хотим муниципальными магазинами, например продовольственными, войти в какую-то организацию, которая достаточно известная, крупная в нашем городе... Магазин, который сейчас является муниципальной собственностью, войдет в качестве филиала в эту организацию, станет частью его уставного капитала...» Условиями передачи магазинов частным фирмам является выплата в горбюджет процентов от прибыли, соответствующих вкладу города в уставный капитал (предполагается, что доля города будет составлять 25%), а также продажа молочных продуктов и хлеба по отпускным ценам заводов-изготовителей.

В этом же материале «открытое письмо» коллективов муниципальных продовольственных магазинов мэру Кирова Клевачкину Е.А. В письме отмечалось. что с 2 февраля 1992 года, т.е. более трех лет, в городе существует сеть самостоятельных муниципальных магазинов. За это время предприятия встали на ноги, работают стабильно, обеспечивают бесперебойную торговлю продовольственными товарами, создавая серьезную конкуренцию частным фирмам и коммерческим структурам. В этом письме коллективы пообещали с 11 сентября торговать хлебом с минимальной транспортной наценкой — 10% и, кстати, свое обещание сдержали. Теперь хлеб в ряде муниципальных магазинов на 200-300 рублей дешевле, чем в частных.

Можно сказать, что проблема дележа собственности в Кирове вступает в критическую фазу. При анализе этой непростой проблемы возникают объективные трудности. Дело в том, что имеющиеся группы давления, с одной стороны, уже оказывают реальное влияние на власть, а с другой стороны, куча маленьких группировок пытается делать «свою политику». Предугадать их действия чаще всего не представляется возможным. Поэтому делать прогнозы о том, как будет развиваться ситуация с приватизацией, невозможно.

21 сентября в Регистрационно-лицензионной палате за №314 была зарегистрирована Ассоциация торговых предприятий «Гастроном». Ее учредителями стали 20 муниципальных магазинов. Президентом ассоциации избрана директор магазина №11 «Золотой колос» Алла Мицкив. Члены этой ассоциации поставили перед собой цель — не допустить передачу магазинов в собственность частных фирм (пусть даже и 75%). Они требуют, чтобы магазины были переданы в аренду трудовым коллективам. Ассоциация наняла весьма влиятельного адвоката, чтобы защитить свои права, однако неопытность торговых работников в политических интригах очевидна. Директора магазинов пишут «программу» ассоциации, в которой хотят учесть интересы народа, администрации города и свои. В преддверии всевозможных выборов думается, что интересы муниципальных магазинов будут защищать все кому не лень, поэтому следует ожидать, что шуму вокруг приватизации гастрономов будет много.

4.    ВЫБОРЫ И ПАРТИИ

Со стороны властей вся необходимая подготовка к проведению выборов в Государственную Думу успешно проводится: созданы областная и окружная избирательные комиссии, регулярно ведется уведомление о начале сбора подписей за кандидатов.

Партийные функционеры заняты своим делом — организуют сбор подписей за своих кандидатов, за свои избирательные объединения. Наиболее успешно дела идут у местных организаций ЛДПР, НДР, КПРФ, РКРП.

Примечательно, что местные функционеры федеральных избирательных объединений буквально «охотились» за потенциальными кандидатами в депутаты, поэтому имели место факты, когда человек, не давший положительного ответа на баллотирование от того или иного объединения, все равно оказывается в списках (Анжелий Михеев — заместитель губернатора оказался в списках «Вперед, Россия!», а Наталья Мельникова, автор этих строк, — в списках Партии любителей пива).

Известны случаи, когда представители некоторых общественных организаций приходили в областную администрацию, просили списки депутатов областного Совета и таким образом набирали себе потенциальных избранников.

Источники

1. Вятский край. — 1995. — №179. — 29 сентября.

2. Вятский край. — 1995. — №177. — 26 сентября.

3. Вятский край. — 1995. — №179. — 29 сентября.

4. Вятский край. — 1995. — №181. — 3 октября.

5. Вятский край. — 1995. — №185. — 6 октября.

6. Кировская правда. — 1995. — №107. — 2 сентября.

7. Вятский край. — 1995. — №169. — 13 сентября.

8. Кировская правда. — 1995. — №111. — 9 сентября.

9. Кировская правда. — 1995. — №119. — 23 сентября.

10. Вятский край. — 1995. — №179. — 29 сентября.

11. Кировская правда. — 1995. — №121. — 28 сентября.

12. Вятский край. — 1995. — №175. — 22 сентября.

13. Вятский наблюдатель. — 1995. — №21. — 27 мая.

14. Вятский наблюдатель. — 1995. — №21. — 27 мая.

15. Вятский наблюдатель. — 1995. — №33. — 19 августа.

16. Вятский наблюдатель. — 1995. — №36. — 9 сентября.